Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / проектный подход / метод проектных интерфейсов / тип информационного метаболизма личности / проектная команда / тесты / educational process / project approach / method of project interfaces / type of informational metabolism of personality / project team / tests

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Кудрявцев, А.А. Темербекова

В статье исследуются условия и возможности формирования проектных команд, структура и состав которых являются базовыми составляющими, влияющими на эффективность использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в процесс дополнительного инженерного образования и детского технического творчества. На основе краткого анализа технологических вызовов, с которыми сталкивается современный человек в окружающем его мире информационных технологий, показана возрастающая роль инженерно-технического образования и новых образовательных решений, позволяющих получать практический опыт работы в области инженерно-технической подготовки. Далее авторы излагают основные идеи метода проектных интерфейсов, разработанного в Горно-Алтайском государственном университете. В статье представлена история и предпосылки возникновения исследований, изучающих типологию личности (по К.Г. Юнгу), послуживших основой для моделей, используемых в соционике (Россия и страны ближнего зарубежья) и типоведении (Соединенные Штаты Америки и другие западные страны). Показана идея формирования модели типа информационного метаболизма личности (ТИМа). Рассмотрены и проанализированы линейный (ИТМБ – индикатор типов Майерс-Бриггс) и дихотомический подходы к построению соционических и типологических тестов. Проведен анализ возможности нахождения соответствий между микрогруппами проектных команд, сформированными по принципам построения соционических квадр в модели интертипных отношений и проектных модулей, полученных в результате декомпозиции основного проекта в соответствии с требованиями метода проектных интерфейсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Г. Кудрявцев, А.А. Темербекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF APPROACHES FOR EVALUATING EFFICIENCY OF THE PROJECT INTERFACES METHOD WHEN USING IT IN PROCESS OF ADDITIONAL ENGINEERING EDUCATION AND CHILDREN’S TECHNICAL CREATIVITY

The article is dedicated to investigations of conditions and possibilities to form project teams, the structure and composition of which are the basic components that affect the efficiency of using the method of project interfaces when introducing a project approach into the process of additional engineering education and children’s technical creativity. The work is based on a brief analysis that shows the increasing role of engineering education and new educational solutions that allow one to gain practical experience in the field of engineering training based on a brief analysis of technological challenges faced by a modern person in the world of information technology around him, the article shows the increasing role of engineering education and new educational solutions that allow one to gain practical experience in the field of engineering training. The authors introduce the method of project interfaces developed at Gorno-Altaisk State University. The article presents the history and background for the emergence of research that studies the typology of personality (according to C. G. Jung) which served as the basis for models used in socionics (Russia and neighboring countries) and typology (the United States of America and other Western countries). The article shows the idea of forming a model of the type informational metabolism (TIM) of a person. The article considers and analyzes the linear (MBTI – Myers–Briggs type indicator) and dichotomous approaches to the construction of socionic and typological tests. The analysis of the possibility of finding correspondences between microgroups of project teams formed according to the principles of building socionic quadras in the model of intertype relations and project modules obtained as a result of decomposition of the main project in accordance with the requirements of the method of project interfaces is carried out.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

References

1. Gde rabotaet geodezist? Mediakolledzh. Obuchenie i obrazovanie. Available at: https://medcollege5.ru/rabota-i-zarplata/gde-rabotaet-geodezist.html

2. Obzor tipovyh norm vydachi SIZ. Blog-inzhenera.RF. Available at: https://blog-inzhenera.rf/oxrana-truda/tipovye-normy-vydachi-siz-883n.html

3. Maksimovich V.A., Koleda V.A., Gorodilin S.K. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove vidov dvigatel'noj aktivnosti. UO GrGU imeni Yanki Kupaly, 2012.

4. Suvorov Yu.A., Platonova V.A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPb GUITMO, 2006. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka. Inzhenerno-stroitel'nyj institut SFU. Available at: http://isi.sfu-kras.ru/sites/is.institute.sfu-kras.ru/files/Kurs_5_ PROFESSIONALNO-PRIKLADNAYa.pdf

5. Sportivno-geodezicheskaya 'estafeta. SGUGiT. Available at: https://sgugit.ru/events/sports-and-geodetic-relay/

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 371.398 + 371.261

Kudryavtsev N.G., Cand. of Sciences (Engineering), senior researcher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaysk, Russia), E-mail: ngkudr@mail.ru

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaysk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

RESEARCH OF APPROACHES FOR EVALUATING EFFICIENCY OF THE PROJECT INTERFACES METHOD WHEN USING IT IN PROCESS OF ADDITIONAL ENGINEERING EDUCATION AND CHILDREN'S TECHNICAL CREATIVITY. The article is dedicated to investigations of conditions and possibilities to form project teams, the structure and composition of which are the basic components that affect the efficiency of using the method of project interfaces when introducing a project approach into the process of additional engineering education and children's technical creativity. The work is based on a brief analysis that shows the increasing role of engineering education and new educational solutions that allow one to gain practical experience in the field of engineering training based on a brief analysis of technological challenges faced by a modern person in the world of information technology around him, the article shows the increasing role of engineering education and new educational solutions that allow one to gain practical experience in the field of engineering training. The authors introduce the method of project interfaces developed at Gorno-Altaisk State University. The article presents the history and background for the emergence of research that studies the typology of personality (according to C. G. Jung) which served as the basis for models used in socionics (Russia and neighboring countries) and typology (the United States of America and other Western countries). The article shows the idea of forming a model of the type informational metabolism (TIM) of a person. The article considers and analyzes the linear (MBTI - Myers-Briggs type indicator) and dichotomous approaches to the construction of socionic and typological tests. The analysis of the possibility of finding correspondences between microgroups of project teams formed according to the principles of building socionic quadras in the model of intertype relations and project modules obtained as a result of decomposition of the main project in accordance with the requirements of the method of project interfaces is carried out.

Key words: educational process, project approach, method of project interfaces, type of informational metabolism of personality, project team, tests.

Н.Г. Кудрявцев, канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: ngkudr@mail.ru

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ ПРИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай, проект «Исследование эффективности использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в систему подготовки инженерных кадров и специалистов в области искусственного интеллекта в Республике Алтай» № 20-413-040003 р_а

В статье исследуются условия и возможности формирования проектных команд, структура и состав которых являются базовыми составляющими, влияющими на эффективность использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в процесс дополнительного инженерного образования и детского технического творчества. На основе краткого анализа технологических вызовов, с которыми сталкивается современный человек в окружающем его мире информационных технологий, показана возрастающая роль инженерно-технического образования и новых образовательных решений, позволяющих получать практический опыт работы в области инженерно-технической подготовки. Далее авторы излагают основные идеи метода проектных интерфейсов, разработанного в Горно-Алтайском государственном университете. В статье представлена история и предпосылки возникновения исследований, изучающих типологию личности (по К.Г. Юнгу), послуживших основой для моделей, используемых в соционике (Россия и страны ближнего зарубежья) и типоведении (Соединенные Штаты Америки и другие западные страны). Показана идея формирования модели типа информационного метаболизма личности (ТИМа). Рассмотрены и проанализированы линейный (ИТМБ - индикатор типов Майерс-Бриггс) и дихотомический подходы к построению соционических и типологических тестов. Проведен анализ возможности нахождения соответствий между микрогруппами проектных команд, сформированными по принципам построения соционических квадр в модели интертипных отношений и проектных модулей, полученных в результате декомпозиции основного проекта в соответствии с требованиями метода проектных интерфейсов.

Ключевые слова: образовательный процесс, проектный подход, метод проектных интерфейсов, тип информационного метаболизма личности, проектная команда, тесты.

Современные люди уже привыкли к тому, что наука и технологии, внедренные на производстве, в военной сфере, в здравоохранении, на транспорте, в добывающих и перерабатывающих отраслях, в энергетике определяют темпы развития этих отраслей. Но все это для простого человека является своеобразной виртуальной реальностью, с которой он практически не сталкивается. Однако в последние время количество «встреч» обычного человека с новыми технологиями в повседневной жизни растет год от года. Это связано в первую очередь с развитием информационных технологий и появлением различных торговых и транспортных информационных сервисов, позволяющих забыть, что такое очереди в билетных кассах и торговых супермаркетах. За рубежом во многих магазинах уже сейчас вместо продавцов используются торговые автоматы, не говоря уже о специализированных интернет-магазинах или целых торговых интернет-порталах. Практически в любом регионе человек, запланировавший поездку на такси, может подобрать для себя удобный маршрут, персональную машину и водителя. Сервисы умного дома позволяют создавать не только микроклимат в жилых помещениях, но и делать на порядок эффективнее системы безопасности и энер-

гообеспечения жилья. Причем новые технологии получили сейчас такой уровень доступности, что многие реально работающие проекты могут быть созданы даже руками самих пользователей в рамках так называемых р^- Do-It-Yourself) проектов. Вместе с тем новый технологический уклад общества ставит перед многими людьми целый ряд проблем.

Во-первых, от меняющихся технологий нельзя оставаться в стороне. Например, дисковые телефоны или кассетные и катушечные магнитофоны, которыми активно пользовалось старшее поколение, уже ушли в далекое прошлое. Даже кнопочные сотовые телефоны постепенно исчезают с рынка, а чтобы позвонить «по смартфону», надо совершить такую последовательность «пальцевых» движений, которую вряд ли угадал бы пользователь из «восьмидесятых» прошлого века. Многим киноманам из прошлого могло бы показаться странным, что сейчас уже не надо спешить к «голубому экрану», все можно посмотреть в записи, если надо, то можно «остановить телевизор», поговорить по телефону, а затем продолжить просмотр. Бытовая техника становится интеллектуальной, меняется система платежей, средства передвижения, тот же современный автомобиль

просто не заведется, если не пристегнут ремень или неплотно закрыт багажник. Многие профессии просто перестают существовать из-за того, что труд заменяют либо роботы, либо компьютеры. Даже те профессии, без которых, казалось бы, не сможет работать предприятие (многочисленные учетчики, расчетчики, бухгалтеры, кладовщики), постепенно заменяются компьютерными программами.

Во-вторых, если самим не принимать участие в создании инновационных технологий, то можно попасть в такую ситуацию, что даже не будешь знать, как станешь заложником разработчика программы или технической системы. Может случится так, что в нужный момент не сможешь воспользоваться собственным автомобилем, включить свет в своем «умном» доме, просто открыть дверь в туалет или распахнуть окно, которые запрограммированы определенным образом.

Ценность знаний и умений в технократическом обществе повышается в разы, и для того, чтобы получать эти знания, затрачивается очень много средств и времени. Чтобы не отставать от общего потока развития, в первую очередь необходимо научиться создавать новые знания и новые технологии существенно быстрее, чем это делалось раньше. Самая важная и злободневная из стратегических задач экономики России - это сокращение длины жизненного цикла новых технологических разработок.

В системах образования многих стран ведется постоянный поиск новых подходов, позволяющих ускорять и делать более эффективным образовательный процесс. Одним из таких «новых» подходов, который известен уже на протяжении почти ста лет, но до сих пор еще не стал образовательным стандартом, является проектный подход к образовательному процессу Принято считать, что использование проектного подхода в образовательном процессе связано с именем Уильяма Килпатрика - американского педагога, автора статьи «Метод проектов», которая вышла в свет в 1918 году и стала одной из самых читаемых работ по педагогике начала двадцатого века [1]. В «Методе проектов» автор предлагал такую систему занятий, которая позволяла бы учащимся получать знания и овладевать умениями по ходу выполнения ряда усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Идеи, которые излагались в упомянутой выше статье, были изначально выдвинуты учителем У. Килпатрика Джоном Дьюи, который выделял у участника учебного процесса несколько состояний: «предположение», «интеллектуализация», «ведущая идея», «рассуждение». Переходя от одной стадии к другой, ребенок должен был «обнаружить» проблему, сформулировать «стратегию» ее решения и провести проверку «практического подтверждения» правильности своей гипотезы.

Современная реализация проектного подхода в образовательных системах разных стран весьма разнообразна [2] и зависит от многих факторов: специфики области образовательного процесса, возраста учащихся, объема средств, которые затрачиваются на подготовку и реализацию. Одной из таких реализаций проектного подхода является метод проектных интерфейсов, разработанный сотрудниками Горно-Алтайского государственного университета [3].

Цель данной работы заключается в исследовании условий и возможности формирования проектных команд, структура и состав которых являются базовыми составляющими, влияющими на эффективность использования метода проектных интерфейсов при внедрении проектного подхода в процесс дополнительного инженерного образования и детского технического творчества.

Результаты и обсуждения. Классическим образовательным системам с каждым годом становится все сложнее справляться с возрастающим потоком специальных знаний и умений, которыми должны обладать современные специалисты в области разработки инженерных робототехнических систем, технологий обработки больших данных, искусственного интеллекта и т.п. Зачастую просто не хватает аудиторных часов, необходимых для овладения практической стороной вопроса и закрепления полученных практических навыков и умений. Развитие информационных технологий практически на глазах меняет рынок образовательных услуг. Если раньше для того, чтобы найти какую-то справочную информацию или просто для подготовки к курсовой работе или экзамену, необходимо было идти в библиотеку и просиживать часы в читальных залах, то сейчас практически «любая» информация находится в «кликовой» доступности. Поисковые системы, свободно распространяемые онлайн-библиотеки, образовательные ресурсы на YouTube-каналах предоставляют всем желающим свои сервисы, и как бы не пытались различные провайдеры зарабатывать на доступе к информации, возможностей ее бесплатного получения, в том числе и в виде качественных образовательных продуктов или лекционного материала, становится все больше и больше.

В смысле «виртуализации» классическое практико-ориентированное образование заметно «отстает» от лекционных курсов. Безусловно, существуют успешные попытки замены лабораторных и практических работ занятиями с различными, в том числе и онлайн эмуляторами и тренажерами, однако на текущий момент современные симуляторы, особенно широко доступные и недорогие, еще очень далеки от идеала.

Многие специалисты, особенно получившие опыт онлайн-работы на «уда-ленке», практически единодушно сходятся во мнении о том, что если лекционные курсы еще можно изучать и осваивать в «удаленном» режиме или по схеме индивидуального «самообразования», то практические занятия по физике, химии, электронике, медицине, где объект исследования надо «ощущать руками», пока еще никто не научился полноценно заменять удаленным вариантом взаимодействия с учащимися.

Следует обратить внимание на еще один немаловажный аспект «реального» образования, который очень сложно и небезопасно, с точки зрения социального общественного здоровья, заменять на дистанционный режим обучения. Это необходимость обычного социального общения, в первую очередь это касается подростков. Поскольку человек - это «существо общественное», то исключение его из системы общественных связей и взаимодействий, особенно в детском возрасте, и обеспечение изоляции от общения с «себе подобными» (даже при наличии виртуальных связей) может оказать необратимое влияния на психику и на всю его будущую жизнь. Поэтому исключить «коллективные версии» практических и лабораторных работ из процесса обучения нельзя, можно лишь попробовать интенсифицировать этот процесс. Одним из способов такой интенсификации и является использование проектного подхода в образовательном процессе.

В случае применения проектного подхода в образовательном процессе необходимо отметить три важные его составляющие: междисциплинарность, работу в команде, раскрытие творческого потенциала участников проекта.

Прежде чем перейти к более подробному обсуждению проектных команд и метода проектных интерфейсов, который является одним из вариантов реализации проектного подхода, желательно определиться с тем, что же понимается под проектом, который и является основой проектного образования.

Рассмотрим опыт проведения ШГК (школ главных конструкторов), которые организовывались на протяжении нескольких лет в различных регионах России сотрудниками АФК «Система» с участием специалистов Института Шифферса [4]. Приведенные ниже в таблице характеристики и определения из области проектной работы взяты из интервью Ю.В. Громыко, которое он дал для программы «Лифт в будущее» [5]. В качестве основного тезиса представленных ниже высказываний можно отметить, что многогранность проектной работы подразумевает коллективное творчество.

Всегда движется от проблемы; является ответом на проблемную ситуацию В итоге должен быть конкретный результат -продукт, который кому-то нужен для определенной цели Это командная форма работы; лучший способ научить людей взаимодействовать конструктивно и с пользой

Это организационная структура; создаваемый продукт должен учитывать набор социальных позиций людей, которые его будут использовать ПРОЕКТ Требует привлечения экспертов; на каждом из этапов реализации проекта необходим квалифицированный сторонний взгляд

Это форма профориентации; узнать опытным путем, как устроена та или иная профессиональная отрасль - естественные составляющие работы над любым проектом

Поскольку образовательный процесс как в области среднего, так и высшего образования - это достаточно затратная сфера деятельности, то государство как главный инвестор и родители как главные интересанты (лица, заинтересованные в результате) вправе задавать вопросы, касающиеся эффективности своих вложений. Хотя инвестиции в образование считаются долгосрочными, и прямой «сиюминутной» отдачи от них никто не ждет, но все же исследование эффективности используемых в процессе образования технологий важно и напрямую влияет на качество образования.

Одним из классических вариантов оценки эффективности или, скорее, результативности той или иной образовательной технологии или просто прочитанного курса лекций и практических занятий заключается в выполнении нескольких контрольных «срезов» знаний. Обычно «срезы» проводятся перед началом курса, в середине учебного процесса и по окончании последнего.

Если большинство обучающихся демонстрируют статистически значимый рост некоторых количественных показателей, например, количество правильно решенных примеров или количество правильных ответов на вопросы, то считается, что студенты или школьники «чему-то научились». «Срезы», как правило, составляются из контрольных вопросов по изучаемой тематике и решения типовых задач. При составлении контрольных «срезов» существует несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Предметы в школах и читаемые курсы в высших учебных заведениях условно можно разбить на классические (изучаются многими поколениями студентов или школьников: математика, физика, химия, биология) и новые (которые должны соответствовать быстро меняющимся технологиям: электроника, программирование, микроконтроллерные системы управления, обработка больших данных, искусственный интеллект и т.п.). Если фонды оценочных средств для классических дисциплин уже можно считать устоявшимися и проверенными временем, позволяющими достаточно адекватно оценивать качество обучения и «количество» полученных знаний, то в инженерно-технических направлениях все обстоит гораздо сложнее. Сложно по результатам тестирования оценить, умеет ли человек программировать, определить, до какой степени увеличились у обучаемого знания, умения, навыки в области схемотехники или микроэлектроники.

Специалист, работающий в данных областях, с уверенностью скажет, что умение запоминать верные шаблонные ответы на тестовые вопросы или навыки, например, в вычислении «количества информации, содержащегося в сообщении» или способность к аккуратному рисованию блок-схем алгоритмов для простеньких программ из школьника или студена программиста даже начального уровня еще не делают.

Во многих случаях в классическом образовании проверка уровня знаний, по сути, означает проверку способности запомнить некий набор фактов либо приемов (методик), используемых при решении тех или иных задач, при этом идеи, лежащие в основе предлагаемых решений, в большинстве своем остаются «за кадром». В лучшем случае успешное прохождение тестов и контрольных работ является показателем того, что человек способен самоорганизоваться (что само по себе, конечно, тоже неплохо). Ведь для того чтобы запомнить достаточно большое количество фактологических данных или же понять структуру их организации, нужны определенные, а порой и нетривиальные способности. Однако отличные «фактологические показатели» обучаемых отнюдь не говорят о том, что он обладает компетенциями в области изучаемого предмета (хотя вопрос этот весьма неоднозначен, и его обсуждение в данный момент не входит в рамки нашей работы). В подтверждение сказанным выше словам можно привести многочисленные примеры, когда даже студенты, успешно сдавшие экзамен или зачет по какому-то предмету, не могут применить эти «полученные знания» уже в следующем семестре при изучении других дисциплин.

С другой стороны, каждый человек в своей жизни сталкивался с такой ситуацией, когда в школе или вузе кто-то особенно не блистал своими «знаниями» (скорее оценками), часто этого человека просто не замечали, а, придя на производство или в науку, он становился незаменимым специалистом и добивался неплохих, а иногда и выдающихся результатов в своей области. Подобное «преображение» объясняли тем, что в школе или на первом курсе ему было просто неинтересно, и заложенный потенциал не мог реализоваться полностью. Возникает вопрос: каким же образом оценить не только заложенный в человеке потенциал, но и степень его «задейственности» в процессе обучения? Хотелось бы получить ответ на этот вопрос с точки зрения использования творческого потенциала обучающихся.

Следует отметить, что подобные исследования уже проводились ранее. Они продолжают проводиться в наше время, а одним из первых исследователей в этой области стал австрийский психолог К.П Юнг опубликовавший в 1921 г. одну из своих работ, в которой говорилось, что с рождения мы должны развивать в себе заложенные природные предпочтения, а не пытаться их изменить.

Можно сказать, что концептуально Юнг считал, что человек должен стремиться найти свое предназначение в тех сферах деятельности, которые ему наиболее интересны, и работать и развиваться в тех областях, где это у него лучше всего получается. Молодые люди, особенно их родители, не должны стремиться соответствовать критериям общественной значимости (порой таким изменчивым) и всеми силами пытаться овладеть той или иной профессией, считающейся престижной в конкретный момент в «высоком» обществе.

Юнг попытался систематизировать предпочтения, о которых он говорил, в качестве классификационных шкал при этой систематизации по «преобладающей установке» им были выделены интроверсия и экстраверсия, а в качестве классификации по «преобладающей функции» - пары: мышление и чувство, ощущение и интуиция. Приче для характеристики личности выбор в каждой паре той или иной функции или классификационной шкалы являлся взаимоисключающим.

В нашей стране (в Советском Союзе) в шестидесятые годы двадцатого века основные идеи и принципы юнговской типологии личности разрабатывала литовская исследовательница Аушра Аугустинавичуте. Она выдвинула законченную концепцию построения типов личности (типов информационного метаболизма, или ТИМов), которая получила название соционика. Соционическая концепция, в рамках которой используется понятие информационного метаболизма (обмена информацией), была предложена исходя из тех соображений, что любое взаимодействие с внешним миром, в том числе и с другими людьми, можно представить с точки зрения обмена информацией. Согласно соционической модели, психика разных людей может быть описана в виде одного из шестнадцати возможных вариантов восприятия и обработки информации, т.е. в качестве базовой гипотезы лежит предположение о том, что в каждом человеке преобладает (сильнее развита) какая-то одна часть (полюс) каждой из перечисленных выше шкал. Другими словами, человек не может быть одновременно интровертом или экстравертом, интуитивом или сенсориком, этиком или логиком, рационалом или иррациона-лом.

Многочисленные исследователи и авторы данной работы, основываясь на результатах собственных наблюдений, отмечают, что люди, относящиеся к одному и тому же ТИМу, демонстрируют достаточно типичное поведение в тех или иных ситуациях, а также имеют похожую мотивацию при решении определенных задач. В работе [6] авторы приводят удачную аналогию, отмечая, что соотношение ТИМа и личности некоторым образом напоминает соотношение скелета и живого человека. ТИМ при этом рассматривают как некий психологический каркас - скрытую часть человеческой психики. Его сложно увидеть «невооруженным взглядом», но именно он определяет многие характерные поступки, предпочтения и варианты взаимодействия между людьми.

Результаты современных исследований в этой области показывают, что работа в производственном коллективе, взаимодействие в семье, даже простое общение на улице тем эффективнее и комфортнее, чем наиболее адекватное место занимает тот или иной человек (ТИМ) в информационном потоке, «возбуждаемом» при взаимодействии между различными людьми. О том, как попытаться определить это место, мы поговорим ниже, а пока хотелось бы еще несколько слов сказать о процессе передачи и восприятии фактологической информации, который происходит в процессе обучения.

Работа с фактологическими «знаниями», наличие которых проверяемо при помощи тестов и типовых задач, можно сравнить с кинетической энергией в физике, т.е. с энергией движения (передачи и получения), информационных потоков. Степень успешности реализации такого движения или перемещения информационных потоков от человека к человеку можно оценить условно по «количеству движения» - например, по количеству решенных на контрольных «срезах» типовых задач или правильно данных ответов на контрольные вопросы. Другими словами, мы хотели бы предложить при оценивании эффективности технологий, используемых в образовательном процессе, назвать кинетической эффективностью процесса обучения выявленную (оцененную посредством тестов и типовых задач) способность обучающегося воспринимать как фактологическую информацию, так и различные структурные и формальные зависимости.

В случае, когда человек занят «своим делом», проявляет к задаче подлинный интерес, пытается получить нестандартные решения, идет к решению творческим путем, который требует гораздо более длительного времени, нежели написание контрольной работы, то такой путь больше похож на высвобождение потенциальной, накопленной энергии, которая до определенного момента никак себя не проявляла. Мы предлагаем назвать потенциальной эффективностью процесса обучения выявленную и усиленную способность человека заниматься «своим» делом, используемую при решении преимущественно творческих задач из области, наиболее характерной именно для этого человека, то есть данный показатель должен быть тем выше, чем более «своим» делом занят человек.

Проявление внутреннего потенциала человека, связанное с потенциальной эффективностью, инициировать бывает гораздо труднее, не говоря уже о количественной оценке «успешности» такого процесса инициирования, нежели научить запоминать фактологические данные. Опыт показывает, что за счет своей ме-ждисциплинарности, многоплановости, наличия возможностей для реализации творческих идей, проектный подход можно назвать одним из способов «пробуждения» такой потенциальной энергии в обучающемся и повышения потенциальной эффективности процесса обучения.

Косвенным подтверждением того, что проектный подход «работает» на выявление скрытого внутреннего, заложенного природой потенциала является финансирование «серьезными» компании подготовки и проведения различных мероприятий, связанных с использованием проектного подхода, например, хака-тонов (проектных олимпиад или проектных конференций), проектных сессий во время «Школ главных конструкторов» и т.п., на которых способности, в том числе и скрытые, потенциальных будущих сотрудников своей компании работодатель может изучить не «на словах» (при заслушивании докладов или представлении презентаций), а на деле - в процессе работы над проектами.

На первый взгляд, все финансовые вложения от участвующих в подобных мероприятиях фирм-спонсоров выглядят как благотворительные, однако в будущем получение грамотного специалиста, а то и целой команды специалистов, которых можно «обнаружить» на таких «технологических тусовках», окупает проведение подобных мероприятий многократно.

По данному поводу один из экспертов, занимающихся продвижением инновационных продуктов на 1Т-рынках стран ближнего и дальнего зарубежья, сказал, что «найти деньги, чтобы вложить в идею, - это сейчас не проблема; найти идею, в которую можно инвестировать средства, сложнее, но также не является нерешаемой задачей, однако найти людей (команду), которые могут реализовать хорошую идею, - это огромная проблема».

Одной из технологий, позволяющих наряду с проектным подходом «искать» и людей, и создавать из них команды, является метод проектных интерфейсов [3; 7; 8], о котором идет речь в данной работе.

Идея метода проектных интерфейсов проста и направлена на то, чтобы максимально адекватно использовать потенциальную эффективность обучающегося. Суть метода можно объяснить достаточно легко. Перед тем, как приступить к проектной работе, мы должны определенным образом модифицировать сам процесс работы над проектом.

1. Сначала мы должны декомпозировать сложный проект («простых» проектов в проектной работе быть не должно) таким образом, чтобы его можно было представить в виде суперпозиции (сочетания) проектных модулей или минипро-ектов. «Законченность» или «инкапсулированность» каждого такого проектного модуля еще перед началом работ должна быть оговорена и определена в виде протоколов или правил межмодульных «взаимодействий». Возможность такой декомпозиции, если создаваемый проект является системой, следует из законов теории систем и системного анализа («каждую систему можно декомпозировать на относительно независимые подсистемы, реализующие подцели основной цели разрабатываемой системы», «каждая система является частью или подсистемой какой-то системы более высокого порядка или метасистемы») [9].

2. Команду, работающую над проектом, следует подбирать, исходя из ТИМов - типов информационного метаболизма личности. В команде должны быть одна или несколько полноценных квадр. Если же формирование полноценных квадр при таком подборе в силу каких то причин невозможно, то участников командной работы необходимо, не акцентируя на этом внимания, разделить на подгруппы (микрогруппы), исходя из предполагаемого отсутствия конфликтных или асимметричных интертипных отношений [10].

3. Для работы над каждым проектным модулем должна быть «назначена» (подведена) наиболее подходящая проектная микрогруппа, исходя из принадлежности к той или иной квадре и предполагаемой профессиональной ориентации этой квадры.

Другими словами, целевой проект декомпозируется таким образом, чтобы каждой микрогруппе из проектной команды досталась своя, наиболее соответствующая ей часть проектной работы.

По нашим оценкам, подобранная и переконфигурированная правильным образом проектная группа должна иметь показатели эффективности (время и качество реализации проекта) значительно боле высокие, чем группа, сформированная случайным образом.

Можно сказать, что при подобном подходе основным показателем эффективности метода проектных интерфейсов будет не наличие остаточных знаний по каким-либо предметам или «метапредтметам», а потенциальная возможность и степень полноты ее реализации по наиболее адекватному выявлению и размещению «на своем» месте каждого участника проектной команды.

Таким образом, на эффективность реализуемого метода проектных интерфейсов влияет адекватность определения типа информационного метаболизма всех участников проектных команд. Остановимся на этом вопросе подробнее.

При определении типа информационного метаболизма личности, как уже было сказано выше, необходимо определить предпочтения, соответствующие четырем шкалам: рациональность - иррациональность; логика - этика; интуиция - сенсорика; интроверсия - экстраверсия. Одним из подходов, позволяющим это сделать, является использование индикатора типов Майерс-Бриггс (ИТМБ) [6], хотя, как пишут авторы, его максимально эффективно могут применять только профессионалы. Данный индикатор, по мнению разработчиков, проверенный десятилетиями, - наиболее надежный способ определить наши предпочтения.

Разработчики определителя типов отмечают, что при знакомстве с утверждениями, по которым выявляются те или иные предпочтения, исследуемый может увидеть, что с некоторыми из этих утверждений он полностью согласен, с некоторыми частично, а с некоторыми не согласен вовсе. При этом может быть полное согласие с некоторыми утверждениями, касающимися экстравертов, и с некоторыми, которые касаются интровертов. Возможно, то же самое будет наблюдаться и с предпочтениями по рациональности - иррациональности, логике -этике, интуиции и сенсорике. Это вполне нормально, поскольку речь идет именно о предпочтениях, и в каждом из нас есть немного экстраверсии и немного интро-версии и т.п., а типоведение (соционика) лишь определяет, какую из альтернатив вы предпочитаете использовать.

При линейной форме использования утверждений по исследуемым шкалам результирующее решение принимается по конечным суммам положительных отметок, которые получились при анализе предпочтений по каждой из четырех шкал.

Рассмотрим некоторые примеры таких «шкальных» утверждений.

Если вы экстраверт, то, вероятно, знаете множество людей и многих из них считаете близкими друзьями. Сначала говорите, а потом думаете. Вам нравится жить и действовать в окружении множества людей. Легко знакомитесь и заводите разговор, одинаково открыты с приятелями и незнакомцами, хотя иногда несколько подавляете собеседника. Предпочитаете генерировать идеи в группе, а не самостоятельно. Вас сильно утомляют долгие размышления, которыми вы не можете поделиться с другими. Считаете, что слушать тяжелее, чем говорить [6].

Если вы интроверт, то, вероятно, обдумываете мысль, прежде чем ее высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же. Получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни. Согласны вы с этим или нет, другим вы можете казаться замкнутым и задумчивым. Любите отмечать праздники и памятные даты наедине с одним близким человеком или в узком кругу хороших друзей. Вас возмущает, когда кто-то опережает вас, «выскакивая вперед» и говорит то, что вы как раз собирались сказать. Предпочитаете, чтобы вас не перебивали, когда вы высказываете свои мысли и чувства, и обеспечиваете такую возможность другим в надежде, что они ответят вам тем же, когда придет ваш черед говорить [6].

Если вы сенсорик, то, вероятно, предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы. Вы недовольны, когда на вопрос «который час?», вам отвечают не «три сорок пять», а «около четырех» или «пора выходить». Любите сосредоточиться на том, что делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше. Вы предпочитаете делать что-либо, а не раздумывать об этом. Получаете наибольшее удовольствие от работы, дающей ощутимый результат. Вы, скорее, займетесь уборкой своего рабочего кабинета, чем будете размышлять о перспективах своей карьеры. Вы считаете, что незачем чинить, пока не сломалось. Вам нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично. Вас удивляют люди,

которые много времени проводят в мечтах и фантазиях. Вы читаете журналы от начала до конца и не понимаете, когда кто-то открывает их посередине, выбирая, что ему больше нравится. Вы с радостью погружаетесь в собственную работу, и вас не слишком заботит то, как она вписывается в общий проект [7].

Если вы интуитив (интуит), то, вероятно, уверены, что скучные подробности совершенно излишни. Любите исследовать природу вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы. На большинство вопросов даете общие ответы. Предпочитаете пофантазировать, на что вы потратите свою будущую зарплату, вместо того, чтобы свести баланс своего счета. Стремитесь отыскать глубинную суть и логическую структуру вещей, вместо того, чтобы воспринимать их буквально. Вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди просят от вас конкретики. Вы склонны к каламбурам и игре слов [6].

Если вы логик, то, вероятно, можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных. Получаете удовольствие, когда что-либо доказываете. Вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов. Считаете, что важнее быть правым, чем вызывать симпатию. Вы доверяете всему, что логично и научно. Легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена. Вы обычно не напрягаетесь, принимая сложные решения, и не понимаете, почему многие так расстраиваются из-за того, что не имеет отношения к делу [6].

Если вы этик, то, вероятно, считаете хорошим решением такое решение, которое принимает во внимание чувства других людей. Получаете удовольствие, когда оказываете кому-то желанную услугу, хотя и видите, что некоторые люди этим пользуются. Часто слышите обвинения в том, что принимаете все слишком близко к сердцу. Предпочитаете истине гармонию. Вас расстраивают конфликты во время семейных и дружеских встреч, Вы стараетесь либо их избежать («Давайте сменим тему»), либо примирить противников («Давайте обнимемся и помиримся»). Без колебаний откажетесь от своих слов, если чувствуете, что они кого-то обидели [6].

Если вы рационал, то, вероятно, уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше. Знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах. Просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днем. Неожиданные изменения планов не нравятся вам и могут привести в замешательство. Не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих. Иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии - после того, как вы всего лишь высказали свое мнение. Любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что все придется переделывать заново. Испытываете потребность в порядке. Записываете по пунктам, что планируете сделать и пользуетесь этими списками [6].

Если вы иррационал, то, вероятно, легко отвлекаетесь. Любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома. Рассчитываете на «второе дыхание» в последние минуты перед сроком сдачи работы. Не верите, что «аккуратность превыше всего», хотя в принципе теоретически вы не против порядка. Вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор. Вы часто меняете тему разговора. Вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошел в комнату. Превращаете работу в игру. Если работа не доставляет удовольствие, то зачем ее выполнять. Вы считаете, что главное - это спонтанность и быстрая реакция, творческий подход. Не планируете работу заранее, предпочитаете подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать. Вас обвиняют в неорганизованности, но вы-то лучше знаете, что и для чего [6].

Вопросы о предпочтениях могут быть организованы не только в линейной форме, как об этом было сказано выше, но и по дихотомической схеме, когда ответ, выбранный на определенной стадии тестирования, переводит вас в «точку невозврата», т.е. вы получаете следующую серию вопросов, уже обусловленную ответами, которые были даны на предыдущем шаге. Таким образом, человек имеет возможность определить свой ТИМ, осуществляя четыре раза подряд в соответствии со своими предпочтениями выбор одного из двух возможных «полюсов» очередной шкалы. Заметим, что последовательность шкал, представленных для дихотомического выбора, имеет значение.

Замечание авторов книги [6] по типологии личности о необходимости профессионального или экспертного подхода к использованию ИТМБ обусловлено еще и тем, что при выборе предпочтений многие люди стараются часто выдавать «желаемое» за «действительное». В зависимости от того, в каких условиях и с какой целью происходит тестирование, человек, отвечающий на вопросы о предпочтениях, интуитивно может осознать, например, что работодатель ищет вакантную должность человека пунктуального, привыкшего следовать инструкции. В этом случае в своих ответах соискатель будет «отдавать предпочтение» шкале рациональности, хотя на самом деле его поступки в реальной жизни могут быть подвержены импульсивным порывам, он может часто не доводить дела до конца и т.п.

Выше мы уже отмечали, что многие люди, обладающие одними и теми же ТИМами, в одинаковых ситуациях ведут себя похожим способом. На самом деле и строение тела, и манеры общения, и способ ведения разговора у каждого ТИМа

имеет определенное своеобразие, поэтому эксперт в процессе проведения процедуры по определению ТИМа должен полагаться не только на анализ результатов стандартного ИТМБ или дихотомического тестирования, но и на отсутствие противоречий между обработанными ответами на вопросы о предпочтениях и наблюдениями характерных особенностей собеседников.

Если все, о чем было сказано выше, можно условно отнести к определению потенциальной эффективности, то несколько слов необходимо сказать о возможных способах оценки кинетической эффективности, которая также важна при реализации любого процесса обучения, в том числе и проектного. Поскольку метод проектных интерфейсов планируется для использования в области инженерного образования и технического творчества, максимальное внимание при оценке кинетической эффективности, по нашему мнению, должно быть уделено качественной оценке инженерно-технических аспектов образовательного процесса. В качестве одной из наиболее подходящих в данном контексте методик можно рассматривать Тест Беннета (George K. Bennett - Mechanical Comprehension Test) [11], он же известен как «Тест на инженера», или «Тест на техническую понятливость». Данный тест ориентирован на выявление технических способностей или базовых инженерных знаний. Опросник Беннета иногда используется как дополнение методики определения уровня IQ. В процессе тестирования респондентам предлагается порядка 70 заданий технического характера, к которым даны варианты ответов. На выполнение всех заданий отводится 30 минут.

Во многом на тест Беннета похож «Инженерный тест» [12], часть заданий которого направлена на проверку степени развитости пространственного воображения тестируемого на примере анализа трехмерных конструкций и их проекций. Также интересны задания «Инженерного теста» на определение направления вращающихся колес при анализе многоступенчатых ременных передач. Доступными и, главное, достаточно вариативными являются задания на анализ технических ситуаций, содержащие вопросы, касающиеся порядка сборки-разборки различных устройств, анализа причин возможных неполадок технических систем и т.п.

Еще один тест, составленный с использованием прогрессивных матриц Равена (Raven Progressiv Matrices) [13; 14] предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, изучения логичности мышления. Тестируемым предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. В каждом вопросе теста не хватает одной фигуры. Эту фигуру предлагается выбрать среди 6 - 8 предлагаемых изображений фигур. Задача испытуемого заключается в установлении закономерности, связывающей между собой фигуры на рисунке. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности.

Заканчивая краткий обзор тестов, которые мы предлагаем использовать для оценки кинетической эффективности на первом этапе наших исследований, заметим, что приведенный выше перечень может быть расширен в дальнейшем. Все перечисленные выше тесты необходимо реализовать для использования в автоматическом режиме с тем, чтобы иметь возможность варьировать последовательность вопросных блоков и уменьшать время обработки результатов.

В заключение мы бы хотели рассмотреть одну из версий комплексной количественной оценки эффективности предложенного нами метода проектных ин-

Библиографический список

терфейсов. Для этого в финале каждой проектной сессии, использующей данную методику, предлагается формировать для каждого участника проектной команды свой КПЭ-индикатор (комплексный показатель эффективности), представляющий собой шестикомпонентный кортеж, каждая компонента которого является оценкой следующих показателей:

1. Точности определения ТИМа (оценивается как степень однозначности результатов тестирования и экспертного наблюдения).

2. Полноты представленных интертипных отношений в проектной микрогруппе (является показателем комфортности при наличии «дуала» или дискомфортности при наличии потенциального «конфликтера»).

3. Адекватности проектной роли (степени задействованности сильных функций ТИМа при решении задач конкретного проектного модуля).

4. Суммарного тестового показателя кинетической эффективности в начале проектной сессии.

5. Суммарного тестового показателя кинетической эффективности в конце проектной сессии.

6. Степени самооценки и удовлетворенности результатами проделанной работы в конце проектной сессии.

После проведения каждой проектной сессии авторы предлагают сохранять полученные данные, включая ТИМ и КПЭ-индикатор для каждого участника проектной команды, в базе данных с возможностью удаленного доступа. Разработчикам системы хранения таких данных необходимо предусмотреть определенную схему кодовой идентификации участников проектных команд для исключения необходимости размещения на сетевых ресурсах персональных данных. Накопленные в результате проведения проектных сессий данные позволят в дальнейшем не только проводить анализ динамики изменения КПЭ-участников проектных команд, но и дадут возможность, например, на региональном уровне формировать творческие коллективы, способные решать уже не учебные а реальные инженерно-технические задачи.

Таким образом, реализация метода проектных интерфейсов, использующего декомпозицию учебного проекта на инкапсулированные составляющие, предполагает обязательное наличие проектной команды, имеющей специальную структуру и отобранных участников, ТИМы которых подобраны таким образом, чтобы составы полных или неполных соционических квадр максимально соответствовали специфике инкапсулированных компонент реализуемого учебного проекта.

При оценке эффективности метода проектных интерфейсов предлагается использовать КПЭ-индикатор (комплексный показатель эффективности), представляющий собой деление показателя эффективности на потенциальную и кинетическую составляющие. При этом потенциальную эффективность рекомендуется определять, усовершенствуя линейные и дихотомические тесты предпочтений или опросники ИТМБ, а кинетическую эффективность предлагается оценивать на первом этапе исследований с использованием теста Беннета, теста Равена и Инженерного теста. В дальнейшем предлагается оптимизировать опросники ИТМБ, усовершенствовать дихотомический тест, расширить набор «кинетических» тестов и автоматизировать процедуры их проведения и обработки результатов.

1. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Москва: Сфера, 2001.

2. Николаенко А.В. Развитие проектно ориентированного образования в современных условиях. Качество образования. 2016; № 9: 7 - 11.

3. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018; Т. 8, № 6: 167 - 182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Чаусов И. Разработка и организация проектных и исследовательских лабораторий в региональных инженерно-конструкторских школах «Лифт в будущее». Москва: Реарт, 2017.

5. Громыко Ю.В. Интервью для программы «Лифт в Будущее» директора Института Шифферса об основных принципах и нормах ведения проектной деятельности. Available at: https://shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

6. Крегер О., Тьюсон Д. Типы людей: 16 типов личности, определяющих как мы живем, работаем и любим. Перевод с английского Ю.Ю. Ступак. Москва: АСТ: Астрель, 2005.

7. Темербекова А.А., Кудрявцев Н.Г Подготовка будущих наставников инженерной элиты Республики Алтай. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020: 10 - 13.

8. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А., Малова В.Ю. Визуализация проектной деятельности как одна из компонент методики работ. Москва. Троицк, 2020: 188 - 190.

9. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. Москва: КНОРУС, 2010.

10. Филатова Е.С. Соционика в портретах и примерах. Москва: Черная белка, 2005.

11. Тест Беннета. Available at: https://psiholocator.com/testy-iq/bennet

12. Инженерный тест. Available at: https://testserver.pro/run/test/1258/

13. Равен Дж.К., Равен Дж., Курт Дж.Х. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Москва, 1996.

14. Распопин Е.В. Стандартизация прогрессивных матриц Равенна. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020; Т. 9, № 1: 14 - 18.

References

1. Piskunov A.I. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Sfera, 2001.

2. Nikolaenko A.V. Razvitie proektno orientirovannogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Kachestvo obrazovaniya. 2016; № 9: 7 - 11.

3. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. Osobennosti metoda proektnyh interfejsov kak mehanizma razvitiya proektnogo podhoda v obrazovatel'nom processe i detskom tehnicheskom tvorchestve. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; T. 8, № 6: 167 - 182.

4. Chausov I. Razrabotka iorganizaciya proektnyh i issledovatel'skih laboratorij v regional'nyh inzhenerno-konstrukiorskih shkolah «Lift v buduschee». Moskva: Reart, 2017.

5. Gromyko Yu.V. Interv'yu dlya programmy «Lift v Buduschee» direktora Instituts Shiffersa ob osnovnyh principah i normah vedeniya proekinoj deyatel'nosti. Available at: https:// shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

6. Kreger O., T'yuson D. Tipy lyudej: 16 tipov lichnosti, opredelyayuschih kak my zhivem, rabotaem ilyubim. Perevod s anglijskogo Yu.Yu. Stupak. Moskva: AST: Astral', 2005.

7. Temerbekova A.A., Kudryavcev N.G. Podgotovka buduschih nastavnikov inzhenernoj elity Respubliki Altaj. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'20. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020: 10 - 13.

8. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A., Malova V.Yu. Vizualizaciya proektnoj deyatel'nosti kak odna iz komponent metodiki rabot. Moskva. Troick, 2020: 188 - 190.

9. Tarasenko F.P. Prikladnojsistemnyjanaliz. Moskva: KNORUS, 2010.

10. Filatova E.S. Socionika v portretah iprimerah. Moskva: Chernaya belka, 2005.

11. Test Benneta. Available at: https://psiholocator.com/testy-iq/bennet

12. Inzhenernyj test. Available at: https://testserver.pro/run/test/1258/

13. Raven Dzh.K., Raven Dzh., Kurt Dzh.H. Rukovodstvo kprogressivnym matricam Ravena islovarnym shkalam. Moskva, 1996.

14. Raspopin E.V. Standartizaciya progressivnyh matric Ravenna. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2020; T. 9, № 1: 14 - 18.

Статья поступила в редакцию 01.11.20

УДК 376.1

Kuular S.-S.V, teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: osurbay90@mail.ru

VALUE PRIORITIES OF THE MODERN TUVAN FAMILY: RESEARCH EXPERIENCE. The article examines a problem of preservation of the original national traditions and customs of Tuvans by modern young families in the upbringing of the younger generation. Tuvans, from time immemorial, like other neighboring nationalities, are careful about their traditions, in the formation of their personality they relied on the spiritual and moral values of the people. Tuvans are inherent in such values as hard work, love for children, respect for elders, hospitality, and close ties with relatives. In connection with the modernization of modern society in the new political, socio-economic conditions in the country, the idea is substantiated that there is a reassessment of the above values by modern Tuvan youth, which became the subject of our research. The article analyzes results of the study of this problem using pedagogical methods, presents generalized information about how much the national traditions are in demand by modern youth. The conclusion is stated that the modern Tuvan family is under the influence of globalization processes, and a reassessment of traditional value priorities is taking place in it.

Key words: Tuvan family, spiritual and moral education, values, value orientation, national traditions and customs.

С.-С.В. Куулар, преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: osurbay90@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье рассматривается проблема сохранности исконных национальных традиций и обычаев тувинцев современными молодыми семьями при воспитании подрастающего поколения. Тувинцы испокон веков, как и другие соседние народности, бережно относились к своим традициям, в формировании личности опирались на духовно-нравственные ценности народа. Тувинцам присущи такие ценности, как трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, гостеприимство, тесная связь с родственниками. В связи с модернизацией современного общества в новых политических, социально-экономических условиях в стране обосновывается мысль о том, что наблюдается переоценка вышеперечисленных ценностей современной тувинской молодежью, что стало предметом нашего исследования. В статье приведен анализ результатов исследования этой проблемы с использованием педагогических методов, представлены обобщенные сведения о том, насколько востребованы национальные традиции современной молодежью. Делается вывод о том, что современная тувинская семья испытывает влияние глобализационных процессов, и в ней происходит переоценка традиционных ценностных приоритетов.

Ключевые слова: тувинская семья, духовно-нравственное воспитание, ценности, ценностные ориентации, национальные традиции и обычаи.

Цель настоящей работы видится в том, чтобы показать ценностные ориентации и приоритеты современной тувинской семьи на основе анализа данных комплексного исследования, проведенного за последние два года в Республике Тыва.

На рубеже XIX - XX столетия российская семья, в том числе и тувинская, испытывает кризис в связи с переходом в принципиально иное качество жизни, обусловленное социально-экономическими условиями рыночной экономики. Обострившиеся социальные проблемы общества в целом оказывают негативное влияние на семью, на процесс воспитания подрастающего поколения. Как свидетельствуют ученые-социологи (А.И. Антонов, О.Н. Безрукова, С.И. Голод, Т.А. Гурко, С.Д. Дармодехин), педагоги-психологи (Ш.А. Амонашвили, В.Л. Леви, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова), современная семья становится главным объектом исследовательских проектов, поскольку ее проблемы относятся к числу наиболее социально значимых и актуальных. Значимость семьи определяется тем, что это один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и когда институт семьи в настоящее время переживает кризис, выражающийся в росте числа разводов, увеличении количества добрачных и внебрачных детей, во взаимном отчуждении членов семьи, ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей, увеличении числа неполных семей, это сказывается на социальном благополучии всего общества и каждого человека.

Семья является первостепенным институтом воспитания подрастающего поколения, в ней закладываются нравственные ценности и духовные ориентиры. Формирование духовно-нравственных ценностей в семье является ее фундаментальной задачей, так как человек в первую очередь приобретает нравственные качества и навыки житья, взаимоотношений с людьми, с окружающим миром именно в семье. Как говорится в тувинской пословице, «Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан» («Человеком становятся с детства, а лошадью становятся с жеребенка»). Очевидно, что семья в новом тысячелетии значительно изменилась по структуре, характеру взаимоотношений ее членов. Поэтому поиски ответов на вопросы: Какие изменения произошли в воспитании детей в тувинской семье? Каковы ценностные приоритеты в воспитательных традициях современной семьи? - составили проблему настоящего исследования.

Методология и методы исследования. В нашем исследовании ведущей методологической базой выбран комплекс взаимообусловленных теоретических

положений аксиологического, культурологического и гуманистического подходов, трактующих смысловое содержание основных понятий, используемых в работе. Как показывает аналитический обзор научных трудов отечественных исследователей, термины «ценность, ценностные ориентации» рассмотрены в широком контексте. Так, ценность - это «1. Качество или свойство объекта, которое делает его полезным, нужным, необходимым в том или ином отношении; 2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определённой культуры или общества, который члены этого общества рассматривают как очень значимый и считают основанием оценочных суждений. Такая социальная ценность является центром интеграции индивидуальных и общих целей» [1]. Кроме того, в каждом социуме ценности отличаются не только содержательно у разных индивидов, но и между поколениями или социальными группами. В целом же ценности строят культуру поведения человека, управляют его действиями и деятельностью, что особенно значимо при воспитании ценностей и ценностных ориентаций у детей и молодежи.

Изучение сущности ценностных ориентаций показывает неоднозначность множества определений. С точки зрения философии, «ценностные ориентации - это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними... Они «задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного «проекта» жизни» [там же]. С педагогической и психологической позиций, ценностные ориентации - это «а) этические, эстетические, политические, религиозные и т.п. основания - критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости» [1]. Следует отметить, что ценностные ориентации социально и культурно обусловлены, поэтому педагоги считают поэтапное их формирование у ребенка важнейшей задачей в системе нравственного воспитания наряду с физическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.