Новое направление образовательной деятельности -образование устойчивого развития
Дзятковская Елена Николаевна,
доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», [email protected]
Образование для устойчивого развития - название нового направления образования, реализуемого через все виды образовательной деятельности человека в течение всей его жизни. Оно стало системообразующим вектором мирового образовательного процесса XXI века. Его появление во второй половине XX века было вызвано осознанием всеми странами мира исторической тупиковости общества потребления и неизбежности изменения типа хозяйствования, а значит - психологии и ценностей человека для выживания в глобальном мире с ограниченными ресурсами. От реализации образования для устойчивого развития напрямую зависит безопасность, здоровье, жизнь каждого человека, национальная безопасность и конкурентоспособность страны, успешность инновационного социально-экономического развития. На фоне приоритетности идей устойчивого развития в национальных системах образования всех странах мира, осведомленность российской педагогической общественности о стратегических задачах, стоящих перед образованием, оказалась недостаточной. Статья посвящена разбору часто повторяющихся ошибок педагогов в понимании сути образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, проблемы понимания.
о
Е
СП
о
(Ч
Исследование выполнено в 2019 году в рамках государственного задания № 073-00086-19-00 по теме «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в сфере ведения Минпросвещения России)»
Образованию для устойчивого развития посвящено большое число рекомендательных документов мировых саммитов ООН, резолюций конференций ЮНЕСКО, учебных и методических материалов ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, решений научно-практических форумов разного уровня, научных трудов. Несмотря на это, в отечественном педагогическом сообществе сохраняется низкий уровень понимания этого нового феномена в образовании. Целью статьи является обобщение наиболее часто встречающихся ошибок педагогов в интерпретации образования для устойчивого развития. Это представляется своевременным в условиях перехода всех отраслей хозяйства к стратегическому планированию с учетом амбициозности задач страны на долгосрочную перспективу [6]. Материалом для нашего анализа служили вопросы, отзывы, комментарии педагогов, с которыми сталкивался автор и его коллеги в течение почти тридцати лет, об «устойчивом развитии» и «образовании для устойчивого развития», начиная с обсуждения материалов Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), впервые опубликованных в России Валентином Афанасьевичем Коптюгом -членом Высшего Консультационного совета по устойчивому развитию при генеральном секретаре ООН.
Вопрос, который традиционно задают педагоги: «Устойчивое развитие чего?».
Не вина, а беда наших педагогов в том, что в СМИ, просветительских публикациях и даже в педагогической литературе эти понятия употребляются нечасто. А неназванное - вроде и не существует. О политическом аспекте такой ситуации мы расскажем ниже. А сейчас - попробуем ответить на поставленный вопрос.
«Устойчивое развитие» - дословный перевод термина международного права «Sustainable development». Он впервые был предложен Международной комиссией по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", возглавлявшейся премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брутланд (1987). Наиболее распространенным (и официально принятым) определением устойчивого развития является: «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [5]. То есть, когда говорят об «устойчивом развитии»,
понимают такую модель коэволюции природы, общества, производства, которое не должно прерываться какой-либо глобальной катастрофой антропогенного либо иного происхождения в обозримом будущем. Устойчивое развитие - это согласованный политический курс стран мира, направленный на стратегическое планирование своего будущего, курс, который был принят после десятилетий попыток справиться с общими глобальными проблемами разрозненными усилиями разных государств. Важнейший лейтмотив принятия концепции устойчивого развития - предотвращение третьей мировой войны за передел природных ресурсов. Устойчивое развитие - это развитие сбалансированное (эколого-социально-политико-экономическое), допустимое (не истощающее биосферу), самоподдерживающееся («когда можно управлять, не управляя» - Н.Н. Моисеев), относящееся ко всей планетарной социоприродной экосистеме [3]. Устойчивое развитие - это социальная стабильность, экологическая безопасность, переход от ресурсосберегающей, «зеленой» экономики к принципиально новой безотходной «синей» экономике в планетарном масштабе. Поэтому вопрос «устойчивое развитие чего?» не имеет смысла: в обществе, в котором идут процессы глобализации кризисных процессов разного рода, устойчивое развитие отдельных сторон жизни социоприродных экосистем просто невозможно. Мы все живем на одной планете, где все процессы тесно взаимосвязаны и переплетены. Однако, безусловно, каждая страна (регион, город и т.д.) имеет свои национальные приоритеты и ставит, исходя из международных соглашений, свои задачи устойчивого развития страны (региона, города и т.д.).
Суждение: специфика устойчивого развития, его историческая уникальность надумана, в истории было достаточно подобного опыта.
Полагаем, что локальный опыт гармонизации отношений общества и природы, конечно, имел место в истории человечества на разных территориях, однако вряд ли он может быть перенесен в условия глобального мира. Именно с остротой, стремительностью и беспрецедентностью процессов глобализации кризисных явлений и было связано появление в мировом сообществе в конце 20 столетия идеи попытаться на основе совместных международных усилий предотвратить глобальную катастрофу, затормозить углубление кризисных процессов, чтобы выиграть время для кардинальных решений, которые помогут в корне изменить ситуацию, а впоследствии - предупредить развитие подобных глобальных кризисов в будущем.
Академик Н.Н. Моисеев писал об уникальности нашего времени так: развитие человечества уже пережило по меньшей мере две бифуркации — два качественных изменения характера своего развития. Первая перестройка произошла еще в палеолите и привела к утверждению системы табу, ограничивающих действие биосоциальных законов. Среди них особое место занимает табу «не убий!», утверждение которого перевело процесс развития
рода человеческого из канала биологической эволюции в канал общественного развития. Вторая перестройка произошла уже в неолите, накануне или даже в начале голоцена. Она связана с качественным расширением экологической ниши homo sapiens, которое произошло благодаря тому, что человечество освоило сначала земледелие, а затем и скотоводство. Обе бифуркации имели планетарные масштабы...[3]
«Я убежден, что человечество стоит на пороге третьей перестройки такого же масштаба, как и первые две. Другими словами, нас ожидает не только необходимость отыскания новой, более емкой экологической ниши, но и перестройка самого процесса антропогенеза и, в частности, содержание цивилизации, ее целей, взаимоотношения с природой, людей между собой... Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей» [3].«От учителя в первую очередь ... зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете» [4]. Именно учитель в минуты роковые становится центральной фигурой истории. И далее: «Лидером наступающего века станет не та страна, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям» [там же].
В документах ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалось, что не технологические решения, а именно образование сыграет решающую роль в переходе к устойчивому развитию.
В экспертно-аналитическом докладе «Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы» авторы пишут: «Можно высказать мнение, что формирование ОУР станет главным образовательным процессом в мировом образовании в текущем столетии. В принципе это будет «образовательная революция», которую можно именовать «устойчивой революцией» в образовании» [1].
Суждение: «ЮНЕСКО нам не указ. Устойчивое развитие и образование для устойчивого развития - иностранная, чуждая России идея».
Хотя термин «устойчивое развитие» действительно пришел к нам с «запада», его научно-философские корни - российские.
Сама идея развития цивилизации в гармонии с природой родилась именно на российской земле еще в 19 веке и активно развивались в 20 столетии. У ее истоков стояли наши замечательные ученые В.В. Докучаев, К.И. Циолковский, С.А. Богданов, Д.С. Лихачев, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев. Концепция устойчивого развития воплотила в себе идеи В.И. Вернадского о превращении человечества в геологическую силу, которая может привести к глобальным изменениям в биосфере и разрушить сами основы жизни человека, если общество не перейдет на новый этап своего развития, управляемый разумом, наукой о законах взаимодействия
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
о
Е
СП
о
(Ч
природы и общества и их сопряженном совместном развитии без катастрофических последствий (ноосфера). «Ноосфера» по В.И. Вернадскому, как и общество устойчивого развития, характеризуется овладением человеческим Разумом законов гармонизации общества с природой и плановое, а не стихийное, управление развитием цивилизации. Огромную роль в философском и научном обосновании устойчивого развития сыграли работы Н.Н.Моисеева, его учение универсального эволюционизма, представления об обществе как о самоорганизующейся, непрерывно эволюционизирую-щей системе, в которой регулярно происходит рассогласование духовного и материального миров и о роли экологической культуры в разрешении этого противоречия [3].
Более того, именно России принадлежит инициатива проведения международных форумов и осуществления международных проектов по устойчивому развитию. Россия была активным участников реализации Десятилетия образования для устойчивого развития (2005-2014), инициатором разработки и принятия ЕЭК ООН Стратегии образования для устойчивого развития (2005). Эта Стратегия явилась первым официальным документом регионального масштаба (включающим более 25% стран мирового сообщества) в области создания новой модели образования, способной обеспечить выживание цивилизации [6]. В 2000 году был обнародован «Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», подписанный более чем 30 известными российскими учеными (В.Л.Гинзбург, Н.Н.Моисеев, Г.И.Абелев, В.А.Кува-кин, Е.П.Велихов, Э.П.Кругляков и др.). Манифест представляет собой программу построения глобального сообщества на принципах гуманизма.
Суждение: термин «устойчивое развитие» не приживется, это неудачный перевод на русский язык, развитие не может быть устойчивым.
Начнем с того, что биосфера, общество, культура являются открытыми, самоорганизующимися, саморазвивающимися системами, которые с точки зрения термодинамики и кибернетики характеризуются как системы устойчиво неравновесные, способные самостоятельно поддерживать свои показатели, функции и тренды развития.
Но дело даже не в науке. Очень часто, в разных аудиториях, мы встречаемся с мнением о неудач-ности термина, и разговор об устойчивом развитии на этом застревает, хотя содержание этого понятия давно уже стало вполне определенным, обоснованным и общепринятым. Обращение вновь и вновь к проблеме перевода, ставшее уже привычным, как и политические игры вокруг «несущей способности Земли», формирует негативное отношение людей не только к термину, но и рождают скептическое отношение к самому устойчивому развитию. И это очень беспокоит. Чем медленнее страна выходит на рельсы устойчивого развития, тем больше ослабляются позиции государства в мире. Не забываем, что в условиях противостояния держав, перехода от биполярного к многополярному миру идет жесткая информационная борьба за умы людей
под благовидными с виду лозунгами спасения человечества. Если устойчивое развитие четко стоит за сохранение национального суверенитета природных ресурсов для всех стран мира, то часто мимикрирующая под идеи устойчивого развитии идеология неолиберализма и неомальтузианства выступает за принуждение стран к отказу от такого суверенитета, создание мирового правительства, которое по своему усмотрению будет распределять денационализированные природные ресурсы между потребителями.
Суждение: «образование для устойчивого развития» - не более, чем лозунг. Любое образование - для чего-то (социализации, демократизации, гуманизации...). Зачем плодить новые сущности?
Действительно, человек, впервые услышавший про образование для устойчивого развития (ОУР) может подумать, что речь идет об атрибутивной характеристике любого образования. Но это не так. «Образование для устойчивого развития», это - неделимое словосочетание, означающее название образования, которого раньше не было. Оно имеет свой собственный объект, предмет, методы познания, планируемые результаты, понятийно-терминологический аппарат. Объектом познания выступают социоприродные экосистемы (в школе изучают только природные экосистемы в их естественной природной среде, лишь в географии есть похожее, но не тождественное социоприродной экосистеме понятие природно-хозяйственный комплекс). Предмет познания в образовании для устойчивого развития - взаимные связи и отношения в социопри-родных экосистемах (природные, социальные, экономические, демографические, политические и другие). Фактически, речь идет о закономерностях взаимодействия общества и природы, социального и биологического.
Специфичны и методы познания в ОУР. Это эко-системная познавательная модель, позволяющая выявлять, анализировать, прогнозировать взаимосвязи и взаимоотношения общества, экономики и природы, на уровне глобальных и локальных процессов, потребностей нынешних и будущих поколений; возможностей их удовлетворения в настоящем и будущем; путей обеспечения повышения качества жизни человека при неухудшении качества окружающей среды. На выявление этих умений, в частности, направлен мониторинг глобальных компетенций («global competence»), которые впервые были включены в структуру функциональной грамотности в исследовании PISA-2018. Глобальные компетенции ориентированы на «мягкие», или универсальные, навыки (soft skills) и отражают идеи устойчивого развития [2]. В инструментарий ОУР входят также умения учиться, общаться, сотрудничать, действовать, самоопределяться (быть), созидать (изменять себя и мир), которые частично предусмотрены действующим ФГОС.
Предметной основой формируемых видов деятельности в ОУР выступают темы, рекомендуемые ЮНЕСКО, и также темы, определяемые национальными системами образования с учетом приоритетности задач устойчивого развития в своих странах.
Сегодня в поле внимания, вслед за Целями тысячелетия, оказалась Повестка дня по устойчивому развитию до 2030, принятые 193 странами мира семнадцать целей устойчивого развития - ЦУР [9].
Поскольку явно или скрыто эти темы присутствуют в содержании разных предметных областей общего образования, это дает основание некоторым чиновникам рапортовать о реализации образования для устойчивого развития (ОУР) в массовой школе! Однако, это явно преждевременно. Содержание образования - это не копия проблем, которые входят в его «поле интересов».
В Айти-Нагойской декларации (2014), Глобальной программе действий по устойчивому развитию (2015), документах Ханойской конференции по ОУР (2019) четко сказано, что ОУР - это не только знания, умения, но и отношения. В многочисленных методических рекомендациях подчеркивается, что именно отношения, ценностно-мировоззренческие основания устойчивого развития, выступают системообразующими в ОУР (то есть, не только вопрос ЧТО и КАК, но и ЗАЧЕМ).
Образование в интересах устойчивого развития основывается на целостном подходе к человеку, обществу и природе, на единстве современного научного знания и гуманистических ценностно-мировоззренческих установок и направлено на формирование культуры устойчивого развития [1]. Если темы устойчивого развития и средства их познания так или иначе отражены в требованиях ФГОС общего образования к предметным и метапредмет-ным результатам, то требования к личностным результатам пока не направлены на преодоление мировоззренческого «пробела» школьников. Причину «патологических черт» миропонимания молодых людей академик Н.Н. Моисеев видел в доминировании в современном образовании редукционистского мышления и фрагментации знаний [4]. Хотя на разных учебных предметах отдельные стороны ЦУР рассматриваются, системные закономерности, эмерджентные характеристики изучаемых проблем учащимся остаются неведомыми. Учение универсального / глобального эволюционизма в школьных учебниках даже не упоминается и отсутствует в требованиях ФГОС. Представления о географическом (экологическом) детерминизме из содержания исключены. Формируемые у школьников в разных предметных областях картины мира практически не связаны между собой. Социально-гуманитарная картина мира носит усеченный характер, находя применение лишь к гуманитарным и финансово-экономическим сторонам деятельности общества. Общество в учебном предмете «Общество-знание» (и даже в разделе «Экономика») традиционно рассматривается как «общество-в-себе», изолированная система, не связанная с природной средой, а естественнонаучная картина мира не скоординирована с обществоведческой. По умолчанию предполагается, что предметные картины мира спонтанно сложатся в голове у ребенка в непротиворечивую целостную индивидуальную картину мира. Но так не происходит. Результат: когни-
тивные и нравственные диссонансы, несформиро-ванность почти у половины выпускников ценностно-смысловой направленности личности.
Подобная «редукционистская философия неадекватна не только для понимания живых систем, но и для преодоления трагедии разрушительного социального и экономического роста», говорится в Юбилейном докладе Римского клуба [10]. По мнению специалистов, содержание общего образования, фактически, продолжает транслировать модель неустойчивого развития общества [5].
В Юбилейном докладе Римского клуба (2017) также подтверждается катастрофическое отставание содержания образования от жизни. «Сегодняшние студенты которые будут определять политику в 2050 году, учатся идеям из книг 1950-х, которые основаны на теориях 1850-х годов [9]. К этому же выводу пришли специалисты Международной комиссии по образованию для XXI в. (ЮНЕСКО, 1997): в условиях динамично развивающего мира образование оказалось весьма консервативной социальной системой, которая учит прошлому и настоящему, но не будущему [7].
Проблемы, стоящие перед ОУО исключительно сложные и в значительной степени беспрототип-ные. Как полагают специалисты, речь идет о необходимости смены модели образовательного процесса.
Суждение: от ОУР отталкивает его незрелость (терминологическая небрежность), например, в разных источниках встречаются разные термины - образование для устойчивого развития, образование об устойчивом развитии, образование в интересах устойчивого развития, что дезориентирует педагогов.
Обратимся к рекомендациям ЮНЕСКО, которые неоднократно повторялись и в ходе Декады ООН по ОУР и после ее завершения, например, в Ханты-Мансийской Декларации.
Когда речь идет об образовании об устойчивом развитии, то задача сводится к информированию учащихся о проблемах устойчивого развития и путях их решения.
Когда речь идет об образовании для устойчивого развития, то задача расширяется и предусматривает формирование необходимых знаний, умений, отношений, в конечном итоге - основ культуры устойчивого развития (включая освоение обучающимися новых социальных ролей, этики нового гуманизма, культуры ответственного потребления и т.д.)
Когда речь идет об образовании в интересах устойчивого развития предполагается сочетание образования об и для устойчивого развития.
Порой образование об устойчивом развитии выдается за ОУР, неправомерно пользуясь его брендом. Об этих случаях ЮНЕСКО говорит как об имитации ОУР.
Наиболее сложная с педагогической точки зрения - задача конструирования и реализации содержания для устойчивого развития, поскольку вся дидактика развивалась ранее предмето-центриро-ванно. Между тем, ЮНЕСКО планирует до 2030
о о и и т
О т э т Д А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
года охватить образованием для устойчивого развития всех обучающихся. Так, в Цели устойчивого развития 4, задаче 4.7. говорится: к 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития, пропаганды устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, культуры мира и ненасилия и концепции глобального гражданства и понимания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие [9].
Суждение: если содержание образования для устойчивого развития специфично и не сводится к предметному, то целесообразно выделить его в отдельный предмет.
Если бы задача ОУР сводилась лишь к информированию учащихся и формированию у них опыта практических действий в целях устойчивого развития, наверное, проблемы ОУР были давно решены. Но пока ни одна страна не может это заявить. Ведь образование для устойчивого развития носит общекультурную, мировоззренческую направленность, а сформировать основы новой культуры, ростки которой в массовом сознании еще крайне слабы, с помощью только знаний невозможно. Только представьте себе грандиозность стоящей перед образованием задачи (и возложенную на образование ответственность за устойчивое будущее)!
Академик Н.Н. Моисеев сравнивал неизбежно предстоящий человечеству отказ от антропоцентрической модели мира (человек не хозяин природы, а зависимая от нее часть) с той революцией в сознании средневековых людей, которые узнали, что Земля - не центр Вселенной, а всего лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Такая же революция в психологии, ценностях, миропонимании предстоит и человечеству в ближайшее время [3].
По мнению руководителей ООН, принятие на 70-ой Генеральной ассамблее ООН в рамках Саммита по устойчивому развитию (СУР) в сентябре 2015 г. официального документа «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», знаменует новый исторический этап перехода к устойчивому развитию всего мирового сообщества.
Цель №4 представляется ООН и ЮНЕСКО в качестве новой концепции мирового образования, которая заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования, причём признаётся важная роль образования в качестве основной движущей силы развития и в достижении других предлагаемых Целей устойчивого развития.
Важно понять, что ОУР - не модное течение, которое с годами уступит новым веяниям, и не косметические изменения образования. Это длительный процесс «нового Просвещения», и фундаментальной трансформации мышления, его избавление от антропоцентризма, и новые ценностно-мировоззренческие координаты оценки мира.
Образование для устойчивого развития (ОУР) -не отдельный предмет, а общекультурный вектор образования человека в течение всей его жизни -вектор, который формирует мышление, ценности и действия в интересах сохранения для будущих поколений природного и культурного наследия, доставшегося нам от предков, вектор, направляющий творческие силы на созидание нового типа отношений и производства.
Дело за развитием педагогической науки и практики, достижениями в области дидактики меж-, над, транспредметности, философии педагогики. Проблематика ОУР подсказывает, что «центрами кристаллизации» его содержания в школе могут быть такие предметы, имеющие интегрированное, естественнонаучно-социально-гуманитарное содержание, как география, обществознание, технология.
Вопрос: ОУР - это новое название экологического образования?
Это неверно по определению. ОУР содержит, как минимум три ветви - экологическую, экономическую и социально-гуманитарную. Исторически экологическое образование складывалось как образование в области охраны природы. Постепенно цель формирования бережного отношения к природе дополнилась формированием экологически ответственного поведения, затем - экологической культуры, и наконец - экологической культуры устойчивого развития.
Сегодня именно экологическое образование выступает платформой продвижения в общее образование ОУР. ОУР использует познавательный инструмент экологического образования - экосистем-ную познавательную модель. За последние годы предмет познания экологического образования эволюционировал от узко естественнонаучной направленности в область экологии человека и социальной экологии. Выделилось экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР). Была разработана методическая система транспредметной экологизации, позволяющая координировать экологическую составляющую учебных предметов по горизонтали и по вертикали на основе ценностно-мировоззренческого «ядра» устойчивого развития. Экологическое образование является платформой введения в содержание образования идей устойчивого развития и во многих других странах, что было подтверждено на Айти-Нагойской конференции в Японии, которая подвела итоги Декады ООН по ОУР.
Вопрос: а что дальше?
Разработка проекта Стратегии развития образования Российской Федерации в 2019 году совпала по времени с созданием, в соответствии с поручением главы Правительства РФ, проекта Концепции экологического образования Российской Федерации. И это очень показательно. В проекте Концепции говорится, что экологическая культура является необходимой составляющей всех сфер многогранной культуры человека и выступает основой формирования культуры устойчивого развития общества. Формирование экологической культуры яв-
ляется важным условием решения социально-экономических задач развития страны, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов; укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды; реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в обеспечении экологической безопасности.
В проекте Стратегии развития образования Российской Федерации (2019 г.) определены цели, задачи и принципы, отражающие Стратегию ЕЭК ООН по ОУР и задачи инновационного развития страны - ее переход экологически устойчивую модель развития.
Согласно Поручению Президента РФ №140ГС от 24.01.17, во ФГОС всех уровней необходимо предусмотреть формирование базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
В Указе Президента от 7 мая 2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», Плане действий по их реализации, отраслевых стратегиях развития намечена программа действий по выходу страны на траекторию устойчивого развития путем обеспечения инновационно-технологического прорыва при сохранении природно-ресурсного потенциала страны и одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека. Ведущей силой достижения намеченных целей выступает образование - движущая сила экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.
В силу значимости образования для устойчивого развития, его показатели в 2018 г. были включены в ежегодную отчетность Росстата.
По инициативе Министерства образования и науки РФ (2017) во всех регионах страны, для всех уровней обучения, проводился «Самый большой урок в мире», рассказывающий о 17 целях устойчивого развития.
В Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Бурятия, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве в школьный учебный процесс внедрены региональные учебники и учебные пособия по устойчивому развитию.
Работают онлайн школы по ОУР.
На базе Института стратегии развития образования РАО открыты и активно функционируют кафедра ЮНЕСКО по глобальному образованию, сетевая кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире».
В распространении идей образования для устойчивого развития среди педагогической общественности большую роль играют педагогические сетевые сообщества, например «Межрегиональное сетевое партнерство «Учимся жить устойчиво в
глобальном мире» (пилотный проект УНИТВИН/ЮНЕСКО), созданное кафедрами ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ и сетевой кафедрой Института стратегии развития образования РАО на базе информационно-методического центра Департамента образования города Томска.
В России были реализованы десятки ярких проектов разного масштаба по ОУР, каждый из которых внес существенный вклад в развитие понимания сути ОУР деятелями образования и в изменение практики образовательной деятельности.
Тем не менее, признавая несомненные заслуги и достижения этих проектов и инициатив, следует с сожалением отметить, что они, в подавляющем большинстве, носили локальный характер, обладали небольшим количеством ресурсов и не смогли кардинально изменить ситуацию на системном уровне в масштабах России.
Надеемся, что с принятием новой Стратегии развития образования Российской Федерации и Концепции экологического образования Российской Федерации будет сделан важный шаг к созданию нормативных, кадровых, информационно-методических и других условий для развития ОУР в нашей стране.
Литература
1. Грачев В.А., Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экс-пертно-аналитический доклад). М. : Московская редакция издательства «Учитель»; Издательство Московского университета, 2017. 207 с.
2. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). С. 208-217.
3. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологиче-ский анализ. М. : МНЭПУ, 1994. 47 с.
4. Моисеев система учитель. Экология и образование М.: ЮНИСАМ, 1996. 192 с.
5. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Ев-теева и Р. А. Перелета/. М.: Прогресс, 1989. 376 с.
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425. Дата доступа 08.10.19.
7. Синкх К. Образование для мирового сообщества // Образование — сокрытое сокровище. Париж : ЮНЕСКО, 1997. С.246.
8. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/ 2005/cep/ac.13/cep.ac.13.2005.3.rev.1.r.pdf Дата обращения 08.10.19.
9. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL:
о о ш n m
О m n m й А
X £ m
О
x О m
О Dl n А ы о ш А X X m
https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transf ormingourworld.
10 9Ernst Ulrich von Weizsäcker Emmendingen, Germany Anders Wijkman roöun pumck DOI 10.1007/978-1-4939-7419-1 Library of Congress Control Number: 2017952604 © Springer Science+Business Media LLC 2018
A new area of educational activity - education for sustainable
development Dzyatkovskaya E.N.
Institute for Educational Development Strategy of the Russian
Academy of Education Education for sustainable development is the name of a new direction of education, implemented through all types of educational activities of a person throughout his life. It has become the backbone of the world educational process of the 21st century. Its appearance in the second half of the 20th century was caused by the recognition by all countries of the world of the historical impasse of a consumer society and the inevitability of a change in the type of business, and therefore - the psychology and values of a person for survival in a global world with limited resources. Safety, health, life of every person, national security and competitiveness of the country, success of innovative social and economic development directly depend on the implementation of education for sustainable development. Against the background of the priority of the ideas of sustainable development in the national education systems of all countries of the world, the awareness of the Russian pedagogical community about the strategic tasks facing education, turned out to be an article devoted to the analysis of frequently repeated mistakes by teachers in understanding the essence of education for sustainable development. Keywords: education for sustainable development, understanding problems
References
. 1. Grachev V.A., Ilyin I.V., Ursul A.D., Ursul T.A., Andreev A.I. Education for sustainable development in Russia: problems and prospects (Expert and analytical report). M.: Moscow edition of the Teacher Publishing House; Publishing House of Moscow University, 2017.207 p.
2. Koval T.V., Dyukova S.E. Global competencies - a new component
of functional literacy // Domestic and foreign pedagogy. 2019.No. 4 (61). S. 208-217.
3. Moiseev N. N. Modern anthropogenesis and civilizational faults.
Ecological and political science analysis. M.: MNEPU, 1994.47 s.
4. The Moses system is a teacher. Ecology and Education, Moscow:
UNISAM, 1996.192 p.
5. Our Common Future: Report of the International Commission on
Environment and Development (MKOSR) ": Translated from English / Ed. And afterwords from S. A. Evteev and R. A. Perelet /. M.: Progress, 1989.376 s.
6. On the national goals and strategic objectives of the development
of the Russian Federation for the period until 2024. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425. Access date 10/08/19.
7. Sinkkh K. Education for the world community // Education is a
hidden treasure. Paris: UNESCO, 1997. P.246.
8. UNECE Strategy for Education for Sustainable Development.
URL:
https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2005/cep /ac.13/cep.ac.13.2005.3.3.rev.1.r.pdf Date of access 08.10.19.
9. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingou rworld.
10 9 Ernst Ulrich von Weizsäcker Emmendingen, Germany Anders Wijkman celebrated Roman DOI 10.1007 / 978-1-4939-7419-1 Library of Congress Control Number: 2017952604 © Springer Science + Business Media LLC 2018
o
E £
en ^
o w