Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / интерактивные формы / взаимодействие / родительская общественность / семья / ребенок дошкольного возраста / личность / эффективное взаимодействие / education / interactive forms / interaction / parental community / family / preschool child / personality / effective interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Вера Викторовна, Чуприна Анжела Анатольевна, Тоторкулова Марьям Анзоровна

Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОО с родительской общественностью средствами интерактивных форм работы с семьёй. Применение метода ретроспективного анализа обозначенной проблемы позволило авторам выделить основные направления работы ДОО с родительской общественностью, реализация которых может быть более эффективной с использованием интерактивных форм взаимодействия. На примере наиболее активно реализуемых в практике дошкольного образования интерактивных форм взаимодействия ДОО и родительской общественности делается вывод о специфике применения интерактивных форм работы с родительской общественностью в плане повышения эффективности выстраивания созидательно направленного взаимодействия ДОО и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of interaction between preschool educational institutions and the parent community through interactive forms of working with families. The use of the method of retrospective analysis of the identified problem allowed the authors to highlight the main areas of work of preschool educational institutions with the parent community, the implementation of which can be more effective using interactive forms of interaction. Based on the example of the interactive forms of interaction between preschool educational institutions and the parent community that are most actively implemented in the practice of preschool education, a conclusion is drawn about the specifics of using interactive forms of work with the parent community in terms of increasing the efficiency of building creatively directed interaction between preschool educational institutions and families.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выводы. Результаты деятельности, которые обеспечивает инклюзивная образовательная практика «Творчество объединяет всех» показывают, какие процессы активизируются, выражаются в ходе творческой деятельности ребенка с ОВЗ:

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства собственной личностной ценности, уверенности в себе;

- получение навыка взаимодействия со сверстниками, младшими и старшими ребятами;

- расширение форм конструктивного взаимодействия и общения, в т.ч. для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей;

- преодоление отрицательных переживаний, страха неудач;

- снятие состояния эмоционального дискомфорта;

- коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия);

- развитие крупной и мелкой моторики, сенсорики, чувства цвета и ритма;

- развитие зрительно-моторных координаций;

- повышение уровня развития психических процессов;

- повышение уровня социальной адаптации;

- осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

- развитие эмоционального интеллекта, создание предпосылок для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

На основе эмпирических данных не были выявлены негативные эффекты от реализации школьной инклюзивной образовательной практики «Творчество объединяет всех», а напротив, отмечаются устойчивые проявления доброжелательного и толерантного отношения в школьной среде к обучающимся с ОВЗ: усиливается взаимное доверие к партнерам по совместной деятельности, исчезает чувство страха и неуверенности, у учащихся устанавливаются теплые и доверительные отношения, то есть развиваются социально-коммуникативные навыки всех участников образовательных отношений.

Литература:

1. Копытин, А.И. Арт-педагогика и арт-терапия: экогуманитарные технологии образования в интересах устойчивого развития: учеб.-методич. пособие / А.И. Копытин. - СПб.: СПб АППО, 2021. - 64 с.

2. Копытин, А.И. Воспитательно-социализирующие технологии на основе арт-терапии и арт-педагогики: учеб.-методич. пособие / А.И. Копытин. - СПб.: СПб АППО, 2020. - 56 с.

3. Формирование и развитие эмоционального интеллекта в образовательном процессе: учеб.-методич. пособие / С.М. Шингаев, Е.В. Юркова, A.B. Бунакова, С.А. Каликина; под общ. ред. С.М. Шингаева. - СПб.: СПб АППО, 2022. -174 с. (Петербургский опыт общего образования)

4. Школьное социальное образование: гуманитарный подход: монография. [Т.Г. Браже и др.]; под науч. ред. О.Н. Журавлевой. - СПб.: АППО, 2012. - 155 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Журавлева Вера Викторовна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат философских наук, доцент кафедры

дошкольного образования Чуприна Анжела Анатольевна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

дошкольного образования Тоторкулова Марьям Анзоровна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения

квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОО с родительской общественностью средствами интерактивных форм работы с семьёй. Применение метода ретроспективного анализа обозначенной проблемы позволило авторам выделить основные направления работы ДОО с родительской общественностью, реализация которых может быть более эффективной с использованием интерактивных форм взаимодействия. На примере наиболее активно реализуемых в практике дошкольного образования интерактивных форм взаимодействия ДОО и родительской общественности делается вывод о специфике применения интерактивных форм работы с родительской общественностью в плане повышения эффективности выстраивания созидательно направленного взаимодействия ДОО и семьи.

Ключевые слова: воспитание, интерактивные формы, взаимодействие, родительская общественность, семья, ребенок дошкольного возраста, личность, эффективное взаимодействие.

Annotation. The article is devoted to the problem of interaction between preschool educational institutions and the parent community through interactive forms of working with families. The use of the method of retrospective analysis of the identified problem allowed the authors to highlight the main areas of work of preschool educational institutions with the parent community, the implementation of which can be more effective using interactive forms of interaction. Based on the example of the interactive forms of interaction between preschool educational institutions and the parent community that are most actively implemented in the practice of preschool education, a conclusion is drawn about the specifics of using interactive forms of work with the parent community in terms of increasing the efficiency of building creatively directed interaction between preschool educational institutions and families.

Key words: education, interactive forms, interaction, parental community, family, preschool child, personality, effective interaction.

Введение. Воспитание достойных граждан общества начинается с раннего детства и продолжается всю последующую жизнь человека. Но успешность этого процесса во многом обусловливается сотрудничеством ДОО и семьи, которое

выступает залогом гармоничного развития личности ребенка в дошкольном детстве и задает траекторию успешного становления личности в дальнейшем.

Проблема взаимодействия ДОО с родительской общественностью в условиях современного образования актуализируется в силу следующих причин:

- трансформации семьи в плане её типологии и структурно-функционального состояния в современном российском обществе;

- большей, чем в предшествующие этапы развития нашего общества, занятостью решением проблем экономического обеспечения семьи;

- проблемами в понимании причин и механизмов возникающих противоречий в отношениях родителей и детей и педагогически целесообразными способами их разрешения;

- потребностью в психолого-педагогическом сопровождении процесса развития ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства.

Все эти тенденции обусловливают необходимость более эффективного сотрудничества, партнёрства и взаимодействия ДОО с семьёй, родительской общественностью, что без применения интерактивных форм взаимодействия может быть малоэффективным.

Поскольку современный этап развития нашего общества характеризуется противоречивым влиянием на личность в плане формирования ценностей и установок нравственного поведения, взаимодействие ДОО и родительской общественности необходимо, прежде всего, для того, чтобы не допустить стихийное формирование нравственных ценностей личности ребенка, установок поведения, норм и привычек. А для обеспечения эффективности этого взаимодействия целесообразно разнообразить подходы к организации процесса взаимодействия ДОО с родительской общественностью с использованием интерактивных форм взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы является рассмотрение и обоснование педагогических возможностей использования интерактивных форм работы с родительской общественностью как необходимого условия эффективного взаимодействия ДОО и семьи в организации воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В качестве методов послужили традиционные теоретические методы: ретроспективный анализ, синтез, сравнение, систематизация, метод логических обобщений, а также общенаучные методы комплексности и релятивности.

В логике рассмотрения обозначенной проблемы считаем целесообразным обратиться к содержательной стороне основных понятий, составляющих смысл нашей работы: «взаимодействие», «интерактивные формы работы с семьёй», «родительская общественность».

Термин «взаимодействие» традиционно в педагогической науке рассматривается как «открытая система совместной деятельности субъектов образовательного процесса, способствующая достижению педагогических результатов и личностному росту всех его участников» Г51. Под взаимодействием понимается согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению значимой проблемы или задачи Г71. Примечательно, что данный термин в педагогике трактуется применительно к процессу обучения и подразумевает взаимодействие педагога и обучающихся. От педагогически грамотного взаимодействия участников образовательного процесса зависит успешность обучения и эффективность образовательного процесса. Поскольку, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, большое значение приобретает взаимодействие ДОО с родительской общественностью, то рассмотрим его как фактор повышения качества дошкольного образования. Для этого попробуем дать определение этому понятию, отталкиваясь от приведённого выше, но в преломлении тенденций современности. Итак, взаимодействие ДОО с родительской общественностью мы предлагаем рассматривать как систему согласованной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и родительской общественности по достижению поставленных целей и положительных результатов развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это необходимая система связей всех участников образовательного процесса, в которой и через которую раскрывается вся совокупность способностей его участников: от предметно-практических до социально-культурных.

В толковом словаре С. Ожегова «взаимодействие» трактуется как взаимная поддержка [3]. Эффективность взаимодействия ДОО и семьи зависит от многих факторов, в числе которых наиболее значимыми являются следующие:

- уровень педагогической культуры родителей и педагогов;

- степень доверительных отношений между ДОО и семьёй, которая позволит корректировать детско-родительские отношения, а также координировать свои позиции при выборе методов и приемов воспитания дошкольников;

- заинтересованность семьи в совместных действиях с ДОО по закреплению дома содержания воспитательной работы;

- позитивная ориентированность родителей (законных представителей) на воспитательно-образовательный процесс в целом и воспитание личности каждого ребенка в частности.

Под термином «родительская общественность» понимается наиболее активные представители общества родителей, семьи, выражающие мнение общества по вопросам воспитания и подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в обществе. Можно сказать, что это коллектив грамотных, авторитетных, мобильных родителей, принимающих активное участие в управлении и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Вместе с тем, это и те представители передовой родительской общности, которые готовы и способны к совместным согласованным действиям с педагогами и специалистами ДОО в ситуациях необходимости при решении вопросов, касающихся воспитания, образования, сопровождения, поддержки и (при необходимости) коррекции всех сфер развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие ДОО с родительской общественностью может быть эффективным при условии, если определены направления и формы этого процесса; обозначены критерии эффективности используемых методов и приемов (которые определяются по полученным результатам диагностики различных сфер личности ребенка).

Термин «интерактив» произошел от английского «interact», где «inter» - это означает «взаимный», a «act» -«действовать» [6]. Интерактивные формы работы предполагают способность взаимодействовать в режиме диалога, беседы, общения.

Вопросы взаимодействия ДОО и семьи, роли и значения семейного воспитания в развитии и социально-личностном становлении ребенка очень глубоко и подробно освещались в трудах Л.С. Выготского, Л.Б. Эльконина, Л.И. Божович,

A.B. Запорожца, И.С. Кона, В.Я. Титаренко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Острогорского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и многих других. Особо ценными в рамках обозначенной проблемы являются труды А.Н. Острогорского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, в которых затрагиваются самые различные аспекты семейного воспитания и рассматриваются принципы взаимодействия семьи и образовательной организации. Закономерен интерес к проблемам семейного воспитания многих отечественных исследователей конца XIX - начала XX века, который был обусловлен переживаемыми семьёй в те годы значительными внутренними изменениями, характеризовавшимися П.Ф. Каптеревым,

B.В. Зеньковским, А.Н. Острогорским как «упадок семейных отношений» [2]. Пути выхода из сложившейся кризисной

ситуации они обосновывали в своих научных работах. Данное обстоятельство делает актуальными теории и концепции этих учёных и сегодня.

Проблема применения интерактивных форм работы с родительской общественностью имеет два главных направления, которые необходимо интегрировать и возможности этой интеграции как раз и предоставляются в интерактивных формах взаимодействия. Какие это направления?

Первое и основное направление - это воспитание детей дошкольного возраста и осуществление этого процесса неотрывно и в согласованности педагогов ДОО и семьи, для чего важно поддерживать тесную системную связь с родительской общественностью. В рамках этого направления работы в центре стоит ребенок дошкольного возраста со всеми своими потребностями, проблемами, особенностями и интересами. Работа в этом направлении имеет главной целью -осуществление такого взаимодействия с родительской общественностью, которое бы выполняло функцию социально-психологической защищённости личности ребенка и его гармоничное развитие, физическое, умственное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание.

Второе направление - это непосредственное просвещение семьи в вопросах воспитания и развития личности ребенка дошкольного возраста, методах и способах установления и корректировки (при необходимости) детско-родительских отношений, выработки родителями стиля семейных отношений и педагогически оправданного стиля отношений с ребенком. Данное направление чрезвычайно важно уже только потому, что оно способствует повышению педагогической грамотности родителей и обогащению их психолого-педагогического тезауруса в построении системы взаимоотношений на уровне семейного коллектива, выработки семейных ценностей, установлению принципов семейных отношений, способствующих благополучному протеканию периода дошкольного детства ребенка и гармоничному развитию личности ребенка, пониманию родителями непреходящей ценности семьи и семейных отношений в их влиянии на формирующуюся личность дошкольника. Данное направление работы должно базироваться на приоритете родительского воспитания как способа познания и совершенствования личности ребенка в рамках антропологического подхода, который был определен как особо значимый А.Н. Острогорским. Наиболее важным периодом воспитания ученый считает раннее детство, так как родители в этот период «сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юности и начала зрелости» [4].

Рассмотрим педагогические возможности использования интерактивных форм работы с семьёй как фактора повышения качества дошкольного образования.

В практике дошкольного образования наибольшей популярностью пользуются следующие формы работы с семьёй: «родительский марафон», «интерактивные выставки», «семейный клуб», «педагогический всеобуч», «дискуссии», «круглый стол», «семинар-тренинг», «интерактивные игры», «мастер-класс», «игра-квест» и многие другие. Следует заметить, что выбор конкретной интерактивной формы зависит от конкретных целей и поставленных педагогических задач и определяется спецификой работы ДОО, потребностями детей и родителей в решении вопросов воспитания и развития личности дошкольника. Сотрудничество семьи и ДОО является залогом успешного развития детей. Интерактивные формы взаимодействия предполагают диалог, в ходе которого участники рассуждают, аргументируют свои доводы, дискутируют и вырабатывают наиболее верные подходы к решению проблемы.

В современной ДОО интерактивные формы сотрудничества с родительской общественностью позволяют более активно вовлекать в процесс развития, воспитания и обучения семью. Интерактивные формы взаимодействия ДОО и семьи помогают достигать следующих целей:

- обмен опытом воспитания, взаимодействия с ребенком в семье, решения ситуативных проблем, возникающих у ребенка в различных сферах развития;

- поиск педагогически верного решения и выработка тактики взаимодействия в ситуациях коррекции определенных сфер социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста;

- закрепление формируемых педагогами ДОО умений и навыков ребенка в семье;

- побуждение к диалогу, предметному обсуждению возникающих проблем, совместному поиску путей решения проблемы ребенка;

- сплочение коллектива группы и родительской общественности;

- оптимизация эмоционально-психологической атмосферы группы.

Наиболее эффективными и результативными в решении задач воспитания и выборе оптимальных способов психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка являются такие интерактивные формы работы с родительской общественностью, как «педагогический брифинг», «дистанционное консультирование», «виртуальная гостевая», «семейный клуб» (название семейного клуба дается аббревиатурой его содержательной деятельности по развитию способностей, качеств и т.д., например: семейный клуб по развитию физических качеств силы, активности, движения называется «семейный клуб «САД»), «деловая игра», «планинг», «квест-игра», «тематические беседы», «планинг-взаимодействие». Эти и многие другие интерактивные формы взаимодействия ДОО и родительской общественности активно применяются педагогами ДОО Ставропольского края, что находит отражение в обмене педагогическим опытом, представляемым на различных краевых конкурсах среди педагогов ДОО Ставропольского края.

Педагогический брифинг - это пресс-конференция, организуемая в рамках одной темы, что позволяет повышать компетентность родителей в рамках рассматриваемой темы и в соответствии с этим корректировать свой стиль взаимоотношений с ребенком.

Дистанционное консультирование (взаимодействие) может проводиться как в online, так и в offline режимах. Online-взаимодействие направлено на получение интересующей информации о воспитании компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь» и «сейчас», общение в мессенджерах.

Offline-взаимодействие - это самостоятельный обзор родителями интересующей информации путем просмотра сайта ДОО, официальных страниц в социальных сетях, предоставление педагогами ДОО ссылок для ознакомления и более подробного изучения интересующей проблемы. Для взаимодействия в этой форме используется Sferum.

Виртуальная гостевая - эта форма позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь и повседневные моменты своей группы ДОО во время его реального отсутствия. Такая форма предоставляет возможность активного взаимодействия как с педагогами группы, так и непосредственно с детьми и сих родителями.

Планинг - ещё одна интерактивная форма сотрудничества с семьёй, направленная на оптимизацию отношений с родителями воспитанников, повышение их педагогической культуры, выработки единства требований к ребенку со стороны ДОО и семьи.

Кроме рассмотренных интерактивных форм взаимодействия ДОО и семьи определенный воспитательный эффект оказывают интерактивные приемы: моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые игры, продуктивная деятельность, обсуждение проблем в группах.

Выводы. Таким образом, интерактивные формы работы ДОО с родительской общественностью содержат в себе ценный педагогический потенциал, который, при его правильном использовании предоставляет широкие возможности ДОО

для установления и поддержания позитивно ориентированного взаимодействия с семьёй, расширения границ взаимодействия с родителями, обогащения их научно-методическими, психолого-педагогическими знаниями с тем, чтобы повышать качество воспитания детей дошкольного возраста. Согласованные действия ДОО и семьи обеспечивают своевременную профилактику возможных трудностей и проблем ребенка. В завершение рассмотрения возможностей интерактивных форм взаимодействия ДОО с родительской общественностью как фактора повышения качества дошкольного образования, следует помнить, что взаимодействие выступает ещё и основным способом саморазвития и самоактуализации всех субъектов этого процесса. Его эффект обнаруживается в межличностных отношениях, базирующихся на взаимопонимании и самооценке взаимодействующих, можно сказать, что это значимый тип связи по выстраиванию отношений, предполагающий согласованные действия сторон, взаимообусловленные изменения и влияния. Именно данный аспект взаимодействия позволяет характеризовать его как специфическую форму общения, выступающую одновременно и основанием, и атрибутом совместной деятельности, и самоценностью.

Литература:

1. Баранникова, Н.Б. Разработка П.Ф. Каптеревым путей реализации общечеловеческого и национального начал в сфере семейного и общественного дошкольного воспитания / Н.Б. Баранникова // Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/razrabotka-p-f-kapterevym-putey-realizatsii-obschechelovecheskogo-i-natsionalnogo-nachal-v-sfere" semeynogo-i-obschestvennogo (дата обращения: 30.09.2023)

2. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. A.M. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982.

3. Ожегов, С.П., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt(flaTa обращения: 19.09.2023)

4. Острогорский, А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение / А.Н. Острогорский // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://az.lib.ru/o/ostrogorskij_a_n/text_1898_semeinye_otnosheniya_i_ih_znachenie.shtml?ysclid=ln4ege0jhu274535823 (дата обращения: 29.09.2023)

5. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

6. Педагогическая энциклопедия / Электронный ресурс. - Режим доступа: https://didacts.ru/termin/interaktivnyi.html (дата обращения: 30.09.2023)

7. Профессионально-педагогические понятия: словарь / Под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. -456 с.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Заварина Светлана Юрьевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.А. МОЦАРТА

Аннотация. В статье представлена актуальность изучаемой темы в русле работ современных исследователей философского, медицинского, психологического, педагогического направлений по данной теме. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте сопряжено с различными трудностями, вызванными переходом к новому ведущему виду деятельности - учебе, необходимостью социализироваться и самореализоваться в новом детском коллективе. Развитие эмоциональной сферы, снятие напряжения являются важными направлениями деятельности педагогов. Представлены и охарактеризованы те музыкальные произведения В.А. Моцарта, которые вызывают у детей наиболее активный эмоциональный отклик. Приведены некоторые упражнения, способствующие релаксации. Охарактеризовано начатое исследование на базе МУ ДО «Детской школы искусств им. Я. Флиера» г.о. Орехово-Зуево Московской области и его предварительные результаты среди 27 респондентов - обучающихся начальных классов 7-11 лет. В настоящее время опытно-экспериментальное исследование продолжается. Но уже на данном этапе можно говорить об эффективности воздействия музыкальных произведений В.А. Моцарта на эмоциональную сферу младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, педагог, эмоциональная сфера, музыка, В.А. Моцарт, исследование.

Annotation. The article presents the relevance of the topic under study in line with the work of modern researchers of philosophical, medical, psychological, pedagogical directions on this topic. The development of a child at primary school age is associated with various difficulties caused by the transition to a new leading type of activity - study, and the need to socialize and self-realize in a new children's team. The development of the emotional sphere and stress relief are important areas of activity for teachers. The musical works of V.A. are presented and characterized. Mozart, which evoke the most active emotional response in children. Here are some exercises to promote relaxation. The research that has begun on the basis of the Children's Art School named after M.D. is characterized. Ya. Fliera" g.o. Orekhovo-Zuevo, Moscow region and its preliminary results among 27 respondents -primary school students aged 7-11 years. The pilot study is currently ongoing. But already at this stage we can talk about the effectiveness of the impact of V.A.'s musical works. Mozart on the emotional sphere of younger schoolchildren.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: junior schoolchild, teacher, emotional sphere, music, V.A. Mozart, research.

Введение. Позитивное влияние музыки на развитие эмоциональной сферы младших школьников доказано множеством научных исследований. Музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы, её гармоничность важна для людей всех возрастов. Богатые, эмоционально окрашенные музыкальные впечатления, полученные детьми, остаются в памяти на всю жизнь.

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте сопряжено с различными трудностями, вызванными переходом к новому ведущему виду деятельности - учебе, необходимостью социализироваться и самореализоваться в новом детском коллективе. Поэтому развитие эмоциональной сферы, снятие напряжения являются важными направлениями деятельности педагогов в данном возрасте.

В современной научной литературе философского, медицинского, психологического, педагогического направлений наблюдается активность научных разработок в данной области. Так, Э.З. Якупов, А.В. Набат отмечают: «Именно благодаря трудам знаменитых физиологов, неврологов и психиатров ... было основано направление по изучению влияния различных жанров музыкальной терапии на органы и системы человеческого организма» [6, С. 61]. Полученные в ходе проведенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.