Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / LEARNING TOOLS / LEARNING ACTIVITIES / PERSONAL DEVELOPMENT / YOUNG LEARNERS / COMMUNICATIVE COMPETENCE AND UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Владислава Юрьевна

В статье обосновывается ключевая позиция школьного языкового образования - направленность на формирование языковой личности учащегося как носителя языка; актуализируется роль средств обучения русскому языку в формировании интегративных компонентов функциональной грамотности (коммуникативной, читательской, информационной); обсуждается проблема развития коммуникативной грамотности младших школьников; прослеживается связь общего развития с речевой деятельностью обучающихся; утверждается необходимость включения в учебники упражнений, направленных на формирование навыков учебного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Владислава Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEANS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE: ACCORDING TO THE REQUIREMENTS OF THE EDUCATION STANDARDS

The article substantiates the key position of school language education-the focus on the formation of the linguistic identity of the student as a native speaker; actualizes the role of means of teaching Russian in the formation of integrative components of functional literacy (communicative, reader, information); discusses the problem of development of communicative literacy of younger students; traces the relationship of General development with the speech activity of students; the necessity of inclusion in textbooks of the exercises directed on formation of skills of educational dialogue is approved.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ю. Романова

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО

Ключевые слова: средства обучения, познавательная деятельность, развитие личности, младшие школьники, коммуникативная грамотность, универсальные учебные действия.

Аннотация: В статье обосновывается ключевая позиция школьного языкового образования -направленность на формирование языковой личности учащегося как носителя языка; актуализируется роль средств обучения русскому языку в формировании интегративных компонентов функциональной грамотности (коммуникативной, читательской, информационной); обсуждается проблема развития коммуникативной грамотности младших школьников; прослеживается связь общего развития с речевой деятельностью обучающихся; утверждается необходимость включения в учебники упражнений, направленных на формирование навыков учебного диалога.

«Русский язык» - один из ведущих предметов школьного курса, обладающий огромным ценностным потенциалом для изучения языка, для общекультурного и интеллектуального развития, практической деятельности обучающихся. В свете положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это означает, что «русский язык» как школьный предмет обладает широкими возможностями для реализации новых целей начального образования, достижения не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов [9]. Таким образом, при изучении русского языка в начальной школе особое внимание необходимо уделять реализации функционального ресурса предмета, который пока недостаточно востребован. Принципиальным отличием новых средств обучения русскому языку должна стать ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, то есть предметных компонентов функциональной грамотности, но, прежде всего, на формирование средствами предмета «русский язык» личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность познавательной деятельности на всех дальнейших этапах образования [11]. «Подчеркнем, что направленность на формирование языковой личности учащегося как носителя языка -одна из ключевых позиций школьного языкового образования» [11, 31]. При этом следует понимать, что предметные знания, умения и навыки, потеряв приоритетные позиции в перечне целей обучения предмету, приобрели новое качество: теперь они рассматриваются не как самоцель, а как основа, на которой должно строиться формирование универсальных учебных действий, личностных результатов образования [8]. Следовательно, при создании средств обучения необходимо с новых позиций рассмотреть предметное содержание начального курса русского языка, в процессе изучения каждой темы найти место развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности. Эти подходы должны учитываться при формулировке общих целей изучения предмета, которые в соответствии с положениями ФГОС должны быть ориентированы на три вида планируемых образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Современные цели изучения предмета могут быть сформулированы следующим образом:

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь;

пеппгогичсскил жирнпл ойшиортостпнп м 6(79). й01ж

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

- формирование коммуникативной грамотности учащихся как интегративного компонента функциональной грамотности - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

При создании средств обучения необходимо выделить основные разделы и темы курса русского языка, предусмотренные для изучения в данном классе; установить последовательность изучения основных тем и разделов; проследить динамику функциональной грамотности при изучении каждого раздела по годам обучения. Например, в программе для 3-го класса в курсе русского языка представлены следующие основные разделы: фонетика и графика, орфоэпия, состав слова, синтаксис, морфология, правописание и развитие речи [5]. При этом абсолютно новым является только раздел «Синтаксис», все остальные разделы уже изучались в 1-м или 2-м классах. Так, разделы «Фонетика и графика» и «Состав слова» в третьем классе изучаются на уровне повторения, обобщения ранее изученного, а вот раздел «Морфология» - наоборот - в предыдущих классах изучался лишь на уровне пропедевтики (в рамках раздела «Слово и предложение»), а в третьем классе изучению этого раздела отводится больше всего учебного времени на всестороннее, систематическое изучение (которое продолжается и на следующий год). Покажем динамику изучения наиболее трудного для младших школьников раздела «Морфология» - раздел грамматики, посвященный изучению грамматических классов слов, или частей речи. Проследим в анализируемом учебнике постепенное усложнение в понятийном и содержательном планах основных признаков имени существительного, имени прилагательного и глагола.

1 класс. Слово и предложение. Слова, называющие предметы, действия и признаки.

2 класс. Слово и предложение. Слова с предметным значением - имена существительные. Слова, называющие признаки - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия - глаголы.

3 класс. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных (пропедевтический уровень). Словообразование имен прилагательных.

4 класс. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов (пропедевтический уровень). Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

При таком подходе видна динамика и стратегия изучения предметного содержания рассматриваемого раздела как внутри каждого класса, так и по годам обучения; более отчетливо просматриваются преемственные связи и перспектива изучения раздела в дальнейшем. Таким образом, можно оценить предметное содержание по каждому разделу программы и четко представить предметные результаты обучения в данном классе.

Следующим этапом работы над разделом «Морфология» является анализ отобранного предметного содержания с точки зрения возможности формирования функциональной грамотности. Морфология традиционно считается одним из ведущих разделов школьной программы по русскому языку. Изучению этого раздела уделяется огромное внимание в любом курсе русского языка в начальной школе. Поскольку третий класс является началом систематического изучения морфологии и большая часть учебного времени будет посвящена именно этому разделу, можно предположить, что и значительная часть результатов личностных и метапредметных действий будет формироваться именно на материале этого раздела. Так, необходимо обратить внимание на развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, мотивации к его познанию, грамотному использованию, формирование представления о нормах русского литературного языка. Кроме того, изучение начального курса морфологии имеет огромное значение для интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, поскольку предполагает изучение значительного количества сложных научных понятий, усвоение большого объема теоретического материала. Следовательно, изучение данного раздела обладает всеми необходимыми предпосылками для формирования широкого спектра логических операций и действий. Кроме того, изучая названный раздел, младшие школьники столкнутся с необходимостью решать большое количество различных учебных задач. Следовательно, будут созданы благоприятные условия для формирования элементов учебно-познавательной деятельности, навыков учебного сотрудничества. Морфология как раздел программы обладает огромным потенциалом для формирования большинства метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, предусмотренных в стандарте, что позволяет говорить о расширении интеллектальных возможностей младших школьников.

В связи с этим важным представляется развитие коммуникативной грамотности младших школьников: полноценное овладение обучающимися речевой деятельностью -умениями и навыками грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; овладение умениями свободно говорить и писать на родном языке (с учетом возрастных возможностей учащихся), пользоваться языком в жизни как основным средством общения. Перечисленные умения и навыки представляют значительную ценность, поскольку от качества их сформированности зависит успех обучения в целом, а свободное владение родным языком является надежной основой каждого человека в жизни, труде, творческой деятельности.

Не вызывает сомнения, что средства обучения детей русскому языку на современном этапе должны создаваться с использованием всех достижений науки о языке (фонологии, фонетики, морфемики, теории словообразования и др.), а также и смежных научных областей (философии, психологии, педагогики и др.) — с учетом потребностей современного российского общества. При этом важно, чтобы предметом изучения языка становился не только язык сам по себе, но и его функции, использование, значение в процессе речевого общения; язык должен рассматриваться во всем объеме его связей с внеязыковой действительностью - миром культуры, истории, фольклора, художественной литературы и др.

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

Предмет речи ребенка тесно связан с опытом, знаниями об окружающем мире. Сосредоточенный в слове духовный и практический опыт приоткрывается через историю языка и этимологию, через лексику. Этимологические аспекты должны быть включены в школьный курс русского языка, дабы не пренебрегать словарным богатством нашей речи. Для детей красота заключается в связности и ясности речи, создавать словами - это, без сомнения, лучший из всех доступных человеку способов творчества. Включение в программный материал тем по лексике и этимологии помогает детям ясно, стройно выражать свои наблюдения и суждения в устной и письменной речи. В этом может помочь освоение информационной культуры, так как, к сожалению, бездумное «употребление» массовой культуры вступает в противоречие с лингвистической культурой, заменяет традиционное средство развития человека - книгу.

Русский язык представляет собой самобытное явление не только в истории русской, но и мировой культуры. С каждым годом повышение языковой грамотности и речевой культуры младших школьников становится все важнее. Необходимы тщательно спланированная, регулярная и разнообразная работа над языковыми нормами (орфоэпической, лексической, грамматической), а также формирование критического отношения к отечественным словесным новообразованиям. Оценить самобытность русского языка, осознать язык как феномен поможет наличие в средствах обучения дополнительных разделов, содержащих краткие сведения о грамматике других языков (взгляд на одно и то же явление «глазами» разных языков). Эти темы должны носить ознакомительный характер. Цель их включения - «разбудить» познавательный интерес ребенка, расширить кругозор учащихся, помочь осознать своеобразие и неповторимость каждого языка. Подобная работа будет формировать бережное отношение к языку, готовность к сохранению его уникальности, чистоты, образности и выразительности. Современная русская речь и, прежде всего, ее устные варианты, к большому сожалению, характеризуются растущим отходом от литературных норм; поэтому актуальными представляется постановка задачи не только изучения научного нормирования русского языка, но и повышения культуры устной и письменной речи, развития мотивационного интереса к лингвистическим знаниям. Работа над речевой культурой - процесс длительный и многоаспектный, не случайно в настоящее время ученые говорят об «экологии слова»[6].

Научить правильной речи - значит научить правильному отбору языковых средств, исходя из условий речевой ситуации. В связи с этим очевидна необходимость реализации одной из концептуальных составляющих стандарта - деятельностного подхода в изучении речи. На наш взгляд, очевидная связь общего развития с речевой деятельностью человека определяет важнейшую цель курса русского языка - освоение коммуникативной функции языка. Именно в процессе употребления реализуется зависимость между целью высказывания, его содержанием и формальными средствами, то есть между функциональным назначением языка и собственно языковой системой. Таким образом, создается возможность представить целостную языковую картину, нам представляется, что именно она и может быть основой для общего развития учащихся.

Необходимым условием успешной работы по формированию умения грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме является система работы по последовательному овладению младшими школьниками различными видами письменных и устных высказываний (устные рассказы, мини-сочинения, письма, сообщения, приглашения), в том числе систематическая работа с текстом: осознание признаков текста, его структуры, стилевых разновидностей; осмысление последовательности действий при создании собственного письменного и устного высказывания (в зависимости от цели, ситуации и т. д.).

Развитие научного мышления, познавательного интереса учащихся являются серьезными задачами обучения в начальной школе. Поэтому изучение языковой теории,

осознание системы русского языка так важно для формирования умения видеть явления языка во взаимосвязи друг с другом, их развитии и многообразии. При знакомстве с теоретическими сведениями в курсе русского языка появляются богатые возможности приобщения учеников к миру науки; к тому же сознательное изучение теории русского языка во многом подготавливает учащихся к изучению иностранных языков.

Необходимо отметить, что в средствах обучения должна прослеживаться логика изложения и последовательности тем, чтобы факты языковой теории излагались не в виде разрозненных фрагментов, а в четкой последовательности и взаимосвязи друг с другом, в системе. Языковые явления должны изучаться в сравнении и сопоставлении; при этом важным является отказ от приоритета догматического структурирования материала (структура должна способствовать сознательному усвоению материала, предупреждению механического заучивания, формального его усвоения).

На первой ступени школьного образования при знакомстве с основами речевой деятельности у обучающихся формируются такие важные учебные действия, как чтение и понимание текста (развивается читательская грамотность). Это предполагает формирование широкого спектра умений и навыков работы с текстом, а также навыков рационального чтения, благодаря которым дети учатся читать и понимать учебно-научные тексты, формулировки заданий, орфографические и пунктуационные правила, лингвистические определения, словарные статьи. Безусловно, данные умения и навыки в начальной школе формируются с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей младших школьников.

Изучение языковой теории предполагает развитие информационной грамотности учащихся, поскольку предоставляет возможность овладения еще одной очень ценной способностью - умением преобразовывать информацию. Современные средства обучения должны помочь младшим школьникам научиться «читать» информацию, представленную в виде таблиц, схем или моделей, преобразовывать ее в развернутое высказывание, уметь оформлять текстовую информацию в виде знаков и символов.

Необходимой составляющей любого современного учебника или пособия для начальной школы (причем, любого предмета) являются задания, развивающие способность к осуществлению учебного сотрудничества (учебного диалога), которые подразумевают овладение следующими умениями: строить диалог; довариваться; распределять работу; принимать точку зрения собеседника; критично, но не категорично, оценивать ее; признавать возможность существования разных точек зрения по одному и тому же вопросу; объединять высказывания и достигать общего результата.

Таким образом, предмет «русский язык» выступает как основное средство познания и коммуникации. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Язык - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогают лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Поэтому задача формирования и развития навыков речевой деятельности должна быть последовательно отражена в средствах обучения.

Организация обучения с учетом подробно представленных направлений и приоритетов позволяет надеяться, что в результате изучения русского языка в начальной школе младшие школьники смогут принимать участие в обсуждениях, соблюдая правила общения, начнут осознанно строить собственные высказывания с учетом их цели и ситуативности; смогут самостоятельно пользоваться справочными материалами и словарями, а главное, будут искренне уважать, ценить, беречь и изучать наш удивительный русский язык. А выпускники будут более осознанно и ответственно использовать язык для

пеппгогичесний журнпл опшногтостпнп м 6(79). ао1в ввгааэаз

выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; для получения новых знаний; начнут стремиться пополнять словарный запас; внимательно относиться к отбору лексических и грамматических средств.

1. Лихачев, Д.С. Без доказательств [Текст] / Д.С. Лихачев; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). -Санкт-Петербург : Рус.-балт. информ. центр «Блиц», 1996.

2. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов [Текст] / Н.И. Политова. - Москва : Просвещение, 2011.

3. Ремизова, Н.В. Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов [Текст] / Н.В. Ремизова // Начальная школа, 2011. - №11. - С. 70-79.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштей. - Санкт-Петербург : Питер,

2002.

5. Иванов, С.В., Евдокимова, А.О., Кузнецова, М.И. Русский язык: 3 класс [Текст] / С.И. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. // Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - Ч.1 - 4-е изд. перераб. - Москва : Российский учебник: Вентана-Граф, 2017.

6. Савельева, Л.В. Языковая экология. Русское слово в культурно-историческом освещении [Текст] / Л.В. Савельева. - Петрозаводск : КГПУ, 1997.

7. Тоффлер, Э. Футуршок [Текст] / Э. Тофлер. - Санкт-Петербург : Лань, 1997.

8. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / под ред. Н.Ф. Виноградовой / авт. Н.Ф. Виноградова, Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. - Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. -Москва : Просвещение, 2010.

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - Москва : Просвещение, 2010.

11. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. -Москва : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.