Научная статья на тему 'Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров в Татарстане в конце хх века'

Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров в Татарстане в конце хх века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / КОНФЕРЕНЦИЯ / ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS / THE TATAR INSTITUTE OF IMPROVEMENT OF TEACHERS / COURSE PREPARATION / CONFERENCE / LABOR AND VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евграфова Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются многие аспекты региональной системы повышения квалификации педагогических кадров в период проведения школьной реформы 1984 г. Большое внимание уделяется развитию форм и методов повышения квалификации учителей, проблемам организационного укрепления системы повышения квалификации педагогов Татарстана, дается оценка роли Татарского института усовершенствования учителей в совершенствовании системы переподготовки учительских кадров во второй половине 80-х гг. ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of the system of improvement of professional skills of pedagogical staff in Tatarstan at the end of the XX-th century

In the article many aspects of the regional system of improvement of professional skills of pedagogical staff in carrying out the school reform of 1984 have been analyzed. Great attention is paid to the development of forms and methods of improvement of professional skills of teachers and problems of organizational strengthening of system of improvement of professional skill of teachers of Tatarstan; the role of the Tatar institute of improvement of teachers in perfection of the system of retraining of teacher's in the second half of the 80th of ХХ century have been estimated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров в Татарстане в конце хх века»

УДК 378.046.4 ББК 74.03 М-92

Евграфова Ольга Геннадьевна, аспирант кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», т.: 89196927657. домашний адрес: 423832, Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Раскольникова, 45-40, е-mail: [email protected].

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТАТАРСТАНЕ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

(рецензирована)

В статье рассматриваются многие аспекты региональной системы повышения квалификации педагогических кадров в период проведения школьной реформы 1984 г. Большое внимание уделяется развитию форм и методов повышения квалификации учителей, проблемам организационного укрепления системы повышения квалификации педагогов Татарстана, дается оценка роли Татарского института усовершенствования учителей в совершенствовании системы переподготовки учительских кадров во второй половине 80-х гг. ХХ в.

Ключевые слова: система повышения квалификации, Татарский институт

усовершенствования учителей, курсовая подготовка, конференция, трудовое и профессиональное обучение.

Evgrafova Olga Gennadjevna, post-graduate student of the Department of Pedagogics and Psychology named after Z.T.Sharafutdinov, FSBEI HPE “Naberezhnye chelny Institute of Social and Pedagogical Technologies and Resources”; tel.: 89196927657. Home address: 423832, Tatarstan, Naberezhnye Chelny, 45-40 Raskolnikov Street, e-mail: [email protected].

PERFECTION OF THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS OF PEDAGOGICAL STAFF IN TATARSTAN AT THE END OF THE XX-TH CENTURY

(reviewed)

In the article many aspects of the regional system of improvement of professional skills of pedagogical staff in carrying out the school reform of 1984 have been analyzed. Great attention is paid to the development offorms and methods of improvement of professional skills of teachers and problems of organizational strengthening of system of improvement of professional skill of teachers of Tatarstan; the role of the Tatar institute of improvement of teachers in perfection of the system of retraining of teacher's in the second half of the 80th of ХХ century have been estimated.

Key words: system of improvement of professional skills, the Tatar institute of improvement of teachers, course preparation, conference, labor and vocational training.

Российская школа сегодня, как и общество, находится в состоянии сложного поиска стратегии своего развития, отвечающей духу времени. Этот поиск идет по всем направлениям - содержательным, структурным, финансовым, отсюда и масштабность реформирования и сложности переходного периода. Негативные явления в жизни отечественной школы вызывают вполне обоснованное беспокойство и общества в целом, и педагогов, и ученых. Существует несколько точек зрения на проблему реформирования школы. Первая утверждает необоснованность школьного реформирования, настаивая на преимуществах ушедшей в прошлое советской школы и необходимости возврата к ней. Другая -характеризуется положительным отношением к проводимым реформам и выступает за их продолжение. В связи с этим, представляется, на наш взгляд, необходимым возвратиться к тому опыту, который

приобрела отечественная образовательная практика и, в частности, система переподготовки педагогических кадров одного из субъектов России - Татарстана в период проведения школьной реформы 1984 г.

Развитие системы повышения квалификации педагогов Татарстана проходило в течение нескольких десятилетий в русле общероссийских тенденций, но имело и региональные особенности. Созданный еще в конце 20-х гг. ХХ в. Татарский институт усовершенствования учителей совместно с педагогическими институтами (Елабужский, Казанский) и педагогическими училищами республики со второй половины 1970-х гг. стал ежегодно принимать до 7-8 тыс. слушателей, учитывая нарастание информации по проблемам теоретической и прикладной педагогики, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. В этот же период обострилась необходимость повышения квалификации по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения, осуществления профориентационной работы, трудового воспитания учащихся. Каждому учителю раз в пять лет предоставлялась возможность пройти переподготовку. Продолжалась традиция проведения межобластных курсов для учителей татарского языка и литературы, учителей начальных классов татарских школ, расположенных за пределами республики. Основной формой повышения квалификации педагогов являлась курсовая подготовка.

В соответствии с типовыми учебно-тематическими планами на курсах использовались различные виды занятий: лекции, практикумы, семинары. Так, судя по архивным данным, семинары и практикумы на курсах вновь назначенных организаторов внеклассной и внешкольной работы занимали 34% от общего количества часов, на курсах военруков - 32%, математики и физики - 30%, учителей русского языка и литературы - 25%.

В «Основных направлениях школьной реформы», которые были утверждены постановлением Совета Министров от 12 апреля 1984 г. отмечалось, что «на современном этапе интересы человека требуют более широкого подхода к обучению и воспитанию. Обеспечивая высокий уровень знаний, необходимый для учебы в вузе, школа должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд» [4, с. 41]. Реформа выдвигает следующие задачи: повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий уровень преподавания предмета; улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной трудовой дисциплины; поднять общественный престиж учителя; укрепить материально-техническую базу учебных заведений. Устанавливалась следующая структура общего среднего образования: начальная школа (1-ГУ классы); неполная средняя школа (У-ГХ классы); средняя общеобразовательная и профессиональная школа (Х-ХГ классы); средние профессионально-технические училища; средние специальные учебные заведения. Таким образом, средняя общеобразовательная школа становилась 11-летней. Обучение предполагалось начинать с 6 лет, которое должно было осуществляться постепенно, начиная с 1986 г.

Цели, поставленные реформой, определяли требования к содержанию повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации этих целей необходимо было в сжатые сроки осуществить массовую переподготовку работников народного образования. В содержании повышения квалификации учителей всех предметов стержневыми становятся вопросы трудового обучения и воспитания, профориентации, профессиональной подготовки учащихся старших классов, усиления политехнической направленности содержания образования. Анализ учебно-тематических планов курсов, проводившихся в 1970-е гг., показывает, что эти вопросы часто оставались в тени. Некоторые исследователи предлагали учесть опыт ознакомления учителей с основами современного производства, накопленный во второй половине 50-х - начале 60-х гг. ХХ в. [6, с. 157].

Деятельность Татарского института усовершенствования учителей (ТИУУ) во второй половине 80-х гг. была направлена на дальнейшее укрепление научной и материальной базы, оснащение современной по тем временам техникой. На первом этапе подготовки учителей к преподаванию нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники», который был введен в учебное расписание средних школ с 1985/86 учебного года, большую помощь оказали вузы

- КГУ, КАИ, КГПИ, КамПИ, НПО Казань ВТИ [3, с. 148]. В кабинете основ информатики был оборудован класс персональными ЭВМ, состоящих из 12 машин «Агат». В 1986 г. была осуществлена массовая подготовка учителей к преподаванию предметов по новым программам. 790 лекторов, подготовленных на краткосрочных курсах при ТИУУ, провели в августе 1986 г. районные и городские семинары по всем предметам. Все учителя основ информатики и вычислительной техники прошли подготовку по программе 10 класса и учителя вечерних школ - по программе 9 класса. В связи с переходом к обучению детей с 6 лет 390 учителей начальных классов прошли специальную курсовую подготовку. Проведены по этой проблеме курсы для директоров школ (135 человек) [1, л. 2].

Заметим, что система планирования народного хозяйства страны затрагивала и систему повышения квалификации учителей. В период проведения школьной реформы в Татарстане ежегодно курсовыми мероприятиями было охвачено: 1985 г. - 8260 человек (по плану 6670) [23, л. 1]. В 1986 - 8433 (по плану 7000) [2, л. 1]. В 1987 г. на курсах обучались 5857 (по плану 7000) [2, л. 1].

Приведем пример лишь некоторых видов курсов, проведенных в 1986 г.:

I. При ТИУУ:

A. Летние: учителя 1-Х классов русских школ с обучением детей с 6 лет, учителя русского языка и литературы профтехучилищ, учителя русского языка и литературы русских школ со стажем 5-10 лет и т.д. (всего 19 видов летних курсов).

Б. Курсы с отрывом от работы: Директора 8-летних школ, учителя татарского языка и литературы русских школ, учителя немецкого языка, учителя-лекторы районных и городских курсов по учебнику «Геометрия» Погорелова и т.д. (всего 30 видов курсов).

B. Очно-заочные курсы: резерва руководителей школ; руководителей кустовых методических объединений (КМО) учителей русского языка (по отдельности русских и татарских школ); учителя русского языка и литературы татарских школ со стажем 10-35 лет (установочная и зачетная сессия) как для средних, так и для восьмилетних школ; учителя начальных классов татарских школ.

Г. Заочные курсы (учителя русского языка и литературы)

Д. Межобластные курсы (учителя начальных классов, учителя татарского языка и литературы, учителя русского языка и литературы, руководители внешкольных вокальных ансамблей).

II. При педучилищах и ОНО.

Летние: 1) учителей начальных классов малокомплектных школ (на базе Тетюшского педучилища);

2) учителей начальных классов татарских школ (на базе Арского педучилища) и т.д.; всего 9 видов летних курсов, проведенных в районах республики;

3) постоянно действующие курсы: учителей начальных классов, русского языка и литературы в различных городах; воспитателей групп раннего возраста; старших воспитателей детских садов Казани, музыкальных руководителей детских садов Казани, воспитателей групп продленного и школ-интернатов [1, лл. 15-17].

Таким образом, большое внимание в процессе повышения квалификации учителей уделялось дифференциацию групп на курсах.

В 1987 г. наблюдался меньший охват курсами по сравнению с предыдущим годом (5857 человек). Одной из центральных задач ТИУУ являлась подготовка руководящих и педагогических кадров к организации обучения 6-летних детей в школе. Осуществлено массовое обучение учителей (всего 1336 человек), приступающих к работе с 6-летними детьми на районных и городских курсах силами лекторов, подготовленных в ТИУУ. При этом был использован многолетний опыт экспериментальной работы с 6летними детьми в школе №4 г. Зеленодольска и в Старо-Студенецкой школе Буинского района [2, л. 2].

Ежегодно для вновь назначенных учителей информатики стали организовываться 3-недельные курсы по изучению материала IX и Х классов, причем особое внимание уделялось проведению практических занятий на различных компьютерах с учетом пожеланий слушателей. Проводились

специальные курсы для работников Министерства народного образования ТАССР, заведующих рай(гор)ОНО [3, с. 149].

24-25 апреля 1987 г. в Казани прошла научно-практическая конференция «Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса». Ее подготовили и провели Министерство просвещения республики, Татарский институт усовершенствования учителей, отделение педагогического общества России. В конференции приняли участие 600 человек. Делегаты имели возможность посетить 62 открытых урока у лучших учителей 62 школ города Казани, принять участие в работе предметных комиссий, обменяться опытом, участвовать в дискуссии о современном уроке. В практике школ, наряду с уроком, основной формой организации учебного процесса стали применяться лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы. Некоторые учителя республики стали применять методы и приемы учителей-новаторов. Так, на конференции были представлены доклады об использовании опорных сигналов, которые облегчают первичное запоминание, повышают эффективность урока математики (Абрамова В.К., школа №24 г. Набережные Челны), основ информатики (Шакирова Л.Н., школа №51 г. Казани) и многие др. Примечательно, что на конференции 1987 г. впервые работала секция учителей информатики и вычислительной техники, в которой приняли участие 35 человек [1, лл. 5-6].

В республике все большее число школ переходило на углубленное изучение различных предметов и учителям приходилось осваивать новые программы, учебные пособия, а так же более эффективные приемы преподавания. С этой целью в начале 1988/89 учебного года кабинет химии с целью оказания помощи этим учителям провел на базе кафедры неорганической химии КХТИ курсы по углубленной программе, разработанной сотрудниками этой кафедры под руководством профессора Ахметова Н.С. [5, л. 3]. Учителя получили практическую помощь и при посещении школ. Вторым этапом стал семинар на базе школы №25 г. Нижнекамска, которая уже в течение ряда лет успешно работала по углубленной программе по химии. Такие же курсы были проведены по математике и физике.

Впервые в 1988 г. были проведены курсы для учителей, приступивших к преподаванию нового предмета «Мировая художественная культура» (103 человека). На всех курсах был проведен спецсеминар по электронно-вычислительной технике. Судя по отчетам, шире стали использоваться на курсах активные формы: деловые игры, дискуссии, лекции-диалоги, встречи «за круглым столом», учебные экскурсии, моделирование уроков и внеклассных мероприятий, практикумы, которые по своему содержанию стали больше основываться на типичных для учебно-воспитательного процесса ситуациях, выставки методических материалов, привезенных слушателями, защита рефератов, зачеты. Интересной формой, например, стал диспут на курсах классных руководителей на тему «Современный классный руководитель. Каков он?». Цель диспута - анализ классным руководителем своей работы и самооценка [5, л. 4].

На заседании методического совета ТИУУ было принято решение о необходимости поэтапного изучения и обобщения передового опыта: школа - районный методкабинет (РМК) - учебно-методические кабинеты ТИУУ. Были разработаны рекомендации в помощь методистам и руководителям школ по методике выявления, изучения, обобщения и использования передового опыта. Проведен совместный семинар заведующих рай(гор) методкабинетов и методистов ИУУ на базе Ленинского РМК г. Казани по теме «Роль РМК в изучении, формировании и обобщении передового опыта»[3, с. 148].

В целях дальнейшего совершенствования системы непрерывного повышения квалификации Татарский институт усовершенствования учителей изучал запросы и потребности учителей, состояние преподавания. Методисты стремились уйти от инспекторских функций, которые преобладали ранее в работе по изучению состояния учебно-воспитательного процесса, больше стали оказывать методическую помощь непосредственно на местах, стали шире использовать научные методы анализа состояния обучения и воспитания, а также специальные программы. В стенах института трудились 83 сотрудника кафедр, заведующие кабинетами и методисты, 8 человек имели звания Заслуженный учитель школы РСФСР и ТАССР, 15 - отличников просвещения. Они бережно хранили традиции института, передавали свой опыт и мастерство новому поколению методистов.

Судя по данным архивных источников, в 80-е гг. ХХ в. районные и городские методкабинеты республики и отдельные школы чаще обращаются к сотрудникам кабинетов и кафедр института с просьбой провести проблемные семинары, оказать практическую помощь в подготовке и проведении районных и городских конференций, педагогических чтений, в подготовке открытых уроков, заседаний методических объединений, творческих отчетов школ и учителей, педагогических советов отдельных школ и т.д. Так, по просьбе с мест, в 1988 году кафедрой русского языка и литературы проведено 18, кабинетом воспитательной работы 13 семинаров в различных районах и городах республики. Для организации работы в межкурсовой период была разработана система деятельности научно-исследовательских лабораторий (на базе опорных школ). Например, кабинетом географии совместно со старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии, кандидатом педагогических наук А.А. Поповой был проведен на базе школ №10 и №20 города Набережные Челны семинар для творчески работающих учителей географии. Семинар был посвящен проблеме творческого использования методических приемов учителей-новаторов и мастеров педагогического труда в работе учителей географии [5, л. 4].

В республиканском журнале «Совет мектэбе», а также центральных журналах «Народное образование», «Русский язык в национальной школе», «Профессионально-техническое образование», «Физкультура в школе», «Школа и производство» опубликованы сотрудниками института материалы, освещающие лучший опыт учителей республики. Систематически передовой опыт учителей представлялся на союзном уровне. Так, в 1987 г. в павильоне «Народное образование» ВДНХ СССР был представлен опыт воспитателя детского сада «Солнышко» Балтасинского района Р.К. Газизовой на тему «Использование игровых приемов на занятиях по русскому языку в национальном детском саду». Учителя республики выступали с докладами на всех Всесоюзных педагогических чтениях, причем многие из них были отмечены дипломами [3, с. 149].

Переход на кафедральную систему стал важным шагом на пути превращения ТИУУ из учебно-методического в научно-методический центр. Институт усовершенствования учителей как центр методической работы был ориентирован на работу с учителями-предметниками, в то время как жизнь требовала решения социально-педагогических, культурологических, правовых, экономических, общепедагогических и управленческих проблем школы. Создание кафедральной системы способствовало приближению института к этим проблемам и по возможности их решению. Создавалась основа для дальнейшего развития института. В числе первых были созданы кафедра методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе и кафедра педагогики. Их заведующими стали кандидаты наук В.Ф. Габдулхаков, Р.А. Низамов. Стала формироваться новая система повышения квалификации учителей, характеризующаяся целостностью, системностью, появлением новых компонентов. Эти предпосылки стали основой для становления новых направлений в развитии института. В 1989 г. в городе Набережные Челны открывается филиал ТИУУ, через три года выросший в Институт непрерывного педагогического образования.

По мнению многих исследователей, школьная реформа, а в связи с ней и перестройка деятельности СПК учителей была необходима, т.к. с 70-х гг. прошлого столетия образование в СССР все больше начинает отставать от потребностей общества и мировых тенденций. Несмотря на сохранение среди педагогов широкого консервативного слоя, процессы реформирования образования во второй половине 80-х гг. нарастают. Имея нерешенные многочисленные проблемы, в этот период произошло некоторое улучшение материально-технической базы школы, ее кадрового оснащения. Начались процессы демократизации в управлении, первые попытки гуманизации содержания образования. Поэтому можно говорить, что это был один из успешных периодов в развитии отечественной школы, а региональные системы повышения квалификации способствовали выполнению новых задач, стоявших перед системой образования.

Литература:

1. Годовой отчет о работе ТИУУ за 1986 г. // НА РТ Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1063.

2. Годовой статистический отчет за 1987 г. // НА РТ. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1074.

3. Исламшин Р.А. Непрерывное образование в условиях Татарстана // Мирас. 2000. №9. С. 146-157.

4. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и

материалов. М.: Политиздат, 1984. 111 с.

5. Справка о работе ТИУУ в 1988 г. // НА РТ. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1099.

6. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.). М.: Педагогика, 1986. 182 с.

References:

1. Annual Report of the TIUUfor 1986 // AT PT FI 1334. Op. 2. D. 1063.

2. Annual Statistical Report for 1987 // ATRT. F. 1334. Op. 2. D. 1074.

3. Islamshin R A. Continuing Education in Tatarstan //Miras. 2000. № 9. P. 146-157.

4. On the reform of secondary and vocational schools: Col. documents and materials. M. Politizdat, 1984. 111 p.

5. Reference on TIUU in 1988 // AT RT. F. 1334. Op. 2. D. 1099.

6. Hudominsky P.V. Development of the system of training of teachers of the Soviet secondary school (1917-1981 gg.). Moscow: Pedagogy, 1986. 182p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.