Научная статья на тему 'Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников'

Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2757
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинкова Людмила Владимировна, Вебер Нина Петровна, Виноградова Людмила Петровна

Предлагается система педагогического мониторинга формирования знаний, предметных и ключевых компетенций и функциональной грамотности. Представлен мониторинговый инструментарий, процедура метапредметного компьютерного тестирования и авторские формы ведения педагогического мониторинга (дневники обучающихся курсов инвариантной и вариативной части учебного плана, журнал мониторинга достижения обучающихся).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинкова Людмила Владимировна, Вебер Нина Петровна, Виноградова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of educational monitoring of knowledge, skills and habits, common school skills and habits, subject and general competences, functional numeracy and literacy is suggested. Monitoring toolkit and metasubject computer testing procedure, authoring forms of educational monitoring (students' diaries for core and optional courses, monitoring registers of students' achievements) are represented.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников»

Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников

Л.В. Блинкова, Н.П. Вебер, Л.П. Виноградова

Предлагается система педагогического мониторинга формирования знаний, предметных и ключевых компетенций и функциональной грамотности. Представлен мониторинговый инструментарий, процедура метапредметного компьютерного тестирования и авторские формы ведения педагогического мониторинга (дневники обучающихся курсов инвариантной и вариативной части учебного плана, журнал мониторинга достижения обучающихся).

The system of educational monitoring of knowledge, skills and habits, common school skills and habits, subject and general competences, functional numeracy and literacy is suggested.

Monitoring toolkit and metasubject computer testing procedure, authoring forms of educational monitoring (students ’ diaries for core and optional courses, monitoring registers of students ’ achievements) are represented.

Ключевые слова: функциональная грамотность, образование, педагогический мониторинг.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной политике, поэтому она связана с комплексом задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопроизводительному труду.

Одним из основных направлений повышения качества образования является обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля над его качеством. Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет задачу управления качеством образования как приоритетную.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [6].

БЛИНКОВА Людмила Владимировна - зам. директора гимназии №1 г.Якутска по научной и экспериментальной работе; ВЕБЕР Нина Петровна - зам. директора гимназии №1 г.Якутска по учебно-методической работе; ВИНОГРАДОВА Людмила Петровна - к.п.н., зам. директора гимназии №1 г.Якутска по учебно-методической работе.

Проблематика компетенций не ограничивается рамками успешной профессиональной деятельности. Это вопрос общечеловеческий. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего общества для решения его личных и профессиональных задач? Каков идеальный тип человека современного и ближайшего будущего? Это самостоятельный и предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде, т. е. функционально грамотный.

Проведенный нами анализ научных исследований по вопросам качества образования позволяет говорить о многоаспектности этого понятия. Мы выделяем сложившиеся противоречия между:

потребностью педагогики в новом теоретическом осмыслении вопросов качества образования (вопросы управления качеством образования освещаются достаточно разрозненно: наиболее обстоятельно они изучены в системе «учитель-ученик», при этом далеко не в полной мере они воплощены в жизнь; на уровне общеобразовательного учреждения можно выделить лишь подходы к контролю качества образования, которые используются и на более высоких уровнях) и недостаточной разработанностью данной проблемы [29];

социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к успешной социализации, и сложившимися способами организации данного процесса [5];

осознанием учительством важности выполнения своей роли в качественном образовании детей и недостаточным уровнем педагогического обеспечения организации данного процесса [4].

С учетом вышеизложенного, нами была сформулирована проблема исследования: теоретическое и практическое обоснование эффективности процесса формирования компонентов функциональной грамотности и процедуры ее оценки.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Мы понимаем под функциональной грамотностью способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [3].

Определение уровня функциональной грамотности [7,8] возможно через процедуры оценивания и организацию мониторинговых исследований качества. Принципиально важным при этом является акцентирование основных направлений исследований:

повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых, получение всесторонней и валидной информации о состоянии образования в гимназии;

создание системы педагогического мониторинга качества образования, способствующего повышению управляемости и мобильности развития образовательной системы гимназии.

Для организации работ мы поставили перед коллективом гимназии задачи:

обоснование содержания и процедуры отслеживания функциональной грамотности обучающихся;

создание условий для формирования функциональной грамотности гимназистов и оценки его уровня:

- мотивация педагогического, ученического и родительского коллективов к достижению вы-

сокого качества образования и новой формы его оценки,

- создание нормативно-правовой базы,

- повышение профессионализма и компетентности всех участников педагогического процесса,

- разработка системы показателей функциональной грамотности на разных этапах образования (начальная, основная и средняя школы),

- моделирование процедуры проведения ме-тапредметного компьютерного тестирования,

- обеспечение технического сопровождения к новой форме метапредметного тестирования обучающихся,

- разработка документации по контролю за формированием функциональной грамотности;

прогнозирование развития образовательного учреждения: SWOD-анализ, проблемно-ориентированный анализ и публичный отчет;

обобщение полученных результатов и тиражирование опыта.

Таким образом, мы видели необходимость ориентации педагогической деятельности по созданию материальных и иных условий, при которых возможна организация метапредметного компьютерного тестирования, мониторинга качества усвоения учебного материала, обучения современным методам оценивания и контроля.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, изучение нормативных документов, беседы, тестирование, диагностика, интервьюирование, педагогическое наблюдение (прямое и косвенное), методы статистической обработки данных, изучение самооценки учителей, родителей, обучающихся.

На первом этапе мы изучали и анализировали отечественную и зарубежную социологическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, осмысливали теоретикометодологические основы, определяли эффективные средства и методы повышения качества образования гимназистов и его оценки. Следующий, второй этап включал в себя разработку содержания и компонентов функциональной грамотности, обоснование критериев и уровней сформирован-ности функциональной грамотности, подбор материалов для тестирования, подготовку оборудования, выявление условий, составление модели процесса, обоснование технологий его реализа-

ции, определение содержания и методики мета-предметного тестирования, обучение коллектива.

На третьем этапе, на котором мы сейчас находимся, ведется отбор педагогического и мониторингового инструментария, разрабатываются методические материалы, апробируется технология технического сопровождения метапредмет-ного компьютерного тестирования, формируется база данных обучающихся, анализируются полученные результаты, выявляются проблемы, которые требуют немедленного реагирования.

Мы предполагаем также и четвертый этап, где будут анализироваться, обрабатываться, проверяться, систематизироваться и обобщаться результаты, составляться рекомендации по внедрению и тиражироваться опыт.

Мы определяем научную новизну исследования как:

теоретическое обоснование необходимости формирования компонентов функциональной грамотности;

определение критериев, уровней и показателей сформированности функциональной грамотности;

создание и экспериментальное обоснование педагогической системы мониторинга, обеспечивающей эффективность формирования функциональной грамотности.

Практическая новизна состоит в разработке локальных актов и программ образовательного учреждения, критериально - ориентированных заданий для метапредметного компьютерного тестирования, дневников обучающихся 1-11 классов для инвариантной и вариативной частей учебного плана, журналов мониторинга учебных достижений обучающихся, методические рекомендаций.

Наиболее часто на практике качество образования идентифицируется с качеством обучения, т. е. качеством знаний. Нами проанализированы подходы к разработке проблемы формирования качества знаний Т.Н. Шамовой, И. Я. Лернера. И.С. Якиманской, С.Е. Шишова, В.И. Беспалько, а также материалы центра социологии образования Российской академии образования по оценке региональных образовательных систем, материалы Российской Академии образования, Института общего среднего образования « Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA», подготовленные Ковалевой Г.С., Красновским Э.А., Краснокутской Л.П. и

Краснянской К.А., Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Это позволило нам классифицировать подходы к определению качества образования следующим образом:

интуитивное или эмпирическое - определение качества образования, которым пользуются родители при выборе образовательного учреждения для своего ребенка;

формально-отчетное - определение процента успеваемости на «4 и 5» при общем уровне успеваемости, которое фигурирует во многих показательных данных образовательных учреждений;

дидактическое - определение уровня обученности на основе текстовых технологий;

психолого-дидактическое - к учебным предметным тестам добавляются психологические;

педагогическое - определение качества образования, которое включает в себя оценку уровня воспитанности;

процессуальное - оценка качества образования по параметрам учебного процесса;

комплексное - оценка качества образования, куда включатся материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и т. д.

Определение качества образования осуществляется через введение новых категорий, носящих интегрированный характер - компетенции, грамотность, образованность.

Современные исследования качества успеваемости российских школьников выявили следующие проблемы:

низкий уровень сформированности умений работать с различными источниками информации, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной текстовой форме;

низкий уровень сформированности коммуникативных, общеучебных и интеллектуальных умений;

низкий уровень умения эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы;

низкий уровень умения «увязывать» с приобретенными в школе знаниями свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Под качеством успеваемости предполагается

уровень образовательных достижений учащихся. Современное понимание образовательных достижений - это:

освоение предметных знаний и умений; умение применять знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины);

овладение междисциплинарными умениями, формирующими ключевые компетенции (коммуникативными, информационными, учебнопознавательными, общекультурными).

Учебный план нашего образовательного учреждения состоит из инвариантной и вариативной частей. Перечисленные составные части являются обязательными для содержания учебного плана любой школы. А вот их сочетание, содержательное наполнение (не ЗУНовское, а компе-тентностное), организационное построение и является индивидуальной моделью учебного плана нашей гимназии.

В рамках заявленных подходов в гимназии №1 ведется эксперимент «Организация учебновоспитательного процесса на основе индивидуально ориентированного способа обучения и индивидуального учебного плана ученика». Учебно-воспитательный процесс на основе индивидуально-ориентированного способа обучения и индивидуального учебного плана ученика требует особой системы оценки качества образования в гимназии. На наш взгляд, оценка качества образования может быть дана с помощью системы педагогического мониторинга, который включает в себя освоенность ЗУНов, ОУУНов и компетенций как в процессе образования, так в процессе их применения и использования. Как в том, так и в другом случае мы имеем дело с экспертными оценками деятельности администрации, педагогов и обучающихся.

Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Традиционному предметному репродуктивному обучению противостоит компетентностный подход. Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции. Все остальные более частные компетенции вытекают из общей и являются её

составными частями. В их числе можно выделить следующие компетенции:

уметь определять цели и образовательные результаты ребёнка на языке умений (компетенций);

уметь включать обучающихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, интересы;

уметь использовать разнообразные приёмы и способы включения обучающегося в разнообразные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции;

уметь организовать и руководить группой, проектной деятельностью обучающихся;

уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых обучающимися компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их;

уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике;

уметь создавать атмосферу, в которой обучающимся хотелось бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет.

В течение двух лет в гимназии создаются условия для осознания учителем важности своей роли в качественном образовании обучающихся. Для повышения профессиональной компетентности педагогов работают научно-исследовательские лаборатории, проблемные и творческие группы, постоянно действующий виртуальный семинар «Педагогическая техника».

Разработана нормативно-правовая база и мониторинговый инструментарий:

программа мониторинга в системе «учитель-ученик»;

программа формирования ОУУНов; программа формирования ключевых компетенций на разных этапах обучения;

положение о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; положение о мониторинге; положение о внутришкольном контроле; положение о контрольной деятельности при технологии индивидуально-ориентированного

способа обучения;

положение о безотметочном обучении; журнал мониторинга учебных достижений обучающихся;

дневники для обучающихся 1-4-х классов; индивидуальный план-табель для обучающихся 9-11-х классов;

индивидуальный дневник для обучающихся 1-5-х классов (мастерские);

индивидуальный дневник для обучающихся 6-7-х классов (лаборатории);

индивидуальный дневник для обучающихся 9-11-х классов (элективные курсы);

контрольно-оценочные задания для компьютерного метапредметного тестирования обучающихся 2-11-х классов.

Работа с использованием применяемой технологии потребовала большой разъяснительной работы с родителями и обучающимися на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Ведь это знакомство с системой оценивания, индивидуальными дневниками и планами-табелями, согласование индивидуальных образовательных траекторий детей, определение содержания мониторинга - все это не совсем традиционно для обычной школы.

В течение учебного года педагогами фиксируются результаты мониторинга в дневниках обучающихся и журналах мониторинга. Инструментарием мониторинга являются разработанные критерии, уровни и их показатели, разработанные с учетом возрастных особенностей.

Таким образом, система мониторинга включает в себя создание инструментов контроля знаний и умений, ОУУН, компетенций, функциональной грамотности и корректирующую методику, ориентированную непосредственно на личность гимназиста.

Функциональная грамотность представляют собой наиболее значимый объект оценки, так как результаты позволяют судить об уровне сформи-рованности у ученика комплекса ключевых компетенций, необходимых ему для сознательного и активного участия в экономической, политической, культурной и других видах общественной деятельности.

С учетом особенностей учреждения из множества компонентов функциональной грамотности определены те, которые могут быть, на наш взгляд, полезны нашим выпускникам в будущем для успешной адаптации в современном обществе.

Для отслеживания процесса развития компонентов функциональной грамотности обучающихся были определены критерии. В таблице приведены критерии математической и языковой грамотности.

Завершением годового педагогического мониторинга является метапредметное компьютерное тестирование.

Преимущество компьютерного тестирования мы видим в том, что:

исключается влияние субъективных факторов на определение оценки обучающегося;

получаемая оценка более дифференцирована (высокая точность измерения обеспечивается большей градацией оценки, результаты прозрачны, тестируемый и их родители видят общий % выполнения задания, % по каждому компоненту, имеется возможность вернуться к заданию, поработать над пробелами);

процедура обладает большей эффективностью (можно проводить на больших группах, обработка результатов проводится легче и быстрее);

актуальнее для обучающихся, чем традиционная форма оценки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От обучающегося требуется умение самостоятельно понять суть проблемы, выбрать средства решения, оценить полученный результат и предъявить его в адекватной форме. Прежде чем произвести расчеты в задании, ученик должен проанализировать практическую ситуацию, извлечь из текста задачи нужную информацию.

За каждый компонент функциональной грамотности высчитывается средний % в зависимости от успешности выполнения задания.

Уровни функциональной грамотности: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Диагностические средства для оценки уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся разрабатываются педагогическим коллективом на основе соответствующих государственных образовательных стандартов.

Гимназистам предлагаются не типичные учебные задачи, а критериально - ориентированные задания, направленные на оценку компетентности обучающихся использовать знания, умения, полученные в рамках изучения различных предметов, для понимания и решения поставленной проблемы.

Компоненты функциональной грамотности

Языковая грамотность - способность человека осознанно относиться к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Основное внимание уделяется речевой и мыслительной деятельности, коммуникативным умениям, обеспечивающим свободное владение русским (иностранным) литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом совершенствовании.

а

гра

3

н

ь

на

о

у

©

Математическая грамотность - «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину ».[1]

Естественнонаучная грамотность - «способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений».[1]

Общекультурная грамотность - способность человека осваивать способы физического, духовного, интеллектуального развития. Главное - овладеть способами деятельности в собственных интересах, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры общения, поведения и мышления. Особое внимание уделяется собственному здоровью, комплексу качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

Критерии математической и языковой грамотности

Компоненты Критерии

Математическая грамотность умение распознать математическую часть предложенной ситуации; умение проанализировать и понять информацию из предложенного источника; умение использовать стандартные формулы, алгоритмы; умение провести прямые рассуждения; умение предложить нестандартное решение задания.

Языковая грамотность умение найти информацию, заданную в явном виде, сделать простой вывод; умение анализировать лингвистические задачи; умение выполнять комплексные задания с текстом; умение аргументировать выбор; умение обобщать информацию, расположенную в различных частях текста, соотносить со своим жизненным опытом.

Содержание педагогического мониторинга качества образования в общеобразовательной школе

Области и объекты оценки

Области оценки Математика Естествознание Язык Культура

Объект оценки Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Языковая грамотность Общекультурная грамотность

Содержание Количественные рассуждения, пространство, форма, изменение, рост, отношения, неопределенность, зависимость и связи Структура, свойство, вещества, атмосферные изменения, физические, химические изменения, передача энергии, силы и движения, физиологические генетические изменения, географические изменения Нормы языка, словарный запас, грамматика, анализ языковых фактов, явлений, история языка. Правила и нормы поведения, жизни, содержание произведений искусства, физическое развитие, техника безопасности.

Ситуации Личная жизнь, обучение, общественная жизнь Естествознание в жизни, здоровье, земля, окружающая среда, естествознание и техника, экология, биология человека (здоровье, гигиена, питание) Письменная речь для личных целей, письменная речь для общественных целей Личная жизнь, учёба и отдых, общественная жизнь.

Каждое из заданий представляет собой текст, в котором описывается некоторая проблема различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность обучающихся понять и решить проблему, используя знания, умения и ключевые компетенции в той или иной предметной области.

При выборе ситуаций, предлагаемых в критериально - ориентированных заданиях, используются области применения науки, ставящие актуальные проблемы, которые должен решать грамотный человек сегодняшнего дня (личная жизнь, обучение, здоровье, отдых, окружающая среда и т. д.)

Приведем алгоритм создания критериальноориентированной проверочной работы, разработанный в нашей гимназии:

1. Планирование работы:

определение цели и структуры работы;

определение числа заданий в работе;

определение числа вариантов;

определение условий проведения работы,

включая и время на ее выполнение.

2. Разработка заданий.

3. Оценка заданий экспертным советом.

4. Доработка заданий по результатам экспертизы.

5. Конструирование проверочной работы.

6. Апробация проверочной работы.

7. Подготовка пакета документов для проведения проверочной работы.

Мы понимаем, что созданная нами система мониторинга пока еще несовершенна и требует доработки. Мы видим необходимость решения проблем:

совершенствования компьютерной программы обработки данных, так как используемая программа не дает возможности автоматической обработки результатов;

совершенствования мониторингового инструментария;

глубокое и всестороннее обоснование критериев компонентов функциональной грамотности.

Мы на пути решения проблем, поскольку решение задач совершенствования системы педагогического мониторинга качества образования гимназистов необходимо. Без определения возможностей и механизмов объективного оценивания качества образования и самооценки собственных знаний учащимися, без обучения гимназистов способам самосовершенствования, добывания знаний и самооценки у школьного образования нет развития.

Литература

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, приказ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Офиц. сайт. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/ standart/

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. -2003. - № 5 - С.55-61.

3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2 -С.58-66.

4. Российская Академия образования, Институт общего среднего образования Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA

(Материалы подготовлены Ковалевой Г.С., Красновским Э.А., Краснокутской Л.П. и Краснян-ской К.А. по публикации: MEASURING STUDENT KNOWLEDGE AND SKILLS. A new Framework for Assessment. OECD, 1999.)

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грица-нов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий^^ап. yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1258.htm

6. Матрос, Д.Ш. Полев, Д.М. Мельникова, Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Педагогическое общество России, - М.: 2000.

7. Шишов С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования. Педагогическое общество России, - М.: 2000.

8. Поташник, М.М. Управление качеством образования. Педагогическое общество России, М.: 2000.

9. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся: каким оно должно быть. - М.: 1978.

УДК 378.03.015 (082)

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов высшего учебного заведения физической культуры и спорта

Т.М. Борисова

Рассматриваются педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у студентов. Подробно рассматриваются педагогические условия, которые занимают доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе. Это - модель педагогической технологии и экспериментальная программа.

This paper describes the questions of education of moral qualities at students of sport higher school Republic Sakha (Uakutia) ty means of the Uakut poetry.

Ключевые слова: модель, педагогическая технология, компоненты, педагогические условия, якутская поэзия, витагенная информация, витагенный опыт, ценности, духовность, нравственность.

Современное российское общество продолжает переживать переходный период, характеризующийся противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. «Алкоголизм, наркомания, проституция приняли во второй половине века массовый характер» [1]. «На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки переживают искания, осуще ствляют поиски самих себя...» [5]. В этих условиях формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе образования.

БОРИСОВА Татьяна Михайловна - аспирант ПИ ЯГУ, преподаватель ЧГИФКиС.

Сегодня проблемы воспитания личности находятся в центре внимания исследователей, педагогов, ведутся поиски новых подходов в создании концепций воспитания нового поколения людей с духовным видением мира. Это Е.В.Бондаревская, Е.В.Золотухина-Аболина, И. А. Черкашин, К.Е.Га-гарина, Е.С.Жиркова, Е.П.Жирков, З.Б.Цаллагова и др.

«В России, где существенно изменились социальные ценности, идут интенсивные процессы гуманитаризации и гуманизации» [6].

В силу особенностей развития самой цивилизации философское учение о ценностях - аксиология сформировалась сравнительно недавно. Еще позднее, уже по идеологическим причинам,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.