Научная статья на тему 'ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ КАК ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ'

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ КАК ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общеучебные умения и навыки / функциональная грамотность / деятельность / государственные образовательные стандарты / образовательный процесс / компоненты функциональной грамотности / general academic skills / functional literacy / activity / state educational standards / educational process / components of functional literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Аксёнова

Данная статья посвящена исследованию роли общеучебных умений и навыков в формировании функциональной грамотности обучающихся. В статье представлен сравнительный анализ взаимосвязи между универсальными учебными действиями, находящими свое отражение в официальных документах ЮНЕСКО и ФГОС, регламентирующих важнейшие вопросы образования как в мире в целом, так и российском образовании в частности. Статья рассматривает актуальность развития общеучебных умений, таких как навыки анализа и критического осмысления информации, решения проблем, сотрудничества и самостоятельного обучения, продуктивной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков, логического мышления, овладения коммуникативными навыками как важных компонентов, влияющих на успешное становление функционально развитой личности. Работа вносит важный вклад в область педагогической теории и практики, направленный на разработку эффективных стратегий формирования функциональной грамотности через развитие общеучебных компетенций у обучающихся. Подчеркивается важность интеграции этих компонентов в учебный процесс для успешного формирования функциональной грамотности учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н А. Аксёнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL ACADEMIC SKILLS AS THE LEADING COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article is dedicated to a study of the role of general academic skills in the formation of functional literacy among students. The article presents a comparative analysis of the relationship between universal educational activities reflected in the official documents of UNESCO and the Federal State Educational Standard regulating the most important issues of education both in the world as a whole and in Russian education in particular. The article considers the relevance of the development of general educational skills, such as skills of analysis and critical understanding of information, problem solving, cooperation and independent learning, productive activities aimed at the formation of communication skills, logical thinking, and mastering communication skills, as important components influencing the successful formation of a functionally developed personality. The work represents an important contribution to the field of pedagogical theory and practice aimed at developing effective strategies for the formation of functional literacy through the development of general academic competencies among students. The importance of integrating these components into the educational process for the successful formation of functional literacy of high school students is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ КАК ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ»

Таблица 3

Документы по организации обучения русскому языку, принятые в постперестроечное время

Год Наименование Особенности

1991 г Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Совета Министров Якутской- Саха ССР от 23 мая 1991 года №272 В учебно-воспитательный процесс введен этнокультурный и национально-региональный компоненты, поставлена задача обогащения детей культурой народов совместного проживания, усилена необходимость взаимосвязанного изучения языков

2001 г Концепция школьного языкового образования Республики Саха (Якутия) Внедрено понятие компетентностного подхода при изучении русского языка. В школе с родным нерусским языком обучения ученик должен был овладеть такими типами компетенций, как коммуникативная, лингвистическая, языковая, этнокультуроведческая.

2005 г Базисный учебный план Республики Саха (Якутия), утвержденный постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г № 373 Предусмотрено деление на группы на уроках русского языка в классах с родным языком обучения. В профильных классах старшей школы в 3 раза увеличено количество часов русского языка.

Таблица 4

Концепции преподавания русского языка

Год Наименование Особенности

2016 г Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации Отмечается, что «неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия»

2019 г Концепция преподавания родных языков народов России Выделяется ключевая роль русского языка в сохранении культурно-языкового многообразия Российской Федерации. Отмечается необходимость выявления реальной потребности национальных субъектов Российской Федерации в учителях с двойной квалификацией (учитель русского и родного языков; учитель русской и родной литературы) в рамках пятилетнего бакалавриата/ специалитета.

В 1982 г была создана отдельная кафедра методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе (РОЯШ) при педагогическом факультете Якутского государственного университета, подготовившая за годы своего существования учителей русского языка для работы в школах с родным (якутским) языком обучения.

В период глубоких структурных изменений в системе образования, вызванных перестройкой в начале 90-х годов XX века и продолжавшихся вплоть до XXI века, был принят ряд региональных концептуальных нормативных документов, благодаря которым преодолевался системный кризис [6].

В настоящее время 58,4% учащихся школ в Республике Саха (Якутия) обучаются на родном (якутском) языке. В связи с этим вопросы совершенствования

методики русского языка для детей с родным (нерусским) языком обучения остаются одними из наиболее актуальных. Об этом говорится и в двух концептуальных документах, принятых в последние годы [7].

В октябре 2016 г в республике состоялся первый форум по филологическому образованию, по итогам которого начата работа по созданию учебных пособий, методических рекомендаций по русскому языку в национальной школе.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время, опираясь на накопленный многими поколениями исследователей богатый опыт, с учетом современных реалий и возможностей информационно-коммуникационных технологий необходимо возродить методику преподавания русского языка для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Библиографический список

1. Городенко Д.В. Формирование системы национального образования нерусских народов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Гуманизация образования. 2009; № 1. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-sistemy-natsionalnogo-obrazovaniya-nerusskih-narodov-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv

2. Помелов В.Б. Просвещение нерусских народов Вятского края (XIX- началоXXвв.): монография. Киров: Вятский государственный университет, 2018.

3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г Кн. LXXX. Якутская область, 1904: 28.

4. Сивцева С.И. Состав населения Якутии в 1939-1959 гг. Теория и практика общественного развития. 2014; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-naseleniya-yakutii-v-1939-1959-gg

5. Якутский Ушинский. Книга первая. Автор-составитель Т.П. Самсонова. Якутск: Министерство образования РС(Я), 2000.

6. Концепция школьного языкового образования. Якутск: Издательство Департамента НиСПО МОЛ РС(Я), 2001.

7. Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

8. Концепция преподавания родных языков народов России. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/

References

1. Gorodenko D.V. Formirovanie sistemy nacional'nogo obrazovaniya nerusskih narodov v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-natsionalnogo-obrazovaniya-nerusskih-narodov-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv

2. Pomelov V.B. Prosveschenie nerusskih narodov Vyatskogo kraya (XIX- nachalo XX vv.): monografiya. Kirov: Vyatskij gosudarstvennyj universitet, 2018.

3. Pervaya vseobschaya perepis' naseleniya Rossijskoj imperii, 1897 g. Kn. LXXX. Yakutskaya oblast', 1904: 28.

4. Sivceva S.I. Sostav naseleniya Yakutii v 1939-1959 gg. Teoriya iprakiika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-naseleniya-yakutii-v-1939-1959-gg

5. Yakutskij Ushinskij. Kniga pervaya. Avtor-sostavitel' T.P. Samsonova. Yakutsk: Ministerstvo obrazovaniya RS(Ya), 2000.

6. Koncepciya shkol'nogo yazykovogo obrazovaniya. Yakutsk: Izdatel'stvo Departamenta NiSPO MOL RS(Ya), 2001.

7. Ob utverzhdenii Koncepcii prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 9 aprelya 2016 g. № 637-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

8. Koncepciya prepodavaniya rodnyh yazykov narodov Rossii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/

Статья поступила в редакцию 19.01.24

УДК 378

Aksenova N.A., postgraduate, Department of Linguistics, Linguodidactics and Intercultural Communication, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

GENERAL ACADEMIC SKILLS AS THE LEADING COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article is dedicated to a study of the role of general academic skills in the formation of functional literacy among students. The article presents a comparative analysis of the relationship between universal educational activities reflected in the official documents of UNESCO and the Federal State Educational Standard regulating the most important

issues of education both in the world as a whole and in Russian education in particular. The article considers the relevance of the development of general educational skills, such as skills of analysis and critical understanding of information, problem solving, cooperation and independent learning, productive activities aimed at the formation of communication skills, logical thinking, and mastering communication skills, as important components influencing the successful formation of a functionally developed personality. The work represents an important contribution to the field of pedagogical theory and practice aimed at developing effective strategies for the formation of functional literacy through the development of general academic competencies among students. The importance of integrating these components into the educational process for the successful formation of functional literacy of high school students is emphasized.

Key words: general academic skills, functional literacy, activity, state educational standards, educational process, components of functional literacy

Н.А. Аксёнова, аспирант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ КАК ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Данная статья посвящена исследованию роли общеучебных умений и навыков в формировании функциональной грамотности обучающихся. В статье представлен сравнительный анализ взаимосвязи между универсальными учебными действиями, находящими свое отражение в официальных документах ЮНЕСКО и ФГОС, регламентирующих важнейшие вопросы образования как в мире в целом, так и российском образовании в частности. Статья рассматривает актуальность развития общеучебных умений, таких как навыки анализа и критического осмысления информации, решения проблем, сотрудничества и самостоятельного обучения, продуктивной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков, логического мышления, овладения коммуникативными навыками как важных компонентов, влияющих на успешное становление функционально развитой личности. Работа вносит важный вклад в область педагогической теории и практики, направленный на разработку эффективных стратегий формирования функциональной грамотности через развитие общеучебных компетенций у обучающихся. Подчеркивается важность интеграции этих компонентов в учебный процесс для успешного формирования функциональной грамотности учащихся старших классов.

Ключевые слова: общеучебные умения и навыки, функциональная грамотность, деятельность, государственные образовательные стандарты, образовательный процесс, компоненты функциональной грамотности

Актуальность темы состоит в том, что развитие общеучебных умений и навыков не только способствует комплексному развитию функционально грамотной личности, но и помогает обучающимся успешно справляться с современными вызовами образования и становиться эффективными участниками общественной жизни.

Объектом исследования выступают учащиеся старших классов средней школы.

Цель исследования состоит в определении важности корреляции между компонентами функциональной грамотности, описанными в официальных документах ЮНЕСКО, и компонентами функциональной грамотности, принятыми в нашей стране, а также универсальными учебными действиями, которые включены в нормативы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Изучение взаимосвязи общеучебных компетенций функционально грамотной личности и универсальных учебных действий, способствующих учащимся успешно справляться с вызовами не только в учебной среде, но и в обществе в целом, является важным аспектом их будущей профессиональной и личной жизни.

Задачи работы заключаются в исследовании компонентов функциональной грамотности, выявлении ключевых умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия в учебных ситуациях и различных сферах жизнедеятельности; изучении взаимосвязи между общеучебными умениями и функциональной грамотностью, а именно - между уровнем общеучебных компетенций и способностью эффективного использования умений и навыков в реальных ситуациях.

Научная новизна заключается в предложении интегративного подхода к изучению общеучебных умений и функциональной грамотности, объединяющего теоретические концепции и практические методы в рамках единого исследования, идентификации ключевых компонентов общеучебных умений: определение и выделение ключевых компонентов общеучебных умений, которые имеют наибольшее воздействие на развитие функциональной грамотности.

Теоретическая значимость состоит в том, что исследование влияния общеучебных умений на функциональную грамотность обогащает существующие теоретические модели языкового обучения, что может способствовать эволюции теорий обучения языку и расширению понимания процесса языкового формирования, а также интеграции психологических и лингвистических аспектов: тема позволяет объединить психологические аспекты развития личности (общеучебные умения) и лингвистические компетенции (функциональная грамотность), создавая мост между психологией обучения и лингвистикой.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для пересмотра и совершенствования содержания образовательных программ, включения в них более эффективных методов развития общеучебных умений и функциональной грамотности. Практические результаты исследования могут послужить основой для создания новых методик оценки, которые смогут более точно измерять общеучебные умения и их влияние на функциональную грамотность.

В рамках исследования заявленной темы использованы различные научные методы, такие как анализ литературы и теоретическое обобщение. Проведен обзор существующих теорий, концепций и исследований в области общеучебных умений, функциональной грамотности и их взаимосвязи. Кроме того, применялась обработка собранных данных с использованием статистических методов для выявления степени влияния общеучебных умений и навыков на функциональную грамотность, включающих корреляционный анализ.

Направленность современного образования на становление функционально грамотной личности, формирование готовности к жизни в современном обществе возвращает в поле научного поиска концепт «функциональная грамотность» и его корреляцию с требованиями государственных документов, регламентирующих содержательно-организационные вопросы обучения. Современное образование требует от учащихся не только усвоения конкретных знаний, но и развития широкого спектра умений и навыков, которые суммируются в понятие «общеучебные умения и навыки», развитие которых способствует формированию обучаемости, адаптивности и ответственности учащихся и позволяет им успешно справляться с вызовами не только в учебной среде, но и в обществе в целом, что является важным аспектом их будущей профессиональной и личной жизни. Сравнительный анализ государственных стандартов и имеющихся научных работ свидетельствует о том, что общеучебные умения и навыки представляют собой фундаментальные компоненты функциональной грамотности старшеклассников.

Формирование навыков функциональной грамотности реализуется посредством деятельностного подхода, направленного на становление функционально грамотной личности, являющейся основополагающей идеей процесса школьного обучения.

Если обратимся к государственным документам, регламентирующим вопросы образования, то стоит в первую очередь рассмотреть нормы федеральных образовательных стандартов. Данные стандарты несут в себе фундаментальные изменения в сфере современного обновленного школьного образования, где функциональная грамотность является гарантирующим показателем высокого уровня качества основного общего образования. Методологической основой данного стандарта является системно-деятельностный подход, в процессе реализации которого государство ставит следующие задачи: 1. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. 2. Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность 3. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. 4. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [1, с. 4].

ФГОС обращается к ключевым компетенциям, включая общекультурные и предметные, которые важны для успешной социализации и профессиональной деятельности выпускников. В рамках предметных компетенций внимание уделяется формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность не рассматривается изолированно, а в контексте интегрирования полученных умений и навыков в другие области знаний [2, с. 212].

Образовательная деятельность, целью которой является активная вовлеченность обучающихся в процесс планирования и структурирования собственного образовательного пути, приводит к формированию концепции «универсальных учебных действий». Результатом внедрения таких действий становятся развитие и усовершенствование универсальных учебных навыков и умений [3, с. 209]. В контексте понятия «универсальные учебные действия» подразумевается способность и навыки школьников мотивированно изучать новый материал путем активного участия в познавательной деятельности, которая способствует усвоению новых знаний и навыков. Универсальность учебных действий проявляется в их применимости вне зависимости от предметной области и предназначения в рамках школьного образования.

Универсальные учебные действия являются важным фактором в формировании условий для успешного становления гармоничной и всесторонне развитой

личности. Эти действия способствуют не только усвоению знаний, но и развитию умений преодолевать возникающие трудности по мере взросления. Имеется явная связь с концепцией функциональной грамотности, которая направлена на развитие функционально грамотной личности, обладающей способностью к самообразованию и успешной профессиональной реализации. Становление и развитие общеучебных умений и навыков является неотъемлемым компонентом функциональной грамотности [4, с. 112].

В процессе мотивированного личностного обучения, помимо формирования умений и навыков, достижения целей и решения задач, важным аспектом является контроль результатов и их адекватное оценивание. Главным выступает не только рефлексия, то есть осмысление и анализ собственного опыта, но и поиск подходящего инструментария и методик для достижения поставленных целей. Ответственное отношение к процессу оценивания результатов и постоянное совершенствование в данной области являются неотъемлемой частью обучающей работы и способствуют качественному развитию учащихся.

Федеральный государственный стандарт выделяет следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Под личными универсальными учебными действиями подразумеваются осознание обучающимися смысла процесса, личная ответственность за полученный результат, нравственный выбор, что способствует успешному процессу коммуникации в обществе. Регулятивные универсальные учебные действия своей целью ставят организацию и коррекцию процесса формирования новых знаний, навыков и умений. К ним отнесем следующие действия: 1. Целеполагание - способность расставить учебные цели и задачи. 2. Планирование - способность планировать стратегию действий, направленных на получение необходимых результатов. 3. Прогнозирование - способность спрогнозировать итоги действий. 4. Коррекция - способность менять условия и вектор действий, направленных на измененные результаты. 5. Оценка - способность оценить пройденный и предстоящий к изучению материал, умение дать самооценку своим действиям и результатам. 6. Саморегуляция - способность преодолеть возникающие препятствия и конфликты в ходе межличностного общения [1, с. 6].

В ходе данного исследования мы обращаем особое внимание на взаимосвязь между универсальными учебными действиями и предметом, который мы рассматриваем. Важным аспектом для нас является корреляция между компонентами функциональной грамотности, описанными в официальных документах ЮНЕСКО, и компонентами функциональной грамотности, принятыми в нашей стране, а также универсальными учебными действиями, которые включены в нормативы вышеуказанного федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Стоит отметить, что ЮНЕСКО активно участвует в разработке образовательных стандартов и рекомендаций, направленных на поддержание высокого уровня качества образования в мире.

Сравнительный анализ компонентов функциональной грамотности, отраженный в табл., произведен на основании официальных документов ЮНЕСКО, организации, как мы знаем, разработавшей понятие «функциональная грамотность» в сфере международной системы образования, а также на основании федеральных государственных образовательных стандартов, являющихся регулятором российского образования [4, с. 215]. Мы видим логически выстроенную линию взаимосвязи, отраженную во всех представленных документах, отличием которых является только контекстное наполнение, при этом смысловая нагрузка компонентов функциональной грамотности, выраженная в постулатах, обладает едиными идейными единицами.

Познавательные универсальные учебные действия объединяют в себе несколько компонентов, предназначенных для эффективного и системного изучения материала. В первую очередь важно установить цели изучения, то есть определить, что именно мы хотим достичь в процессе обучения. Далее следует создать алгоритм деятельности, который позволит нам осуществить эти цели. Важной составляющей является поиск наиболее полезной и эффективной информации. При этом необходимо использовать различные методы поиска фактических данных, чтобы получить максимально достоверную информацию. Другой важной частью познавательных универсальных учебных действий является использование смыслового чтения материала с целью его усвоения. Важно научиться структурировать и организовывать полученную информацию, чтобы иметь четкое представление о том, что было изучено и как новое знание интегрируется в уже имеющееся.

Особую роль играют коммуникативные универсальные учебные действия. Они помогают разрешать спорные ситуации и предупреждать конфликты, развивают умение принимать решения и отстаивать свою точку зрения. Важную часть в этом процессе составляет грамотное изложение аргументов и умение задавать вопросы на различные темы. Кроме того, коммуникативные универсальные учебные действия помогают развить навыки эффективной коммуникации в рамках сотрудничества как с педагогами, так и с другими учащимися. Важно ясно и четко выражать свою позицию и умение общаться в коллективе [3, с. 242].

Таким образом, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия являются важными компонентами успешного обучения. Они позволяют учащимся овладеть не только знаниями и навыками, но и развить ключевые навыки, необходимые для успешной коммуникации и работы в современном обществе, что и подразумевается в рамках концепции формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это основополагающий компонент общего базиса знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе. Она включает в себя как общеучебные учебные умения и навыки, так и специфические знания и навыки, связанные с конкретной областью деятельности. Однако для понимания сущности функциональной грамотности необходимо обратиться к понятию «функционально грамотная личность». Это та личность, которая не только владеет навыками чтения, письма и математической грамотностью, но и способна применять эти знания в реальной жизни [5, с. 311]. Функционально грамотная личность обладает умениями критически мыслить, анализировать информацию, работать с текстом, делать выводы и принимать обоснованные решения. Важно отметить, что функционально грамотная личность является неотъемлемым субъектом образовательного процесса в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет «портрет выпускника школы», который выступает в качестве ориентира для развития функциональной грамотности. В этом «портрете выпускника школы» выделены основные характеристики, такие как высокий уровень компетенции, широкие профессиональные знания и умения, умение адаптироваться к изменяющимся условиям и глубокая информационная культура. Следовательно, развитие функциональной грамотности является важной задачей образовательной системы и требует системного подхода.

Образование, ориентированное на формирование функционально грамотной личности, способной успешно справляться с вызовами современного мира, может обеспечить развитие общества и индивида, любящего свой край и Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознаю-

№ Компоненты функциональной грамотности

п/п ЮНЕСКО ФГОС Универсальные учебные действия

1. Критическое осмысление информации Обработка информации Поиск и ранжирование необходимой информации. Смысловое чтение, как инструмент решения поставленных задач

2. Поиск, хранение и обработка информации Исследовательская деятельность Применение цифровых технологий в поиске информации Определение и выстраивание познавательной цели

3. Опыт эффективного мышления. "Мультипликативный эффект" грамотности Логическое мышление Креативное мышление для решения ситуативных проблемных вопросов, направленное на установление и формулирование проблемы, поиск и применение адекватных решений для устранения

4. Сохранение и улучшение здоровья детей и семей Формирования культуры ЗОЖ Выбор эффективных методов решения для реализации поставленных задач

5. Продуктивная деятельность, направленная на формирование коммуникативных навыков Овладение коммуникативными навыками Грамотное формулирование речевого высказывания: в письме, речи

6. Формирование функционально грамотной личности Воспитание (гражданское, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое) Самооценивание, контроль, оценка результатов деятельности

7. Умение воспринимать смысловое содержание всех жанров текстовой информации Ценности научного познания Умение дифференцировать виды тестов, извлекать нужную информацию (художественный, научный, публицистический, официальный)

8. Самореализация личности, умение взаимодействовать в социуме Самоорганизация, самоконтроль Умение идентифицировать, понимать, интерпретировать, создавать, общаться и вычислять, используя печатные и письменные материалы, связанные с различными контекстами

щего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность к судьбе Отечества: 1. Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. 2. Владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность. 3. Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. 4. Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством. 5. Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. 6. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. 7. Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества. 8. Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [1, с. 8].

В ходе написания статьи мы обратили внимание на концепт функционально грамотной личности, который имеет связь с представленным портретом выпускника школы в соответствии с нормами ФГОС. Логично объединить постулаты федерального стандарта и принятые в мировом сообществе описательные категории функционально грамотной личности и представить обобщенный портрет такого человека.

Функциональность проявляется в способности использования приобретаемых навыков и знаний для успешного решения различных задач как на личном уровне, так и в обществе. Следовательно, такая личность должна обладать рядом качеств, чтобы быть функционально грамотной и развитой [5, с. 310]. Одним из основополагающих качеств является принадлежность к своей стране, народу и семье, которая выражается через любовь и уважение, умение принимать ценности общества и осознавать свою роль в истории своей страны и народа. Это основные ценности, которые являются едиными во всем мире. В настоящее время грамотность человека проявляется в креативном и критическом мышлении, способности мыслить глобально и учитывать все сферы человеческой жизни. Вопросы эффективной коммуникации также приоритетны для функционально грамотной личности, включая умение вести конструктивный диалог для взаимного понимания и взаимодействия. Функциональность личности не может быть полноценной без здорового физического состояния, поэтому актуальным является поддержание здорового, безопасного и экологически ответственного образа жизни [5, с. 309]. Профессиональная ориентация также важна для функционально

Библиографический список

грамотной личности, и она должна стремиться к фундаментальному осмыслению своей деятельности на благо семьи, общества и страны в целом. Быть профессионалом в своей области, используя знания, навыки и опыт из разных сфер жизни, недостаточно без постоянного самообразования, совершенствования и развития профессиональных качеств в сочетании со стремлением к образованию. В этом состоит сущность функционально грамотной личности, к которой должны стремиться учащиеся российских школ.

В заключение необходимо сделать акцент на том, что общеучебные навыки представляют собой неотъемлемый элемент функциональной грамотности школьников, формируя у них компетенции, необходимые для успешной адаптации и достижений в различных сферах жизни. В современном глобальном мире на это направлены все стратегии обучения, и вопросы формирования критериев обучающего процесса учащихся во всем мире имеют схожий вектор развития, где в центре образовательной парадигмы стоит формирование функционально развитой личности.

Представляем следующие ключевые моменты, характеризующие важность общеучебных умений и навыков в разрезе формирования функциональной грамотности школьников старших классов:

1. Ключевой элемент образования: общеучебные навыки и умения оказываются неотъемлемой частью образовательного процесса, придавая ему комплексность и обеспечивая более глубокое и всестороннее развитие учащихся.

2. Гибкость и адаптивность: эти навыки не только развивают критическое мышление и способность к анализу, но и делают учащихся более гибкими и адаптивными к изменяющимся условиям современного общества.

3. Связь с реальной жизнью: осознание, что обучение общеучебным навыкам направлено не только на успешную учебу, но и на подготовку к реальным сценариям жизни, где применение знаний становится важным фактором.

4. Социальная и личностная сфера: развитие общеучебных навыков способствует социальной адаптации, улучшает межличностные отношения и способности к сотрудничеству, а также содействует личностному росту и саморегуляции.

5. Непрерывный характер образования: выделение необходимости постоянного обновления образовательных методик и программ с учетом изменений в обществе и технологий, чтобы обеспечить актуальность и эффективность формирования общеучебных навыков.

В целом статья подчеркивает, что общеучебные навыки играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности, предоставляя учащимся навыки и инструменты, необходимые для успешной адаптации и достижения в различных сферах жизни.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413. Available at: https://minobr.Werreg.ru/files/ФГОС%20СОО%20с%20изменениями%20от%2023.09.2022.pdf

2. Московская Н.Л., Аксёнова Н.А. Функциональная грамотность учащихся как ориентир современного образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023; № 2 (95).

3. Воровщиков С.Г, Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития. Москва: УЦ «Перспектива», 2014.

4. Махмудова В.С. Формирование универсальных учебных умений при обучении иностранному языку как условие становления личности учащегося. Преподаватель XXI век. 2010; № 2-1: 175-178.

5. Московская Н.Л., Аксёнова Н.А. Формирование функциональной грамотности учащихся старшей школы на основе иноязычной текстовой деятельности. Лингвистика и образование: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Московского педагогического государственного университета. Москва: МПГУ, 2023.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: https://minobr.tverreg.ru/files/FGOS%20SOO%20s%20izmeneniyami%20ot%2023.09.2022.pdf

2. Moskovskaya N.L., Aksenova N.A. Funkcional'naya gramotnost' uchaschihsya kak orientir sovremennogo obrazovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2023; № 2 (95).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vorovschikov S.G., Tat'yanchenko D.V., Orlova E.V. Universal'nye uchebnye dejstviya: vnutrishkol'naya sistema formirovaniya irazvitiya. Moskva: UC «Perspektiva», 2014.

4. Mahmudova V.S. Formirovanie universal'nyh uchebnyh umenij pri obuchenii inostrannomu yazyku kak uslovie stanovleniya lichnosti uchaschegosya. Prepodavatel'XXI vek. 2010; № 2-1: 175-178.

5. Moskovskaya N.L., Aksenova N.A. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti uchaschihsya starshej shkoly na osnove inoyazychnoj tekstovoj deyatel'nosti. Lingvistika iobrazovanie: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 150-letiyu Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Moskva: MPGU, 2023.

Статья поступила в редакцию 13.01.24

YflK.378.1

Alekseeva E.N., Candidate of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Vice-Rector for Academic Affairs, Department of Mathematical Analysis and Methods

of Teaching Mathematics, Oryol State University n.a. I.S. Turgenev (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]

INNOVATIVE APPROACHES TO METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS. The article discusses methodological aspects of using simulation technologies in training future mathematics teachers. The individualized education model for students is proposed as a part of their mastery of individual disciplines and in the organization of practical training. Particular attention is paid to developing students' skills in creating their own educational resources (digital as well) aimed at developing schoolchildren with high-level mathematical abilities and organizing their preparation for mathematical Olympiads. The experience of testing the proposed approaches on the basis of the Oryol State University named after I. S. Turgenev is summarized. The proposed educational technologies and methodological approaches to the training of a future mathematics teacher can be used by universities implementing pedagogical profile educational programs of higher education.

Key words: methodological training of future teacher, simulation technologies, individualization of mathematics teaching

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.