Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры'

Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1506
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Е. Н., Гамова С. Н.

In the article the author substantiates pedagogical conditions of development of emotional stability at children of the senior preschool age by physical training on the basis of revealing of the concept «emotional stability».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Е. Н., Гамова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of emotional stability at children of the senior preschool age by physical training

In the article the author substantiates pedagogical conditions of development of emotional stability at children of the senior preschool age by physical training on the basis of revealing of the concept «emotional stability».

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ устойчивости У детей старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.Н. Герасимова, С.Н. Гамова

Gerasimova E.N., Gamova S.N. Development of emotional stability at children of the senior preschool age by physical training. In the article the author substantiates pedagogical conditions of development of emotional stability at children of the senior preschool age by physical training on the basis of revealing of the concept «emotional stability».

На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. Как отмечают исследователи (Л.А. Абрамян, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др.) в последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития в виде эмоциональной неустойчивости, враждебности, агрессивности, тревожности и др. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20 % дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1-го класса их количество увеличивается до 60-70 %. Эмоциональная неустойчивость, как указывают Л.А. Абрамян,

А.Д. Кошелева и другие, проявляется в высокой возбудимости ребенка, импульсивности, нестабильности настроения, иногда в выраженной агрессивности или тревожности. Дети капризны, упрямы, конфликтны в общении со взрослыми и сверстниками, испытывают немалые трудности в организации и регуляции своего поведения, в усвоении образовательных программ [1]. Необходимо отметить, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились только некоторые из них. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям здоровья ребенка, но и отразиться на его личностных качествах и поведении детей.

Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка подчеркивали Л.А. Абрамян, З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн и др. Эмоции выполняют регулирующую и охранную функцию, побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом; сопровождают общение и все виды деятельности, являются показателем общего состоя-

ния ребенка, его физического и психического самочувствия [2].

Эмоциональная устойчивость различными исследователями понимается как неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович), интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций (Я. Рейковский, В.Э. Миль-ман). Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях (Л.М. Аболин, В.М. Писаренко).

Однако в настоящее время вопросы развития эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста недостаточно рассмотрены в психолого-педагогической литературе, что послужило стимулом для их углубленного изучения. Эмоциональная устойчивость рассматривается нами как один из компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы детей, выражающаяся в стабильности эмоциональных реакций и отношений ребенка к окружающей действительности, в адекватности эмоционального реагирования, силе выраженности переживаемых эмоций, особенностях эмоционального реагирования.

По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психическое, физическая культура занимает особое место. Не вызывает сомнения, что в условиях воз-

растания учебно-познавательного объема, гармоническое развитие дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность (Л.В. Карманова, М.Ю. Кистяковская, М.А. Ру-нова, Э.Я. Степаненкова, Н.Т. Терехова и др.), является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. Однако в массовой практике физического воспитания, развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе двигательной деятельности. Это заставляет более внимательно рассмотреть развивающие и воспитательные возможности физической культуры как ведущих средств организации двигательного опыта ребенка, как средств развития эмоциональной устойчивости у детей.

Исследование проводилось на базе экспериментальных площадок г. Липецка (Прогимназия № 73 и Центр развития № 103) с 2003 по 2006 г. Диагностика эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с использованием ряда интегративных методик (наблюдение за поведением детей при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками; диагностические задания; индивидуальные собеседования, проективные графические методы; анкетирование воспитателей и родителей). Были выявлены уровни проявления эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста: высокий (31 %), средний (32 %), низкий (37 %).

Мы предлагаем сложившуюся в дошкольных учреждениях систему физического воспитания обогатить наполненными психо-лого-коррекционным содержанием средствами физической культуры для развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста. Так, например, комплексы дыхательных гимнастик способствуют не только физическому укреплению здоровья, но и оздоравливают психику. Дети становятся добрее, спокойнее, внимательнее. Специально подобранная музыка оживляет и развивает эмоциональный мир ребенка. Правильное дыхание дает детям возможность отдохнуть после нагрузки, расслабиться, вос-

становить спокойное течение мыслей, снять напряжение, раздражение или волнение, преодолеть состояние апатии и разбитости. Дыхательные упражнения улучшают ритмова-ние организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Восточные гимнастики здоровья, основу которых составляют комплексы с элементами хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, комплексно воздействуют на весь организм, сочетая упражнения для суставов, мышц и сухожилий с дыхательной гимнастикой, элементами точечного и общего массажа, релаксацией. Занятия, основанные на восточной системе оздоравливают психику. Дети становятся спокойнее, внимательнее, верят в свои силы, учатся жить в гармонии с окружающим миром. Медленные, плавные движения дают особое психическое состояние, при котором уравновешиваются нервнопсихические процессы детского организма.

Релаксационные упражнения помогают развить умение концентрации внимания и сосредоточенности, позволяют снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, закрепить в сознании детей желание пользоваться мышечной релаксацией после каких-либо напряженных ситуаций. Расслабляющие упражнения можно сочетать с массажными движениями и самомассажем (общий, точечный, десен, ушных раковин, кистей рук и стоп), который позволяет снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует нервную систему.

Упражнения для языка и мышц челюсти, для рук и пальцев, глазодвигательные, телесные развивают умение концентрации внимания и сосредоточенности, обеспечивающих развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дают возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствуют мускульному расслаблению, улучшают самочувствие детей.

Двигательная деятельность игрового характера (игры-физкультминутки, специальные оздоровительные игры и др.) вызывают положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают

работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость, внутреннюю свободу, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Нами была осуществлена группировка средств физического воспитания, направленных на развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста. Были разработаны варианты планирования предложенных форм физического воспитания, описаны методы и приемы работы с дошкольниками. Включение в игровые программы музыкального сопровождения (релаксационной музыки, звуков природы), элементов пения, ритмики танца, речитативов явилось вспомогательным средством, которое позволило создавать и корректировать настроение, поведение детей, формировать у них устойчивое позитивное отношение к двигательной деятельности.

В процессе экспериментальной работы педагог-психолог проводил индивидуальные беседы и консультации с родителями, дети которых имели симптомы эмоциональной неустойчивости. В индивидуальной и индивидуально-дифференцированной работе с эмоционально неустойчивыми детьми психолог проводил коррекционно-развивающие занятия, тренинги, на которых дети в игровой форме учились снимать психоэмоциональное напряжение, учились выражать свои эмоции, чувства, отношения друг к другу, отдыхали в эмоционально-комфортных условиях. Тренинги и тренинги-релаксации проводились на различном стимульном материале: тренинг в природе по снятию скованности движений, тренинг в бассейне для детей с гиперактивностью, или, наоборот, с заторможенностью, тренинги для агрессивных детей в физкультурном или музыкальном зале. Разработаны варианты тематического планирования групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Контрольный эксперимент позволил определить достаточную эффективность влия-

ния созданных педагогических условий на развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста.

В заключение можно отметить, что наше исследование показало потребность в изучении проблемы развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста как с теоретической, так и с методической стороны исследования.

Нами были рассмотрены теоретикометодические основы проблемы развития эмоциональной устойчивости детей. Определено понятие «эмоциональная устойчивость дошкольников». В результате проведенного исследования разработаны критерии, показатели, уровни эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста, выявлены особенности проявления эмоциональной устойчивости. Результаты исследования доказали возможность развития эмоциональной устойчивости у старших дошкольников средствами физической культуры. Эффективность данного процесса определяется комплексом педагогических условий:

- подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости у старших дошкольников;

- обогащение и вариативность структурно-содержательного наполнения основных форм физического воспитания детей в дошкольных учреждениях (оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток, оздоровительных прогулок) специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненных психологическим содержанием;

- отбор методов и приемов развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры;

- использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости.

Разработанная методика развития эмоциональной устойчивости детей средствами физической культуры оказалась достаточно эффективной. Изменились количественные показатели уровней эмоциональной устойчивости, что выразилось в увеличении числа детей высокого уровня эмоциональной ус-

тойчивости с 31 до 78 %; количество детей с низким и средним уровнем снизилось на 14 и 23 % соответственно. В результате экспериментальной работы увеличился уровень эмоционально -положительных взаимо отноше-

ний (на 27 %), что повлияло на уровень благополучия большинства детей группы в системе межличностных отношений.

Таким образом, можно сказать, что достигнутый большинством детей высокий уровень эмоциональной устойчивости в процессе использования средств физической культуры, улучшение положения детей в системе личностных взаимоотношений, положительные изменения в поведении детей с низким уровнем эмоциональной устойчивости, влияние перечисленного на эмоциональное благополучие детей подтверждают правомерность использования экспериментальной ме-

тодики развития эмоциональной устойчивости у старших дошкольников средствами физической культуры.

Проведенное исследование выявило позитивные изменения в уровне эмоциональной устойчивости старших дошкольников при создании педагогических условий и позволяет наметить пути дальнейшего развития эмоциональной сферы в разных видах двигательной деятельности.

1. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

2. Изотова Е.И, Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М., 2004.

Поступила в редакцию 19.02.2007 г.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ИНВАЛИДОВ

В.Д. Байрамов

Bairamov V.D. Some methods and techniques of forming of handicapped schoolchildren’s world outlook. The analysis of the experience of work with the handicapped children shows that many teachers look for the ways of lesson construction, teaching methods and techniques which cause pupils’ active involvement into work. The success is possible only under complex combined application of teaching methods which take into account their didactic opportunities and specific educational tasks which guarantee immediate success.

Под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся-инва-лидов, развиваются способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний.

Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам знаний:

• словесные - рассказ/объяснение, лекция, беседа, работа с книгой и др.

• наглядные - демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов и др.

• практические - упражнения, лабораторно-практические и др.

Современной педагогической наукой разработана система методов обучения, в основу классификации которых заложены уровни познавательной деятельности учащихся. Такая система методов находит применение в практике педагогической деятельности преподавателей в средних профтехучилищах. Эти методы обучения можно объединить в две основные группы:

а) репродуктивные;

б) поисковые.

Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративные и репродуктивные) характерны тем, что с их помощью учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем. Их применение обеспечивает ускоренное и прочное усвоение учебной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.