Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / ключевые компетенции / деятельностное обучение. / functional literacy / key competencies / activity-based learning.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Г Е. Жанузакова

Статья посвящена проблеме важности развития функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и общественных дисциплин. В работе обосновывается важность применения деятельностных методов обучения, способствующих формированию ключевых компетенций выпускника. Приводятся примеры заданий для обучающихся на уроках истории с целью развития функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY STUDENTS IN HISTORY LESSONS

The article is devoted to the problem of the importance of the development of functional literacy of students in the lessons of history and social disciplines. The paper substantiates the importance of using activity-based teaching methods that contribute to the formation of key competencies of the graduate. Examples of tasks for students in history lessons with the aim of developing functional literacy are given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

ЭЛЕУМ ЕТТ1 К- ГУМАН ИТАРЛЫК РЫЛЫМДАР SOCIAL AND HUMANITARIAN SCIENCES СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

МРНТИ 03.01.45

УДК 372.893 DOI:10.56032/2523-4684.2022.4.4.113

Г.Е. Жанузакова1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме важности развития функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и общественных дисциплин. В работе обосновывается важность применения деятельностных методов обучения, способствующих формированию ключевых компетенций выпускника. Приводятся примеры заданий для обучающихся на уроках истории с целью развития функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ключевые компетенции, деятельностное обучение.

Г.Е. Жанузакова1 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)

Б1Л1М АЛУШЫЛАРДЫЦ ТАРИХ САБАРЫНДА ФУНКЦИОНАЛДЫК САУАТТЫЛЫРЫН ДАМЫТУ

Аннотация

Макала тарихжэне коFамдык пэндер сабактарында бiлiм алушылардын функционалдык сауаттыль^ын дамытудын маныздылы^ы проблемасына арналFан. Жумыста тYлектiн непзп к¥зыреттерiн калыптастыруFа ыкпал ете^н окытудын кызметт'1к эдiстерiн колданудын маныздылы^ы негiзделедi. Функционалдык сауаттылыкты дамыту максатында тарих сабактарында бiлiм алушылар Yшiн тапсырмалар мысалдары келтiрiледi.

ТYЙ¡нд¡ сездер: функционалдык сауаттылык, непзг кузыреттер, кызметтiк окыту.

G.E. Zhanuzakova1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY STUDENTS IN HISTORY LESSONS

Annotation

The article is devoted to the problem of the importance of the development of functional literacy of students in the lessons of history and social disciplines. The paper substantiates the importance of using activity-based teaching methods that contribute to the formation of key competencies of the graduate. Examples of tasks for students in history lessons with the aim of developing functional literacy are given.

Key words: functional literacy, key competencies, activity-based learning.

Введение. Мир стремительно меняется, и данные изменения требуют переосмысления системы образования. Ключевые вопросы для переосмысления деятельности образовательных учреждений: «Что должен изучать обучающийся в XXI веке?», «Как правильнее осуществлять подготовку учащихся?». Выходя в самостоятельную жизнь, выпускник должен обладать функциональной грамотностью, определяемой как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Ученик оценивает обучение по следующим аспектам: отвечает ли оно его потребностям, ведет ли к получению желаемых результатов, применимо ли изучаемое в жизни, комфортен ли процесс обучения.

Методы исследования. Модернизация казахстанского образования предусматривает переход на образовательные программы нового поколения. Идеологической основой новых образовательных стандартов является обязательное формирование функциональной грамотности обучающегося. В ходе исследования проведен

анализ методической литературы, поднимающей вопросы развития личностно значимых умений и навыков обучающихся.

Поскольку формирование функциональной грамотности представляет одно из главных направлений педагогической деятельности, его реализация происходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Важную роль при этом выполняют и дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история.

В статье проведен анализ методов обучения, при применении которых целесообразно развивать функциональную грамотность учащихся.

Обзор литературы по теме.

Информационные источники по теме исследования включают статью К.А. Нурмуратовой «Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях» [1], в которой автор раскрывает понятие «функциональная грамотность» (англ. functional literacy) как результат образования, обеспечивающий навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний о достижениях культуры, овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решения различных жизненных проблем [1, с.14].

Также использован материал статьи Н.С. Гаврильчук «Формирование глобальных

компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания» [2]. Автор считает основным фактором, обусловившим актуализацию проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся, скорость развития современной человеческой цивилизации, опосредующую культурные, демографические и технологические изменения жизнедеятельности общества. Эпоха глобализации, автоматизации и экологизации, наступившая для большинства людей субъективно неожиданно, потребовала проявления новых качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию

в стремительно меняющихся условиях научного прогресса, что и определило изменение запроса государства к образовательной системе в сфере ожидаемых образовательных результатов, обучающихся [2, с.18].

Информационным является и Национальный проект «Качественное образование "Образованная нация"», в котором показателем качества образования казахстанских школьников является международное исследование PISA. Данное исследование ставит целью проверить наличие у обучающихся умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни, то есть их функциональной грамотности. Правительство ставит важной задачей образования повышение качества школьного образования и улучшение показателей международного исследования PISA [3].

Результаты исследования. Составляющими функциональной грамотности являются:

1. Читательская грамотность.

2. Естественно-научная грамотность.

3. Математическая грамотность.

4. Финансовая грамотность.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции.

Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Уроки истории являются важным условием в развитии общественной мысли, служат источником формирования национальной идентичности, развития национальной безопасности и государственной идеологии. Известно, что

предметом исследования на уроках истории становятся события, происходящие в мире, связанные с ними исторические даты и места, известные личности, исторические явления и факты, закономерности развития общества. Уроки истории формируют личностное и национальное самосознание обучающегося, систему его жизненных установок и ценностей, нравственных качеств личности, способствуют воспитанию патриотизма и гражданственности.

Развитие функциональной грамотности на уроках истории, в том числе и глобальных компетенций, станет возможным при обучении критическому мышлению, которое характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [4, с.156].

Широко используемой моделью, в рамках которой возможно развитие критического мышления, является Таксономия Блума, представляющая собой иерархию целей обучения на уроках.

Выделяются шесть уровней целей:

1) Знание. Эта категория подразумевает постановку целей на запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. Планируемые действия учащихся: воспроизводят термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2) Понимание. Необходимо развитие умений преобразовать материал из одной формы выражения в другую, интерпретировать, предположить дальнейшие явления, события. Учащиеся на уроках объясняют факты, правила, принципы; преобразуют словесный материал в математические выражения; описывают последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3) Применение. Это умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

4) Анализ. Задача учителя - учить разбивать материал на составляющие с конкретной структурой. На уроке учащиеся будут определять части целого; выявлять взаимосвязи между ними; определять принципы организации целого; находить ошибки и упущения в логике рассуждения; определять различие между фактами и следствиями; оценивать значимость определенных данных.

5) Синтез. Это умение собирать элементы для получения целого, обладающего новизной. Данные навыки формируются через эссе, выступления с докладом, сообщения; составление плана проведения исследований, схемы изучаемого процесса или явления.

6) Оценка. Обучающиеся должны приобрести навыки оценки исторической значимости информации, оценки уровня достигнутого в процессе деятельности. С этой целью необходимо планирование заданий, при выполнении которых учащиеся: оценивают логику построения письменного текста; оценивают соответствие выводов имеющимся данным; оценивают значимость того или иного результата деятельности.

Опора на данные цели при планировании уроков позволит учащимся осмысливать фактический материал, выявлять проблемы, определять возможные пути их решения или предотвращения, анализировать сильные и слабые стороны политики государей, устанавливать причинно-следственную связь внутренней и внешней политики, характеризовать героев и события по определенным критериям, оценивать борьбу народа с точки зрения, как современников, так и с позиции гражданина независимого Казахстана. Любая цель должна иметь конечный результат. В ходе формирования компетенций учащихся результатом обучения должны стать определенные умения и навыки.

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. В современных

условиях меняются задачи содержания образования: отмирают старые формы организации обучения, возникают новые. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с существенным обновлением содержания и методов обучения. Сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для обучающихся?».

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает его сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называют деятельностным методом. По мнению А. Дистерверга, деятельностный метод обучения является универсальным: «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но и во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося» [3].

Если при объяснительно-иллюстративном обучении цель задается педагогом, используются внешние мотивы и способы деятельности выбираются педагогом, то при деятельностном обучении проблемный вопрос по теме урока обеспечивает внутреннее принятие целей обучения, опору на внутренние мотивы и совместный выбор способа исследования проблемы, достигаются внутренние личностные изменения, идет самооценка достижений на основе предложенных критериев. Одним из видов деятельностного обучения является создание проблемной ситуации, и как следствие -необходимость проблемного диалога.

Приведем пример. На уроке истории Казахстана по теме «Развитие экономики Республики Казахстан» перед учащимися 2 курса поставлен проблемный вопрос: какова инвестиционная политика Казахстана? С целью решения данного вопроса, учащиеся изучают выдержки закона «Об инвестициях в Республики Казахстан» - документ о состоянии инвестиций в экономику Республике Казахстан. Результаты исследования будут представлены в виде SWOT-анализа, в котором будут указаны сильные, слабые стороны, возможности и риски инвестиционной политики Казахстана.

OPPORTUNITIES

возможности

Рис.1. SWOT-анализ.

THREATS

угрозы

Данный вид работы способствует развитию финансовой грамотности обучающихся через развитие умений анализировать цифровые показатели экономики, прогнозирования с учетом реалий, выяснения причин слабых сторон экономики, предположения рисков. При изучении любой темы экономического характера считаю необходимым обязательный выход на состояние экономики изучаемой страны в современных реалиях, что также способствует развитию навыков

определения перспектив экономической активности населения изучаемой страны.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Удачным средством, помощником в данном деле, на наш взгляд, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта обучающемуся необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своей деятельности; работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека; самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей; кроме того, ученику приходится использовать информационные технологии; учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы; обучающийся, проводя исследование, учится быть личностью, осознает необходимость и значимость своей работы [5, с.59].

Приведем пример. На уроке всемирной истории обучающиеся 9 класса должны выделять интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны и оценивать роль личности в истории. Согласно данной цели, учащиеся получают на уроке задание: прочитать текст письма, написанного в 1982 году 6-летней американской девочкой Самантой Смит генеральному секретарю КПСС Ю. Андропову, и ответить на вопрос: почему это письмо вызвало резонанс в обществе? В ходе работы над заданием учащиеся будут исследовать отношения между СССР и США в 1970-1980 годы, изучая текстовый документ. Результаты исследования будут оформлены в виде концептуальной сравнительной таблицы.

Таблица 1. Концептуальная сравнительная таблица

Вопросы для сравнения Дескриптор 1 Дескриптор 2

Назвать главные черты советско-американских отношений Определить причины противоречий советско-американских отношений

Характер отношений между СССР и США

Ключевые события в период 1970- Дескриптор 1 Дескриптор 2

Перечислить действия США Перечислить действия СССР

Вывод

Данная работа обучающихся способствует развитию глобальной компетенции обучающихся, то есть умений лично или виртуально взаимодействовать с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и принимать участие в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Современный образовательный процесс должен предоставлять учащимся возможность проявить свои таланты и творческий потенциал, что соответствует гуманистическим принципам образования, для которой характерна ориентация педагогов на создание условий для личностного развития обучающихся. В ходе организации самостоятельной (индивидуальной или групповой) исследовательской работы создаются свободные условия для работы, позволяющие обучающимся проявлять максимум

инициативы, экспериментировать. Учитель должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт, чаще задавать вопрос «а что, если?...» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность. Личностный подход педагога способствует развитию креативной грамотности учащихся в процессе деятельности, в ходе которой есть свобода выбора метода выполнения творческих заданий, разработка каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывается опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности.

Приведем пример. На уроке истории Казахстана при изучении темы «Перспективы преодоления ограничивающих природно-географических факторов Казахстана на основе анализа мирового опыта» учащиеся 1 курса получают домашнее задание индивидуально исследовать ограничивающие природно-географические

факторы Казахстана и на основе анализа мирового опыта определить пути их эффективного преодоления. Результаты работы можно представить в виде презентации, таблицы, схемы, анимационного плаката и т.д. В ходе выполнения задания учащиеся проявляют креативность мышления и повышают естественно-научную грамотность.

Читательская грамотность обучающихся формируется на каждом уроке истории через изучение учебного материала, исторических источников и данных средств массовой информации. На уроке истории применяются следующие деятельностные формы работы по развитию читательской грамотности: вставить пропущенные слова в предложенном тексте, дописать предложенный текст, определить ошибки в тексте, найти необходимые аргументы в тексте, сформулировать вывод по тексту и т.д.

Формирование ключевых компетенций функционально грамотной личности следует осуществлять дифференцированно, с учетом специфики отдельных предметов. Данный подход к образовательному процессу набирает силу в

современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Выводы. Учителю необходимо чётко представлять результат своей работы, как конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса, который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося. А это значит, современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую профессиональную компетентность в организации освоения знаний учащимися и применении полученных знаний к жизни в комплексе. Нам необходимо помнить, что выйдя за порог школы, подросток воспользуется полученным опытом и сможет реализовать себя.

Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Наше педагогическое «горение» в том, чтобы способствовать развитию человека свободного, мобильного, а также умеющего принимать решения и брать на себя ответственность.

Список использованной источников:

1. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. // Педагогическая наука и практика. - 2019. - №1(23). -С.14-18.

2. Гаврильчук Н.С. Формирование глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания. // Интерактивная наука. - 2022. - №2(67). - С.18-20.

3. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. - Т1. - М.: 2006. - с.75-80.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

References:

1. Nurmuratova K.A. Funkcional'naja gramotnost' kak osnova razvitija garmonichnoj lichnosti v sovremennyh uslovijah. // Pedagogicheskaja nauka i praktika. - 2019. - №1(23). - S.14-18. (In Russ).

2. Gavril'chuk N.S. Formirovanie global'nyh kompetencij kak odnogo iz napravlenij funkcional'noj gramotnosti obuchajushhihsja na urokah obshhestvoznanija. // Interaktivnaja nauka. - 2022. -№2(67). - S.18-20. (In Russ).

3. Nacional'nyj proekt «Kachestvennoe obrazovanie «Obrazovannaja nacija». Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 12 oktjabrja 2021 goda № 726. (In Russ).

4. Selevko G.K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij: V 2t. - T1. - M.: 2006. - s.75-80. (In Russ).

5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - №2. - S.58-64. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.