УДК 371.26
А. В. Онучина
Вятский государственный гуманитарный университет, Киров
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРУЮЩЕГО (ВНУТРИКЛАССНОГО) ОЦЕНИВАНИЯ
Цель исследования: представить теоретические аспекты и практический опыт механизма оценки и контроля личностных и познавательных образовательных результатов обучающихся основной школы на примере формирующего (внутриклассного) оценивания. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы); эмпирические (тестирование, анализ результатов учебной и внеучебной деятельности). Результаты исследования: разработан и экспериментально апробирован диагностический инструментарий оценки образовательных результатов обучающихся основной школы. Основная часть исследования: в работе представлена структура мониторинга: учебные задания (проективные методики); тесты, анкеты; оценка обучающимися своих результатов, через выполнение практико-ориентированных заданий. Представлен опыт реализации психолого-педагогических приемов на примере проективных методик: работа с этимологическим словарем, работа с географической картой, работа с литературной картой, работа с метафорами, цитатами из литературных произведений. Основой для разработки критериальной базы исследования является системный, деятельностный, метапред-метный подходы. Вывод: оценка личностных и познавательных образовательных результатов обучающихся основной школы на уровне внутреннего оценивания, позволяет не только оценить, но и сформировать ряд учебных умений и действий.
Ключевые слова: оценка качества образования; процедуры оценки; сравнительные исследования; мониторинга учебных достижений; внутриклассное оценивание
Актуальность
Одним из приоритетных направлений стандартизации образования является механизм отслеживания и контроля образовательных результатов. Итоговая оценка образовательных результатов предполагает уже традиционную систему в форме ЕГЭ и ГИА, что касается промежуточной оценки, то мы считаем, что наиболее показательной является система формирующего или внутриклассного оценивания. В современной педагогической практике, как международной, так и общероссийской, существует строго регламентированная деятельность всех участников образовательного процесса с позиции системы оценки образовательных результатов. В связи с этим образование в XXI веке должно рассматриваться как определенный социальный институт, как одно из социальных подструктур общества. Поэтому главной целью деятельности образовательного учреждения является: предоставить образовательные услуги, которые соответствуют запросам заказчика. Для выполнения нового стандарта, базирующегося на системно-деятельностном подходе, необ-
ходимо будет кардинально изменить методику обучения учащихся в школе. Учителю необходимо работать не только с классом, но и индивидуально с каждым учеником, не только проводить работу в коллективе, но и научиться организовывать коллективную познавательную деятельность. Качество образования нельзя повысить сугубо административными мерами. Чтобы поднять качество образования, необходимо наряду с обновлением его содержания, совершенствованием технологического обеспечения акцентировать главное -сознательное участие обучающихся в обучении и воспитании, культивирование стремления к самопознанию и самообразованию, понимание того, что для жизненного успеха нужны не документ об образовании, а подлинные знания.
Основная часть
Мы полагаем, что основными проблемами не-стандартизированной системы оценки качества образования (формирующей) являются:
1. Недостаточно разработанный инструментарий проективных и вариативных методик оценки образовательных результатов.
© Онучина А. В., 2016
2. Отсутствие индивидуализированного и в то же время дифференцированного подходов в измерительных материалах.
3. Учет образовательных и личностных результатов при организации формирующего оценивания.
В свою очередь достижение образовательных результатов с учетом формирующего оценивания предполагает следующие общетеоретические и практико-ориентированные позиции как образовательной организации, так и конкретного педагога:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Заказчиками или так называемыми потребителями образовательных услуг могут выступать: родители, другие социальные институты, например, система дополнительного образования. В свете определенных реформ в образовании система оценки качества образовательных результатов требует иных подходов. Что касается практики реализации, необходимо обратить внимание на то, что учебные материалы (В. А. Болотова, И. А. Вальд-ман) Российского тренингового центра ИУО РАО, разработанные авторами при организации курсовой подготовки «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления развития», являются наиболее актуальными, так как в них выстроена эффективная модель оценки качества образования [3]. Указанные ученые обращают внимание на то, что система оценки качества образования призвана: обеспечить обучающихся и их родителей, педагогические коллективы школ и преподавателей учреждений профессионального образования, органы управления образованием всех уровней, институты гражданского общества, работодателей надежной информацией о состоянии развития системы образования на разных уровнях. В своей работе и проведенных исследованиях мы ссылаемся на следующие документы:
- Федеральная государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020;
- подпрограмма Федеральной государственной программы «Развитие системы оценки качества
образования и информационной прозрачности системы образования» [3].
Эти документы позволяют нам ориентироваться на общероссийскую систему оценки качества образования, что позволяет правильно осуществить выбор тех или иных оценочных инструментов и процедур для их применения на практике. Нестандартизированная система оценки образовательных результатов обучающихся основной школы представляет собой один из инструментов реализации требований стандарта и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со стандартом основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы и междисциплинарные знания, учебные действия и компетентности [2]. Мы разработали мониторинговую процедуру оценки развития обучающихся на уровне образовательной организации. Данные мониторинга могут быть использованы для проектирования шага развития школы - каковы задачи деятельности образовательного учреждения и каким образом, необходимо их реализовать. Способ использования мониторинга для принятия решений о поддержке конкретных учащихся, с целью планирования индивидуальных образовательных траекторий и определения уровня освоения образовательной программы учениками. Мы обращаем внимание на то, что полученные данные могут быть ориентированы как на конкретного обучающегося, так и на работу всего образовательного учреждения. Разработанный нами мониторинг предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. В мониторинге мы делаем ссылки на один из видов оценочных мероприятий: оценивание в классе (формирующее оценивание), которое встроено в образовательное учреждение и определяет прогресс в обучении конкретного обучающегося. Формирующее оценивание является эффективным инструментом отслеживания динамики образовательных результатов, таких как личностных и познавательных, служит обратной связью и позволяет интерпретировать с достаточной точностью процесс преподавания и обучения. Причем обучение рассматриваем как процесс развития субъектности, через индивидуальные образовательные траектории и интеграцию образовательных и воспитательных программ. То есть внедрение механизма регулирования процесса становления обучающихся
в условиях образовательного учреждения. Под личностными результатами образовательной деятельности мы понимаем систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе.
В систему формирующего (внутриклассного) оценивания мы включили оценку таких учебных действий как личностные, так и познавательные, следует отметить, что мы опираемся на авторскую классификацию.
Личностные универсальные учебные действия -это универсальные способы деятельности обучающегося на уроке, которые создают условия для развития учебно-познавательной мотивации, обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы учения и субъектности.
Познавательные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые обеспечивают развитие приемов мышления, логических действий и операций для решения учебных проблем, поиска необходимой учебной информации и применения методов информационного поиска, с целью развития логических учебных действий.
Мы считаем, что главная цель оценивания в классе - наличие положительной динамики образовательных и формирование метапредмет-ных результатов. Мониторинг имеет следующую структуру:
- учебные задания (проективные методики);
- тесты, анкеты;
- оценка учащимся своих результатов, через выполнение практико-ориентированных заданий.
Учитывая немаловажный методический аспект, что проективная методика должна быть насыщена психолого-педагогическими приемами, так например: работа с этимологическим словарем, работа с географической картой, работа с литературной картой, работа с метафорами, цитатами из литературных произведений. Данные приемы способствуют формированию учебных действий (личностных, познавательных) в реальной жизненной ситуации, а не в ситуации учебного занятия. Таким образом, обучающийся становится субъектом образовательной политики государства или региона, в том случае, если он является субъектом мониторинговых исследований не только общероссийских или международных исследований (тесты PISA, TIMMS), но и внутриклассно-го исследования (формирующего), поэтому каждое мониторинговое исследование должно иметь оп-
ределенную структуру и степень внедрения образовательных результатов. Что касается периодичности использования формирующего оценивания, то оно должно проводиться постоянно, так как это часть процесса обучения; методики носят нестандартизированный характер. Мониторингу подлежат все образовательные программы, то есть может быть апробирована образовательная программа на основе разработанной методики. Методы анализа исследуемых процессов: количественный и качественный. Мониторинг рассматривается как способ распределения или ранжирования образовательных результатов (базовый, функциональный (повышенный)), где очень важно грамотно интерпретировать результаты оценки качества образования и доводить их до заказчиков образовательных услуг.
Базовый уровень достижения результатов свидетельствует о способности применять действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения [1].
Повышенный (функциональный) уровень достижения результатов свидетельствует о высокой познавательной активности, поэтому в заданиях этого уровня нет явного указания на способ выполнения, и обучающемуся необходимо самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их, для того чтобы выполнить все задания в проективной методике [1].
В рамках психолого-педагогического эксперимента (2014-2015 гг.), который был проведен в образовательных учреждениях города Кирова и области нами был разработан инструментарий по оценке образовательных результатов обучающихся основной школы, который предполагает оценку образовательных результатов как на базовом, так и на повышенном уровне.
Респонденты: обучающиеся основной школы.
Цель экспериментального исследования: разработать критерии оценки образовательных результатов, создать банк проективных методик для внут-риклассной оценки образовательных результатов.
Шаги формирующего (внутриклассного) оценивания:
- исследование и спектральное изучение образовательных результатов;
- определение интересов;
- апробация проективных методик;
- выявление уровня достижения образовательных результатов в соответствии с критериями;
- использование методик в реализации образовательных программ по предмету с целью развития познавательной активности.
Критерии оценки образовательных результатов:
- надежность, валидность;
- многоуровневость;
- междисциплинарный подход к динамике образовательных результатов;
- соответствие образовательному запросу;
- взаимосвязь измеряемых ЗУНов, ОУУНов, УУД.
При разработке критериальной базы исследования опирались на системный, деятельностный и метапредметный подходы, в силу следующих обстоятельств:
- системный подход определяет доказательность выстраивания экспериментального исследования, так как предметом исследования данного подхода является система предъявляемых требований к образовательным результатам обучающихся;
- деятельностный подход определяет активную работу обучающихся с проективной методикой и выработку учебных действий;
- метапредметный подход определяет взаимосвязь учебных умений, действий и операций, которые проявляются при выполнении разноуровневых заданий в проективных методиках.
Рассмотрим систему оценки образовательных результатов на следующих авторских методиках.
Методика «История одного слова», позволяет педагогам социально-гуманитарного цикла и педагогам дополнительного образования организовать работу с этимологическим словарем, развивая научное мышление.
Возраст обучающихся: 12-16 лет.
Исследуемые универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные и информационные.
ОУУН: учебно-коммуникативные и учебно-информационные.
ККШ: коммуникативная и информационная.
Инструкция
Используя этимологический словарь, выстроите логическую цепочку возникновения слова.
Условия выполнения задания:
1. Возможно изменить структуру предложения.
2. Обратиться к истории слова.
3. Найти слово - дать толкование.
4. Свой способ работы с логической цепочкой.
Результативность методики: изменение состава и структуры учебных действий, умений и логических операций.
Результаты исследования по методике «История одного слова». При выполнении заданий обучающиеся должны были проявить информационную компетентность, умение осуществлять самостоятельный поиск информации с учетом личных целей. Результаты первого среза показали, что у обучающихся на низком уровне сформированы действия, направленные на самообразовательную деятельность. По результатам формирующего эксперимента (рис. 1) высокий уровень сформированности действий познавательного самоопределения в контрольной группе составляет 12 %, в экспериментальной группе 16 % (положительная динамика 4 %); средний уровень сфор-мированности действий познавательного самоопределения в контрольной группе составляет 42 %, в экспериментальной группе 84 % (положительная динамика 42 %); низкий уровень сфор-мированности действий познавательного самоопределения в контрольной группе составляет 46 %, в экспериментальной группе 0 % (положительная динамика 46 %). Таким образом, разработанный и реализованный диагностический метод является эффективным, так как, согласно количественной и качественной диагностике уровня сформированности личностных (действия познавательного самоопределения) учебных действий, наблюдаем положительную динамику.
□ Высокий уровень ПСредний уровень
■ Низкий уровень
Рис. 1. Сравнительные результаты диагностики личностных учебных действий (действия познавательного самоопределения) в экспериментальной и контрольной группе на формирующем этапе исследования
Методика «Знание родного языка. Любишь ли ты литературу?!». Методика имеет проективный характер, то есть позволяет работать над формированием учебно-информационных и учебно-интеллектуальных навыков, информационных
и познавательных универсальных учебных действий. Обучающиеся работают с этимологическими словарями и словарем устаревших слов, что формирует информационную компетентность.
Возраст обучающихся: 14-17 лет.
Исследуемые универсальные учебные действия: познавательные и информационные.
ОУУН: учебно-информационные и учебно-интеллектуальные.
ККШ: информационная.
Инструкция: используя словари (этимологический или устаревших слов), выполните следующие задания.
Алгоритм деятельности (на усмотрение педагога):
1. Найдите устаревшее слово. Дайте толкование.
2. Из какого произведения цитата. Кто автор?
3. Какой смысл для Вас имеет это выражение или высказывание?
Результативность методики: сформированные межпредметные и междисциплинарные надпред-метные умения.
Методика «Экскурсовод». Охват следующей направленности: художественно-эстетического, научно-исследовательского и познавательного цикла.
Возраст обучающихся: 13-16 лет.
Исследуемые УУД: личностные, регулятивные и познавательные.
ОУУН: учебно-информационные и учебно-интеллектуальные.
ККШ: социально-рефлексивная.
Инструкция:
1. Определите тип экскурсии.
2. Задайте свой маршрут. Маршрут может быть изменен в соответствии с применяемым на данный момент порядком движениях на улицах города Москва.
3. С чьей литературной деятельностью может быть связана экскурсия?
4. Возможно ли организовать 2 экскурсии?
5. Для выполнения задания воспользуйтесь картой Москвы.
Результативность методики: сформированные социальные и метаумения.
Рассмотрим более подробно оценку образовательных результатов на примере проективной методики «Знание родного языка. Любишь ли ты литературу?!».
Цель методики: оценка познавательных и информационных универсальных учебных действий, учебно-информационных и учебно-интеллектуальных умений и навыков, информационная компетентность обучающихся.
Инструкция для обучающихся: используя этимологический словарь или словарь устаревших слов, необходимо выполнить следующие действия:
1. Найти устаревшее слово и дать толкование.
2. Определить, из какого произведения цитата. Кто автор?
3. Какой смысл для Вас имеет это выражение или высказывание. Сформулируйте 2-3 предложения.
Материал для работы с обучающимися:
1. И вот из ближнего посада
Созревших барышен кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир.
2. Являлись и еще люди из города, чаще других - высокая стройная барышня с огромными глазами на худом, бледном лице.
3. Она в кумачах, в кичке с бисером, щелкает орешки и посмеивается.
4. Воспитанная в деревенской глуши молодая, мечтательная девушка влюбляется в молодого петербургского - говоря нынешним языком - льва.
5. Вы здесь не один, - сказал я французу, -я видел вчера кого-нибудь из ваших, тоже в китайском платье, с золотым наперсным крестом.
6. Отец в Поместном приказе с просьбами весь лоб расколотил: ныне без доброго посула и не попросили. Дьяку-дай, подьячему - дай, младшему подьячему - дай.
7. А здесь пачулями пахнет.
8. Лишь изредка на поле битвы был слышен падших скорбный стон.
9. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и все разряды падших женщин разобраны.
10. Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями.
11. Черные глаза его сегодня на особицу лукавы: в них горел купеческий хитрый ум.
12. Ты, дядюшка и государь, в остуду введешь меня с дядьями.
Работая с дидактическим материалом данной методики, мы можем проследить как общепредметные компетентности, так и учебные действия по определенным предметам.
Интерпретация результатов проективной методики.
1. И вот из ближнего посада
Созревших барышен кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир.
- Пушкин «Евгений Онегин».
- Девушка из барской семьи, незамужняя дочь барина и барыни.
2. Являлись и еще люди из города, чаще других - высокая стройная барышня с огромными глазами на худом, бледном лице.
- М. Горький «Мать»
- О девушке из интеллигентской среды /Барышня/.
3. Она в кумачах, в кичке с бисером, щелкает орешки и посмеивается.
- Достоевский «Преступление и наказание».
- Кичка - старинный праздничный головной убор замужней женщины.
4. Воспитанная в деревенской глуши молодая, мечтательная девушка влюбляется в молодого петербургского - говоря нынешним языком - льва.
- Белинский «Статьи о Пушкине».
- Лев - мужчина, пользующийся особым успехом в светском обществе, законодатель мод и правил светского поведения; модный щеголь.
5. Вы здесь не один, - сказал я французу, - я видел вчера кого-нибудь из ваших, тоже в китайском платье, с золотым наперсным крестом.
- Гончаров «Паллада».
- Наперсный крест - украшение финифтью, на цепочке, завязанной узлом, который носят на груди.
6. Отец в Поместном приказе с просьбами весь лоб расколотил: ныне без доброго посула и не попросили. Дьяку - дай, подьячему - дай, младшему подьячему - дай.
- А. Н. Толстой «Петр I».
- Посул - взятка.
7. А здесь пачулями пахнет.
- Чехов «Вишневый сад».
- Пачули - сильно пахнущие духи на основе эфирного масла, добываемого из некоторых тропических растений.
8. Лишь изредка на поле битвы был слышен падших скорбный стон.
- Пушкин «Руслан и Людмила».
- Погибший в сражении.
9. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и все разряды падших женщин разобраны.
- Гончаров «Обломов».
- Опустившийся нравственно.
10. Прадеды наши, при выборе места для жительства, непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями.
- Тургенев «Мой сосед».
- Отбивали - обмеривая, выделять.
11. Черные глаза его сегодня на особицу лукавы: в них горел купеческий хитрый ум.
- Шишков «Угрюм-река».
- Особица - особо, не по-обычному.
12. Ты, дядюшка и государь, в остуду введешь меня с дядьями.
- А. Островский.
- Остуда - размолвка, ссора.
Выявленные умения (обучающиеся):
1. Учебно-информационные: умение работать со словарем, умение объединять понятия, умение классифицировать.
2. Учебно-интеллектуальные: порождение смыслов учения, умение делать умозаключения без опоры на ранее полученную теоретическую информацию с учетом сформированных практических умений.
Полученный результат для педагога:
1. Умение выявлять и классифицировать не-сформированные учебные действия и умения.
2. Умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучающихся (выход на оценку предметных умений по образовательным линиям).
Данная методика позволяет выявить следующие сформированные личностные результаты:
1. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
2. Для поиска нужной информации обучающийся может использовать такие внешне формальные элементы текста, как подзаголовки, сноски, иллюстрации.
3. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях.
4. Находить способы проверки противоречивой информации.
Таким образом, оценка личностных и познавательных образовательных результатов обучающихся основной школы на уровне внутрикласс-ного оценивания позволяет не только оценить, но и сформировать ряд учебных умений и действий, что способствует формированию таких важных педагогических составляющих процесса обучения, как:
- смыслообразование - поиск и установление устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»;
- самоопределение - процесс, включающий осознание требований общества к поведению личности в типичных жизненных ситуациях; принятие
этих требований в качестве ориентиров действий; выявление индивидуальных задатков и способностей, на основе которых достигаются успехи в учебной и внеучебной деятельности; овладение принятыми в обществе способами реализации личностного потенциала в разнообразных видах деятельности;
- субъектность - социально ценное качество личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия.
С учетом вышесказанного образовательные результаты - система обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию целей обучения для определения и выявления всех
элементов учебной деятельности, подлежащих формированию и оцениванию.
_Ш_
1. Гальперин П. Я. Стадия в развитии умственных действий // Справочник современной психологии. М., 1969. 167 с.
2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1982. 246 с.
3. Клингберг Л. Введение в общую дидактику. М., 1972. 337 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1982. 443 с.
5. Митьянс А. Творчество, личность и образование. М., 1995. 217 с.
Статья поступила в редакцию 15.03.2016 г.
Для цитирования: Онучина А. В. Оценка личностных и познавательных образовательных результатов обучающихся основной школы на примере формирующего (внутриклассного) оценивания // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 2 (22). С. 20-27.
Об авторах
Онучина Анастасия Владимировна, аспирант, Вятский государственный гуманитарный университет, Киров, anastasiya. onuchina@yandex. ru
A. V. Onuchina Vyatka State University of Humanities, Kirov
ASSESSMENT OF PERSONAL AND COGNITIVE EDUCATIONAL
OUTCOMES OF STUDENTS AT SECONDARY SCHOOL BY THE EXAMPLE OF FORMATIVE (CLASSROOM) ASSESSMENT
The purpose of the research is to present the theoretical aspects and practical experience in assessing and monitoring mechanism of personal and cognitive educational outcomes of students of the secondary school by the example of forming (classroom) assessment. The study involved the following research methods: theoretical (study and generalization of innovative pedagogical experience of formation of universal educational actions in secondary school students); empirical (testing, analysis of the results of educational and extra-curricular activities). The article describes the following research results: diagnostic tools for assessing educational outcomes of students of secondary school is developed and experimentally tested. The main part of the study presents the following monitoring structure: learning activities (projective techniques); tests, questionnaires; self-assessment by learners through the implementation of practice-oriented tasks. The article presents the experience of the implementation of psycho-pedagogical methods on the example of projective techniques: working with etymological dictionary, working with maps, working with the literary map, working with metaphors, quotations from literary works. The basis for the development of criteria is a systematic research framework, activity, metasubject approaches. Conclusion: assessment of personal and cognitive educational outcomes of students of the secondary school at the level of internal assessment allows not only to appreciate, but also to form a number of training activities and skills.
Keywords: assessment of the quality of education, assessment procedures, comparative studies, monitoring of learning outcomes, classroom assessment
_m_
1. Gal'perin P. Ja. Stadija v razvitii umstvennyh dejstvij [Stage in the development of mental actions]. Spravochnik sovremennoj psihologii = Handbook of modern psychology. M., 1969, 167 p.
2. Gal'perin P. Ja. Vvedenie v psihologiju [Introduction to Psychology]. M., 1982, 246 p.
3. Klingberg L. Vvedenie v obshhuju didaktiku [Introduction to the general didactics]. M., 1972, 337 p.
4. Leont'ev A. N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. M., 1982, 443 p.
5. Mitjans A. Tvorchestvo, lichnost' i obrazovanie [Creativity, personality and education]. M., 1995, 217 p.
Submitted 15.03.2016.
Citation for an article: Onuchina A. V. Assessment of personal and cognitive educational outcomes of students at secondary school by the example of formative (classroom) assessment. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 2 (22), pp. 20-27.
About the autor
Onuchina Anastasija Vladimirovna, post-graduete student, Vyatka State University of Humanities, Kirov, anastasiya. onuchina@yandex. ru