Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1090
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗПР / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / АДАПТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова В.А., Лисавцова Т.П., Дворяшина Ю.И.

В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития. Также раскрыта суть понятия «эмоциональный интеллект», структура эмоционального интеллекта. Рассмотрены основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова В.А., Лисавцова Т.П., Дворяшина Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37

Макарова В.А.

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колобок» с.Засосна»;

Лисавцова Т. П.

заведующая МБДОУ «Детский сад «Колобок» с.Засосна» ;

Дворяшина Ю.И.

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колобок» с.Засосна»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития. Также раскрыта суть понятия «эмоциональный интеллект», структура эмоционального интеллекта. Рассмотрены основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова

дети с ЗПР, эмоциональный интеллект, адаптация, развитие.

ЗПР - это темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания.

Эмоциональный интеллект - это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции дл решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Учёные доказали, что эффективность развития ребенка влияет на развитие познавательного интеллекта на 20% и эмоционального интеллекта на 80%. У детей с ЗПР, познавательный интеллект и эмоциональное развитие, на очень низком уровни.

Большая часть детей с ЗПР (около 80%) имеют низкий уровень самоконтроля эмоций, учебной мотивации. В детском саду дети часто не «воспринимают» детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, таким детям, ещё сложнее влиться в коллектив. А именно им, нужно развивать эмоциональную сферу, эмоциональный интеллект. К «особым» детям, нужно искать особый подход к их развитию. Поэтому для того чтобы облегчить адаптацию такого ребенка в детском саду, должны быть компетентные специалисты.

Для того чтобы раскрыть специфику развития эмоционального интеллекта, нужно определить суть понятия «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект - это способность человека разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных отношениями и мотивацией.

Эмоциональный интеллект - это способность, а любую способность можно развивать.

Рассмотрим структуру эмоционального интеллекта.

По Д. Гоулману эмоциональный интеллект имеет такую структуру:

1) самосознание;

2) самоконтроль;

3) социальная чуткость;

4) управление отношениями.

В детском саду, мы можем использовать разные упражнения для развития эмоционального интеллекта. Например, одно из них: «Моё чувство». Ребёнку нужно описать свои чувства, с закрытыми глазами, с закрытыми ушами и тд. Когда мы ребёнку включаем музыку, лучше прикрыть глаза и спросить, что он чувствует в этот момент. Когда даем смотреть картинку, лучше закрыть уши, чтобы ребёнок мог проникнуться ею и описать чётко свои чувства. И только после развития телесной чувствительности, мы можем переходить развивать осознание своих чувств.

Также дети с ЗПР, часто нуждаются в развитии эмпатии. Что же такое эмпатия? Это осознание сопереживание текущего эмоционального состояния другого человека без потери ощущений внешнего происхождения этого переживания.

Эмпатию можно развивать с помощью техники «Активный слушатель». Эту технику должны использовать не только педагоги, но и родители дома. Она заключается в том, что мы, замечая отрицательные чувства ребенка, проговариваем в утвердительной форме это чувство.

Например, говорим, я прекрасно понимаю твою обиду. И дать ребёнку осознать, что вы понимаете его, сделав паузу. И в свою очередь, дать ребёнку описать свои чувства, которые у него возникли в этот момент. Со временем дети, учатся сами использовать эту технику со своими сверстниками. Эта техника, дает возможность, сформировать доверительные отношения, как с педагогом, так и с детьми.

Также можно использовать технику «Шпион». Давать ребенку возможность наблюдать со стороны за реакцией детей во время игры, во время занятия. Описывать чувства детей, которые возникли в определенной ситуации. Это упражнение позволит ребенку быть более внимательным к эмоциональной сфере человека.

Для детей с ЗПР очень трудно контролировать свои чувства. Наша задача научить их, управлять ими.

Эффективным упражнением будет в этом случаи, будет техника «Стоп».

Нужно научить ребенка, говорить себе фразу «Стоп», когда появляется негативная эмоция. А также, можно предложить поиграть ребёнку в игру «Трубочка». При возникновении негативной эмоции, он должен представить, что пьёт сок из трубочки. При этом медленно втягивает струю воздуха. За это время негативная эмоция нейтрализуется.

Конечно на эмоциональную сферу детей с ЗПР может повлиять не только педагог и родитель, а и весь социум, который окружает ребёнка. Важным критерием в этом, является принятие ребенка как личности, в возможности выражения чувств, в развитии

интеллекта. И если он будет достаточно развит, то качество жизни ребёнка, имеющего ЗПР, улучшится в разы. Потому что, он научится контролировать эмоции, принимать решения, повысит самоконтроль поведения. Что в комплексе будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена/ Вопросы психологии. 2006 №3.

2. Роттман Джон. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей.- Манн, Иванов и Фербер, 2015.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ,

2015.

© В.А. Макарова, Т.П. Лисавцова, Ю.И. Дворяшина, 2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.