Научная статья на тему 'Развитие этнического самосознания студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи'

Развитие этнического самосознания студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сивцова Нина Викторовна, Рёбрушкина Ирина Анатольевна, Арискина Ольга Леонидовна

В статье рассматривается вопрос о развитии этнического (в частности, языкового) самосознания студентов в рамках образовательного пространства полиэтнического региона. Предлагается национально маркированный дидактический материал, способствующий повышению общей языковой компетенции и речевой культуры носителей языка, осознанию ими этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие этнического самосознания студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи»

РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ*

Н. В. Сивцова, И. А. Рёбрушкина, О, Л. Арискина

В статье рассматривается вопрос о развитии этнического (в частности, языкового) самосознания студентов в рамках образовательного пространства полиэтнического региона. Предлагается национально маркированный дидактический материал, способствующий повышению общей языковой компетенции и речевой культуры носителей языка, осознанию ими этнической идентичности.

В условиях современного полиэтнического социума повышенное внимание к проблемам народной культуры необходимо во всех сферах общественной жизни. Особенно это касается образования. Обучение языкам в многонациональном обществе обычно представляет определенную проблему — и из-за объективных трудностей усвоения того или иного языка как неродного, и из-за различий в ценностном отношении к языкам. Последний фактор приобретает повышенную значимость в тех случаях, когда наблюдается языковая ситуация, характеризующаяся рядом потенциально конфликтогенных признаков: многокомпонентностью, разно-весностью, разномощностью, разноэтнично-стью, дисгармоничностью, разнопрестижно-стью, что мы можем наблюдать в Республике Мордовия.

Дисциплина «Русский язык и культура речи», преподаваемая студентам практически всех специальностей Мордовского государственного университета, способствует воспитанию у учащихся разных национальностей любови и уважения как к русскому, так и к другим языкам, развитию этнического (в частности, языкового) самосознания студентов.

Прежде чем говорить об этническом самосознании, обратимся к понятию этнос, которое определяется как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием)» [3, с. 179]. Представление группы людей о себе

1

как о народе в современной социологической науке считается определяющим признаком этноса и носит название этническое самосознание. Как правило, оно входит в повседневное сознание людей, складываясь почти наследственно в процессе семейного воспитания [5, с. 93]. Этническое самосознание составляют несколько факторов: знание этнонима (имени народа) и автоэтнонима (самоназвания), наличие мифологических, религиозных, исторических, культурных представлений об этносе и наконец языковое самосознание — представление говорящих о том, какой язык они используют, какой язык является для них роднькм, первым, материнским, а какой неродным, вторым, «изученным» в силу конкретных социально значимых причин. Его значимость подтверждается многочисленными социолингвистическими и социологическими исследованиями.

Так, опрос1, проводимый в 2003 г. среди населения Республики Мордовия, показал, что русские и мордва в качестве наиболее значимых признаков, сближающих их с представителями своей этнической группы, рассматривают язык (75,4 % русских и 82,8 % респондентов мордовской национальности), а также традиционную культуру (52,9 и 45,6 %) и происхождение (26,0 и 38,5 %). Относительно часто упоминаются общая государственность (23,2 и 16,0 %) и черты характера (15,6 и 14,2 %). Опрошенные татары в качестве основных этно-интегрирующих признаков чаще всего называли язык (72,7 %), традиционную культуру (78,8) и религию (51,5 %). Кроме того, интерес представляют ответы на вопрос, чем различаются народы, прожива-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 10-04-23406 а/В «Языковая ситуация и языковая политика в Республике Мордовия

Данные опроса и нижеследующая таблица даются по статье О. А. Богатовой [1].

© Н. В. Сивцова, И. А. Рёбрушкина, О. Л. Арискина, 2011

| ющие на территории Республики Мордо-' вия. Процентное распределение ответов

можно наблюдать в приведенной ниже таблице.

Таблица

Вариант ответа Этнические группы, % Всего

Русские Мордва Татары Другие

Чертами характера 33,2 22,6 24,2 25,0 29,2 А 0 /\

Особенностями поведения 14,7 15,5 9,1 12,5 14,6

Народными обычаями 52,4 65,5 66,7 50,0 57,4

Религией 37,4 32,1 51,5 37,5 36,4

Уровнем жизни 9,4 10,7 9,1 0 9,7

Языком 68,5 69,6 75,8 37,5 68,8

Чем-то трудноопределимым 2,4 4,2 6,1 0 3,2 шш* вт*

Различий нет 5,6 4,2 6,1 25,0 5,5

Затрудняюсь ответить 4,2 4,2 3,0 12,5 4,3

Другое 0 0,6 0 0 0,2

\

?

!

Как видно из таблицы, язык представляется людям практически самым важным этнодифференцирующим фактором.

Как отмечают исследователи, «индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный когнитивный уклон в пользу „своей" группы получил название „внутригрупповой фаворитизм" Такая позитивная оценка своей этнической группы является естественным социально-психологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям» [2, с. 392]. Полагаем, что внутригрупповой фаворитизм касается оценки не только своей этнической группы вообще, но и национального языка в частности. То же самое можно утверждать и относительно внешне-групповой враждебности: «Обратной стороной внутригруппового фаворитизма считается такое явление, как внешнегрупповая враждебность, или негативная оценка других этнических групп. ...Внешнегрупповая враждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы (социальной категоризации)» [2, с. 392].

В целях предупреждения или преодоления внешнегрупповой враждебности, которая может обостряться в процессе изучения неродного языка, а также для развития этнического самосознания студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи возможно использование ряда заданий, примеры которых мы приводим ниже.

Задание 1 (может быть использовано при изучении тем «Функционально-смысловые типы речи», «Богатство как коммуникативное качество речи» и др.).

1. Прочитайте отрывки из учебного пособия В. Г. Крысько «Этническая психология», содержащие описания социально-психологических портретов представителей разных этнических групп.

2. Согласны ли вы с предложенными описаниями?

3. Точным ли является термин мордовский этнос/мордовская национальность'} Почему?

4. Уточните/дополните/продолжите тексты, характеризующие представителей вашего этноса. Создайте текст, содержащий элементы описания и рассуждения. В качестве аргументов приведите пословицы и поговорки своего народа, касающиеся тематического поля «человек».

Например, начать можно так: «Представители мокшанского этноса характеризуются стремлением к немногословию, сдержанности в речевом поведении. Данный речевой идеал находит отражение в таких мокшанских пословицах, как Лишняя соль портит пищу, лишнее слово — речь; Длинным языком хорошо только облизывать» и т. д.

/. Русские как представители славянского этноса

...Отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность. Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством.

82

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 1

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими. В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию. <...> На формирование и функционирование психологии русского народ а у безусловно, оказало и оказывает влияние православие. <...> Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверждает равенство всех людей независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют. Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, солидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсутствие жесткой регламентации поведения человека.

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности, халатности. <...>

Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы и болтливы [4, с. 145— 149]. II. Финно-угорские народы России

Финно-угорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала, в Карелии и на севере Кольского

полуострова, ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII—III вв. до н. э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны — предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также финнов, карелов и венгров объединяют общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. К последним можно отнести:

• трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

• неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

• твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

• обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;

• стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

• высокую чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и

личное достоинство [4, с. 153 — 154].

III. Тюркские и алтайские народы России

Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы)... по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

• острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

• неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

• высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

• дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

• резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;

• групповая, национальная и родовая сплоченность;

• при слабом знании русского языка у них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностейу некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

Татары — представители одной из наиболее многочисленных ' наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. <...>

Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого тем неменее иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы,

сметливы, проявляют завидную стара-

* * •

тельность.

Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.

В олго-уральские, сибирские и казанские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. В больших городах они образуют свои землячества [4, с. 150—152].

Задание 2 (может быть использовано при изучении микротемы «Понятие национального языка», тем «Выразительность речи», «Художественный стиль» и др.).

1. Найдите стихотворение Р. Г. Гамзатова «Родной язык» («Всегда во сне нелепо все и странно...»). Приготовьтесь к его выразительному чтению. Какое настроение передает текст? Подумайте, почему автор назвал стихотворение именно так.

2. Определите общую тему текста. Сколько микротем включает данное стихотворение? Найдите зачин, развитие мысли, кульминацию и концовку. Какую роль играет зачин?

3. Найдите ключевые слова в стихотворении. Как они помогают определить основную мысль текста?

4. Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в данном стихотворении. Какие функции они выполняют?

5. Почему в первом четверостишии строки «В полдневный жар в долине Дагестана // С свинцом в груди лежал недвижно я» взяты в кавычки?

6. Найдите использованный в стихотворении прецедентный текст, назовите его источник.

7. Каково значение, на ваш взгляд, запаса знаний (культурного «тезауруса читателя») для адекватного восприятия текста?

Задание 3 (может быть использовано в тех же случаях, что и предыдущее).

1. Найдите знаменитое стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Приготовьтесь к его выразительному чтению.

2. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

.3. Пользуясь такими же изобразительно-выразительными средствами, напишите стихотворение в прозе — подражание И. С. Тургеневу, на тему «Мой родной язык».-.

Приведем примеры таких подражаний, созданных студентами Мордовского государственного университета.

1. Бывают такие дни, когда становится невыносимо больно и обидно за свою Родину, и только ты приходишь всегда ко мне на помощь, звучный и до боли милый сердцу родной эрзянский языкI Если бы не было тебя, как смогла бы я пережить те события, что совершаются в нашем безумном мире? И я верю, что такой язык может быть дан только могучему и поистине сильному народу, который, сплотив-

шисъ, переживет все беды и пронесет через года всю силу и богатство эрзянского языка (Елена Лазуткина).

2. В наши дни, когда многие языки исчезают с лица земли, когда люди начинают стесняться своего языка,

ты, мой родной и великий мокшанский язык, с каждым днем становишься все богаче и краше!

Не будь тебя — что ждало бы нас при виде того, как уменьшается языковой клад страны?

И я верю и надеюсь, что ты будешь процветать всегда независимо от беспорядка, происходящего в мире (Наталья Бе-ляйкина).

В завершение отметим, что аналогичные задания, направленные на развитие этнического самосознания, могут быть использованы не только на занятиях по русскому языку и культуре речи, но и в процессе преподавания других лингвистических дисциплин, объектом которых являются любые языки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богатова О. А. Этнические границы в Мордовии : парадокс многоуровневой идентичности / О. А. Богатова // Социол. исследования. — 2004. — Я? 6. — С. 69 — 75.

2. Дружинин В. Н. Психология : учеб. для гуманит. вузов / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2001. - 656 с.

3. Исаев М. И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов / М. И. Исаев. — 3-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2003. — 200 с.

4. Крысько В. Г. Этническая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

5. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика / Н. Б. Мечковская. — М. : Аспект-Пресс, 1994. - 207 с.

Поступила 01.10.10.

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. А. Дрянгина

В статье рассматривается представление студентов-филологов о языковой личности (ЯЛ) учителя. В качестве основных ценностей когнитивного уровня студентами были выделены знания, причем их ценность не только для ученика, но и для педагога. В центре языковой картины мира стоит личность школьника. Среди черт, характерных для вербально-семантического уровня ЯЛ педагога, студенты выделили хорошую артикуляцию, правильное ударение, использование терминов, книжной, оценочной лексики; владение средствами всех уровней языка. К основным средствам презентации ЯЛ педагога, как правило, относятся метафора и прецедентный текст.

За последнее время понятие языковой личности (далее ЯЛ) утратило новизну (но не актуальность), прочно войдя в научный обиход. Цель данной статьи — рассмотреть представление студентов-филологов о понятии ЯЛ, главных компонентах вербально-семантического и лингво-когнитивного

уровней в структуре ЯЛ педагога, об основных средствах ее выражения — метафоре, и прецедентном тексте. В эксперименте участвовали две группы IV курса филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева. Также было проведено анкетирование на V курсе вечернего отделения Московского

© Е. А. Дрянгина, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.