УДК 373.24
Гамова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
sv19793@rambler.ru
ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПО ПРОБЛЕМЕ УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты изучения содержания психолого-педагогической работы в дошкольных учреждениях по проблеме улучшения эмоционального здоровья дошкольников; рассматривается понятие «эмоциональное здоровье ребенка», как показатель психологического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние детей, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. Представлены результаты диагностики, направленной на изучение осознания педагогами уровня эмоционального здоровья дошкольников и причин его понижения, выявление используемых воспитателями педагогических средств, направленных на укрепление эмоционального здоровья дошкольников, а также основных трудностей в достижении этой цели. Результаты исследования показывают необходимость повышения уровня и эффективности системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработку новой методики укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, дошкольная образовательная организация, эмоциональное здоровье, диагностика педагогов, анкетирование, беседа.
В настоящее время проблема эмоционального здоровья ребенка - одна из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние является важным условием развития личности. Успешное развитие дошкольника невозможно, если у него не создано жизнерадостное настроение. Источниками, питающими детскую радость, являются внимание и ласка. Конечно, в жизни ребенка должны присутствовать и радость, и огорчение, но в целом он должен быть окружен атмосферой добра, заботы и тепла. Современные исследователи утверждают, что для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность отрицательных и положительных эмоций, обеспечивающая поддержание жизнеутверждающего поведения и душевного равновесия.
Характер эмоций оказывает влияние на здоровье человека, определяет его жизненный тонус, отношение к окружающему миру. При определенных условиях негативные эмоции могут быть причиной возникновения отрицательных смысловых установок, перестройка которых возможна только при изменении места человека в системе общественной деятельности. Эти установки могут тормозить готовность личности активно действовать в нужном направлении и подавлять творческий потенциал.
Так, присущие детям положительные эмоциональные реакции (радость, восхищение, удовольствие, симпатия, сострадание) способствуют развитию доброжелательности, жизнерадостности, оптимизма и великодушия. При закреплении отрицательных переживаний (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), у ребенка могут появляться такие черты личности как агрессивность, малодушие, боязливость, пессимизм и т. д. Негативные состояния, закрепившись, регулируют психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят
к упрямству, негативизму, заниженной самооценке. Преимущественно негативный эмоциональный опыт приводит также к развитию отчуждения, недоверия к миру, провоцирует агрессивные тенденции в социальном поведении.
Ребенок, переживая ситуацию эмоционального дискомфорта, неосознанно выбирает тот или иной способ психологической самозащиты. При совершении агрессивных действий или пребывая в депрессивном состоянии, ребенок пытается прожить конкретную ситуацию, противостоять эмоциональному негативизму, возникающему в ходе взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому так важна работа по закреплению в эмоциональной сфере ребенка положительных эмоций и коррекция негативных эмоциональных состояний.
В своей статье А.Н. Гаврилова отмечает: «Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применен Л.В. Тарабакиной и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая «... единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно -целевого, лично стно -деятельно стного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания» [2].
Рассматривая понятие «эмоциональное здоровье» в данном контексте, необходимо отметить, что понятие «психологическое здоровье» было введено в научный оборот И.В. Дубровиной. Она полагает, что термин «психическое здоровье» относится, в первую очередь, к отдельным психическим процессам и механизмам, а термин «психологическое здоровье» относится в целом к личности и тесно связан с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно пси-
Вестник КГУ Л 2017
© Гамова С.Н., 2017
62
Изучение содержания психолого-педагогической работы в дошкольных учреждениях..,
хологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, философского, социологического и других аспектов [3].
Это понятие говорит о неразделимости телесного и психического в человеке. Здоровый человек, с психологической точки зрения, - это открытая личность, которая познает себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, а также постоянно развивается. Ему свойственны гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим, между человеком и окружающими его людьми.
Эмоциональное здоровье ребенка-дошкольника характеризуется, по мнению исследователей (М.Ю. Стожарова, О.И. Бадулина и др.), преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности ребенка, но в старшем дошкольном возрасте не у всех детей эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении.
Таким образом, эмоциональное здоровье ребенка-дошкольника может рассматриваться, по нашему мнению, «как показатель психологического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние детей, представляющее собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью» [1]. В другом случае могут проявляться признаки эмоционального неблагополучия, которые выражаются в тревожности, наличии страхов, в неадекватной или неустойчивой самооценке.
В нашем экспериментальном подходе укрепление эмоционального здоровья дошкольника рассматривается как комплексный целенаправленный процесс стабилизации эмоциональной сферы ребенка, укрепления его эмоциональной устойчивости, эмоционального благополучия и социальной адаптивности в контексте семейного и общественного воспитания ребенка.
Изучение содержания психолого-педагогической работы в ДОУ по проблеме улучшения эмоционального здоровья дошкольников проводилось на базе МДОУ г. Ельца и Елецкого района Липецкой области. С этой целью проводились беседы, анкетирование педагогов и психологов, анализировалась педагогическая документация.
Анкетирование было направлено на изучение осознания педагогами уровня эмоционального здоровья детей и причины его понижения. С помощью вопросов анкеты выявлялись используемые воспитателями педагогические средства, направленные на укрепление эмоционального здоровья детей,
и также трудностей в достижении цели. Некоторые вопросы были об использовании физической культуры в системе средств укрепления эмоционального здоровья детей.
В дополнение к анкете проводилась беседа с педагогами, в ходе которой были заданы вопросы с целью уточнения их позиции в исследуемой проблеме.
Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что педагоги достаточно хорошо разбираются в проявлениях отклонений эмоционального здоровья детей и выделяют причины подобного состояния. Воспитатели считают, что наибольшую выраженность у дошкольников приобретают вспыльчивость, конфликтность, обидчивость, агрессивность.
По мнению респондентов основными факторами увеличения эмоциональной неустойчивости детей являются социально-экономическая ситуация в стране (56%) и эмоциональная незащищенность в семье (67%). Большую роль респонденты отводят телевидению (44%); 30% акцентируют внимание на неблагоприятной атмосфере в группах детского сада и относят ее к одной из важных причин увеличения уровня эмоциональной неустойчивости у дошкольников.
Особо значимым и информативным являлся вопрос о роли педагога в укреплении эмоционального здоровья ребенка-дошкольника. Все ответы были разделены по критерию повторяемости на семь основных групп. Наибольшее количество получили ответы, характеризующие личное отношение педагога как реальную возможность укрепления эмоционального здоровья. Значительной оказалась группа воспитателей, которые затруднились дать ответ на данный вопрос или не ответили совсем (21%). Проанализировав ответы всех респондентов, мы пришли к выводу о том, что большинство педагогов (79%) видит реальные пути укрепления эмоционального здоровья детей.
При ответе на вопрос о том, какие трудности испытывают респонденты в решении данной задачи, выяснилось, что у 42% нет времени, 6% полагают, что решение данной задачи не входит в их компетенцию, 25% затруднились ответить, 27% респондентов ответили, что не хватает специальной педагогической литературы.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью укрепления эмоционального здоровья дошкольников и отсутствием целенаправленной деятельности педагогов в этом направлении.
Анкетирование показало, что большинство специалистов (86%) считают, что средства физической культуры не используются целенаправленно для укрепления эмоционального здоровья детей, хотя, как указывают респонденты, они обладают развивающими, воспитательными и психотерапев-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
63
тическими возможностями. На вопрос о том, как наилучшим образом они могут быть использованы в укреплении эмоционального здоровья дошкольников, 15% опрошенных считают целесообразной организацию индивидуальной работы с детьми, 32% выделяют коллективные виды деятельности, 35% педагогов видят благотворные возможности физической культуры в более частой организации игровых физкультминуток, дыхательных упражнений, различных видов массажа, 55% опрошенных считают необходимым внедрение специально разработанной программы с использованием средств физической культуры для укрепления эмоционального здоровья детей.
Для выявления методов и приемов педагогического воздействия, используемых для укрепления у детей эмоционального здоровья, было организовано наблюдение за руководством основных форм физического воспитания и самостоятельной деятельности детей, а также осуществлен анализ педагогической документации.
Анкетирование показало, что основными формами физического воспитания в ДОУ являются: «физкультурные занятия обучающего типа (70%), тренирующего характера (20%), контрольно-учётные (5%), сюжетные (5%). Физкультурные занятия направлены в основном на освоение двигательных навыков и имеют достаточную моторную плотность (от 70% до 85%). Содержание занятий составляют преимущественно упражнения основной гимнастики, игры с ходьбой и бегом, подвижные игры с ходьбой и бегом, общеразвивающие упражнения. Недостаточно применяются музыкальное сопровождение, элементы ритмической гимнастики, дыхательной гимнастики, релаксационных упражнений, которые способствуют возникновению положительных эмоций, способных снять эмоциональное напряжение, волнение, ослабить проявление отрицательных эмоций, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе» [1].
В режиме дня недостаточное количество времени отводится оздоровительной гимнастике перед и после дневного сна. В большинстве своем используются традиционные формы проведения утренней гимнастики, подвижных игр, физкультминуток. Не применяются средства физкультуры, направленные на укрепление эмоционального здоровья дошкольников, позволяющие ребенку снять излишнюю двигательную активность, способствующие мускульному расслаблению, улучшающие самочувствие детей.
Педагоги ДОУ недостаточно используют психолого-педагогические формы и методы обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в ДОУ - элементы арттера-пии, игротерапии, психогимнастические этюды, игры-драматизации, решение проблемно-практических ситуаций. Не в полной мере использует-
ся индивидуально-дифференцированный подход к детям с разным уровнем эмоционального здоровья. Особого внимания требуют эмоционально неблагополучные дошкольники, проблемы которых проявляются во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении.
В связи с тем, что в изучаемых дошкольных учреждениях Липецкой области отсутствует психолог (такая тенденция наметилась во многих ДОУ), педагогический коллектив и дошкольники лишены специальной психологической помощи, отсутствует подготовительная работа с воспитателями и консультирование родителей, не осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на укрепление их эмоционального здоровья, оптимизацию отношений внутри детского коллектива: формирование навыков сотрудничества, социально-уверенного поведения, создание эмоционально-комфортной атмосферы в группах.
Таким образом, результаты исследования содержания психолого-педагогической работы в ДОУ Липецкой области по проблеме улучшения эмоционального здоровья дошкольников показывают необходимость повышения уровня и эффективности системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработку новой методики укрепления эмоционального здоровья детей, включающей специально сконструированные, рационально подобранные средства физкультуры с обогащённым психологическим содержанием, индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, тренинги, психогимнастику, элементы арт-терапии, позволяющие снимать психоэмоциональное напряжение, выражать свои чувства, эмоции, отдыхать в эмоционально-комфортных условиях; использование различного стимульного, дидактического материала; элементы музыкотерапии; работу с родителями.
Библиографический список
1. Гамова С.Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 180-183.
2. Гаврилова А.Н. Эмоциональное здоровье младших школьников как основная цель воспитания в начальных классах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://открытыйурок.рф/ статьи/411834 (дата обращения: 22.09.2017).
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - СПб: Питер, 2004. - 592 с.
4. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 396 с.
64
Вестник КГУ ^ 2017