Е. Г. Ямщикова
(Санкт-Петербург)
развитие этико-педагогической компетентности педагога в условиях необходимости коррекции агрессивности у подростков
developing teacher's ethical-pedagogical competence in the context of the need to correct adolescents' aggressiveness
В статье рассматривается проблема агрессивности у подростков, приводятся этические аспекты ее коррекции, касающиеся как психологов, педагогов, социальных педагогов, так и родителей. Анализируются факторы, способствующие развитию агрессии у подростков, и предлагаются стратегии этического воспитания школьников. Ключевые слова: агрессия, подростки, этическое воспитание.
The article deals with the problem of aggression of adolescents, the ethical aspects of its correction are presented, concerning psychologists, educators, social educators, and parents. Factors contributing to the development of adolescents' aggression are analyzed, and strategies for the ethical education of schoolchildren are proposed.
Key words: aggression, adolescents, ethical education.
божившаяся в нашем обществе социально-экономическая обстановка, упадок воспитательных, моральных, образовательных ценностей спровоцировали рост негативных отклонений в поведении и личностном развитии подрастающего поколения. Наибольшую тревогу вызывают повышенная агрессивность, враждебность, жестокость детей школьного возраста, что наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте, в период перехода из детства во взрослое состояние. Психологические и физиологические особенности развития подростков, утрата необходимой ориентации в ценностях и идеалах делают их более незащищенными в нестабильной социальной, экономической и моральной обстановке.
В последние десятилетия отмечен значительный рост числа общественно опасных деяний, совершенных молодёжью. Увеличение агрессивных тенденций среди
подростков вычленило одну из наболевших социальных проблем нашего общества, а именно резкий рост молодежной преступности, особенно подростковой. Наиболее тревожным является факт увеличения количества преступлений против личности, влекущих тяжкие телесные повреждения.
На фоне такой сложившейся ситуации проблемы безопасности детей и учителя в самом образовательном учреждении стали еще более актуальными. Проблема агрессивности у подростков и этика ее коррекции в одинаковой мере волнует как психологов, педагогов, социальных педагогов, так и родителей.
Существуют агрессивные проявления, обусловленные внешними или семейными факторами.
1. Проблема гиперопеки. Раньше считалось, что одной из главных причин агрессии подростка является неполная семья, в ко-
торой происходит искаженное перераспределение семейных ролей, когда мама ребенка вынуждена брать на себя функции отца. Чаще всего эта функция гипертрофируется, воспитание со стороны мамы приобретает характер гиперопеки, многое контролируется и запрещается. Подросток растет в атмосфере строгости, запугивания, давления, что иногда приводит к недоверию ко взрослым.
2. Недостаток внимания. В этих случаях наблюдается иной вид патогенного воспитания, при котором подростку наоборот уделяется недостаточно внимания. Обстановка в семье внешне как будто правильная. Но за этим скрывается напряженность, неприязнь друг к другу, родители существуют вместе, терпят друг друга, и эта напряженность оборачивается жестокостью, холодностью в отношениях с ребенком. Подросток вынужден искать себе кумиров в маргинальной среде. Впоследствии ребенок может проявить гиперагрессию.
3. Проблемы возрастного периода. Проявления агрессивности возникают тогда, когда другие формы поведения не дают подростку желаемого. Сам подростковый возраст тоже условно разделяется на возрастные периоды с более низким и более высоким уровнями проявления агрессивности. Например, у мальчиков-подростков установлено два пика проявления агрессии - в 12 лет и 14-15 лет. У девочек-подростков тоже выявлено два пика наибольшего проявления агрессивности - в 11 лет и в 13 лет. Агрессивное поведение подростков при всём разнообразии их личностных характеристик и особенностей поведения имеет общие определенные черты, к которым относят недостаток духовно-нравственных ценностей, примитивность мышления, отсутствие или негативные увлечения, узость кругозора и бедность интересов. Такие подростки чаще проявляют озлобленность, эмоциональную грубость, направленную как на сверстников, так и на окружающих взрослых. Эти проявления обусловлены крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед незнакомыми социальными контактами, эгоцентриз-
мом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение подростков. Однако среди подростков с вышеперечисленными качествами встречаются и школьники с хорошим интеллектуальным и социальным развитием. В этом случае агрессивное поведение выступает как средство поднятия авторитета через демонстрацию своей самостоятельности, взрослости.
4. СМИ как источник криминальной субкультуры. Сегодня СМИ существенно упрощают появление первичной преступности, являются одной из формирующих основ криминальной субкультуры, систематически демонстрируют модели агрессии по телевидению, чем вызывают наибольшую озабоченность у родителей и специалистов.
Отрицательное влияние средств массовой информации усиливается тем, что формат и содержание рассчитанных на молодежную аудиторию фильмов и передач не соответствует реальному уровню взрослости подростков, в них присутствует огромное число сцен насилия. Подростки формируют на их основе свои представления о структуре и функционировании криминального мира, что в реальности далеко не соответствует действительности. Эти представления полны ложной романтики и героизма отрицательных героев.
Многосторонние исследования агрессивного поведения подростков, моделей его приобретения и коррекции провел канадский психолог Альберт Бандура в рамках выдвинутой им социально-когнитивной теории. Он предполагает, что подросток может научиться негативным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые способствуют развитию сопереживания, сотрудничества, альтруизма и навыков компромиссного решения проблем. А. Бандура выдвинул предположение, что люди «научаются» агрессии, принимая ее как модель своего поведения, через наблюдение за другими людьми. Поэтому агрессивная манера поведения, как и большинство других социальных навыков, формируется в результате наблюдения за
действиями окружающих подростка людей и через оценку последствий этих действий. Современные мультфильмы, сериалы, фильмы наполнены насилием и жестокостью. Ребенок, начиная с 3-4 лет, смотрит мультики, в которых уже присутствует агрессивное поведение. Из исследования А. Бандуры следует, что с ростом числа сцен насилия по телевизору увеличивается и количество проявлений агрессии подростков, что влечет за собой совершение и более тяжких преступлений.
5. Подражание кумиру. Поведение кумира для подростка становится и его моделью поведения, при котором он подражает выбранному образу во всем: одежде, походке, манере общения и действий. Однако при отсутствии этического воспитания кумирами подростков чаще всего становятся отрицательные герои. Подросток объявляет протест устоявшимся правилам и законам, пытаясь заявить о себе как о личности. Он хочет показать себя сильным, уважаемым, авторитетным, но не всегда понимает, как это можно сделать, не причиняя вреда окружающим его людям. Но в 13 лет для подростка становится нормой наблюдать за сценами насилия и жестокого убийства на экране, совершаемых кумиром. Такое раннее приобщение к миру насилия способствует тому, что каждое последующее поколение будет все чаще проявлять агрессию по отношению к окружающим. Соответственно порог самокритичности к своим поступкам будет снижаться, что приведет к росту правонарушений среди подростков.
6. Интернет-зависимость. Высокая скорость развития и внедрения информационных и коммуникационных технологий не только в деятельность, но и во внутренний мир человека значительно опережает естественный ритм когнитивного развития его личности, в результате чего он подвергается информационному стрессу. Особенно остро этот стресс проявляется в переходный период, когда на развитие личной идентичности подростков сильно влияют те социальные группы, с которыми они себя идентифицируют. Это обусловлено скрытыми глубинными мотивами, не всегда прояв-
ляющимися внешне и маскирующими подлинную основу поступков. При этом подросток воспринимает себя в виртуальной идеализированной (надуманной) реальности, не формирует опыта самовосприятия и теряет навык саморегуляции, тем самым отрываясь от реальности своей жизни.
Причиной многочасового просиживания в сети Интернет является стремление подростка понизить нейрофизиологическое возбуждение, вызванное застоем энергии. Уход в виртуальную реальность представляется «безболезненным» для сознания, тревога на время ослабевает, затормаживает реакцию на опасную или конфликтную ситуацию, проблемы отодвигаются. Хаотичный переход в сети от одного объекта к другому усугубляет отрыв от реального мира и усиливает невротическую тревогу, делая компьютер неотъемлемым атрибутом жизни подростка.
Обозначим причины рисков интернет-зависимого поведения подростков:
- желание снять эмоциональное напряжение, связанное с постоянным контролем в учебной деятельности. Нахождение в сети, не связанное со стремлением к познавательной активности, являет собой ценность в качестве досуга. Подростки при долгой невозможности попасть в сеть часто испытывают чувство подавленности и раздражения, что обусловлено больше привыканием, нежели желанием быстрого установления эмоционально тесных контактов с интересующими его людьми;
- увлечение (погружение) в тесные и эмоционально глубокие контакты со сверстниками, приводящее к утрате контроля над ситуацией и «растворению во времени».
Основным проявлением деструктивных переживаний подростков является чувство неопределенности и отрешенности, возникающее из-за отсутствия в их неокрепшем сознании готовых схем интерпретации получаемой информации. Невозможность держать ситуацию под контролем заставляет подростков искать адаптивные стратегии ухода от нее, игнорирования или концентрации на своих переживаниях или эмоциях. Получаемый стресс обусловлен не толь-
ко избыточностью информации, но и фактором ее необоснованности или ложности, что способствует всплеску раздражения и агрессии.
Таким образом, причины агрессии подростков разнообразны, начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая патологическими изменениями в головном мозге под влиянием внешних факторов. В подростковом возрасте все факторы усиливаются эмоциональной нестабильностью, формированием образа собственного «Я», возникновением острого желания казаться взрослым, стремлением отстаивать свои взрослые права. Все это обостряет эмоциональную неуравновешенность подростка и провоцирует конфликты с родителями, сверстниками, педагогами.
Основным механизмом взросления личности является присвоение подростком определенной совокупности ценностей, образцов, правил поведения. При выборе образца поведения и способа взаимодействия с окружающим миром подросток ориентируется на успешность демонстрируемого варианта поведения и, что особенно важно, на легкость копирования выбранных образцов.
Для выбора и присвоения подростком негативных образцов поведения должна реализоваться совокупность условий. К ним относятся: неуспешность подростка в школе, в отношениях со сверстниками, психологический дискомфорт, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, то есть то, что побуждает его искать новые пути самореализации. С другой стороны, явная успешность демонстрируемого негативного поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска привлекает подростка, а возможность, легкость копирования демонстрируемого поведения позволяет быстро присвоить данный образец.
Средства массовой информации давно и прочно вошли в нашу жизнь. Запретить подростку смотреть телевизор невозможно, поэтому необходимо строго подходить к выбору просматриваемых передач и фильмов. Взрослые, обладая жизненным опытом
и критичностью к действиям киногероев, могут более реально и адекватно оценить и рекомендовать материалы для просмотра. Подросток из-за своей эмоциональной нестабильности и неопытности, присущей данному возрастному периоду, не всегда внимательно и адекватно относится к выбору, сопротивляется родителям, пытаясь утвердить свое «Я», копирует антиобщественные модели поведения.
В современной ситуации роста у детей агрессивности родители, педагоги и взрослые должны помогать подросткам в определении правильной модели этического поведения и научить их аналитически оценивать ситуацию, контролируя свои эмоции и гнев. Исследование взаимосвязи ценностной и этической сфер личности подростков с интернет-зависимым поведением позволило сделать вывод о том, что риски интернет-зависимого неэтичного поведения могут быть обусловлены различными мотивационными установками - от стремления снять эмоциональное напряжение вследствие когнитивной перегрузки и до целенаправленного поиска источника эмоционально близких отношений.
1. Поэтому взрослым необходимо обращать внимание на следующее:
2. Что говорит ребёнок?
3. Терпит ли он обиды, испытывает ли недовольство?
4. Что знают его друзья?
5. Имеет ли он доступ к оружию?
6. Погружён ли он в депрессию, подавлен ли он?
Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину агрессивности и найти адекватный способ её снятия, то целесообразно ознакомиться с некоторыми стратегиями этического воспитания подростков и осознанно выбрать определенную стратегию в зависимости от обстоятельств.
Проанализируем возможные стратегии этического воспитания подростков в условиях их возрастающей агрессии и проявления её в школьной жизни. Исследователи указывают следующие стратегии воспитания:
1. Создание партнерских отношений в поле собственных интересов.
Предполагается строгий учет особенностей подростка:
- удовлетворение собственных интересов, навязывание их партнеру;
- стремление к одностороннему выигрышу;
- желание оказать давление на партнера;
- игнорирование интересов партнера.
При этом педагог должен:
- обладать достаточной властью и авторитетом;
- уметь принять непопулярное решение и иметь достаточно полномочий для выбора этого шага;
- уверенно взаимодействовать с подростками, предпочитающими авторитарный стиль;
- обладать сильной волей, достаточным авторитетом и властью;
- понимать, что подросток может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или посаботировать его.
2. Сотрудничество. Данная стратегия воспитания нацелена на достижение успеха в делах, взаимоотношениях и в личной жизни, позволяет найти наиболее оптимальное решение для всех сторон, делает из оппонентов партнеров. Основная цель стратегии - приобретение совместного опыта работы, когда стороны способны выслушать и понять друг друга, изложить суть своих интересов и принять интересы партнера. Для этого необходима интеграция различных точек зрения, мотивация и вовлеченность всех сторон в дело.
При этом педагог должен уметь:
- объяснять предлагаемые решения;
- выслушать мнение другой стороны;
- контролировать свои эмоции и поступки.
3. Компромисс. При реализации данной стратегии воспитания стороны учатся урегулировать разногласия, идя на временные уступки. Например, при анализе ситуации, описанной в СМИ, акцент делается на варианте, который выражается словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к
решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».
Данная стратегия эффективна, если все субъекты воспитательного процесса имеют одинаково убедительные аргументы.
Однако педагог должен обладать определенными навыками в ведении переговоров, так как при отсутствии тщательного анализа других возможных вариантов решения компромисс является не самым оптимальным исходом сложной ситуации.
К некоторым приемам, которые можно рекомендовать педагогам и родителям для уменьшения психоманипулятивного воздействия информации в сети Интернет на подростков, относятся:
^ формирование базы для собственных личностных убеждений при интерпретации информации с критичным отношением к ее восприятию;
^ приобретение подростками навыков пересказа информационных сообщений своими словами с высказыванием своего мнения по достоверности его содержания;
^ развитие навыков бесстрастного и критического восприятия сообщений в сети с применением приемов самоотстранения и абстрагирования;
^ выработка установки на ограничение и прерывание контакта с той информацией, которая вызывает очень сильные эмоции и затягивает пользователя в «информационный поток»;
^ умение непринятия информации, обладающей качеством глобальной (модной) и содержащей идеологические категории.
Таким образом, средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, являются важным инструментом социализации. Именно они во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки. В настоящее время наблюдается широкое внедрение моделей агрессивного поведения в общество. Поэтому считаем особо важным подготовить педагогов и родителей к деятельности по снижению психоманипулятивного влияния информации на школьника и этическому воспитанию подростков.
Литература
1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. -336 с.
2. Барабанщиков В. А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. - М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. - 240 с.
3. Губина С. Т., Югова Н. Л. Восприятие подростками информации в сети Интернет: профилактика интернет-зависимого поведения // Дискуссия. - 2014. - №1 (42).
4. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
5. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Этапы личностно-профессионального становления педагога: от адаптации в профессии к метадеятельности // Человек и образование. - 2015. - №3 (44). - С.74-79.
6. Сухорукова Н. В. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - проблема современного общества /https://pedportal.net/starshie-klassy/ psihologiya/rost-agressivnyh-tendenriy-v-podrostkovoy-srede-proЫema-sovremennogo-obschestva-246978
7. Тупахина Т. В. Учимся переводить агрессию в позитив // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2013. - №7. - С. 58-68.