для установления и поддержания позитивно ориентированного взаимодействия с семьёй, расширения границ взаимодействия с родителями, обогащения их научно-методическими, психолого-педагогическими знаниями с тем, чтобы повышать качество воспитания детей дошкольного возраста. Согласованные действия ДОО и семьи обеспечивают своевременную профилактику возможных трудностей и проблем ребенка. В завершение рассмотрения возможностей интерактивных форм взаимодействия ДОО с родительской общественностью как фактора повышения качества дошкольного образования, следует помнить, что взаимодействие выступает ещё и основным способом саморазвития и самоактуализации всех субъектов этого процесса. Его эффект обнаруживается в межличностных отношениях, базирующихся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих, можно сказать, что это значимый тип связи по выстраиванию отношений, предполагающий согласованные действия сторон, взаимообусловленные изменения и влияния. Именно данный аспект взаимодействия позволяет характеризовать его как специфическую форму общения, выступающую одновременно и основанием, и атрибутом совместной деятельности, и самоценностью.
Литература:
1. Баранникова, Н.Б. Разработка П.Ф. Каптеревым путей реализации общечеловеческого и национального начал в сфере семейного и общественного дошкольного воспитания / Н.Б. Баранникова // Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/razrabotka-p-f-kapterevym-putey-realizatsii-obschechelovecheskogo-i-natsionalnogo-nachal-v-sfere" semeynogo-i-obschestvennogo (дата обращения: 30.09.2023)
2. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. A.M. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982.
3. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt(flaTa обращения: 19.09.2023)
4. Острогорский, А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение / А.Н. Острогорский // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://az.lib.ru/o/ostrogorskij_a_n/text_1898_semeinye_otnosheniya_i_ih_znachenie.shtml?ysclid=ln4ege0jhu274535823 (дата обращения: 29.09.2023)
5. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
6. Педагогическая энциклопедия / Электронный ресурс. - Режим доступа: https://didacts.ru/termin/interaktivnyi.html (дата обращения: 30.09.2023)
7. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. -456 с.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.А. МОЦАРТА
Аннотация. В статье представлена актуальность изучаемой темы в русле работ современных исследователей философского, медицинского, психологического, педагогического направлений по данной теме. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте сопряжено с различными трудностями, вызванными переходом к новому ведущему виду деятельности - учебе, необходимостью социализироваться и самореализоваться в новом детском коллективе. Развитие эмоциональной сферы, снятие напряжения являются важными направлениями деятельности педагогов. Представлены и охарактеризованы те музыкальные произведения В.А. Моцарта, которые вызывают у детей наиболее активный эмоциональный отклик. Приведены некоторые упражнения, способствующие релаксации. Охарактеризовано начатое исследование на базе МУ ДО «Детской школы искусств им. Я. Флиера» г.о. Орехово-Зуево Московской области и его предварительные результаты среди 27 респондентов - обучающихся начальных классов 7-11 лет. В настоящее время опытно-экспериментальное исследование продолжается. Но уже на данном этапе можно говорить об эффективности воздействия музыкальных произведений В.А. Моцарта на эмоциональную сферу младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, педагог, эмоциональная сфера, музыка, В.А. Моцарт, исследование.
Annotation. The article presents the relevance of the topic under study in line with the work of modern researchers of philosophical, medical, psychological, pedagogical directions on this topic. The development of a child at primary school age is associated with various difficulties caused by the transition to a new leading type of activity - study, and the need to socialize and self-realize in a new children's team. The development of the emotional sphere and stress relief are important areas of activity for teachers. The musical works of V.A. are presented and characterized. Mozart, which evoke the most active emotional response in children. Here are some exercises to promote relaxation. The research that has begun on the basis of the Children's Art School named after M.D. is characterized. Ya. Fliera" g.o. Orekhovo-Zuevo, Moscow region and its preliminary results among 27 respondents -primary school students aged 7-11 years. The pilot study is currently ongoing. But already at this stage we can talk about the effectiveness of the impact of V.A.'s musical works. Mozart on the emotional sphere of younger schoolchildren.
Key words: junior schoolchild, teacher, emotional sphere, music, V.A. Mozart, research.
Введение. Позитивное влияние музыки на развитие эмоциональной сферы младших школьников доказано множеством научных исследований. Музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы, её гармоничность важна для людей всех возрастов. Богатые, эмоционально окрашенные музыкальные впечатления, полученные детьми, остаются в памяти на всю жизнь.
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте сопряжено с различными трудностями, вызванными переходом к новому ведущему виду деятельности - учебе, необходимостью социализироваться и самореализоваться в новом детском коллективе. Поэтому развитие эмоциональной сферы, снятие напряжения являются важными направлениями деятельности педагогов в данном возрасте.
В современной научной литературе философского, медицинского, психологического, педагогического направлений наблюдается активность научных разработок в данной области. Так, Э.З. Якупов, А.В. Набат отмечают: «Именно благодаря трудам знаменитых физиологов, неврологов и психиатров ... было основано направление по изучению влияния различных жанров музыкальной терапии на органы и системы человеческого организма» [6, С. 61]. Полученные в ходе проведенного
учеными результаты позволили им сделать вывод о том, что «музыкотерапия положительно влияет на процессы нейропластичности» [6, С. 70].
Рассматривая влияние музыкальных произведений на эмоциональную сферу в рамках психолого-педагогических исследований, Л.П. Лабинцева считает музыку одним из ведущих видов искусства, способного действенно повлиять на развитие ребенка. В исследованиях автора именно деятельность, связанная с музыкальным сопровождением, является основной движущей силой к осуществлению и развитию познания, формирования культурного мира личности, социализации ребенка. Автор отмечает: «Во время занятий музыкальным искусством у подрастающего поколения формируется мировоззрение, происходит воспитание морали, познание окружающей действительности, ведь без музыки невозможно формирование гармоничной и всесторонне развитой личности» [4, С. 35].
Собственный многолетний опыт преподавания в вузе и обучения музыке в детских образовательных организациях позволяют присоединиться к мнениям вышеперечисленных авторов. В предыдущих работах рассмотрен педагогический потенциал музыкального сопровождения [2], всесторонне изучены особенности развития музыкального творчества [3].
Вышесказанное обусловило выбор темы проведенного исследования.
Целью данного исследования явилось изучение эмоциональной сферы младших школьников, особенности её развития посредством музыкальных произведений В.А. Моцарта.
Объектом проведенного исследования являются учащиеся начальных классов школ г.о. Орехово-Зуево, посещающие МУ ДО «Детскую школу искусств им. Я. Флиера» с проявляющимся эмоциональным неблагополучием.
Предметом исследования является изучение музыки В.А. Моцарта и её влияние на эмоциональную среду младших школьников.
Особая значимость работы обусловлена изучением музыки Моцарта, раскрытием сущности понятия «тревожность» и его особенностей, определением роли музыки В.А. Моцарта как средства коррекции эмоциональной сферы младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Музыкальные произведения великого австрийского композитора и музыканта-виртуоза выбраны не случайно. Многочисленные исследования ученых показали их исключительность. Церковная музыка, оратории и кантаты, оперы, музыка к балету, арии, песни, вокальные ансамбли, концерты, симфонии В.А. Моцарта являются уникальными не только в образовательном процессе и развитии эмоциональной сферы, но и в осуществлении терапевтического воздействия. Они широко используются в нейрореабилитации [6], социально-культурной детской реабилитации [1], музыкальной терапии [4].
Хайрутдинова-Шиллер О.В., рассматривая искусство великого австрийского композитора, отмечает: «Искусство Моцарта - это наиболее значимая вершина мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество света и справедливости» [5, С. 13].
Интерес детей и их особое внимание к произведениям В.А. Моцарта вызваны жизнерадостностью, простотой и доступностью, понятностью, наличием ясной лирики и драматизма. Богатое и многообразное творческое наследие Моцарта настраивает детей на развитие собственной эмоциональной сферы.
Под влиянием музыки у младших школьников формируются не только музыкальные вкусы, но и сама нервная система. Одним из важных эмоциональных состояний является тревожность. Тревога, беспокойство, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, гнев, удивление, печаль. Тревожные состояния, особенно в период обучения в школе - это актуальная и сложная проблема. Обучающиеся младших классов сталкиваются с чем-то новым, неизвестным ежедневно: на каждом уроке они должны усваивать новые знания, новые способы умственной деятельности.
Наряду с высоким уровнем тревожности в школьной среде недостаточно разработаны курсы профилактической и лечебной терапии средствами музыки.
Популярность использования метода музыкальной терапии можно проследить на примере работы НИИ Музыкальной Терапии и Восстановительных Технологий, основной целью работы которых является всестороннее развитие передовых медико-акустических технологий в системы здравоохранения, образования.
Интенсивные научные разработки в данной сфере ведутся с 1992 года самостоятельно и с партнерами на различных научно-клинических базах. За прошедшие годы в России разработано и внедрено более 30 новых технологий музыкальной терапии, которые успешно применяются, в том числе, и в работе с младшими школьниками.
Прослушивание произведений В.А. Моцарта имеет большие перспективы в работе с детьми младшего школьного возраста. Для работы с младшими школьниками были избраны:
- Симфония № 40, отличающаяся необыкновенной лиричностью;
- «Lacrimosa» из Реквиема, которая воздействует на детей своей необычностью;
- Маленькая ночная серенада с бодрым и симметричным мотивом, вызывающим фантазию у каждого ребенка;
- Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта», позволяющая детям сравнить музыку с переживаемыми эмоциями;
- Концерт для фортепиано №23 (2 часть), раскрывающий печальные эмоции каждого человека;
- веселая и издевательски авантюрная Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», позволяющая осмыслить особенности своего поведения;
- бодрый Турецкий марш из Сонаты для фортепиано №11, позволяющий настроиться детям на веселую и активную совместную деятельность.
Использование исследовательского опыта научной школы в отборе музыкальных шедевров с клинически подтвержденным оздоровительным эффектом и составление из них концертных программ явилось основной идеей для развития младших школьников. В детской школе искусств Я. Флиера была сконструирована концертная программа, которая формировалась как оздоровительная. После концерта (по результатам проведенного анкетирования) было отмечено не только существенное улучшение настроения у публики, но у отдельных зрителей исчезли головные боли и даже боли в
Практическое исследование было направлено на развитие эмоциональной сферы 27 обучающихся начальных классов от 7 до 11 лет из школ г.о. Орехово-Зуево Московской области, посещающих детскую музыкальную школу имени Я. Флиера.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- выявить уровень тревожности учащихся;
- провести работу по музыкотерапии с использованием произведений В.А. Моцарта, обобщить результаты;
- дать рекомендации для педагогов работающих с детьми.
В соответствии с выдвинутыми задачами исследование, к которому были привлечены психологи школ, в которых учатся дети, проводилось в три этапа. Целью первого этапа явилось выявление общего уровня тревожности учащихся.
Основными методами достижения цели эксперимента являлись целенаправленные наблюдения, беседы с учащимися, использование психологических диагностик: тестирование по шкале Сириса, диагностике Филлипса.
На втором этапе состоялось непосредственно проведение работы по преодолению причин тревожности школьников. Задача заключалась в том, чтобы с помощью музыки помочь школьнику преодолеть свои страхи; учить сознательнее регулировать свое поведение; адекватно выражать свои эмоции; находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Работа проводилась на дополнительных занятиях, организованных в музыкальной школе имени Я. Флиера.
Третий этап исследования - контрольный, был проведен с выявлением динамики уровня школьной тревожности у учащихся.
Первоначально для эксперимента были отобраны учащиеся начальных классов школ г.о. Орехово-Зуево. Все дети обладали нулевым уровнем музыкальной подготовки.
Результаты проведенной работы на констатирующем этапе в сентябре-октябре 2022 года показали преимущественно низкий и средне-низкий уровни развития эмоциональной сферы у детей. Исходя из полученных результатов, нами был спроектирован формирующий этап исследования, на котором были запланированы ряд мероприятий, проводимых как с детьми, так ис их родителями.
На констатирующем этапе в основном у тревожных детей преобладали следующие признаки: нетерпеливость, обидчивость, неумение высказать свои мысли, пожаловаться взрослому. Дети со средней степенью тревожности испытывали трудности при ответе у доски, они, независимо от уровня подготовки, очень тихо отвечали наблюдалось волнение (потели ладони, дети не знали, куда деть руки). Наблюдение показало, что дети с повышенной тревожностью не проявляют активности, быстро утомляются, при выполнении самостоятельных заданий им требуется тишина, движение соседа по парте мешают сосредоточиться.
Данные экспериментального исследования показали, что существует связь между опросом детей, где они рассказали о своих жизненных переживаниях и тестированием по шкале Сириса, диагностике Филлипса. Обработка данных опытно-экспериментального исследования позволила наметить пути дальнейшего поиска причин тревожности у некоторых детей. Основу работы по музыкотерапии составило преодоление состояния тревожности.
На занятиях по музыке широко использовались рисование и игры - упражнения, которые были направлены на то, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональным неблагополучием. На этих занятиях дети не только находили способы преодоления своего страха, но и знакомились с музыкальными произведениями, их авторами, учились слушать и анализировать музыку.
В течение занятия под различную музыку Моцарта мы предлагали делать расслабляющие упражнения по несколько подходов, которые сопровождались следующими комментариями:
- положи руки на живот, расслабься;
- вдохни носом, стараясь надуть животик, как шарик;
- не поднимай плечи при вдохе;
- выдохни, проследив, как уменьшается животик.
В структуру каждого занятия с детьми по развитию эмоциональной сферы входили модули по установлению контакта (прослушивали композицию В.А. Моцарта, соответствующую этому этапу), упражнений, продуктивной деятельности (рисование, лепка из глины, конструирование, аппликация под музыку), анализа и подведения итогов.
На уроках музыки особое внимание уделялось такому продуктивному виду деятельности, как рисование прослушиваемой музыки (как ребенок понимает и что воображает для себя под композицию). Хорошо снимало напряжение рисование пальцами (как гуашью, так и восковым пластилином по зарисовкам).
Значимость музыкальной терапии принята и оценена по достоинству многими учеными, психологами, нейрохирургами, терапевтами и т.п. На протяжении многих лет она помогала и/или давала усиление положительного эффекта. При соприкосновении ребенка с музыкой он становится более спокойный, музыка помогает ему расслабиться и отвлечься от своих переживаний. Не явился исключением проведенный нами эксперимент.
Музыка В.А. Моцарта воздействовала на младших школьников с положительной стороны. Дети успокаивались, начинали лучше концентрироваться на словах учителя, продуктивнее усваивали материал, активнее выражали свои эмоции в речи.
Предварительные результаты позволяют уже на данной стадии исследования констатировать тот факт, что все дети получили определенный позитивный толчок к развитию эмоциональной сферы. Дети, имеющие неблагоприятную эмоциональную атмосферу, перешли на более низкий уровень тревожности. Заметна положительная тенденция в более легком общении со сверстниками, педагогами. Дети стали более уверенные и раскрепощенные.
Выводы. Таким образом, в ходе проведенного исследования удалось актуализировать необходимость изучения эффективности воздействия музыкальных произведений В.А. Моцарта на эмоциональную сферу младших школьников. Изучены работы современных исследователей философского, медицинского, психологического, педагогического направлений по данной теме. Особое значение уделено современным прикладным психолого-педагогическим исследованиям. В ходе теоретического и практического исследования удалось отобрать те музыкальные произведения В.А. Моцарта, которые вызывают у детей наиболее активный эмоциональный отклик; охарактеризовать начатое исследование на базе детской музыкальной школы имени Я. Флиера г.о. Орехово-Зуево Московской области и его предварительные результаты. В настоящее время опытно-экспериментальное исследование продолжается. Но уже на данном этапе можно говорить об эффективности воздействия музыкальных произведений В.А. Моцарта на эмоциональную сферу младших школьников.
Литература:
1. Ганьшина, Г.В. Традиционные и инновационные технологии социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Ганьшина, С.Ю. Заварина, Ж.В. Муравьева // Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под редакцией Э.И. Медведь, Г.В. Ганьшиной. - Москва, 2022. - С. 146-153
2. Заварина, С.Ю. Педагогический потенциал музыкального сопровождения режимных моментов в дошкольной образовательной организации / С.Ю. Заварина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. -2023.-№ 2,-С. 58-65
3. Заварина, С.Ю. Развитие музыкального творчества дошкольников и младших школьников / С.Ю. Заварина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№ 76-3. - С. 96-100
4. Лабинцева, Л.П. Актуальные проблемы музыкотерапии как инновационного направления в музыкально-педагогическом образовании / Л.П. Лабинцева // Январские педагогические чтения. - 2023. - № 9 (21). - С. 34-38
5. Хайрутдинова-Шиллер, O.B. Эффект Моцарта / O.B. Хайрутдинова-Шиллер // Интерактивная наука. - 2022. - № 2 (67). - С. 12-14
6. Якупов, Э.З. Музыкотерапия в нейрореабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения / Э.З. Якупов, A.B. Набат // Медицина и искусство. - 2023. - Т. 1,- № 2. - С. 58-73
Педагогика
УДК 81
кандидат филологических наук, доцент Закирова Роза Рафаиловна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); старший преподаватель Шакирзянова Розалия Маликовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)
ЗАИМСТВОВАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются заимствования химических терминов в английском языке. Авторы подчеркивают о необходимости владения необходимыми знаниями при обучении обучающихся на практических занятиях. В сфере технического перевода проблема перевода химической терминологии особенно актуальна. В связи с научными достижениями и продуктами их реализации, получающими глобальное распространение, научно-техническая область за последние годы приобрела множество заимствованных слов. Применение и понимание научно-технической терминологии во многом определяет человека как эксперта в той, либо другой технической сфере. Недопонимание научной терминологии своей сферы деятельности не разрешает человеку расти в профессиональном плане и быть пригодным мировому научному сообществу. Терминология составляет основу специальной лексики. Терминология химии может представлять особый интерес. Она рассматривается как наиболее упорядоченная и стандартизированная терминосистема. В центре внимания авторы статьи находят термин как единицу терминологии и терминологию как совокупность терминов.
Ключевые слова: заимствование слова, язык, английский язык, научно-техническая деятельность, терминология, профессиональная терминология.
Annotation. Within the framework of this article, the borrowing of chemical terms in the English language is considered. The authors emphasize the need to possess necessary knowledge when teaching students in practical classes. In the field of technical translation, the problem of translating chemical terminology is particularly relevant. In connection with scientific achievements and products of their implementation, which are gaining global distribution, the scientific and technical field has acquired many borrowed words in recent years. The application and understanding of scientific and technical terminology largely define a person as an expert in a particular technical field. Misunderstanding of the scientific terminology of one's field of activity does not allow a person grow professionally and be suitable for the global scientific community. Terminology forms the basis of a special vocabulary. The terminology of chemistry may be of particular interest. It is considered as the most ordered and standardized term system. The authors of the article focus on the term as a unit of terminology and terminology as a set of terms.
Key words: borrowed words, language, English, scientific and technical activities, terminology, professional terminology.
Введение. Главной целью научно-технической сферы деятельности является практическая реализация поставленных целей, при полном изучении теории и неудачных попыток. Следовательно, накопление новых знаний для их использования в осуществления технического прогресса. Всем известно, что терминология научно-технической деятельности иная. Специфика терминологии заключается в простом и незатейливом толковании, без вторых названий в сообществе. Все наименования веществам, полученных в лабораториях, дают названия по номенклатуре IUPAC (International Union of Pure and Applied Chemistry). Единая система номенклатуры позволяет исследователем со всего мира понять и не путать с другими веществами.
Изложение основного материала статьи. Вещества известные с давних времен, названия не меняли и остались прежними, которые им дали открывшие ученые или народ (хлор, медь, железо). Простые вещества открытые в ранее времена были названы по своим свойствам или внешнему виду. Например, бром назвали так из-за своего отвратительного запаха (от древнегреческого - «зловоние»), «Платине» представлено испанскими конкистадорами. Новый вид металла они обнаружили во второй половине XVI века в Южной Америке, который имел сходство по внешности с серебром (по испански означает plata), при этом название данного элемента переводилось в уменьшительно-ласкательном как «серебришко». Это говорит о том, что в течение длительного времени платину не умели применять, а также оценивалось в два раза дешевле, чем серебро. Данные по номенклатуре простых веществ имеют отличия. Многие открытия совершались в древние времена. По этой причине, все названия были на латыне. Однако в дальнейшем появились другие названия из других языков (iron - Ferrum, mercury - Hydrargyrum). Данные отличия прижились в речи, но в номенклатуре используются исключительно наименования на латыни (potassium hexacyanoferrate). Не всегда соединения называют правильно в быту и промышленной сфере. Со временем человеческая лень изменила и сократила их. Рассмотрим примеры - Magnesinm Oxide -Burnt Magnesia; Potassium chlorate - Bertolet's salt.
Заимствование слов - естественное явление, которое свойственно всем языкам. Если два языка контактируют между собой, то лексика заимствуется друг от друга.
Данное заимствование слов может происходить благодаря развитию общества в сфере культуры и экономики Г21. В английском языке многие слова имеют свои корни в латинском, греческом, французском и других языках. Если лексический корень одинаковый у нескольких народов одновременно, их рассматривают как заимствованные слова. Те или иные лексические единицы могут быть заимствованы из-за разных причин, таких как миграционные потоки, научные и технологические прорывы. Независимо от их происхождения слова играют важную роль в развитии языковой культуры и способствуют пополнению лексического запаса языка [51. Хотя дискуссии на тему использования заимствованных слов могут быть возможны, они не должны запрещать возможность взаимодействия и взаимодополнения не похожих друг на друга языков и культур . Научно-технические названия английских терминов используются в научной и технической сфере, информационных технологиях и других областях. Если говорить о терминах в науке и технических областях, то такие языки как греческий, французский, латинский считаются базовыми, поэтому большое количество перенято с английского языка Г41.
Примеры научно-технического заимствований:
- Agoraphobia - агорафобия.