Научная статья на тему 'Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере Республики Мордовия)'

Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
340
31
Поделиться
Ключевые слова
социум / глобализация / региональный социум / народное самосознание / республика мордовия

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Ивлиев С. А.

Интеграция регионального социума в глобальные процессы, если она проходит на этнической основе, активизирует самосознание отдельных народов на территории региона. Следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии является не «деэтнизация», а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался затронут мордовский этнос.

A regional society"s integration into global processes on the ethnic basis activates consciousness of particular peoples on a region"s territory. Intensive inter-ethnic contacts in the Republic of Mordovia resulted not in «de-ethization» but extension of polyethnic identity. The Mordovian ethnos was involved into this process to the utmost.

Текст научной работы на тему «Культурно-этнические процессы в региональном социуме на современном этапе исторического развития (на примере Республики Мордовия)»

С. А. Ивлиев

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(на примере Республики Мордовия)

Работа предоставлена отделом истории гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Ф. А. Айзятов

Интеграция регионального социума в глобальные процессы, если она проходит на этнической основе, активизирует самосознание отдельных народов на территории региона. Следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии является не «деэтнизация», а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался затронут мордовский этнос.

A regional society’s integration into global processes on the ethnic basis activates consciousness of particular peoples on a region’s territory. Intensive inter-ethnic contacts in the Republic of Mordovia resulted not in «de-ethization» but extension of polyethnic identity. The Mordovian ethnos was involved into this process to the utmost.

Глобализация мировой экономики вносит в жизнь регионального социума противоречия и проблемы, к которым он не готов. Следствием интеграции России в мировую экономику стала опасность культурной унификации ее регионов, влияние которой ныне ощущают на себе большинство народов мира.

Объективной реакцией на наметившуюся опасность и своеобразным протестом против нее стало возрождение регионального самосознания, тем более что за последние десятилетия чрезмерное единообра-зие городской жизни обострило чувство отчужденности у индивида, сделав более привлекательным местные традиции и обычаи. В последние годы в российских регионах, в том числе в Республике Мордовия (РМ), предпринимаются попытки частичного воссоздания символов регионального самосознания, основ региональной культуры, восстанавливаются региональные традиции, а также разорванные связи между этническими общинами.

В перспективе, нам думается, именно региональная культура должна будет стать крепким основанием единения страны и

играть определенную роль в решении проблем современного общества.

Одной из важнейших задач на этом пути является возрождение региональных этнических культур. Ведь забвение этнической культуры мордвы привело к деформации национальной психологии, утрате многих позитивных черт национального характера. Вернуть культуре роль «защитного пояса» можно путем диалога народной и современной культуры. Под этим процессом следует понимать не просто возвращение к традиционно-этническим формам культуры, что в современных условиях невозможно, а наполнение современной культуры национальным содержанием, актуализацию национально-этнического в ней, создание механизма для формирования национальной культуры как целостной системы.

Национальные традиции, культурные ценности помогают осваивать мир, транслируя индивиду опыт предшествующих поколений, регламентируют его жизнь, служат нравственными ориентирами поведения. Соблюдение традиций и норм гарантирует бесконфликтное общение с природой, с представителями своего и других народов.

В жестких условиях глобализации регионы ищут пути гибкой эволюции и развития национального самоопределения, саморазвития и самоорганизации этнических общностей, проживающих на их территории. Единое мировое экономическое пространство, система международного права, международные политические организации, мировое информационное поле, наднациональное единство научного мира, всеусиливающаяся подвижность населения, глобальные проблемы, в частности экологические, - все это создает точки соприкосновения различных по своему генезису этнических культур (в том числе региональных), приводя их к своеобразному «общему знаменателю», к некоторому мозаичному единству, выражающемуся в появлении у представителей различных народов общих черт в поведении, мышлении, мировосприятии, в манере общаться и одеваться, в просмотре ими одних и тех же фильмов и телепередач, газет и журналов. Данное мозаичное единство и образует глобальный мир, ныне находящийся в стадии формирования.

Сложные процессы интеграции современной России и ее регионов в мировое сообщество, происходящие в контексте глобализации современного общества, создают необходимость анализа многих региональных этносоциальных процессов, прежде всего межнациональных отношений в регионе.

Межнациональные отношения в Мордовии характеризовались в последние десятилетия стабильностью и согласием народов, чему способствовал ряд факторов: демографическая и территориальная структура населения, примерно равный статус основных национальных групп, сложившиеся этноконтактные установки и традиции межэтнического взаимодействия, а также национальная (этнокультурная) политика. К числу приоритетов региональной этнической политики в РМ следует отнести поддержание национального согласия и национальной культуры титульного мордовско-

го народа, в том числе и той его части, которая проживает за пределами республики.

Руководство республики уделяет много внимания проблемам развития языков и культуры народов, населяющих Мордовию, оказывает содействие и финансовую помощь в организации съездов, фестивалей, конгрессов и т. д. Массовые опросы конца 1990-х — начала 2000-х гг., проведенные НИИ регионологии, свидетельствуют в общем о стабильном и добрососедском характере межнациональных отношений в республике.

Межнациональные отношения в РМ характеризуются высокой степенью интегрированности и отсутствием доминирова-ния. Мордовия имеет статус национальногосударственного образования, однако в сфере культуры, образования, профессиональной деятельности заметно преобладание русской культуры и языка, функционирующего в качестве средства общения меж -ду представителями различных этнических групп (включая мокшу и эрзю).

Проведенное исследование подтвердило мнение о стабильном и добрососедском характере межэтнических отношений в республике. Причем «большинство опрошенных (76,4%), в том числе 72,7% русских, 84,0% мордвы и 72,0% татар оценили межэтнические отношения в Мордовии как стабильные, добрососедские; 7,0% респондентов полагали, что в республике ощуща-ется межнациональная напряженность, возможны конфликты (в их числе 6,9% русских, 4,9% мордвы и 20,0% татар), 3,4 экспертов (в том числе 3,9% русских, 2,5% мордвы и 4,0% татар) отметили, что в регионе существуют межнациональные конфликты»1 .

Благодаря полученным данным можно выделить несколько потенциальных конфликтогенных факторов, которые, по мнению граждан РМ, являются причиной межэтнических противоречий: экономический кризис (23,0%), неуважение к языку, культуре людей других национальностей в межнациональном поведении (21,6%), на-

значение на руководящие должности по национальному признаку (15,5%), национализм некоторых общественных организаций (13,6%). То есть потенциальными источниками конфликтов опрошенные граждане считают дефицит ресурсов, несоблюдение культурных или гражданских прав представителями различных национальностей.

Если говорить о мероприятиях, которые могли бы способствовать гармонизации межнациональных отношений в республике, то, по мнению О. А. Богатовой, «у значительной части населения отсутствуют четкие представления об их содержании»2 . Это подтверждается тем, что «38,6% опрошенных, в том числе 43,9% русских, 32,0% мордвы и 21,2% татар, затруднились ответить на этот вопрос»3. Объяснить это обстоятельство можно тем, что значительная часть населения Мордовии не воспринимает этнические проблемы в качестве актуальных или злободневных. Одним из приоритетных направлений национальной политики опрошенные признают сотрудничество органов власти с этнокультурными организациями.

Кроме того, важнейшим механизмом гармонизации межнациональных отношений в Мордовии они считают развитие этнокультурного образования. Большинство опрошенных граждан предпочитает обучать своих детей и внуков в русской школе. Однако ответы в этой сфере существен -но дифференцированы в зависимости от национальности респондентов. Русские отдают на всех ступенях обучения пред -почтение своему родному языку, и лишь 15-20% хотели, чтобы их дети изучали в средней школе мордовские или татарский языки в качестве предмета, то 40-50% мордвы и татар предпочитают на различных ступенях обучения вариант «русский язык с преподаванием родного языка как предмета». Но при этом приоритет отдается все же русскому языку.

Своеобразным «срезом» мнения граждан Мордовии о том, какими должны быть

основные принципы этнокультурной политики, служат ответы на вопрос о необходимости общероссийской «национальной идеи» в этносоциологическом опросе 2003 г. Около половины опрошенных (41,3%, в том числе 39,2% русских, 44,7% мордвы и 45,8% татар) считали, что «общенациональная идея» нужна обязательно, 21,7% респондентов, в том числе 19,9% русских, 24,8% мордвы и 20,8% татар, не видят в этом необходимости и 37,0% затруднились с ответом. При этом на вопрос о предполагаемом содержании «национальной идеи» ответили лишь только около 20% экспертов. Их мнения о содержании «национальной идеи» можно свести к следующему: патриотизм, национальная гордость; сотрудничество народов России и их равноправие; необходимость повышения уровня жизни, экономического благосостояния населения; духовность, ориентация на «постматериалистические» ценности, развитие культуры; необходимость сплочения граждан страны.

Можно сказать, что в настоящее время этническая (национальная) политика в регионах России строится на основе принципов культурного плюрализма (мультикуль-турализма) и обеспечения равенства прав жителей региона независимо от этнической принадлежности. Опыт Мордовии показывает, что именно формула многокультур-ности, «единства во многообразии», в наибольшей степени отвечает целям гармони -зации межэтнических отношений.

Важным фактором сохранения региональной этнической системы в условиях глобализации является этническое самосознание. Интеграция в глобальные процессы, если она проходит на региональной этнической основе, активизирует самосознание отдельных народов на территории региона, требует возрождения национальной культуры и традиций на базе современных достижений цивилизации.

Через всесторонний расцвет и неуклонное сближение этносов к их будущему слиянию в рамках глобального мира - таково,

на наш взгляд, содержание современного витка исторического развития. При этом важно, чтобы на пути к будущему глобальному единству человечества каждый этнос «смог сохранить максимум собственного своеобразия и внести его в общечеловеческую культурную сокровищницу будущего»4.

Из этого следует, что интеграция Мордовии в глобальные процессы «должна сопровождаться опорой на этнические и геополитические связи»5. Опора на связи с родственными этническими системами (как в рамках России, так и в рамках глобального мира - связи с Финляндией, Венгрией и другими странами) позволяет мордовскому этнорегиональному сообществу входить в глобальный мир, не теряя собственной этнической идентичности. Эти связи основаны прежде всего на культурном и научно-гуманитарном взаимодействии, а также на экономическом и политическом сотрудничестве. Вместе с тем «прочность этих связей зависит от устойчивости экономического и политического развития Мордовского региона как компонента целостной... системы - РФ»6, так как лишь в рамках данной системы возможно существование и функционирование как мордовского этноса, так и всей многонациональной Мордовии. Исторически и геополитически РМ неотъемлима от единства народов Евразии, объединенных рамками российской государственности. Примерами геополитического взаимодействия Мордовии с другими звеньями российской супер-этнической системы служат участие РМ в ассоциации «Большая Волга», а также тесное сотрудничество республики с Федеральным центром и ее конструктивное взаимодействие с другими субъектами РФ в рамках Приволжского федерального округа и за его пределами. Опора на этнические и геополитические связи является необходимым инструментом сохранения мордовским этнорегиональным сообществом собственной идентичности при его интеграции в глобальные процессы.

Структура населения Мордовии, характер расселения основных этнических групп, вплоть до современности, обуславливают устойчивость их этнической идентичности, преобладание в ее структуре «объективных» культурных признаков. Культурноязыковая неоднородность титульного этноса (мордвы) обусловливает отмечаемую многими исследователями двойственность ее этнического самосознания, наличие в нем двух уровней: гражданско-правового, связанного с государственной институционализацией мордовской этничности, ее представленностью в многонациональном государстве, и культурно-языкового, отражающего существующие внутриэтнические различия, т. е. отнесение себя к мордовскому этносу при необходимости провести «этническую границу» с русскими, татарами и т. д., наряду с осознанием себя эрзянами или мокшанами.

Социологические опросы первой половины 2000-х гг. говорят о наличии общемордовской идентичности. «С высказыванием “мокша и эрзя составляют единый мордовский народ” согласились 51,9% опрошенных, в том числе 50,5% русских, 56,4% мордвы и 36,0% татар. Вариант “мордва - это мокша, а эрзя - особый народ” выбрали 2,6% экспертов, в том числе 0,7% русских, 6,7% мордвы; “мордва - это эрзя, а мокша - особый народ” - 2,0% респондентов, в том числе 1,3% русских, 3,1% мордвы (6,6% эрзян) и 4,0% татар; “мордва - это русское название двух родственных, но различных народов” - 18,6% опрошенных, в том числе 18,2% русских, 20,9% мордвы (23,0% мокшан, 21,1% эрзян, 11,5% мордвы без указания субэтноса), 12,0% татар и 24,0% затруднились ответить»7. Проведенный опрос в целом подтвердил наличие у мокшан и эрзян общемордовского этнического самосознания.

Одной из главных составляющих этнической идентичности является язык, который и в начале XXI в. сохраняет свое значение «этнического маркера», хотя результаты исследований свидетельствуют о

широких, особенно в городах, масштабах языковой ассимиляции нерусского населения Мордовии, в частности титульного мордовского народа. Обычно этносы говорят на одном языке. Но в условиях глобализации увеличивается и будет увеличиваться число народов, которые говорят на двух-трех языках. Мордовский этнос развивает свою культуру на двух литературных языках - на эрзянском и мокшанском, вместе с тем мордва хорошо владеет русским языком. По этому пути, по сути дела, идут и марийцы и некоторые другие, особенно малые народности РФ, которым почему-либо трудно было преодолеть большие различия в диалектах и создать на базе одного из них единый литературный язык. Это значит, что они развивают свою региональную национальную культуру на своих литературных языках, выросших из диалектов, и на русском литературном языке, который используется не только как средство межнационального, но и как средство внутринационального общения.

Использование русского языка как средства внутринационального общения при теснейших экономических, политических, культурных связях и повседневном общении с русским народом естественно и закономерно сближает мокшанский и эрзянский субэтносы друг с другом, а также с русским и другими народами РМ, в итоге же служит одним из средств интеграции мордовского региона в глобальное мировое сообщество.

Двуязычие (т. е. знание, помимо мордовского, еще и русского языка) представляет собой одно из наиболее характерных явлений языковой жизни мордовского народа на современном этапе. Русский язык стал фактически «вторым родным языком» мордовы.

В условиях глобального мира, строго говоря, безразлично какой язык используется для взаимопонимания. Использование того или иного языка зависит от населения и желания говорящих, но пристальное на-

блюдение вскрывает здесь существование определенных закономерностей, своего рода «разделение» общественных функций между мордовскими и русским языками.

В Мордовском регионе государственная и общественно-политическая деятельность в республиканском, районном, городском и сельском масштабах, проведение собраний, конференций, ведение документации осуществляется на русском языке. Русский язык обслуживает полностью экономическую деятельность. Мордовские языки (эрзя и мокша) сохраняют за собой области быта, художественной литературы и искусства.

В ходе опроса родным назвали язык своей национальности лишь чуть более 60% граждан мордовской национальности и 50% опрошенных татар. Около 17,3% мордвы и 37,5% татар считали родным язык своей национальности и русский, и около 20,4% мордвы и 8,3% татар в качестве родного назвали русский язык.

Таким образом, этноязыковая ситуация в Мордовии в большей степени характеризуется широким распространением национально-русского двуязычия среди нерусского населения республики, в то время как среди русских и татар доля лиц, знающих мордовские языки, а среди русских и мордвы - татарский, - крайне мала.

В сельской местности опрошенные мордовской национальности общаются на родных языках значительно чаще и реже - на русском. «Типу поселения в большинстве случаев соответствует определенный тип языковой среды: мордовской или мордовско-русской (села и некоторые малые города и поселки) и преимущественно русскоязычной (Саранск и большинство городских поселений)»8.

В целом следствием интенсивных межэтнических контактов в Мордовии является не «деэтнизация», не исчезновение этнического самосознания, а распространение полиэтнической идентичности. В наибольшей степени этим процессом оказался

затронут мордовский этнос. Следует отметить, что доля лиц, особенно мордовской национальности, относящих себя сразу к нескольким национальностям, в несколько раз больше в городе по сравнению с сельской местностью, что, очевидно, является следствием этнических контактов, причем не только на уровне смешанных браков, а также влияния этноконтактной среды, усвоения русского языка и культуры.

Вместе с тем существует реальная угроза депопуляции мордовского народа. На протяжении XX - начала XXI в. мордва в значительной мере ассимилировалась с другими этносами. Так, еще в ранне-советскую эпоху в Мордовской АССР преобла-дает сельское население, с ростом производительности сельскохозяйственного труда в республике и с развитием в ней промышленности высвобождаются рабочие руки, и часть населения переезжает в другие районы страны, где ассимилируется с местными жителями. Согласно данным всесоюзной переписи 1959 г., «не только в Мордовской АССР, но и в целом по стране численность мордвы уменьшилась на 11,8% »9. В ходе углубления и расширения взаимной интеграции народов СССР, а с 1991 г. РФ «большое распространение получают межнациональные браки, наиболее резко разрывающие этнические связи». Предотвратить депопуляцию мордовского этноса возможно путем построения гибких программ вхождения мордвы в формирующийся глобальный мир, путем возрождения и осовременивания национальных ценностей, чем весьма активно занимается руководство РМ. В деле сохранения мордовского этноса большую роль может сыграть состоявшееся на рубеже 1990-х -2000-х гг. возрождение республиканской промышленности, построение экономического благополучия многонационального населения Мордовии, с учетом интересов других субъектов Российской Федерации.

Интерес представляет также соотношение этнической, региональной и россий-

ской идентичности у жителей Мордовии, показателями которого стали ответы на вопрос: «К какой государственности вы

себя относите в первую очередь?» В данном случае прослеживается четкая зависимость соотношения в сознании опрошенных общегражданского и регионального компонентов идентичности от национальной принадлежности. «Если большинство русских в Мордовии ощущает себя в первую очередь россиянами (55,3%), то для мордвы и татар в наибольшей степени характерен баланс республиканской и общероссийской идентичности, что указывает на готовность к межэтническому сотрудничеству»10.

Согласно данным опроса, для наиболее многочисленных этнических групп в Мордовии характерна позитивная этническая идентичность в сочетании с индифферентным отношением к этническим проблемам. «На вопрос “Как вы относитесь к своей на -циональной принадлежности?” большинство русских (57,1%) и мордвы (62,6%) ответили, что относятся к ней спокойно; при этом 41,9% русских и 36,2% мордвы выбрали вариант ответа «Я горжусь своей национальностью». Для татар как этнического меньшинства характерно обратное соотношение: 64,0% опрошенных отметили, что гордятся своей национальностью и 36,0% - относятся к ней спокойно»11 .

Таким образом можно сказать, что региональные этнические процессы, происходящие в условиях глобализации, являются значимой частью социальной истории человечества и играют значительную роль в современном общественном развитии. Действительность диктует необходимость обобщения и анализа опыта различных народов в деле построения и поддержания единого многонационального регионального социума, каковым является Республика Мордовия, в использовании этого опыта в воспитании в людях добра, гуманного отношения друг к другу и окружающей среде, что возможно лишь на основе укрепления межэтнических коммуникаций и отношений.

1 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг.: Аналитический обзор / Под ред. А. И. Сухарева, В. В. Козина, С. В. Полутина. Саранск, 2005. С. 138.

2 Десять лет созидания. Республика Мордовия 1995-2005 / Сост. Е. М. Голубчик, И. И. Келин, С. С. Маркова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. С. 144.

3 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. С. 142.

4 УрсулА. Д. Перспективы этноразвития. М.: Наука, 1990. С. 270.

5 Послание Главы РМ Госсобранию РМ. Саранск, 2004. С. 3.

6 Там же. С. 3.

7 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. С. 144.

8 Все о Мордовии: Энциклопедический справочник / Сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Макарова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. С. 297.

9 Яшкин И. Я. К вопросу развития мордовской социалистической нации на современном этапе // Этногенез мордовского народа: Материалы науч. сессии 8-9 декабря 1964 г. / Под общ. ред. акад. Б. А. Рыбакова. Саранск: Мордов. кн. изд., 1965. С. 118-131.

10 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002-2003 гг. С. 148.

11 Там же. С. 149.