ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 373.2
Гамова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
ВОЗМОЖНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются возможности использования средств физической культуры в укреплении эмоционального здоровья детей в дошкольной образовательной организации. Приведены результаты экспериментальной работы, позволившей определить эффективность влияния созданных педагогических условий на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, средства физической культуры, эмоциональное здоровье, дошкольная образовательная организация.
Здоровье человека - одна из глобальных научных проблем в мире, которая с каждым шагом развития цивилизации и общества обостряется. И в XXI веке проблема сохранения и укрепления здоровья остается крайне острой, требующей серьезного осмысления и решения. Неслучайно задачи здоровьесбережения россиян решаются сегодня на государственном уровне и находят отражение в приоритетных национальных проектах РФ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. К понятию «психическое здоровье», определению его содержания обращались многие отечественные и зарубежные исследователи (Ш. Бюллер, А. Мас-лоу, А.И. Захаров, Й. Лангмейер, З. Матейчик, И.В. Дубровина). Выделяя эмоциональную составляющую термина «психическое здоровье», мы обозначили ее как «эмоциональное здоровье», тем самым, показывая общую психологическую природу данных понятий, но в то же время, выделяя специфику последнего из них.
Опираясь на исследования Л.В. Тарабакиной [2], мы рассматриваем эмоциональное здоровье ребенка старшего дошкольного возраста как показатель психического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние детей, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. В противном случае проявляются признаки эмоционального не-
благополучия, которые выражаются в ярко выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в неадекватной или неустойчивой самооценке. Таким образом, отклонения в эмоциональном здоровье детей старшего дошкольного возраста мы соотносим с проявлениями эмоционального неблагополучия.
Исследования, посвященные практической работе с эмоциональными проблемами детей остаются немногочисленными (В.П. Балакирев, P.M. Грановская, И.М. Никольская, A.M. Прихожан и др.). В качестве средств коррекции эмоциональных нарушений такие исследователи, как А.И. Захаров, М.И. Чистякова, И.В. Фаустова и др. называют игротерапию, танцетерапию, психогимнастику, использование цвета, музыкальных средств, беседы, составление рассказов, рассматривание картин, отражающих эмоциональные переживания ребенка [1; 3; 4].
По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и эмоциональное, физическая культура занимает особое место. Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже др.).
Особое место физической культуры как одного из важнейших средств всестороннего развития дошкольника в отечественной педагогике общепризнанно (А.В. Кенеман, Н.В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагай-дачная, Н.А. Ноткина и др.). Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане,
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Гамова С.Н., 2014
Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста..,
Н.Ф. Потехина, Л.М. Пензулаева, Л.Н. Пустынни-кова, Е.А. Сагайдачная, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.). Однако в массовой практике физического воспитания развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам укрепления эмоционального здоровья дошкольников. Это заставляет более внимательно рассмотреть развивающие и воспитательные возможности физической культуры как ведущих средств организации двигательного опыта ребенка, как средств укрепления эмоционального здоровья дошкольников.
В результате анализа научно-методических подходов к изучению эмоционального здоровья (О.И. Бадулина, М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева, М.Ю. Стожарова и др.) мы выделили следующие критерии и показатели эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста: адекватность эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающими людьми в привычной обстановке, в эмоциогенной ситуа-ции);сила выраженности переживаемых эмоций (интенсивность эмоциональных проявлений, эмоциональная лабильность, длительность эмоциональной реакции); особенности эмоционального реагирования (эмоциональный фон, модальное содержание, экспрессивность, отсутствие (присутствие) эмоциональных отклонений).
В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребёнка и выявить особенности эмоционального здоровья, мы использовали наблюдение за поведением детей при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками (в процессе организованной деятельности, в режимные моменты и в свободной игре); беседы с детьми и педагогами; анкетирование воспитателей и родителей; проективные тесты: тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен), проективные методики на выявление уровня самооценки старших дошкольников «Какой Я?» и «Лесенка» (автор В.Г. Щур); тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров).
Исходя из результатов экспериментальных данных, мы можем сделать выводы относительно состояния эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. 35% дошкольников можно отнести к категории эмоционально здоровых, поскольку у них были выявлены признаки положительного, комфортного эмоционального состояния, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. Это позволяет им успешно адаптироваться в социуме, находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. 34% детей старшего
дошкольного возраста имеют средний уровень эмоционального здоровья, так как у них выявлены незначительные признаки эмоционального неблагополучия. Остальных дошкольников 31% мы отнесли к низкому уровню эмоционального здоровья, поскольку у них проявляются ярко выраженные признаки эмоционального неблагополучия.
Создание общей картины развития личности ребёнка невозможно без изучения всей системы детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане естественно необходимо обратиться к возможностям двигательной деятельности, двигательного опыта дошкольника, занимающего значительное место в системе его активности.
Мы предлагаем сложившуюся в дошкольных образовательных организациях систему физического воспитания обогатить наполненными психолого-коррекционным содержанием средствами физической культуры для укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Так, например, комплексы дыхательных гимнастик (Б. Егоров, С. Исаева, Н. Соловьева и др.) способствуют не только физическому укреплению здоровья, но и оздоравливают психику. Дети становятся добрее, спокойнее, внимательнее. Специально подобранная музыка оживляет и развивает эмоциональный мир ребенка. Правильное дыхание дает детям возможность отдохнуть после нагрузки, расслабиться, восстановить спокойное течение мыслей, снять напряжение, раздражение или волнение, преодолеть состояние апатии и разбитости. Дыхательные упражнения улучшают ритмование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Восточные гимнастики здоровья (И. Холостен-ко, Г. Болонов и др.), основу которых составляют упражнения с элементами хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, комплексно воздействуют на весь организм, сочетая движения для суставов, мышц и сухожилий с дыхательной гимнастикой, элементами точечного и общего массажа, релаксацией. Занятия, основанные на восточной системе оздоравливают психику. Дети становятся спокойнее, внимательнее, верят в свои силы, учатся жить в гармонии с окружающим миром. Медленные, плавные движения дают особое психическое состояние, при котором уравновешиваются нервно-психические процессы детского организма.
Релаксационные упражнения (А. Сиротюк, Т. Смирнова, Е. Лютова и др.) помогают развить умение концентрации внимания и сосредоточенности, позволяют снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, закрепить в сознании детей желание пользоваться мышечной релаксацией после каких-либо напряжённых ситуаций. Расслабляющие упражнения можно сочетать с массажными движениями и самомассажем (общий, точечный, десен, уш-
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ных раковин, кистей рук и стоп), который позволяет снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует нервную систему.
Упражнения для языка и мышц челюсти, для рук и пальцев, глазодвигательные, телесные (О. Степанова, Р. Моисеева, В.П. Алямовская, З.И. Береснева др.) развивают умение концентрации внимания и сосредоточенности, обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дают возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствуют мускульному расслаблению, улучшают самочувствие детей.
Двигательная деятельность игрового характера (игры-физкультминутки, специальные оздоровительные игры и др.) вызывают положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость, внутреннюю свободу, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Нами была осуществлена группировка средств физической культуры, направленных на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).
Предложенные средства физической культуры можно использовать в разные режимные моменты, в рамках оздоровительной гимнастики, физкультминуток, физкультурных занятий, оздоровительных прогулок, в свободной деятельности детей.
Нами были разработаны варианты планирования основных форм физического воспитания, описаны методы и приёмы работы с дошкольниками. Включение в игровые программы музыкального сопровождения (релаксационной музыки, звуков природы), элементов пения, ритмики танца, речитативов явилось вспомогательным средством, которое позволило создавать и корректировать настроение, поведение детей, формировать у них устойчивое позитивное отношение к двигательной деятельности. В процессе экспериментальной работы педагог-психолог проводил индивидуальные беседы и консультации с родителями, дети которых имели симптомы эмоциональной неустойчивости. В индивидуальной и индивидуально-дифференцированной работе с эмоционально неустойчивыми детьми психолог проводил коррекционно-развива-ющие занятия, тренинги на которых дети в игровой форме учились снимать психоэмоциональное напряжение, учились выражать свои эмоции, чувства, отношения друг к другу, отдыхали в эмоционально-комфортных условиях. Тренинги и тренин-
Физические упражне- Массажные упражне- Гимнастика Игровые упражнения
ния ния и подвижные игры
- упражнения общераз- - массажные упражнения - танцевально- - подвижные игры с ос-
вивающего характера под с элементами йоги ритмическая гимнастика тановкой движения
стихотворный текст - игровой общий само- - гимнастика «Малень- - подвижные игры, на-
- релаксационные уп- массаж ких волшебников» правленные на сплоче-
ражнения, - самомассаж для рук - пальчиковая гимнасти- ние детского коллектива
- глазодвигательные уп- - самомассаж для ног ка - подвижные игры, на-
ражнения - самомассаж для ушных - гимнастика с элемента- правленные на снижение
- упражнения с элемен- раковин ми аутогенной трениров- мышечного напряжения
тами беби-йоги -самомассаж для глаз ки - подвижные игры и уп-
- упражнения с попере- - точечный массаж - виброгимнастика ражнения, направленные
менным мышечным на- - дыхательная гимнасти- на релаксацию
пряжением и расслабле- ка: - игровые упражнения на
нием, - ритмичное двухфазное релаксацию и дыхание
- упражнения для кистей дыхание - оздоровительные игры
рук - звуковое дыхание, - игровые упражнения
- упражнения для снятия - дыхание по методике для рук и пальцев
общего утомления А.Н. Стрельниковой - игровые упражнения с
- дыхание по методике попеременным мышеч-
Н. Соловьёвой ным напряжением и рас-
- звуковая дыхательная слаблением
гимнастика с элементами - игровые имитационные
йоги упражнения
- дыхательная медитация
Таблица1
Средства физической культуры, направленные на укрепление эмоционального здоровья
детей старшего дошкольного возраста
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста..
ги-релаксации проводились на различном стимуль-ном материале: тренинг в природе по снятию скованности движений, тренинг в бассейне для детей с гиперактивностью, или, наоборот, с заторможенностью, тренинги для агрессивных детей в физкультурном или музыкальном зале. Разработаны варианты тематического планирования групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Контрольный эксперимент позволил определить достаточную эффективность влияния созданных педагогических условий на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. Изменились количественные показатели уровней эмоционального здоровья, что выразилось в увеличении числа детей высокого уровня эмоционального здоровья с 35 до 78%; количество детей с низким и средним уровнем снизилось на 14 и 23% соответственно. В результате экспериментальной работы увеличился уровень эмоционально-положительных взаимоотношений (на 27%), что повлияло на уровень благополучия большинства детей группы в системе межличностных отношений.
Таким образом, результаты исследования доказали возможность укрепления эмоционального здоровья средствами физической культуры у старших дошкольников. Эффективность данного процесса определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью укрепления эмоционального здоровья у старших дошкольников; обогащение и вариативность структурно-содержатель-
ного наполнения основных форм физического воспитания детей в дошкольных организациях (оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток, оздоровительных прогулок) специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненных психологическим содержанием; отбор методов и приёмов укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры; использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоционального здоровья.
Проведенное исследование позволяет наметить пути дальнейшей педагогической работы по укреплению эмоционального здоровья детей дошкольного возраста в разных видах двигательной деятельности.
Библиографический список
1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995. - 125 с.
2. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 396 с.
3. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Елец., 2011. - 213 с.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.