Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ РИТЕЙЛА В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ РИТЕЙЛА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ / РИТЕЙЛ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РЕЙТИНГ / ESG СТРАТЕГИЯ / ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едемская В. А., Давыдова Е. Д., Сухов Ф. И.

В статье исследуется становление парадигмы устойчивого развития и ESG-повестки в России. Раскрывается деятельность крупнейших представителей российского ритейла: лидеров устойчивого развития и компаний с более слабой позицией в данной области. Отмечена взаимосвязь формы компании и ее позиции в ESG-рейтингах: компании, которые обязаны публично представлять информацию, находятся выше по уровню, чем непубличные. Характерная особенность прохождения рейтинговой ESG-оценки, связанная с запросами современного рынка, - получение высоких баллов в части G-аспекта и E-аспекта. Рекомендовано углубить деятельность в области устойчивого развития по части обучения сотрудников цифровым и экологическим компетенциям, а также усилить коммуникационные стратегии по части ESG-повестки крупнейших ритейлеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN RETAIL ESG TRANSFORMATIONS DEVELOPMENT

The article analyse the formation of the sustainable development paradigm and the ESG agenda in Russia. The activities of the largest Russian retailers: leaders in sustainable development and companies with a weaker position in this area is revealed. The relationship between the form of the company and its position in the ESG ratings has been noted. Thus, companies that are required to provide information publicly are higher in level than non-public ones. A characteristic feature of passing the ESG rating assessment is getting high scores in terms of the G-aspect and the E-aspect associated with the demands of the modern market. The authors recommended deepening activities in the field of sustainable development in terms of training employees in digital and environmental competencies, and to strengthen communication strategies regarding the ESG agenda of the largest retailers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ РИТЕЙЛА В РОССИИ»

УДК 502.131.1:334.021 JEL Q01, F18, L81 DOI 10.26425/1816-4277-2022-9-72-80

Развитие ESG-трансформации ритейла в России

Едемская Вероника Андреевна

Студент магистратуры, ORCID: 0000-0002-1453-7269, e-mail: edemskaya.veronika@gmail.com

Давыдова Елизавета Денисовна

Студент магистратуры, ORCID: 0000-0001-9676-4248, e-mail: Davydovaliz@mail.ru

Сухов Филипп Игоревич

Канд. техн. наук, доцент кафедры химии и инженерной экологии ORCID: 0000-0001-7932-3010, e-mail: philipp.sukhov@mail.ru

Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Россия

Аннотация

В статье исследуется становление парадигмы устойчивого развития и ESG-повестки в России. Раскрывается деятельность крупнейших представителей российского ритейла: лидеров устойчивого развития и компаний с более слабой позицией в данной области. Отмечена взаимосвязь формы компании и ее позиции в ESG-рейтингах: компании, которые обязаны публично представлять информацию, находятся выше по уровню, чем непубличные. Характерная особенность прохождения рейтинговой ESG-оценки, связанная с запросами современного рынка, — получение высоких баллов в части G-аспекта и Е-аспекта. Рекомендовано углубить деятельность в области устойчивого развития по части обучения сотрудников цифровым и экологическим компетенциям, а также усилить коммуникационные стратегии по части ESG-повестки крупнейших ритейлеров.

Ключевые слова

Экологический менеджмент, устойчивое развитие, ESG-трансформация, ритейл, розничная торговля, нефинансовая отчетность, рейтинг, ESG стратегия, политики организации

Для цитирования: Едемская В.А., Давыдова Е.Д., Сухов Ф.И. Развитие ESG-трансформации ритейла в России// Вестник университета. 2022. № 9. С. 72—80.

© Едемская В.А., Давыдова Е.Д., Сухов Ф.И., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Russian retail ESG transformations development

Veronika A. Edemskaya

Graduate Student, ORCID: 0000-0002-1453-7269, e-mail: edemskaya.veronika@gmail.com

Elizaveta D. Davydova

Graduate Student, ORCID: 0000-0001-9676-4248, e-mail: Davydovaliz@mail.ru

Philip I. Sukhov

Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. at the Department of Chemistry and Environmental Engineering ORCID: 0000-0001-7932-3010, e-mail: philipp.sukhov@mail.ru

Russian University of Transport, Moscow, Russia

Abstract

The article analyse the formation of the sustainable development paradigm and the ESG agenda in Russia. The activities of the largest Russian retailers: leaders in sustainable development and companies with a weaker position in this area is revealed. The relationship between the form of the company and its position in the ESG ratings has been noted. Thus, companies that are required to provide information publicly are higher in level than non-public ones. A characteristic feature of passing the ESG rating assessment is getting high scores in terms of the G-aspect and the E-aspect associated with the demands of the modern market. The authors recommended deepening activities in the field of sustainable development in terms of training employees in digital and environmental competencies, and to strengthen communication strategies regarding the ESG agenda of the largest retailers.

Keywords

Environmental management, sustainable development, ESG-transformation, retail, non-financial reporting, rating, ESG strategy, organisation policies

For citation: Edemskaya V.A., Davydova E.D., Sukhov F.I. (2022) Russian retail ESG transformations development. , no. 9, pp. 72-80.

ВВЕДЕНИЕ

Человечество с каждым годом развивается все быстрее, сталкиваясь при этом с множеством проблем. Одна из них остается актуальной уже несколько десятилетий — это ухудшение экологической обстановки и увеличение объемов загрязнения. Однако человечество достигло такой стадии благосостояния, что появилась необходимость уделять внимание долгосрочным проблемам. Так, в 1987 г. Организацией Объединенных Наций была принята «Концепция устойчивого развития человеческого общества», главной идеей которой является принцип удовлетворения насущных потребностей без ущерба для будущих поколений [1]. В отчете Г.Х. Брундтланд (Brundtland) было дано понятие устойчивого развития: «развитие, отвечающее потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности» [2]. Эта теория заставила человечество задуматься от том, что безграничное увеличение производства и потребления невозможно из-за ограниченного количества природных ресурсов и возрастающего ущерба окружающей среде.

© Edemskaya V.A., Davydova E.D., Sukhov F.I., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

С момента появления термина «устойчивое развитие» прошло уже больше 30 лет. Сейчас концепция стала более глубокой и затрагивает все больше количество умов. Под устойчивым развитием следует понимать совокупность экономических, социальных и управленческих изменений, направленных на решение социальных проблем, проблем рационального использования природных ресурсов, на развитие экономической деятельности и научно-технического процесса с целью повышения качества жизни людей, без ущерба для будущих поколений [3].

Одним из направлений, активно следующих принципам устойчивого развития в своей сфере, является предпринимательство. Бизнес — пластичная среда, которая быстро подстраивается под новые реалии. Трендом сегодняшнего дня становится вовлечение частного бизнеса в решение глобальных проблем. ESG-подход (от англ. environmental, social, governance) к управлению, при котором экономические, социальные и управленческие факторы включаются в процесс принятия решений для снижения рисков и устойчивого развития бизнеса, стал наглядным воплощением этого тренда.

ПОНЯТИЕ ESG

Итак, ESG — направление устойчивого развития, включающее в себя три основных аспекта управления:

- environmental — защита окружающей среды. Параметр определяет, насколько организация заботится об экологии, насколько важно для нее сократить наносимый ущерб;

- social — социальная ответственность. Параметр демонстрирует отношение организации к персоналу, поставщикам, потребителям и другим социальным группам;

- governance — корпоративное управление. Параметр подразумевает открытое взаимодействие акционеров и менеджмента компании, прозрачность отчетности, предоставление достоверной информации и др.

В России первыми сторонниками «зеленых» концепций стали банки. Помимо влияния на свою деятельность, банки стали увеличивать количество учитываемых рисков для выдачи кредитов. Помимо основных (кредитный риск, риски ликвидности и долгосрочности капитала, риск изменения кредитных ставок), стали учитываться следующие риски:

- экологические (стихийные бедствия, изменения климата, аварии и т.п.);

- социальные (дискриминация по полу, возрасту, расе и другим признакам, доступность новых технологий);

- управленческие (прозрачность, открытость, эффективность).

Банки смотрят на то, как заемщик будет управлять финансами не только с точки зрения бизнеса, но и с позиции устойчивого развития. Широко используются индикаторы, отражающие не только количественное, но и качественное развитие бизнеса. Банк России в 2020 г. разработал стандарты эмиссии «зеленых» и социальных облигаций, которые предполагают, что при выпуске таких облигаций должны быть прописаны точные данные о проектах, для которых привлекаются средства. Проекты должны соответствовать российским и международным стандартам [4]. В июле 2021 г. Банк России выпустил «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации», связанной с деятельностью этих обществ. В рекомендациях раскрыты ключевые вопросы ответственного инвестирования.

Несомненно, учитывая современные общественно-политические трансформации, терминология ESG может претерпевать изменения, тем не менее общий подход реализуемый в соответствии с ESG-принципами должен оставаться прежним. Приверженность организации к принципам ESG влияет на ее инвестиционную привлекательность, деловую репутацию, создает позитивный имидж в глазах общества [5; 6]. Также использование принципов влечет снижение затрат и способствует модернизации технических процессов [7].

Различные элементы ESG могут быть частями системы экологического менеджмента, приниматься во внимание при выборе стратегии в экологической политике организации участвовать в процессе обеспечения культуры безопасности [8; 9]. Существует несколько подходов к оценке принадлежности компании к числу тех, которые соблюдают требования системы экологического менеджмента. Соответствующими исследованиями и публикациями занимаются: Международная организация по стандартизации (Сертификат ISO 14001); Европейская Комиссия (Сертификат EMAS); Совет по экологическому строительству США (Сертификат USGBC); Британская организация BRE Global (Сертификат BREEAM); Greenpeace; Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Одним из распространенных инструментов является создание устойчивых зеленых зданий, территорий и пространств по международным стандартам «зеленого» и «здорового» строительства», а также создание «зеленого офиса» [10; 11]. По данным опроса, 37 % российских компаний представляют программу «зеленого офиса» как элемент бренда. Исследования показывают, что внедрение данного инструмента свидетельствует о высокой экономической эффективности организации. Она позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду, а также вносит вклад в обеспечение устойчивого развития компании [12].

Новая экономика предполагает необходимость экологический нацеленности всех участников рынка. ESG-трансформация выстраивает позитивные взаимоотношения между разными группами стейк-холдеров, для объединения усилий по решению экологических и социальных проблем. Следует отметить, что не существует единого пути для достижения успеха по направлениям устойчивого развития. Для всестороннего стратегического анализа можно использовать индексы соответствия ESG-критери-ям — индексы устойчивого развития.

ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ РИТЕЙЛЕРОВ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Вклад торговли в валовой внутренний продукт России на 2021 г. составляет 13 %. Розничная торговля является зеркалом текущей обстановки на рынке, так как отражает запрос и интересы различных категорий стейкхолдеров (заинтересованных сторон). На компаниях лежит большая ответственность за создание удобств для покупателей, правильную организацию внутренних процессов, заботу о сотрудниках, сокращение потенциального негативного воздействия на окружающую среду (например, количества образуемых отходов), работа с поставщиками в рамках создания ответственной цепочки поставок. Представители сферы розничной торговли стремятся наращивать продажи и быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка для улучшения позиций в отрасли. Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в стратегии развития бизнеса. Расходы ритейлеров выросли за счет сбоев в цепочках поставок, трудностей на предприятиях поставщиков. Для розничной торговли 2020 г. стал переломным моментом, критическое состояние привело к резкому переходу к онлайн-сервисам [13].

Обратимся к обзору аналитического агентства Infoline на сентябрь 2021 г. [14]. Топ-100 крупнейших российских ритейлеров по выручке возглавляют: X5 Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»); «Магнит» (с учетом приобретения сети «Дикси»); Mercury Retail Group («Красное&Белое», «Бристоль»); Wildberries; DNS; «Лента»; «М.Видео-Эльдорадо»; Leroy Merlin; OZON; «Светофор».

По итогам 2021 г. среди ведущих FMCG-сетей по выручке «Светофор» занял 5 место, что отражает растущий спрос населения на дискаунтеры. На 6-е место вышел Auchan, далее — «METRO», «О'кей», «Вкусвилл» и «Монетка» [15]. Крупные сети развиваются вследсвтие экспансии на региональные рынки России [16; 17]. Улучшая качество управления, что является одним из направлений ESG-трансформа-ции, сети значительно повышают эффективность бизнеса.

Если крупные международные компании розничной торговли, к примеру, Walmart, Tesko, примерно с 2000-х гг. занимаются устойчивым развитием, то компании, которые работают на российском рынке, заметно позже стали вовлекаться в повестку устойчивого развития. Накопленный опыт ESG-трансформации российского бизнеса сосредоточен в основном на компаниях, занимающихся нефтедобычей и переработкой нефти, химических предприятиях, представителях металлургии и прочих промышленных концернах, представителях банковской отрасли. Представители ритейла в России относительно недавно вошли в ESG повестку, что подтверждает отсутствие компаний розничной торговли до 2020 г. в рейтинговых системах оценки устойчивого развития и ESG-трансформаций, индексах устойчивого развития Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). На 2021 г. отрасль розничной торговли по индексу РСПП «Ответственность и открытость» занимает лишь 10 место из 12 отраслей финальной выборки [18].

Довольно значимой чертой развития деятельности в области устойчивого развития компаний отрасли является объединение ритейлеров в сообщества для достижения единых целей. Так, в июне 2019 г. под эгидой Всемирного фонда дикой природы (WWF) участниками рынка розничной торговли подписан «Меморандум об устойчивом развитии и совершенствовании экологических практик». Данный шаг был реализован при поддержке отраслевых ассоциаций: Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Это важный шаг для начала совместной

работы по экологизации сектора ритейла в России. Несмотря на то, что не все ритейлеры приняли участие в подписании документа, направления экологических инициатив, реализуемых компаниями в рамках собственных ESG-стратегий и корпоративных программ устойчивого развития, довольно схожи. В свою очередь потребители становятся все более осведомленными о глобальных социальных и экологических проблемах и активно вовлекаются в социально-экологические инициативы бизнеса.

Если рассматривать российских ритейлеров с точки зрения их деятельности в области устойчивого развития, крупнейших представителей отрасли можно условно разделить на 3 группы — с сильной, средней и слабой ESG-позицией. Так, в первую группу входят X5 Retail Group, «Магнит», Leroy Merlin, «М.Видео-Эльдорадо»; во вторую — «Лента» и OZON; в третью — Mercury Retail Group, Wildberries, «ДНС», «Светофор» (табл. 1).

Таблица 1

Положение крупнейших представителей российского ритейла с точки зрения раскрытия информации о деятельности в области устойчивого развития и ESG

Название компании

<Л s

™ £

щ U

ь 1

0 £ ие

о

-

о и ц ии

>5 S О И

р 53

о чч

& а

о п

ев

< 3

а

з а

а

е и

V

о

-

о в и

V

d « X g

u

е

H «

а

u

м о н в и

H

а

а о п

а о к а н

л u

к

е

<

о

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

V

и

<t Ю

& о

S сл

g w

в

ии

« S

ои

H H u S >, и о зва

в о

-

н и

H «

о L К <3

1-1 СЛ

M

X5 Retail Group Магнит

Mercury Retail Group

Wildberries

АНС

Лента

М. Видео-Эльдорадо Leroy Merlin OZON Светофор

Примечание. Итоговый балл рассчитывается суммированием присвоенных баллов по отдельным показателям, в оценке которых 0 - минимальный балл, 2 - максимальный. Сильная позиция - 7-8 баллов, средняя позиция - 5-6 баллов, слабая - до 4 баллов.

Составлено авторами по материалам исследования

ESG-лидеры — преимущественно публичные компании, так как перед ними стоят обязательства раскрывать значимую часть информации. Данные компании длительное время публикуют финансовую и нефинансовую годовые отчетности, стратегии устойчивого развития и отчеты о данной деятельности, внутренние политики и кодексы, направленные на широкий круг заинтересованных сторон. Размер сети розничной торговли практически не коррелирует с ее приверженностью к ведению публичной деятельности в области устойчивого развития, однако последнее характерно для публичных компаний, возглавляющих список лидеров отрасли.

ESG-РЭНКИНГ

Наиболее обширным рэнкингом компаний по части ESG, который пользуется популярностью у кредиторов на российском рынке, является ESG-рэнкинг БАЕХ (рис. 1). С начала 2021 г. рэнкинг обновляется и пополняется в ежемесячном формате. По данным на 2022 г. в ESG-рэнкинг БАЕХ [19] вошли представители сегмента розничной торговли из 160 мест.

200 и

О

н

■с

<

150 -

100 -

50 -

0

X5 Retail Магнит Детский М.Видео - О'Кей Лента Group мир Эльдорадо

Компании

Дикси Азбука Вкусвилл групп вкуса

E (1) S (2)

- G (3)

--Место (4)

Примечание. Остальные компании топ-100 Retail Russia обзора аналитического агентства Infoline в ESG-рэнкинге RAEX 2022 г. отсутствуют

Источник: [19]

Рис. 1. ESG-показатели крупнейших российских ритейлеров ESG-рэнкинга RAEX, 15 мая 2022 г.

Отмечено, что крупнейшие представители российского ритейла обладают высоким баллом по части G-аспекта и E-аспекта, что довольно показательно, так как в раскрытии информации заинтересованы, как правило, стейкхолдеры публичных компаний. Кроме того, с начала XXI в. идет довольно активный рост «экологической осознанности» бизнеса, пришедший на смену росту исключительно социальных программ компаний. Однако геополитическая обстановка может влиять на изменение вектора компаний по реализации ESG-подхода в управлении и корректироваться в сторону возвращения к социальным проектам и уход от приоритезации природоохранных и ресурсосберегающих проектов.

Ритейлерами проводится параллельная работа по сбору различных фракций отходов от населения. Помимо работы с экологическими клиентскими сервисами, компании озадачены сокращением количества образуемых отходов от собственной деятельности. Например, лидеры отрасли призывают отказаться от бумажных чеков, используют оборотную тару в цепочках поставок, внедряют раздельный сбор в офисах и магазинах, стремятся передавать до 100 % использованной упаковки, материалов и отработанного сырья на вторичную переработку. Для минимизации воздействия на окружающую среду и сокращения количества используемых ресурсов для обеспечения своей деятельности, помимо выполнения требований национальных нормативных актов, компании внедряют систему экологического менеджмента в свои процессы, сокращают углеродный след от собственной деятельности, участвуют в корпоративных программах ресурсосбережения.

Что касается социального аспекта, крупнейшие ритейлеры стремятся к созданию равных условий для трудоустройства, развивают инклюзивные проекты, работают с местными сообществами в виде благотворительных проектов и корпоративного волонтерства. Интересно, что в рамках стратегий устойчивого развития компании лидеры отрасли стремятся стать лучшими работодателями среди конкурентов. Тем не менее, отмечено, что в основном компании уделяют недостаточное внимание обучению сотрудников и стейкхолдеров принципам устойчивого развития, цифровым и экологическим навыкам. Среди ключевых тем обучения выделяют введение в должность и знакомство с корпоративной культурой, тренинги и инструктажи по безопасности, развитие профессиональных умений. В связи с этим рекомендовано включить в разделы программ обучения персонала элементы, связанные с получением сотрудниками «цифровых» и «экологичных» компетенций, знаний в области концепции устойчивого развития, расширить коммуникационные стратегии в части ESG аспектов.

По части корпоративного управления дальше всего продвинулись публичные компании. Среди раскрываемой информации — структура совета директоров и транспарентность, структуры собственности, риск-анализ и управление рисками, взаимодействие с другими игроками рынка, бизнес-этика и комплаенс, раскрытие финансовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С момента становления российского бизнеса розничной торговли на пути устойчивого развития и ESG-трансформации прошло порядка 5 лет. Проведенный анализ позволил выявить лидеров устойчивого развития среди крупнейших представителей российского ритейла. Отмечена взаимосвязь формы компании и ее позиции в ESG-рейтингах. Так, компании, которые обязаны публично представлять информацию заинтересованным сторонам (например, X5 Retail Group, «М.Видео-Эльдорадо», «Магнит»), находятся выше по уровню, нежели многие непубличные компании. Это связано с тем, что детальное раскрытие информации является важным аспектом в прохождении аналитической проверки в рамках присвоения рейтинга ESG. Качество раскрытия информации и полнота напрямую влияют на итоговые показатели. Стоит отметить, что в ключевые рэнкинги входят исключительно те компании, которые публично раскрывают внутреннюю информацию о деятельности в области устойчивого развития и ESG, и в той форме, которая может быть оценена по методике, принятой тем или иным рейтинговым агентством. Таким образом, говорить об общей ситуации среди всех представителей российского ритейла исключительно исходя из ESG-рейтингов некорректно.

Характерной особенностью ESG-подхода среди крупнейших ритейлеров является получение высоких баллов в части G-аспекта и E-аспекта, связанной с запросами современного рынка. Тем не менее геополитические события 2022 г. будут сказываться на росте социальных программ по части S-аспекта. На основе проведенного анализа предложено усилить работу бизнеса по направлению обучения и развития сотрудников и стейкхолдеров и включить элементы, связанные с разработкой программ по обучению и коммуникации в области устойчивого развития, усилить внешние и внутренние коммуникации по части ESG.

Риски, которые связаны как с внутренними, так и внешними факторами, способны влиять на ритейлеров не только с положения рейтинга ESG, но и играть роль в возможности полноценно вести деятельность в области устойчивого развития. Компании, стремящиеся сохранить позиции на новом рынке в режиме неопределенности, должны быть одновременно и более гибкими, и требовательными в условиях антикризисного управления, оперативно корректировать внутренние и внешние процессы, двигаться, опережая потенциальные проявления новых рисков.

Библиографический список

1. ООН. Развитие и международное экономическое сотрудничество. Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: наше общее будущее. 1987 г. https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 20.06.2022).

2. Ефимова О.В., Волков М.А., Королева Д.А. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021;25(4):82-97. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-4-82-97

3. Измайлова М.А. Устойчивое развитие как новая составляющая корпоративной социальной ответственности. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2021;12(2):100-113. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2021.12.2.100-113

4. Мирошниченко О.С., Бранд Н.А. Банки в финансировании «зеленой» экономики: обзор современных исследований. Финансы: теория и практика/Fincrnce: Theory and Practice. 2021;25(2):76-95. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-76-95

5. Галазова С.С. Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую результативность корпоративного сектора. Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». 2018;64:81-86.

6. Овечкин Д.В. Ответственные инвестиции: влияние ESG-рейтинга на рентабельность фирм и ожидаемую доходность на фондовом рынке. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2021;(1):43-53. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2021-14-1-43-53

7. Груздева К.Н., Заборовская А.Е. ESG-концепция как ориентир устойчивого развития российского банковского сектора. В кн.: Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов в двух томах, 18—20 ноября 2021 г., г. Екатеринбург. Т. 2. Екатеринбург: УрФУ; 2022. C. 405-409.

8. Попов В.Г., Сухов Ф.И., Чамова Ю.А. Выбор стратегии энерго- и ресурсосбережения в рамках экологической политики организации. Безопасность жизнедеятельности. 2016;182:31-35.

9. Сухов Ф.И., Журавлев А.Н., Боровков Ю.Н. Культура безопасности на транспорте. Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2019;(1):46-53. https://doi.org/10.15593/24111678/2019.01.06

10. Едемская В.А. Роль экологических стандартов LEED и BREEAM в обеспечении более здорового и безопасного пространства». В сб.: Алешковский ИА. и др. (ред.). Материалы XXVIIIмеждународной научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, 12-23 апреля 2021 г. М.: МАКС Пресс; 2021.

11. Токсина Е.В. Вопросы природопользования в посткризисном пространстве: финансовые организации в формировании культуры природопользования. Terra Economicus. 2010;8(1-3):110—116.

12. Чуланова О.Л., Рябова А.М., Колесов О.С. Исследование интеграции технологий «экологичный офис» и well-being в работу с персоналом современных организаций. Вестник Евразийской науки. 2021;13(1). https://esj.today/ PDF/52ECVN121.pdf (дата обращения: 25.06.2022).

13. Суворова С.Д., Куликова О.М. Обзор основных тенденций, изменивших бизнес-процессы в продуктовом ритейле. Инновационная экономика перспективы развития и совершенствования. 2021;7(57):90-95. https://doi.org/10.47581/2021/PS-3/IR7.57.15

14. INFOLine. INFOLine Retail Russia TOP-100. Итоги 2020 года. Тенденции 2021 года. Прогноз до 2023 года (исследование). https://marketing.rbc.ru/research/47372/ (дата обращения: 25.06.2022).

15. INFOLine. INFOLine: «Светофор» занял 5-е место в топ-10 FMCG-сетей и стал лидером по росту площадей. https://www. retail.ru/news/infoline-svetofor-zanyal-5-e-mesto-v-top-10-fmcg-setey-i-stal-liderom-po-rostu-p-9-fevralya-2022-213630/ (дата обращения: 25.06.2022).

16. Сергиян К.С., Мудрова Л.И. Развитие потребительского рынка в России в условиях жесткой конкуренции мировых и отечественных торговых сетей. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008;6(1-3):421-425.

17. Центр пространственных исследований «Геоинтеллект». Мониторинг экспансии ритейла за 3 года. Исследование перспективных регионов РФ для развития розничных торговых сетей. https://www.retail.ru/articles/monitoring-ekspansii-riteyla-za-3-goda-kuda-idet-oflayn-roznitsa/ (дата обращения: 19.06.2022).

18. Российский союз промышленников и предпринимателей. Индексы РСПП в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и отчетности 2021 (ESG-индексы) «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». http://media.rspp.ru/document/1/f/d/fd4da5018c29f1feccb87df3b30aa1de.pdf (дата обращения: 22.06.2022).

19. RAEX. Ежемесячный ESG-рэнкинг российских компаний (2021—2022 гг.). Рэнкинг: ESG-Рэнкинг российских компаний от 15.05.2022. https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_companies/ESG_rating_companies/2022.5/ (дата обращения: 25.06.2022).

References

1. UN. Development and international economic cooperation. Report of the world commission on environment and devekpment: Our common future. 1987. https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (accessed 20.06.2022).

2. Efimova O.V, Volkov M.A., Korolyova D.A. The impact of ESG factors on asset returns: empirical research. Finance: Theory and Practice. 2021;25(4):82-97. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-4-82-97

3. Izmailova M.A. Sustainable development as a new component of corporate social responsibility. MIR (Modernization. Innovations. Research). 2021;12(2):100-113. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2021.12.2.100-113

4. Miroshnichenko O.S., Brand N.A. Banks financing the green economy: a review of current research. Finance: Theory and Practice. 2021;25(2):76-95. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-2-76-95

5. Galazova S.S. Influence of ESG-factors on sustainable development of companies and financial performance of corporate sector. Vestnik Rostovskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta "RINKh". 2018;64:81-86.

6. Ovechkin D.V. Responsible investment: impact of ESG rating on firms' profitability and expected return on the stock market. Scientific Journal NRU ITMO. Series: Economics and Environmental Management. 2021;(1):43-53. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2021-14-1-43-53

7. Gruzdeva K.N., Zaborovskaya A.E. ESG concept as a guideline for the sustainable development of the Russian banking sector. In: Russian regions in the focus of change: a collection of reports in two volumes, November 18-20, 2021, Yekaterinburg. Vol. 2. Yekaterinburg: UrFU; 2022. P. 405-409. (In Russian).

8. Popov VG., Sukhov F.I., Chamova Yu.A. Choice the strategy of energy and resource saving as part of environment policy. Bezopasnost' %hi%nedeyatel'nosti. 2016;182:31-35.

9. Sukhov F.I., Zhuravlev A.N., Borovkov Yu.N. Safety culture in transport. Transport, transportnye sooruzheniya, ekologiya. 2019;(1):46-53. https://doi.org/10.15593/24111678/2019.01.06

10. Edemskaya VA. The role of LEED and BREEAM environmental standards in providing a ealthier and safer space. In: Aleshkovsky IA. et al (eds). Proceedings of XXVIII International Scientific Conference of Students, Postgraduate Students and Young Scientists "Lomonosov", Moscow, 12—23 April2021. Moscow: MAKS Press; 2021. (In Russian).

11. Toxina E.V Questions of nature space crisis: financial organizations in the formation of environmental culture. Terra Economics. 2010;8(1-3):110-116.

12. Chulanova O.L., Ryabova A.M., Kolesov O.S. Research on the integration of green office technologies and well-being into work with the personnel of modern organizations. The Eurasian Scientific Journal [online]. 2021;13(1). https://esj.today/PDF/52ECVN121.pdf (accessed 25.06.2022).

13. Suvorova S.D., Kulikova O.M. Overview of the main trends that have changed business processes in grocery retail. Innovat-sionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2021;7(57):90—95. https://doi.org/10.47581/2021 /PS-3/IE.7.57.15

14. INFOLine. INFOLine Retail Russia TOP-100. Results of 2020. Trends in 2021. Forecast until 2023. (Research). https://marketing.rbc.ru/research/47372/ (accessed 25.06.2022). (In Russian).

15. INFOLine. INFOLine: "Svetofor" was ranked 5th in the top 10 FMCG chains and became the leader in terms of space growth. https://www.retail.ru/news/infoline-svetofor-zanyal-5-e-mesto-v-top-10-fmcg-setey-i-stal-liderom-po-rostu-p-9-fevralya-2022-213630/ (accessed 25.06.2022). (In Russian).

16. Sergiyan K.S., Mudrova L.I. The development of the consumer market in Russia in the conditions of fierce competition between world and domestic retail chains. Economical Herald of Rostov State University. 2008;6(1-3):421-425.

17. Center for Spatial Research "Geointellect". Monitoring of retail expansion for 3 years. Study of promising regions of the Russian Federation for the development of retail trade networks. https://www.retail.ru/articles/monitoring-ekspansii-riteyla-za-3-goda-ku-da-idet-oflayn-roznitsa/ (accessed 19.06.2022). (In Russian).

18. Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. RSPP Indices in the field of sustainable development, corporate responsibility and reporting 2021 (ESG-indices) 'Responsibility and Openness" and "Sustainability Vector". http://media.rspp.ru/document/1/f/d/ fd4da5018c29f1feccb87df3b30aa1de.pdf (accessed 22.06.2022). (In Russian).

19. RAEX. Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs RSPP Indices in the field of sustainable development, corporate responsibility and reporting 2021 (ESG-indices). Ranking: ESG-Ranking of Russian companies dated 15.05.2022. http://media.rspp.ru/docu-ment/1/f/d/fd4da5018c29f1feccb87df3b30aa1de.pdf (accessed 22.06.2022). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.