Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Ольга Станиславовна

Цель статьи состоит в исследовании взаимосвязи между информационной безопасностью педагога и глобальными компетенциями. Делается вывод, что информационная безопасность это важная составляющая функциональная грамотности учителя.The purpose of the article is to study the relationship between the information security of a teacher and global competencies. It is concluded that information security is an important component of the teacher's functional literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.2

Психолого-педагогические науки

Кудрявцева Ольга Станиславовна, заместитель директора по УВР, методист, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Цель статьи состоит в исследовании взаимосвязи между информационной безопасностью педагога и глобальными компетенциями. Делается вывод, что информационная безопасность это важная составляющая функциональная грамотности учителя.

Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальные компетенции, информационная безопасность.

Abstract: The purpose of the article is to study the relationship between the information security of a teacher and global competencies. It is concluded that information security is an important component of the teacher's functional literacy.

Key words: functional literacy, global competencies, information security.

Введение. Сегодня в разнообразном, взаимосвязанном и быстро меняющемся мире взросление молодежи происходит под влиянием экономических, цифровых, культурных, экологических, социальных и эпидемиологических факторов. В эпоху вызовов и противоречий современного мира создаются новые возможности для людей и, вместе с тем, появляются новые проблемы, проявляется функциональная грамотность.

Изложение основного материала статьи. Представляется, что сегодня

функциональную грамотность по праву можно рассматривать с точки зрения основы успешности, а также безопасности всех граждан страны. Как нередко отмечается в научной литературе, «функциональная грамотность в указанном аспекте может означать один из способов социальной ориентации человека, который будет интегрировать связь образования и иную деятельность человека». Не согласиться с этим весьма затруднительно и на этом фоне можно сделать вывод о том, что под функционально грамотным понимают такого человека, который в полной мере может использовать свои знания, умения и навыки на протяжении всей жизни. Кроме того, как подчеркивается в научной литературе «знания и навыки такого человека применяются им для решения достаточно широкой совокупности задач, вне зависимости от конкретной сферы деятельности» [1].

Полагаем, что функциональная грамотность взрослого человека будет представлять собой такой уровень владения знаковыми системами, который в полной мере позволит на практике реализовать социальные функции, равно как обеспечивать безопасную жизнедеятельность, а также добиться реализации в обществе и определенного социального статуса. В связи с этим, к числу весьма специфических форм проявления функциональной готовности стоит отнести формы, которые дифференцируются в зависимости от особенной социальной деятельности: это информационная и компьютерная грамотность, языковая грамотность, финансовая грамотность, экологическая и правовая грамотность. Более того, сюда вполне можно отнести специальные и профессиональные аспекты функциональной грамотности, например, менеджмент или бизнес -планирование.

Мир, в котором мы живём, стал более взаимосвязан и взаимозависим, чем он был когда-либо прежде, поэтому и проблемы, и возможности, с которыми мы сталкиваемся, становятся всё более глобальными. Появилось понятие «глобальная компетентность», которое касается знаний, навыков и склонностей, необходимых для преодоления трудностей, возникающих в обучении, трудовой деятельности и вообще в жизни в современном глобальном

обществе. Глобально компетентные люди обладают определёнными качествами и способностями и применяют их в обучении и работе.

Глобальную компетентность нередко рассматривают с точки зрения весьма специфического и обособленного ценностно-интегративного элемента функциональной грамотности, который имеет определенное предметное содержание, а также ценностную основу. Данный структурный элемент всегда нацелен на то, чтобы сформировать универсальные навыки.

Programme for International Student Assessment (PISA) является известной международной программой, которая активно применяется в целях оценки учебных достижений. Данная программа в полной мере характеризует некие глобальные компетенции, рассматривая их с точки зрения способности изучать глобальные проблемы на основе критического подхода. В частности, в данном случае должно приходить понимание того, каким образом различия оказывают влияние на суждения, взгляды и на восприятие, в том числе, на наши взгляды и взгляды других людей.

Исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводится циклами один раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая, естественнонаучная грамотность и грамотность чтения. Стоит отметить, что Российская Федерация принимает участие в данном тестировании, начиная с 2000 года. В свою очередь, впервые российские школьники приняли участие в международном тестировании и анкетировании по глобальным компетенциям в 2018 году, по итогу которого наша страна вышла на 14 место. Представляется, что формирование глобальной компетентности напрямую связано с тем, чтобы на практике реализовать требования, которые сегодня предъявляются к ФГОС и ее результатам. В связи с этим, в качестве цели овладения обучающимися глобальных компетенций являются:

- Гармоничная жизнь в многокультурном сообществе;

- Адаптация на постоянно изменяющемся рынке труда;

- Эффективное и ответственное использования медиаплатформ;

- Поддержание целей устойчивого развития (ощущать ответственность за развитие международного сообщества)

Формировать глобальную компетентность у обучающихся можно через систему школьных предметов, а также с помощью проектной и проектно-исследовательской деятельности.

Новые пути обмена информацией в корне изменили наш образ жизни, обучение и работу. Скорость, с которой распространяется информация, и её доступность изменили саму роль учителя: если раньше она заключалась в поставке ученикам основного объёма информации, то теперь она состоит в том, чтобы научить ориентироваться в огромном количестве информации, доступной им по одному движению пальца, и помочь развить способность к анализу, оценке и различению. Преподаватели, которые стремятся помочь ученикам стать глобально компетентными, должны развивать эти черты в себе и искать способы помочь ученикам усилить их, так как способность критически мыслить и иметь свое мнение по вопросам глобальных проблем, а также открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми вышло на передний план.

Почему глобальную компетентность так важно развивать учителям XXI века, а главное - их ученикам? В настоящее время мир делает новый виток в развитии цифровых технологий, что требует быстрого и эффективного ответа от системы образования. Образовательные учреждения используют цифровые технологи, чтобы сделать учебный процесс эффективней, интересней, прозрачней, повысить уровень самостоятельной работы и мотивацию обучающихся, дают возможность испытать свои способности в новых ролях. Вместо тетрадей ученики все чаще выполняют задания на различных гаджетах. Множество программ, сайтов, электронных пособий, сервисов в этом направлении предлагают свои услуги педагогам, в школы поставляется новое оборудование (компьютеры, VR-технологии, интерактивные доски) - все это

требует от педагогов не только владеть ИКТ-компетентностью, уметь систематизировать, отбирать и преобразовывать информацию, сохраняя при этом личную идентичность, но и обладать культурой информационной безопасности, быть источником творческой интуиции, стимулировать продуктивную научную коммуникацию. По данным Всероссийского исследования образовательной платформы Яндекс.Учебник более 80% учителей обладают умением формировать глобальную компетенцию у обучающихся.

TALIS (Teaching and Learning International Survey) представляет собой международное исследование учительского корпуса по всем вопросам, которые непосредственно связаны с вопросами в сфере обучения и преподавания. Это исследование является достаточно авторитетным и масштабным исследованием школьного образовательного пространства, а также условий развития всех учителей и условий профессиональной деятельности в целом. Исследования в данном случае проводятся под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования TALIS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» [2].

Российская Федерация принимает участие в исследовании с 2008 года и в 2018 году участвовала в исследовании наряду с 47 другими странами. Стоит отметить, что само исследование имеет вид автоматизированного опроса директоров и школьных учителей для того, чтобы собрать все данные о таких процессах, как социальные, методические и педагогические процессы, которые происходят внутри образовательных организаций. В рамках тестирования как учителя, так и руководители образовательных организаций рассказывают об этапах своего профессионального развития, о профессиональных вызовах и о педагогической практике. Оценивают свою работу и обратную связь, что на практике представляет собой определенный исследовательский интерес [2].

Данные исследования TALIS-2018 прямо свидетельствуют о том, что вся реализуемая политика по вопросам образования имеет явный положительный

эффект, но она же выделяет вызовы, с которыми еще предстоит справиться школам нашей страны:

- Снижение темпов омоложения контингента учителей относительно исследования предыдущего цикла;

- Объемы бумажной и различной административной работы весьма высокие, что порождает дополнительную нагрузку для учителей;

- На руководителя российской школы возлагается достаточно высокая нагрузка, однако управление школой и стратегией ее развития он почти не занимается, что нельзя оценить с положительной точки зрения.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время имеет место определенная динамика в содержании программ подготовки и в системе повышения квалификации учителей. В частности, за последние 5 лет можно наблюдать положительную динамику программ, которые включают в себя применение ИКТ. Очевидно, что это требует повышения квалификации самих учителей, в то время как сегодня имеют место явные диспропорции в системе повышения квалификации учителей.

Ранее запланированные мероприятия в сфере участия РФ в исследованиях подобного рода в 2022 году были отменены. Помимо PISA, ОЭСР остановила участие России в TALIS, в рамках которого оценивали уровень подготовки учителей. Также РФ более не принимает участия в проверке компетенций взрослого населения PIAAC. Стоит отметить, что ранее данное исследование должно было пройти в 2021 году, но было перенесено из-за пандемии.

Пандемия и удаленная работа послужили катализатором для повышения уровня цифровой грамотности. Так, в целях организации дистанционной учебы, педагоги стали сами активно использовать ИКТ и активно обучили учеников. Данную тенденцию можно оценить только положительно, так как цифровая грамотность педагогов активно способствует тому, что ИКТ применяются не только максимально часто, но и максимально эффективно.

Известно, что на современном этапе развития цифровая грамотность

представляет собой совокупность компетенций, которые необходимы человеку для того, чтобы максимально активно участвовать во всех сферах жизни и достигать своих целей. Такие цели могут быть различными и быть связанными как с учебой или работой, так и с досугом. По данным исследовательского спецпроекта НАФИ у российских педагогов высокий индекс цифровой грамотности.

Работа с информацией (поиск, хранение, обработка, передача), используя различные сервисы (например, Яндекс формы, браузерами, виртуальными досками) и на различных цифровых платформах, применяя облачные программы для управления проектами в режиме реального времени или с использованием дистанционных технологий требуют обширных знаний в области информационной безопасности.

Информационная безопасность представляет собой практику в области профилактики несанкционированного доступа, раскрытия, использования, а также изменения и уничтожения информации. Стоит отметить, что указанное понятие является универсальным и применяется вне зависимости от того, какая форма данных имеет место в том или ином случае. Несмотря на высокий уровень цифровой грамотности педагогов российских школ сохраняется потребность общества в безопасном использовании цифровых технологий в системе образования и недостаточной подготовленностью педагогов и образовательных организаций к работе в этом направлении.

Создание безопасной цифровой образовательной среды организации, а также формирование информационной культуры безопасности у педагогических работников образовательных учреждений являются задачами мирового уровня, так как уровень культуры информационной безопасности педагогов влияет на:

- самого педагога и подрастающее поколение, то есть умение предотвращать на практике несанкционированный доступ, использование, раскрытие, искажение, изменение или уничтожения информации позволяет не

попасть в киберловушки;

- профессиональную успешность, так как взрослым несколько сложнее ориентироваться в технологиях быстро развивающегося информационного мира с учетом рисков, влияющих на здоровье, психологическую и эмоциональную устойчивость;

- формирование безопасной личной цифровой среды и цифровой образовательной среды организации

«Доучивание» на рабочем месте является характерной чертой отечественной системы образования. Стоит отметить, что в некоторых странах, которые являются безусловными лидерами PISA готовы, есть практика по избавлению от учителей, которые показывают низкие результаты. Это никоим образом не свойственно для нашей страны, так как на территории РФ широкое распространение получил «индивидуальный план» работы по улучшению результатов отдельных педагогов. Данный план нередко реализуется и самими педагогами, которые высказывают желание помогать друг другу [2].

Инновации становятся основополагающей характеристикой современного общества, владение культурой коммуникации, базирующейся на цифровой грамотности, является основной способностью современного человека, особенно преподавателя.

Современный педагог должен обладать глобальным мышлением, а также развивать его у своих учеников, содействовать развитию цифрового потенциала, тем самым препятствовать нарастающему цифровому неравенству.

Выводы. Обучаясь навыкам кибербезопасности, повышается общий уровень цифровой грамотности населения, что влияет на качество жизни людей. Глобальная компетентность нужна не только для того, чтобы успешно ориентироваться в современном обществе, но и для профессионального успеха во всё более глобальных трудовых коллективах.

Для развития глобальных компетенций педагога, в том числе в области информационной безопасности требуется как целенаправленная работа в

системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и неформальное образование (непрерывное обучение, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обмен опытом работы с коллегами и «зримое» представление своего педагогического опыта). Формирование глобальных компетенций у обучающихся происходит за счет включения заданий по функциональной грамотности в урочную и внеурочную деятельность, а также участие в различных мероприятиях.

Сегодня безопасное использование цифровых технологий и устройств -это важная составляющая личной безопасности педагога, его ключевой навык цифровой грамотности. Общество формирует запрос и готово обучаться тому, как безопасно пользоваться цифровыми устройствами, как можно защитить свои данные в интернете. Несмотря на широкую огласку данной тематики люди сталкиваются с дефицитом соответствующей информации, либо она изложена с использованием профессиональной терминологии, трудной для понимания людям в возрасте.

Библиографический список:

1. А.А. Леонтьев Образовательная система «Школа 2100» Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

2. Национальный отчет исследования TALIS-2018. Режим доступа: [Электронный ресурс] https://fioco.ru/Talis-18-results

3. Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 Режим доступа: [Электронный ресурс] https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93% D0%9A%20PISA-2018_.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.