Научная статья на тему 'Современный региональный социум в аспекте этнического развития (на примере республики Мордовия)'

Современный региональный социум в аспекте этнического развития (на примере республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Айзятова Лиана Фяритовна

В статье проанализированы этнические процессы в Республике Мордовия в контексте современного глобализирующегося общества. Представлены результаты социологических исследований, характеризующие региональные этнические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный региональный социум в аспекте этнического развития (на примере республики Мордовия)»

УДК 141.7:39:332.14(470.345)

СОВРЕМЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ В АСПЕКТЕ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

MODERN REGIONAL SOCIETY IN THE CONTEXT OF ETHNIC DEVELOPMENT (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Л. Ф. Айзятова L. F. Aizyatova

Саранский кооперативный институт (филиал)

АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск

Аннотация. В статье проанализированы этнические процессы в Республике Мордовия в контексте современного глобализирующегося общества. Представлены результаты социологических исследований, характеризующие региональные этнические процессы.

Abstract. Ethnic processes in the Republic of Mordovia in the context of the present-day globalising community are analysed in the article. The results of sociological researches characterising regional ethnic processes are represented.

Ключевые слова: региональный социум, межнациональные отношения, этнос, этническая идентичность, этнокультурная политика, глобализация.

Keywords: regional society, cross-national relations, ethnos, ethnic identity, ethnocultural politics, globalization.

Актуальность исследуемой проблемы. Сложные процессы интеграции современной России и ее регионов в мировое сообщество актуализируют необходимость анализа региональных этносоциальных процессов, прежде всего межнациональных отношений. Объективной реакцией на происходящую глобализацию стало возрождение регионального самосознания, тем более что за последние десятилетия чрезмерное единообразие городской жизни обострило чувство отчужденности у индивида, сделав более привлекательным местные традиции и обычаи. В последние годы в российских регионах, в том числе в Республике Мордовия (РМ), предпринимаются попытки частичного воссоздания символов национального самосознания, основ традиционной культуры, восстанавливаются региональные традиции, разорванные связи между этническими общинами.

На наш взгляд, именно региональная культура в перспективе станет основанием единения страны и будет играть значительную роль в решении проблем современного общества.

Одна из важнейших задач на этом пути - возрождение этнических культур. Вернуть культуре роль «защитного пояса» можно путем диалога народной и современной

культуры. Под этим процессом следует понимать не возвращение к традиционно-этническим формам культуры, а наполнение современной культуры национальным содержанием, актуализацию в ней национально-этнического, создание механизма формирования национальной культуры как целостной системы.

Материал и методика исследований. Одним из базовых источников выступили статистические материалы, которые частично были опубликованы в сборниках ЦСУ Мордовии. Важным источником явились издания периодической печати. Отдельные материалы почерпнуты из опубликованных работ этнологов. В работе широко использовались структурный, статистический, абстрактно-логический методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала.

Результаты исследований и их обсуждение. Межнациональные отношения в Мордовии уже долгое время характеризуются стабильностью и согласием народов, чему способствовал ряд факторов: демографическая и территориальная структура населения, равный статус основных национальных групп, сложившиеся этноконтактные установки и традиции межэтнического взаимодействия, сбалансированная национальная (этнокультурная) государственная политика. К числу приоритетов региональной этнической политики следует отнести поддержание национального согласия и национальной культуры титульного (мордовского) народа, в том числе и его части, проживающей за пределами республики.

Руководство республики уделяет много внимания проблемам развития языков и культуры народов, населяющих Мордовию, оказывает содействие и финансовую помощь в организации съездов, фестивалей, конгрессов и т. д. Массовые опросы конца 1990-х - начала 2000-х гг., проведенные НИИ регионологии, свидетельствуют о стабильном и добрососедском характере межнациональных отношений в республике.

Межнациональные отношения в Мордовии характеризуются высокой степенью интегрированности и отсутствием доминирования. Мордовия имеет статус национально-государственного образования, однако в сфере культуры, образования, профессиональной деятельности заметно преобладание русской культуры и языка, функционирующих в качестве средства общения между представителями различных этнических групп. Проведенное О. А. Богатовой исследование подтвердило мнение о стабильном и добрососедском характере межэтнических отношений в республике. Причем «большинство опрошенных (72,7 % русских, 84,0 % мордвы и 72,0 % татар) оценили межэтнические отношения в Мордовии как стабильные, добрососедские; небольшая часть респондентов (6,9 % русских, 4,9 % мордвы и 20,0 % татар) полагали, что в республике ощущается межнациональная напряженность, возможны конфликты, 3,4 % экспертов (в том числе 3,9 % русских, 2,5 % мордвы и 4,0 % татар) отметили, что в регионе существуют межнациональные конфликты» [4,138].

По полученным данным можно выделить несколько потенциальных конфликтогенных факторов, которые, по мнению граждан республики, стали причиной межэтнических противоречий: экономический кризис (23,0 %), неуважение к языку, культуре людей других национальностей в межнациональном поведении (21,6 %), назначение на руководящие должности по национальному признаку (15,5 %), национализм некоторых общественных организаций (13,6 %). Таким образом, потенциальными источниками конфлик-

тов опрошенные граждане считают дефицит ресурсов, несоблюдение культурных или гражданских прав представителями различных национальностей.

Если говорить о мероприятиях, способствующих гармонизации межнациональных отношений в республике, то «у значительной части населения отсутствуют четкие представления об их содержании» [2, 144]. Это подтверждается тем, что «43,9 % опрошенных русских, 32,0 % мордвы и 21,2 % татар затруднились ответить на этот вопрос» [4, 142]. Объяснить это обстоятельство можно тем, что значительная часть населения Мордовии не воспринимает этнические проблемы в качестве актуальных. Одним из приоритетных направлений национальной политики опрошенные признают сотрудничество органов власти с этнокультурными организациями. Кроме того, важнейшим механизмом гармонизации межнациональных отношений в Мордовии они считают развитие этнокультурного образования. Большинство опрошенных граждан предпочитает обучать своих детей и внуков в русскоязычной школе. Однако ответы в этой сфере существенно различаются в зависимости от национальности респондентов. Русские отдают на всех ступенях обучения предпочтение своему родному языку и лишь 15-20 % хотели бы, чтобы их дети изучали в средней школе мордовский или татарский язык в качестве предмета, а 40-50 % мордвы и татар предпочитают на различных ступенях обучения вариант «русский язык с преподаванием родного языка как предмета». Но при этом приоритет отдается все же русскому языку.

Своеобразным «срезом» мнения граждан Мордовии о том, какими должны быть основные принципы этнокультурной политики, служат ответы на вопрос о необходимости общероссийской «национальной идеи». Около половины опрошенных (39,2 % русских, 44,7 % мордвы и 45,8 % татар) считают, что «общенациональная идея» нужна обязательно, 19,9 % русских, 24,8 % мордвы и 20,8 % татар не видят в этом необходимости, остальные затруднились с ответом. При этом на вопрос о предполагаемом содержании «национальной идеи» ответили около 20 % экспертов. Их мнения о содержании «национальной идеи» можно свести к следующему: патриотизм, национальная гордость; сотруд -ничество народов России и их равноправие; необходимость повышения уровня жизни, экономического благосостояния населения; духовность, ориентация на «постматериали-стические» ценности, развитие культуры; необходимость сплочения граждан страны.

Важным фактором сохранения региональной этнической системы в условиях глобализации является этническое самосознание. Интеграция в глобальные процессы требует возрождения национальной культуры и традиций на базе современных достижений цивилизации, через всестороннее развитие и сближение этносов в рамках глобального мира - таково, на наш взгляд, содержание современного витка исторического развития. При этом важно, чтобы на пути к будущему глобальному единству человечества каждый этнос «смог сохранить максимум собственного своеобразия и внести его в общечеловеческую культурную сокровищницу будущего» [5, 270].

Из этого следует, что интеграция Мордовии в глобальные процессы «должна сопровождаться опорой на этнические и геополитические связи» [3, 3]. Опора на связи с родственными этническими системами (в рамках России и глобального мира) позволит мордовскому этнорегиональному сообществу войти в глобальный мир, не теряя собственной этнической идентичности. Эти связи основаны на культурном и научно-гуманитарном взаимодействии, экономическом и политическом сотрудничестве. Вместе с тем «прочность этих связей зависит от устойчивости экономического и политического развития мордовского региона как компонента целостной ... системы - РФ» [3, 3], так как лишь в рамках дан-

ной системы возможно существование и функционирование как мордовского этноса, так и всей многонациональной Мордовии. Исторически и геополитически республика неотъемлема от единства народов Евразии, объединенных рамками российской государственности. Примеры геополитического взаимодействия Мордовии с другими звеньями российской суперэтнической системы - участие в ассоциации «Большая Волга», сотрудничество с федеральным центром и конструктивное взаимодействие с другими субъектами РФ в рамках Приволжского федерального округа и за его пределами. Опора на этнические и геополитические связи - необходимый инструмент сохранения мордовским этнорегиональным сообществом собственной идентичности при его интеграции в глобальные процессы.

Структура населения Мордовии, характер расселения основных этнических групп обусловливают устойчивость их этнической идентичности, преобладание в ее структуре «объективных» культурных признаков. Культурно-языковая неоднородность титульного этноса (мордвы) обусловливает двойственность ее этнического самосознания, наличие в нем двух уровней: гражданско-правового, связанного с государственной институционализацией мордовской этничности, ее представленностью в многонациональном государстве, и культурно-языкового, отражающего внутриэтнические различия, т. е. отнесение себя к мордовскому этносу при необходимости проведения «этнической границы» с рус -скими, татарами и т. д., наряду с осознанием себя эрзянами или мокшанами.

Социологические опросы первой половины 2000-х годов показывают наличие общемордовской идентичности. Вариант «мордва - это мокша, а эрзя - особый народ» вы -брали 0,7 % русских, 6,7 % мордвы, 0,6 % татар; «мордва - это эрзя, а мокша - особый народ» - 1,3 % русских, 3,1 % мордвы и 4,0 % татар; «мордва - это русское название двух родственных, но различных народов» - 18,2 % русских, 20,9 % мордвы, 12,0 % татар» [4, 144]. Проведенный опрос в целом подтвердил наличие у мокшан и эрзян общемордовского этнического самосознания.

Одна из главных составляющих этнической идентичности - язык, который и в начале XXI в. сохраняет значение «этнического маркера», хотя результаты исследований свидетельствуют о широких, особенно в городах, масштабах языковой ассимиляции нерусского населения Мордовии. Обычно этносы говорят на одном языке. Но в условиях глобализации увеличивается число народов, говорящих на двух-трех языках. Мордовский этнос развивает свою культуру на двух литературных языках - эрзянском и мокшанском, вместе с тем мордва хорошо владеет русским языком. По этому пути идут марийцы и некоторые другие, особенно малые народности РФ, которым трудно преодолеть различия в диалектах и создать на базе одного из них единый литературный язык.

Использование русского языка как средства внутринационального общения при теснейших экономических, политических, культурных связях и повседневном общении с русским народом закономерно сближает мокшанский и эрзянский субэтносы друг с другом, а также с русским и другими народами РМ и в итоге служит одним из средств инте -грации мордовского региона в глобальное мировое сообщество.

В условиях глобального мира не столь существенно, какой язык используется для взаимопонимания. Использование того или иного языка зависит от населения и желания говорящих, но пристальное наблюдение вскрывает здесь существование определенных закономерностей, своего рода «разделение» общественных функций между мордовским и русским языками.

В Мордовии государственная и общественно-политическая деятельность на республиканском, районном, городском и сельском уровнях, проведение собраний, конференций, ведение документации осуществляются на русском языке, полностью «обслуживающем» экономическую деятельность. Мордовские языки (эрзя и мокша) сохраняют за собой области быта, художественной литературы и искусства. В ходе опроса родным назвали язык своей национальности чуть более 60,0 % граждан мордовской национальности и 50,0 % опрошенных татар. Около 17,3 % мордвы и 37,5 % татар считают родными язык своей национальности и русский, около 20,4 % мордвы и 8,3 % татар в качестве родного назвали русский язык.

Таким образом, этноязыковая ситуация Мордовии в большей степени характеризуется широким распространением национально-русского двуязычия среди нерусского населения республики, в то время как среди русских и татар доля лиц, знающих мордовские языки, а среди русских и мордвы - татарский, крайне мала.

В сельской местности опрошенные мордовской национальности общаются на родных языках, значительно чаще и реже - на русском. «Типу поселения в большинстве случаев соответствует определенный тип языковой среды: мордовской или мордовско-русской (села и некоторые малые города и поселки) и преимущественно русскоязычной (Саранск и большинство городских поселений)» [1, 297].

В целом следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии стала не «деэтнизация», не исчезновение этнического самосознания, а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался затронут мордовский этнос. Следует отметить, что доля лиц, особенно мордовской национальности, относящих себя сразу к нескольким национальностям, в несколько раз больше в городе по сравнению с сельской местностью, что, очевидно, является следствием этнических контактов, причем не только на уровне смешанных браков, но и на уровне влияния этно-контактной среды, усвоения русского языка и культуры.

Вместе с тем существует реальная угроза депопуляции мордовского народа. На протяжении XX - начала XXI в. мордва в значительной мере ассимилировалась с другими этносами. Так, еще в раннесоветскую эпоху в Мордовской АССР преобладало сельское население, с ростом производительности сельскохозяйственного труда в республике и с развитием в ней промышленности высвобождались рабочие руки, а часть населения переезжала в другие районы страны, где ассимилировала с местными жителями. Согласно данным всесоюзной переписи 1959 г., «не только в Мордовской АССР, но и в целом по стране численность мордвы уменьшилась на 11,8 %» [6, 120]. Предотвратить депопуляцию мордовского этноса возможно путем построения гибких программ вхождения мордвы в формирующийся глобальный мир, путем возрождения и осовременивания национальных ценностей, чем весьма активно занимается руководство республики. В деле сохранения мордовского этноса большая роль отводится возрождению республиканской промышленности, достижению экономического благополучия многонационального насе -ления Мордовии с учетом интересов других субъектов Российской Федерации.

Интерес представляет соотношение этнической, региональной и российской идентичности у жителей Мордовии, показателями которого стали ответы на вопрос «К какой государственности Вы себя относите в первую очередь?». В данном случае прослеживается четкая зависимость соотношения в сознании опрошенных общегражданского и регионального компонентов идентичности от национальной принадлежности. «Если

большинство русских в Мордовии ощущает себя в первую очередь россиянами (55,3 %), то для мордвы и татар в наибольшей степени характерен баланс республиканской и общероссийской идентичности, что указывает на готовность к межэтническому сотрудничеству» [4, 148].

Согласно данным опроса, для наиболее многочисленных этнических групп Мордовии характерна позитивная этническая идентичность в сочетании с индифферентным отношением к этническим проблемам. На вопрос «Как вы относитесь к своей национальной принадлежности?» большинство русских (57,1 %) и мордвы (62,6 %) ответили, что относятся к ней спокойно; при этом 41,9 % русских и 36,2 % мордвы выбрали вариант ответа «я горжусь своей национальностью». Для татар как этнического меньшинства характерно обратное соотношение: 64,0 % опрошенных отметили, что гордятся своей национальностью и 36,0 % «относятся к ней спокойно» [4, 149].

Резюме. Исходя из вышеприведенных статистических данных по межнациональным отношениям и их анализа, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне развития этнической толерантности в республике, что объясняется как грамотной национальной политикой властей, так и особенностью исторических судеб народов многонациональной Мордовии. Века совместного, бок о бок, проживания различных этносов (морд -вы, русских, татар), существовавшие издревле прочные межэтнические связи, контакты, особенно усилившиеся с началом процесса урбанизации, способствовали формированию таких этнических стереотипов, которые по природе своей чужды были закрытости, замкнутости, обособленности. На наш взгляд, именно подобная «открытая» этническая доминанта, в конечном итоге, позволила народам Мордовии не только сохранить себя в историческом времени, но и воспитать в себе высокий уровень этнической толерантности как необходимого механизма выживания в условиях различных исторических перипетий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 548 с.

2. Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995-2005 / сост. Е. М. Голубчик, И. И. Келин, С. С. Маркова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 254 с.

3. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 34 с.

4. Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. Аналит. обзор / под ред. А. И. Сухарева, В. В. Козина, С. В. Полутина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 240 с.

5. Урсул, А. Д. Перспективы этноразвития / А. Д. Урсул. - М. : Прогресс, 1990. - 578 с.

6. Яшкин, И. Я. К вопросу развития мордовской социалистической нации на современном этапе / И. Я. Яшкин // Этногенез мордовского народа : материалы науч. сессии 8-9 декабря 1964 г. - Саранск : Мор-дов. кн. изд-во, 1965. - С. 118-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.