Научная статья на тему 'Развитие финансового механизма привлечения целевого капитала некоммерческими организациями в системе высшего профессионального образования'

Развитие финансового механизма привлечения целевого капитала некоммерческими организациями в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бокарева Е. В.

Законодательство многих стран стимулирует создание целевого капитала, который является источником дохода, идущего на финансирование деятельности некоммерческого сектора. Формирование целевого капитала позволяет обеспечить частичную независимость организации от индивидуальных и разовых пожертвований, иных добровольных нерегулярных поступлений, финансовую стабильность некоммерческой организации посредством получения гарантированного дохода; формирует для нее долговременный источник финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие финансового механизма привлечения целевого капитала некоммерческими организациями в системе высшего профессионального образования»

Учет в некоммерческих организациях

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

Е. В. БОКАРЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Российский государственный университет

туризма и сервиса

История американских фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) показывает, что им удалось собрать десятки миллиардов долларов, обеспечивающих их достойное существование и поступательное развитие. Российским вузам только предстоит пройти этот путь, ведь закон о фондах целевого капитала был принят только шесть лет назад. Первые созданные в России эндаумент-фонды, как когда-то и их американские предшественники, при формировании своих капиталов делали ставку на крупных жертвователей (ведущих российских бизнесменов, транснациональные корпорации и т. д.), однако их количество сильно ограничено, а лимит пожертвований почти исчерпан.

Вузам, только планирующим создать свой фонд целевого капитала, следует работать с более широкой аудиторией потенциальных доноров, жертвующих меньшие суммы. А это означает, что коммуникации придется вести не с десятками людей, а с десятками тысяч. В этом случае вузу необходимо создать прочную платформу по обеспечению функционирования работы отдела

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2014. № 48 (186).

развития (который занимается фандрайзингом для фонда). Эта платформа должна включать в себя определенную материально-техническую базу, гарантирующую двустороннюю коммуникацию между вузом и донорами.

Практически во всех вузах работа с благотворителями носит децентрализованный характер, а в 70 % отсутствуют какие-либо программы для привлечения средств и пожертвований. Кроме того, несмотря на активизацию деятельности ассоциаций выпускников, спонсорские средства чаще поступают от компаний, в регионах — от градообразующих предприятий.

В то же время вузы, намеренные создавать в ближайшее время эндаумент-фонды, сходятся в том, что первоначально имеет смысл сосредоточить усилия на привлечении крупных сумм от доноров, а далее уже развивать программы фанд-райзинга, ориентированные на выпускников, студентов и частных доноров. Волонтерская помощь пока еще крайне редка в российском образовании. В дальнейшем деятельность по привлечению пожертвований должна быть систематической и организована в соответствии с целями привлечения пожертво ваний.

Однако российский бизнес не стремится жертвовать в эндаумент-фонды. Это связано как с низкой социальной ответственностью российских предпринимателей, так и с тем, что представители бизнеса не уверены в том, что их взносы будут действительно направлены на реализацию долгосрочных перспективных проектов, а не будут использованы для финансирования текущих нужд. Обеспечить привлекательность своих вузов как эффективных получателей пожертвований могут только их руководители.

У различных групп жертвователей свои мотивы для передачи средств в эндаумент-фонд. Выпускники вуза хотят поддержать университет, в котором они получили образование, выразив ему свою благодарность. Благотворительные фонды вкладывают средства для поддержки исследовательской деятельности вузов. В более широком смысле они поддерживают научно-образовательный процесс, направленный на достижение определенных целей, совпадающих с их собственными (например, формирование управленцев нового поколения). Для компаний вуз представляет интерес в связи с тем, что в его стенах ведется подготовка молодых квалифицированных специалистов, и поддержка ими образовательных программ позволяет создать положительный имидж в целевой среде студентов и выпускников для последующего найма. Компании заинтересованы также в проведении на базе вуза прикладных научных исследований. Наконец, поддержка крупной корпорацией учебного заведения представляет пример государственно-частного партнерства и свидетельствует о социальной ответственности бизнеса. Таким образом, эти мотивы различных категорий жертвователей составляют основу и определяют особенности образовательного фан-драйзинга. В США фандрайзинг стал уже полноценной профессией, в некоторых университетах можно получить степень MBA по этой специальности. Ключевой механизм образовательного фандрайзинга — эндаумент-фонд, формируемый за счет пожертвований или специальных целевых взносов, средства которого инвестируются и дают регулярный доход, часть которого используется для развития учреждений высшего образования.

Когда специализированная некоммерческая организация зарегистрирована, можно переходить к следующему шагу — организации кампании по сбору средств для формирования фонда целевого капитала. Она представляет собой сложный проект,

требующий интеграции маркетинговой и технологической экспертиз.

Коммуникационная программа должна включать в себя различные инструменты PR (отношения со СМИ, отношения с властью — govemment relations) и event-маркетинга (проведение конференций, семинаров, участие в круглых столах и многое другое). Опыт иностранных университетов подсказывает, что доверие потенциальных дарителей формируется годами непрерывного общения с вузом в разные периоды его жизни: программа российских образовательных учреждений должна также быть долгосрочной.

Наиболее существенным опасением, которое препятствует принятию решения о создании эндау-мент-фонда, является отсутствие необходимых компетенций и опыта в фандрайзинге, что приводит к боязни невозможности привлечения первоначального уровня средств из-за отсутствия взаимодействия со спонсорами. Работа по выстраиванию отношений со спонсорами/инвесторами является достаточно непрофильной для вуза и в большей степени схожа с работой управляющей компании, занимающейся построением отношений с инвесторами.

Кроме того, многим собственникам целевого капитала, возможно, потребуются дополнительные знания в области финансов и инвестиций для того, чтобы участвовать в разработке или выборе инвестиционной стратегии фондов. Поэтому значительную роль будет играть опыт выбранной управляющей компании.

Еще одна проблема заключается в том, что получатели финансовых средств часто не имеют возможности ждать, слишком велики их неотложные текущие потребности.

Необходимо отметить ограниченную возможность создания целевого капитала для небольших образовательных учреждений менее востребованного профиля деятельности. Основными получателями доходов от целевого капитала в РФ являются крупнейшие университеты, что связано с тем, что они больше востребованы среди работодателей и среди их выпускников больше успешных и известных людей. Поэтому для менее известных вузов перспектива создания целевого капитала значительно ниже из-за отсутствия выпускников, занимающих высокие позиции в бизнесе, а также из-за слабого интереса крупных компаний-работодателей. Однако эту проблему можно решить, используя эффективный механизм фандрайзинга и грамотную работу с выпускниками и партнерами.

В России обычно рассматривается только один вариант эндаумент-фонда — общеуниверситетский. Его удобство в том, что он предназначен для финансирования деятельности университета в целом, однако из-за того, что на покрытие текущих и перспективных расходов, как правило, можно использовать не сам фонд, а начисленные по нему проценты, то необходимо, чтобы его размер был достаточно велик. Очевидно, что далеко не каждый вуз сможет аккумулировать требуемую сумму (как из-за отсутствия сложившейся репутации, так и из-за отсутствия связей с состоятельными потенциальными вкладчиками; обе проблемы особенно остры для провинциальных вузов). При этом за рубежом активно используются формы целевого капитала, которые можно назвать мини-эндаументами. Такая форма фондов предназначена не для вуза в целом, а для отдельных кафедр или даже для отдельных университетских позиций. Кроме того, средства из таких фондов могут использоваться для финансирования стипендий, предназначенных для лучших студентов, и позволяют поддерживать наиболее перспективные направления научно-исследовательской и образовательной деятельности. Другим вариантом использования средств этих фондов является поощрение наиболее значимых для вуза ученых и педагогов (а в случае стипендий — создать у их получателей дополнительную мотивацию к обучению). Именно такие эндаументы обладают на данном этапе наилучшими перспективами в России. Это объясняется тем, что в силу меньшего размера сформировать их значительно проще, а вкладчик сразу же получает существенный имиджевый (в международной практике сложилась традиция, в соответствии с которой профинансированной кафедре или позиции присваивается имя жертвователя) и интеллектуальный (поскольку подготовка на кафедре может быть адаптирована под запросы данного конкретного работодателя) результат.

Однако следует помнить, что такие мини-эн-даументы представляют собой отвлечение средств от общеуниверситетского эндаумента и в определенной степени тормозят его формирование. Кроме того, они могут стать причиной расслоения профессорского состава по доходам (обладатели мини-эндаументов будут получать более высокую заработную плату), что чревато риском ухудшения социального климата в вузе.

Также необходимо отметить, что в юридической науке существуют значительные пробелы в области правовых отношений между участниками

рынка эндаумент-фондов. Сейчас эти недостатки компенсируются практическими комментариями финансового и экспертного характера, однако этого слишком мало для целей реализации закона о целевом капитале и совершенствования его норм. Причины юридического безразличия к вопросу о целевом капитале следует искать не только в сложной экономической терминологии, но и в новизне, а также запутанности нового правового механизма финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций. Этот механизм более привычен для стран англосаксонского права, хотя частично и прижился в ряде стран континентального права.

Существуют и другие организационные, административные и правовые барьеры, препятствующие активному привлечению инвестиций в сферу образования через механизм целевого капитала. Например, недостаточный объем налоговых и иных льгот и стимулов для жертвователей в фонды целевого капитала, ограничения по размеру целевого капитала и сроку его формирования, несоответствие срока доверительного управления имуществом и эндаумент-фонда и периода деятельности фонда, неразвитость в России культуры и традиции благотворительности.

Одним из важнейших аспектов коммуникационной программы является проведение персонализированных рассылок по базе абитуриентов, студентов и выпускников вуза. В течение всего срока обучения в университете, а также после выпуска из него студент должен понимать важность его роли в жизни вуза, а также осознавать, что его интересы учитывают. Только ощущая свою принадлежность к определенной университетской группе, студент и выпускник приобретает мотивацию к будущим пожертвованиям.

Персонализированная рассылка — это бумажные или электронные письма, направленные от имени университета (ректора) выпускникам вуза, родителям студентов и абитуриентов. Темами для рассылки могут стать проведение ежегодных встреч выпускников в стенах университета, конференции, юбилеи факультетов, торжественные открытия новых аудиторий и научных центров. Рассылки такой тематики позволяют ненавязчиво обращаться к выпускникам с предложениями о пожертвовании.

Каждому получателю важно понимать свою персональную вовлеченность в жизнь вуза, а для того, чтобы сообщение, отправленное выпускнику, было действительно персонализированным, вузу

необходимо создать актуальную и максимально полную базу данных обо всех выпускниках. Уровень персонализации обращения напрямую влияет на качество коммуникации, повышая степень отдачи до 5 раз и удешевляя стоимость отклика в 2,5 раза. Организация технической стороны коммуникаций является неотъемлемой частью работы по вовлечению выпускников в круг дарителей, и в настоящее время уже есть готовые решения этой задачи.

Существует несколько подходов к удовлетворению таких потребностей, одним из которых является решение компании Xerox, ведущего мирового поставщика услуг в сфере обработки, управления информацией и документами. Отраслевая экспертиза и мировой опыт в области взаимодействия с образовательными учреждениями позволяют компании разрабатывать готовые решения по обеспечению технической стороны функционирования университетских эндаумент-фондов. Эти решения базируются на комбинации различного программного обеспечения, серверных решений и печатного оборудования, а также услуг по управлению документооборотом. Комплексный подход к организации технической стороны процесса коммуникации позволяет вузу максимально быстро и качественно осуществлять рассылки.

В России компания активно сотрудничает с крупнейшими российскими вузами в сфере модернизации и совершенствования материально-технической базы издательско-полиграфических и библиотечных комплексов, создания информационной инфраструктуры вузов, в том числе начаты проекты по обеспечению процесса фандрайзинга. На сегодняшний день в активе компании Xerox более 50 успешно реализованных проектов в этой области. Внедренные решения могут служить основой для дальнейшего развития и комплексного использования информационной инфраструктуры, в том числе для обеспечения различных форм коммуникации с целевыми аудиториями с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.

Внедрение решения по управлению документооборотом, которое может использоваться для рассы-лок по базам данных, занимает несколько месяцев, и после тестирования и обучения персонала может активно использоваться для реализации задач вуза.

Развитие университетских эндаумент-фондов должно стать одним из самых приоритетных направлений для российских образовательных учреждений.

Вузы, уже приступившие к накоплению своих эндаументов (самым успешным является, несомнен-

но, опыт МГИМО), должны развивать активность в сторону эффективных коммуникаций с широкими аудиториями. Это связано с тем, что круг жертвователей, готовых вносить большие пожертвования, ограничен. Вузам следует разрабатывать многоканальные коммуникационные программы и подстраиваться под предпочтения получателей сообщений. Отточенная двусторонняя коммуникация серьезно повышает результативность фандрайзинговой кампании, что в итоге означает увеличение размера эндаумент-фонда.

Располагая собственными средствами, российские университеты смогут развивать свои научные программы, учреждать гранты для лучших студентов, оснастить аудитории, кафедры и научно-исследовательские центры необходимым для процесса обучения оборудованием, обновить библиотечные фонды, улучшить условия работы профессорско-преподавательского состава.

При этом можно выделить несколько категорий вузов в зависимости от того, на какие цели будут направлены полученные дополнительные средства.

Существует категория вузов, где дополнительные финансовые ресурсы планируется направлять на развитие современных технологий, инновационную деятельность, внедрение современных информационных систем и в целом на повышение конкурентоспособности вуза и завоевание лидерских позиций на рынке. Именно в этих вузах создание эндаумент-фонда видится в качестве одной из первоочередных задач. А есть вузы, которым деньги нужны, прежде всего, на создание достойных условий для работы сотрудников, а также на восстановление материально-технической инфраструктуры, обеспечение нормального образовательного процесса. В этих вузах мало говорят о создании эндаумент-фонда. Это связано с тем, что руководство будет заинтересовано в решении вопросов, связанных с текущими потребностями в краткосрочном периоде, а не в формировании новых финансовых инструментов.

В настоящее время становится очевидным, что кроме вопросов, связанных с совершенствованием законодательной базы и изучением иностранного опыта, необходимо также подготовить технологические решения для проведения фандрайзинговых компаний. На их разработку требуется какое-то время, но без этого развитие эндаумент-фондов будет идти слишком медленными темпами.

Наиболее привлекательной чертой в модели целевого капитала является прозрачность. Однако

практическое воплощение этого вопроса стало достаточно проблематичным. С одной стороны, фонды целевого капитала абсолютно прозрачны для своих жертвователей и тех организаций, для поддержки которых они создаются, что специально оговорено в законе. С другой стороны, оказалось, что для «внешних» заинтересованных сторон именно целевые капиталы, в отличие от других некоммерческих организаций, менее прозрачны. Это связано с тем, что поделиться информацией о размере целевого капитала, а также о том, на что были потрачены его средства, захотели не все организации. Очевидно, что подобная позиция не самым положительным образом сказывается как на отдельных организациях, так и на секторе в целом. Одним из механизмов для облегчения доступа к информации о работе российских целевых капиталов является проект «Карта донорской активности», где будут представлены все действующие фонды (ресурс начал действовать осенью 2012 г.).

Как уже отмечено, информации о возможностях целевых капиталов все еще недостаточно в публичном пространстве. И самая значительная проблема в этой связи в регионах. Если вузы уже знают о подобной модели, то местные власти все еще плохо знакомы с данной темой. Для изменения ситуации в регионах требуются усилия разных сторон — государства, которое продолжит включать наличие целевых капиталов на территориях в качестве индикаторов эффективности работы, СМИ, которые будут освещать успехи и сложности в работе региональных эндаументов, экспертов, которые продолжат консультации и поддержку тех, кто возьмется за воплощение данной модели. И, конечно, без внимания бизнеса и поддержки граждан дальнейшее увеличение числа и объемов целевых капиталов просто невозможно.

Государство может оказать содействие развитию механизма эндаумент-фондов путем разработки поддерживающего законодательства, что является одной из его основных функций. Появление налоговых льгот для частных жертвователей, безусловно, является фактором, способствующим увеличению числа и объема частных пожертвований. Однако в настоящий момент основными благотворителями в России являются компании. В отличие же от других стран российским законом не предусматривается льготный режим налогообложения в части уплаты налога на прибыль для юридических лиц. Кроме того, закон о целевом капитале также не дал возможности организациям — собственникам эндау-

мент-фонда вносить в него свои средства, а также пожертвовать средства на формирование и пополнение целевого капитала не могут благотворительные фонды, как не могут они сформировать и собственный целевой капитал. Изменение законодательства для решения данных вопросов будет способствовать большей привлекательности целевых капиталов в нашей стране.

Государство не единственная заинтересованная в развитии целевых капиталов сторона. Сама идея эндаумент-фондов пришла из опыта работы благотворительных фондов, и многие из них рассматривают возможность поддержать работу по созданию целевых капиталов у своих благополуча-телей — партнеров из некоммерческого сектора.

Первый серьезный шаг в этом направлении сделал Благотворительный фонд В. Потанина. На заседании Клуба «Целевой капитал» 2 июля 2012 г. был объявлен старт программы «Целевые капиталы: стратегия роста». Отобранные на конкурсной программе представители фондов целевого капитала пройдут обучение различным методам фандрайзинга, а также получат консультации и помощь в разработке собственных фандрайзинговых стратегий. По итогам реализации созданных таким образом стратегий В. Потанин из личных средств поддержит ряд организаций. Общая сумма взносов составит 24 млн руб. Партнерами программы стали союз благотворительных фондов «Форум Доноров» и Российская экономическая школа.

В программе фонда В. Потанина приняли участие сотрудники некоммерческих организаций как находящихся в процессе формирования целевого капитала, так и заинтересованных в его пополнении, а также представители некоммерческих организаций, заинтересованные в создании целевого капитала. Для этого разработаны и предоставлены в фонд проекты кампании (продолжительность один год) по привлечению средств на формирование и/или пополнение целевого капитала посредством массового и/или публичного сбора. По итогам конкурса 24 победителя примут участие в образовательной программе. Среди них: 50 % организаций работают в сфере поддержки образования, 20 % — в социальной сфере, 18 % — в сфере культуры, 6 % — в области защиты окружающей среды, 3 % — в здравоохранении и 3 %—в науке. Из общего количества заявок от организаций Москвы подано 44 %, из Санкт-Петербурга — 20 %, остальные 36 % — из регионов (Екатеринбург, Иркутск, Казань, Новосибирск, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Сочи, Томск,

Улан-Удэ и Якутск). Целевые капиталы 35 % организаций, подавших заявки на конкурс, сформированы и содержат более 3 млн руб.

Подготовкой и проведением образовательного компонента занимается партнер программы — Российская экономическая школа, не только один из ведущих экономических вузов нашей страны, но также организация, одна из первых сформировавшая целевой капитал и преуспевшая в различных методах фандрайзинга на его пополнение.

Обучение будет проходить в нескольких форматах — очные семинары, обмен опытом, самостоятельная работа и индивидуальные консультации. Основные темы изучения включают:

— модели привлечения негосударственных средств для финансирования некоммерческих организаций;

— массовый и публичный сбор средств;

— проведение долгосрочных кампаний по привлечению средств в целевые капиталы;

— механизмы их планирования, корректировки и оценки эффективности;

— выстраивание долгосрочных отношений с донорами и приверженцами организаций;

— привлечение средств на постоянной основе.

Первый очный блок занятий состоялся в ноябре

2012 г., а консультации и мониторинг будут проводиться на протяжении всего 2013 г.

Значительной частью программы фонда В. Потанина является информационно-просветительская кампания. Несмотря на то, что закон о целевом капитале действует уже шесть лет, число созданных организаций все еще невелико, в чем можно убедиться по итогам анализа состояния рынка эндаумент-фондов России.

Другая важная проблема, о наличии которой свидетельствуют как опросы представителей некоммерческих организаций и социальных учреждений, так и проведенное автором исследование, заключается в том, что не все потенциальные участники этих отношений понимают, что такое эндаумент-фонд и как он может быть применен к их работе.

Для решения рассмотренных проблем фонд В. Потанина внес предложение союзу благотворительных фондов «Форум Доноров», одному из партнеров программы, заниматься вопросами дальнейшего продвижения идеи целевого капитала в разные целевые аудитории. В течение 2013—2014 гг. «Форум Доноров» не только продолжит вести клуб «Целевой капитал», но также планирует провести ряд специальных событий — презентаций, дискуссий

не только в Москве, но и в других городах. В конце программы запланировано проведение всероссийской конференции «Развитие целевых капиталов некоммерческих организаций в России: как получить общественную поддержку» и выпуск нового сборника материалов о работе эндаумент-фондов.

По состоянию на конец 2012 г. в России зарегистрировано 87 фондов целевых капиталов, из которых 65 % созданы для поддержки высших учебных заведений. Самые крупные фонды целевых капиталов сформированы в сфере образования и науки, 80 % фондов учреждены в 2007—2008 гг., в их создание вкладывали средства богатейшие российские предприниматели. Динамика регистрации фондов в 2010—2012 гг. свидетельствует о восстановлении интереса некоммерческих организаций к целевому капиталу на докризисном уровне.

Модель развития российских целевых капиталов (эндаумент-фондов) обретает все большую популярность. Основными факторами, лежащими в основе такого внимания, являются рост количества круглых столов, семинаров, секций, конференций, посвященных теме целевых капиталов, повышение общественного понимания важности модели целевых капиталов, рост количества российских энда-умент-фондов, их региональное распространение и рост интереса СМИ к этой теме.

Однако анализ осведомленности об эндау-мент-фондах, проведенный среди потенциальных доноров, а именно студентов РГУТиС и населения, работающего на предприятиях различных сфер деятельности, выявил несколько значимых проблем.

В ходе исследования было опрошено 153 студента РГУТиС, в результате было выявлено, что 92,8 % опрошенных никогда не слышали об эн-даумент-фондах, что говорит о низкой информированности студентов по этой теме. Также было выявлено, что 32,1 % опрошенных студентов знают о том, какие преимущества им может принести использование целевого капитала. Потенциальные жертвователи среди студентов составляют 11,7 %, этот показатель очень невысок, но необходимо отметить, что он выше числа осведомленных.

Сведения, полученные в процессе анкетирования 20 человек, работающих на производственных предприятиях, а также в организациях, предоставляющих услуги, и в торговых фирмах, говорят, что об эндаумент-фондах знают лишь 25 % опрошенных. Осведомленность на предприятиях сферы услуг и торговли немного выше (на 5 %), чем на производственных. Также было выявлено, что 45 %

респондентов подтвердили нужду в специалистах, выпускаемых РГУТиС. Всего лишь 5 % опрошенного работающего населения готовы вкладывать средства на развитие эндаумент-фонда университета. Такая ситуация может быть вызвана различными причинами, в частности, недостатком информации о сущности и формах функционировании подобных фондов, а также нежеланием доноров жертвовать свои денежные средства в фонд, не приносящий реальный доход.

На пути развития института эндаумент-фондов в России встречаются различного рода затруднения. Все многообразие проблем, которые возникают у российских некоммерческих организаций при создании фондов целевого капитала, можно разделить на две группы. С одной стороны, отсутствует слой благотворителей, готовых выделять средства для стратегических потребностей некоммерческого сектора. С другой стороны, у получателей финансовых средств зачастую отсутствует возможность ждать, так как проблемы, требующие решения в краткосрочном периоде, стоят для них слишком остро.

Еще одной проблемой является недостаточность информирования потенциальных доноров. Необходимо отметить, что интересы жертвователей не могут сводиться к каким-либо экономическим выгодам.

Таким образом, в России механизм функционирования целевого капитала только начал выстраиваться. Он может стать одним из основных инструментов для привлечения негосударственных ресурсов в сферу высшего образования и в целом на финансирование социальных проектов. Вместе с тем нужны новые способы экономического стимулирования благотворителей, чтобы заинтересовать частный сектор в развитии некоммерческих организаций. Требуется и разработка нормативного регулирования бухгалтерского учета операций, связанных с целевым капиталом и формами отчетности для некоммерческих организаций.

Список литературы

1. Бокарева Е. В. Анализ и оценка работы фондов целевого капитала в России. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 21. С. 7—10.

2. Бокарева Е. В. Мониторинг экономики России // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2006. Т. 43. № 3—2. С. 126—128.

3. Бокарева Е. В. Целевой капитал некоммерческой организации: мировой опыт использования и нормативное регулирование в современной России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 15. С. 43—47.

4. Егорова Е. Н. Актуальные вопросы налогового регулирования в современных условиях (теоретический аспект) // Сервис plus. 2011. № 4. С. 64—70.

5. Лаврова С. Некоторые аспекты создания вузовского эндаумент-фонда: практические советы // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: сбор. практич. рекомендаций для участников Междунар. науч. -практ. конф. «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России», МГИМО, 27—29 апреля 2010 г. / под. ред. Е. С. Бирюкова, Д. А. Дегтерева, А. В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010.

6. Подъяблонская Л. М. Финансы: учеб. М.: Юнити, 2011. 407 с.

7. Шитъков С. В. Процедура регистрации эн-даумент-фондов высших учебных заведений по российскому законодательству // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: сбор. практич. рекомендаций для участников Междунар. науч. -практ. конф. «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России», МГИМО, 27-29 апреля 2010 г. / под. ред. Е. С. Бирюкова, Д. А. Дегтерева, А. В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.