О. Г. Евграфова
(Набережные Челны)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТАТАРСТАНЕ В 80-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
В статье рассматриваются некоторые аспекты развития региональной системы повышения квалификации педагогических кадров в период проведения школьной реформы. Большое внимание уделяется развитию форм и методов повышения квалификации учителей, проблемам организационного укрепления СПК педагогов Татарии, дается оценка роли Татарского института усовершенствования учителей в совершенствовании системы переподготовки учительских кадров во второй половине 80-х гг. ХХ в.
Развитие системы повышения квалификации педагогов Татарстана проходило в течение нескольких десятилетий в русле общероссийских тенденций, но имело и региональные особенности. Созданный еще в конце 20-х гг. ХХ в. Татарский институт усовершенствования учителей (ТИУУ] совместно с педагогическими институтами (Елабужским, Казанским] и педагогическими училищами республики в 1970-х гг. стал ежегодно принимать до 7-8 тыс. слушателей. В этот же период обострилась необходимость повышения квалификации по проблемам дифференциации и индивидуализации обучения, осуществления профориентационной работы, трудового воспитания учащихся. Каждому учителю раз в пять лет предоставлялась возможность пройти переподготовку. Продолжалась традиция проведения межобластных курсов для учителей татарского языка и литературы, учителей начальных классов татарских школ, расположенных за пределами республики. Основной формой повышения квалификации педагогов являлась курсовая подготовка.
В соответствии с типовыми учебно-тематическими планами на курсах использовались различные виды занятий: лекции, практикумы, семинары. Так, судя по архивным данным, семинары и практикумы на курсах вновь назначенных организаторов внеклассной и внешкольной работы занимали 34% от общего количества часов, на курсах военруков - 32%, математики и физики - 30%, учителей русского языка и литературы - 25%.
В «Основных направлениях школьной реформы», которые были утверждены постановлением Совета Министров от 12 апреля 1984 г., отмечалось, что на современном эта-
пе интересы человека требуют более широкого подхода к обучению и воспитанию : обеспечивая высокий уровень знаний, необходимый для учебы в вузе, школа должна ориентировать молодежь на общественнополезный труд [4]. Реформа выдвинула задачи: повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий уровень преподавания предмета; улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной трудовой дисциплины; поднять общественный престиж учителя; укрепить материально-техническую базу учебных заведений. Устанавливалась следующая структура общего среднего образования: начальная школа (1-^ классы]; неполная средняя школа ^-1Х классы]; средняя общеобразовательная и профессиональная школа (Х-Х1 классы]; средние профессионально-технические училища; средние специальные учебные заведения. Таким образом, средняя общеобразовательная школа становилась 11-летней. Обучение предполагалось начинать с 6 лет, что должно было осуществляться постепенно, начиная с 1986 года [4, с. 41].
Цели, поставленные реформой, определяли требования к содержанию повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации этих целей необходимо было в сжатые сроки осуществить массовую переподготовку работников народного образования. В содержании повышения квалификации учителей всех предметов стержневыми становятся вопросы трудового обучения и воспитания, профориентации, профессио-
нальной подготовки учащихся старших классов, усиления политехнической направленности содержания образования. Анализ учебнотематических планов курсов, проводившихся в 1970-е годы, показывает, что эти вопросы часто оставались в тени. Некоторые исследователи предлагали учесть опыт ознакомления учителей с основами современного производства, накопленный во второй половине 50-х - начале 60-х гг. ХХ века [6, с. 157].
Деятельность ТИУУ во второй половине 80-х гг. была направлена на дальнейшее укрепление научной и материальной базы, оснащение современной по тем временам техникой. На первом этапе подготовки учителей к преподаванию нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники», который был введен в учебное расписание средних школ с 1985/86 учебного года, большую помощь оказали вузы - КГУ (Казанский государственный университет], КАИ (Казанский авиационный институт], КГПИ (Казанский государственный педагогический институт, ныне университет], КамПИ (Камский политехнический институт, ныне Камская Государственная инженерно-экономическая академия], КНПО ВТИ (Казанское научно-производственное объединение вычислительной техники и информатики] [3, с. 148]. В кабинете основ информатики был оборудован класс персональными ЭВМ, состоящих из 12 машин «Агат». В 1986 году была осуществлена массовая подготовка учителей к преподаванию предметов по новым программам. 790 лекторов, подготовленных на краткосрочных курсах при ТИУУ, провели в августе 1986 г. районные и городские семинары по всем предметам. Все учителя основ информатики и вычислительной техники прошли подготовку по программе 10 класса а учителя вечерних школ - по программе 9 класса. В связи с переходом к обучению детей с 6 лет 390 учителей начальных классов прошли специальную курсовую подготовку. Проведены по этой проблеме курсы для директоров школ (135 человек] [1, 2].
Заметим, что система планирования народного хозяйства страны затрагивала и СПК учителей. В период проведения школьной реформы в ТАССР (ныне Республика Татарстан] ежегодно курсовыми мероприятиями было охвачено: 1985 г. - 8260 чел., 1986 г. - 8433 чел., в 1987 году на курсах обучались 5857 человек [2, 3].
Курсы, проведенные в 1986 году:
I. При ТИУУ:
- Летние: учителя 1-Х классов русских школ с обучением детей с 6 лет, учителя русского языка и литературы профтехучилищ, учителя русского языка и литературы русских школ со стажем 5-10 лет и т.д. (всего 19 видов летних курсов].
- Курсы с отрывом от работы: Директора 8-летних школ, учителя татарского языка и литературы русских школ, учителя немецкого языка, учителя-лекторы районных и городских курсов по учебнику «Геометрия» По-горелова и т. д. (всего 30 видов курсов].
- Очно-заочные курсы: резерва руководителей школ; руководителей кустовых методических объединений (КМО] учителей русского языка (по отдельности русских и татарских школ]; учителя русского языка и литературы татарских школ со стажем 10-35 лет (установочная и зачетная сессия] как для средних, так и для восьмилетних школ; учителя начальных классов татарских школ.
- Заочные курсы (учителя русского языка и литературы]
- Межобластные курсы (учителя начальных классов, учителя татарского языка и литературы, учителя русского языка и литературы, руководители внешкольных вокальных ансамблей].
II. При педучилищах и отделах народного образования (ОНО).
- Летние: учителей начальных классов малокомплектных школ (на базе Тетюшского педучилища]; учителей начальных классов татарских школ (на базе Арского педучилища] и т.д. Всего 9 видов летних курсов, проведенных в районах республики.
- Постоянно-действующие курсы: учителей начальных классов, русского языка и литературы в различных городах; воспитателей групп раннего возраста; старших воспитателей детских садов города Казани, музыкальных руководителей детских садов г. Казани, воспитателей групп продленного дня и школ-интернатов [1].
Таким образом, большое внимание в процессе повышения квалификации учителей уделялось дифференцированному компонованию групп на курсах.
В 1987 г. наблюдался меньший охват курсами по сравнению с предыдущим годом (5857 человек]. Однако одной из центральных задач ТИУУ являлась подготовка руково-
дящих и педагогических кадров к организации обучения 6-летних детей в школе. Осуществлено массовое обучение учителей (всего 1336 человек], приступающих к работе с 6летними детьми на районных и городских курсах силами лекторов, подготовленных в ТИУУ. При этом был использован многолетний опыт экспериментальной работы с 6-летними детьми в школе № 4 г. Зеленодольска и в Старо-Студенецкой школе Буинского района [2, л. 2].
Ежегодно для вновь назначенных учителей информатики стали организовываться 3недельные курсы по изучению материала IX и Х классов, причем особое внимание уделялось проведению практических занятий на различных компьютерах с учетом пожеланий слушателей. Проводились специальные курсы для работников Министерства народного образования ТАССР, заведующих районными (городскими] отделами народного образования [3, с. 149].
24-25 апреля 1987 г. в Казани прошла научно-практическая конференция «Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса». Ее подготовили и провели Министерство просвещения республики, Татарский институт усовершенствования учителей, отделение педагогического общества РСФСР. В конференции приняли участие 600 человек. Делегаты имели возможность посетить 62 открытых урока у лучших учителей 62 школ города Казани, принять участие в работе предметных комиссий, обменяться опытом, участвовать в дискуссии о современном уроке. В практике школ, наряду с уроком, в качестве, основной формы организации учебного процесса стали применяться лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы. Некоторые учителя республики стали применять методы и приемы учителей-нова-торов. Так, на конференции были представлены доклады об использовании опорных сигналов, которые облегчают первичное запоминание, повышают эффективность урока математики (В. К. Абрамова, школа №24 г. Набережные Челны], основ информатики (Л. Н. Шакирова, школа № 51 г. Казани] и многие другие. Примечательно, что на конференции 1987 г. впервые работала секция учителей информатики и вычислительной техники, в которой приняли участие 35 человек [1, л. 5-6].
В республике все большее число школ переходило на углубленное изучение различных предметов и учителям проходилось осваивать новые программы, учебные пособия, а также более эффективные приемы преподавания. С этой целью в начале 1988/89 учебного года кабинет химии с целью оказания помощи этим учителям провел на базе кафедры неорганической химии КХТИ курсы по углубленной программе, разработанной сотрудниками этой кафедры под руководством профессора Н. С. Ахметова [5, л. 3]. Учителя получили практическую помощь и при посещении школ. Вторым этапом стал семинар на базе школы №25 г. Нижнекамска, которая уже ряд лет успешно работала по углубленной программе по химии. Такие же курсы были проведены по математике и физике. Впервые в 1988 году были проведены курсы для учителей, приступивших к преподаванию нового предмета «Мировая художественная культура» (103 человека]. На всех курсах был проведен спецсеминар по электронно-вычислительной технике. Судя по отчетам, шире стали использоваться на курсах активные формы: деловые игры, дискуссии, лекции-диалоги, встречи «за круглым столом», учебные экскурсии, моделирование уроков и внеклассных мероприятий, практикумы, которые по своему содержанию стали больше основываться на типичных для учебно-воспитательного процесса ситуациях, выставки методических материалов, привезенных слушателями, защита рефератов, зачеты. Интересной формой, например, стал диспут на курсах классных руководителей на тему «Современный классный руководитель. Каков он?». Цель диспута - анализ классным руководителем своей работы и самооценка [5].
На заседании методического совета ТИУУ было принято решение о необходимости поэтапного изучения и обобщения передового опыта: школа - районный методкабинет (РМК] - учебно-методические кабинеты ТИУУ. Были разработаны рекомендации в помощь методистам и руководителям школ по методике выявления, изучения, обобщения и использования передового опыта. Проведен совместный семинар заведующих рай(гор] методкабинетов и методистов ИУУ на базе Ленинского РМК г. Казани по теме «Роль РМК в изучении, формировании и обобщении передового опыта» [3].
В республиканском журнале «Совет мэктэбе» («Советская школа»], а также центральных «Народное образование», «Русский язык в национальной школе», «Профессионально-техническое образование», «Физкультура в школе», «Школа и производство» сотрудниками института опубликованы материалы, освещающие лучший опыт учителей республики. Систематически передовой опыт учителей представлялся на союзном уровне. Так, в 1987 г. в павильоне «Народное образование» на ВДНХ СССР был представлен опыт воспитателя детского сада «Солнышко» Бал-тасинского района Р. К. Газизовой на тему «Использование игровых приемов на занятиях по русскому языку в национальном детском саду». Учителя республики выступали с докладами на всех Всесоюзных педагогических чтениях, причем многие из них были отмечены дипломами [3].
Переход на кафедральную систему стал важным шагом на пути превращения ТИУУ из учебно-методического в научно-методический центр. Институт усовершенствования учителей как центр методической работы был ориентирован на работу с учителями-предметниками, в то время как жизнь требовала решения социально-педагогических, культурологических, правовых, экономических, общепедагогических и управленческих проблем школы. Создание кафедральной системы способствовало приближению института к этим проблемам и по возможности их решению. Создавалась основа для дальнейшего развития института. В числе первых были созданы кафедра методики преподавания
русского языка и литературы в национальной школе и кафедра педагогики. Их заведующими стали кандидаты наук В. Ф. Габдул-хаков, Р. А. Низамов. Стала формироваться новая система повышения квалификации учителей, характеризующаяся целостностью, системностью, появлением новых компонентов. Эти предпосылки стали основой для становления новых направлений в развитии института. В 1989 г. в городе Набережные Челны открывается филиал ТИУУ, через три года выросший в Институт непрерывного педагогического образования.
По мнению многих исследователей,
школьная реформа, а в связи с ней и перестройка деятельности СПК учителей была необходима, так как с 70-х годов прошлого столетия образование в СССР все больше начинает отставать от потребностей общества и мировых тенденций. Несмотря на сохранение среди педагогов широкого консервативного слоя, процессы реформирования образования во второй половине 80-х гг. нарастают, в этот период произошло некоторое улучшение материально-технической базы школы, ее кадрового оснащения, начались процессы демократизации в управлении, первые попытки гуманизации содержания образования. Поэтому можно говорить, что это был один из успешных периодов в развитии отечественной школы. Региональная система повышения квалификации Татарской АССР (с 1991 года - Республика Татарстан] способствовала выполнению новых задач, стоявших перед системой образования.
Литература
1. Годовой отчет о работе ТИУУ за 1986 г. // НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан]. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1063.
2. Годовой статистический отчет за 1987 год // НА РТ. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1074.
3. Исламшин Р. А. Непрерывное образование в условиях Татарстана // Мирас. - 2000. - № 9. - С. 146-157.
4. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы : сб. документов и материалов. - М.: Политиздат, 1984. - 111 с.
5. Справка о работе ТИУУ в 1988 г. // НА РТ. Ф. 1334. Оп. 2. Д. 1099.
6. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.]. - М.: Педагогика, 1986. - 182 с.