Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ ГТО 1 СТУПЕНИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МОТИВИРОВАННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Галина И., Гошкодерова Лилия А.

Актуальность. В работе рассматриваются возможности расширения содержания физкультурной деятельности путем включения заданий на совершенствование физических качеств, интеллектуальных способностей, мотивированности дошкольников в условиях подготовки к сдаче норм ГТО 1 ступени. Проанализировано влияние разработанных средств на мотивацию детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО 1 ступени. Выявлен уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО 1 ступени. Цель - выявить влияние разных условий на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО. Методы и организация исследования. Разработанные средства подготовки детей к сдаче норм ГТО ориентированы на понимание ребенком причинно-следственных связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает, что у ребенка развиваются не только физические качества, но и интеллектуальные способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Галина И., Гошкодерова Лилия А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND INCREASE OF MOTIVATION IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN DIFFERENT CONDITIONS OF PREPARATION FOR PASSING TRP REGULATIONS

The paper considers the possibilities of expanding the content of physical education activities by including tasks for improving physical qualities, intellectual abilities, motivation of preschoolers in the context of preparing for passing the TRP standards of the 1st level. The influence of the developed means on the motivation of children of senior preschool age to pass the TRP standards of the 1st stage was analyzed. The level of readiness of children of senior preschool age to pass the norms of the TRP of the 1st stage was revealed. Purpose - to reveal the influence of different conditions on the physical readiness of children of senior preschool age to pass the TRP standards. Methods and organization of the study. The developed means of preparing children for passing the TRP standards are focused on the child's understanding of causal relationships between facts. At preschool age, this means that the child develops not only physical qualities, but also intellectual abilities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ГТО»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-10-16 Оригинальные статьи / Original Articles

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ

НОРМ ГТО

УДК 796.012.1-053.4

Галина И. Семенова, Лилия А. Гошкодерова

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

Актуальность. В работе рассматриваются возможности расширения содержания физкультурной деятельности путем включения заданий на совершенствование физических качеств, интеллектуальных способностей, мотивированности дошкольников в условиях подготовки к сдаче норм ГТО 1 ступени. Проанализировано влияние разработанных средств на мотивацию детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО 1 ступени. Выявлен уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО 1 ступени.

Цель - выявить влияние разных условий на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО.

Методы и организация исследования. Разработанные средства подготовки детей к сдаче норм ГТО ориентированы на понимание ребенком причинно-следственных связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает, что у ребенка развиваются не только физические качества, но и интеллектуальные способности.

Ключевые слова: нормативы ГТО 1 ступени, дети старшего дошкольного возраста, мотивированность, физические качества.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Семёнова Г.И., Гошкодерова Л.А. Развитие физических качеств и повышение мотивации у детей старшего дошкольного возраста в разных условиях подготовки к сдаче норм ГТО // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №1. С. 8-15 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-10-16

Статья поступила: 05.05.2022 г.

Статья принята в печать: 04.06.2022 г.

Статья опубликована: 28.06.2022 г.

Информация для связи с автором: galsem@list.ru, atomgla@gmail.com

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AND INCREASE OF MOTIVATION IN CHILDREN OF OLDER PRESCHOOL AGE IN DIFFERENT CONDITIONS OF PREPARATION FOR PASSING TRP

REGULATIONS

Galina I. Semenova

Lilia A. Goshkoderova

Ural state federal university, Ekaterinburg, Russia

Abstract

The paper considers the possibilities of expanding the content of physical education activi-

ties by including tasks for improving physical qualities, intellectual abilities, motivation of preschoolers in the context of preparing for passing the TRP standards of the 1st level. The influence of the developed means on the motivation of children of senior preschool age to pass the TRP standards of the 1st stage was analyzed. The level of readiness of children of senior preschool age to pass the norms of the TRP of the 1st stage was revealed.

Purpose - to reveal the influence of different conditions on the physical readiness of children of senior preschool age to pass the TRP standards.

Methods and organization of the study. The developed means of preparing children for passing the TRP standards are focused on the child's understanding of causal relationships between facts. At preschool age, this means that the child develops not only physical qualities, but also intellectual abilities.

Keywords: TRP standards of the 1st level, children of senior preschool age, motivation, physical qualities.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Semenova G.I., Goshkoderova L.A. Development of physical qualities and increase of motivation in children of older preschool age in different conditions of preparation for passing trp regulations // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-10-16

Введение. Польза физической культуры и спорта многогранна. Во время выполнения физических упражнений происходят глубокие изменения в деятельности мышц, ЦНС и всех внутренних органов, что способствует улучшению здоровья и физического развития человека.

К примеру, цель стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года - увеличение населения систематически занимающихся физической культурой и спортом. Одна из задач заключается в повышении эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [2].

Дошкольное образование ориентирует детей, родителей, воспитателей детских садов на подготовку к сдаче норм комплекса ГТО в дошкольном возрасте в связи с тем, что именно в детском образовательном учреждении закладывается основа для физического развития [1], здоровья и характера человека в будущем.

Цель исследования: выявить влияние разных условий на физическую подготовленность детей старшего дошкольного возраста к сдаче норм ГТО.

Методика и организация исследования. В. В. Путин, в одном из выступлений сказал: «Нужно, чтобы нормы ГТО были интересными. Сама по себе организация процесса должна быть интересной и захватывающей, особенно для молодых людей». Между тем, Алексей Леонтьев писал: «Ребенок развивается тогда, когда он является активным участником, субъектом процесса обучения». Именно поэтому разработанные средства ориентированы на понимание ребенком причинно-следственных связей между фактами. В дошкольном возрасте это означает, что у ребенка развиваются не только физические качества, но и интеллектуальные способности.

Рисунок 1 - Упражнение для подготовки к сдаче челночного бега 3х10 м Figure 1 - Exercise to prepare for the 3x10 m shuttle run

Так, для подготовки к сдаче челночного бега 3х10 метров, в качестве средства развития мышления и координационных способностей в экспериментальной группе мы смоделировали упражнение, представленное на рисунке 1.

В точке А находятся разные предметы (кубики разного цвета), Точка Б без предметов. Перед выходом на старт, инструктор по физической культуре дает целевую установку - перенести кубики согласно схеме, зафиксированной на точке Б (рис. 1).

К примеру, в точке Б установлена схема (рис. 2). Первый ребенок берет желтый кубик, относит его к точке Б и ставит напротив квадрата соответствующего цвета. Задача следующего ребенка выбрать кубик зеленого цвета и сопоставить его с зеленым квадратом, и так далее, пока все кубики не будут последовательно перенесены в точку Б.

Можно выполнять игровое задание с помощью физического упражнения, описанного выше (рис. 1), но с другой целевой установкой - сортировать предметы по размеру или расставить предметы в соответствии со схематическим изображением, зафиксированным на квадрате 2.

Физкультурно-спортивные игры помогают ребёнку увидеть в сверстнике равноценную личность, в то время как в играх с правилами дети учатся умению договариваться, оценивать свои поступки и поступки сверстников. В подготовке к сдаче норм ГТО игры на развитие коммуникативных качеств необходимы для формирования умения слышать и понимать информацию от судей, которые направляют и объясняют правила выполнения того или иного норматива.

Рисунок 2 - Схема целевой установки упражнения, направленного на развитие ориентировки в пространстве, быстроты, мышления

Figure 2 - Diagram of the target setting of the exercise aimed at the development of orientation in space, speed, thinking

Мы считаем, что, играя с детьми в коммуникативные игры, оказывается практическая помощь детям в социальной адаптации, развиваются средства невербальной коммуникации (мимика, пантомимика, жестикуляция). Дети легче вступают в контакт, становятся более инициативны, готовы к общению.

Еще одним приемом в процессе формирования двигательных навыков является активизация идеомоторных представлений. Так, ребенку экспериментальной группы предлагалось вспомнить и рассказать последовательность выполнения упражнения. К примеру, как встать в исходное положение, чтобы приступить к выполнению подтягиваний из виса лёжа на низкой перекладине.

Развитие гибкости в экспериментальной группе осуществлялось в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

В качестве примера возьмем упражнение из комплекса ГТО «Наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье».

1 этап направлен на восприятие движения ребенком.

2 этап направлен на решение вопросов исправления ошибок, допущенных в освоении движения.

3 этап направлен на закрепление навыка выполнения движения в нестандартной ситуации. Можно использовать данное упражнение в подвижных играх. К примеру, в игре «У медведя во бору» детям ставится целевая установка не сгибать колени.

При выполнении данных упражнений у ребенка вырабатываются условно-рефлекторные связи, при их повторении происходит уточнение этих связей, а в результате и практическое улучшение выполнения упражнений.

Педагогический эксперимент, носящий исследовательский характер был организован в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) поселка городского типа Междуреченский и проходил в три этапа:

1. Опрос для оценки уровня мотивации к сдаче норм ГТО 1 ступени дошкольников, выполнение тестовых двигательных заданий (6.09.2021г).

2. Внедрение разработанной методики в занятия по физической культуре (7.09.21-2.12.21гг).

3. Повторный опрос, тестирование и сопоставление данных с результатами 1

этапа; сопоставление результатов двигательных заданий с нормативными требованиями 1 ступени ГТО (3.12.21-6.12.21гг).

Общее количество детей старшего дошкольного возраста, составило 20 человек (контрольная группа - 10 человек, экспериментальная группа - 10 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя результаты от 6.12.21 г., мы определили качества, которые развиты недостаточно хорошо для выполнения нормативов для знака отличия «золото». Они отмечены на слайде серебренным прямоугольником (табл. 1).

Если анализировать результаты контрольной группы, мы можем увидеть, что успешность выполнения комплекса ГТО у детей ниже (табл. 2), чем у экспериментальной группы. Причем по одному из контрольных испытаний, дети не смогли выполнить норматив на знак отличия «бронза», что указывает нам на то, что необходимо внести коррективы в физкультурные занятия.

К примеру, преследуя цель развития ориентировки в пространстве и быстроты, мы внедрили в экспериментальную группу подвижную игру - футбол на одни ворота.

Таблица 1 - Сравнение результатов тестирования показателей физической работоспособности детей 6-7 лет экспериментальной группы с нормативными требованиями 1 ступени ГТО

Table 1 - Comparison of the results of testing the indicators of physical working ability of children 6-7 years of age in the experimental group with the regulatory requirements of the 1st stage of the TRP

Контрольное испытание Пол Нормативы знаков отличия Результаты детей 6-7 лет

Бронза Серебро Золото

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз) М б 9 15 14

Д 4 6 11 15

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) м 110 120 140 141,1

Д 105 115 135 129,3

Наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) м +1 +3 +7 +11

Д +3 +5 +9 +15

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин (кол-во раз) м 21 24 35 27 —

д 18 21 30 21

Челночный бег 3x10 (сек) м 10,3 10,0 9,2 9,7

Д 10,6 10,4 9,5 10,2

Условные обозначения:

— выполнение норматива на серебряный знак отличия

Ограниченная территория для прове- установленных правил, вынуждает ре-дения маневров с мячом, соблюдение бенка ускоряться, останавливаться, снова

ускоряться, чтобы отобрать мяч у соперников и забить гол вратарю. Во время игры у детей старшего дошкольного возраста максимально мобилизуются интеллектуальные и физические способности.

У доктора педагогических наук, профессора Л. А. Рапопорта есть любимая фраза: «есть ложь, есть наглая ложь, а

есть статистика», поэтому обратимся к результатам анализа опроса, который показал, что мотивированность воспитанников по окончании применения разработанных средств, проводимых в экспериментальной группе, имеет положительную тенденцию (рис. 3).

Таблица 2 - Сравнение результатов тестирования показателей физической работоспособности детей 6-7 лет контрольной группы с нормативными требованиями 1 ступени ГТО

6

Table 2 - Comparison of the results ■7 years of age in the control group with the

of testing the indicators of physical working ability of children regulatory requirements of the 1st stage of the TRP

Контрольное испытание Пол Нормативы знаков отличия Результаты детей 6-1 лет

Бронза Серебро Золото

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз) М 6 9 15 10

д 4 6 11 10

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) м 110 120 140 127

Д 105 115 135 123

Наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) м +1 +3 +7 +8

д +3 +5 +9 +7

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 мин (кол-во раз) м 21 24 35 21 1

д 18 21 30 19

Челночный бег 3x10 (сек) м 10,3 10,0 9,2 10,5

д 10,6 10,4 9,5 10,7

Условные обозначения:

- выполнение норматива на сереоряньш знак отличия

- выполнение норматива на бронзовый знак отличия

- невыполнение норматива

Мы считаем, что положительная динамика экспериментальной группы была достигнута не только за счет средств физической культуры, но и за счет применения дистанционной технологии LearningApps.org. Дети, занимающиеся с применением онлайн технологии, увеличили свой результат в связи с приобщением родителей к совместным занятиям на протяжении всей подготовки к сдаче норм ГТО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. «Учение, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов» - под этой фразой понимается следующее: знания, полученные ребенком без интереса и увлечения, не способствует интеллектуальному развитию личности дошкольника и носят лишь формальный характер.

Именно интерес к деятельности является психологической основой учебной деятельности и одним из основных мотивов приобщения подрастающего поколения к Всероссийскому физкультурно-спортив-ному комплексу ГТО. Благодаря высокой мотивированности воспитанники стремятся улучшить свой результат, тем самым совершенствуются основные физические качества, необходимые для успешной сдачи норм ГТО.

Такого же результата нам не удалось добиться в контрольной группе. Более того, выполняя упражнения с помощью стандартно-повторного метода, мы можем наблюдать нежелательную тенденцию - снижение мотивированности детей к выполнению норм ГТО (рис. 4).

Рисунок 3 - Сравнение результатов опроса экспериментальной группы от 6.09.21 и 6.12.21 Figure 3 - Comparison of the results of the survey of the experimental group from 6.09.21 and 6.12.21.

Рисунок 4 - Сравнение результатов опроса контрольной группы от 6.09.21 и 6.12.21

Figure 4 - Comparison of the results of the survey of the control group from 6.09.21 and 6.12.21

Таким образом, разработанная методика, использованная в экспериментальной группе, позволила добиться положительной динамики как мотивационного компонента, так и физической подготовленности детей 6-7 лет в условиях подготовки к сдаче норм ГТО.

© Галина Ивановна Семенова, 2022 © Лилия Андреевна Гошкодерова, 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования : Федеральный стандарт №1155 : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года: зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 14 ноября 2013 года]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 4.09.2022).

2. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. - URL: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения: 4.09.2022).

REFERENCES

1. The Russian Federation. Orders. On the approval of the Federal Educational Standard of Preschool Education : Federal Standard No. 1155 : [approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013: registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation dated November 14, 2013]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do / (accessed 4.09.2022).

2. The Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-R. - URL: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030 / (accessed 4.09.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:/ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Семенова Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент. Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики ФГБАОУ ВО «Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия Ответственный за переписку автор Semenova Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor. Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy of the Ural Federal University named after B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia The author responsible for the correspondence

Гошкодерова Лилия Андреевна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, институт физической культуры, спорта и молодежной политики, г. Екатеринбург, Россия Goshkoderova Lilia Andreevna, graduate Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy, Ekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.