Научная статья на тему 'Тенденции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Татарстане в 80-е годы хх века'

Тенденции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Татарстане в 80-е годы хх века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА 1980-Х ГОДОВ / ТИУУ / ПЕДАГОГИКА ТАТАРСТАНА / TATAR TEACHERS' TRAINING INSTITUTE / HISTORY OF TEACHER TRAINING / COURSE PREPARATION / SECONDARY EDUCATION STRUCTURE / PUBLIC EDUCATION PLANNING / SCHOOL REFORM OF THE 1980S / PEDAGOGY IN TATARSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евграфова Ольга Геннадьевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития региональной системы повышения квалификации педагогических кадров в период проведения школьной реформы. Большое внимание уделяется развитию форм и методов повышения квалификации учителей, проблемам организационного укрепления системы повышения квалификации педагогов Татарии, дается оценка роли Татарского института усовершенствования учителей в совершенствовании системы переподготовки учительских кадров во второй половине 80-х гг. ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of teachers' in-service training system in tatarstan in the 1980s

The article reveals some aspects of regional teachers' in-service training system in the period of carrying out the school reform. Much attention is paid to the development of forms and methods of teachers' training, problems of organizational strengthening of in-service teachers' training system in Tatarstan. The article assesses the role of Tatar in-service teachers' training Institute in improving the system of retraining teaching staff in the second half of the 1980s.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Татарстане в 80-е годы хх века»

О. Г. Евграфова

(Набережные Челны)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТАТАРСТАНЕ В 80-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития региональной системы повышения квалификации педагогических кадров в период проведения школьной реформы. Большое внимание уделяется развитию форм и методов повышения квалификации учителей, проблемам организационного укрепления СПК педагогов Татарии, дается оценка роли Татарского института усовершенствования учителей в совершенствовании системы переподготовки учительских кадров во второй половине 80-х гг. ХХ в.

Развитие системы повышения квалификации педагогов Татарстана проходило в течение нескольких десятилетий в русле общероссийских тенденций, но имело и региональные особенности. Созданный еще в конце 20-х гг. ХХ в. Татарский институт усовершенствования учителей (ТИУУ] совместно с педагогическими институтами (Елабужским, Казанским] и педагогическими училищами республики в 1970-х гг. стал ежегодно принимать до 7-8 тыс. слушателей. В этот же период обострилась необходимость повышения квалификации по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения, осуществления профориентационной работы, трудового воспитания учащихся. Каждому учителю раз в пять лет предоставлялась возможность пройти переподготовку. Продолжалась традиция проведения межобластных курсов для учителей татарского языка и литературы, учителей начальных классов татарских школ, расположенных за пределами республики. Основной формой повышения квалификации педагогов являлась курсовая подготовка.

В соответствии с типовыми учебно-тематическими планами на курсах использовались различные виды занятий: лекции, практикумы, семинары. Так, судя по архивным данным, семинары и практикумы на курсах вновь назначенных организаторов внеклассной и внешкольной работы занимали 34% от общего количества часов, на курсах военруков - 32%, математики и физики - 30%, учителей русского языка и литературы - 25%.

В «Основных направлениях школьной реформы», которые были утверждены постановлением Совета Министров от 12 апреля 1984 г., отмечалось, что на современном эта-

пе интересы человека требуют более широкого подхода к обучению и воспитанию : обеспечивая высокий уровень знаний, необходимый для учебы в вузе, школа должна ориентировать молодежь на общественнополезный труд [4]. Реформа выдвинула задачи: повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий уровень преподавания предмета; улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной трудовой дисциплины; поднять общественный престиж учителя; укрепить материально-техническую базу учебных заведений. Устанавливалась следующая структура общего среднего образования: начальная школа (1-^ классы]; неполная средняя школа ^-1Х классы]; средняя общеобразовательная и профессиональная школа (Х-Х1 классы]; средние профессионально-технические училища; средние специальные учебные заведения. Таким образом, средняя общеобразовательная школа становилась 11-летней. Обучение предполагалось начинать с 6 лет, что должно было осуществляться постепенно, начиная с 1986 года [4, с. 41].

Цели, поставленные реформой, определяли требования к содержанию повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации этих целей необходимо было в сжатые сроки осуществить массовую переподготовку работников народного образования. В содержании повышения квалификации учителей всех предметов стержневыми становятся вопросы трудового обучения и воспитания, профориентации, профессио-

нальной подготовки учащихся старших классов, усиления политехнической направленности содержания образования. Анализ учебнотематических планов курсов, проводившихся в 1970-е годы, показывает, что эти вопросы часто оставались в тени. Некоторые исследователи предлагали учесть опыт ознакомления учителей с основами современного производства, накопленный во второй половине 50-х - начале 60-х гг. ХХ века [6, с. 157].

Деятельность ТИУУ во второй половине 80-х гг. была направлена на дальнейшее укрепление научной и материальной базы, оснащение современной по тем временам техникой. На первом этапе подготовки учителей к преподаванию нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники», который был введен в учебное расписание средних школ с 1985/86 учебного года, большую помощь оказали вузы - КГУ (Казанский государственный университет], КАИ (Казанский авиационный институт], КГПИ (Казанский государственный педагогический институт, ныне университет], КамПИ (Камский политехнический институт, ныне Камская Государственная инженерно-экономическая академия], КНПО ВТИ (Казанское научно-производственное объединение вычислительной техники и информатики] [3, с. 148]. В кабинете основ информатики был оборудован класс персональными ЭВМ, состоящих из 12 машин «Агат». В 1986 году была осуществлена массовая подготовка учителей к преподаванию предметов по новым программам. 790 лекторов, подготовленных на краткосрочных курсах при ТИУУ, провели в августе 1986 г. районные и городские семинары по всем предметам. Все учителя основ информатики и вычислительной техники прошли подготовку по программе 10 класса а учителя вечерних школ - по программе 9 класса. В связи с переходом к обучению детей с 6 лет 390 учителей начальных классов прошли специальную курсовую подготовку. Проведены по этой проблеме курсы для директоров школ (135 человек] [1, 2].

Заметим, что система планирования народного хозяйства страны затрагивала и СПК учителей. В период проведения школьной реформы в ТАССР (ныне Республика Татарстан] ежегодно курсовыми мероприятиями было охвачено: 1985 г. - 8260 чел., 1986 г. - 8433 чел., в 1987 году на курсах обучались 5857 человек [2, 3].

Курсы, проведенные в 1986 году:

I. При ТИУУ:

- Летние: учителя 1-Х классов русских школ с обучением детей с 6 лет, учителя русского языка и литературы профтехучилищ, учителя русского языка и литературы русских школ со стажем 5-10 лет и т.д. (всего 19 видов летних курсов].

- Курсы с отрывом от работы: Директора 8-летних школ, учителя татарского языка и литературы русских школ, учителя немецкого языка, учителя-лекторы районных и городских курсов по учебнику «Геометрия» По-горелова и т. д. (всего 30 видов курсов].

- Очно-заочные курсы: резерва руководителей школ; руководителей кустовых методических объединений (КМО] учителей русского языка (по отдельности русских и татарских школ]; учителя русского языка и литературы татарских школ со стажем 10-35 лет (установочная и зачетная сессия] как для средних, так и для восьмилетних школ; учителя начальных классов татарских школ.

- Заочные курсы (учителя русского языка и литературы]

- Межобластные курсы (учителя начальных классов, учителя татарского языка и литературы, учителя русского языка и литературы, руководители внешкольных вокальных ансамблей].

II. При педучилищах и отделах народного образования (ОНО).

- Летние: учителей начальных классов малокомплектных школ (на базе Тетюшского педучилища]; учителей начальных классов татарских школ (на базе Арского педучилища] и т.д. Всего 9 видов летних курсов, проведенных в районах республики.

- Постоянно-действующие курсы: учителей начальных классов, русского языка и литературы в различных городах; воспитателей групп раннего возраста; старших воспитателей детских садов города Казани, музыкальных руководителей детских садов г. Казани, воспитателей групп продленного дня и школ-интернатов [1].

Таким образом, большое внимание в процессе повышения квалификации учителей уделялось дифференцированному компонованию групп на курсах.

В 1987 г. наблюдался меньший охват курсами по сравнению с предыдущим годом (5857 человек]. Однако одной из центральных задач ТИУУ являлась подготовка руково-

дящих и педагогических кадров к организации обучения 6-летних детей в школе. Осуществлено массовое обучение учителей (всего 1336 человек], приступающих к работе с 6летними детьми на районных и городских курсах силами лекторов, подготовленных в ТИУУ. При этом был использован многолетний опыт экспериментальной работы с 6-летними детьми в школе № 4 г. Зеленодольска и в Старо-Студенецкой школе Буинского района [2, л. 2].

Ежегодно для вновь назначенных учителей информатики стали организовываться 3недельные курсы по изучению материала IX и Х классов, причем особое внимание уделялось проведению практических занятий на различных компьютерах с учетом пожеланий слушателей. Проводились специальные курсы для работников Министерства народного образования ТАССР, заведующих районными (городскими] отделами народного образования [3, с. 149].

24-25 апреля 1987 г. в Казани прошла научно-практическая конференция «Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса». Ее подготовили и провели Министерство просвещения республики, Татарский институт усовершенствования учителей, отделение педагогического общества РСФСР. В конференции приняли участие 600 человек. Делегаты имели возможность посетить 62 открытых урока у лучших учителей 62 школ города Казани, принять участие в работе предметных комиссий, обменяться опытом, участвовать в дискуссии о современном уроке. В практике школ, наряду с уроком, в качестве, основной формы организации учебного процесса стали применяться лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы. Некоторые учителя республики стали применять методы и приемы учителей-нова-торов. Так, на конференции были представлены доклады об использовании опорных сигналов, которые облегчают первичное запоминание, повышают эффективность урока математики (В. К. Абрамова, школа №24 г. Набережные Челны], основ информатики (Л. Н. Шакирова, школа № 51 г. Казани] и многие другие. Примечательно, что на конференции 1987 г. впервые работала секция учителей информатики и вычислительной техники, в которой приняли участие 35 человек [1, л. 5-6].

В республике все большее число школ переходило на углубленное изучение различных предметов и учителям проходилось осваивать новые программы, учебные пособия, а также более эффективные приемы преподавания. С этой целью в начале 1988/89 учебного года кабинет химии с целью оказания помощи этим учителям провел на базе кафедры неорганической химии КХТИ курсы по углубленной программе, разработанной сотрудниками этой кафедры под руководством профессора Н. С. Ахметова [5, л. 3]. Учителя получили практическую помощь и при посещении школ. Вторым этапом стал семинар на базе школы №25 г. Нижнекамска, которая уже ряд лет успешно работала по углубленной программе по химии. Такие же курсы были проведены по математике и физике. Впервые в 1988 году были проведены курсы для учителей, приступивших к преподаванию нового предмета «Мировая художественная культура» (103 человека]. На всех курсах был проведен спецсеминар по электронно-вычислительной технике. Судя по отчетам, шире стали использоваться на курсах активные формы: деловые игры, дискуссии, лекции-диалоги, встречи «за круглым столом», учебные экскурсии, моделирование уроков и внеклассных мероприятий, практикумы, которые по своему содержанию стали больше основываться на типичных для учебно-воспитательного процесса ситуациях, выставки методических материалов, привезенных слушателями, защита рефератов, зачеты. Интересной формой, например, стал диспут на курсах классных руководителей на тему «Современный классный руководитель. Каков он?». Цель диспута - анализ классным руководителем своей работы и самооценка [5].

На заседании методического совета ТИУУ было принято решение о необходимости поэтапного изучения и обобщения передового опыта: школа - районный методкабинет (РМК] - учебно-методические кабинеты ТИУУ. Были разработаны рекомендации в помощь методистам и руководителям школ по методике выявления, изучения, обобщения и использования передового опыта. Проведен совместный семинар заведующих рай(гор] методкабинетов и методистов ИУУ на базе Ленинского РМК г. Казани по теме «Роль РМК в изучении, формировании и обобщении передового опыта» [3].

В республиканском журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа»], а также центральных «Народное образование», «Русский язык в национальной школе», «Профессионально-техническое образование», «Физкультура в школе», «Школа и производство» сотрудниками института опубликованы материалы, освещающие лучший опыт учителей республики. Систематически передовой опыт учителей представлялся на союзном уровне. Так, в 1987 г. в павильоне «Народное образование» на ВДНХ СССР был представлен опыт воспитателя детского сада «Солнышко» Бал-тасинского района Р. К. Газизовой на тему «Использование игровых приемов на занятиях по русскому языку в национальном детском саду». Учителя республики выступали с докладами на всех Всесоюзных педагогических чтениях, причем многие из них были отмечены дипломами [3].

Переход на кафедральную систему стал важным шагом на пути превращения ТИУУ из учебно-методического в научно-методический центр. Институт усовершенствования учителей как центр методической работы был ориентирован на работу с учителями-предметниками, в то время как жизнь требовала решения социально-педагогических, культурологических, правовых, экономических, общепедагогических и управленческих проблем школы. Создание кафедральной системы способствовало приближению института к этим проблемам и по возможности их решению. Создавалась основа для дальнейшего развития института. В числе первых были созданы кафедра методики преподавания

русского языка и литературы в национальной школе и кафедра педагогики. Их заведующими стали кандидаты наук В. Ф. Габдул-хаков, Р. А. Низамов. Стала формироваться новая система повышения квалификации учителей, характеризующаяся целостностью, системностью, появлением новых компонентов. Эти предпосылки стали основой для становления новых направлений в развитии института. В 1989 г. в городе Набережные Челны открывается филиал ТИУУ, через три года выросший в Институт непрерывного педагогического образования.

По мнению многих исследователей,

школьная реформа, а в связи с ней и перестройка деятельности СПК учителей была необходима, так как с 70-х годов прошлого столетия образование в СССР все больше начинает отставать от потребностей общества и мировых тенденций. Несмотря на сохранение среди педагогов широкого консервативного слоя, процессы реформирования образования во второй половине 80-х гг. нарастают, в этот период произошло некоторое улучшение материально-технической базы школы, ее кадрового оснащения, начались процессы демократизации в управлении, первые попытки гуманизации содержания образования. Поэтому можно говорить, что это был один из успешных периодов в развитии отечественной школы. Региональная система повышения квалификации Татарской АССР (с 1991 года - Республика Татарстан] способствовала выполнению новых задач, стоявших перед системой образования.

Литература

1. Годовой отчет о работе ТИУУ за 1986 г. // НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан]. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1063.

2. Годовой статистический отчет за 1987 год // НА РТ. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1074.

3. Исламшин Р. А. Непрерывное образование в условиях Татарстана // Мирас. - 2000. - № 9. - С. 146-157.

4. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы : сб. документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984. - 111 с.

5. Справка о работе ТИУУ в 1988 г. // НА РТ. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1099.

6. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.]. - М.: Педагогика, 1986. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.