Научная статья на тему 'Представление о будущем у младших школьников в современных условиях'

Представление о будущем у младших школьников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
560
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / отношение к будущему / виртуальная реальность / прогнозирование / younger schoolchildren / attitude to the future / virtual reality / prognostication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алферова Н. И., Бехтер А. А.

В данной статье обсуждается проблема отношения к будущему у детей младшего школьного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования отношения к будущему, которое было исследовано с помощью рисунка «Мое будущее», беседы и наблюдения. Анализ результатов показал, что младшие школьники обладают разным отношением к будущему, которое зависит от их социально-материального положения, семейных традиций и установок, включенности в виртуальную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENTATION OF THE FUTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER IN MODERN CONDITIONS

This article discusses the problem of attitudes towards the future in primary school children. The results of an empirical study of attitude towards the future, which was investigated using the drawing «My Future», conversations and observations, are presented. An analysis of the results showed that younger schoolchildren have a different attitude towards the future, which depends on their socio-material situation, family traditions and attitudes, inclusion in the virtual environment.

Текст научной работы на тему «Представление о будущем у младших школьников в современных условиях»

РАЗДЕЛ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

УДК 159.955.1.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Алферова Н.И.*, Бехтер А.А.**,

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия e-mail: behter2004@mail.ru*, nata.alfrova.95@inbox.ru**

Аннотация. В данной статье обсуждается проблема отношения к будущему у детей младшего школьного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования отношения к будущему, которое было исследовано с помощью рисунка «Мое будущее», беседы и наблюдения. Анализ результатов показал, что младшие школьники обладают разным отношением к будущему, которое зависит от их социально-материального положения, семейных традиций и установок, включенности в виртуальную среду.

Ключевые слова: младший школьник, отношение к будущему, виртуальная реальность, прогнозирование

PRESENTATION OF THE FUTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN UNDER IN

MODERN CONDITIONS Alferova N.I., Bekhetr A.A.

Pacific National University, Khabarovsk, Russian e-mail: behter2004@mail.ru*, nata.alfrova.95@inbox.ru**

Abstract. This article discusses the problem of attitudes towards the future in primary school children. The results of an empirical study of attitude towards the future, which was investigated using the drawing «My Future», conversations and observations, are presented. An analysis of the results showed that younger schoolchildren have a different attitude towards the future, which depends on their socio-material situation, family traditions and attitudes, inclusion in the virtual environment.

Keywords: younger schoolchildren, attitude to the future, virtual reality, prognostication

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим количеством детей младшего школьного возраста, которых называют общим словом «немотивированные дети» или «дети, которые ничего не хотят». Часто среди жалоб родителей и учителей мы встречаем следующие: не хотят продолжать обучение в школе, проводят много времени в телефоне (в социальных сетях), играют в компьютерные игры, бесцельно слоняются по улице, никакими видами деятельности не увлекаются, не знают, кем они будут в будущем. Рассматривая эту проблему не с клинической точки зрения (как нарушение мотивационного компонента деятельности ребенка), а с точки зрения экологического подхода, модели «психического», модели психологического времени, личностного подходов мы можем гораздо глубже понять причины изменения мотивации детей, которые, скорее всего, связаны с недавней проблемой окружающей действительности - постоянное включение в информационно-виртуальную среду.

Наше исследование основано на теоретико-методологическом анализе следующих подходов: личностно-субъектный подход, в котором личность ребенка является центровым понятием, обсуждаются вопросы роли личностных особенностей в становлении самодетерминации ребенка, его субъектности как индикатора личностного развития и поведения (Б. Г. Ананьев, Абульхано-Славская.), экологический подход (В .И. Панов, А.В. Гагарин, С.О. Новиков и др.), где мы рассматриваем ребенка во взаимосвязи с окружающей средой, понимая механизмы слияния природного и социального в поведении ребенка; концепция времени и временной перспективы (И.Е. Головаха, А. А. Кроник, О.Е. Байтингер и др.), идеи возрастной

психологии о развитии ребенка и его представлений о будущем как о «жизненном плане» (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже), концепции антиципации и прогнозирования, где обсуждаются вопросы становления антиципаторно-превентивных свойств психики (Б.Ф. Ломов, Сурков, Л.И. Регуш, и др.), теория К. Левина.

«Будущее - это своеобразное психологическое образование, результат внутренней работы личности, направленной на создание непрерывности личной истории, целостности «Я», перспективы жизненного пути [1]. В младшем школьном возрасте мы наблюдаем становление субъектных свойств ребенка - первые попытки автономно размышлять и принимать свободное решение, планировать свое будущее, соотносить будущее и свои возможности. «То, что ребенок или взрослый ожидает, во многом определяет то, что он думает или делает» [1, с.32]. Для анализа собственно феномена представления о будущем в младшем школьном возрасте, мы рассмотрели несколько фундаментальный понятий, которые проясняют механизм образования категории «будущего» как еще несуществующего конструкта в реальности, но живущего во внутреннем плане ребенка. Такими понятиями являются: «будущее», временная перспектива, свойство времени для человека (дискретность и напряженность).

Категория «будущего», прошлого и «настоящего». Объективное физическое время необратимо, непрерывно и асимметрично направлено от прошлого через настоящее в будущее. Постепенно происходит «расщепление» времени на «физическое-биологическое» и «индивидуальное» (автономное) переживаемое [5, с. 100]. У человека эта автономность проявляется в осознании им таких категорий как прошлое, настоящее и будущее. Для человека время течет в двух различных направлениях: онтогенез совершается в соответствии с течением объективного времени от прошлого к будущему, индивидуальное же время идет в противоположном направлении - от будущего через настоящее к прошлому [4]. Первое переживание времени в раннем возрасте становится ситуативным, оно относится к конкретной ситуации. Ж. Пиаже сравнивая у детей оценки времени в младшем школьном возрасте отметил, что понимание отрезков времени формируется через сопоставление скорости их движения за данное время [5]. Лишь постепенно в сознании ребенка формируется абстрактное представление о длительности безотносительно к пространственному измерению [5]. До тех пор, пока ребенок не сможет оценивать свое время как прожитое событие, он будет во власти ситуативного времени. Обычно у детей раннего возраста, особенно в младенческом возрасте понятия времени не существует. Такие категории как «завтра» или «вчера» могут быть смутно представлены с какой-то конкретной ситуацией («вчера был праздник» или «завтра идти в садик»). В раннем детстве, благодаря социальному опыту происходит дифференциация психологического прошлого и будущего, но в большинстве случаев ребенок не может отделить реальное от ирреального из-за фантазирования. Таким образом, время представляет собой для ребенка больше биологическое понятие, связанное со сном, приемом пищи, с ростом и изменением себя.

Образование индивидуального или автономного ощущения времени связано с переходом ребенка к автономии в реальности и частичным отрывом от родителя, когда возникают ситуации выбора (например, когда ребенок идет в школу). Развитие личности ребенка и его субъектности в благоприятных условиях создают почву для образования не только автономного времени, но и социального - переживания социального опыта [7]. Так как возраст -конвергенция биологического, исторического и социального времени [1], то именно переживание в этих трех диспозициях соответствует человеку как субъекту. Переживание исторического времени связывают с ощущениями значимости происходящих событий, встроенных в общую цепь событий семьи или страны [3;5]. В тех семьях, где в воспитании придают значение историческому масштабу времени (например, династия врачей или военных, заветы прадедов и т.п.), личная временная перспектива ребенка вплетена в общую хорологию семьи по выполнению этих задач. Иногда, это может обернуться отсутствием субъектного выбора профессии - ребенок говорит о том, что у него нет выбора, он должен быть военным.

Временная перспектива представляет собой интеграцию психологического прошлого-будущего на реальном и на различных ирреальных уровнях, Фресс называет ее «временной

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕЛОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

кругозор» [5]. Временная перспектива - это способность личности действовать в настоящем свете предвидения сравнительного отделенных будущих событий [2]. У детей этот феномен тесно связан с общим интеллектом, способностью к прогнозированию (Л.А. Регуш) и эмоциональным состоянием (в частности, тревожностью или страхом неопределенности). Мы не можем рассматривать временную перспективу будущего как фактор регуляции жизнедеятельности ребенка в полной мере, потому как для этого нам необходимо, чтобы ребенок не только анализировал события, но и понимал причинно-следственные связи между этими событиями в хронологическом порядке [5-7]. Для планирования действий нужно представлять хронологию будущего (скоро, не очень скоро, очень нескоро). Степень реализованности событий влияет на представление о прошлом, потенциальности - о будущем. Факторы, которые указывает И.Е. Головаха в качестве психологического времени это дискретность (непрерывность), напряженность (степень загруженности событьями) и эмоциональное отношение к диапазону времени [5]. Характерный признак младшего школьного возраста - это оценивать реальность вне временных промежутков. Для детей время течет по своим законам, часто скачкообразно, от одного события другому (например, от праздника к празднику из-за подарков, от конкретной даты - бонусов в игре). Напряженность времени младший школьник, особенно успешный, ощущает через потерю свободного времени - континуального (плавного). Обилие домашних заданий, проектов и дополнительных занятий не оставляют времени для расслабления и отдыха. При усталости единственный способ отключения от дел - это виртуальная сеть, где можно отвлечься.

Наше исследования проводилось в одной из школ Хабаровского края, мы собрали 70 рисунков младших школьников в возрасте 10-11 лет на тему «Мое будущее», в анализ также были включены содержание беседы с каждым школьником и его комментарии к рисунку. Анализ рисунка проводился по следующей схеме: что я думаю о будущем, что я чувствую по отношению к будущему, что я буду делать в будущем. Все комментарии детей были записаны, проанализированы, сопоставлены с данными наблюдения.

Темы рисунков распределились следующим образом: будущую профессию или работу (70%), себя в будущем (10%), будущую семью (10 %) материальные вещи , которые хотелось бы иметь (ноутбук или новый телефон) (5%), пустые листы с надписью «Будущего нет» (2%), специфические представления о будущем (тематика кладбища и смерти) ( 3%). Среди популярных профессий или трудовой занятости можно отметить: учитель, менеджер или продавец, военный или полицейский, повар, суперзвезда как О. Бузова, блоггер, врач, ветеринар, частный предприниматель.

Рассматривая рисунки детей и анализируя их комментарии к ним, мы заметили некоторые особенности: а) некоторые потенциальные события мыслятся как потенциально-ирреальные (например, стать суперзвездой 2032 года, быть О. Бузовой); б) некоторые события на рисунках отражают реальные события по общему причинно-целевому социальному принципу (на тех рисунках, где дети рисуют будущую работу и семью с детьми), то есть в обычной логике построения будущего знакомство-брак - рождение детей; в) часть рисунков отражает специфические представления о будущем, которые являются частью нерешенной проблемы настоящего (смерть отца экстраполируется в будущее).

Так как ощущение времени тесно связано с наполненностью конкретного отрезка времени ощущениями, время не ощущается и проходит очень быстро, когда человек включен в интересную деятельность. Виртуальная среда и доступ к социальным сетям позволяет получать ощущения непрерывно в любой точке пространства. С этим связано то, что дети не замечают, сколько времени они проводят в интернете, происходит потеря временного ощущения. Более того, это время в виртуальной среде приносит удовлетворение. В нашем проведенном исследовании мы дополнительно попросили детей указать, каким образом они расслабляются или отвлекаются. В качестве стратегии отвлечения гаджет указывается как один из основных, конкурируя только с рисованием и общением по видео-связи с подружками (у девочек) и футболом и компьютерными играми (у мальчиков). -Таким образом, виртуальная реальность становится частью жизни, превращаясь в своеобразный копинг преодоления на-

пряжения. Возможно именно с этим связаны попытки овладеть временем ребенка через съемку или запечатление событий, которые называются сейчас «сторис» (от анг. story - история, сюжет). Андроид (в виде телефона, ноутбука или планшета) организует пространство, начиная с будильника, общения, видео связи, непрерывного фото, «сторис», как попытка удержать в памяти моменты и выстроить свое время.

Человек живет не только в пространстве и времени, но и в личном индивидуальном пространстве. Сегодня социальное время ребенка (то есть связанное с социальными событиями) превращается в социально-виртуальное, замещает настоящую реальность и становится определенным суррогатом в сознании ребенка или в его модели психического. Ребенок непрерывно становится наблюдателем и участником событий, транслируемых в интернете, узнает новости, познает что-то новое. В соревновании реальности и виртуального пространства, первое начинает проигрывать. Ребенок теряет интерес к реальным событиям, потому что в них нет такой насыщенности и яркости. В этом смысле, от виртуальной реальности он становится зависимым, если в реальной жизни нет событий, которые его обогащают.

В нашей выборке большинство младших школьников с трудом могут анализировать прошлые и будущие события в связке причина-цель-средство, поскольку они не обладают достаточным рефлексивным анализом и собственное настоящее не рассматривают как потенциал к развитию будущего. Исключение составляют дети, которые нарисовали будущую работу (школу) и указали, что их хорошая учеба может помочь поступить в институт. Детские представления о будущем так или иначе связаны с текущим моментом жизни, который экстраполируется в будущее: это кумиры (певица Бузова), это вид занятия (блоггерство), это тяжелая семейная ситуация (смерть отца). Таким образом, у многих детей дефицитарно звено причинно-целевой связи, его парциальность связана с несовершенством детской рефлексии и реальной оценки происходящего.

Наше небольшое исследование позволило сформулировать ряд выводов:

1. Современная информационная система в виде виртуальной сети включена в сознание ребенка как прочный и устойчивый элемент, способный менять сознание ребенка и обуславливать его мотивацию, создавать паттерны поведения.

2. Содержание отношения к будущему тесно связано с прошлым и настоящим ребенка, его способностью к рефлексированию событий в связке «прошлое-настоящее - будущее». Чаще сегодня прогнозирование своего будущего дети в большей степени осуществляют на основе ценностей, транслируемых в интернет-пространстве (кем быть, где учиться, чем заниматься в свободное время и т.д.). Психическая реальность ребенка значительно искажается под воздействием гаджетов, снижая потребность в реальном общении, в деятельности; виртуальная реальность замещает многие виды деятельности из-за быстрого получения удовольствия и ощущения успешности.

3. Упрощение реальности становится частью сознания ребенка, потому как доля реального опыта составляет немного по сравнению с виртуальной. Отсюда все реакции по типу избегания, проигрывание взрослой жизни в играх (работа, вступление во взаимоотношения -виртуальные браки, рождение детей и т. д.).

«Человек не рождается с чувством времени, его временные и пространственные понятия всегда определены то культурой, к которой принадлежит» [2, C.45]. Виртуальная реальность становится не только частью жизни ребенка, обуславливая его помыслы о будущем, но и входит в часть его сознания как конструкт, обладающей признаками реальности и осуществляющий ее функции.

Список литературы

1. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 330 с.

2. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. психол наук : 19.00.13. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕЛОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

3. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156-172.

4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

280 с.

5. ГоловахаЕ.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. К.: Наукова Думка, 1984. - 208с.

6. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. Л., 1983. - 83 с.

7. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. - 197с.

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ Батенова Ю.В.

Южно-Уральский государственный гуманитарный педагогический университет,

Челябинск, Россия E-mail: batenovauv@cspu.ru Герасимова А.Ю.

Южно-Уральский государственный гуманитарный педагогический университет,

Челябинск, Россия E-mail: agera4gera@mail.ru

Аннотация. В статье акцентируется внимание на происходящих в обществе процессах цифровизации, которые влекут за собой кардинальные изменения и новообразования. Раскрывается их влияние на развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: цифровизация, эмоциональный интеллект, цифровые технологии, дошкольный возраст.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF CHILDREN UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF INFORMATION MEDIA

Batenova Ju.V.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: batenovauv@cspu.ru Gerasimova A.Y.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

E-mail: agera4gera@mail.ru

Abstract. The article focuses on the processes of digitalization taking place in society, which entail cardinal changes and neoplasms. It reveals their influence, from the point of view of psychology, on the development of emotional intelligence in preschool age.

Keywords: digitalization, emotional intelligence, digital technology, preschool age.

Каждую сферу жизнедеятельности социума охватывают всепоглощающие и быстроизменяющиеся процессы «цифровой трансформации». Смена культурных парадигм происходит прямо на наших глазах. Термин «информатизация», который появился только в начале XXI века, сейчас становится все менее актуальным, а поколение, родившееся и подрастающее, уже живет и развивается в условиях «цифровизации». Жизнь современного ребенка невозможно представить без различных гаджетов, виртуальной реальности и интерактивных технологий. Данная ситуация вызывает множество проблем, связанных со здоровьем и поведением детей, и зачастую негативно влияет на их эмоциональную сферу. Как часто указывают исследователи, проблема детей информационного общества - это частичная утрата умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками [5]. Они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.