Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / компетентность / профессионально-художественная компетентность / художник монументальной живописи / монументально-декоративная живопись / студент – будущий художник / профессиональное образование / монументальное искусство / professionalism / competence / professional and artistic competence / monument artists / monumental-decorative painting / student / future artist / professional education / monumental art.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.А. Горбачёва, Е.В. Костенко

В статье рассматриваются содержательные основы формирования профессионально-художественной компетентности у студентов – будущих художников монументальной живописи в процессе обучения в вузе. Важность теоретического обоснования понятия «формирование профессионально-художественной компетентности у студентов – будущих художников монументальной живописи» и целесообразность его введения в педагогический оборот связаны с изменениями в профессиональном образовании, идеями модернизации российского высшего образования, необходимостью подготовки высокопрофессиональных художников монументальной живописи, способных к созданию высокохудожественных произведений монументального искусства. Поэтому в статье представлены принципы профессионального образования и формирования профессионально-художественной компетентности у студентов – будущих художников монументальной живописи. Авторы рассматривают профессиональное обучение будущих художников монументальной живописи в высшей школе как осознанный, специально направленный, организованный процесс и результат формирования профессиональной мотивации, освоения комплекса профессиональных знаний, необходимых компетенций, развития важнейших профессионально-личностных качеств и базирующейся на них индивидуальной авторской, творческой манеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.А. Горбачёва, Е.В. Костенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT BASES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND ARTISTIC COMPETENCE OF STUDENTS – FUTURE ARTISTS OF MONUMENTAL PAINTING IN THE PROCESS OF STUDYING AT A UNIVERSITY

The article deals with the content basis for the formation of professional and artistic competence of students, future monument artists, at a university. The importance of the theoretical justification of the concept of “formation of professional and artistic competence among future monument artists” and the feasibility of its introduction into pedagogical circulation are associated with changes in professional education, the ideas of modernization of Russian higher education, the need to train highly professional monument artists, capable of creating highly artistic works of monumental art. Therefore, the article presents principles of professional education and how to form professional and artistic competence in students. The authors consider professional training of future monument artists in higher school as a conscious, specially directed, organized process and the result of the formation of professional motivation, the development of a complex of professional knowledge, necessary competencies, the development of the most important professional and personal qualities and the authors’ creative manner.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 37.026.9:75 DOI: 10.24412/1991-5500-2020-685-31-33

Gorbacheva D.A., Doctor of sciences (Pedagogy), Professor, Department of Tourism and physical culture of the Krasnodar state Institute of culture,

(Krasnodar, Russia), E-mail: kguki_marketing@mail.ru

Kostenko E.V., postgraduate, Education Science and Psychology Department, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia),

E-mail: elizabethkost@mail.ru

CONTENT BASES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND ARTISTIC COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE ARTISTS OF MONUMENTAL PAINTING IN THE PROCESS OF STUDYING AT A UNIVERSITY. The article deals with the content basis for the formation of professional and artistic competence of students, future monument artists, at a university. The importance of the theoretical justification of the concept of "formation of professional and artistic competence among future monument artists" and the feasibility of its introduction into pedagogical circulation are associated with changes in professional education, the ideas of modernization of Russian higher education, the need to train highly professional monument artists, capable of creating highly artistic works of monumental art. Therefore, the article presents principles of professional education and how to form professional and artistic competence in students. The authors consider professional training of future monument artists in higher school as a conscious, specially directed, organized process and the result of the formation of professional motivation, the development of a complex of professional knowledge, necessary competencies, the development of the most important professional and personal qualities and the authors' creative manner.

Key words: professionalism, competence, professional and artistic competence, monument artists, monumental-decorative painting, student, future artist, professional education, monumental art.

Д.А. Горбачёва, д-р пед. наук, проф., Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: kguki_marketing@mail.ru

Е.В. Коетенко, аспирант, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: elizabethkost@mail.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются содержательные основы формирования профессионально-художественной компетентности у студентов - будущих художников монументальной живописи в процессе обучения в вузе. Важность теоретического обоснования понятия «формирование профессионально-художественной компетентности у студентов - будущих художников монументальной живописи» и целесообразность его введения в педагогический оборот связаны с изменениями в профессиональном образовании, идеями модернизации российского высшего образования, необходимостью подготовки высокопрофессиональных художников монументальной живописи, способных к созданию высокохудожественных произведений монументального искусства. Поэтому в статье представлены принципы профессионального образования и формирования профессионально-художественной компетентности у студентов -будущих художников монументальной живописи. Авторы рассматривают профессиональное обучение будущих художников монументальной живописи в высшей школе как осознанный, специально направленный, организованный процесс и результат формирования профессиональной мотивации, освоения комплекса профессиональных знаний, необходимых компетенций, развития важнейших профессионально-личностных качеств и базирующейся на них индивидуальной авторской, творческой манеры.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, профессионально-художественная компетентность, художник монументальной живописи, монументально-декоративная живопись, студент - будущий художник, профессиональное образование, монументальное искусство.

На рубеже ХХ - начала XXI вв. в систему образования был внесен ряд изменений (цели, содержание и пр.) и сформулированы новые задачи: «свободное развитие человека», раскрытие творческого потенциала, развитие самостоятельности, конкурентоспособности, адаптивной мобильности будущих специалистов.

По причине присоединения России к Болонскому процессу и вхождения в единое европейское образовательное пространство вопрос формирования компетенций, определяющих результативность образования, имеет на сегодняшний день первоочередное значение в переосмыслении и реформации системы образования.

Научная проблема, решаемая в данной статье, - это острый дефицит научно аргументированных содержательных основ, методов, принципов формирования профессионально-художественной компетентности у студентов - будущих художников монументальной живописи.

Исследуя особенности художественно-профессиональной компетентности, мы изучили научные работы по данному вопросу следующих авторов: В.П. Фаль-ко, Т. А. Кравцова, В.А. Варданяна [1; 2; 3]. Обобщая идеи вышеперечисленных ученых о художественно-профессиональной компетентности, мы можем сказать, что их определения сходны, они формулируют такие компоненты художественно-эстетической компетентности, как художественно-эстетические знания, умения и опыт; эстетическая ориентированность, базирующаяся на знаниях и личном чувственном опыте; готовность к художественной, творческой деятельности, созданию своих оригинальных произведений и умению составить эстетическую оценку произведений искусства.

Значимость теоретического обоснования понятия «формирование профессионально-художественной компетентности у студентов - будущих художников монументальной живописи» и методах, принципах его развития у студентов связаны с изменениями в профессиональном образовании, идеями модернизации российского высшего образования, необходимостью подготовки высокопрофессиональных художников монументальной живописи, способных к созданию высокохудожественных произведений монументального искусства.

Перспективность данного исследования заключается в разработке научно обоснованных инструментов, способствующих формированию в процессе обучения у студентов - будущих художников монументальной живописи способности к самоорганизации, саморазвитию, осознанности, ответственности за выпол-

няемую работу и умения творчески мыслить, выявлять проблему, ставить цель и находить нетривиальный способ ее достижения. Решение данной проблемы помогает повысить эффективность подготовки востребованного, конкурентоспособного, адаптивно мобильного молодого специалиста, в лице которого общество приобретет ресурс для решения задач в области искусства и культуры, актуальных сегодня.

Мы формулируем понятие компетентность у будущих художников - живописцев (монументальная живопись) как готовность решать разнообразные задачи, сумму знаний, умений и навыков, которые необходимы для эффективного решения конкретных задач; способность и готовность личности применять знания, умения и обобщенные методы действий, изученные в процессе обучения, на практике, в профессиональной деятельности, в условиях современной рыночной экономики.

В педагогике у таких авторов, как Н.В. Буланова-Топаркова, С.Д. Смирнов, С.А Батышев, О.А. Думская, А.В. Гапоненко, Ю.П. Ветров, А.Г Кравченко, Д.А. Горбачева [4 -10] профессиональная подготовка описывается как система профессионального обучения, ставящая целью приобретение компетенций, важных для выполнения специальной работы, в краткие сроки.

Доктор психологических наук В.Г Ражников говорит о профессионализме как о базе, опоре для творчества [11]. Важно не замкнуться в своей узконаправленной профессиональной сфере и не ограничить свое творческое развитие, которое основывается на профессиональной и на пограничных с ней областях. Мы согласны со словами С.Д. Смирнова, В.М. Ковалевой, изложенными в книге «Педагогика и психология высшего образования»: «Вуз служит не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. Его как представителя определенной культуры характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение» [5, с. 91]. Мы считаем важным сочетание профессиональной подготовки с общим развитием личности. Заслуженный художник России В.В. Папко

говорит об изобразительном искусстве как о «сумме переживаний», где цель автора «переживания донести до зрителя, художник должен быть подготовленным профессионально и быть широко образованным. В картине должны быть художественность, мастерство, цвет, вкус, знания, художественная бравада, страсть, неравнодушие, любовь к предмету и потрясение подвигом, ведущее художника на исполнение долга» [12, с. 70].

На основе традиций образования мы сформулировали следующие принципы профессионального образования и формирования профессионально-художественной компетентности у студентов - будущих художников монументальной живописи:

1. Принцип системности. Он необходим для разработки содержания образования и включает сведения о сферах деятельности, творческих особенностях и об опыте эмоциональной деятельности, что при построении содержания создает целостность образовательной, воспитательной и развивающей функций образования в соответствии с заказами современного социума.

2. Принцип объединения обучения и профессиональной деятельности студентов, взаимосвязь теории и практики, то есть применение теоретических знаний на практике, в работе над реальным монументальным объектом. Обучение предметам сводится к подготовке и осознанному приобщению обучающихся к работе в профессии художника монументальной живописи. Это можно осуществить, соблюдая следующие условия:

- теоретическая база монументально-декоративного искусства должна применяться на практике;

- в подготовке будущего художника-монументалиста необходимо формировать компетенции, заложенные в государственных стандартах (ФГОС ВО);

- взаимосвязь содержания обучения важно реализовывать по следующему принципу: корреляция компетенций в пределах одной дисциплины и взаимосвязь их со специальными компетенциями.

3. Принцип профессиональной деятельности художника-монументалиста в учебном процессе. Здесь важно понимание первостепенных учебно-производственных целей и подбор пошаговых способов обучения и форм постановки учебного процесса. Принцип моделирования помогает получить информацию для обоснования целей, задач, содержания, ресурсов и способов обучения монументальной живописи, а также с его помощью ведется разработка планов обучения, УМК, программ и учебных пособий.

4. Принцип профессиональной мобильности подразумевает, что обучающиеся в короткие сроки осваивают художественные технологии и новые технические особенности создания монументального произведения, склоны к постоянному повышению уровня своего образования, квалификации. Творческий характер, мобильность взаимосвязаны с широтой кругозора, пониманием проблем в ходе работы и итогов, перспектив будущего развития. В своих психолого-педагогических работах Л.В. Выготский отмечал, что продуктивно то обучение, «которое забегает вперед». Исходя из вышесказанного, полагаем, что важны не только компетенции, которые усвоены на данном этапе, но и те, что которые приобретаются в будущем.

Первостепенная цель обучения монументальной живописи сводится не только к овладению навыками создания монументального произведения, но и к повышению у будущих художников общего культурного и интеллектуального уровней.

Библиографический список

Сегодня профессиональное обучение монументальной живописи с вниманием относится к появлению новейших техник и материалов, инновационных технологий и стандартов организации труда при выполнении композиции МДЖ.

5. Принцип систематичности и очередности. Для его реализации необходимо следовать условиям: планирование процесса обучения в соответствие с периодами практической работы: вводного, подготовительного, овладения профессией художника-монументалиста, контрольно-заключительного; закрепление полученных знаний на практике при обязательном соблюдении последовательного, пошагового их формирования; планирование обучения согласно государственным стандартам, фиксирующим комплекс необходимых компетенций; организация учебного материала в целостную систему междисциплинарных связей.

Содержание профессионального образования монументальной живописи сегодня следует целям воспитания и обучения, включая художественно-творческие процессы, которые важно уметь применять.

6. Принцип организации окружающей среды для обучения будущих художников монументальной живописи. Проблема активного влияния на обучение студентов окружающей среды в научной литературе была рассмотрена следующими авторами: Л.С. Выготским, A.C. Макаренко, С.Т. Шацким и другими. Во время обучения МДИ важнейшую роль играет образовательная среда, приближенная к будущей профессиональной сфере, ее сути.

Доктор педагогических наук Соколов М.В. дает характеристику выпускника-профессионала художественно-графического факультета как творческой личности, осознающей нюансы своего дела и готовой свободно комбинировать, варьировать средствами, находить нестандартные способы для достижения высокого результата [13, с. 194].

Формирование профессионально-художественной компетентности - это педагогически управляемый процесс, зависящий от взаимодействия преподавателя и студента, где интересы и мотивы выступают как движущие силы включения студентов в учебно-творческий процесс, где понятие «профессиональное становление» раскрывается как многоступенчатый процесс, в который входят некоторые этапы: «профессиональный выбор, профессиональное обучение, вхождение в профессию и полная реализация в труде» [2].

Поэтому мы рассматриваем профессиональное обучение будущих художников монументальной живописи в высшей школе как осознанный, специально направленный, организованный процесс и результат формирования профессиональной мотивации, освоения комплекса профессиональных знаний, необходимых компетенций, развития важнейших профессионально-личностных качеств, основывающихся при этом на индивидуальной авторской, творческой манере. Это является процессом, в результате которого развивается профессиональная направленность, приобретается опыт и профессионально-компетентностные качества.

В данной статье были представлены разработанные авторами содержательные основы и инструментарий для формирования профессионально-художественной компетентности у студентов - будущих художников монументальной живописи в процессе обучения в вузе, сформулированы определяющие принципы по их внедрению. Дальнейшие исследования будут заключаться в адаптации разработанных основ на примерах отечественных вузов.

1. Фалько В.П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009.

2. Кравцова Т. А. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера. Известия РГПУ имени А. И. Герцена. 2008; № 49: 312 - 315.

3. Варданян В.А. Становление в ВУЗе художественно-педагогической компетентности учителя начальных классов. Интеграция образования. 2006; № 2: 123 - 127.

4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва: Академия, 2005.

6. Батышев С.Я. О всеобщем профессиональном образовании: Советская педагогика. Москва: Высшая школа, 1991.

7. Думская О.А. Специфика обучения живописи студентов педагогических вузов на начальном этапе. Москва, 2010.

8. Гапоненко А.В. Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.

9. Ветров Ю.П., Кравченко А.Г Качество профессиональной подготовки в современном вузе: теория и практика управления: монография. Армавир: АГПУ 2017.

10. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

11. Ражников В.Г. Дневник творческого развития Москва: Мезаппи, 2000.

12. Папко В.Ф., Василенко Е.В., Василенко П.Г, Сичкарь Т.В. Культура и искусство в современной России. Вестник Института мировых цивилизаций. Москва, 2019; Выпуск 3: 66 - 72.

13. Соколов М.В. Комплексный характер построения учебных дисциплин специальности художник ДПИ. Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов. Магнитогорск: МаГУ 2007; Выпуск 2: 75 - 81.

References

1. Fal'ko V.P. Formirovanie hudozhestvenno-proekinoj kompetentii pedagoga professional'nogo obu^eniya v oblasti dizajna. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2009.

2. Kravcova T.A. Gumanitarno-hudozhestvennaya kompetentnost' buduschego dizajnera. Izvestiya RGPU imeni A. I. Gerœna. 2008; № 49: 312 - 315.

3. Vardanyan V.A. Stanovlenie v VUZe hudozhestvenno-pedagogicheskoj kompetentnosti uchitelya nachal'nyh klassov. Integradya obrazovaniya. 2006; № 2: 123 - 127.

4. Bulanova-Toporkova M.V. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

5. Smirnov S.D. Pedagogika ipsihologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti. Moskva: Akademiya, 2005.

6. Batyshev S.Ya. O vseobs^em professional'nom obrazovanii: Sovetskaya pedagogika. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.

7. Dumskaya O.A. Spetifika obu^eniya zhivopisi studentov pedagogbheskih vuzov na na^al'nom 'etape. Moskva, 2010.

8. Gaponenko A.V. Osnovnye trebovaniya kpostroeniyu obrazovatel'nojsredy universiteta pri dvuhurovnevojsisteme podgotovkispœialistov. Krasnodar: Prosveschenie-Yug, 2010.

9. Vetrov Yu.P., Kravchenko A.G. Kachestvo professional'noj podgotovki v sovremennom vuze: teoriya i praktika upravleniya: monografiya. Armavir: AGPU, 2017.

10. Gorbacheva D.A. Razvitie tvorcheckogo potenciala ctudentov vuzov kultury i ickucctv - buduschih cpecialictov social'no-kul'turnoj deyatel'nocti: akciologicheckij podhod. Avtoreferat diccertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Mockva, 2009.

11. Razhnikov V.G. Dnevnik tvorcheskogorazvitiya Moskva: Mezappi, 2000.

12. Papko V.F., Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Sichkar' T.V. Kul'tura i iskusstvo v sovremennoj Rossii. Vestnik Instituta mirovyh civilizacij. Moskva, 2019; Vypusk 3: 66 - 72.

13. Sokolov M.V. Kompleksnyj harakter postroeniya uchebnyh disciplin special'nosti hudozhnik DPI. Sovremennye tendencii razvitiya dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Magnitogorsk: MaGU, 2007; Vypusk 2: 75 - 81.

Статья поступила в редакцию 01.11.20

УДК 796 DOI: 10.24412/1991-5500-2020-685-33-35

Krivykh A.N., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: alexander.krivih@yandex.ru

Mirnyi A.V., teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: mirn-alexandr@yandex.ru

Kryzhanovskaia O.O., senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), E-mail: k.o.o@ngs.ru

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF A FUTURE GEODESIST ENGINEER IN DIFFERENT CLIMATIC CONDITIONS. The article considers the impact of climatic and natural conditions on the development of physical properties of geodesist, whose work is connected not only with mental stresses, but also with the transfer of heavy objects. The words "Nature does not tolerate inaccuracies and does not forgive mistakes" belong to Ralph Waldo Emerson, the great thinker and writer of the USA l9th century. That is why, due to the unstable state of the biosphere and non-compliance with its laws, a person often has to pay with his own health if his daily work takes place out-of-doors. It is not difficult to conduct a semblance of nature with the activity of a geodesist, because in its basics it just does not tolerate errors. Repeated inaccuracies of specialists in this sphere occasionally carry not only financial losses, but even the collapse of buildings and structures due to the incorrectly executed complex of geodesic and construction work. Since the activity of the geodesist is strongly connected with the study of a territory, in which the production of work is planned, one of the main disadvantages in this specialty can be considered work in the fresh air. Therefore, it can be concluded that it is because of this reason that people working in this field are most at risk of frequent diseases, including colds. This problem remains especially relevant for the modern geodesist, waiting for solutions.

Key words: geodesist, endurance, physical training, healthy lifestyle.

А.Н. Кривых, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: alexander.krivih@yandex.ru

А.В. Мирный, преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: mirn-alexandr@yandex.ru

О.О. Крыжановская, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: k.o.o@ngs.ru

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ГЕОДЕЗИСТА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается влияние климатических и природных условий на развитие физических качеств геодезистов, работа которых связана не только с умственными напряжениями, но и с переносом тяжелых предметов. «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» - эти слова принадлежат великому мыслителю и писателю США XIX века Ральфу Уолдо Эмерсону. Именно поэтому из-за неустойчивого состояния биосферы и несоблюдения ее законов человеку зачастую приходится платить собственным здоровьем, если его ежедневная работа находится под открытым небом. Нетрудно провести параллель между природой и деятельностью геодезиста, ведь по своей сущности она точно так же не терпит погрешностей. Допущенные неточности специалистов этой сферы влекут за собой не только финансовые убытки, но и обрушения зданий и сооружений из-за неверно выполненного комплекса геодезических и строительных работ. Так как деятельность геодезиста прочно связана с исследованием территории, на которой планируется производство работы, то одним из основных минусов в этой специальности можно считать труд на свежем воздухе. Поэтому можно сделать вывод, что именно по этой причине люди, работающие в данной области, больше всего подвержены риску частых заболеваний, в том числе и простудных. Данная проблема остается особо актуальной для современного геодезиста, поэтому очень важен поиск ее решений.

Ключевые слова: геодезист, выносливость, физическая подготовка, здоровый образ жизни.

Работа в неблагоприятных для здоровья условиях предполагает у геодезиста не только наличие особых средств защиты, но и высокого уровня здоровья. В связи с этим можно определить цель данного исследования: выявление основных аспектов повышения выносливости геодезиста в плохих экологических условиях.

Для наиболее полного анализа темы определим ряд задач:

• рассмотреть общие сведения о геодезии как профессии и необходимых навыках и качествах для успешного осуществления рабочей деятельности;

• изучить материал на предмет использования геодезистами специальной одежды и средств защиты при выполнении работ;

• проанализировать литературу по теме развития выносливости при помощи физкультуры и влияния здорового образа жизни на навыки и качества геодезиста, необходимые для работы по специальности;

• провести опрос среди обучающихся СГУГиТ и работающих в сфере геодезии.

Сама профессия геодезиста по своей природе очень изнурительна, а разнообразие объектов для выполнения работ очень велико. Помимо деятельности на различных госпредприятиях, частных фирмах и в НИИ специалистам необходимо осуществлять постоянные разъезды и командировки, сопряженные с ненормированным графиком, а также работой в плохих погодных условиях и в местах с повышенным содержанием опасных для человеческого организма веществ (стройплощадки, цеха, места прокладки газовых, нефтяных труб, шахты, полевые территории с неблагоприятной экологической обстановкой и др.) [1]. Это требует от специалиста не только соблюдения общих мер безопасности, но и применения индивидуальных средств защиты.

Качественную и безопасную для здоровья работу геодезиста довольно трудно представить без средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должен предоставлять работодатель. Одежда и обувь специалиста подбирается в соот-

ветствии с видом его работ. Средства индивидуальной защиты направлены на предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных и экологических факторов. В соответствии с приказом Министерства труда Российский Федерации от 28.12.2017 г № 883н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на геологических, топографо-гео-дезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве» при осуществлении инженерно-геологических, геофизических, то-пографо-геодезических и других видов работ в полевых условиях и экспедициях геодезисты и топографы обязаны получать некоторые средства защиты, которые способствуют работе в неблагоприятной окружающей обстановке [2]. Среди них:

- комбинезон для защиты от пыли, механических воздействий и загрязнений;

- костюм, защищающий от нетоксичной пыли;

- щиток защитный лицевой;

- специальная обувь, защищающая от нефти, нефтепродуктов, различных кислот, нетоксичной и взрывоопасной пыли;

- костюм, включающий в себя отдельные предметы, такие как куртка или комбинезон, защищающий от резких перепадов температур.

В своей профессиональной деятельности современному геодезисту приходится претерпевать умственные, психические и физические напряжения, а также иметь повышенную координацию движений. Низкая физическая подготовка геодезиста и медленный темп выполняемой работы может привести к эмоциональному возбуждению, усталости и утомлению и, как следствие, снижению работоспособности и возможному появлению различных заболеваний. Организм геодезиста должен быть устойчив к ненормированному рабочему графику и различным условиям окружающего пространства, в том числе погодным и климатическим явлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.