Научная статья на тему 'Коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии'

Коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
547
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ ПЛАСТИК-ШОУ / PSYCHOPHYSICAL HEALTH / EMOTIONAL SPHERE OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN / PSYCHOCORRECTIONAL PLASTIC-SCOW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Эвелина Сергеевна, Васильева Ольга Семёновна

В статье рассматривается проблема психофизического здоровья, особенностей эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Предложен комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу, направленный на развитие и коррекцию психического физического здоровья дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Эвелина Сергеевна, Васильева Ольга Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of psychophysical health of preschool children in the course of impellent, game therapy

The article is devoted to the problem of psychophysical health and features of emotional-sensual sphere of preschool children. A complex of psychocorrectional plastic-scow programs directed on the development and correction of mental and physical health of preschool children is offered in it.

Текст научной работы на тему «Коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии»

коррекция психофизического здоровья дошкольников в процессе двигательно-игровой терапии

Коновалова Э.С.,

Васильева О.С.

В статье рассматривается проблема психофизического здоровья, особенностей эмоционально-чувственной сферы детей дошкольного возраста. Предложен комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу, направленный на развитие и коррекцию психического физического здоровья дошкольников.

Ключевые слова: психофизическое здоровье, эмоциональная сфера развития дошкольников, психокоррекционный пластик-шоу.

Современная социокультурная ситуация в России, гуманистические преобразования в обществе, создали предпосылки развития такой системы образования, в основе которой стоит задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. В свете этой задачи образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей осуществления этого выбора и механизмов самореализации личности [9]. Реализуя социальный заказ, образовательные учреждения резко интенсифицировали процесс подготовки детей к обучению в школе. Значительное увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки приводит не только к падению у детей интереса к обучению, но и к резкому ухудшению их здоровья. Это лишает смысла интенсифицирование учебной деятельности, так как ребенок, имеющий отклонения в состоянии здоровья, не может в полной мере реализовать свои интеллектуальные и творческие способности.

В сложившейся ситуации существует ключевое противоречие между высокими требованиями социальной среды и общества к уровню индивидуального развития ребенка и снижением уровня здоровья детского населения. Особое значение, в контексте рассматриваемой проблемы, занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями, декларированными Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программой развития образования. Как основное направление развития дошкольного образования в Федеральном законе об утверждении Федеральной программы развития образования является поддержка и развитие

разнообразных форм оздоровительной работы. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретают механизмы организации педагогического процесса, ориентированные на интеграцию педагогических, психологических и медицинских технологий в контексте формирования и укрепления здоровья детей дошкольного возраста [9].

Проблема укрепления здоровья детей, повышения уровня их психофизического развития, приобщения их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики государства, так как известно, что здоровье людей - социальная проблема, поскольку образ жизни является доминирующим фактором, определяющим в совокупности и физическое, и психическое, и нравственное здоровье человека. Поэтому весьма важным является выбор средств и методов оздоровления детей.

Наиболее остро проблема поддержания и коррекции психофизического здоровья стоит в работе с детьми дошкольного возраста, от 3 до 7 лет. Дети именно этой возрастной группы сталкиваются с противоречием между психической и физической готовностью к активной социальной и биологической адаптации и современными требованиями к уровню этой готовности, многообразием факторов, способных вызвать нарушения психофизического здоровья. Материалы ежегодных государственных докладов Российской Федерации и отчетных материалов по Федеральной программе развития образования свидетельствуют о том, что с 1991 года специалисты оценивают положение детей в нашей стране (с точки зрения здоровья, семьи, образования и преступности), как критическое. Эти факты, на фоне ослабления репродуктивной функции населения, являются

прямыми предпосылками угрозы национальной безопасности (Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации, 1997-2002). В 1996 году III Международная конференция «Ребенок в современном мире», проходившая в Санкт-Петербурге, констатировала, что около 80 % рождающихся в России детей по со стоянию здоровья находятся в маргинальном (промежуточном) положении между здоровьем и болезнью.

Начиная с 1985 г. отмечается увеличение частоты врожденных аномалий на фоне связанного с этим роста детской смертности. Это является следствием искажения первого экологического пространства ребенка - организма матери, подвергающегося воздействию самых различных факторов: климатических, природных, техногенных, социальных, экологических, политических, культурных и религиозных, которые, в конечном счете, определяют образ жизни человека [9].

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья и физического развития. Однако состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям развития в современном обществе.

Заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Наряду с организмом матери, как первым пространством ребенка, еще одним основополагающим фактором, формирующим здоровье ребенка, является внешняя среда, как естественная среда обитания, так и среда в ее культурологическом, преобразующем аспекте (социальная, биолого-экологическая, развивающая).

Многие специалисты отмечают рост числа взрослых и детей с нарушениями в эмоциональной сфере (повышенной тревожностью, агрессивностью, качественными изменениями в межличностных, меж-групповых отношениях, в отношениях к различным обстоятельствам жизни и др) [5, 7, 9]. По данным института возрастной физиологии РАО, примерно 20 % дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1 класса их количество увеличивается до 60-70 % [8]. Такое положение дел можно объяснить колоссальными изменениями, происшедшими в нашем обществе за последние два десятилетия: кардинальной сменой социальных приоритетов, деградацией института брака и семьи, экономическими трудностями, по-прежнему относительно низким уровнем культуры населения и др. Неуклонно растёт и число новорожденных детей с различными недостатками развития. Всё чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Среди причин этого: аномальное течение родов;

биологически и социально незрелые родители; низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психопатизация определённого числа взрослых (родителей, педагогов); раннее начало обучения, усложнение учебных требований. Всё вышеперечисленное приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному.

С позиции психологии здоровья основополагающим показателем психического здоровья человека выступают: эмоциональная устойчивость, толерантность к стрессовым факторам, преобладающие эмоциональное состояние человека, система отношений собой и с другими людьми [5, 6, 7].

Важным личностным качеством, по мнению

О.С. Васильевой, является открытость человека себе, другим людям, в плане выражения своих мыслей и чувств, нахождения адекватных форм для их выражения. Естественность, конгруэнтность, оптимизм, ответственность и ряд других личностных качеств тоже являются показателями психоэмоционального здоровья [4, 6, 8].

Исключительное значение эмоций в развитии личности ребенка подчеркивали Л.А. Абрамян,

З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейн и др. Эмоции оказывают влияние практически на все сферы психического развития - регуляцию поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, освоение социального опыта. Исследования А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, И.Ю. Ильиной, Г.А. Свердловой, Е.П. Арнаутовой и др. показывают, что устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка является основой всего отношения дошкольника к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательной сферы, эмоционально-волевой, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками [8].

В связи с этим, нам представляется очевидным, что различные изменения психоэмоциональной сферы уже в дошкольном возрасте невозможно игнорировать, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы личности, которые и будут предопределять здоровье и успешность дальнейшей жизни человека. В этом плане особую значимость приобретает ранняя диагностика и выявление психоэмоциональных отклонений у детей и главное, возможно более раннее начало комплексных коррекционно-развивающих мероприятий по их преодолению. В связи с этим становится актуальным задействование в коррекционно-развивающей работе двигательной активности малышей, как наиболее значимой в дошкольном периоде. Ведь у ребенка психические процессы теснейшим образом связаны

с телесностью, физическим развитием, двигательноигровой деятельностью.

Основой предлагаемого цикла программ, по нашему убеждению, служит синтез психологии и физической культуры!

В настоящем исследовании предполагается взять за основу психофизического тренинга такую уникальную форму психофизического воспитания дошкольников, как горизонтальный пластический балет (ГПБ), предложенный Н.Н. Ефименко [6]. В доступных нам литературных источниках данное направление исследовано недостаточно. ГПБ (или Пластик-шоу) предполагает игровую форму взаимодействия с детьми, построенную на специально разработанном для решения коррекционно-развивающих задач сюжете, при котором основные движения детьми выполняются в строго определенной последовательности, отражающей эволюционный принцип становления животного мира и человека [6].

Итак, комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Целью выступает совершенствование психофизического здоровья и социального благополучия детей дошкольного возраста. В задачи программы входит:

1) снятие психофизического, эмоционального напряжения;

2) развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы детей;

3) развитие творческого самовыражения, включая навыки коммуникации;

4) повышение самооценки, уверенности в себе, приобретение способности адекватно реагировать на ситуации;

5) изменение отношения к себе и другим, позитивное принятие себя и других.

В программах были использованы следующие методы: сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия; творческие игры, игры-драматизации; двигательные импровизации; психомышечная тренировка, медитативные сказки (с использованием стихов, записей звуков природы, релаксационной музыки); танцы (индивидуальные, групповые, ритуальные); упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера; свободное и тематическое рисование и др.

Занятия проводятся по подгруппам. Оптимальное число участников группы от 6 до 12 человек. Частота занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность каждой программы составляет 40-45 минут. Длительность проведения всего комплекса программ психокоррекционного пластик-шоу составляет ориентировочно 2-2,5 месяца, включая три праздничные встречи совместно с родителями: «Фестивали чувств - в кругу семьи, в кругу друзей». Предполагаются вариации

в чередовании и повторении программ (на усмотрение ведущего).

Предполагаются также и индивидуальные программы для участников группы, в основе которых решаются специфические коррекционные задачи, такие, как, например, Сказка о Подснеженке (Демонстративность, неуверенность в себе), «Полет птицы» (тревожность, низкая самооценка), «Волшебные бутоны», «Явление Весны».

Разработанные нами программы психокоррекционного пластик-шоу имеют следующие названия: «Морские путешествия, или воспоминания о лете»; «Ручеек радости»; «Сказка про грустного ёжика, или Как хорошо, что есть друзья!»; «История Боровика, который был не в духе»; «Солнечный город»; «Сладкая парочка»; «Роза и ромашка»; «Белоснежка и гномы»; «Сказка о приключениях смелой пчелы»; Фестиваль чувств «В кругу семьи - в кругу друзей» (совместно с родителями) «Волшебные бутоны»; «УДИВИтельное путешествие»; «В гостях у сказки. Снегурочка»; «Морская сказка»; Фестиваль чувств «В кругу семьи -в кругу друзей» (совместно с родителями) по мотивам «Морской сказки».

Основополагающие документы Российского образования обращают внимание родителей и общества на исключительную роль семьи в воспитании ребёнка, её приоритет в этих вопросах, рекомендуя со стороны образовательных учреждений непрерывное педагогическое сопровождение семейного воспитания. Наиболее эффективен процесс воспитания, в котором сотрудничают все, кто имеет отношение к росту и развитию ребёнка.

Главную роль в развитии и совершенствовании психофизического здоровья, чувств и качеств ребёнка, играют родители и педагоги - взрослые, взявшие на себя ответственность растить детей.

Прежде чем вести речь о здоровье детей, взрослым необходимо осознанно развивать своё собственное здоровье, сферу чувств и отношений. Развитая сфера чувств помогает взрослому увидеть состояние ребёнка и вовремя ему помочь.

С целью привлечения к данной проблеме родителей и были запланированы в комплексе программ 3 праздничные встречи - фестивали чувств «В кругу семьи, в кругу друзей», это комплексная оздоровительная деятельность, развивающий процесс взаимодействия детей и взрослых, осуществляемый в двигательно-игровых, сказочных формах (танцевальные и пластические композиции, игры и инсценировки, сюжетно-ролевое и адресное исполнение песен, коллективное рисование и раскрашивание и др.), психологических играх.

Программные праздники на практике задают эмоционально-комфортную основу развития творческих и коммуникативных способностей, объединяя

детей и взрослых - в их лучших проявлениях по отношению друг к другу.

В такой развивающей праздничной среде здоровье участников творится естественным образом в атмосфере радости, а радость, как известно - источник и условие, результат и критерий здоровых чувств и отношений.

Целью нашего исследования является прослеживание динамики психоэмоционального здоровья старших дошкольников, прошедших комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу. Методические задачи исследования:

1) разработать и апробировать комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу;

2) экспериментально обосновать эффективность разработанных программ.

Эмпирические задачи исследования:

1) 1) определение составляющих комплексного феномена психического здоровья, эмоциональночувственного развития детей старшего дошкольного возраста;

2) 2) выявление особенностей эмоциональной сферы, уровня тревожности, агрессии, эмоционального мироощущения старших дошкольников;

3) 3) прослеживание динамики уровня психоэмоционального здоровья дошкольников.

Предмет исследования - психоэмоциональное

здоровье старших дошкольников, прошедших комплекс программ психокоррекционного пластик-шоу.

Объектом исследования выступили 36 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), которые являются воспитанниками детского сада (г. Ново-шахтинск, МДОУ № 27 «Дружба», № 26 «Весна»).

Наша гипотеза такова: существует положительная динамика уровня эмоциональночувственного развития детей в результате прохождения комплекса программ психокоррекционного пластик-шоу.

исследование эмоционально-личностного развития дошкольника включает: определение особенностей внутреннего мироощущения ребенка, выявление негативных эмоциональных проявлений (тревожность, агрессия, страхи). Мы использовали следующие методы исследования: «Анкета по выявлению тревожного ребенка», Анкета «Признаки агрессивности» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) для экспертов (родителей, педагогов), позволяющая определить уровень психоэмоционального здоровья ребёнка; Метод наблюдения и беседы; Изучение продуктов творческой деятельности детей. Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс на выявление степени тревожности ребенка; Проективный тест «Дом. Дерево. Человек»; Проективный тест «Несуществующее животное».

Проведенное исследование, а также апробация разработанного нами комплекса программ психокоррекционного пластик-шоу позволяют сделать выводы о том, что у дошкольников, участвовавших в программах (как групповых, так и индивидуальных), изменился уровень психоэмоционального здоровья:

- так, скрытое эмоционально-личностное беспокойство, неуверенность, страх снизились с 66,7 до 34 %;

- негативный фон настроения, депрессивность, которые отмечались при первичном обследовании в 33,3 % случаев, после проведенных развивающих, коррекционных мероприятий были выявлены у 12 % детей;

- агрессивные тенденции (защитно-ответная тенденция) дошкольников снижены с 25,5 до 21 %;

- в 100 % случаев в той или иной степени при первичной диагностике детей были выявлены трудности в общении, тревожность, фрустрация. По результатам итогового обследования данный показатель нарушений в эмоциональной сфере снизился до 72 % случаев.

Представим полученные результаты в виде диаграммы.

В ходе наблюдений за детьми, как в свободной деятельности (в группе и дома), так и на занятиях, а также бесед с экспертами (педагогами, родителями) было отмечено, что у детей стал преобладать позитивный эмоциональный фон настроения, проявляться такие качества, как уравновешенность, терпеливость, стремление к сотрудничеству, доброжелательность. Заметно улучшилось общее самочувствие, настроение.

В процессе проведения фестивалей чувств (совместно с родителями) по словам самих родителей произошло объединение семьи и друзей в познании красоты и в разного рода совместном творчестве, что несомненно стало содержательной основой воспитательного процесса во взросло-детском

взаимодействии. Сформировалась позиция самого взрослого - ответственность за свой образ жизни и за того, кого он растит. Соединение психологии, физической культуры и искусства в этих замечательных совместных мероприятиях, привело родителей к мысли о формировании деятельной позиции взрослого «я - старший, любящий друг и ведущий ребёнка», о том, что мы, взрослые люди, ответственны за свой образ жизни и за тех, кого мы сейчас растим, за мир своих отношений, уровень культуры и состояние здоровья: и своего, и тех, кто нас окружает, и тех, с кем мы встречаемся изо дня в день. От нас во многом зависит: насколько высокообразованной и культурной будет та среда, в которой мы растим детей, и какой будет их жизнь, когда они повзрослеют, и будут растить детей на основе своего жизненного опыта.

Радостное сотрудничество детей и взрослых, по отзывам родителей, дарует им счастливые моменты жизни, а состояние счастья и полноты жизни - существенный признак психофизического здоровья.

Данное исследование, проводимое в г. Ново-шахтинске (МДОУ № 27 и № 26) в течение пока что 6 месяцев, уже подтвердило эффективность разработанного нами комплекса программ психокоррекционного пластик-шоу. Мы планируем продолжение исследования эмоционально-чувственного развития детей дошкольного возраста и апробацию программ пластик-шоу в других садах города.

Материалы исследования могут быть использованы в работе дошкольных образовательных учреждений различного вида по организации системы оздоровительной деятельности в соответствии с современными требованиями; для облегчения течения адаптации детей дошкольного возраста; специалистами (психологом, руководителем физического воспитания) и педагогами дошкольных учреждений с целью комплексного психофизического оздоровления, преодоления адаптационных нарушений и коррекции эмоциональных расстройств у детей-

дошкольников. Данные программы могут являться компонентом интегрированных и комплексных занятий по развитию эмоционально-чувственной сферы, эстетическому и музыкальному развитию.

литература

1. Асмолов А.Г. Содействие ребёнку - развитие личности. Новые ценности образования / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1996. -Выпуск 6. С. 39-44.

2. Васильева О.С. Валеопсихология и физическая культура // Психологический вестник РГУ. - 1999. Вып. 4. С. 174-176.

3. Васильева О.С. Валеопсихологический подход к понятию здоровья // Психологический вестник РГУ. - 2000. - Вып. 5. С. 150-154.

4. Васильева О.С., Коновалова Э.С. Телесное и духовное оздоровление дошкольников // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. № 3. С. 296-304.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Зерно здоровья: концепция первичной валеоустановки // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1999. № 3. С. 36-47.

6. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 256 с.

7. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. - 208 с.

8. Колодяжная Т.П., Чекунова Е.А. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. Учебно-методическое пособие. М.: Перспектива, 2009. - 240 с.

9. Кошелева А. Мелодия душевной жизни ребёнка. На пороге школы // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. - С. 91-96.

10. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.