Научная статья на тему 'Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере Республики Мордовия)'

Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
407
36
Поделиться
Ключевые слова
социум / глобализация / региональный социум / народное самосознание / республика мордовия

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Ивлиев С. А.

Интеграция регионального социума в глобальные процессы, если она проходит на этнической основе, активизирует самосознание отдельных народов на территории региона. Следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии является не «деэтнизация», а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался затронут мордовский этнос.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Ивлиев С.А.,

A regional society"s integration into global processes on the ethnic basis activates consciousness of particular peoples on a region"s territory. Intensive inter-ethnic contacts in the Republic of Mordovia resulted not in «de-ethization» but extension of polyethnic identity. The Mordovian ethnos was involved into this process to the utmost.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере Республики Мордовия)»

С. А. Ивлиев

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(на примере Республики Мордовия)

Работа предоставлена отделом истории гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Ф. А. Айзятов

Интеграция регионального социума в глобальные процессы, если она проходит на этнической основе, активизирует самосознание отдельных народов на территории региона. Следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии является не «деэтнизация», а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался затронут мордовский этнос.

A regional society’s integration into global processes on the ethnic basis activates consciousness of particular peoples on a region’s territory. Intensive inter-ethnic contacts in the Republic of Mordovia resulted not in «de-ethization» but extension of polyethnic identity. The Mordovian ethnos was involved into this process to the utmost.

Глобализация мировой экономики вносит в жизнь регионального социума противоречия и проблемы, к которым он не готов. Следствием интеграции России в мировую экономику стала опасность культурной унификации ее регионов, влияние которой ныне ощущают на себе большинство народов мира.

Объективной реакцией на наметившуюся опасность и своеобразным протестом против нее стало возрождение регионального самосознания, тем более что за последние десятилетия чрезмерное единообра-зие городской жизни обострило чувство отчужденности у индивида, сделав более привлекательным местные традиции и обычаи. В последние годы в российских регионах, в том числе в Республике Мордовия (РМ), предпринимаются попытки частичного воссоздания символов регионального самосознания, основ региональной культуры, восстанавливаются региональные традиции, а также разорванные связи между этническими общинами.

В перспективе, нам думается, именно региональная культура должна будет стать крепким основанием единения страны и

играть определенную роль в решении проблем современного общества.

Одной из важнейших задач на этом пути является возрождение региональных этнических культур. Ведь забвение этнической культуры мордвы привело к деформации национальной психологии, утрате многих позитивных черт национального характера. Вернуть культуре роль «защитного пояса» можно путем диалога народной и современной культуры. Под этим процессом следует понимать не просто возвращение к традиционно-этническим формам культуры, что в современных условиях невозможно, а наполнение современной культуры национальным содержанием, актуализацию национально-этнического в ней, создание механизма для формирования национальной культуры как целостной системы.

Национальные традиции, культурные ценности помогают осваивать мир, транслируя индивиду опыт предшествующих поколений, регламентируют его жизнь, служат нравственными ориентирами поведения. Соблюдение традиций и норм гарантирует бесконфликтное общение с природой, с представителями своего и других народов.

В жестких условиях глобализации регионы ищут пути гибкой эволюции и развития национального самоопределения, саморазвития и самоорганизации этнических общностей, проживающих на их территории. Единое мировое экономическое пространство, система международного права, международные политические организации, мировое информационное поле, наднациональное единство научного мира, всеусиливающаяся подвижность населения, глобальные проблемы, в частности экологические, - все это создает точки соприкосновения различных по своему генезису этнических культур (в том числе региональных), приводя их к своеобразному «общему знаменателю», к некоторому мозаичному единству, выражающемуся в появлении у представителей различных народов общих черт в поведении, мышлении, мировосприятии, в манере общаться и одеваться, в просмотре ими одних и тех же фильмов и телепередач, газет и журналов. Данное мозаичное единство и образует глобальный мир, ныне находящийся в стадии формирования.

Сложные процессы интеграции современной России и ее регионов в мировое сообщество, происходящие в контексте глобализации современного общества, создают необходимость анализа многих региональных этносоциальных процессов, прежде всего межнациональных отношений в регионе.

Межнациональные отношения в Мордовии характеризовались в последние десятилетия стабильностью и согласием народов, чему способствовал ряд факторов: демографическая и территориальная структура населения, примерно равный статус основных национальных групп, сложившиеся этноконтактные установки и традиции межэтнического взаимодействия, а также национальная (этнокультурная) политика. К числу приоритетов региональной этнической политики в РМ следует отнести поддержание национального согласия и национальной культуры титульного мордовско-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го народа, в том числе и той его части, которая проживает за пределами республики.

Руководство республики уделяет много внимания проблемам развития языков и культуры народов, населяющих Мордовию, оказывает содействие и финансовую помощь в организации съездов, фестивалей, конгрессов и т. д. Массовые опросы конца 1990-х — начала 2000-х гг., проведенные НИИ регионологии, свидетельствуют в общем о стабильном и добрососедском характере межнациональных отношений в республике.

Межнациональные отношения в РМ характеризуются высокой степенью интегрированности и отсутствием доминирова-ния. Мордовия имеет статус национальногосударственного образования, однако в сфере культуры, образования, профессиональной деятельности заметно преобладание русской культуры и языка, функционирующего в качестве средства общения меж -ду представителями различных этнических групп (включая мокшу и эрзю).

Проведенное исследование подтвердило мнение о стабильном и добрососедском характере межэтнических отношений в республике. Причем «большинство опрошенных (76,4%), в том числе 72,7% русских, 84,0% мордвы и 72,0% татар оценили межэтнические отношения в Мордовии как стабильные, добрососедские; 7,0% респондентов полагали, что в республике ощуща-ется межнациональная напряженность, возможны конфликты (в их числе 6,9% русских, 4,9% мордвы и 20,0% татар), 3,4 экспертов (в том числе 3,9% русских, 2,5% мордвы и 4,0% татар) отметили, что в регионе существуют межнациональные конфликты»1 .

Благодаря полученным данным можно выделить несколько потенциальных конфликтогенных факторов, которые, по мнению граждан РМ, являются причиной межэтнических противоречий: экономический кризис (23,0%), неуважение к языку, культуре людей других национальностей в межнациональном поведении (21,6%), на-

значение на руководящие должности по национальному признаку (15,5%), национализм некоторых общественных организаций (13,6%). То есть потенциальными источниками конфликтов опрошенные граждане считают дефицит ресурсов, несоблюдение культурных или гражданских прав представителями различных национальностей.

Если говорить о мероприятиях, которые могли бы способствовать гармонизации межнациональных отношений в республике, то, по мнению О. А. Богатовой, «у значительной части населения отсутствуют четкие представления об их содержании»2 . Это подтверждается тем, что «38,6% опрошенных, в том числе 43,9% русских, 32,0% мордвы и 21,2% татар, затруднились ответить на этот вопрос»3. Объяснить это обстоятельство можно тем, что значительная часть населения Мордовии не воспринимает этнические проблемы в качестве актуальных или злободневных. Одним из приоритетных направлений национальной политики опрошенные признают сотрудничество органов власти с этнокультурными организациями.

Кроме того, важнейшим механизмом гармонизации межнациональных отношений в Мордовии они считают развитие этнокультурного образования. Большинство опрошенных граждан предпочитает обучать своих детей и внуков в русской школе. Однако ответы в этой сфере существен -но дифференцированы в зависимости от национальности респондентов. Русские отдают на всех ступенях обучения пред -почтение своему родному языку, и лишь 15-20% хотели, чтобы их дети изучали в средней школе мордовские или татарский языки в качестве предмета, то 40-50% мордвы и татар предпочитают на различных ступенях обучения вариант «русский язык с преподаванием родного языка как предмета». Но при этом приоритет отдается все же русскому языку.

Своеобразным «срезом» мнения граждан Мордовии о том, какими должны быть

основные принципы этнокультурной политики, служат ответы на вопрос о необходимости общероссийской «национальной идеи» в этносоциологическом опросе 2003 г. Около половины опрошенных (41,3%, в том числе 39,2% русских, 44,7% мордвы и 45,8% татар) считали, что «общенациональная идея» нужна обязательно, 21,7% респондентов, в том числе 19,9% русских, 24,8% мордвы и 20,8% татар, не видят в этом необходимости и 37,0% затруднились с ответом. При этом на вопрос о предполагаемом содержании «национальной идеи» ответили лишь только около 20% экспертов. Их мнения о содержании «национальной идеи» можно свести к следующему: патриотизм, национальная гордость; сотрудничество народов России и их равноправие; необходимость повышения уровня жизни, экономического благосостояния населения; духовность, ориентация на «постматериалистические» ценности, развитие культуры; необходимость сплочения граждан страны.

Можно сказать, что в настоящее время этническая (национальная) политика в регионах России строится на основе принципов культурного плюрализма (мультикуль-турализма) и обеспечения равенства прав жителей региона независимо от этнической принадлежности. Опыт Мордовии показывает, что именно формула многокультур-ности, «единства во многообразии», в наибольшей степени отвечает целям гармони -зации межэтнических отношений.

Важным фактором сохранения региональной этнической системы в условиях глобализации является этническое самосознание. Интеграция в глобальные процессы, если она проходит на региональной этнической основе, активизирует самосознание отдельных народов на территории региона, требует возрождения национальной культуры и традиций на базе современных достижений цивилизации.

Через всесторонний расцвет и неуклонное сближение этносов к их будущему слиянию в рамках глобального мира - таково,

на наш взгляд, содержание современного витка исторического развития. При этом важно, чтобы на пути к будущему глобальному единству человечества каждый этнос «смог сохранить максимум собственного своеобразия и внести его в общечеловеческую культурную сокровищницу будущего»4.

Из этого следует, что интеграция Мордовии в глобальные процессы «должна сопровождаться опорой на этнические и геополитические связи»5. Опора на связи с родственными этническими системами (как в рамках России, так и в рамках глобального мира - связи с Финляндией, Венгрией и другими странами) позволяет мордовскому этнорегиональному сообществу входить в глобальный мир, не теряя собственной этнической идентичности. Эти связи основаны прежде всего на культурном и научно-гуманитарном взаимодействии, а также на экономическом и политическом сотрудничестве. Вместе с тем «прочность этих связей зависит от устойчивости экономического и политического развития Мордовского региона как компонента целостной... системы - РФ»6, так как лишь в рамках данной системы возможно существование и функционирование как мордовского этноса, так и всей многонациональной Мордовии. Исторически и геополитически РМ неотъемлима от единства народов Евразии, объединенных рамками российской государственности. Примерами геополитического взаимодействия Мордовии с другими звеньями российской супер-этнической системы служат участие РМ в ассоциации «Большая Волга», а также тесное сотрудничество республики с Федеральным центром и ее конструктивное взаимодействие с другими субъектами РФ в рамках Приволжского федерального округа и за его пределами. Опора на этнические и геополитические связи является необходимым инструментом сохранения мордовским этнорегиональным сообществом собственной идентичности при его интеграции в глобальные процессы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура населения Мордовии, характер расселения основных этнических групп, вплоть до современности, обуславливают устойчивость их этнической идентичности, преобладание в ее структуре «объективных» культурных признаков. Культурноязыковая неоднородность титульного этноса (мордвы) обусловливает отмечаемую многими исследователями двойственность ее этнического самосознания, наличие в нем двух уровней: гражданско-правового, связанного с государственной институционализацией мордовской этничности, ее представленностью в многонациональном государстве, и культурно-языкового, отражающего существующие внутриэтнические различия, т. е. отнесение себя к мордовскому этносу при необходимости провести «этническую границу» с русскими, татарами и т. д., наряду с осознанием себя эрзянами или мокшанами.

Социологические опросы первой половины 2000-х гг. говорят о наличии общемордовской идентичности. «С высказыванием “мокша и эрзя составляют единый мордовский народ” согласились 51,9% опрошенных, в том числе 50,5% русских, 56,4% мордвы и 36,0% татар. Вариант “мордва - это мокша, а эрзя - особый народ” выбрали 2,6% экспертов, в том числе 0,7% русских, 6,7% мордвы; “мордва - это эрзя, а мокша - особый народ” - 2,0% респондентов, в том числе 1,3% русских, 3,1% мордвы (6,6% эрзян) и 4,0% татар; “мордва - это русское название двух родственных, но различных народов” - 18,6% опрошенных, в том числе 18,2% русских, 20,9% мордвы (23,0% мокшан, 21,1% эрзян, 11,5% мордвы без указания субэтноса), 12,0% татар и 24,0% затруднились ответить»7. Проведенный опрос в целом подтвердил наличие у мокшан и эрзян общемордовского этнического самосознания.

Одной из главных составляющих этнической идентичности является язык, который и в начале XXI в. сохраняет свое значение «этнического маркера», хотя результаты исследований свидетельствуют о

широких, особенно в городах, масштабах языковой ассимиляции нерусского населения Мордовии, в частности титульного мордовского народа. Обычно этносы говорят на одном языке. Но в условиях глобализации увеличивается и будет увеличиваться число народов, которые говорят на двух-трех языках. Мордовский этнос развивает свою культуру на двух литературных языках - на эрзянском и мокшанском, вместе с тем мордва хорошо владеет русским языком. По этому пути, по сути дела, идут и марийцы и некоторые другие, особенно малые народности РФ, которым почему-либо трудно было преодолеть большие различия в диалектах и создать на базе одного из них единый литературный язык. Это значит, что они развивают свою региональную национальную культуру на своих литературных языках, выросших из диалектов, и на русском литературном языке, который используется не только как средство межнационального, но и как средство внутринационального общения.

Использование русского языка как средства внутринационального общения при теснейших экономических, политических, культурных связях и повседневном общении с русским народом естественно и закономерно сближает мокшанский и эрзянский субэтносы друг с другом, а также с русским и другими народами РМ, в итоге же служит одним из средств интеграции мордовского региона в глобальное мировое сообщество.

Двуязычие (т. е. знание, помимо мордовского, еще и русского языка) представляет собой одно из наиболее характерных явлений языковой жизни мордовского народа на современном этапе. Русский язык стал фактически «вторым родным языком» мордовы.

В условиях глобального мира, строго говоря, безразлично какой язык используется для взаимопонимания. Использование того или иного языка зависит от населения и желания говорящих, но пристальное на-

блюдение вскрывает здесь существование определенных закономерностей, своего рода «разделение» общественных функций между мордовскими и русским языками.

В Мордовском регионе государственная и общественно-политическая деятельность в республиканском, районном, городском и сельском масштабах, проведение собраний, конференций, ведение документации осуществляется на русском языке. Русский язык обслуживает полностью экономическую деятельность. Мордовские языки (эрзя и мокша) сохраняют за собой области быта, художественной литературы и искусства.

В ходе опроса родным назвали язык своей национальности лишь чуть более 60% граждан мордовской национальности и 50% опрошенных татар. Около 17,3% мордвы и 37,5% татар считали родным язык своей национальности и русский, и около 20,4% мордвы и 8,3% татар в качестве родного назвали русский язык.

Таким образом, этноязыковая ситуация в Мордовии в большей степени характеризуется широким распространением национально-русского двуязычия среди нерусского населения республики, в то время как среди русских и татар доля лиц, знающих мордовские языки, а среди русских и мордвы - татарский, - крайне мала.

В сельской местности опрошенные мордовской национальности общаются на родных языках значительно чаще и реже - на русском. «Типу поселения в большинстве случаев соответствует определенный тип языковой среды: мордовской или мордовско-русской (села и некоторые малые города и поселки) и преимущественно русскоязычной (Саранск и большинство городских поселений)»8.

В целом следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии является не «деэтнизация», не исчезновение этнического самосознания, а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался

затронут мордовский этнос. Следует отметить, что доля лиц, особенно мордовской национальности, относящих себя сразу к нескольким национальностям, в несколько раз больше в городе по сравнению с сельской местностью, что, очевидно, является следствием этнических контактов, причем не только на уровне смешанных браков, а также влияния этноконтактной среды, усвоения русского языка и культуры.

Вместе с тем существует реальная угроза депопуляции мордовского народа. На протяжении XX - начала XXI в. мордва в значительной мере ассимилировалась с другими этносами. Так, еще в ранне-советскую эпоху в Мордовской АССР преобла-дает сельское население, с ростом производительности сельскохозяйственного труда в республике и с развитием в ней промышленности высвобождаются рабочие руки, и часть населения переезжает в другие районы страны, где ассимилируется с местными жителями. Согласно данным всесоюзной переписи 1959 г., «не только в Мордовской АССР, но и в целом по стране численность мордвы уменьшилась на 11,8% »9. В ходе углубления и расширения взаимной интеграции народов СССР, а с 1991 г. РФ «большое распространение получают межнациональные браки, наиболее резко разрывающие этнические связи». Предотвратить депопуляцию мордовского этноса возможно путем построения гибких программ вхождения мордвы в формирующийся глобальный мир, путем возрождения и осовременивания национальных ценностей, чем весьма активно занимается руководство РМ. В деле сохранения мордовского этноса большую роль может сыграть состоявшееся на рубеже 1990-х -2000-х гг. возрождение республиканской промышленности, построение экономического благополучия многонационального населения Мордовии, с учетом интересов других субъектов Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерес представляет также соотношение этнической, региональной и россий-

ской идентичности у жителей Мордовии, показателями которого стали ответы на вопрос: «К какой государственности вы

себя относите в первую очередь?» В данном случае прослеживается четкая зависимость соотношения в сознании опрошенных общегражданского и регионального компонентов идентичности от национальной принадлежности. «Если большинство русских в Мордовии ощущает себя в первую очередь россиянами (55,3%), то для мордвы и татар в наибольшей степени характерен баланс республиканской и общероссийской идентичности, что указывает на готовность к межэтническому сотрудничеству»10.

Согласно данным опроса, для наиболее многочисленных этнических групп в Мордовии характерна позитивная этническая идентичность в сочетании с индифферентным отношением к этническим проблемам. «На вопрос “Как вы относитесь к своей на -циональной принадлежности?” большинство русских (57,1%) и мордвы (62,6%) ответили, что относятся к ней спокойно; при этом 41,9% русских и 36,2% мордвы выбрали вариант ответа «Я горжусь своей национальностью». Для татар как этнического меньшинства характерно обратное соотношение: 64,0% опрошенных отметили, что гордятся своей национальностью и 36,0% - относятся к ней спокойно»11 .

Таким образом можно сказать, что региональные этнические процессы, происходящие в условиях глобализации, являются значимой частью социальной истории человечества и играют значительную роль в современном общественном развитии. Действительность диктует необходимость обобщения и анализа опыта различных народов в деле построения и поддержания единого многонационального регионального социума, каковым является Республика Мордовия, в использовании этого опыта в воспитании в людях добра, гуманного отношения друг к другу и окружающей среде, что возможно лишь на основе укрепления межэтнических коммуникаций и отношений.

1 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг.: Аналитический обзор / Под ред. А. И. Сухарева, В. В. Козина, С. В. Полутина. Саранск, 2005. С. 138.

2 Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995-2005 / Сост. Е. М. Голубчик, И. И. Келин, С. С. Маркова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. С. 144.

3 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. С. 142.

4 УрсулА. Д. Перспективы этноразвития. М.: Наука, 1990. С. 270.

5 Послание Главы РМ Госсобранию РМ. Саранск, 2004. С. 3.

6 Там же. С. 3.

7 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. С. 144.

8 Все о Мордовии: Энциклопедический справочник / Сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Макарова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. С. 297.

9 Яшкин И. Я. К вопросу развития мордовской социалистической нации на современном этапе // Этногенез мордовского народа: Материалы науч. сессии 8-9 декабря 1964 г. / Под общ. ред. акад. Б. А. Рыбакова. Саранск: Мордов. кн. изд., 1965. С. 118-131.

10 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. С. 148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Там же. С. 149.