Научная статья на тему 'Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры'

Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1542
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL CHILDREN / MEANS OF PHYSICAL TRAINING / EMOTIONAL HEALTH / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гамова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются возможности использования средств физической культуры в укреплении эмоционального здоровья детей в дошкольной образовательной организации. Приведены результаты экспериментальной работы, позволившей определить эффективность влияния созданных педагогических условий на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гамова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of strengthening the emotional health of preschool children by means of physical culture

The article looks at the possibilities of physical culture in strengthening the emotional health of preschool children in a preschool educational institution. The results of the experimental work which allowed determining the effectiveness of the impact of created pedagogic conditions at strengthening emotional health of preschool children have been adduced.

Текст научной работы на тему «Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 373.2

Гамова Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

[email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются возможности использования средств физической культуры в укреплении эмоционального здоровья детей в дошкольной образовательной организации. Приведены результаты экспериментальной работы, позволившей определить эффективность влияния созданных педагогических условий на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, средства физической культуры, эмоциональное здоровье, дошкольная образовательная организация.

Здоровье человека - одна из глобальных научных проблем в мире, которая с каждым шагом развития цивилизации и общества обостряется. И в XXI веке проблема сохранения и укрепления здоровья остается крайне острой, требующей серьезного осмысления и решения. Неслучайно задачи здоровьесбережения россиян решаются сегодня на государственном уровне и находят отражение в приоритетных национальных проектах РФ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения. К понятию «психическое здоровье», определению его содержания обращались многие отечественные и зарубежные исследователи (Ш. Бюллер, А. Мас-лоу, А.И. Захаров, Й. Лангмейер, З. Матейчик, И.В. Дубровина). Выделяя эмоциональную составляющую термина «психическое здоровье», мы обозначили ее как «эмоциональное здоровье», тем самым, показывая общую психологическую природу данных понятий, но в то же время, выделяя специфику последнего из них.

Опираясь на исследования Л.В. Тарабакиной [2], мы рассматриваем эмоциональное здоровье ребенка старшего дошкольного возраста как показатель психического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние детей, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. В противном случае проявляются признаки эмоционального не-

благополучия, которые выражаются в ярко выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в неадекватной или неустойчивой самооценке. Таким образом, отклонения в эмоциональном здоровье детей старшего дошкольного возраста мы соотносим с проявлениями эмоционального неблагополучия.

Исследования, посвященные практической работе с эмоциональными проблемами детей остаются немногочисленными (В.П. Балакирев, P.M. Грановская, И.М. Никольская, A.M. Прихожан и др.). В качестве средств коррекции эмоциональных нарушений такие исследователи, как А.И. Захаров, М.И. Чистякова, И.В. Фаустова и др. называют игротерапию, танцетерапию, психогимнастику, использование цвета, музыкальных средств, беседы, составление рассказов, рассматривание картин, отражающих эмоциональные переживания ребенка [1; 3; 4].

По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и эмоциональное, физическая культура занимает особое место. Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже др.).

Особое место физической культуры как одного из важнейших средств всестороннего развития дошкольника в отечественной педагогике общепризнанно (А.В. Кенеман, Н.В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагай-дачная, Н.А. Ноткина и др.). Многочисленные научные исследования посвящены проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане,

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Гамова С.Н., 2014

Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста..,

Н.Ф. Потехина, Л.М. Пензулаева, Л.Н. Пустынни-кова, Е.А. Сагайдачная, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.). Однако в массовой практике физического воспитания развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам укрепления эмоционального здоровья дошкольников. Это заставляет более внимательно рассмотреть развивающие и воспитательные возможности физической культуры как ведущих средств организации двигательного опыта ребенка, как средств укрепления эмоционального здоровья дошкольников.

В результате анализа научно-методических подходов к изучению эмоционального здоровья (О.И. Бадулина, М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева, М.Ю. Стожарова и др.) мы выделили следующие критерии и показатели эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста: адекватность эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающими людьми в привычной обстановке, в эмоциогенной ситуа-ции);сила выраженности переживаемых эмоций (интенсивность эмоциональных проявлений, эмоциональная лабильность, длительность эмоциональной реакции); особенности эмоционального реагирования (эмоциональный фон, модальное содержание, экспрессивность, отсутствие (присутствие) эмоциональных отклонений).

В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребёнка и выявить особенности эмоционального здоровья, мы использовали наблюдение за поведением детей при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками (в процессе организованной деятельности, в режимные моменты и в свободной игре); беседы с детьми и педагогами; анкетирование воспитателей и родителей; проективные тесты: тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен), проективные методики на выявление уровня самооценки старших дошкольников «Какой Я?» и «Лесенка» (автор В.Г. Щур); тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров).

Исходя из результатов экспериментальных данных, мы можем сделать выводы относительно состояния эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. 35% дошкольников можно отнести к категории эмоционально здоровых, поскольку у них были выявлены признаки положительного, комфортного эмоционального состояния, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. Это позволяет им успешно адаптироваться в социуме, находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью. 34% детей старшего

дошкольного возраста имеют средний уровень эмоционального здоровья, так как у них выявлены незначительные признаки эмоционального неблагополучия. Остальных дошкольников 31% мы отнесли к низкому уровню эмоционального здоровья, поскольку у них проявляются ярко выраженные признаки эмоционального неблагополучия.

Создание общей картины развития личности ребёнка невозможно без изучения всей системы детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане естественно необходимо обратиться к возможностям двигательной деятельности, двигательного опыта дошкольника, занимающего значительное место в системе его активности.

Мы предлагаем сложившуюся в дошкольных образовательных организациях систему физического воспитания обогатить наполненными психолого-коррекционным содержанием средствами физической культуры для укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Так, например, комплексы дыхательных гимнастик (Б. Егоров, С. Исаева, Н. Соловьева и др.) способствуют не только физическому укреплению здоровья, но и оздоравливают психику. Дети становятся добрее, спокойнее, внимательнее. Специально подобранная музыка оживляет и развивает эмоциональный мир ребенка. Правильное дыхание дает детям возможность отдохнуть после нагрузки, расслабиться, восстановить спокойное течение мыслей, снять напряжение, раздражение или волнение, преодолеть состояние апатии и разбитости. Дыхательные упражнения улучшают ритмование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Восточные гимнастики здоровья (И. Холостен-ко, Г. Болонов и др.), основу которых составляют упражнения с элементами хатха-йоги и китайских оздоровительных систем, комплексно воздействуют на весь организм, сочетая движения для суставов, мышц и сухожилий с дыхательной гимнастикой, элементами точечного и общего массажа, релаксацией. Занятия, основанные на восточной системе оздоравливают психику. Дети становятся спокойнее, внимательнее, верят в свои силы, учатся жить в гармонии с окружающим миром. Медленные, плавные движения дают особое психическое состояние, при котором уравновешиваются нервно-психические процессы детского организма.

Релаксационные упражнения (А. Сиротюк, Т. Смирнова, Е. Лютова и др.) помогают развить умение концентрации внимания и сосредоточенности, позволяют снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе, закрепить в сознании детей желание пользоваться мышечной релаксацией после каких-либо напряжённых ситуаций. Расслабляющие упражнения можно сочетать с массажными движениями и самомассажем (общий, точечный, десен, уш-

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ных раковин, кистей рук и стоп), который позволяет снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, улучшает кровообращение, тонизирует нервную систему.

Упражнения для языка и мышц челюсти, для рук и пальцев, глазодвигательные, телесные (О. Степанова, Р. Моисеева, В.П. Алямовская, З.И. Береснева др.) развивают умение концентрации внимания и сосредоточенности, обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дают возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствуют мускульному расслаблению, улучшают самочувствие детей.

Двигательная деятельность игрового характера (игры-физкультминутки, специальные оздоровительные игры и др.) вызывают положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость, внутреннюю свободу, создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Нами была осуществлена группировка средств физической культуры, направленных на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).

Предложенные средства физической культуры можно использовать в разные режимные моменты, в рамках оздоровительной гимнастики, физкультминуток, физкультурных занятий, оздоровительных прогулок, в свободной деятельности детей.

Нами были разработаны варианты планирования основных форм физического воспитания, описаны методы и приёмы работы с дошкольниками. Включение в игровые программы музыкального сопровождения (релаксационной музыки, звуков природы), элементов пения, ритмики танца, речитативов явилось вспомогательным средством, которое позволило создавать и корректировать настроение, поведение детей, формировать у них устойчивое позитивное отношение к двигательной деятельности. В процессе экспериментальной работы педагог-психолог проводил индивидуальные беседы и консультации с родителями, дети которых имели симптомы эмоциональной неустойчивости. В индивидуальной и индивидуально-дифференцированной работе с эмоционально неустойчивыми детьми психолог проводил коррекционно-развива-ющие занятия, тренинги на которых дети в игровой форме учились снимать психоэмоциональное напряжение, учились выражать свои эмоции, чувства, отношения друг к другу, отдыхали в эмоционально-комфортных условиях. Тренинги и тренин-

Физические упражне- Массажные упражне- Гимнастика Игровые упражнения

ния ния и подвижные игры

- упражнения общераз- - массажные упражнения - танцевально- - подвижные игры с ос-

вивающего характера под с элементами йоги ритмическая гимнастика тановкой движения

стихотворный текст - игровой общий само- - гимнастика «Малень- - подвижные игры, на-

- релаксационные уп- массаж ких волшебников» правленные на сплоче-

ражнения, - самомассаж для рук - пальчиковая гимнасти- ние детского коллектива

- глазодвигательные уп- - самомассаж для ног ка - подвижные игры, на-

ражнения - самомассаж для ушных - гимнастика с элемента- правленные на снижение

- упражнения с элемен- раковин ми аутогенной трениров- мышечного напряжения

тами беби-йоги -самомассаж для глаз ки - подвижные игры и уп-

- упражнения с попере- - точечный массаж - виброгимнастика ражнения, направленные

менным мышечным на- - дыхательная гимнасти- на релаксацию

пряжением и расслабле- ка: - игровые упражнения на

нием, - ритмичное двухфазное релаксацию и дыхание

- упражнения для кистей дыхание - оздоровительные игры

рук - звуковое дыхание, - игровые упражнения

- упражнения для снятия - дыхание по методике для рук и пальцев

общего утомления А.Н. Стрельниковой - игровые упражнения с

- дыхание по методике попеременным мышеч-

Н. Соловьёвой ным напряжением и рас-

- звуковая дыхательная слаблением

гимнастика с элементами - игровые имитационные

йоги упражнения

- дыхательная медитация

Таблица1

Средства физической культуры, направленные на укрепление эмоционального здоровья

детей старшего дошкольного возраста

182

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста..

ги-релаксации проводились на различном стимуль-ном материале: тренинг в природе по снятию скованности движений, тренинг в бассейне для детей с гиперактивностью, или, наоборот, с заторможенностью, тренинги для агрессивных детей в физкультурном или музыкальном зале. Разработаны варианты тематического планирования групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Контрольный эксперимент позволил определить достаточную эффективность влияния созданных педагогических условий на укрепление эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста. Изменились количественные показатели уровней эмоционального здоровья, что выразилось в увеличении числа детей высокого уровня эмоционального здоровья с 35 до 78%; количество детей с низким и средним уровнем снизилось на 14 и 23% соответственно. В результате экспериментальной работы увеличился уровень эмоционально-положительных взаимоотношений (на 27%), что повлияло на уровень благополучия большинства детей группы в системе межличностных отношений.

Таким образом, результаты исследования доказали возможность укрепления эмоционального здоровья средствами физической культуры у старших дошкольников. Эффективность данного процесса определяется комплексом педагогических условий: подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью укрепления эмоционального здоровья у старших дошкольников; обогащение и вариативность структурно-содержатель-

ного наполнения основных форм физического воспитания детей в дошкольных организациях (оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток, оздоровительных прогулок) специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненных психологическим содержанием; отбор методов и приёмов укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры; использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоционального здоровья.

Проведенное исследование позволяет наметить пути дальнейшей педагогической работы по укреплению эмоционального здоровья детей дошкольного возраста в разных видах двигательной деятельности.

Библиографический список

1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995. - 125 с.

2. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 396 с.

3. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Елец., 2011. - 213 с.

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.