УДК/UDC: 378.046.4(470]
Э. М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва
Edward Nikitin, Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of the Academy of Skills Improvement Training and Professional Retraining for Pedagogical Personnel, Moscow
РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT OF FEDERAL AND REGIONAL SYSTEM OF SKILLS IMPROVEMENT TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING FOR
PEDAGOGICAL PERSONNEL
В данной статье рассматриваются современные процессы в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, которая понимается как инструмент эффективной поддержки учительства. Приводятся рассуждения относительно мероприятий, связанных с «Годом учителя» в России. Проанализированы возможные варианты участия системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров в реализации инициативы президента РФ «Наша новая школа». В качестве меры поддержки предлагается принять правительственное постановление «О порядке и условиях повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров».
The article considers present-day processes in Russian system of skills improvement training and professional retraining for pedagogical personnel that is seen as an instrument of efficient support for teachers. It mentions also several measures connected with the «Year of Teacher» in Russia. The material gives some possible variants how the system of skills improvement training and professional retraining for pedagogical personnel may participate in the realization of Russian President's initiative «Our New School». As an action of support it is offered to legalize governmental resolution «About the Order and Conditions of Skills Improvement Training and Professional Retraining for Pedagogical Personnel».
Ключевые слова: эффективная поддержка учительства, отраслевая система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, Год учителя, система дополнительного педагогического образования.
Key words: efficient support of teachers, sectoral the system of skills improvement training and professional retraining for pedagogical personnel, Year of the Teacher, system of additional pedagogical education.
В преддверии 2010 года, объявленного Указом Президента РФ «Годом учителя», необходимо определить систему мер, позволяющих эффективно поддержать учительство.
В настоящее время органы управления образования на местах при поддержке законодательной и исполнительной власти активно готовятся к проведению мероприятий, связанных с «Годом учителя».
Министерство, Рособразование также активно работают в этом направлении.
Вместе с тем есть опасение, что планируемые мероприятия будут носить разрозненный характер, не позволяющий «дойти» до каждого учителя.
На наш взгляд, достижение положительного эффекта в рамках предполагаемых мер, направленных на поддержку учителя , возможно путем запуска крупномасштабного проекта, являющегося логичным продолжением ПНПО, социальные, политические и профессиональные позитивные результаты, последствия которого очевидны.
Одним из важнейших эффектов ПНПО является привлечение государством учительства на свою сторону. Происходит смена общественной гражданской позиции учительства по отношению к власти и государству в целом с нейтральной (а иногда негативной) на лояльную, позитивную гражданско-патриотическую позицию. ПНПО значительно продвинул миллионную армию учительства в этом направлении.
Одним из базовых ресурсов, обеспечивающих осуществление в образовании позитивных перемен, является отраслевая система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педкадров.
Нет у государства более массового, институализированного, ресурсно-обеспеченного способа контакта с многомиллионной армией (около 5 млн.) работников образования.
Результативность и эффективность включения системы повышения квалификации в реализации крупномасштабных государственных проектов подтверждается успешным освоением 100-тысячным корпусом учителей истории и обществоведения новых подходов к преподаванию новейшей истории. В течение одного учебного года при участии крупных ученых - историков и обществоведов, политологов и политических деятелей с опорой на поддержку федеральных окружных представительств Президента РФ
HUMAN RESOURCE IN PROFESSIONAL EDUCATION
и включением всей сети учреждений повышения квалификации эта работа была успешно осуществлена.
Не менее успешно реализуется в настоящее время проект по массовой (более 30 тыс. человек) переподготовке директоров общеобразовательных школ.
Свою роль запуска инновационных направлений ПНПО выполнил более, чем успешно. Необходимы дальнейшие шаги, направленные на закрепление и дальнейшее развитие наметившихся изменений.
Но при этом следует принять во внимание, что для того, чтобы происходящие изменения обрели личный смысл дл каждого работника образования, нужно также время и целенаправленные усилия.
Есть серьезные опасения, что при отсутствии явного сопротивления изменениям значительная часть педсооб-щества (особенно управленцы разных уровней) будет склонна имитировать бурную деятельность. На сегодняшний день опасность имитации деятельности можно считать ключевой проблемой, резко снижающей эффективность использования затраченных ресурсов.
Единственный ресурс, который может уменьшить объем имитационных усилий - система повышения квалификации.
При этом следует признать, что насыщенность происходящих в образовании изменений превосходят адаптаци-ционные ресурсы педагогического сообщества.
Адаптационные ресурсы педагогического сообщества могут быть эффективно повышены только за счет специально организованного обучения в системе повышения квалификации.
Поэтому, наряду с другими акциями «Года учителя», в 2010 году целесообразно было бы начать Марафон по повышению квалификации работников образования, ориентированный на поддержку стратегических нововведений, сформулированных в инициативе Президента РФ «Наша новая школа».
Такой марафон мог бы включать в себя пять линий повышения квалификации, поддерживающих основные направления инициативы Президента РФ:
• линия «Внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения»;
• линия «Поддержка талантливых школьников»;
• линия «Развитие учителя»;
• линия «Ресурсы современной школы»;
• линия «Здоровье школьника и учителя».
Реализация этих линий даст возможность не только
разъяснить сущность президентской инициативы, но и предложить широкому кругу педагогических и управленческих кадров системы образования конкретные инструменты воплощения в жизнь всех направлений «Нашей новой школы».
Существенной поддержкой данного проекта могло бы стать принятие правительственного постановления «О порядке и условиях повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», целью которого является регулирование жизнедеятельности федеральной системы дополнительного педагогического образования, ориентированной на проведение федеральной государственной политики в образовательной сфере. Необходимость такого постановления продиктована тем, что действующее российское законодательство, регулирующее порядок прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки работниками сферы образования, не позволяет максимально эффективно реализовывать ме-
ханизмы вертикальной федерально-регионально-муниципальной системы технологической поддержки изменений, инициируемых в рамках проведения государственной образовательной политики.
Анализ состояния дел с организацией повышения квалификации и переподготовки работников образования свидетельствует об отсутствии плановой, скоординированной и ясно структурированной деятельности в этой области, представленной в виде модели, которую возможно реализовать в ближайшем будущем с использованием мирового опыта и отечественных традиций.
Так, педагогические работники дошкольных учреждений (в 45 тыс. дошкольных учреждений трудятся около 600 тыс. воспитателей, методистов) повышают в основном свою квалификацию на муниципальном уровне.
Организуют и осуществляют эту работу муниципальные и методические службы. Ни по своим организационно-педагогическим, ни по кадровым возможностям эти службы не могут обеспечить необходимого качественного уровня повышения квалификации работников дошкольных учреждений.
Региональные учреждения повышения квалификации участвуют в повышении квалификации работников дошкольных учреждений эпизодически. При этом в целом для этой категории педагогических работников не выработано ни концептуальных, ни организационно-педагогических, ни содержательных подходов в совершенствовании их профессиональной компетентности.
Повышение квалификации учительских кадров (более 1,2 млн.чел.) осуществляет сеть учреждений повышения квалификации, расположенных в каждом субъекте РФ. Учредителями являются органы управления образованием. Материально-ресурсная база этих учреждений, их кадровый состав также не позволяют осуществлять повышение квалификации работников образования общеобразовательных школ на уровне современных требований.
На региональные учреждения повышения квалификации местные органы власти возложили несвойственные им функции: участие в контрольных проверках, проведение аттестации педагогических кадров и другие управленческие функции. Многие из этих учреждений стали фактическими дублерами органов управления и, в этой связи, не осуществляют в полном объеме образовательную функцию. Изменить ситуацию невозможно, т.к. учреждают, финансируют, аккредитуют и лицензируют региональные ИПК местные органы управления образованием.
Успех модернизации образования в значительной степени зависит от уровня обученности современным способам управления руководителей и специалистов органов управления. В системе образования трудится свыше 400 тыс. руководителей разного ранга, в том числе:
- в системе дошкольного и школьного образования -свыше 180 тыс;
- в органах управления образованием занято на различных уровнях свыше 80 тыс. человек, из них:
- на муниципальном - 65 тыс.;
- на региональном - 10 тыс.;
- на федеральном - более 2 тыс.
- в системе профессионального образования трудятся свыше 40 тыс. руководителей образовательных учреждений, из них:
- в вузах (ректоры, проректоры, деканы факультетов]
- 30 тыс.;
- в СПО - 5,5 тыс.;
- в НПО - 6 тыс.
Повышение квалификации многочисленной армии руководителей осуществляется разрозненно, без четкой плановости и согласованности в содержании и формах обучения, без внятно сформулированных заказов повышения квалификации со стороны государственных органов власти.
Так, повышение квалификации руководителей и специалистов органов власти, занимающихся управлением образованием в субъектах РФ, осуществляет Российская академия государственных служащих. При этом, специфика управления и современные требования к развитию этой сферы в самом обучении представлены слабо, без адекватного отражения проблем и происходящих изменений.
Директора школ и их заместители повышают квалификацию в 83 региональных ИПК.
Образовательные программы, по которым обучают руководителей, директоров школ на местах, зачастую не имеют государственной направленности и научно-методической экспертизы. Руководители и специалисты органов управления образованием слабо привлекаются к участию в этой работе.
Ректоры, проректоры вузов, руководители средних учебных заведений (свыше 40 тысяч) повышают свою квалификацию в специально организованных центрах при вузах и техникумах.
При этом обучение проходит по несогласованным программам, с плохо прогнозируемыми результатами такого повышения квалификации. Нередко руководители вузов не знают и не понимают сущности осуществляемых изменений в системе школьного образования. Негативное восприятие частью общества единого госэкзамена и ясно выраженная оппозиция со стороны ректорского корпуса - это явные просчеты в организации опережающего повышения квалификации.
Как известно, руководители органов управления образованием, директора школ, учителя-предметники в течение трех последних лет осваивали в режиме повышения квалификации цели, задачи, способы, механизмы перехода на ЕГЭ. Ректоры и преподаватели вузов, работники системы СПО оказались вне этой подготовки и начинают знакомиться с системой ЕГЭ только в процессе зачисления поступающих абитуриентов.
Госчиновники разных уровней черпают сведения о ЕГЭ из СМИ. И происходит все это потому, что повышают свою квалификацию (если повышают) эти категории в различных учреждениях, по несогласованным программам. Получается по-Райкину: пуговицы шьет один, рукав - другой, брюки - третий, а костюма нет, и спросить не с кого.
При этом особого внимания требует организация повышения квалификации руководителей и преподавателей учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, т.к. организация повышения квалификации этой категории работников вне связи с повышением
квалификации остальных работников образования, в частности, педагогами общеобразовательных школ, малоэффективна и не отражает отраслевых потребностей.
Требуется перестройка организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов с определением мест, форм, методов и содержания повышения квалификации.
При этом научную составляющую повышения квалификации можно было бы рассматривать как предмет деятельности Большой академии (РАН) и отраслевых академий.
Произошедшее в 90-е годы «растаскивание образования» по региональным избам губительно сказалось на отраслевой целостности системы повышения квалификации.
Росагентство по образованию не обладает правом организации повышения квалификации всех работников системы образования.
Положение, регламентирующее деятельность Агентства, закрепляет за ним обязанность организовывать повышение квалификации только работников образования учреждений федеральной подчиненности.
В этой связи Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, учредителем которой является Рособразование, фактически являясь более 80 лет головным учреждением в системе повышения квалификации педкадров всей страны, не может принимать на обучение за счет средств федерального бюджета работников регионально-муниципального уровня.
В предполагаемом постановлении Правительства РФ с учетом реализации национальной доктрины «Новая школа» целесообразно определить:
- цели и задачи государственной политики в области повышения квалификации и переподготовки работников образования, направленной на создание эффективной государственной системы повышения квалификации педагогических, научных и управленческих кадров системы образования;
- комплекс первоочередных мер, создающих условия для повышения квалификации, как-то: периодичность, новые требования к качеству подготовки специалистов в системе повышения квалификации;
- нормативно-правовые условия организации п/к;
- правовой статус учреждений п/к;
- порядок финансирования повышения квалификации работников образования;
- государственные гарантии прав педагогических работников на повышение квалификации.
Особое место в постановлении должно занять поручение о разработке и апробации единой федерально-региональной модели повышения квалификации работников образования на федеральном, окружном, региональномуниципальном уровнях.