Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ГЕОДЕЗИСТА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ГЕОДЕЗИСТА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геодезист / выносливость / физическая подготовка / здоровый образ жизни / geodesist / endurance / physical training / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Кривых, А.В. Мирный, О.О. Крыжановская

В статье рассматривается влияние климатических и природных условий на развитие физических качеств геодезистов, работа которых связана не только с умственными напряжениями, но и с переносом тяжелых предметов. «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» – эти слова принадлежат великому мыслителю и писателю США XIX века Ральфу Уолдо Эмерсону. Именно поэтому из-за неустойчивого состояния биосферы и несоблюдения ее законов человеку зачастую приходится платить собственным здоровьем, если его ежедневная работа находится под открытым небом. Нетрудно провести параллель между природой и деятельностью геодезиста, ведь по своей сущности она точно так же не терпит погрешностей. Допущенные неточности специалистов этой сферы влекут за собой не только финансовые убытки, но и обрушения зданий и сооружений из-за неверно выполненного комплекса геодезических и строительных работ. Так как деятельность геодезиста прочно связана с исследованием территории, на которой планируется производство работы, то одним из основных минусов в этой специальности можно считать труд на свежем воздухе. Поэтому можно сделать вывод, что именно по этой причине люди, работающие в данной области, больше всего подвержены риску частых заболеваний, в том числе и простудных. Данная проблема остается особо актуальной для современного геодезиста, поэтому очень важен поиск ее решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Кривых, А.В. Мирный, О.О. Крыжановская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF A FUTURE GEODESIST ENGINEER IN DIFFERENT CLIMATIC CONDITIONS

The article considers the impact of climatic and natural conditions on the development of physical properties of geodesist, whose work is connected not only with mental stresses, but also with the transfer of heavy objects. The words “Nature does not tolerate inaccuracies and does not forgive mistakes” belong to Ralph Waldo Emerson, the great thinker and writer of the USA 19th century. That is why, due to the unstable state of the biosphere and non-compliance with its laws, a person often has to pay with his own health if his daily work takes place out-of-doors. It is not difficult to conduct a semblance of nature with the activity of a geodesist, because in its basics it just does not tolerate errors. Repeated inaccuracies of specialists in this sphere occasionally carry not only financial losses, but even the collapse of buildings and structures due to the incorrectly executed complex of geodesic and construction work. Since the activity of the geodesist is strongly connected with the study of a territory, in which the production of work is planned, one of the main disadvantages in this specialty can be considered work in the fresh air. Therefore, it can be concluded that it is because of this reason that people working in this field are most at risk of frequent diseases, including colds. This problem remains especially relevant for the modern geodesist, waiting for solutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ГЕОДЕЗИСТА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

9. Vetrov Yu.P., Kravchenko A.G. Kachestvo professional'noj podgotovki v sovremennom vuze: teoriya i praktika upravleniya: monografiya. Armavir: AGPU, 2017.

10. Gorbacheva D.A. Razvitie tvorcheckogo potenciala ctudentov vuzov kultury i ickucctv - buduschih cpecialictov social'no-kul'turnoj deyatel'nocti: akciologicheckij podhod. Avtoreferat diccertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Mockva, 2009.

11. Razhnikov V.G. Dnevnik tvorcheskogorazvitiya Moskva: Mezappi, 2000.

12. Papko V.F., Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Sichkar' T.V. Kul'tura i iskusstvo v sovremennoj Rossii. Vestnik Instituta mirovyh civilizacij. Moskva, 2019; Vypusk 3: 66 - 72.

13. Sokolov M.V. Kompleksnyj harakter postroeniya uchebnyh disciplin special'nosti hudozhnik DPI. Sovremennye tendencii razvitiya dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Magnitogorsk: MaGU, 2007; Vypusk 2: 75 - 81.

Статья поступила в редакцию 01.11.20

УДК 796

Krivykh A.N., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: alexander.krivih@yandex.ru

Mirnyi A.V., teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: mirn-alexandr@yandex.ru

Kryzhanovskaia O.O., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: k.o.o@ngs.ru

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF A FUTURE GEODESIST ENGINEER IN DIFFERENT CLIMATIC CONDITIONS. The article considers the impact of climatic and natural conditions on the development of physical properties of geodesist, whose work is connected not only with mental stresses, but also with the transfer of heavy objects. The words "Nature does not tolerate inaccuracies and does not forgive mistakes" belong to Ralph Waldo Emerson, the great thinker and writer of the USA 19th century. That is why, due to the unstable state of the biosphere and non-compliance with its laws, a person often has to pay with his own health if his daily work takes place out-of-doors. It is not difficult to conduct a semblance of nature with the activity of a geodesist, because in its basics it just does not tolerate errors. Repeated inaccuracies of specialists in this sphere occasionally carry not only financial losses, but even the collapse of buildings and structures due to the incorrectly executed complex of geodesic and construction work. Since the activity of the geodesist is strongly connected with the study of a territory, in which the production of work is planned, one of the main disadvantages in this specialty can be considered work in the fresh air. Therefore, it can be concluded that it is because of this reason that people working in this field are most at risk of frequent diseases, including colds. This problem remains especially relevant for the modern geodesist, waiting for solutions.

Key words: geodesist, endurance, physical training, healthy lifestyle.

А.Н. Кривых, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: alexander.krivih@yandex.ru

А.В. Мирный, преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: mirn-alexandr@yandex.ru

О.О. Крыжановская, ст. преп.,Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: k.o.o@ngs.ru

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ГЕОДЕЗИСТА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается влияние климатических и природных условий на развитие физических качеств геодезистов, работа которых связана не только с умственными напряжениями, но и с переносом тяжелых предметов. «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» - эти слова принадлежат великому мыслителю и писателю США XIX века Ральфу Уолдо Эмерсону. Именно поэтому из-за неустойчивого состояния биосферы и несоблюдения ее законов человеку зачастую приходится платить собственным здоровьем, если его ежедневная работа находится под открытым небом. Нетрудно провести параллель между природой и деятельностью геодезиста, ведь по своей сущности она точно так же не терпит погрешностей. Допущенные неточности специалистов этой сферы влекут за собой не только финансовые убытки, но и обрушения зданий и сооружений из-за неверно выполненного комплекса геодезических и строительных работ. Так как деятельность геодезиста прочно связана с исследованием территории, на которой планируется производство работы, то одним из основных минусов в этой специальности можно считать труд на свежем воздухе. Поэтому можно сделать вывод, что именно по этой причине люди, работающие в данной области, больше всего подвержены риску частых заболеваний, в том числе и простудных. Данная проблема остается особо актуальной для современного геодезиста, поэтому очень важен поиск ее решений.

Ключевые слова: геодезист, выносливость, физическая подготовка, здоровый образ жизни.

Работа в неблагоприятных для здоровья условиях предполагает у геодезиста не только наличие особых средств защиты, но и высокого уровня здоровья. В связи с этим можно определить цель данного исследования: выявление основных аспектов повышения выносливости геодезиста в плохих экологических условиях.

Для наиболее полного анализа темы определим ряд задач:

• рассмотреть общие сведения о геодезии как профессии и необходимых навыках и качествах для успешного осуществления рабочей деятельности;

• изучить материал на предмет использования геодезистами специальной одежды и средств защиты при выполнении работ;

• проанализировать литературу по теме развития выносливости при помощи физкультуры и влияния здорового образа жизни на навыки и качества геодезиста, необходимые для работы по специальности;

• провести опрос среди обучающихся СГУГиТ и работающих в сфере геодезии.

Сама профессия геодезиста по своей природе очень изнурительна, а разнообразие объектов для выполнения работ очень велико. Помимо деятельности на различных госпредприятиях, частных фирмах и в НИИ специалистам необходимо осуществлять постоянные разъезды и командировки, сопряженные с ненормированным графиком, а также работой в плохих погодных условиях и в местах с повышенным содержанием опасных для человеческого организма веществ (стройплощадки, цеха, места прокладки газовых, нефтяных труб, шахты, полевые территории с неблагоприятной экологической обстановкой и др.) [1]. Это требует от специалиста не только соблюдения общих мер безопасности, но и применения индивидуальных средств защиты.

Качественную и безопасную для здоровья работу геодезиста довольно трудно представить без средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должен предоставлять работодатель. Одежда и обувь специалиста подбирается в соот-

ветствии с видом его работ. Средства индивидуальной защиты направлены на предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных и экологических факторов. В соответствии с приказом Министерства труда Российский Федерации от 28.12.2017 г № 883н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на геологических, топографо-гео-дезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве» при осуществлении инженерно-геологических, геофизических, то-пографо-геодезических и других видов работ в полевых условиях и экспедициях геодезисты и топографы обязаны получать некоторые средства защиты, которые способствуют работе в неблагоприятной окружающей обстановке [2]. Среди них:

- комбинезон для защиты от пыли, механических воздействий и загрязнений;

- костюм, защищающий от нетоксичной пыли;

- щиток защитный лицевой;

- специальная обувь, защищающая от нефти, нефтепродуктов, различных кислот, нетоксичной и взрывоопасной пыли;

- костюм, включающий в себя отдельные предметы, такие как куртка или комбинезон, защищающий от резких перепадов температур.

В своей профессиональной деятельности современному геодезисту приходится претерпевать умственные, психические и физические напряжения, а также иметь повышенную координацию движений. Низкая физическая подготовка геодезиста и медленный темп выполняемой работы может привести к эмоциональному возбуждению, усталости и утомлению и, как следствие, снижению работоспособности и возможному появлению различных заболеваний. Организм геодезиста должен быть устойчив к ненормированному рабочему графику и различным условиям окружающего пространства, в том числе погодным и климатическим явлениям.

Для сохранения здоровья и повышения эффективности работы геодезиста в неблагоприятных условиях можно выделить несколько защитных средств. Среди них:

- развивающие - развитие психических функций при помощи физической культуры и во время обучения в профессиональном учебном заведении;

- обучающие - педагогическое воспитание, направленное на усвоение геодезистом социального опыта о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья и иммунитета;

- корректирующие воспитательные ценности - мотивация, которая направлена на ведение здорового образа жизни, характеризуемая с положительной точки зрения.

Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что повысить выносливость можно в основном двумя способами: коррекцией потенциальных отклонений специалиста путем внедрения физической культуры и воздействием на его сознание через пропаганду здорового образа жизни.

Наиболее конкретно физическое воспитание обучающихся с использованием трудовых навыков применяется в профессионально-прикладной физической подготовке (далее - ППФП). ППФП может быть представлена как педагогический процесс, который обеспечивает специальную подготовку физического характера к выбранной профессиональной деятельности. Цель ППФП направлена на воспитание психофизической готовности к тому, чтобы успешно выполнять профессиональные задачи [3]. ППФП может представляться как процесс обучения, позволяющий развивать профессионально полезные двигательные навыки и умения, а также формировать физические и умственные способности, от которых тоже зависит профессиональная деятельность.

Важность включения ППФП в систему образования обусловливается несколькими факторами [4]:

1) время, необходимое на освоение профессиональных навыков и их совершенствование в дальнейшем, зависит от возможностей функций организма, уровня развития и совершенствования физических качеств, навыков и умений. Установлено, что выпускники, которые успешно завершили курс ППФП, в большинстве случаев получают наиболее высокий разряд квалификации по профессии, чем те, кто в виду различных обстоятельств его не смог пройти. Как правило, непрошедшие курс ППФП также имеют низкую адаптацию к различным производственным условиям. Доказано, что человек, имеющий хорошо развитые физические качества, намного быстрее приспосабливается к условиям новой окружающей среды, он легче переносит воздействие неблагоприятных факторов, включая резкие перепады температур, разновидности инфекций, радиацию и т.д.;

2) производительность многих профессиональных видов труда обусловлена физической деятельностью исполнителя, причем не только в области физического труда, но и смешанного характера (интеллектуально-двигательного). К последнему как раз и относится рассматриваемая в исследования профессия -инженер-геодезист;

3) несмотря на то, что проблема предотвращения потенциально опасных негативных влияний на организм среди многих видов специальностей решается многими средствами оптимизации условий труда, в том числе и выдачей СИЗ, упомянутых ранее в статье, тем не менее наиболее важным остается такой фактор, как ППФП;

4) перспектива научно-технического прогресса не освобождает исполнителя трудовой деятельности от совершенствования профессиональных навыков, которые, в свою очередь, неотделимы от физического развития индивида.

Многие из современных профессий требуют мобилизации физических способностей в процессе выполнения трудовой деятельности. Так, углубляясь в сущность работы геодезиста, можно выделить несколько требований, предъявляемых к физическим способностям и навыкам человека. Среди них:

• выносливость, проявляющаяся именно в динамике мышечных напряжений;

• координация движений;

• разновидности навыков двигательной активности;

• устойчивость организма к смене условий окружающей среды;

• самообладание, базирующееся на физической кондиции.

Подобные качества, так называемые прикладные умения и навыки, могут

обеспечить осуществление необходимых трудовых операций и безопасность при выполнении различного рода работ. В профессии инженера-геодезиста важным аспектом являются психические качества и способности. В общей физической подготовленности довольно сложно сформировать подобные навыки, поэтому во

Библиографический список

многих случаях как раз таки и нужны специальные спортивные занятия, то есть ППФП.

Средства ППФП выбираются в зависимости от особенностей специфичности будущей профессиональной деятельности обучающихся. К ним относятся:

1) прикладные физические упражнения (упражнения, с помощью которых вырабатываются необходимые навыки для трудовой деятельности. Для инженера-геодезиста, например, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах);

2) прикладные виды спорта (например, занятия тяжелой атлетикой для знания основ техники поднятия тяжестей);

3) природные факторы, способствующие оздоровлению, и гигиенические факторы (обучение приемам закаливания, а также специальным водным процедурам, необходимым для оздоровительных целей);

4) вспомогательные средства, помогающие обеспечить качество учебного процесса, связанного с ППФП (тренажеры различного рода, специальные приспособления, необходимые при возникновении разнообразных ситуаций, которые могут появляться при реализации профессиональной деятельности).

Также для расширения психофизической подготовки в профессиональном направлении учебное учреждение может организовывать различного рода массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия, например, соревнования между группами, факультетами, курсами во внутривузовском пространстве, а также мероприятия, направленные на совмещение физической активности и профессиональных навыков [5].

Одним из таких мероприятий является спортивно-геодезическая эстафета, в которой участвуют обучающиеся, проходящие практику на полигоне [6]. Мероприятие включает в себя демонстрацию не только физических навыков, но и профессиональных качеств и умений. Эстафета состоит из нескольких этапов: полоса препятствий, бег 1500 м, пулевая стрельба, геометрическое нивелирование, измерение горизонтальных и вертикальных углов, подтягивание в весе на перекладине, установка палатки и другое. Состязательная встреча проводится не только с целью повышения интереса будущих специалистов к геодезии, но и привлечения их к регулярным занятиям физическими упражнениями для развития выносливости и укрепления здоровья. Команда, выигравшая состязание, получает переходящий кубок, а все участники - памятные призы. Подобные мероприятия могут выступать в роли фактора, мотивирующего будущих инженеров на принятие участия в различных альтернативных событиях спортивной направленности.

Мы решили узнать, как относятся обучающиеся в СГУГиТ к взаимосвязи выносливости в сфере своей профессии и здорового образа жизни. Всего было опрошено 68 респондентов. Большая часть (89% и 71% соответственно) считает, что хорошая выносливость помогает в работе геодезиста, а приобщение к здоровому образу жизни способствует развитию этого качества. На вопрос о том, знают ли опрошенные реальные случаи профессиональных заболеваний специалистов, работающих под открытым небом, вследствие плохой экологической обстановки и погодных условий, 46% респондентов ответило о заболеваниях позвоночника и суставов. 13% обучающихся указало в этом списке болезни сердца, сосудистой системы, а также некорректируемое снижение зрения и респираторные заболевания. Более половины опрошенных (64%) считают целесообразным привлечение студентов к мероприятиям, связанным с оздоровлением организма. 46% выразило надежду на увеличение в университете количества подобных спортивных событий.

На основе полученных данных подведен итоговый результат: большинство респондентов положительно относятся к развитию выносливости через культурно-оздоровительные мероприятия и выражают надежду на увеличение их количества.

Таким образом, подобные мероприятия действительно помогают обучающимся профессии геодезиста в развитии своих физических качеств, которые не только повысят производительность в будущем при выполнении работ, но и уберегут от возможного возникновения различных заболеваний из-за плохой экологической обстановки и погодных условий. Здоровье специалиста в этой сфере играет немалую роль, поэтому так важно укреплять его. Считаем, что в университете должна проводиться пропаганда здорового образа жизни и осуществляться внедрение в учебный процесс различных культурно-оздоровительных мероприятий (наподобие спортивно-геодезической эстафеты), поскольку приобретенные спортивные навыки повысят функциональные способности будущих инженеров, необходимые в профессиональной деятельности, что, несомненно, является огромным плюсом.

1. Где работает геодезист? Медиаколледж. Обучение и образование. Available at: https://medcollege5.ru/rabota-i-zarplata/gde-rabotaet-geodezist.html

2. Обзор типовых норм выдачи СИЗ. Блог-инженера.РФ. Available at: https://блог-инженера.рф/oxrana-truda/типовые-нормы-выдачи-сиз-883н.html

3. Максимович В.А., Коледа В.А., Городилин С.К. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности. УО ГрГУ имени Янки Купалы, 2012.

4. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПб ГУИТМО, 2006. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Инженерно-строительный институт СФУ. Available at: http://isi.sfu-kras.ru/sites/is.institute.sfu-kras.ru/ files/Kurs_5_PROFESSIONALNO-PRIKLADNAYa.pdf

5. Спортивно-геодезическая эстафета. СГУГиТ. Available at: https://sgugit.ru/events/sports-and-geodetic-relay/

References

1. Gde rabotaet geodezist? Mediakolledzh. Obuchenie i obrazovanie. Available at: https://medcollege5.ru/rabota-i-zarplata/gde-rabotaet-geodezist.html

2. Obzor tipovyh norm vydachi SIZ. Blog-inzhenera.RF. Available at: https://blog-inzhenera.rf/oxrana-truda/tipovye-normy-vydachi-siz-883n.html

3. Maksimovich V.A., Koleda V.A., Gorodilin S.K. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove vidov dvigatel'noj aktivnosti. UO GrGU imeni Yanki Kupaly, 2012.

4. Suvorov Yu.A., Platonova V.A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPb GUITMO, 2006. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka. Inzhenerno-stroitel'nyj institut SFU. Available at: http://isi.sfu-kras.ru/sites/is.institute.sfu-kras.ru/files/Kurs_5_ PROFESSIONALNO-PRIKLADNAYa.pdf

5. Sportivno-geodezicheskaya 'estafeta. SGUGiT. Available at: https://sgugit.ru/events/sports-and-geodetic-relay/

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 371.398 + 371.261

Kudryavtsev N.G., Oand. of Sciences (Engineering), senior researcher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaysk, Russia), E-mail: ngkudr@mail.ru

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaysk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

RESEARCH OF APPROACHES FOR EVALUATING EFFICIENCY OF THE PROJECT INTERFACES METHOD WHEN USING IT IN PROCESS OF ADDITIONAL ENGINEERING EDUCATION AND CHILDREN'S TECHNICAL CREATIVITY. The article is dedicated to investigations of conditions and possibilities to form project teams, the structure and composition of which are the basic components that affect the efficiency of using the method of project interfaces when introducing a project approach into the process of additional engineering education and children's technical creativity. The work is based on a brief analysis that shows the increasing role of engineering education and new educational solutions that allow one to gain practical experience in the field of engineering training based on a brief analysis of technological challenges faced by a modern person in the world of information technology around him, the article shows the increasing role of engineering education and new educational solutions that allow one to gain practical experience in the field of engineering training. The authors introduce the method of project interfaces developed at Gorno-Altaisk State University. The article presents the history and background for the emergence of research that studies the typology of personality (according to C. G. Jung) which served as the basis for models used in socionics (Russia and neighboring countries) and typology (the United States of America and other Western countries). The article shows the idea of forming a model of the type informational metabolism (TIM) of a person. The article considers and analyzes the linear (MBTI - Myers-Briggs type indicator) and dichotomous approaches to the construction of socionic and typological tests. The analysis of the possibility of finding correspondences between microgroups of project teams formed according to the principles of building socionic quadras in the model of intertype relations and project modules obtained as a result of decomposition of the main project in accordance with the requirements of the method of project interfaces is carried out.

Key words: educational process, project approach, method of project interfaces, type of informational metabolism of personality, project team, tests.

Н.Г. Кудрявцев, канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: ngkudr@mail.ru

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай, проект «Исследование эффективности использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в систему подготовки инженерных кадров и специалистов в области искусственного интеллекта в Республике Алтай» № 20-413-040003 р_а

В статье исследуются условия и возможности формирования проектных команд, структура и состав которых являются базовыми составляющими, влияющими на эффективность использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в процесс дополнительного инженерного образования и детского технического творчества. На основе краткого анализа технологических вызовов, с которыми сталкивается современный человек в окружающем его мире информационных технологий, показана возрастающая роль инженерно-технического образования и новых образовательных решений, позволяющих получать практический опыт работы в области инженерно-технической подготовки. Далее авторы излагают основные идеи метода проектных интерфейсов, разработанного в Горно-Алтайском государственном университете. В статье представлена история и предпосылки возникновения исследований, изучающих типологию личности (по К.Г. Юнгу), послуживших основой для моделей, используемых в соционике (Россия и страны ближнего зарубежья) и типоведении (Соединенные Штаты Америки и другие западные страны). Показана идея формирования модели типа информационного метаболизма личности (ТИМа). Рассмотрены и проанализированы линейный (ИТМБ - индикатор типов Майерс-Бриггс) и дихотомический подходы к построению соционических и типологических тестов. Проведен анализ возможности нахождения соответствий между микрогруппами проектных команд, сформированными по принципам построения соционических квадр в модели интертипных отношений и проектных модулей, полученных в результате декомпозиции основного проекта в соответствии с требованиями метода проектных интерфейсов.

Ключевые слова: образовательный процесс, проектный подход, метод проектных интерфейсов, тип информационного метаболизма личности, проектная команда, тесты.

Современные люди уже привыкли к тому, что наука и технологии, внедренные на производстве, в военной сфере, в здравоохранении, на транспорте, в добывающих и перерабатывающих отраслях, в энергетике определяют темпы развития этих отраслей. Но все это для простого человека является своеобразной виртуальной реальностью, с которой он практически не сталкивается. Однако в последние время количество «встреч» обычного человека с новыми технологиями в повседневной жизни растет год от года. Это связано в первую очередь с развитием информационных технологий и появлением различных торговых и транспортных информационных сервисов, позволяющих забыть, что такое очереди в билетных кассах и торговых супермаркетах. За рубежом во многих магазинах уже сейчас вместо продавцов используются торговые автоматы, не говоря уже о специализированных интернет-магазинах или целых торговых интернет-порталах. Практически в любом регионе человек, запланировавший поездку на такси, может подобрать для себя удобный маршрут, персональную машину и водителя. Сервисы умного дома позволяют создавать не только микроклимат в жилых помещениях, но и делать на порядок эффективнее системы безопасности и энер-

гообеспечения жилья. Причем новые технологии получили сейчас такой уровень доступности, что многие реально работающие проекты могут быть созданы даже руками самих пользователей в рамках так называемых р^- Do-It-Yourself) проектов. Вместе с тем новый технологический уклад общества ставит перед многими людьми целый ряд проблем.

Во-первых, от меняющихся технологий нельзя оставаться в стороне. Например, дисковые телефоны или кассетные и катушечные магнитофоны, которыми активно пользовалось старшее поколение, уже ушли в далекое прошлое. Даже кнопочные сотовые телефоны постепенно исчезают с рынка, а чтобы позвонить «по смартфону», надо совершить такую последовательность «пальцевых» движений, которую вряд ли угадал бы пользователь из «восьмидесятых» прошлого века. Многим киноманам из прошлого могло бы показаться странным, что сейчас уже не надо спешить к «голубому экрану», все можно посмотреть в записи, если надо, то можно «остановить телевизор», поговорить по телефону, а затем продолжить просмотр. Бытовая техника становится интеллектуальной, меняется система платежей, средства передвижения, тот же современный автомобиль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.