Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ: НАВЫКИ ХХI ВЕКА'

ОБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ: НАВЫКИ ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленок О.М., Щенина О.Г.

Статья посвящена анализу процессов, происходящих в образовании на этапе становления сетевого общества. Предпринята попытка характеристики различных аспектов структуры системы образования, содержания образовательного дискурса. Показано, что в обществе в процессе перемен формируется новый социальный заказ: в большей мере востребованы компетенции, позволяющие реализацию на практике принципов знаниево-цифровой экономики - навыки ХХI века. Предполагается, что навыки ХХI века становятся центральным элементом глобальной образовательной повестки дня.Компетентностный подход позволяет сосредоточить усилия образовательного сообщества на развитии человека, изменении его мышления, в том числе и в связи с «удвоением» социальной реальности - появлением ее виртуальной и реальной составляющих (причем дистанция между ними стремительно сокращается). Авторы статьи предпринимают попытку анализа образовательных результатов российских школьников в ряде национальных и международных мониторинговых исследований качества образования. Они рассматриваются в контексте оценки уровня сформированности компетенций, прежде всего функциональной грамотности на основе компетентностного подхода (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность как элементы функциональной грамотности). В статье также представлена авторская точка зрения на анализ процедур исследований качества образования на примере ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN NETWORK SOCIETY: ХХI CENTURY SKILLS

The article is dedicated to the analysis of processes taking place in education at the stage of network society establishment. It discusses characteristics of di erent aspects ofthe education system structure, the content of the educationaldiscourse. It was demonstrated that in the process of social change, a new type of social commissioning is being formed: competencies that allow implementing principles of knowledgedigital economy - XXI century skills - are in greater demand now. It is assumed that XXI century skills are becoming a central element of global educational agenda.Competency-based approach makes it possible to focus efforts of the education community on the development of humans, on changing their way of thinking also due to the ‘doubling’ of the social reality - the emergence of its virtual and real components (with the distance between them narrowing down rapidly).The authors of the article attempt to analyze academic results of Russian school students in a number of national and international research monitoring the education quality. They are considered in the context of evaluating the level of competencies development, first of all, the functional literacy following the competency-based approach (literacy in reading, natural sciences, mathematics as elements of functional literacy). The article also presents the authors’ point of view on the analysis of procedures for the research of educational quality, taking the Unified State Exam as an example.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ: НАВЫКИ ХХI ВЕКА»

ОБРАЗОВАНИЕ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ: НАВЫКИ ХХ! ВЕКА

Михайленок Олег Михайлович,

доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель отдела исследования социально-политических отношений. Центр политологии и политической социологии Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия Е-mail: m-oleg-m@yandex.ru

Щенина Ольга Геннадьевна,

кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия Е-mail: oschenina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу процессов, происходящих в образовании на этапе становления сетевого общества. Предпринята попытка характеристики различных аспектов структуры системы образования, содержания образовательного дискурса. Показано, что в обществе в процессе перемен формируется новый социальный заказ: в большей мере востребованы компетенции, позволяющие реализацию на практике принципов знаниево-цифровой экономики — навыки ХХ1 века. Предполагается, что навыки ХХ1 века становятся центральным элементом глобальной образовательной повестки дня.

Компетентностный подход позволяет сосредоточить усилия образовательного сообщества на развитии человека, изменении его мышления, в том числе и в связи с «удвоением» социальной реальности — появлением ее виртуальной и реальной составляющих (причем дистанция между ними стремительно сокращается).

Авторы статьи предпринимают попытку анализа образовательных результатов российских школьников в ряде национальных и международных мониторинговых исследований качества образования. Они рассматриваются в контексте оценки уровня сформированности компетенций, прежде всего функциональной грамотности на основе компетентностного подхода (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность как элементы функциональной грамотности). В статье также представлена авторская точка зрения на анализ процедур исследований качества образования на примере ЕГЭ.

Ключевые слова: сетевое общество, образование, компетенции, качество образования, международные сравнительные исследования качества образования.

EDUCATION IN NETWORK SOCIETY: ХХI CENTURY SKILLS

Mikhaylenok Oleg Mikhailovich,

Doctor of Political Science, Professor, Main Researcher,

Head of the Department for Research of Social and Political Relation

Institute of Sociology of FCTAS RAS,

Moscow, Russia

E-mail: m-oleg-m@yandex.ru

Shchenina Olga Gennadievna,

Candidate of Political Science, Senior Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: oschenina@mail.ru

Abstract. The article is dedicated to the analysis of processes taking place in education at the stage of network society establishment. It discusses characteristics of different aspects of the education system structure, the content of the educational discourse. It was demonstrated that in the process of social

change, a new type of social commissioning is being formed: competencies that allow implementing principles of knowledgedigital economy — XXI century skills — are in greater demand now. It is assumed that XXI century skills are becoming a central element of global educational agenda.

Competency-based approach makes it possible to focus efforts of the education community on the development of humans, on changing their way of thinking also due to the 'doubling' of the social reality — the emergence of its virtual and real components (with the distance between them narrowing down rapidly).

The authors of the article attempt to analyze academic results of Russian school students in a number of national and international research monitoring the education quality. They are considered in the context of evaluating the level of competencies development, first of all, the functional literacy following the competency-based approach (literacy in reading, natural sciences, mathematics as elements of functional literacy). The article also presents the authors' point of view on the analysis of procedures for the research of educational quality, taking the Unified State Exam as an example.

Keywords: network society; education; competencies; quality of education; international comparative studies on educational quality.

Сетевое общество, как новый тип организации социума, характеризуется прежде всего особыми конфигурациями социальных связей и социальных отношений, которые изменяют свои контуры в условиях новой социальной реальности. Оно оказывает существенное преобразующее влияние практически на все стороны жизни социума.

На нынешнем этапе становления сетевого общества образование (один из важнейших социальных институтов) подвергается значительным изменениям. Они затрагивают различные аспекты структуры системы образования, прежде всего, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием. Наряду с этим, происходит модификация стандартов, принципов и содержания образовательных программ, а также

технологических условий их реализации. Так в пандемий-ной ситуации, связанной с распространением коронавируса COVID-19 в 2020-2021 годах, произошел ускоренный внешними обстоятельствами переход к повсеместной цифровизации образовательной деятельности. Таким образом, в образовании наиболее отчетливо проявляются процессы, характеризующие переход к сетевому обществу — информатизация, компьютеризация, цифровизация, сетевизация.

Трансформации разных сторон общественной жизни, связанные со сменой технологических укладов либо типов социальной организации, как правило приводят к появлению ряда инновационных идей или даже к смене парадигм. Например, в социально-гуманитарном знании: от парадигмы «человек для экономики» к парадигме «экономика для человека»1. Высказываются идеи о формировании предпосылок и условий на нынешнем этапе развития социума, которые приведут к глобальной гуманитарно-технологической революции (Global HTR)2. Либо появление на стадии перехода к информационному, постиндустриальному обществу концепции непрерывного образования — «Образование через всю жизнь».

Все это оказывает значительное влияние на развитие системы образования, поскольку в обществе в процессе перемен формируется новый социальный заказ: сегодня в большей мере востребованы компетенции, позволяющие реализацию на практике принципов знаниево-цифровой экономики.

Навыки ХХ1 века в глобальной образовательной повестке дня

Перед системой образования в целом ставится задача формирования у современного человека, прежде всего у подрастающего

1 Иванов В. В. Гуманитарно-технологическая революция как глобальный вызов / Проектирование цифрового будущего. Научные подходы / Под ред. Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника.— М.: Техносфера, 2020. С. 42-43.

2 См.: Иванов В. В. Глобальная гуманитарно-технологическая революция: предпосылки и перспективы. // Инновации. 2017. №6. С. 3-8.

поколения, умений и навыков XXI века, позволяющих жить и работать в обществе нового типа (сетевого, информационного, цифрового). В докладе Всемирного экономического форума «Новый взгляд на образование» 2018 года были выделены основные, ключевые компетенции (модель компетенций 4К): критическое мышление, креативность, коммуникация (умение общаться), кооперация (сотрудничество и взаимодействие), которые востребованы в современном обществе. Кроме компетенций, в качестве образовательных результатов авторами доклада выделялись виды базовой грамотности и качества характера (личностные качества) школьников. Таким образом, навыки XXI века становятся центральным элементом глобальной образовательной повестки дня.

Например, наряду с формированием ключевых компетенций у современных российских школьников в системе общего образования (личностные, предметные, метапредметные), происходит обретение ими компетентностей на основе применения деятельностного подхода в обучении и воспитании. Сегодня востребованы инновационные образовательные практики, направленные на развитие личности школьников в процессе приращения их компетенций на разных уровнях образовательного процесса (начальное, основное общее, среднее общее образование).

Компетентностный подход в образовании позволяет сосредоточить усилия образовательного сообщества на развитии человека, изменении его мышления, в том числе и в связи с «удвоением» социальной реальности — появлением ее виртуальной и реальной составляющих (причем дистанция между ними стремительно сокращается).

Хотелось бы отметить, что в образовательном дискурсе все чаще высказываются мнения о необходимости формирования у современного человека нового мировоззрения, ориентированного на ценности нового гуманизма1. Обращается внимание

1 См.: Новый гуманизм — горизонты «пост» / А. С. Азаренко [и др.], под ред. Д. А. Томильцевой.— М.: Академический проект; Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. 140 с.

на то, что необходим «переход к эпохе «Нового Просвещения» с целью формирования у людей интегративного типа мышления гуманитарной направленности»1. При этом подчеркивается значимость научного просвещения общества и научного мировоззрения для человека в стремительно изменяющемся мире2.

Развитие современного сетевого в своей основе общества характеризуется следующими основными параметрами: сложность, нелинейность развития, динамизм, амбивалентность выбора (от поведения до потребления), неопределенность и т.д. Усложнение социума приводит к трансформации человека, его мышления и поведения, тем самым формула «сложный человек — в сложном мире» на наш взгляд наиболее ёмко отражает происходящие перемены.

В юбилейном докладе Римского клуба 2017 года «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» содержится призыв о переходе к новому Просвещению, обосновывается необходимость фундаментальной трансформации мышления человека на основе ценностей гуманизма3.

«При этом в группу лидеров войдут страны, сформировавшие общество, в котором изначально культивируются идеи приоритета человеческого развития, инновационность, толерантность в широком смысле этого слова. Созданию такого общества должна способствовать система образования (EDU), ориентированная на воспитание творческого человека, человека инновационного (homo innovaticus) — генератора, производителя,

1 Колин К. К. Наука для будущего: цифровая реальность, философия информации и новое мировоззрение // Проектирование цифрового будущего. Научные подходы. / под ред. Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника.— М.: Техносфера, 2020. С. 188.

2 См.: Колин К. К. Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2018. № 2. С. 119-135; Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование. 2009. № 3. С. 63-72.

3 Матвейчев О. Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!» [Электронный ресурс] // ПОЛИТКОМ: [веб-сайт]. 2018. URL: https://politcom.org.ua/rimskij-klub-jubilejnyj-doklad-verdik (дата обращения: 10.04.2021).

потребителя и инвестора инноваций»1. Именно поэтому в современном мире возрастает интерес к образованию в целом, к трендам и тенденциям его развития. Представляется, что приоритетную роль в названных процессах будет играть основное звено в системе образования любой страны — это школа.

«Образование в нынешнее переломное время играет еще более важную, чем раньше, программирующую и преобразующую роль в обществе, становится политической технологией. С ним будут связаны и большие возможности, и очень серьезные риски в контексте стремительного развития компьютерной реальности»2.

В XXI веке приоритетным направлением развития образовательных систем становится трансформация образовательных программ, методов, методик в контексте организации самостоятельной деятельности школьников, формирования навыков работы с массивами постоянно обновляющейся информации. Уровень сформированности прежде всего метапредметных компетенций школьников, их функциональной грамотности выявляют мониторинговые сравнительные (сопоставительные) исследования качества образования, как национальные, так и международные3.

Образовательные результаты российских школьников в международных исследованиях качества образования

Авторы статьи предпринимают попытку анализа образовательных результатов российских школьников в ряде

1 Иванов В. В. Гуманитарно-технологическая революция как глобальный вызов / Проектирование цифрового будущего. Научные подходы. / под ред. Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника.— М.: Техносфера, 2020. С. 43.

2 Малинецкий Г. Г. Риски цифрового мира / под ред. Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника.— М.: Техносфера, 2020. С. 229.

3 См. Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы. / под ред. М. Брея, Б. Адамсона, М. Мэйсона.— М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. 468 с.

национальных и международных мониторинговых исследований качества образования. Они рассматриваются в контексте оценки уровня сформированности компетенций, прежде всего функциональной грамотности на основе компетент-ностного подхода (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность как элементы функциональной грамотности). В статье также представлена авторская точка зрения на анализ процедур исследований качества образования на примере ЕГЭ.

Одной из важнейших составляющих образовательной системы в нашей стране стала Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет в режиме мониторинга проводить сопоставительные исследования качества образования на национальном, региональном и муниципальном уровнях. В процессе диагностики уровня учебных достижений школьников система предоставляет возможность органам управления образованием, администрациям школ, учителям выявлять проблемы в уровне подготовки по разным предметам и на этой основе вносить коррективы в образовательные программы. Кроме того, это позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию школьников, способствует совершенствованию методик и технологий обучения.

ЕСОКО включает: государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах (ОГЭ и ЕГЭ), Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные (НИКО) и международные сравнительные исследования качества образования, а также исследования профессиональных компетенций учителей. Мониторинговые исследования качества образования проводятся с разной периодичностью, а национальные экзамены — государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ — ежегодно.

Представляет особый исследовательский интерес участие российских школьников и учителей в целом ряде международных сравнительных мониторинговых исследований качества образования. Обратимся к характеристике ряда этих проектов, которые реализуются на территории нашей страны с середины 90-х годов прошлого века (Таблица 1).

Таблица 1. Международные сравнительные исследования качества образования

Исследование Организатор Циклы в РФ

PISA — Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment); математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем, учащиеся 15-летнего возраста 1 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) 2000 2003 2006 2009 2012 2015 2018 2021

TIMSS — Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study), учащиеся 4, 8 и 11 классов2 Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) 1995 1999 2003 2007 2011 2015 2019

PIRLS — Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progressin International Reading Literacy Study) 3 Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) 2001 2006 2011 2016 2021

См. продолжение на след. стр.

1 PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) [Электронный ресурс] // ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: [веб-сайт]. 2021. URL: https:// fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения 15.04.2021).

2 TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования) [Электронный ресурс] // ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: [веб-сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения 15.04.2021).

3 PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) [Электронный ресурс] // ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: [веб-сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/ msi/ (дата обращения 15.04.2021).

Таблица 1. Продолжение

Исследование Организатор Циклы в РФ

ICCS — Международное исследование качества граждановедческого образования, учащиеся 8-х классов1 Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) 2009 2016

TALIS — Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения(Teaching and Learning International Survey)2 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) 2008 2013 2018

PIAAC — Программа международной оценки компетенций взрослых (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) 3 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) 2013 2021

Источник: по материалам сайта ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) https://fioco.ru/ru/osoko/msi/

1 Положевец П. Г. Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS-2009): основные итоги [Электронный ресурс] //. URL: https://www.koiro.edu.ru/activities/ monitoringovyeissledovaniya/mezhdunarodnye/ (дата обращения 15.04.2021); Положевец П. Г. Основные результаты международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2016 [Электронный ресурс] // URL: https://rcoko27.ru/files/ uploads/oko/resources/rez_iccs (дата обращения 15.04.2021).

2 TALIS (Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения) [Электронный ресурс] // ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: [веб-сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения 15.04.2021).

3 Об исследовании PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) [Электронный ресурс] // ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: [веб-сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения 15.04.2021).

Результаты названных международных проектов свидетельствуют не только о конкурентоспособности национальных образовательных систем разных стран мира, но и об уровне сформированности у школьников навыков XXI века.

Перечисленные проекты, на наш взгляд, это не просто примеры современной эффективной и качественной образовательной диагностики, но и проявление формирования контуров сетевой модели образования будущего.

Остановимся на результатах участия российских школьников в Международном проекте «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progressin International Reading Literacy Study), который проводится под эгидой Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). «Данное исследование признано де-факто всемирным стандартом для мониторинга достижений в понимании прочитанного»1.

Российская Федерация участвует в этом исследовании с момента начала его проведения с 2001 года, за это время прошло уже пять циклов мониторинга, число стран-участниц возросло с 35 (в 2001 году) до 60 (в 2016 году). Результаты российских четвероклассников: в 2001 году — 16 место, в 2006 году — 1 место, в 2011 году — 2 место, в 2016 году — 1 место. В 2021 году в РФ исследование проводится весной-летом.

В ходе пресс-конференции «Как изменилось качество образования в России» 7 апреля 2021 года министр просвещения России С. С. Кравцов заявил о результатах PIRLS: «Это первый интегрированный показатель, который характеризует вхождение РФ в десятку стран по качеству образования. Мы уже по начальной школе первые в мире»2. Таким образом,

1 PIRLS-2021 [Электронный ресурс] // ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»: [веб-сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ pirls-2021 (дата обращения 15.04.2021).

2 Кравцов рассказал о высоком качестве школьного образования в России [Электронный ресурс] // Известия: [веб-сайт]. 07.04.2021. URL: https://iz.ru/1147804/2021-04-07/kravtcov-rasskazal-o-vysokom-kachestve-shkolnogo-obrazovaniia-v-rossii?utm_campaign=news_april_2021_vypusk_2&utm_ medium=email&utm_source=Sendsay (дата обращения 15.04.2021).

представленные итоги международного проекта являются свидетельством реализации цели развития российского образования до 2024 года, которая была сформулирована Президентом России В. В. Путиным: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»1.

Динамика результатов участия российских школьников в международном исследовании PIRLS свидетельствует о высоком уровне читательской грамотности учащихся 4-х классов — об их умениях находить информацию в тексте, ее интерпретировать, анализировать текст и делать выводы. В инфо-цифро-сетевом обществе умение работать с информацией относится к приоритетным в перечне базовых навыков XXI века.

Основным трендом развития международных сравнительных исследований качества образования является переход на цифровой формат проведения исследования — это еще одна грань цифровизации современного мира. Однако необходимо отметить, что наряду с электронным сохраняется и бумажный вариант проведения мониторинга (как правило 50/50). Компьютерный формат проведения исследования уже использовался в 2016 году в PШLS (ePIRLS-2016) — исследование цифрового чтения в условиях интерактивной Интернет — среды. Электронный формат проведения мониторинговых исследований применяется также в TIMSS (eTIMSS -2019) с 2019 года. Таким образом, школьники разных стран демонстрируют умения (приобретенные компетенции) использования знаний и работы с информацией в интерактивной среде на основе новых технологий.

Проанализируем результаты еще одного международного сравнительного исследования качества образования TIMSS, по результатам которого наша страна занимает высокие позиции в рейтингах по итогам мониторинговых исследований.

1 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Президент России: [веб-сайт]. 2018. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027(дата обращения 15.04.2021).

TIMSS — Международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) — стало первым из международных сопоставительных мониторингов, в котором в 1995 году РФ принимала участие. Оно проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) для учащихся 4, 8 и 11-х классов (в 11 классе по углубленным курсам математики и физики). Тестирование включает задания по математике и естествознанию, проводится в двух форматах — электронном и бумажном с 2019 года. Обратимся к результатам российских школьников для оценки уровней их математической и естественнонаучной грамотности с 2003 года.

Исследование TIMSS включает не только фиксацию образовательных достижений школьников (компетенций, знаниевый компонент), но и их мотивацию к обучению и интересы. Результаты российских школьников 4-х классов свидетельствуют о высоком уровне их образовательных результатов, о сформи-рованности личностных, предметных, и метапредметных компетенций. И это еще одно свидетельство лидирующих позиций отечественного образования в области начального образования в глобальном образовательном пространстве.

Таблица 2. Результаты Российской Федерации в исследовании Т1МББ (место среди других стран-участниц) (2003-2019 гг.) 4 класс

Направление исследования TIMSS-2003 TIMSS-2007 TIMSS-2011 TIMSS-2015 TIMSS-2019

Естественнонаучная грамотность 9 5 5 4 3

Математическая грамотность 9 6 10 7 6

Источник: по материалам сайта ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) https://fioco.ru/timss.

Таблица 3. Результаты Российской Федерации в исследовании Т1МББ (место среди других стран-участниц) (2003-2019 гг.) 8 класс

Направление исследования Т1МББ-2003 Т1МББ-2007 Т1МББ-2011 Т1МББ-2015 Т1МББ-2019

Естественнонаучная грамотность 17 10 7 7 5

Математическая грамотность 12 8 6 6 6

Источник: по материалам сайта ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) https://fioco.ru/timss

Анализ результатов участия российских школьников 8-х классов в ТШББ подтверждает вывод об устойчивой позитивной динамике показателей в двух направлениях исследований — естественнонаучной и математической грамотности. Что же касается результатов школьников 11-х классов, то по профильной математике в 2007 году РФ занимала 1 место в рейтинге стран-участниц и в 2015 году также 1 место. Данные свидетельствуют о высоком уровне отечественной математической, школы и доказательством этому являются победы российских школьников на международных олимпиадах по математике. Что же касается результатов школьников 11-х классов по профильной физике, то они тоже достаточно высоки: в 2007 году наша страна в рейтинге занимала 4 место, а в 2015 году — 2 место.

Необходимо отметить особенность проведения исследования ТШББ — наряду с заданиями для школьников по предмету, которые представлены и в бумажном варианте, и в компьютерном с 2019 года (включение интерактивных заданий), во всех циклах проводится анкетирование школьников, их родителей, учителей школы и администрации.

Таким образом, многоуровневый анализ результатов включает широкую палитру сведений не только об уровне сформированности базовых навыков XXI века у школьников,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но и об образовательных программах школ, выявляет проблемы управленческого характера и т.д., что позволяет разработать инновационные механизмы повышения качества образования.

Кроме того, исследование TIMSS было первым международным исследованием в сфере общего образования. Накопленный массив информации за четверть века позволяет выявить тенденции развития в разных областях знания в образовательных системах разных стран на национальном, а также и международном уровнях. «Полученные результаты только информируют страну о ее положении по сравнению с другими странами. Они не сообщают, как улучшить систему образования или даже какие изменчивые факторы сильнее всего влияют на то, что учащиеся показывают такие разные результаты. Но если эту информацию сочетать с подходом уровня развития навыков, мультивариантным анализом и уровневым анализом, то такие исследования могут дать весьма полезные сведения людям, ответственным за систему образования»1.

Национальная система качества образования

Перейдем к характеристике Национальной системы качества образования, которая начала создаваться в нашей стране в 2014 году. Она включает: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, национальные исследования качества образования (диагностические работы), исследование профессиональных компетенций учителей, а также включает результаты международных сравнительных исследований качества образования по РФ. Диагностические процедуры указанной системы основываются на компетентностном и системно-деятельностном подходах. Они проверяют уровни сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций, универсальных учебных действий, то есть навыков XXI века, необходимых для жизни в инфо-цифро-сетевом обществе.

1 Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы. / под ред. М. Брея, Б. Адамсона, М. Мэйсона.— М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. С. 434.

Каждый из элементов представляет собой сложную многоуровневую систему оценки качества образования. Остановимся на анализе процедур исследований качества образования на примере ЕГЭ. Единый государственный экзамен становится в постсоветской России символом перемен в образовании. И несмотря на то, что экзамен стал обязательным с 2009 года, отношение к нему в обществе до сих пор неоднозначное. В дискурсе об образовании на протяжении десятилетия звучат призывы к отмене ЕГЭ.

В этой связи хотелось бы отметить, что в 2020 году состоялось первое исследование эффектов ЕГЭ в российском обществе, «проведенное интернациональным коллективом экономистов в составе профессора департамента экономики Университета Эссекса (Великобритания) Марко Францескони и доцентов Международного института экономики и финансов (НИУ ВШЭ, Москва) Фабиана Слонимчика и Анны Юрко. Авторам работы была присуждена Национальная премия по прикладной экономике 2020 года»1. Авторы приходят к выводам: «Реформа 2009 года, обязавшая российские вузы принимать решение о зачислении абитуриентов на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ), привела к троекратному увеличению показателей географической мобильности среди выпускников школ из небольших и малых городов.. , с помощью значительного снижения расходов на поступление реформа сделала доступ к высшему образованию более демократичным и легким для всех студентов, особенно для менее благополучных регионов России»2. И это, пожалуй, один из важнейших аргументов сохранения ЕГЭ как формы государственной итоговой аттестации, которая в условиях пандемии COVID-19 в 2020-2021 годах претерпела ряд существенных изменений организационного характера.

1 Кобер П. Первому десятилетию ЕГЭ поставлена научная оценка. Образование. // Эксперт Урал № 26-27 (826) 29 июня 2020. [Электронный ресурс] // Эксперт Урал: [веб-сайт]. 2020. и^: http://www.acexpert. ru/archive/nomer-26-27-826/pervomu-desyatiletiyu-ege-postavlena-nauchnaya-oce.html (дата обращения 15.04.2021).

2 Там же.

В образовательном дискурсе российского общества все чаще затрагивается вопрос о необходимости реформирования процедуры ГИА-9 и ГИА-11. Представляется, что оптимальным решением было бы предоставление возможности выбора формы государственной итоговой аттестации (ГИА) школьникам и их родителям. Это возможность сдавать экзамен в формате ЕГЭ, в устной форме и в форме защиты проекта. Форма сдачи экзамена устно либо в школе, либо комиссии независимых экспертов позволила бы части выпускников проявить свои творческие способности, уровень сформированности компетенций (навыков XXI века).

Проектное образование на основе проектного подхода реализуется уже сегодня, например, в образовательном центре «Сириус» (фонд «Талант и успех»), на базе которого организована учебно-исследовательская и проектная деятельность одаренных и талантливых школьников (например, программа «Сириус. Лето: начни свой проект», научно-технологическая программа «Большие вызовы» и т.д.). Проектное образование ориентировано на будущее, на решение проектных задач. Это чрезвычайно важно и с точки зрения саморазвития школьников — имеются в виду эффекты саморазвития как результат проектной деятельности.

Практики проектной деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности, поэтому для тех выпускников, которые вовлечены в учебно-исследовательскую, проектную деятельность, была бы оптимальна сдача экзамена в форме защиты проекта.

Метапредметная диагностика позволяет не только дифференцировать школьников по уровню знаний, но и выявить их потенциал, определить уровень их интеллектуальных способностей. Ведь в XXI веке основная задача образования — развитие мышления, наряду с диагностикой личностного роста и развития школьников.

В заключении хотелось бы отметить, что насущной проблемой современного образования является поиск новых инновационных форм и методов оценки образовательных результатов, повышение качества образования в целом.

Список литературы

Иванов В. В. Гуманитарно-технологическая революция как глобальный вызов // Проектирование цифрового будущего. Научные подходы / Под ред. Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника. М.: Техносфера, 2020. С. 40-44.

Иванов В. В. Глобальная гуманитарно-технологическая революция: предпосылки и перспективы // Инновации. 2017. № 6. С. 3-8.

Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы / Под ред. М. Брея, Б. Адамсона, М. Мэйсона. М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. 468 с.

Кобер П. Первому десятилетию ЕГЭ поставлена научная оценка. Образование // Эксперт Урал: [сайт]. № 2627 (826). 29 июня 2020. URL: http://www.acexpert.ru/ archive/ nomer-26-27-826/pervomu- desyatiletiyu-ege-postavlenanauchnaya-oce.html (дата обращения: 15.04.2021).

Колин К. К. Наука для будущего: цифровая реальность, философия информации и новое мировоззрение // Проектирование цифрового будущего. Научные подходы / Под ред. Г. Г. Ма-линецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника. М.: Техносфера, 2020. С 185-198.

Колин К. К. Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2018. № 2. С. 119-135.

Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование. 2009. № 3. С. 63-72.

Кравцов рассказал о высоком качестве школьного образования в России // Известия: [сайт]. 07.04.2021. URL: https://iz.ru/1147804/2021-04-07/ kravtcov-rasskazal-o-vysokom- kachestve-shkolnogoobrazovaniia-v-rossii?utm_campaign=news_april_2021_vypusk_2&utm_ medium=email&utm_source=Sendsay (дата обращения 15.04.2021).

Малинецкий Г. Г. Риски цифрового мира // Проектирование цифрового будущего. Научные подходы / Под ред.

Г. Г. Малинецкого, В. В. Иванова, П. А. Верника. М.: Техносфера, 2020. С. 214-238. DOI: 10.22184/978.5.94836.575.6. 214.238.

Матвейчев О. Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!» // ПО-ЛИТКОМ: [сайт]. 2018. URL: https:// politcom.org.ua/rimsky -klub-jubilejnyj- doklad-verdik (дата обращения: 15.04.2021).

Новый гуманизм - горизонты «пост» / А. С. Азаренко [и др.]; под ред. Д. А. Томильцевой. М.: Академический проект; Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. 140 с.

Положевец П. Г. Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS-2009): основные итоги // URL: www.koiro.edu.ru/activities/ monitoringovyeissledovaniya/mezhdunarodnye/ (дата обращения: 15.04.2021).

Положевец П. Г. Основные результаты международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2016 // URL: rcoko27.ru/fi les/uploads/oko/ resources/rez_iccs (дата обращения: 15.04.2021).

Об исследовании PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения: 15.04.2021).

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России: [сайт]. 2018. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 15.04.2021).

PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/ osoko/msi/ (дата обращения: 15.04.2021).

PIRLS-2021 // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/pirls-2021 (дата обращения: 15.04.2021).

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. 2021. URL: https:// fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения: 15.04.2021).

TALIS (Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения) // ФИОКО. Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения: 15.04.2021).

TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования) // ФИОКО Федеральный институт оценки качества образования: [сайт]. 2021. URL: https://fioco.ru/ru/ osoko/msi/ (дата обращения: 15.04.2021)..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.