Вопросы экономики
21 (159) - 2013
УДК 378.3
анализ и оценка работы фондов целевого капитала в России
Статья посвящена изучению проблем создания целевого капитала, который является источником дохода, идущего на финансирование деятельности некоммерческого сектора. Делается вывод о том, что некоммерческая организация, сформировавшая целевой капитал, получает стабильный и долговременный источник финансирования своей деятельности.
Ключевые слова: страхование, целевой капитал, страховой портфель, эндаумент-фонд.
Формирование и пополнение целевого капитала продолжаются постоянно, а эффект от его создания проявляется не сразу. Необходима постоянная подпитка целевого капитала новыми пожертвованиями, что затруднительно в случае отсутствия или неразвитости каналов взаимодействия с жертвователями.
Адекватная оценка ресурсной базы некоммерческой организации позволит избежать пустой траты времени и сил. Целевой капитал - лишь один из механизмов финансирования с характерными преимуществами и недостатками. Его встраивание в существующую финансовую систему некоммерческой организации несет риски потерь. Преимущества целевого капитала:
• дополнительный источник финансирования деятельности некоммерческой организации;
• долговременное использование;
• приумножение полученных пожертвований за счет эффективного управления;
• повышение финансовой стабильности некоммерческой организации;
• возможность сделать компанию «прозрачной»;
Е. В. БОКАРЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: id311@yandex. ru Российский государственный университет
туризма и сервиса
• укрепление связей с жертвователями и усиление обратной связи.
Недостатки целевого капитала:
• значительные затраты на формирование и приумножение целевого капитала, управление им;
• положительный эффект от его формирования проявляется не сразу;
• необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний (налогообложение, инвестирование, фандрайзинг);
• требование отдельного бухгалтерского учета в зависимости от балансовой стоимости ежегодного аудита;
• необходимость внутренних организационных преобразований;
• требование времени и расходов на налаживание каналов взаимодействия с жертвователями. История становления и развития российских
фондов целевых капиталов ведет свой отсчет с января 2007 г. По информации некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум доноров», к концу 2012 г. создано 87 фондов целевых капиталов как в виде отдельных специализированных организаций (фондов), так и внутри некоммерческих организаций (см. рисунок).
Таким образом, с 2007 по 2012 г. количество зарегистрированных эндаумент-фондов увеличилось в 6,7 раза. Больше всего их создано в области образования и науки (примерно 65 % от числа всех организаций), значительно меньше - в сферах здравоохранения и социальной поддержки населения (18 %), культуры и искусства (14 %), спорта (2,5 %).
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
21 (159) - 2013
Вопросы экономики
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
87
77
■ 2007 □ 2008
■ 2009
■ 2010 □ 2011 Ш2012
Зарегистрированные в 2007-2012 гг. в России эндаумент-фонды
Росту объемов целевых капиталов способствовало введение льгот для жертвователей - физических лиц. А к 2014 г. планируется ввести также налоговые привилегии для юридических лиц. К середине ноября 2012 г. объем сектора эндаумент-фондов вырос по сравнению с 2011 г. на 480 % и достиг 19,3 млрд руб.
Далее представлены итоги анализа сведений официальных органов государственной регистрации, экспертного сообщества (клуб «Целевой капитал»), мониторинга информационных баз и открытых источников. Использована информация по состоянию на 1 июня 2011 г. В табл. 1. приведены данные по шести крупнейшим (по объему собранных пожертвований) публичным фондам целевых капиталов, сформированным в 2007-2011 гг.
Как следует из анализа данных табл. 1, крупнейшие фонды созданы для поддержки учреждений образования и науки. Усиливающаяся конкуренция на образовательном рынке, борьба за лучших студентов, талантливых преподавателей и перспективные научно-исследовательские коллективы вынуждают университеты создавать целевые капиталы. Чтобы иметь большие возможности в будущем, необходимо научиться сберегать, приумножать и лишь частично расходовать в настоящем.
Государственным вузам формирование целевых капиталов, «учреждение» фондов доступны лишь через специализированную организацию. Использование кавычек в данном случае оправданно, поскольку сам вуз не может выступить в роли учредителя. Его роль выполняют руководители высшего звена (ректоры, проректоры, президенты), ассоциации и общественные объединения, аффилированные с учебным заведением, известные выпускники, юридические лица - стратегические партнеры вузов и т. д.
Система профессионального анализа рынков и компаний содержит информацию о 26 специализированных организациях - фондах целевого капи-
Таблица 1
Крупнейшие в России публичные фонды целевых капиталов
0
Название фонда* Размер, млн руб. Некоммерческая организация -бенефициар Дата создания
Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО 710 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ 24.08.2007
Фонд формирования целевого капитала «Фонд развития социально-экономических наук и образования» 385 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономики переходного периода 04.08.2008
Европейский университет в Санкт-Петербурге 380 Европейский университет в Санкт-Петербурге 07.05.2007
Фонд управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» 280 Санкт-Петербургский государственный университет 10.06.2008
Фонд целевого капитала Российской экономической школы 207 Российская экономическая школа 03.07.2007
Фонд управления целевым капиталом ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» 203 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 04.07.2007
*
Здесь и далее названия фондов приведены согласно регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
8 ^ проблемы и решения
Вопросы экономики
21 (159) - 2013
тала, созданных для поддержки государственных вузов за 2007-2011 гг. (табл. 2).
Был проведен анализ перечисленных фондов для выявления характерных особенностей процедур регистрации. Установлено, что в 10 случаях
Таблица 2
фонды целевого капитала государственных вузов
Окончание табл. 2
№ п/п название фонда Дата регистрации
14 Некоммерческая специализированная организация «Фонд целевого капитала Аэрокосмического университета» 26.06.2009
15 Фонд управления целевого капитала Томского политехнического университета 12.01.2010
16 Фонд целевого капитала Волгоградского государственного университета 01.04.2010
17 Специализированный фонд управления целевым капиталом «Фонд поддержки и развития Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов» 04.02.2010
18 Некоммерческая специализированная организация «Фонд целевого капитала ТГУ им. Г. Р. Державина» 22.04.2010
19 Фонд управления целевым капиталом ТГУ 30.04.2010
20 Некоммерческий специализированный фонд управления целевым капиталом «Сибирский целевой капитал - Фонд развития Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского» 02.09.2010
21 Специализированный фонд управления целевым капиталом «Омский Политех -Фонд развития Омского государственного технического университета» 07.09.2010
22 Некоммерческая организация «Фонд целевого капитала «Развитие ДГТУ» 24.11.2010
23 Специализированный фонд формирования целевого капитала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» 31.01.2011
24 Фонд целевого капитала Российского государственного гидрометеорологического университета «ЭндауМет» 02.03.2011
25 Фонд управления целевым капиталом ВоГТУ 12.04.2011
26 Фонд управления целевым капиталом Российского государственного гуманитарного университета 16.05.2011
* Функционирует для поддержки Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
учредителями выступили физические лица, в 14 -юридические или юридические и физические лица. Информация по двум фондам, зарегистрированным в апреле - мае 2011 г., недоступна.
Динамика регистрации фондов свидетельствует о восстановлении интереса государственных вузов к целевым капиталам. В непростое время общемирового финансового кризиса (2008-2009 гг.) многие
№ п/п название фонда Дата регистра-
ции
1 Специализированный некоммерческий фонд управления целевым капиталом развития Вятского государственного университета 15.06.2007
2 Фонд управления целевым капиталом «Фонд развития Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета» 18.06.2007
3 Фонд управления целевым капиталом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» 04.07.2007
4 Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития МГИМО 24.08.2007
5 Фонд управления целевым капиталом Государственного университета - Высшей школы экономики 26.10.2007
6 Некоммерческая специализированная организация «Фонд целевого капитала ЮФУ» 14.12.2007
7 Фонд целевого капитала развития Сибирского федерального университета 25.12.2007
8 Фонд - собственник целевого капитала «Эндаумент НГУ» 28.12.2007
9 Фонд управления целевым капиталом «Развитие Санкт-Петербургского государственного университета» 10.06.2008
10 Фонд целевого капитала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» 10.06.2008
11 Фонд управления целевым капиталом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова «Фонд развития МГУ» 11.06.2008
12 Фонд формирования целевого капитала «Фонд развития социально-экономических наук и образования» * 04.08.2008
13 Специализированный фонд управления целевым капиталом развития Тюменского государственного университета 26.05.2009
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
21 (159) - 2013
Вопросы экономики
бюджетные учебные заведения решили повременить с созданием целевых капиталов. Восстановление началось в 2010 г., а в 2011-2012 гг. вузы активизировали свои усилия в учреждении фондов.
Этому способствуют и проводимые государством реформы в сфере высшего образования и бюджетного законодательства. Все больше внимания уделяется тому, как вуз распоряжается полученными бюджетными деньгами, умеет привлекать финансирование из сторонних источников, какие проводит научные исследования и получает результаты и как впоследствии коммерциализирует их, внедряет в практическую деятельность, какой имеет потенциал роста и т. д.
Использование дополнительного финансирования для учреждений высшего профессионального образования в форме создания эндаумент-фондов не особенно популярно в России, чего нельзя сказать о зарубежном опыте.
Практика применения иностранными учреждениями такого рода дохода весьма успешна. Можно отметить созданный еще в конце XIX в. эндаумент-фонд, финансирующий известную международную премию Альфреда Нобеля. В развитых странах механизм эндаумент-фондов на практике доказал свою эффективность, поскольку обеспечивает вузам стабильный источник дополнительного финансирования. Наибольшее свое развитие изучаемые фонды получили в США, что может быть объяснено сформированной культурой пожертвований и удобной налоговой базой.
Необходимо понимать, что создание эндаумент-фонда принципиально отличается от традиционной формы благотворительности. В большинстве случаев причиной, а также целью создания этих фондов является согласование стратегических интересов благотворителей и получателей целевого капитала, осуществляющих софинансирование.
В 2012 г. в России было зарегистрировано 87 фондов целевых капиталов, из которых 65 % созданы для поддержки высших учебных заведений. Крупнейшие по размерам целевые капиталы существуют для поддержки образования и науки, 80 % из них учреждены в 2007-2008 гг. и сформированы за счет личных средств богатейших российских предпринимателей. Динамика регистрации фондов
в 2010-2012 гг. свидетельствует о восстановлении интереса некоммерческих организаций к целевому капиталу. Но необходимо отметить, что интересы жертвователей не могут сводиться только к каким-либо экономическим выгодам.
Российская действительность показывает, что путь стремительного развития эндаумент-фондов обременен различного рода затруднениями. С одной стороны, отсутствует слой благотворителей, приученных выделять средства для стратегических потребностей некоммерческого сектора. С другой стороны, получатели финансовых средств часто не имеют возможности ждать - слишком велики их неотложные текущие потребности. Еще одной разительной проблемой является недостаточность информирования потенциальных доноров.
Список литературы
1. Бокарева Е. В. Мониторинг экономики России. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. Т. 43. № 3.
2. Бокарева Е. В. Понятие сбалансированности страхового портфеля и его элементов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 5. С.23-25.
3. Лаврова С. Некоторые аспекты создания вузовского эндаумент-фонда: практические советы // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: сб. рекомендаций для участников межд. науч.-практ. конф. «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России». МГИМО (У) МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / под. ред. Е. С. Бирюкова, Д. А. Дегтерева, А. В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010.
4. Подъяблонская Л. М. Финансы: учебник. М.: ЮНИТИ, 2011.
5. Шитъков С. В. Процедура регистрации эн-даумент-фондов высших учебных заведений по российскому законодательству // Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в высшем образовании России: сб. рекомендаций для участников межд. науч.-практ. конф. «Теория и практика функционирования фондов целевого капитала в России». МГИМО (У) МИД России, 27-29 апреля 2010 г. / под. ред. Е. С. Бирюкова, Д. А. Дегтерева, А. В. Стельмаха. М.: МГИМО, 2010.
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
10 ^ проблемы и решения