Научная статья на тему 'Развитие выносливости у студентов технического вуза с учетом профессиональной деятельности'

Развитие выносливости у студентов технического вуза с учетом профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОБА МАРТИНЕ / GENERAL ENDURANCE / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / JOB ANALYSIS / TEST MARTIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Наталья Николаевна, Капленко Ольга Михайловна

В статье определяется роль профессионально-прикладной подготовки в процессе физического воспитания студентов вуза. Приводятся данные по исследованию функционального состояния студентов будущих геодезистов. Даются рекомендации по составлению плана тренировок для повышения общей выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяченко Наталья Николаевна, Капленко Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AMONG THE STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY INCLUDING PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article defines the role of professional and applied training in the process of physical education of University students. The data on the study of the functional state of students future surveyors. Recommendations on drawing up the plan of trainings for increase of the General endurance are given.

Текст научной работы на тему «Развитие выносливости у студентов технического вуза с учетом профессиональной деятельности»

УКД 378/796

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Николаевна Дьяченко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)914-39-90

Ольга Михайловна Капленко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)922-33-52, e-mail: kaplenkoo@yandex.ru

В статье определяется роль профессионально-прикладной подготовки в процессе физического воспитания студентов вуза. Приводятся данные по исследованию функционального состояния студентов - будущих геодезистов. Даются рекомендации по составлению плана тренировок для повышения общей выносливости.

Ключевые слова: общая выносливость, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиограмма, проба Мартине.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AMONG THE STUDENTS

OF A TECHNICAL UNIVERSITY INCLUDING PROFESSIONAL ACTIVITIES

Natalia N. Dyachenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Lecturer, Department of Physical Training, phone: (913)914-39-90

Olga M. Kaplenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk,

630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Physical Training, phone: (913)922-33-52, e-mail: kaplenkoo@yandex.ru

The article defines the role of professional and applied training in the process of physical education of University students. The data on the study of the functional state of students - future surveyors. Recommendations on drawing up the plan of trainings for increase of the General endurance are given.

Key words: general endurance, professionally-applied physical training, job analysis, test Martin.

Профессионально-прикладная направленность физической культуры, выбор упражнений для будущих специалистов различных профессий была научно обоснована еще П. Ф. Лесгафтом (1837-1909 гг.), В. В. Гориневским (1857-1937 гг.). Валентин Владимирович Гориневский писал: «Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, слесарю - другие, почтальону - третьи, кузнецу - четвертые и т. д. Поступать иначе - значит действовать по шаблону, не разбираться

с профессиональными различиями в работе». По прошествии более века цель профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) остается прежней - достижение психофизической готовности специалиста к успешной профессиональной деятельности. Более того, на наш взгляд, в современном мире, когда гиподинамия стала еще более актуальной проблемой, чем 50 лет назад, профессиональная физическая подготовка будущего специалиста должна стать наиболее приоритетной задачей кафедр физической культуры и спорта при проведении занятий в вузе. Существуют веские причины для того, чтобы уделить ППФП наибольшее внимание в процессе обучения студентов, а именно:

1. Чем выше уровень функциональных возможностей, чем лучше развиты различные двигательные качества, тем легче и быстрее человек овладевает необходимым профессиональными навыками.

2. От хорошего физического состояния зависит производительность труда. Человек в процессе работы может дольше сохранять работоспособность, продлить время до наступления утомления или же, выполняя профилактические меры и вовсе не допускать его.

3. ППФП является неотъемлемой частью научной организации труда.

4. Необходимо обучить будущего специалиста не только правильно организовать свой рабочий день, но и умение организовать досуг.

В Сибирском государственном университете геосистем и технологий (СГУГиТ) обучаются студенты, чья будущая профессия будет связана с геодезическими работами. При знакомстве с профессиограммой данной профессии, а именно с требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, мы видим, что физическая выносливость является одним из обязательных физических качеств данной профессии [3].

Выносливость - это способность длительное время выполнять какую-либо работу (двигательные действия) не теряя эффективности этой работы. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельность. Объективным показателем общей выносливости является частота сердечных сокращений (ЧСС). Если у людей, не занимающихся спотом ЧСС в покое от 60 до 80 ударов в минуту, то для тренированны пульс может составлять 50 ударов в минуту [1].

Прежде, чем приступить к составлению методических рекомендаций для составления плана тренировок общей выносливости, необходимо учесть индивидуальные особенности организма, степень личной физической подготовки студента, резервный запас. Нами был проверен исходный уровень подготовки посредствам функциональной пробы Мартине. Критерием для оценки является возбудимость пульса и характер реакции АД на нагрузки. Возбудимость пульса - учащение пульса по отношению к исходном выражается в процентах. У здоровых людей не превышает 60-80 % [2].

Целью исследования было определение исходного функционального состояния сердечно-сосудистой системы. В исследование принимали участие студенты 2-го курса геодезического факультета - будущие маркшейдеры. Результаты получились следующие: после физической нагрузки пульс стал выше

на 84 %. После 3 минуты восстановления пульс снизился, и превышение составило 54 % от исходного уровня. Этот показатель соответствует уровню нормы для здоровых людей. Однако, мы хотели бы заострить внимание на том, что это норма для людей, чей труд не связан с большими физическими нагрузками. На основании этого мы считаем, что для студентов, чья профессия в будущем будет связана с геодезией, не будет лишним улучшить данный показатель.

Для улучшения показателей общей выносливости мы предлагаем учесть следующие рекомендации:

1. Тренировки должны иметь в основном циклический характер;

2. Количество тренировок в неделю не менее 3;

3. Время, потраченное на 1 тренировку не менее 40 минут;

4. Пульс должен повышаться от мах ЧСС на 70-80 %, что соответствует аэробной зоне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Теплухин Е. И., Колесников В. И., Крыжановская О. О. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему студентов СГУГиТ // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социогумани-тарном дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 120-122.

2. Лечебная физкультура и врачебный контроль : учебник / под ред. В. А. Епифанова, Г. Л. Апанасенко и др. - М. : Медицина, 1990. - 368 с. : ил. (Уч. лит. для студ. мед. ин-тов).

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://sevtrud.ru/Professiograms/ detail/256ac8dd-a93 ^4163 -9413 -9564506e5b7d

© Н. Н. Дьяченко, О. М. Капленко, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.