Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды'

Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1798
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / эмоциональный интеллект / цифровые технологии / дошкольный возраст. / digitalization / emotional intelligence / digital technology / preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батенова Ю. В., Герасимова А. Ю.

В статье акцентируется внимание на происходящих в обществе процессах цифровизации, которые влекут за собой кардинальные изменения и новообразования. Раскрывается их влияние на развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батенова Ю. В., Герасимова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF INFORMATION MEDIA

The article focuses on the processes of digitalization taking place in society, which entail cardinal changes and neoplasms. It reveals their influence, from the point of view of psychology, on the development of emotional intelligence in preschool age.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды»

3. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156-172.

4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

280 с.

5. ГоловахаЕ.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. К.: Наукова Думка, 1984. - 208с.

6. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. Л., 1983. - 83 с.

7. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. - 197с.

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Батенова Ю.В.

Южно-Уральский государственный гуманитарный педагогический университет,

Челябинск, Россия E-mail: batenovauv@cspu.ru Герасимова А.Ю.

Южно-Уральский государственный гуманитарный педагогический университет,

Челябинск, Россия E-mail: agera4gera@mail.ru

Аннотация. В статье акцентируется внимание на происходящих в обществе процессах цифровизации, которые влекут за собой кардинальные изменения и новообразования. Раскрывается их влияние на развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: цифровизация, эмоциональный интеллект, цифровые технологии, дошкольный возраст.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF INFORMATION MEDIA

Batenova Ju.V.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: batenovauv@cspu.ru Gerasimova A.Y.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: agera4gera@mail.ru

Abstract. The article focuses on the processes of digitalization taking place in society, which entail cardinal changes and neoplasms. It reveals their influence, from the point of view of psychology, on the development of emotional intelligence in preschool age.

Keywords: digitalization, emotional intelligence, digital technology, preschool age.

Каждую сферу жизнедеятельности социума охватывают всепоглощающие и быстроизменяющиеся процессы «цифровой трансформации». Смена культурных парадигм происходит прямо на наших глазах. Термин «информатизация», который появился только в начале XXI века, сейчас становится все менее актуальным, а поколение, родившееся и подрастающее, уже живет и развивается в условиях «цифровизации». Жизнь современного ребенка невозможно представить без различных гаджетов, виртуальной реальности и интерактивных технологий. Данная ситуация вызывает множество проблем, связанных со здоровьем и поведением детей, и зачастую негативно влияет на их эмоциональную сферу. Как часто указывают исследователи, проблема детей информационного общества - это частичная утрата умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками [5]. Они

менее отзывчивы к чувствам и эмоциям других людей, а без эмоций и чувств невозможно полноценно воспринимать окружающий мир. Без эмоционального осознания невозможно целостно понять себя и свои мотивы, а также выстраивать отношения с социумом.

Цифровизация как социальное явление получила распространение в 60-е -70-е годы XX века. Под цифровизацией понимают цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств. Ряд исследователей (Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов) уточняют содержание этого понятия - это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера. Цифровизация, с одной стороны, выступает объединяющим и интегрирующим началом, с другой - вызывает еще большие проблемы как у отдельной личности, так и общества в целом. В 2017 году процессы цифровизации перешли на решающий этап, интернет стал использовать каждый второй житель Земли. По оценке Глобального института, МсКшБеу, уже в ближайшие 20 лет более половину рабочих действий и задач по всему миру будут автоматизированы. Россия сегодня живёт в цифровой эре: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое - в мире. За последние три года количество обладателей смартфонов увеличилось и достигло 60%. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. В докладе ЮНИСЕФ «Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире» сообщается, что молодежь в возрасте 15-24 года является возрастной группой с наибольшим количеством выходов в сеть. Во всем мире Интернетом пользуется 71% молодежи в сравнении с 48% всего населения. Дети и подростки в возрасте до 18 лет составляют примерно треть пользователей Интернета во всем мире. Возраст начала приобщения к Интернету продолжает снижаться: по странам ОЭСР на 2015 г. 18% школьников начали пользоваться им в возрасте до 6 лет; все больше 3-5-летних детей в странах Европы уже начинают использовать Интернет. Исходя из данных указанных выше, видно, что главными пользователями гаджетов являются дети, включая как дошкольников, так и подростков. На данный момент процент интернет-увлеченности российских детей составляет 56%. Так, почти постоянно в Сети находятся более половины всех опрошенных. Показатели по США и Европе ниже -51% и 40% соответственно [1, 2].

О значимости средового фактора говорят многие исследователи, начиная с Л.С. Выготского. Информационная среда, как открытая и постоянно изменяющаяся система нуждается в реструктуризации с учетом наблюдаемых тенденций, социокультурных изменений. Если оценивать влияние цифровизации на все сферы жизни, то создаются новые условия развития промышленности и образования, развития конкуренции, изменяются форматы производства и потребления, порождающее новые требования к базовым компетенциям специалистов на рынке труда. В общественной жизни эти изменения ведут к трансформации культуры поведения и коммуникаций, преобразуют мировоззрение, в целом, меняют способы восприятия и типы мышления, в частности. Происходит тотальное экранирование мира, экраны начинают заменять тексты; наблюдается изменение видения и мироздания; конструирование единичных миров; появились новые формы виртуальной и реальной совместимости: совмещение виртуальных объектов с материальными, дополненная реальность и многое другое. Как следствие, меняются требования к образовательным технологиям [1, 6].

Данные изменения влекут за собой новые требования к развитию личностных качеств, изменяя когнитивные функции и формируя новые запросы на развитие эмоционального интеллекта. Парадокс заключается в том, что от взрослого человека требуют высокого уровня проявления эмоционального интеллекта, в то время как цифровизация зачастую негативно влияет на формирование этой личностной характеристики у детей. Впервые термин «эмоциональный интеллект» (далее Е1) был употреблен Дж. Мейером и П. Саловеем в 1990 году. Ученые под Е1 понимали способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимать эмоций других людей; а также способность управлять эмоциями и чувствами, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности. Е1 измеряется аспектами самосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных на-

выков. Изучение Е1 ведется относительно недавно, но на данный момент этому виду интеллекта уделяется пристальное внимание, как на Западе, так и в России.

Наибольшую актуальность развитие Е1 приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды происходит активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации. Дети стали серьёзным предметом многочисленных междисциплинарных исследований, а также основным объектом образования. Еще Л. С. Выготский, говорил, что эмоциональное развитие дошкольников является одной из важнейших целей профессиональной деятельности педагога. Эмоции - это основное звено психической жизни человека, и прежде всего, в жизни ребенка. В связи с этим, одним из требований российского дошкольного образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является развитие эмоциональной сферы ребенка. Большое внимание уделяется как эмоциональному интеллекту, так и социальному интеллекту. Именно в дошкольный период закладывается понимание важности этой особой сферы - сферы эмоционального отношения к окружающим людям. Важно отметить, что у детей дошкольного возраста уже развиты основные виды эмоций, такие как гнев, радость, страх, удивление, стыд и др. В этот благоприятный период для развития Е1, важно формировать «полезные эмоциональные привычки» - навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний. Как известно, данные навыки возможно освоить только в ходе межличностного общения. Дошкольное детство - это тот временной промежуток, когда ребенок овладевает навыками человеческих взаимоотношений через общение с близкими людьми, через игровое взаимодействие со своими сверстниками. Такое общение особо значимо в процессе становления Е1. Именно приобретенные в этот период навыки оказывают решающее воздействие на всю дальнейшую жизнедеятельность человека.

Процессы цифровизации, которые предоставляют детям виртуальный мир развлечений, общения, дают возможность проявлять эмоции только к игре или к цифровому устройству, а не к отдельному человеку. Причины повышенной увлеченности информационными технологиями в основном технологические: простой доступ в интернет, множество разнообразных цифровых устройств, приложений. Расширение часов, проведенных наедине с гадже-тами и цифровыми инструментами, снижает Е1 детей, так как они находятся в изоляции от реальных людей и живого межличностного общения. В процессе сетевого общения и компьютерной игры дети нередко испытывают отрицательные эмоции, а также используют специфический, сленговый язык, что, с одной стороны, облегчает понимание, но с другой, решительно препятствует формированию языкового сознания, творческого самовыражения. Кроме того, самый известный недостаток такой коммуникации - отсутствие невербальных способов общения. Следствием данных фактов является эмоциональный дефицит и существенное отставание в развитии эмоционального интеллекта, а также вербального интеллекта. Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста, как только покидают цифровой мир, не способны конструктивно общаться, полноценно проявлять действия по самореализации и самопознанию [3].

В настоящее время представлено достаточное количество исследований, которые поднимают эту проблему и подтверждают необходимость развития Е1. Рассмотрим экспериментальные данные одного из них. Исследование проходило в московской дошкольной организации. В нем приняли участие дети среднего и старшего дошкольного возраста. Всего было задействовано 45 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Для определения уровня Е1 использовались 2 методики: опросник для родителей и воспитателей, разработанный А. М. Щетининой, направлен на изучение характера проявления эмпатии и поведения детей дошкольного возраста, также их готовности проявлять эмоции к важным для них вещам и событиям. Вторая методика Е.М. Листик направлена на изучение способности к распознаванию эмоций. Исследование показало, что большая часть детей не могут полноценно оценивать эмоциональное состояние окружающих людей, распознавать их эмоции и понимать себя. В ходе

эксперимента у детей возникали затруднения с определением нескольких эмоциональных состояния, таких как «спокойствие», «зависть», хотя у детей старшего дошкольного возраста обычно уже сформирован так называемый эмоциональный «репертуар», то есть словарь. Это означает, что ребенок уже способен дать названия эмоциональным состояниям, определить их характер и направленность, а также подобрать однокоренные слова к эмоциям. Как показывают данные, большая часть группы не смогла справиться полноценно с этим заданием. Опираясь на результаты представленного исследования, можно сделать вывод, что современные дети испытывают трудности, связанные с областью эмоционального интеллекта [4].

Позиция специалистов педагогов, психологов в отношении влияния современных цифровых технологий на личность ребенка достаточно оптимистична, если соблюдать баланс между крайностями: от категорического запрета до полной свободы. Безусловно, это зависит от способа применений цифровых технологий, от контекста и ситуации. На данный момент современная дошкольная образовательная организация использует различные элементы цифровой действительности такие, как: анимация; образовательные интернет платформы; интернет источники и др. В связи с чем необходимо отметить роль технологии в мотивации обучения и воспитания детей. Эта область вызывает множество споров, но все чаще исследователями отмечается, что цифровая революция действительно может мотивировать как дошкольников, так и школьников [3]. Многие педагоги с уверенностью говорят, о повышенном уровне вовлеченности в деятельность, где используется цифровые медиа. Привлекательность цифровых медиа заключается в том, чтобы делиться своей работой с широким кругом людей, использовать медиа контент, который сделает работу более интересной и привлекательной для своих сверстников. В связи с этим цифровизация может служить общей методологической базой для создания новых подходов в обучении. Цифровые технологии в современном мире - это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности для общения, образования, индивидуальных потребностей и др.

Для того чтобы минимизировать пагубное влияния цифровизации на ребенка, нужно учитывать положительные характеристики данного процесса в ходе образовательной деятельности. Педагог и семья должны быть координаторами в этой деятельности. В эпоху активной цифровой трансформации академические программы адаптируются под эти условия, тем самым представляется новая тенденция - развитие «soft skills», так называемые «мягкие» навыки и умения выстраивать эффективную коммуникацию и устанавливать взаимоотношения. Уровень и темп развития социума зависит от личностных характеристик каждого индивида, от возможностей и способностей, которыми он обладает. Человек цифрового века - это креативная, гибкая, творческая, независимая в своих суждениях личность, которая способна быстро ориентироваться и подстраиваться в мире меняющихся технологий и умеет самостоятельно принимать эффективные решения. Развивая навыки коммуникативности, креативности, критического мышления в дошкольном возрасте, другими словами развивая эмоциональные компетенции, мы формируем целостный EI.

Таким образом, вопреки сложившейся в родительской и зачастую в педагогической среде иллюзии о вреде цифровизации, отметим, что не стоит демонизировать цифровые технологии, поскольку они уже пришли в нашу жизнь, и главная задача сегодня научить детей пользоваться ими с максимальной выгодой, с пользой для развития эмоционального интеллекта. Можно лишь констатировать, что человек меняется под влиянием деятельности, опосредованной цифровизацией, при этом меняется закономерно, в соответствии с внутренними и внешними условиями этой деятельности. С точки зрения интеллектуальной сферы, человечеством созданы технологии, которые работают вместе с нашим интеллектом; а с точки зрения эмоциональной сферы, насколько трудно, но возможно заставить себя и данные технологии работать на наши эмоции и чувства?

Список литературы

1. Батенова Ю.В. Детство в ракурсе информационной среды визуальной инфокомму-никации // Мир психологии. 2019. № 2. С.180-193.

2. Бочавер С.В. ДокукаМ.А. Новикова Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С.34-36.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ// Манн, Иванов и Фербер. 2018. - 560 с.

4. Демина Е.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста [Электронный журнал] //Наука в мегаполисе. 2018. №2.

5. Комарова И.И. Дошкольное образование в эпоху цифровизации [Электронный журнал]. Адрес ресурса: URL:http://public-science.ru/article?id=129 (дата обращения 31.01.2020).

6. Лисенкова А.А. Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект // Российский гуманитарный журнал. 2018. №3. С. 73-76.

УДК 159.9

СТРАТЕГИИ ОНЛАЙН-ПОИСКА УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ53

Безгодова С.А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена» E-mail: s.a.bezgodova@gmail.com Микляева А.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена» E-mail: a.miklyaeva@gmail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление когнитивных механизмов, опосредующих стратегии онлайн поиска учебной информации студентами и способы письменной презентации его результатов. На основе результатов экспериментального исследования показано, что продуктивность поисковой активности в онлайн-пространстве опосредована стилевыми особенностями регуляции познавательной деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, стили познавательной деятельности, он-лайн-поиск учебной информации, студенты.

STRATEGIES FOR ONLINE SEARCH OF EDUCATIONAL INFORMATION AND PRESENTATION OF ITS RESULTS IN STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES

Bezgodova S.A.

Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: s.a.bezgodova@gmail.com Miklyaeva А.^ Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: a.miklyaeva@gmail.ru

Abstract. The article presents the results of a study aimed at identifying cognitive mechanisms, which mediate students' strategies for online search of educational information and ways of

53 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14005 ««Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.