РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОМПЕТЕНЦИИ «ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» НАПРАВЛЕНИЯ WORLDSKILLS
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 13.01.2021 г.
Информация для связи с автором: bakulina-lena@yandex.ru
Кандидат педагогических наук Е.Д. Бакулина1 Кандидат педагогических наук И.В. Михайлова1 О.Г. Рысакова1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
ACADEMIC WORLDSKiLLS PHYSICAL DEVELOPMENT TECHNOLOGY COMPETENCE: TESTING BENEFITS FOR ELEMENTARY SCHOOL PHYSICAL EDUCATION SERVICE
PhD E.D. Bakulina1 PhD I.V. Mikhaylova1 O.G. Rysakova1
1 Russian State Social University, Moscow
□ и
£ г. CL
4—
О ш и
CL ' -о с
га
^
о ш
■С
Н
Аннотация
Цель исследования - разработать и апробировать методику развития физических качеств средствами компетенции «Технологии физического развития» по стандартам WorldSkills на практике в школе для учеников младших классов.
Методика и организация исследования. Студенты РГСУ факультета физической культуры проходят практику на базах общеобразовательных школ, имеющих соглашение о сотрудничестве. Практика входит в учебный процесс, является рассредоточенной и позволяет провести исследование в период с 1 сентября по 28 декабря 2020 г. В исследовании принимали участие шесть вторых классов общеобразовательной школы № 5 г. Балашиха. Три класса были определены в экспериментальную группу и три класса - в контрольную. Уроки группы экспериментальных классов один раз в неделю проводились в форме квеста по физической культуре. Разработанные сценарии квеста должны были опираться на школьную программу изучаемых предметов.
Результаты исследования и выводы. Анализ контрольных срезов по определению развития физических качеств школьников в начале исследования показывал, что в двух группах ученики имели примерно одинаковые показатели. После того, как в экспериментальной группе вторых классов применяли методику с использованием спортивного квеста, провели повторный срез тестирования. В экспериментальной группе прирост показателей стал больше по сравнению с контрольной группой. Показатель теста для определения собственно-силовых способностей (максимальной производной силы): сгибание-разгибание рук в упоре лежа - на 25% больше, чем в КГ; поднимание и опускание туловища из исходного положения, лежа на мате, руки за головой, ноги согнуты в коленных суставах, за 1 мин - на 18% больше, чем в КГ. Тест для определения скоростно-силовых способностей: прыжок в длину с места показал прирост на 6% больше, чем КГ. Тест для определения гибкости: наклон туловища вперед из исходного положения, стоя на гимнастической скамье - разница ЭК и КГ составила 80% по приросту показателя. Тест для оценки быстроты и координационных способностей: челночный бег 3x10 м - на 30% увеличили скорость пробега дистанции в ЭГ по сравнению с КГ.
Ключевые слова: WorldSkШs, профессиональные компетенции, развитие физических качеств, тесты определения физических способностей, программа по физической культуре для школьников, квест.
Abstract
Objective of the study was to test benefits of the WorldSkills physical development technology competence training model in application to the quest-game-driven physical fitness / physical development service for second-year elementary schoolchildren.
Methods and structure of the study. We sampled for the physical training model testing experiment the 2-3-year Russian State Social University students majoring in physical education discipline of the Pedagogical Education course. We complemented their trainings with the WorldSkills physical development technology competence mastering standards in close cooperation with our partner schools and university practical training management service, to effectively train them for the elementary school physical education service. Progress of the student sample was tested in practical physical education classes at elementary school. The second-year elementary school sample was subject to the pre- versus post-experimental physical fitness tests. The student sample was split up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) to practice physical education service at elementary school A, B, C, D, D and E classes. The RG trained the school sample as required by the traditional physical education program; and EG training was complemented by the WorldSkills physical development technology competence training model.
The school physical education classes included B module run once a week. This module offers a physical education quest game geared to facilitate physical progress by the prudently selected and managed modern sporting quest game tools customized for the ages and physical fitness standards, with a special priority to interdisciplinary connections with Literary Reading, Mathematics and the World around us.
Conclusion. The elementary school physical education model dominated by sporting quest game format was found beneficial as verified by the significant progress of the EG versus RG in the pre-versus post-experimental strength, speed-strength flexibility, speed and movement coordination tests. The academic WorldSkills physical development technology competence training was found beneficial for the vocational training standards with special benefits for the physical development technologies mastering domain.
Keywords: WorldSkills, professional competence, physical development, physical fitness tests, elementary school physical education program, quest game.
Введение. WorldSkills Россия Союз «Молодые профессионалы» активно развивается, привлекая новых участников
к этому движению. При поддержке Министерства образования и науки уже многие высшие учебные заведения подго-
тавливают студентов по компетенциям WorldSkills. Межвузовский чемпионат по стандартам ШогИБкШв выявляет лучшего в своей профессиональной деятельности. Вузы, в которых есть факультеты физической культуры, принимают участие в развитии компетенции «Технологии физического развития» [2]. Конкурсные задания включают в себя исследование, оценку физического развития и физической подготовленности тестируемого, а также подготовку и проведение спортивного квеста, учитывая физическую подготовленность младших школьников. Цель этого модуля - продемонстрировать способность применения педагогического мастерства, используя игровой компонент.
Цель исследования - разработка и апробация методики развития физических качеств с помощью средств игрового компонента (квеста) для учащихся вторых классов.
Методика и организация исследования. Программа прикладного бакалавриата предусматривает большой объем часов прохождения практики в общеобразовательной школе. В учебном семестре практика является рассредоточенной без отрыва от обучения. В экспериментальном исследовании приняли участие студенты Российского государственного социального университета специальности «Педагогическое образование» направленности «Физическая культура» 2-го и 3-го курсов. Тесное сотрудничество с общеобразовательными школами, базами практик университета помогло определить направление в подготовке к урокам по предмету физическая культура вторых классов по стандартам WorldSkШs компетенции «Технологии физического развития». Студенты проводили уроки с детьми младших классов. В начале прохождения практики в школе студенты провели тестирование всех учеников вторых классов для определения развития физических качеств [1, 2, 4]. Шесть вторых классов (А, Б, В, Г, Д, Е) разделили на две группы (контрольная КГ и экспериментальная ЭГ).
КГ занималась со школьниками младших классов по общепринятой программе по физической культуре в школе, а в ЭГ студенты использовали в школьных уроках материал, подготовленный по модулям WorldSkiNs компетенции «Технологии физического развития». Во время занятий школьников один раз в неделю урок проходил по схеме модуля В. Данный модуль представляет собой разработку и проведение квеста по физической культуре. Основная цель - развитие физических качеств посредством упражнений, включенных в спортивный квест. Тщательно разрабатывалось содержание мероприятия. Тема квеста корректировалась, принимая во внимание возраст учащихся, а также метапредметные связи по следующим предметам: литературное чтение, математика, окружающий мир [3]. После написания сценария подбирались упражнения для развития основных физических качеств, исходя из результатов первоначального тестирования. Уроки проходили очень интересно и занимательно. В конце второй четверти было проведено повторное тестирование учеников.
В соответствии с исследованием проведено первичное и заключительное тестирование физических качеств школьников, участвующих в эксперименте.
Были выбраны следующие виды упражнений для определения уровня физической подготовленности из компетенции WorldSkills «Технологии физического развития» модуль А:
• тесты для определения собственно-силовых способностей (максимальной производной силы): сгибание-разгибание рук в упоре лежа; поднимание и опускание туловища из исходного положения, лежа на мате, руки за головой, ноги согнуты в коленных суставах, за 1 мин;
• тесты для определения скоростно-силовых способностей: прыжок в длину с места;
• тесты для определения гибкости: наклон туловища вперед из исходного положения, стоя на гимнастической скамье;
• тесты для оценки быстроты и координационных способностей: челночный бег 3x10 м.
Результаты исследования и их обсуждение. На первичном тестировании по определению собственно-силовых способностей в сгибании-разгибании рук в упоре лежа (количество раз) КГ и ЭГ учеников показали одинаковые результаты. Среднее количество отжиманий в двух отделениях составило 8 раз. После проведения экспериментальной программы в КГ количество достигло 10 отжиманий, а во второй - 12 отжиманий. Таким образом, прирост результатов в КГ составил 25 %, а в ЭГ - 50 %.
Выполнение теста, определяющего собственно-силовые способности (поднимание и опускание туловища из исходного положения, лежа на мате, руки за головой, ноги согнуты в коленных суставах, за 1 мин (количество раз), показало, что до начала эксперимента уровень развития данных способностей у детей был примерно одинаков в обеих группах. В КГ средний показатель по тесту был 26 раз, а в ЭГ - 27 раз за одну мин. В конце исследования в группах количество раз поднимания и опускания туловища увеличилось: в КГ -с 26 до 29 раз, а в ЭГ - с 27 до 35 раз за 1 мин. По данному тесту прирост результатов составил в КГ - 12 0%, в ЭГ - 30 0%.
Первичное тестирование определения скоростно-сило-вых способностей (прыжок в длину с места, см) показало следующие результаты школьников: в первой группе средние показатели учеников в прыжках в длину с места достигли 133,5 см, а в экспериментальной группе - 132 см. В конце исследования достижения в КГ стали 137 см, а в ЭГ - 140 см. Показатели результатов после эксперимента в КГ выросли на 3 0%, а в ЭГ - на 6 0%.
Следующий контрольный норматив определял состояние гибкости школьников до и после исследования. Тест представлял собой наклон туловища вперед из исходного положения, стоя на гимнастической скамье (см). До эксперимента гибкость детей в группах отличалась несущественно. В КГ показатель наклона был 1,5 см, в ЭГ - 2,5 см. После проведения опытной программы результат гибкости в первой группе стал 5,5 см, а во второй - 11 см, что означает прирост показателей в КГ на 260 0%, в ЭГ - на 340 0%.
Результаты выполнения теста на оценку быстроты и координационных способностей до эксперимента в челночном беге 3x10 м (с) в КГ и ЭГ были почти идентичны - 11,3 и 11,5 с. После эксперимента показатели скорости улучшились и стали равны: в первой группе - 10,5 с, во второй - 9,4 с. Это означает, что в КГ быстрота улучшилась на 14 0/0, в ЭГ - на 44 00.
Отмечено, что уроки, проведенные в форме квеста, поддерживали у школьников положительное эмоциональное настроение и увлеченность на занятиях.
Выводы. Разработанная методика развития физических качеств в форме двигательного квеста позволила улучшить результаты собственно-силовых способностей, скоростно-си-ловых способностей, гибкости, быстроты и координационных способностей. Направление WorldSkills стимулирует повышение стандартов профессиональной подготовки и, в частности, компетенции «Технологии физического развития».
Литература
1. Карпов В.Ю. Моделирование динамики скорости бега на 400 метров у юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.И. Али-фиров и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7. - С. 63-65.
2. Карпов В.Ю. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах российской федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.И. Сеселкин и др. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 56.
№6 • 2021 Июнь | Juпe
http://www.teoriya.ru
3. Михайлова И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 102-104.
4. Рысакова О.Г. Изучение и оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов-сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 25.
References
1. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Alifirov A.I. et al. Modelirovanie dinamiki skorosti bega na 400 metrov u yunykh sportsmenov [Optimal model of speed dynamics in 400 m run in junior athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 63-65.
2. Karpov V.Yu., Kudinova V.A., Seselkin A.I., Bakulina E.D. Monitoring effektivnosti razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v subektakh Rossi-yskoy Federatsii [Monitoring of efficiency of development of physical culture and sport in federal subjects of Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016. No. 3. P. 56.
3. Mikhaylova I.V., Petrova M.A., Bakulina E.D. Tsifrovaya transformatsi-ya shakhmatnoy sportivnoy podgotovki [Chess training system digi-talization process analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No.1. pp. 102-104.
4. Rysakova O.G., Makhov A.S. Izuchenie i otsenka fizicheskoy podgo-tovlennosti kvalifitsirovannykh sportsmenov-snoubordistov s narush-eniem slukha [Study and assessment of physical fitness of skilled snowboarders with hearing impairment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. P. 25.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О ш и
CL ' -о с га
Ii
О ш
■С
Н
цифровом ФИТНЕС: грозит ли ТРАДИЦИОННЫМ КЛУБАМ ВЫМИРАНИЕ?
Кандидат социологических наук, доцент Ш.Ф. Фарахутдинов1
Тюменский индустриальный университет, Тюмень УДК/UDC 796.062
Ключевые слова: фитнес, онлайн-приложения, цифро-визация.
Введение. В условиях повсеместной цифровизации сфера фитнес-индустрии наряду с другими также претерпевает существенные изменения. Тенденция к распространению онлайн-тренировок по всему миру усилилась длительной самоизоляцией, вызванной пандемией COVID-19 [1]. В этой связи актуализируется необходимость изучения места традиционных фитнес-клубов, а также социальных последствий развития дистанционных форматов организации физической активности населения.
Цель исследования - по результатам социологического исследования выявить отношение физически активного населения крупного города к дистанционным занятиям фитне-сом с помощью цифровых технологий, а также определить перспективы традиционного формата занятий фитнесом.
Методика и организация исследования. В социологическом исследовании приняли участие 366 человек - клиентов фитнес-центров. Половозрастной состав участников составил: 64 % женщин и 36 % мужчин в возрасте от 17 до 55 лет. Исследование проходило посредством онлайн-опроса, рекрутинг осуществлялся при помощи таргетированной рекламы - бан-нера, призывающего потенциальных респондентов, состоящих в группах своих фитнес-центров в социальной сети «ВКонтак-те», ответить на ряд вопросов по теме фитнеса. Исследование было реализовано в 2021 году в г Тюмени. Обработка и анализ данных осуществлялись в статистическом пакете SPSS.
Результаты исследования и их обсуждение. К плюсам дистанционного формата тренировок респонденты отнесли: экономию времени и денег (18 0%), возможность заниматься дома (13 %), возможность подобрать удобный график (6 %), мобильность, возможность тренироваться где угодно (5 %). Еще половина затруднилась с ответом, а 8 % указали на отсутствие преимуществ онлайн формата. К минусам были отнесены: недостаточность контроля, дисциплины и мотивации для занятий (20 %), отсутствие условий, которые способны предоставить фитнес-центры (тренажеры, помещения, оборудование, сауна и др., 20 %), отсутствие полноценного контакта с тренером (8 %) и др. (6 %); 46 % затруднились обозначить недостатки.
Среди пользователей цифровых фитнес-технологий примерно в равной степени представлены те, кто сочетает дистанционный формат тренировок с традиционным посещением клуба (53 %), и те, кто занимается исключительно за пределами фитнес-центра (дома или на улице, 47 %). Зна-
ONLiNE FITNESS: iS TRADiTiONAL CLUBS iN DANGER of being CROWDED OUT?
PhD of Sociology, Associate Professor Sh. F. Farakhutdinov Tyumen Industrial University
Поступила в редакцию 29.03.2021 г.
чимость мотивов занятий в клубе и дистанционно была выявлена при помощи критерия Шапиро-Уилкса и t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Оказалось, что достоверные различия наблюдаются по мотивам «наличия свободного времени» (U=644,00, p=0,0624) и «удаленности проживания от клуба» (t=2,4552, p=0,0021).
Для первых цифровой фитнес в основном является дополнением, позволяющим практиковать отдельные виды тренировок и контролировать физические параметры. Клубы при этом используются в качестве инфраструктуры. Для вторых онлайн-фитнес - единственная возможность поддержания своей физической формы в условиях недоступности клуба или по причине низкой мобильности: наличия детей или высокой нагрузки на работе. В этой когорте довольно часто встречаются молодые замужние женщины.
Еще один аспект исследования продемонстрировал, что цифровые фитнес-технологии являются фактором, способствующим вовлеченности в традиционный фитнес. На вопрос: «Насколько использование фитнеса онлайн увеличило вероятность посещения вами фитнес-клуба?» 45 % ответили, что очень сильно увеличило, 27 % указали, что, вероятно, будут посещать больше, на 18 % это не оказывает влияния и лишь на 10 % респондентов онлайн-фитнес оказал демотивирую-щее влияние - они отметили уменьшение желания тренироваться офлайн или что вряд ли будут посещать фитнес-клубы.
Выводы. В настоящее время онлайн-фитнес является полезным дополнением к традиционным занятиям фитнесом в клубах либо вынужденной мерой. Факторами, способствующими переходу клиентов фитнес-клубов в цифровой формат тренировок, являются отсутствие времени, географическая либо финансовая недоступность, а также объективные обстоятельства, которые в последнее время проявились в виде вынужденной самоизоляции, спровоцированной пандемией коронавируса. Таким образом можно заключить, что сегодня угроза снижения популярности традиционного фитнеса отсутствует. В то же время в кратко- и среднесрочной перспективе он будет в существенной степени видоизменяться в сторону цифровизации. Это обстоятельство, на наш взгляд, может дать новый толчок развития фитнес-индустрии и приток большего числа занимающихся за счет синергетического эффекта.
Литература
1. Лубышева Л.И. Цифровая трансформация корпоративного спорта / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2020.
- № 12. - С. 101.
Информация для связи с автором: fshamil@mail.ru