Научная статья на тему 'Особенности физической подготовленности детей, обучающихся по разным программам'

Особенности физической подготовленности детей, обучающихся по разным программам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
520
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / КАДЕТЫ / ГИМНАЗИСТКИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / SCHOOLCHILDREN / STUDENTS / CADETS / UNIVERSITY PREPARATORY SCHOOL FEMALE STUDENTS / COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клещенкова Наталья Евгеньевна, Ненашева Анна Валерьевна, Ушаков Александр Сергеевич

Цель выявить особенности показателей физической подготовленности учащихся 4-х классов, обучающихся по различным программам (кадетский, гимназический, общеобразовательный классы). Исследование учащихся 4-х классов, обучающихся по различным программам, проводилось по показателям физической подготовленности на базе школы № 45 города Челябинска (прыжок в длину с места, метание мяча, бег 30 метров, поднимание туловища из положения лежа). Анализ показателей физической подготовленности выявил, что учащиеся кадетского класса (4К) имеют достоверно лучшие показатели, чем учащиеся общеобразовательного класса (4А) по двум показателям (бег на 30 м (p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Клещенкова Наталья Евгеньевна, Ненашева Анна Валерьевна, Ушаков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL FITNESS FEATURES OF CHILDREN WITH DIFFERENT EDUCATION PROGRAMS

Objective: to study physical fitness features of 4th grade schoolchildren with different education programs (cadet, university preparatory, comprehensive classes). Materials and methods: research on 4th grade schoolchildren with different education programs involved physical fitness parameters (standing long jump, ball throwing, 30 meter race, abdominal crunches) and was conducted on the basis of Chelyabinsk school № 45. Findings: analysis of physical fitness parameters shows that, in comparison with children from comprehensive class (4A) children from cadet class (4K) have significantly better values of two parameters (30 meter race (p

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовленности детей, обучающихся по разным программам»

Краткие сообщения

УДК 371.72 + 37.037.1 + 371.214.1.037.1

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОГРАММАМ

Н.Е. Клещенкова, А.В. Ненашева, А.С. Ушаков

Цель - выявить особенности показателей физической подготовленности учащихся 4-х классов, обучающихся по различным программам (кадетский, гимназический, общеобразовательный классы). Исследование учащихся 4-х классов, обучающихся по различным программам, проводилось по показателям физической подготовленности на базе школы № 45 города Челябинска (прыжок в длину с места, метание мяча, бег 30 метров, поднимание туловища из положения лежа). Анализ показателей физической подготовленности выявил, что учащиеся кадетского класса (4К) имеют достоверно лучшие показатели, чем учащиеся общеобразовательного класса (4А) по двум показателям (бег на 30 м (р < 0,01), поднимание туловища из положения лежа (р < 0,05)); сравнение показателей физической подготовленности учащихся 4 кадетского и 4 гимназического (4Г) класса также показало, что учащиеся 4К имеют достоверно лучшие показатели по трем тестам из четырех (метание мяча (р < 0,05), бег на 30 м (р < 0,01), поднимание туловища из положения лежа (р < 0,05)). Достоверности различий не выявлено между девочками 4Г и 4А класса по всем изучаемым тестам физической подготовленности. По всем изучаемым тестам физической подготовленности значения были статистически значимо выше у мальчиков по сравнению с девочками (4К, 4А класс). По оценке показателей физической подготовленности мы наблюдаем, что учащиеся кадетского класса превосходят или не уступают учащимся общеобразовательного и гимназического классов в ряде тестов. Высокие показатели учащихся кадетского класса в тестах «Бег на 30 м», «Прыжок в длину с места» и «Метание мяча», вероятнее всего, обусловлены более высоким уровнем физической активности, что связано с повышенными требованиями к физической подготовке кадетов. Кроме того, большинство учащихся кадетского класса, помимо уроков по физическому воспитанию в школе посещают спортивные секции различной направленности, в связи со своей специализацией, в то время как низкие результаты физической подготовленности учащихся общеобразовательного и гимназического классов, вероятнее всего, связаны с большим количеством учебной нагрузки, и, как следствие, меньшим уровнем двигательной активности.

Ключевые слова: учащиеся, кадеты, гимназистки, сравнительный анализ физической подготовленности.

Внедрение новых форм обучения и педагогических технологий за счет постепенного вытеснения унифицированных программ и способов обучения нередко сопровождается увеличением учебной нагрузки и/или интенсификацией учебного процесса, которые ухудшают здоровье учащихся уже на первом году обучения. Однако недостаточно изучена структура нарушений здоровья при обучении по инновационным программам, отсутствует система дифференцированного медико-

психолого-педагогического сопровождения

детей, обучающихся в различных условиях; недостаточно рекомендаций по отбору детей, медицинскому контролю за ними в процессе

обучения по программам повышенной сложности; не выделены особенности оздоровительных и реабилитационных мероприятий с ними [1, 2].

Доказано, что структура нарушений здоровья школьников, более часто возникающих в условиях педагогических инноваций, различается в зависимости от учебной программы. Установлено, что введение дополнительных предметов оказывает более неблагоприятное воздействие на здоровье, чем программы с интенсификацией учебного процесса. Введение дополнительных нагрузок, связанное с переходом класса или учащегося на другую программу обучения, как правило, сопровож-

дается ухудшением показателей здоровья, в том числе и физической подготовленности, в отличие от детей, обучающихся по традиционной программе [1, 3].

Организация и методы исследования. В обследовании принимали участие учащиеся 4 классов школы № 45 города Челябинска. Для определения ФП были использованы следующие тесты: «Прыжок в длину с места»; «Бег на 30 метров»; «Метание мяча», «Поднимание туловища из положения лежа».

В табл. 1 представлено сравнение показателей физической подготовленности учащихся кадетского и общеобразовательного классов.

Как видно из табл. 1, наблюдалась достоверность различий показателей в тесте «Бег на 30 м». Значения были ниже у девочек, чем

у мальчиков 4К класса (р1-2 < 0,001) в беге на 30 м. В тесте «Метание мяча» показатели наблюдались выше у мальчиков 4А класса (р3-4 < 0,05) по сравнению с девочками учащимися 4А класса; в тесте «Поднимание туловища за 1 мин» значения достоверно выше у мальчиков (р1-2 < 0,001) по сравнению с девочками 4А класса, такие же показатели наблюдались и между девочками и мальчиками в 4К классе; однако значения между мальчиками 4К и 4А класса достоверно выше у мальчиков 4К (р1-3 < 0,05). В тесте «Бег на 30 м» показатели мальчиков 4К класса оказались достоверно выше, чем мальчиков 4 А класса (р1-3 < 0,001). Статистически значимо не изменились показатели в тестах «Прыжок в длину с места»; для мальчиков и девочек 4К класса в тесте «Метание мяча»; для мальчи-

Таблица 1

Сравнение показателей физической подготовленности учащихся кадетского и общеобразовательного классов в начале года

Показатель Учащиеся 4К Учащиеся 4А р

Мальчики (1) Девочки (2) Мальчики (3) Девочки (4)

Прыжок в длину с места, см 137,66 ± 3,85 133,66 ± 4,23 133,33 ± 4,23 129,66 ± 3,08 -

Бег 30 метров, с 5,35 ± 0,11 *** \\\ 6,45 ± 0,07 *** ## 6,15 ± 0,12 ллл \\\ 6,82 ± 0,09 ллл ## р!_3 < 0,001 \ р1-2 < 0,001 * р3-4 < 0,001 л р2-4 < 0,01 #

Метание мяча, м 18,33 ± 1,00 16,06 ± 0,69 16,7 ± 0,61 Л 14,33 ± 0,69 Л р3-4 < 0,05 л

Поднимание туловища из положения лежа, раз/мин 33,91 ± 1,54 *** \ 23,4 ± 0,92 *** 28,8 ± 1,00 ллл \ 22,13 ± 0,92 ЛЛЛ р!_3 < 0,05 \ р1-2 < 0,001 * р3-4 < 0,001 л

Примечание. * - достоверность различий показателей учащихся 4К класса между мальчиками и девочками (* - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001); Л - достоверность различий показателей учащихся 4А класса между мальчиками и девочками (л - р < 0,05; лл - р < 0,01; ллл - р < 0,001); # - достоверность различий показателей между девочками 4К и девочками 4А (# - р < 0,05; ## - р < 0,01; ### - р < 0,001), \ - достоверность различий показателей между мальчиками 4К и мальчиками 4 А (\ - р < 0,05; \\ - р < 0,01; \\\ - р < 0,001).

Таблица 2

Сравнение показателей физической подготовленности учащихся гимназического и общеобразовательного классов в начале года

Показатель Учащиеся 4Г Учащиеся 4А р

Мальчики (1) Девочки (2) Мальчики (3) Девочки (4)

Прыжок с места в длину, см - 129,39 ± 4,15 - 129,66 ± 3,08 -

Бег 30 метров, с - 6,73 ± 0,09 - 6,82 ± 0,09 -

Метание мяча, м - 12,26 ± 0,77 - 14,33 ± 0,69 -

Поднимание туловища из положения лежа, раз/мин 20,71 ± 0,54 22,13 ± 0,92

Краткие сообщения

Таблица 3

Сравнение показателей физической подготовленности учащихся кадетского и гимназического классов в начале года

Показатель Учащиеся 4К Учащиеся 4Г р

Мальчики (1) Девочки (2) Мальчики (3) Девочки (4)

Прыжок с места в длину, см - 133,66 ± 4,23 — 129,39 ± 4,15 —

Бег 30 метров, с — 6,45 ± 0,07 • — 6,73 ± 0,09 р2—4 < 0,05 •

Метание мяча, м — 16,06 ± 0,69 •• — 12,26 ± 0,77 •• р2—4 < 0,01 •

Поднимание туловища из положения лежа, раз/мин 23,4 ± 0,92 • 20,71 ± 0,54 р2—4 < 0,05 •

Примечание. • - достоверность различий показателей между девочками 4К и девочками 4Г класса (• - р < 0,05; •• - р < 0,01; ••• - р < 0,001).

ков 4К и 4А класса в тесте «Метание мяча»; для девочек 4К и 4А класса в тесте «Метание мяча»; для девочек 4К и 4А класса в тесте «Поднимание туловища за 1 мин».

В табл. 2 представлено сравнение показателей физической подготовленности учащихся гимназического и общеобразовательного классов.

Между девочками 4Г и 4А класса по всем изучаемым тестам физической подготовленности достоверности различий не выявлено.

В табл. 3 представлено сравнение показателей физической подготовленности учащихся кадетского и гимназического классов.

Из табл. 3 видно, что достоверность различий показателей была выше у девочек 4К класса (р2-4 < 0,05) по сравнению с девочками 4Г класса в тесте «Бег на 30 м»; в тесте «Метание мяча» значения также статистически значимо выше у девочек 4К класса (р2-4 < 0,01) по сравнению с девочками 4Г класса; тест «Поднимание туловища за 1 мин» (пресс) показал достоверно более высокие показатели у девочек 4К класса (р2-4 < 0,05) по сравнению с девочками 4Г класса. В тесте «Прыжок в длину с места» достоверность различий не выявлена для девушек 4К и 4Г класса.

Таким образом, показатели физической подготовленности учащихся, занимающихся по различным программам обучения, имеют существенные различия; при этом учащиеся кадетских классов показывают более высокий уровень физической подготовленности, в то время как достоверности различий показателей между детьми, обучающимися в гимназическом и общеобразовательном классах не выявлено.

Литература

1. Душенина, Т. В. Особенности морфофункционального развития и адаптации учащихся в процессе обучения: автореф. ... канд. биол. наук / Т. В. Душенина. - Кемерово, 2004. -133 с.

2. Скрыпник, О.Ю. Мониторинг показателей адаптационных возможностей здоровых школьников: автореф. дис. . канд. мед. наук / О.Ю. Скрыпник. - Красноярск, 2006. -155 с.

3. Шишова, А.В. Формирование здоровья детей 7-11 лет и дифференцированная система медико-педагогического сопровождения при различных программах обучения: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / А.В. Шишова. - Иваново, 2010. - 312 с.

Клещенкова Наталья Евгеньевна, аспирантка кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), natali-nj@mail.ru.

Ненашева Анна Валерьевна, доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), isaeva-susu@yandex.ru.

Ушаков Александр Сергеевич, аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), ushakov as74@mail.ru.

Поступила в редакцию 12 апреля 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” _______________________________2014, vol. 14, no. 2, pp. 110-113

PHYSICAL FITNESS FEATURES OF CHILDREN WITH DIFFERENT EDUCATION PROGRAMS

N.E. Kleschenkova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, natali-nj@mail.ru, A.V. Nenasheva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, isaeva-susu@yandex.ru,

A.S. Ushakov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ushakovas74@mail.ru

Objective: to study physical fitness features of 4th grade schoolchildren with different education programs (cadet, university preparatory, comprehensive classes). Materials and methods: research on 4th grade schoolchildren with different education programs involved physical fitness parameters (standing long jump, ball throwing, 30 meter race, abdominal crunches) and was conducted on the basis of Chelyabinsk school № 45. Findings: analysis of physical fitness parameters shows that, in comparison with children from comprehensive class (4A) children from cadet class (4K) have significantly better values of two parameters (30 meter race (p < 0.01), abdominal crunches (p < 0.05)); comparison of physical fitness parameters of children from 4th cadet and 4th preparatory (4G) classes also shows that pupils from 4K have significantly better results in three of four tests (ball throwing (p < 0.05), 30 meter race (p < 0.01), abdominal crunches (p < 0.05)). All the considered physical fitness tests showed no significant differences between girls from 4G and 4A classes. In all the considered physical fitness tests boys had significantly higher results than girls (4K, 4A classes). Conclusion: evaluating physical fitness parameters we can see that children from cadet class excel, or are equal to, students of comprehensive and preparatory classes in a few tests. High parameter values shown by children from cadet class in 30 meter race, standing long jump and ball throwing tests can be probably attributed to higher level of physical activity that is connected with raised requirements for cadet physical training. Besides, except PE lessons most cadets attend extra sport classes in accordance with sporting specialization. At the same time, low physical levels shown by children from comprehensive and preparatory classes are probably induced by higher study loads and therefore less motor activity range.

Keywords: schoolchildren, students, cadets, university preparatory school female students, comparative analysis ofphysical fitness.

References

1. Dushenina T.V. Osobennosti morfofunktsional'nogo razvitiya i adaptatsii uchashchikhsya v protsesse obucheniya. Kand. diss. [Morphofonctional Features of the Development and Adaptation of Students in the Learning Process]. Kemerovo, 2004. 133 p.

2. Skrypnik O.U. Monitoring pokazateley adaptatsionnykh vozmozhnostey zdorovykh shkol'nikov. Kand. diss. [Monitoring Indicators Adaptive Capabilities Healthy Schoolchildren]. Krasnoyarsk, 2006. 155 p.

3. Shishova A.V. Formirovanie zdorov'ya detey 7-11 let i differentsirovannaya sistema mediko-pedagogicheskogo soprovozhdeniya pri razlichnykh programmakh obucheniya. Kand. diss. [The Development of the Health of Children 7-11 Years and Differentiated System of Medico-Pedagogical Support for Various Training Programs]. Ivanovo, 2010. 312 p.

Received 12 April 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.