Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ'

ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOLERS / GTO COMPLEX / COMPETITIVENESS / ACTIVE GAME METHOD / COGNITIVE PROGRESS COMPONENT / ДОШКОЛЬНИКИ / ВФСК ГТО / СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВОЙ МЕТОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазиева Р.Ф., Пащенко Л.Г.

Представлен опыт реализации программы дополнительного образования детей дошкольного возраста по подготовке к сдаче норм ГТО 1-й ступени. Особенностью программы является интегрированное использование средств физической и интеллектуальной направленности, представленных в виде игр, игровых заданий, эстафет. В процессе выполнения игровых заданий оговариваются двигательные действия, предоставляется информация о развиваемых физических качествах, соотнесенных с тестовыми заданиями ГТО, даются сведения из других образовательных областей. Программа рассчитана на 72 ч (2 занятия в неделю продолжительностью по 30 мин). В эксперименте приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования использовались методы: педагогическое тестирование (тесты, представленные на 1-й ступени ВФСК ГТО), метод экспертной оценки, математической статистики. Эффективность внедрения опыта в практику дошкольного учреждения выразилась в активизации игрового взаимодействия детей при выполнении заданий, повышении уровня физической подготовленности, уменьшении числа дошкольников, не справившихся с нормативами 1-й ступени (у мальчиков с 61 до 40%, у девочек с 85 до 42%), выполнении частью детей нормативов ГТО на золотой знак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазиева Р.Ф., Пащенко Л.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESHOOLERS’ COGNITIVE AND MOTOR ACTIVITY INTEGRATION BY ACTIVE GAME METHOD

The Russian Physical Education and Sport GTO Complex mission is to encourage the popular physical education and sport movements and practices and improve the people’s physical fitness. The study analyzes practical experience of an advanced preschool physical education and sport model to train children for the GTO Class I tests. The model gives a special priority to the preschoolers’ intellectual and physical activity integration and improvement by an active game (relay runs, problem solving etc.) method. Practices under the model are complemented by explanations of the target physical qualities versus the GTO test standards supported by educational materials from the relevant education fields. The new cognitive and motor activity integration and encouragement model includes two 30-min sessions per week (72 hours in total). Sampled for the model testing experiment were senior preschoolers (n=40), with their progress rated by the educational tests based on the GTO Class I standards and expert valuations, with the test data processed by a standard mathematical statistics toolkit. The new model was tested beneficial as verified by the sample progress in the intellectual tests, physical fitness tests and GTO Class I tests, with those failed in the latter tests found to contract from 61% to 41% and 85% to 42% in the boys’ and girls’ groups, and with a few test winners awarded by the GTO Gold Badges.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ»

Интеграция познавательной и двигательной активности дошкольников на основе игровых средств

УДК/UDC 796.011.3

Магистрант Р.Ф. Хазиева1

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск Аннотация

Представлен опыт реализации программы дополнительного образования детей дошкольного возраста по подготовке к сдаче норм ГТО 1-й ступени. Особенностью программы является интегрированное использование средств физической и интеллектуальной направленности, представленных в виде игр, игровых заданий, эстафет. В процессе выполнения игровых заданий оговариваются двигательные действия, предоставляется информация о развиваемых физических качествах, соотнесенных с тестовыми заданиями ГТО, даются сведения из других образовательных областей. Программа рассчитана на 72 ч (2 занятия в неделю продолжительностью по 30 мин). В эксперименте приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования использовались методы: педагогическое тестирование (тесты, представленные на 1-й ступени ВФСК ГТО), метод экспертной оценки, математической статистики.

Эффективность внедрения опыта в практику дошкольного учреждения выразилась в активизации игрового взаимодействия детей при выполнении заданий, повышении уровня физической подготовленности, уменьшении числа дошкольников, не справившихся с нормативами 1-й ступени (у мальчиков с 61 до 40%, у девочек с 85 до 42%), выполнении частью детей нормативов ГТО на золотой знак.

Ключевые слова: дошкольники, ВФСК ГТО, состязательность, игровой метод, познавательный компонент.

PRESHOOLERS' COGNITIVE AND MOTOR ACTIVITY INTEGRATION BY ACTIVE GAME METHOD

Master's student R.F. Khazieva

PhD, Associate Professor L.G. Pashchenko

'Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

The Russian Physical Education and Sport GTO Complex mission is to encourage the popular physical education and sport movements and practices and improve the people's physical fitness. The study analyzes practical experience of an advanced preschool physical education and sport model to train children for the GTO Class I tests. The model gives a special priority to the preschoolers' intellectual and physical activity integration and improvement by an active game (relay runs, problem solving etc.) method. Practices under the model are complemented by explanations of the target physical qualities versus the GTO test standards supported by educational materials from the relevant education fields. The new cognitive and motor activity integration and encouragement model includes two 30-min sessions per week (72 hours in total). Sampled for the model testing experiment were senior preschoolers (n=40), with their progress rated by the educational tests based on the GTO Class I standards and expert valuations, with the test data processed by a standard mathematical statistics toolkit. The new model was tested beneficial as verified by the sample progress in the intellectual tests, physical fitness tests and GTO Class I tests, with those failed in the latter tests found to contract from 61% to 41% and 85% to 42% in the boys' and girls' groups, and with a few test winners awarded by the GTO Gold Badges.

Keywords: preschoolers, GTO Complex, competitiveness, active game method, cognitive progress component.

Введение. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) призван сыграть решающую роль в увеличении числа активно занимающихся физической культурой и спортом, повышении показателей физической подготовленности жителей страны. Возможность участия в сдаче нормативов ВФСК ГТО с 6-летнего возраста, по мнению ряда авторов, может рассматриваться, как путь к здоровьесбережению подрастающего поколения [2—4]. При этом использование повторного метода при подготовке детей к выполнению нормативов снижает их заинтересованность и мотивацию к занятиям физической активностью.

Ранее проведенное исследование показало, что при подготовке и выполнении тестовых заданий, соотносящихся с нормативами ГТО, наибольшую активность проявляют дети с высоким уровнем физической подготовленности, стремящиеся к соперничеству с другими детьми и проявляющие интерес к соревновательной деятельности. Их более слабые сверстники менее энергичны, не стремятся к улучшению собственных результатов и не стараются занять лидирующие позиции [5].

Одним из путей повышения эффективности подготовки дошкольников к сдаче нормативов ГТО является активизация в процессе двигательной деятельности ребенка его познавательной активности, направленной на формирование устойчивого интереса к самостоятельности, поиску новых знаний, готовности использовать их в дальнейшем.

Цель исследования — разработка программно-методического обеспечения подготовки дошкольников к сдаче норм ВФСК ГТО на основе интегрированного воздействия игровых средств.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2018 г. по май 2019 г. на базе МБДОУ ДС № 7 «Незабудка» г. Мегиона. В нем приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста (15 девочек и 25 мальчиков). В процессе исследования использовались методы: педагогическое тестирование (тесты, представленные на 1-й ступени ВФСК ГТО), экспертной оценки (3 эксперта оценивали поведение ребенка в условиях игрового взаимодействия по отдельным параметрам от 1 до 5 баллов, где 1 — слабо выражен, 5 — сильно выражен), математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. При подготовке дошкольников к сдаче нормативов ГТО важно учитывать, что игровая деятельность в этом возрасте является ведущей. Использование подвижных игр с их эмоционально окрашенной деятельностью, поддерживающей любознательность и интерес, содействует положительной динамике развития физических качеств и интеллектуальных способностей детей. В процессе игрового соперничества, проявляемого в играх и состязаниях, побуждающего желание лидировать, у дошкольников формируется стремление ставить цель и достигать ее, что в дальнейшем содействует формированию мотивированной личности [1].

Для подготовки дошкольников к сдаче норм ГТО была разработана программа дополнительного дошкольного образования детей 6—7 лет. Целью программы явилась подготовка старших дошкольников к сдаче нормативов ГТО путем интегрированного использования средств познавательной и двигательной направленности. Программой предусматривается обогащение двигательного опыта детей на принципах интеграции и преемственности, гуманизации, систематичности, взаимодействия и сотрудничества, успешности. В процессе реализации содержательной части программы применяются различные варианты организации видов деятельности детей — традиционные, игровые, сюжетные, тематические и др. Обязательными требованиями к организации занятий явились: реализация на каждом занятии задач обучения, воспитания и развития; актуализация двигательного выполнения упражнений интеллектуальным компонентом, расширяющим теоретическую осведомленность в сфере физической культуры, здорового образа жизни, других образовательных областей; наличие игрового соперничества, предусматривающего проявление индивидуальной или командной состязательности, направленного на стимулирование выполнения двигательных действий; подбор физической нагрузки, содействующей достижению тренирующего эффекта, развитию физических качеств. Упражнения подбирались в соответствии с тестовыми заданиями, предусмотренными нормативами ГТО, и предполагали создание игровой обстановки для повышения интереса к ним. Во время объяснения правил игры, выполнения игровых заданий и эстафет не только оговариваются двигательные действия, но и предоставляется информация о развиваемых физических качествах, соотнесение их с тестовыми заданиями ГТО, помимо этого даются сведения из других образовательных областей.

Разработанная программа рассчитана на 72 ч (2 занятия в неделю продолжительностью по 30 мин). Для каждого норматива были подобраны по 6 игровых заданий. На каждом занятии предусматривалось проведение трех игр, содействующих подготовке к трем тестовым заданиям, предусмотренным нормами ГТО 1-й ступени. Компоновка игр осуществлялась по принципу спирали.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об его эффективности. Создаваемый положительно-эмоциональный фон двигательной деятельности, сопровождаемый познавательным компонентом, содействовал формированию самостоятельности, активности, стимуляции потребности детей в физической активности, что подтвердилось результатами экспертного оценивания деятельности дошкольников в процессе игрового взаимодействия на физкультурных занятиях.

Проведенное тестирование показало увеличение числа дошкольников, выполнивших нормативы ГТО 1-й ступени. Так, если в сентябре количество мальчиков, не выполнивших нормативы в процессе тестирования, составляло 61 %, то к окончанию года — 40 %, у девочек — показатели 85 и 42 % соответственно. По окончании эксперимента в группе мальчиков и девочек появились те, кто показал результаты тестирования, соответствующие золотому знаку отличия (8 и 6 % соответственно), при их отсутствии до начала реализации программы.

Выводы. Использование игровых заданий, предусматривающих интегрированное использование средств познавательной и двигательной направленности, способствовало активизации игрового взаимодействия детей при проведении игр и эстафет, повышению уровня физической подготовленности, выполнению нормативов ГТО 1-й ступени.

Литература

1. Семёнова Г.И. Взаимосвязь комплекса ГТО и здоровьеформи-рующих технологий / Г.И. Семенова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 90-92.

2. Синявский Н.И. Выявление отношения инструкторов по физической культуре к организации физического воспитания в дошкольных учреждениях / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, С.А. Давыдова и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2019. - № 2 (168). - С. 321-324.

3. Синявский Н.И. Физическая подготовленность дошкольников в выполнении нормативных требований ВФСК ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Н.Н. Безноско, Р.И. Садыков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 12 (154). - С. 259-262.

4. Фурсов А.В. Физическая подготовленность школьников 6-8 лет в выполнении нормативных требований ВФСК ГТО 1-й ступени / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Р.И. Садыков и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2018. - № 3. - С. 6-8.

5. Хазиева Р.Ф. Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста с использованием средств физической культуры / Р.Ф. Хазиева // Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. -С. 334-336.

References

1. Semenova G.I. Vzaimosvyaz kompleksa GTO i zdorovyeformiruyushchihh tehhnologiy [Relationship of GTO complex and health-forming technologies]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. no. 9. pp. 90-92.

2. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Davydova S.A., Pashchenko L.G. Vyyavlenie otnosheniya instruktorov po fizicheskoy kulture k organizatsii fizicheskogo vospitaniya v doshkolnykh uchrezhdeniyakh [Identification of attitude of physical education instructors to organization of physical education in preschool institutions]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. no. 2 (168). pp. 321-324.

3. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Beznosko N.N., Sadykov R.I. Fizicheskaya podgotovlennost doshkolnikov v vypolnenii normativnykh trebovaniy VFSK GTO [Physical fitness of preschoolers to meet GTO complex requirements]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. no. 12 (154). pp. 259-262.

4. Fursov A.V., Sinyavskiy N.I., Sadykov R.I. et al. Fizicheskaya podgotovlennost shkolnikov 6-8 let v vypolnenii normativnykh trebovaniy VFSK GTO 1-y stupeni [Physical fitness of 6-8 year-old children for GTO 1 class tests]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2018. no. 3. pp. 6-8.

5. Khazieva R.F. Povyshenie poznavatelnoy aktivnosti detey doshkolnogo vozrasta s ispolzovaniem sredstv fizicheskoy kultury [Pysical education to increase cognitive activity of preschoolers]. Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific works of undergraduates and graduate students of Nizhnevartovsk State University]. Nizhnevartovsk: NSU publ. , 2018. pp. 334-336.

H Информация для связи с автором: lenanv2008@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.05.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.