Научная статья на тему 'Развитие этнокультурных традиций как условие преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай'

Развитие этнокультурных традиций как условие преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЭТНОС / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЭТНОСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / INDIGENOUS ETHNIC GROUPS / SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENTIATION / ETHNOS / SOCIAL EDUCATION / TRADITIONS / POLYCULTURAL TERRITORY / ETHNOSOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Елена Юрьевна, Лизунова Галина Юрьевна, Таскина Ирина Анатольевна

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 17-16-04003 «Социально-психологические последствия социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай». Авторы рассматривают Республику Алтай как многонациональный, поликультурный регион и анализируют проблемы развития и сохранения этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Республики Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Елена Юрьевна, Лизунова Галина Юрьевна, Таскина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING ETHNOCULTURAL TRADITIONS AS CONDITION OF OVERCOMING SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENTIATION OF INDIGENOUS ETHNIC GROUPS OF ALTAIREPUBLIC

The research is executed within a grant of RGNF No. 17-16-04003 "Social and psychological consequences of social and economic differentiation of indigenous ethnic groups of Altai Republic". Authors regard Altai Republic as the multinational, polycultural region and analyze problems of development and maintaining ethnocultural traditions of indigenous ethnic groups of Altai Republic.

Текст научной работы на тему «Развитие этнокультурных традиций как условие преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай»

Педагогика

УДК: 37.061

кандидат педагогических наук, доцент Кудрявцева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат философских наук, доцент Лизунова Галина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск); кандидат психологических наук, доцент Таскина Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» (г. Горно-Алтайск)

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Аннотация. Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 17-16-04003 «Социально-психологические последствия социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай». Авторы рассматривают Республику Алтай как многонациональный, поликультурный регион и анализируют проблемы развития и сохранения этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Республики Алтай.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, социально-экономическая дифференциация, этнос, социальное воспитание, традиции, поликультурная территория, этносоциальное воспитание.

Annotation. The research is executed within a grant of RGNF No. 17-16-04003 "Social and psychological conséquences of social and economic differentiation of indigenous ethnie groups of Altai Republic". Authors regard Altai Republic as the multinational, polycultural region and analyze problems of development and maintaining ethnocultural traditions of indigenous ethnic groups of Altai Republic.

Keywords: indigenous ethnic groups, social and economic differentiation, ethnos, social education, traditions, polycultural territory, ethnosocial education.

Введение. В настоящее время социальная политика Российского государства направлена на развитие регионов и их коренного населения, возрождение уникальности культуры и традиций коренных малочисленных народов. Республика Алтай, как и многие другие регионы Российской Федерации, является многонациональной, поликультурной территорией. Всего в Республике Алтай в ходе последней переписи населения 2010 года зарегистрированы представители 91 национальности. Самой многочисленной этнической группой являются русские (114802 человека), на втором месте - алтайцы (68814 человек), на третьем - казахи (12524 человек) [5, с. 613-619].

Территориальное расселение этносов по республике имеет также значительные различия. Так, русские и алтайцы проживают во всех муниципальных районах республики, в некоторых из них преобладая численно. Русские составляют большинство в 7-и из 11-и районов, алтайцы - в трех. Казахи в настоящее время расселены практически по всем муниципальным образованиям, в то время как ранее компактно проживали в двух районах (Улаганском и Кош-Агачском) [2, с. 28-38.].

В республике проживают представители и коренных малочисленных народов. К ним отнесены теленгиты, кумандинцы, челканцы и тубалары. По данным переписи, на территории региона на 2010 год их численность составляла 3648, 1062, 1113 и 1891 человек соответственно [11, с. 66].

В своем исследовании Н.В. Екеев, Н.М. Екеева, С.П. Суразакова характеризуют население Республики Алтай следующим образом: «Жители Республики Алтай различаются по многим параметрам этнического, лингвистического и религиозного характера [4, с. 77].

Некоторые исследователи Алтая отмечают, что за прошедшее столетие значительно изменился характер проживания его коренного населения: практически исчезли небольшие аилы, большинство населения сконцентрировано в крупных населенных пунктах, где оно, тем не менее, составляет меньшинство. Следствием этого является сужение брачного круга, рост инбриндинга, разрыв внутриэтнических и межэтнических связей [6, с. 154-155].

Интенсификация процессов метисации коренного населения стала причиной возрастания в последние годы интереса к проблеме самоопределения и этнического самосознания метисов [8]. В настоящее время социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Республики Алтай характеризуется неоднозначно [13]: большая их часть проживает в отдаленных и высокогорных труднодоступных селах с суровыми климатическими условиями [13], приравненных к северным районам страны; среди них отмечается высокий уровень скрытой безработицы, распространение асоциальных явлений (суицидальное поведение, пьянство, алкоголизм и различных заболеваний); основным источником жизнеобеспечения населения указанных районов является личное подсобное хозяйство (преимущественно животноводство), сезонные занятия [13]: разрешенная и скрытая охота на пушного зверя и копытных животных, сбор кедрового ореха, ягод, лекарственных трав, продажа сухих рогов маралов, косуль; рекреационный туризм и т.д., [13] а также социальная поддержка сельского населения Республики Алтай через государственные пенсии и различные социальные пособия [3, с. 56-75].

Изложение основного материала статьи. Концепция национальной системы образования в Российской Федерации [3] и специфика социально-демографической ситуации, побуждают создавать психолого-педагогические условия преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай. Одним из наиболее важных психолого-педагогических условий является организация воспитания подрастающего поколения на основе этнорегиональных особенностей. Наиболее важными задачами в этом поиске являются: реализация идеи национальной школы, построение содержания образования на основе диалогического и регионального принципов с использованием этнокультурного опыта коренного населения в условиях двуязычия, сосуществования и взаимосвязи разных культур; сохранение элементов традиционной воспитательной системы [10]. Все это актуализирует необходимость осмысления процесса сохранения этнокультурных традиций воспитания детей коренных народов, объединенных общим

мировоззрением, общими социальными институтами.

Возрождение этнокультурных традиций воспитания, выявление их непреходящей ценности, реализация их социально-педагогического потенциала, как отмечают многие исследователи (Н.В. Екеев, Н.М. Екеева, С.П. Суразакова, А.Н. Фролова, В.В. Николаев) является сегодня важнейшим условием сохранения уникальной культуры, этнической идентификации подрастающего поколения, поддержания исконных видов хозяйственной деятельности. Речь идет о сохранении глубоко укорененных в истории и культуре народа традиций воспитания, о восстановлении межпоколенных связей, о подлинном единстве, гармонии общечеловеческого и традиционного этнического воспитания как условии интеграции новых поколений в современный мир в его конкретном региональном своеобразии [4, 8, 10].

Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.

Древние традиции и обычаи народов Горного Алтая во многом сохранились у современных носителей этнической культуры. Они неотделимы друг от друга и непосредственно связаны с духовной культурой и верованиями людей. Алтай бережно хранит их, изменяя и совершенствуя, питая духовную жизнь проживающих здесь народов вплоть до наших дней. Все народы Горного Алтая обладают собственной и неповторимой этнической культурой, имеют особый взгляд на картину мира, на природу и свое место в этом мире. Духовная культура алтайцев, потомков древнего тюркского этноса, занимает достойное и основное место среди представленных на Алтае традиционных культур. В ходе длительного исторического развития она впитала в себя многие духовно-нравственные традиции народов Центральной Азии.

Проявление сакральности окружающего мира сегодня можно увидеть и в отношении к предметам материального мира, в семейно-брачных обрядах, этике и морали алтайцев. Это послужило табуированию в поведении, обычаях и традициях. Нарушение такого запрета приносит наказание человеку. Особенностью традиционной культуры алтайцев является глубокое понимание многих явлений. В соответствии с законами космоса организуется и пространство жилья. Алтайский аил строго разграничивается на женскую (правая) и мужскую (левая) половину. В соответствии с этим установлены определенные правила приема гостей в аиле. Определенное место занимает знатный гость, женщины и молодежь. Центром юрты считается очаг -вместилище пребывания огня. К огню алтайцы относятся с особым почтением и производят регулярное его «кормление». Кропят молоком и аракой, бросают кусочки мяса, жира и т.д. Совершенно недопустимо переступать огонь, бросать в него мусор, плевать в огонь.

У алтайцев соблюдаются свои обычаи при рождении ребенка, бракосочетания и другие. Появление ребенка отмечается в семье празднично. Забивается молодняк крупного рогатого скота или овец. По особым канонам проходит обряд бракосочетания. Молодожены выливают в огонь аила жир, бросают щепотку чая и первые капли араки посвящают огню. Над аилом, где проходит той - первый день свадьбы на стороне жениха

- и сейчас можно увидеть ветки культового дерева - березы. Второй день свадьбы проводится на стороне невесты, и называется белкенчек - невестин день. Алтайцы исполняют на свадьбе сразу два обряда -традиционный и официальный, светский [7, с. 62].

В условиях расширяющейся в мире политики глобализации в настоящее время актуальность приобретает проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного веками культурного наследия и его дальнейшего развития. Значительную роль в процессе возрождения и актуализации духовного наследия прошлого и его включения в систему современных мировых культурных ценностей играет поддержка развития самодеятельного народного творчества: выявление носителей культурного наследия, создание благоприятных условий для их творческой деятельности, популяризации и передачи своих знаний и навыков новым поколениям.

Социально-педагогический аспект проблемы связан с изучением опыта социального воспитания детей в культуре этноса, сохранением этнокультурных традиций, что определяет актуальность и ценность исследования воспитательного потенциала этнокультурных традиций воспитания как основы для определения возможностей и перспектив его реализации в современных условиях, как одного из условий преодоления социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай.

Сегодня социальное воспитание, оставаясь важной функцией этноса, одновременно является направлением деятельности специального института профессионалов - психологов и социальных педагогов. Следует отметить особую сложность организации конкретной социокультурной и социально-психологической работы с коренным населением, прежде всего с семьей, работы, ставящей целью сохранение, развитие и бережное использование этнопедагогических традиций.

Воспитание ребенка в культуре этноса рассматривается с социально-педагогических позиций, с учетом этнических традиций и специфики воспитания каждой возрастной группы детей. Этносоциальное воспитание

- воспитание в этнической среде, предполагающее создание условий для относительно целенаправленной социализации в этносе и подготовки к выполнению социальной роли «представителя этноса» [10, с. 25-45].

Сегодня политика Республики Алтай направлена на сохранение и развитие традиций, этнокультурного образования и воспитания подрастающего поколения коренного населения. Примером такому процессу являются составление букваря на алтайском языке; проведение этнокультурных праздников; создание и активное участие в жизни региона Ассоциации коренных малочисленных народов; проведение художественных, спортивных конкурсов и соревнований, в честь лучших представителей коренного народа Республики Алтай.

Эл-Ойтын - всенародный праздник и фестиваль национальной культуры, на который приезжает очень много гостей, в том числе, других национальностей, проводится раз в два года. Атмосфера праздника словно переносит всех в другое временное измерение. Проводятся концерты, конкурсы, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. Главное условие участия - наличие национального костюма.

Чага-Байрам - «Белый праздник», что-то вроде Нового года. Начинается он в конце февраля, в период новолуния, и главная цель его - поклонение Солнцу и Алтаю. Именно в период этого праздника принято привязывать кыйра-ленты, преподносить угощения духам на тагыле - алтаре. После совершения обрядов начинается народное празднование.

Дьылгаяк - языческий праздник, аналог русской масленицы. На этом празднике алтайцы сжигают чучело

- символ уходящего года, веселятся, устраивают ярмарку, весёлые аттракционы и конкурсы.

Курултай сказителей - соревнования для кайчи. Мужчины соревнуются в навыках горлового пения, исполняют сказания под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Кайчи пользуются на Алтае всенародной любовью и уважением. По приданиям даже шаманы побаивались устраивать обряды вблизи их жилищ - опасались не устоять перед великой силой их искусства.

Выводы. Алтай известен как один из районов этно и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи. Здесь возможно проследить коммуникационные пути взаимодействия великих культур древности и раннего средневековья на примере используемых до сих пор зернотерок и мельниц, другой хозяйственной утвари; способов приготовления пищи; изготовления традиционных жилищ и многого другого. Тысячелетиями находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

Литература:

1. Веденин A.M., Осипов К.И. К вопросам сохранения этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Южной Сибири Режим доступа: http://vuzirossii.ru/publ/k_voprosam_sokhranenija_ehtnokultumogo_nasledija_korennykh_malochislennykh_narodo v_juzhnoj_sibiri/43-1 -0-3849 (дата обращения 10.04.2018).

2. Григорьев С.И., Даровских О.В. Социокультурное разнообразие метисов и некоторые аспекты реализации их жизненных возможностей в системе социальных институтов Республики Алтай начала XXI века // Уровень жизни населения регионов России: научно-практический журнал / Всероссийский центр уровня жизни. 2016. N 1. С. 28-38.

3. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. - Режим доступа: http://vsosharz.edusite.ru/DswMedia/koncepciyanop.pdf (дата обращения 12.04.2018).

4. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI) / Н.В. Екеев, Н.М. Екеева, С.П. Суразакова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайская республиканская типография, 2006. - 152 с.

5. Лизунова Г.Ю., Кудрявцева Е.Ю., Таскина И.А., Заяц Н.М. Социально-психологические последствия социально-экономической дифференциации коренных малочисленных народов Республики Алтай / Г.Ю. Лизунова, Е.Ю. Кудрявцева, И.А. Таскина, Н.М. Заяц // Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников / С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский (отв. ред.). - Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2017. - С. 613-619.

6. Лотош, Е.А., Лузина, Ф.А. Этнические группы Горного Алтая в условиях социально-экономических преобразований [Текст] / Е.А. Лотош, Ф.А. Лузина // Катунский проект: проблемы экспертизы. Материалы к обществ.-науч. конф. 13-15 апреля 1990 г. - Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1990. - С. 154-155.

7. Маслов Д. Этничность и бюрократия: заметки о солидарности коренных малочисленных народов Республики Алтай // Сибирские исторические исследования. 2014. № 2 с. 62.

8. Николаев В.В. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая (IXI - начало XX века) Режим доступа: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/ipcbook/monografi/2012/nikolaev_sait_2012.pdf (дата обращения 12.04.2018).

9. Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы. Режим доступа: http://www.city-strategy.ru/upload/document/Resp_Altai_prog2010-2014.pdf (дата обращения 12.04.2018).

10. Фролова А.Н. Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект): Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 2004. 381 c.

11. Ченкураева Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dissers.ru/1raznoe/1/3476-1-chenkuraeva-ekaterina-nikolaevna-pedagogicheskie-usloviya-stanovleniya-etnokulturnogo-obrazov.php (дата обращения 15.04.2018).

12. Численность и размещение населения. Итоги всероссийской переписи населения 2010 года. Том 1. Официальное издание: Стат. Сборник Алтайстат. - г. Горно-Алтайск, 2012. - 66 с.

13. Чистякова В.А., Лукьяненко Т.И., Манеева Н.Ф., Карплюк П.Н, Сазонова О.К., Гонохова Т.А. Исследование социально-демографических и социально-культурных проблем коренных малочисленных народов Севера // Мир науки, культуры, образования. Экология. Культурология. Филология. Искусствоведение. Педагогика. Психология. Научный журнал. - №7(19) 2009 Режим доступа: http://www.iwep.ru/ru/journal/contents/journal/avg/MNK0_2009-7.1.pdf (дата обращения: 13.04.2018).

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой художественного образования Кузьмина Ирина Петровна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); аспирант 4 курса Брюханов Сергей Анатольевич

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

СИНТЕЗ ТВОРЧЕСКОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме синтеза творческой и репродуктивной деятельности в подготовке студентов факультета художественного образования, что является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных направлений высшей школы, требующей своего решения.

Ключевые слова: проблемы высшего художественного образования, художественное творчество, репродуктивное воспроизведение.

Annotation. The article is devoted to the problem of synthesis of creative and reproductive activities in the training of students of the faculty of art education that is one of professionally significant and pedagogically priority of the higher school.

Keywords: the problem of higher art education, artistic creation, reproductive reproduction.

Введение. Происходящие в современном образовании процессы глобализации, затронули и сферу высшего художественно-педагогического образования. Глобализация, в первую очередь, выражается в унификации содержания и структуры образования, широком внедрении ИКТ, конвертируемости дипломов, а также в расширении обмена между странами в сфере достижений в организации образовательного процесса.

Сегодня постоянно растёт влияние дизайна на все стороны жизни общества, в связи с этим приобретает большое значение высокая профессиональная подготовка студентов, обучающихся на профилях «Дизайн и компьютерная графика», «Графический дизайн», «Изобразительное искусство» способных решать сложные художественные задачи. Одной из важнейших задач модернизации образования является индивидуализация обучения. Для студента это означает, в первую очередь, выработку собственного стиля.

Модернизация высшего художественного образования предполагает не только уход от унификации в преподавании изобразительного искусства, дизайна разнообразие преподаваемых художественных техник, жанров и стилей, но и внедрение инновационных методов обучения.

Происходящая в настоящее время интенсификация образования выдвигает новые требования к подготовке дизайнеров. От преподавателей высшей школы требуется переосмыслить дидактический подход к профессиональной подготовке студентов-дизайнеров. Важно подчеркнуть, что творческое, образное мышление является необходимой составляющей успешности будущего профессионала. Однако, формированию творческих умений предшествуют изобразительная грамота, технологические умения, теоретические знания.

Изложение основного материала статьи. Вопросы интенсификации обучения на современном этапе приобрели исключительно большое значение. Данное положение можно объяснить задачами, которые стоят перед высшей школой - развитие интеллектуального и духовного потенциала студента. Именно это определяет объём и характер обучения как целенаправленной деятельности студентов и преподавателей вуза отношении усвоения элементов культуры. Следует отметить, что это предполагает превращение элементов культуры в достояние личности студента, которое может осуществляться следующими способами: в виде опыта репродуктивной, опыта творческой деятельности, сочетая учебную, научно-исследовательскую и творческую работу.

Поэтому образовательные программы, реализуемые на факультете художественного образования, в качестве обязательного компонента содержат научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов. Образовательные программы включают в себя учебные дисциплины и модули, позволяющие подготовить выпускников к грамотному ведению исследований по проблемам художественного образования, культуры, искусства и дизайна.

В процессе изучения профильных дисциплин могут быть усвоены не только самые общие умения, например, умение работать с литературой, перерабатывая и излагая информацию в виде устного сообщения, доклада или реферата. Более значимым результатом является умение наблюдать, изучать и анализировать практический опыт, например - деятельность отдельного педагога, дизайнера, группы учителей или целого коллектива, работающего в различных типах учреждений.

Изучение таких дисциплин как пропедевтика в дизайне, колористика, дизайн-проектирование формирует умение организовать научно-исследовательскую работу по всем её основным этапам (определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы, отбор и обоснование методов ведения исследования, сбор, анализ и обобщение полученных результатов, оформление материалов исследования, изложение полученных выводов в виде художественного или дизайнерского проекта). Эти умения также могут быть сформированы в ходе выполнения исследовательских заданий.

На сегодняшний день в содержании обучения будущих дизайнеров, художников-педагогов в российских вузах можно выделить три направления: академическое, традиционное и инновационное. В основе академического направления лежат реалистическое направление в искусстве и классическое направление в дидактике. Академическое направление подразумевает обучение студентов академическим приёмам рисунка. Традиционное направление в России реализуется в рамках художественно-прикладного творчества.

Инновационное направление обучению живописи связано с усилением влияния западного искусства. Данное направление характеризуется обращением к западным традициям импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, модернизма, а также многих других течений, которые характерны для европейской и американской культуры и иногда объединяются общим названием "авангард". Инновационное направление использует информационно-коммуникативные и иные технологии, позволяющие обеспечить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.