Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Емельянова И.Д., Подольская О.А.

Цель исследования - выявить оптимальные условия повышения эмоциональной устойчивости детей 7-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации. Методика и организация исследования. Эмоциональная устойчивость оценивалась по следующим критериям: настрой на выполнение физических упражнений, наличие или отсутствие интереса во время выполнения (заинтересованность и сосредоточенность), работоспособность, реакция на замечания, отношение к оценке выполненного упражнения. Согласно диагностическим критериям определялись уровни эмоциональной устойчивости: низкий, средний и высокий. Результаты исследования и выводы. Опираясь на полученные данные диагностики эмоциональной устойчивости детей с ТНР, были предложены и внедрены условия для повышения ее уровня, основанные на рациональном подборе средств виброгимнастики, игрового самомассажа, глазодвигательных, релаксационных и дыхательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Емельянова И.Д., Подольская О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STABILITY OF CHILDREN OF THE 7TH YEAR OF LIFE WITH SEVERE SPEECH DISORDERS IN PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING WORK OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Objective of the study was to identify the optimal conditions for increasing the emotional stability of children of the 7th year of life with severe speech disorders (SSD) in the physical education and health work of a preschool educational organization. Methods and structure of the study. 2Emotional stability was assessed according to the following criteria: the mood to perform physical exercises, the presence or absence of interest during the performance (interest and concentration), performance, reaction to comments, attitude to the assessment of the exercise performed. According to the diagnostic criteria, the levels of emotional stability were determined: low, medium and high. Results and conclusions. Based on the obtained diagnostic data, the emotional stability of children with SSD, conditions were proposed and implemented to increase its level, based on the rational selection of vibro-gymnastics, game self-massage, oculomotor, relaxation and breathing exercises.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

развитие эмоциональной устойчивости детей

7-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи

в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации

УДК/UDC 796.077-056.266

Поступила в редакцию 22.12.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова1 О.А. Подольская1

1Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STABILITY OF CHILDREN OF THE 7TH YEAR OF LIFE WITH SEVERE SPEECH DISORDERS IN PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING WORK OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

PhD, Associate Professor I.D. Emelyanova1 O.A. Podolskaya1

1Bunin Yelets State University, Yelets

Информация для связи с автором: olesya_podolskay@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить оптимальные условия повышения эмоциональной устойчивости детей 7-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации.

Методика и организация исследования. Эмоциональная устойчивость оценивалась по следующим критериям: настрой на выполнение физических упражнений, наличие или отсутствие интереса во время выполнения (заинтересованность и сосредоточенность), работоспособность, реакция на замечания, отношение к оценке выполненного упражнения. Согласно диагностическим критериям определялись уровни эмоциональной устойчивости: низкий, средний и высокий.

Результаты исследования и выводы. Опираясь на полученные данные диагностики эмоциональной устойчивости детей с ТНР, были предложены и внедрены условия для повышения ее уровня, основанные на рациональном подборе средств виброгимнастики, игрового самомассажа, глазодвигательных, релаксационных и дыхательных упражнений.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, дети старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, физкультурно-оздоровительная работа, дошкольная образовательная организация.

Abstract

Objective of the study was to identify the optimal conditions for increasing the emotional stability of children of the 7th year of life with severe speech disorders (SSD) in the physical education and health work of a preschool educational organization.

Methods and structure of the study. 2Emotional stability was assessed according to the following criteria: the mood to perform physical exercises, the presence or absence of interest during the performance (interest and concentration), performance, reaction to comments, attitude to the assessment of the exercise performed. According to the diagnostic criteria, the levels of emotional stability were determined: low, medium and high.

Results and conclusions. Based on the obtained diagnostic data, the emotional stability of children with SSD, conditions were proposed and implemented to increase its level, based on the rational selection of vibro-gymnastics, game self-massage, oculomotor, relaxation and breathing exercises.

Keywords: emotional stability, children of senior preschool age, severe speech disorders, physical culture and health work, preschool educational organization.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Современный мир, характеризующийся нестабильностью в экономической, общественно-политической и других сферах жизнедеятельности, приводит к ощущению людьми дискомфорта, неуверенности, беспокойства, предчувствия надвигающейся опасности.

В этих условиях актуальной становится проблема эмоционального напряжения у детей. В группе риска находятся дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для них характерны неустойчивость интересов, снижение мотивации, наблюдательности, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в установлении контактов со сверстниками [4].

Цель исследования - выявить условия повышения эмоциональной устойчивости детей 7-го года жизни с ТНР

в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации.

Методика и организация исследования. Диагностика эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста с ТНР осуществлялась посредством наблюдения за проявлениями эмоционального состояния в процессе выполнения физических упражнений, анкетирования воспитателей, инструкторов по физической культуре, родителей. Эмоциональная устойчивость оценивалась по следующим критериям: настрой на выполнение физических упражнений, наличие или отсутствие интереса во время выполнения (заинтересованность и сосредоточенность), работоспособность, реакция на замечания, отношение к оценке выполненного упражнения. Согласно диагностическим критериям определялись уровни эмоциональной устойчивости: низкий, средний и высокий.

76

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

Контингент испытуемых - 20 детей 7-го года жизни с ТНР. Базой исследования явились МБДОУ № 36, МБДОУ № 42 г. Ельца Липецкой области. Эксперимент проводился с ноября 2021 по май 2022 г. (включительно). В основу исследования была положена методика М. А. Руновой [3].

Опираясь на полученные данные диагностики эмоциональной устойчивости детей с ТНР были предложены и внедрены условия для повышения ее уровня: рационально подобранные средства виброгимнастики, игрового самомассажа, глазодвигательных, релаксационных и дыхательных упражнений и др.).

Результаты исследования и их обсуждение. Во время эксперимента у испытуемых был выявлен низкий и средний уровни эмоциональной устойчивости, в соответствии с которыми они были распределены в две группы.

Первая группа, которую составили участники со средней эмоциональной устойчивостью, характеризовалась позитивным настроем на занятия по физической культуре. Дети спокойны, активны, бодры, контролируют свое поведение, дружелюбны. На занятиях они стремятся к получению хороших результатов при выполнении упражнений. Спокойно реагируют на замечания. Однако длительное выполнение заданий вызывает трудности, усталость. Некоторые задания вызывают небольшое беспокойство в связи с тем, что не все получается.

Во второй группе испытуемых с низким уровнем эмоциональной устойчивости контингент характеризуется невнимательностью, неуверенностью в себе, плаксивостью, вялостью, пассивностью, замкнутостью. Они рассеянны, не сосредотачиваются на выполнении упражнений, раздражительны. У этих детей наблюдается мышечное напряжение, неадекватное реагирование на замечания, эмоциональная расторможенность.

Физкультурно-оздоровительная работа по повышению уровня эмоциональной устойчивости заключалась в следующем.

На первом этапе исследования использовались виброгимнастика (укрепление мышц ног), глазодвигательные упражнения (снятие напряжения глаз) и упражнения на релаксацию и дыхание по контрасту с напряжением (расслабление мышц лица, кистей рук, снятие напряжения). Упражнения на напряжение и расслабление мышц помогали детям старшего дошкольного возраста с ТНР свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства, учиться снимать мышечное напряжение. Дыхательные упражнения осуществлялись как в учебном процессе, так и на прогулках.

Особенности виброгимнастики заключались в неспешном ее выполнении, что позволяло снять напряжение.

Предложенные средства применялись ежедневно при проведении оздоровительных прогулок, после сна и на физкультминутках. На занятиях были использованы глазодвигательные упражнения, цель которых - снять напряжение глаз, что положительно влияло на эмоциональное состояние каждого ребенка.

Испытуемым предлагались различные задания в игровой форме, которые были представлены в виде четверостиший, состоящих из серии последовательных действий (резкое перемещение взгляда влево-вправо, вверх-вниз; мягкое проведение указательным пальцами по векам). Выполнение заданий сопровождалось объяснениями педагога и совместным разбором порядка их исполнения. С испытуемыми с повышенным эмоциональным напряжением дополнительно проводилась работа по достижению точности, переключаемости в выполнении упражнений [1].

Последовательность упражнений включала в себя чередование и сравнение противоположных по характеру движений: мышечное напряжение и расслабление, резкое и плавное выполнение и др. Такой подход гармонизирует деятельность мозга: упорядочивает психическую и двигательную активность ребенка, улучшает настроение, сбрасывает инертность самочувствия.

Проведенная физкультурно-оздоровительная работа на первом этапе исследования способствовала овладению испытуемыми навыками контроля двигательной и эмоциональной сферы. В частности, дети тренировали внимание к своим ощущениям и характеру движений путем подражательного повторения действий ведущего, осуществляли сравнение, выявляли различия в мышечном напряжении.

На втором этапе проводился массаж рук, ног и «волшебных точек» ушей, упражнения на релаксацию и дыхание (снятие напряжения с кистей рук, стоп, стимуляция биологически активных точек, улучшение работы органов дыхания) [2].

В этот период старшим дошкольникам с ТНР внушалось состояние покоя и максимального расслабления всех групп мышц. Также были даны консультации родителям о правильном включении предлагаемых упражнений в физическую активность своих детей, сделаны папки-передвижки, наглядно освещающие данную проблему. Акцент делался на убеждении родителей в том, что спокойный тон разговора, внимание, сочувствие к ребенку делают атмосферу семьи доброжелательной.

Проведенная работа по развитию эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста с ТНР способствовала значительным улучшениям в их поведении. Большая часть детей (65%) с низким уровнем эмоциональной устойчивости стала более уверенной в себе, спокойной, реагирующей на замечания, чаще улыбающейся и менее раздражительной. У более половины детей со средним уровнем ТНР (55%) наблюдалось улучшение эмоциональной устойчивости: они стали уравновешеннее, активнее, бодрее, адекватно реагирующими на замечания, жизнерадостными, уверенными в себе.

Контрольный срез подтвердил положительную динамику результатов экспериментального исследования, которая нашла отражение в количественных показателях уровня эмоциональной устойчивости до и после эксперимента.

Выводы. Физкультурно-оздоровительную работу дошко-льно-образовательной организации по повышению эмоциональной устойчивости детей с тяжелым нарушением речи целесообразно организовывать с учетом условий, включающих рационально подобранные средства виброгимнастики, игрового самомассажа, глазодвигательных, релаксационных и дыхательных упражнений. Для повышения эффективности этой работы необходима дополнительная подготовка педагогов по данному направлению оздоровительной деятельности и проведение консультаций с родителями детей с ТНР.

Литература

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. -М.: Сфера, 2003. - 88 с.

2. Лукашкова И.Л. Дыхательная гимнастика: метод, рекомендации / И.Л. Лукашкова, Т.В. Мискевич, О.В. Савицкая. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. - 48 с.

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: 5-7 лет / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 255 с.

4. Фрайфельд И.В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.В. Фрайфельд. - Екатеринбург, 2013. - 23 с.

References

1. Alyabyeva E.A. Psikhogimnastika v detskom sadu [Psychogymnastics in kindergarten]. Moscow: Sfera publ., 2003. 88 p.

2. Lukashkova I.L., Miskevich T.V., Savitskaya O.V. Dykhatelnaya gim-nastika [Respiratory gymnastics]. Guidelines. Mogilev: mGu im. A.A. Kuleshova publ., 2008. 48 p.

3. Runova M.A. Dvigatelnaya aktivnost rebenka v detskom sadu: 5-7 let [Physical activity of a child in kindergarten: 5-7 years]. Moscow: Mozaika-Sintez publ., 2007. 255 p.

4. Freifeld I.V. Emotsionalnoye blagopoluchiye kak usloviye razvitiya fizicheskikh kachestv detey 4-5 let v protsesse dvigatelnoy deyatelnosti [Emotional well-being as a condition for the development of physical qualities of children 4-5 years old in the process of motor activity]. PhD diss. abstract. Ekaterinburg, 2013. 23 p.

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.