Образец ссылки на эту статью: Гуров С.А., Алексеенко М.А. Соционический подход в бизнесе // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). С. 2.
УДК 331.108.2
СОЦИОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД В БИЗНЕСЕ Гуров Сергей Александрович
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского - Таврическая академия», Симферополь, Россия (295007, г. Симферополь, проспект академика Вернадского, 4), кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, [email protected], + 7 (978) 846-29-21.
Алексеенко Мария Александровна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского - Таврическая академия», Симферополь, Россия (295007, г. Симферополь, проспект академика Вернадского, 4), магистрант кафедры туризма, [email protected], +7 (978) 86234-37.
В статье актуализирован соционический подход в предпринимательской деятельности. Определено какие функции и соционические типы более востребованы в бизнесе. Обозначены области применения соционического подхода в бизнесе. Рассмотрены группы соционических типов, выделенные по особенностям сфер реализации. Приведены примеры видов предпринимательской деятельности для каждой группы. Затронута тема создания эффективной команды с использованием соционического подхода. Выявлены главные принципы формирования команды из двух человек и коллектива большого предприятия. Уделено внимание соционическому подходу в мотивации персонала к активной предпринимательской деятельности. Указаны стимульные группы людей, которых объединяет общий настрой относительно рабочего процесса.
Ключевые слова: бизнес; соционика; социотип; мотивация; персонал.
SOCIONIC APPROACH IN BUSINESS Gurov Sergey Aleksandrovich
V.I. Vernadsky Crimean Federal University - Tavrida Academy, Simferopol, Russia (295007, Simferopol, Academic Vernadsky avenue, 4) PhD of Geographical Sciences, Associate Professor of the Chair of Tourism, [email protected], +7 (978) 846-29-21.
Alekseenko Mariya Aleksandrovna
V.I. Vernadsky Crimean Federal University - Tavrida Academy, Simferopol, Russia (295007, Simferopol, Academic Vernadsky avenue, 4) Undergraduate of the Chair of Tourism, [email protected], +7 (978) 862-34-37.
The article actualizes the socionic approach to entrepreneurship. It is defined what functions and socionic types are more demanded in business. Areas of application of socionic approach in business are designated. The groups of socionic types allocated on features of spheres of realization are considered. Examples of types of business activity for each group are given. The topic of creating an effective team using the socionic approach is touched upon. The main principles of forming a team of two people and a team of a large enterprise are revealed. Attention is paid to the socionic approach in motivating personnel to active entrepreneurial activity. Provided the stimulus of a group of people united by a shared attitude about the working process.
Keywords: business; socionics; sociotype; motivation; personnel.
Введение. Бизнес в современных условиях требует новых подходов в управлении. Общеизвестно, что одной из главнейших функций менеджмента предпринимательской деятельности является кадровая функция. По мнению отдельных авторов, именно кадры являются главным ресурсом каждого предприятия [4]. Без правильно подобранных кадров невозможна продуктивная работа любой бизнес-системы. Кроме того, из уже отобранных работников важно формировать эффективные рабочие группы. Для решения кадровых проблем предприятия целесообразно использовать соционический подход. Согласно данному подходу кадровой политики при подборе кадров (рекрутинге) необходимо учитывать не только профессиональный опыт, квалификационные характеристики претендента на замещение вакантной должности, но и его соционический тип. Ректутеры западных стран длительное время используют типологию MBTI, в постсоветских же государствах ее аналогом является соционика, которая может объяснить не только потенциальные возможности человека на конкретной должности, но и взаимоотношение с работниками других социотипов, что реально помогает сформировать эффективную команду. Более того, данных подход применим в прогнозировании поведения работников в динамичных условиях бизнеса и в решении производственных конфликтов.
Проблемам использования соционического подхода в эффективном бизнес-менеджменте посвящены труды многих экономистов и социоников, среди которых следует отметить работы Т.Н. Прокофьевой, В.Г. Прокофьева, А.С. Девяткина [5], А.В. Букалова, О.Б. Карпенко [1], С.А. Гурова [2], С.В. Петуховой, Д.С. Семёнова [3] и других ученых.
Основные понятия соционического подхода в бизнесе. Соционический подход в бизнесе базируется на концепции типов личности, разработанной Аушрой Аугустюновичюте в 1970-е гг. на основе типологии К.Г. Юнга. В соответствии с ним соционические типы людей выделяются по преобладанию следующих признаков - дихотомий (в скобках часто используемые термины Юнга К.Г./MBTI):
1) логика (мыслительный тип) - этика (чувствующий тип);
2) сенсорика (ощущающий тип) - интуиция (интуитивный тип);
3) экстраверсия - интроверсия;
4) рациональность - иррациональность.
Данные признаки обуславливают выделение 16 социотипов (таблица 1). Каждый из социотипов имеет свои сильные и слабые стороны в различных видах бизнеса.
Таблица 1
Соционические типы (типы информационного метаболизма)
Социотипы Аббревиатура/MBTI/Названия
Интуитивно-логический экстраверт ИЛЭ, ЕМТР, Дон Кихот, Искатель
Сенсорно-этический интроверт СЭИ, ^Р, Дюма, Посредник
Этико-сенсорный экстраверт ЭСЭ, ESFJ, Гюго, Энтузиаст
Логико-интуитивный интроверт ЛИИ, ШТ, Робеспьер, Аналитик
Этико-интуитивный экстраверт ЭИЭ, Е№7, Гамлет, Артист
Логико-сенсорный интроверт ЛСИ, КТ, Максим, Инспектор
Сенсорно-логический экстраверт СЛЭ, ESTP, Жуков, Организатор
Интуитивно-этический интроверт ИЭИ, ШБР, Есенин, Лирик
Сенсорно-этический экстраверт СЭЭ, ESFP, Наполеон, Политик
Интуитивно-логический интроверт ИЛИ, ШТР, Бальзак, Критик
Логико-интуитивный экстраверт ЛИЭ, ЕКЛ, Джек, Предприниматель
Этико-сенсорный интроверт ЭСИ, ISFJ, Драйзер, Хранитель
Логико-сенсорный экстраверт ЛСЭ, ESTJ, Штирлиц, Администратор
Этико-интуитивный интроверт ЭИИ, Г№7, Достоевский, Гуманист
Интуитивно-этический экстраверт ИЭЭ, Е№Р, Гексли, Инициатор
Сенсорно-логический интроверт СЛИ, КТР, Габен, Мастер
На основании сочетания указанных признаков выделяются аспекты восприятия и обработки информации. Для ведения бизнеса нужна экстравертная логика (деловая логика) - работа с фактами, организационные способности, экстравертная интуиция (интуиция возможностей) - поиск нового, нестандартного, интровертная интуиция (интуиция времени) - чувство момента времени, прогнозирование, экстравертная сенсорика (волевая сенсорика) - распространение влияния, волевые качества. Другие аспекты также нужны в бизнесе, но они менее востребованы. Каждый аспект у определенного социотипа имеет определенную мерность от 1 до 4. В данной статье мы суммировали мерность наиболее востребованных в бизнесе функций и получили вывод о значительно различающемся потенциале каждого социотипа в предпринимательской деятельности (таблица 2).
Таким образом, социотипы мы можем разделить на четыре группы по мерности функций, приоритетных для бизнеса. Однако эту мерность можно рассматривать лишь как потенциальные способности человека, а потенциал может быть как реализованным, так и нереализованным. Что касается двух типов с максимальной мерностью бизнес-функций, нужно отметить, что именно ЛИЭ чаще всего становятся успешными предпринимателями, так как деловая логика для них является первой ценностной функцией. В частности, к
этому социотипу относится богатейший человек мира Билл Гейтс. В MBTI данный тип личности также относится к сильнейшим в бизнесе, поэтому на должности, где нужно проявить деловую хватку и нестандартный подход, берут приоритетно ЛИЭ. Данная практика очень распространена. Так, MBTI применяется в 89 компаниях из списка Fortune 100 для увеличения эффективности данных предприятий.
Таблица 2
Сила функций, наиболее востребованных в бизнесе, у различных социотипов
Социотип Деловая Интуиция Интуиция Волевая Суммарная
логика возможностей времени сенсорика мерность
ИЛЭ, ЛИЭ 4 4 3 2 13
СЭИ, ЭСИ 1 1 2 3 7
ЭСЭ, СЭЭ 2 2 1 4 9
ЛИИ, ИЛИ 3 3 4 1 11
ЭИЭ, ИЭЭ 2 4 3 2 11
ЛСИ, СЛИ 3 1 2 3 9
СЛЭ, ЛСЭ 4 2 1 4 11
ИЭИ, ЭИИ 1 3 4 1 9
Соционика в бизнес-менеджменте. Понимание соционических типов имеет большое значение в управлении персоналом. Так, уже на первом собеседовании на предприятии видны сильные и слабые стороны претендента на замещение вакантной должности.
Соционика помогает организовывать продуктивные рабочие коллективы, зная своеобразие взаимоотношений разных типов; обеспечить комфортные отношения в коллективе; мотивировать персонал наиболее эффективным способом. С учетом соционического подхода можно решить следующие задачи менеджера по персоналу (ИЯ-менеджера):
-отбор и подбор кадров (следует отличать данные понятия: отбор - это поиск персонала по ряду критериев, а подбор подразумевает идентификацию требований разных должностей под возможности человека); -создание эффективной команды; -проработанность психических функций кандидата; -мотивация работников [4] .
Подбор сотрудников проводится путем выбора претендентов - носителей определенных характеристик по итогам собеседования, в которых проявляется профессиональное соответствие. При размещении будущих сотрудников на работу, следует использовать индивидуальную ориентацию на виды деятельности. Из пары дихотомий логика-этика и сенсорика-интуиция, образуются четыре «клуба»:
1. «Практики» («управленцы»): в производственно-управленческой деятельности (директора, администраторы, экономисты, бухгалтера) добиться
несомненного успеха люди с сильными функциями сенсорики и логики. Такими являются СЛЭ, СЛИ. ЛСИ, ЛСЭ. Этим типам свойственны организаторские способности, усидчивость, скурпулезность, точность исполнения. В деле они опираются на факты, могут работать в различных структурах.
2. «Исследователи»: в исследовательском направлении бизнеса (маркетинг, консалтинг и др.) больших результатов добьются люди с сильными функциями логики и интуиции. А именно ИЛИ, ИЛЭ, ЛИИ, ЛИЭ. Интуиция помогает осуществлять поиск новых возможностей, ресурсов, нестандартных решений. Люди этих социотипов способны предугадать развитие рынка, знают, как нужно планировать и осуществлять свои бизнес-проекты.
3. «Социалы»: в социальной сфере бизнеса (менеджеры различных направлений сферы услуг) лидерами могут стать люди с сильными функциями этики и сенсорики - СЭЭ, СЭИ, ЭСЭ, ЭСИ. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, они эмоциональны, умеют сочувствовать, и, в то же время, выносливы, опираются на то, что надежно и проверенно. Сенсорные способности позволяют им работать и в дизайнерском деле.
4. «Гуманитарии» («коммунтикаторы»): в коммуникативном направлении бизнеса (шоу-бизнес, рекрутмент, PR-менеджмент, реклама) могут себя найти люди с сильными функциями этики и интуиции: ИЭИ, ИЭЭ, ЭИЭ, ЭИИ. Умение разбираться в отношениях людей сочетается с поиском новизны. Они коммуникативные и эмоциональные личности, которые с легкостью могут решить вопросы отдыха и праздничных мероприятий, наладят контакты с нужными людьми.
Таблица 3
Примеры видов деятельности в сфере бизнеса для различных «клубов»
Клуб Виды деятельности в сфере бизнеса
«Практики» («управленцы») Владелец магазина, администратор, аудитор, директор, менеджер, специалист по торговле материальными ценностями, управляющий делами фирмы, экономист.
«Исследователи» Биржевой маклер, консультант по менеджменту, маркетолог, менеджер по закупкам, оценщик, частный предприниматель, специалист по стратегическому планированию, финансист.
«Социалы» Агент по продаже недвижимости, продюсер, менеджер по кадрам, по продажам, по гостиничному делу, туризму, распорядитель в ресторане, гостинице.
«Коммуникаторы» Рекрутер (специалист по подбору персонала компании), посредник в разрешении конфликтов, специалист по связям с общественностью (PR-менеджер), шоу-бизнес.
Создание эффективной команды с использованием соционического подхода. Существенной составляющей управления персоналом является
создание команды. Ее задачи - поддержание положительного психологического климата в компании и повышение эффективности труда. При формировании коллектива нужно принимать во внимание интертипные отношения претендента на замещение вакантной должности с будущими коллегами. Нужно понимать, что если в коллективе будет много тождественных отношений (одинаковый социотип), это может породить сильную конкуренцию. Если же в этих отношениях в одном кабинете предприятия работают сильные типы одного пола (Жуков-Жуков, Наполеон-Наполеон и др.), то это может привести и к локальной войне. В то же время, если люди будут очень разными, с противоположными ценностями (например, Драйзер-Дон Кихот, Наполеон-Робеспьер и др.), то это не приведет к благоприятному взаимодействию и снизит экономическую эффективность работы. Наиболее благоприятными отношениями для формирования команды из двух человек являются дуальные отношения. В них оба человека являются либо рационалами (равномерно-распределительная ритмика жизни), либо иррационалами (ситуационная ритмика жизни), дополняя друг друга по остальным признакам. Но статистически подобрать дуалов на одном предприятии чаще всего крайне сложно, поэтому эффективные команды на многих фирмах формируют из довольно благоприятных активационных, полудуальных и миражных отношений.
Таблица 4
Наиболее благоприятные отношения для формирования команды из двух
человек
Социотип Дуал, активатор, полудуал, миражник
ИЛЭ СЭИ, ЭСЭ, СЛИ, ИЭИ
СЭИ ИЛЭ, ЛИИ, ИЭЭ, СЛЭ
ЭСЭ ЛИИ, ИЛЭ, ЛСИ, ЭИИ
ЛИИ ЭСЭ, СЭИ, ЭИЭ, ЛСЭ
ЭИЭ ЛСИ, СЛЭ, ЛИИ, ЭСИ
ЛСИ ЭИЭ, ИЭИ, ЭСЭ, ЛИЭ
СЛЭ ИЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, СЭИ
ИЭИ СЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ИЛЭ
СЭЭ ИЛИ, ЛИЭ, ИЭИ, СЛИ
ИЛИ СЛЭ, ЭСИ, СЛЭ, ИЭЭ
ЛИЭ ЭСИ, СЭЭ, ЭИИ, ЛСИ
ЭСИ ЛИЭ, ИЛИ, ЛСЭ, ЭИЭ
ЛСЭ ЭИИ, ИЭЭ, ЭСИ, ЛИИ
ЭИИ ЛСЭ, СЛИ, ЛИЭ, ЭСЭ
ИЭЭ СЛИ, ЛСЭ, СЭИ, ИЛИ
СЛИ ИЭЭ, ЭИИ, ИЛЭ, СЭЭ
При формировании большого коллектива, желательно, чтобы работники одного подразделения были представителями одной квадры (четыре общих информационных аспекта-ценности): 1. ИЛЭ, СЭИ, ЭСЭ, ЛИИ, 2. ЭИЭ, ЛСИ, СЛЭ, ИЭИ, 3. СЭЭ, ИЛИ, ЛИЭ, ЭСИ, 4. ЛСЭ, ЭИИ, ИЭЭ, СЛИ. Неплохим вариантом является также сочетание родственных квадр (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) с двумя общими ценностями из четырёх.
Соционический подход в мотивации работников. Традиционно главным видом мотивации в бизнесе являются деньги, и многие руководители фирм забывают о других составляющих привлечения сотрудников к активной деятельности. Многими работниками финансовый аспект оценивается ниже чувства удовлетворенности работой. Материальную и нематериальную мотивацию важно сочетать очень грамотно. При «адресной» мотивации сотрудника необходимо учитывать его стимульную группу. Таких групп четыре:
1. «Настрой на престиж и статус». Для таких людей характерна ориентация на усиление авторитета, почитание. Представителями данной группы являются СЛЭ, СЭЭ, ЭСЭ, ЛСЭ. Мотивацией для них является повышение по карьерной лестнице. Как правило, вся стимуляция для данной группы сводится к увеличению чувства собственной значимости в данной время и в данном месте. У каждого из этих типов очень сильная волевая сенсорика, поэтому им важно руководить людьми.
2. «Настрой на уникальность». Работники нацелены на осуществление нового, особенного. Представители данной группы ИЛЭ, ЭИЭ, ЛИЭ, ИЭЭ. Создать что-либо неординарное и привлекающее внимание - это их преимущество. Данную группу людей нежелательно ограничивать по времени. Эти люди будут чувствовать себя на своем месте и продуктивно работать там, где есть прогресс, новейшие технологии, а также возможности для повышения квалификации, что обусловлено сильной интуицией возможностей у каждого из перечисленных социотипов.
3. «Настрой на личный интерес». Персонал ориентируется на то, что необходимо ему лично в данный момент или для дальнейшей перспективы развития. Представители данной группы - ЛИИ, ИЭИ, ИЛИ, ЭИИ. Эти социотипы достаточно нетребовательные и скромные, их важно уверить, что выполняемая ими работа нужна не только фирме, но и им самим. Стоит озвучить достаточное количество аргументов и расписать их личную выгоду. У каждого из этих социотипов сильная интуиция времени, поэтому каждый из них способен справляться с работой по графику, проявлять пунктуальность.
4. «Настрой на благосостояние». Работники нацелены на комфорт и практичность, снятие внутреннего напряжения. Представители данной группы СЭИ, ЛСИ, ЭСИ, СЛИ. Работники, по их мнению, должны себя удобно и комфортно чувствовать на своем рабочем месте. А также получать жалование, равное их психофизиологической активности, для того, чтобы хорошо отдохнуть, тем самым восполнив силы. То, что связано с увеличением уровня комфорта (уютный кабинет, диван в нём) будет рассматривается ими как
мотивация к работе, так как каждый из данных социотипов имеет очень сильную сенсорику ощущений.
Заключение. Соционический подход в бизнесе помогает каждой фирме повысить производительность труда и экономическую эффективность по следующим причинам:
1) он позволяет выбирать претендентов на вакантные места успешно, чтобы не создавать потенциальных проблем предприятию;
2) он дает возможность подобрать кадровый состав компании наиболее гармонично, оградить от потенциальных конфликтов, ситуаций эндогенного характера, которые тормозят развитие компании;
3) зная, к какой стимульной группе и к какому социотипу относится человек, мы можем его лучше мотивировать на достижение более весомых результатов, что в итоге однозначно приведёт к повышению эффективности работы всего предприятия.
Список литературы
1. Букалов А.В., Карпенко, О.Б. Соционика в эффективном менеджменте: практическое применение // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2008. № 2. С. 7-9.
2. Гуров С.А. Соционика как инструмент подбора кадров в туристской отрасли // материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции «Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России». Симферополь: «Ариал», 2018. С. 119-122.
3. Петухова С.В., Семёнов Д.С. Соционические исследования как инструмент управления персоналом организации // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: гуманитарные исследования. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2017. № 2. С. 69-78.
4. Побегайлов О.А., Воронин А.А. Некоторые аспекты подбора и отбора кадров // Инженерный вестник Дона. Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2018. № 4-1 (22). С. 150153.
5. Соционика для профессионалов. Соционические технологии в педагогике и управлении персоналом. Составители: Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г., Девяткин А.С. Под ред. Т.Н. Прокофьевой М.: «Алмаз», 2008. 323 с.
References
1. Bukalov A.V., Karpenko O.B. Socionika v effektivnom menedzhmente: prakticheskoe primenenie - Menedzhment i kadry: psihologiya upravleniya, socionika i sociologiya. 2008. no 2. pp. 7-9.
2. Gurov S.A. Socionika kak instrument podbora kadrov v turistskoy otrasli - Materialy I Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoy konferentsii «Prioritetnye napravleniya i problemy razvitiya vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma v Rossii». Simferopol: «Arial», 2018. pp.119-122.
3. Petuhova S.V., Semyonov D.S. Socionicheskie issledovaniya kak instrument upravleniya personalom organizatsii - Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya: gumanitarnye issledovaniya. Novosibirsk: Sibirskiy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya, 2017. no 2. pp. 69-78.
4. Pobegaylov O.A., Voronin A.A. Nekotorye aspekty podbora i otbora kadrov - Inzhenernyy vestnik Dona. Rostov-na-Donu: Severo-Kavkazskiy nauchnyy tsentr vysshey shkoly federalnogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya Yuzhnyy federalnyy universitet, 2018. no 4-1 (22). pp. 150-153.
5. Socionika dlya professionalov. Socionicheskie tekhnologii v pedagogike i upravlenii personalom. Sostaviteli: Prokofeva T.N., Prokofev V.G., Devyatkin A.S. Pod red. Prokofevoy T.N. M.: «Almaz», 2008. 323 p.
Рецензенты:
Мальцева Е.С. - кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Здоров М.А. - кандидат экономических наук, Институт искусств и информационных технологий.
Работа поступила в редакцию: 20.10.2018 г.