Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
National Science
Область наук
Ключевые слова
электронная торговля / трансграничная торговля / единый рынок электронной торговли / интернет-торговля / институт операторов интернет-торговли. / electronic commerce / cross-border trade / single market for electronic commerce / Internet commerce / institute of Internet commerce operators.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мондонен Александра Романовна, Очеретяная Ксения Юрьевна

В статье представлены пути совершенствования развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза. Авторами были отмечены перспективы развития электронной торговли в современных условиях, которые связаны с необходимостью развития цифровых технологий, преодоления цифрового разрыва, а также интеграции малых и средних предприятий в глобальное интернет-пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мондонен Александра Романовна, Очеретяная Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADE WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article presents ways to improve the development of electronic commerce within the framework of the Eurasian Economic Union. The authors noted the prospects for the development of electronic commerce in modern conditions, which are associated with the need to develop digital technologies, overcome the digital divide, and integrate small and medium-sized enterprises into the global Internet space.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.5

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Мондонен Александра Романовна,

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студентка 5 курса факультета таможенного дела

группы Тс02/1802. email: 5775222@mail.ru

Очеретяная Ксения Юрьевна,

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студентка 5 курса факультета таможенного дела

группы Тс02/1802. email: ocheretyanayak1@bk-.ru

Научный руководитель: Киченина Виктория Сергеевна,

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры международно-правовых дисциплин.

email: vskichenina@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены пути совершенствования развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза. Авторами были отмечены перспективы развития электронной торговли в современных условиях, которые связаны с необходимостью развития цифровых технологий, преодоления цифрового разрыва, а также интеграции малых и средних предприятий в глобальное интернет-пространство.

Ключевые слова: электронная торговля, трансграничная торговля, единый рынок электронной торговли, интернет-торговля, институт операторов интернет-торговли.

DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADE WITHIN THE EURASIAN

ECONOMIC UNION

Mondonen Alexandra Romanovna,

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of

the Russian Customs Academy, 5th year student of the Faculty of Customs,

group Tc02/1802. email: 5775222@m-ail.ru.

Ocheretyanaya Ksenia Yurievna,

St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of

the Russian Customs Academy, 5th year student of the Faculty of Customs,

group Tc02/1802. email: och.eretyanayak.1@frk.ru

Scientific adviser Kichenina Victoria Sergeevna,

St. Petersburg named after V.B. Bobkova Branch of

the Russian Customs Academy, Associate Professor of the Department of International Law Disciplines.

email: vskichenina@yandex.ru

Abstract

The article presents ways to improve the development of electronic commerce within the framework of the Eurasian Economic Union. The authors noted the prospects for the development of electronic commerce in modern conditions, which are associated with the need to develop digital technologies, overcome the digital divide, and integrate small and medium-sized enterprises into the global Internet space.

Keywords: electronic commerce, cross-border trade, single market for electronic commerce, Internet commerce, institute of Internet commerce operators.

DOI: 10.58447/2949-0588-2023-1-2-16-23

На сегодняшний день электронная торговля занимает около 11% от всей розничной торговли в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС), хотя в других странах данный показатель выше, а именно в Китае электронная торговля достигает 48%, а в Великобритании - 30% [6]. Хотелось бы отметить, что на ПМЭФ-2022 в Санкт-Петербурге была затронута данная проблема и были выдвинуты необходимые пути совершенствования электронной торговли в ЕАЭС, к которым министр по торговле Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК)

Андрей Слепнев предлагает отнести [2]:

1. Объемы трансграничной торговли снижались в прошлые годы, в пиковые периоды фиксировалось четырехкратное падение. На 2022 год трансграничная торговля набирает обороты и отстает по показателям 2021 года аналогичных месяцев в 2 раза из-за проблем с платежами, логистикой и уходом компаний с российского рынка. Несмотря на это, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов не считает снижение оборотов критичным.. Так рассмотрим состояние трансграничной торговли в январе-мае текущего года (рис.1).

Рис.1. Импорт товаров в Российскую Федерацию в 2022 г., млрд. руб.

Рассматривая диаграмму, представленную на рисунке 1 можно сделать вывод о том, что за 5 месяцев 2022 года было импортировано товара на 89 млрд. рублей, где самый большой оборот был достигнут в январе - 27 млрд. руб., а самым худшем месяцем в торговле был март - 11,3 млрд. рублей. Данная динамика имеет место быть в связи с тяжелыми событиями в мире и изменением в логистической составляющей соответственно.

2. Внутренняя торговля в 2022 году выросла в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом и стала составлять около 86%, что дает возможность малым и средним бизнесам выходить на маркетплейсыI, чтобы обеспечивать граждан своими товарами, когда многие зарубежные компании уходят с рынка РФ [4].

Заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов высказался на ПМЭФ-2022 по поводу предложения России повысить порог беспошлинного ввоза до 1000 евро товаров, приобретенных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах, что помогло расставить приоритеты государственной политики в электронной торговле, а также замедлить спад трансграничной онлайн-торговли в РФ. Совет ЕЭК одобрил данное предложение на заседании17 марта 2022 года, после чего оно вступило в силу. Несмотря на это, происходит снижение поступления средств в бюджет за счет товаров по электронной торговле, хотя с 2019 по 2021 год был сделан огромный скачок дохода с 300 млн. руб. до 3,6 млрд. рублей. В начале 2022 года прослеживается разрыв многих международных цепей поставок това-

ра, что сказалось на появлении одной из ключевой проблемы на сегодняшний день

- наполнение внутреннего рынка товарами повседневного спроса, поэтому в этих условиях неоценимое значение имеет как раз интернет-торговля, благодаря которой большое количество небольших компаний гораздо быстрее адаптируются к новым правилам. Более того, еще одной мерой, способствующей совершенствование электронной торговли Алексей Сазанов считает упрощение таможенного администрирования, а также документального оформления при ввозе товаров [3].

Рассмотрим несколько технологий, заложенных в концепцию. Так, бондовый склад - зона хранения и распределения товаров, продаваемых через интернет-площадки, с особым таможенным статусом, который позволяет не платить пошлины и налоги на импортируемый ассортимент до их приобретения конечным покупателем. Как и любая технология бондовые склады имеют свои преимущества и недостатки.

Основная выгода заключается в скорости

- в разы сократится срок ожидания заказа, а именно вместо 2-3 недель ожидания товара с зарубежной интернет-площадки, потребители смогут его получать всего за 2-4 дня. Что касается российских интернет-площадок, а также маркетплейсов, то зарубежные игроки уступают русским за счет скорости доставки посылок ведь это является основным преимуществом. Соо-снователь CEO Upmarket Олег Неворотов считает, что условия, предоставляемые бондовыми складами, в два раза уменьшают стоимость логистических операций при импорте, экспорте и транзите това-

ров, снижают риски торговых операций и тем самым способствуют развитию внешнего товарооборота. Более того, бондовые склады должны упростить систему входа импортных и экспортных товаров, а также облегчить реэкспорт непродажных товаров. Отложенные платежи в таких зонах будут оплачиваться в момент продажи конкретного товара. Благодаря такой системе точно будут сокращены сроки доставки: не понадобится дожидаться прихода товаров из-за границы, они будут находиться уже на территории бондовых зон в пределах России. Еще одним преимуществом является освобождение от уплаты налогов и пошлин при помещении товаров на бондовые склады, так как налог оплачивается в момент отправки конкретных товарных единиц заказчику, что обеспечивает перераспределение затрат по времени, а непроданные товары могут быть отправлены в другие страны по упрощенной системе [4].

Для российских производителей и интернет-магазинов бондовые склады, еще не появившись, становятся проблемой. Так, Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России считает, что опасения, которые испытывают российские производители, не беспочвенны, так как в то время как предприятие платит налоги в период производства, а после чего получает прибыль при продаже, товар на таможенном складе не подпадает под какие-либо налоги до момента выпуска со склада, поэтому есть определенные основания полагать, что товар с бондового склада будет стоить дешевле и быстрее поступать на рынок.

Бондовые склады могут быть востребованы на транзитных маршрутах и в городах с населением более 1 млн человек. Главным барьером в развитии данной технологии является отсутствие соответствующей законодательной базы, например, «Термин «бондовый склад» пока отсутствует в российском законодательстве. При описании проектов таких объектов указывают, что при поступлении товаров на бондовый склад не требуется проведение процедуры ИМ 70. Деятельность бондовых складов в России на данный момент регламентирована положением о таможенных складах, утвержденным еще в 1993 году [4].

Федеральная таможенная служба (далее -ФТС) предлагает ввести в России понятие оператора интернет-торговли - уполномоченные компании, которые от имени и по поручению граждан обеспечивать всю цепочку поставок. С помощью такого сервиса россияне смогут работать с различными торговыми площадками в режиме «одного окна», где оператор будет отвечать за все процессы от заказа до доставки. Самым крупным таким оператором станет «Почта России», что в свою очередь приведет к возникновению монополии и негативно отразится на качестве и ценах товара. Основными ожидаемыми результатами данной технологии стали: установление требований к оператору; создание условий для повышения ответственности лиц при предоставлении сведений в отношении перемещаемых товаров, обеспечение получения достоверной информации от интернет-площадок (интернет-магазинов) о товарах, перемещаемых в рамках международной электронной торговли (стоимости, количества и пр.), а также

минимизация рисков занижения стоимости товаров и повышение поступления доходов в федеральный бюджет [1].

В России и Республике Беларусь операторы электронной торговли уже определены, они осуществляют таможенное декларирование соответствующей категории товаров и информационный обмен с таможенными органами. В Армении и Киргизии определение оператора завершается на этапе, отрабатывания схемы взаимодействия с иностранными интернет-площадками и национальными таможенными органами. В Казахстане продолжается работа над нормативной базой [5].

Формирование эффективного механизма таможенного администрирования товаров, перемещаемых в рамках международной электронной торговли □ одна из ключевых и основных технологий на сегодняшний день. Это специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые с целью качественной реализации функций российского таможенного регулирования и контроля. Система мер по совершенствованию таможенного администрирования в России направлена на повышение эффективности бизнес-процессов, учитывает лучшие практики в сфере организации таможенного дела, рекомендации международных организаций в связи с развитием информационных технологий. Результатами данного нововведения являются внесения изменений в ТК ЕАЭС, предусматривающие выделение товаров, перемещаемых в рамках международной электронной тор-

говли в отдельную категорию, порядка таможенного администрирования таких товаров, а также минимизация потери федерального бюджета и создание условия для обеспечения соблюдения мер технического и нетарифного регулирования в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров [1].

Рассмотрим электронную торговлю России и Китая поподробнее. Углубленное сотрудничество в области логистики и платежей заложило прочную основу для дальнейшего развития трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией. В настоящее время существуют два основных типа китайско-российской модели трансграничной электронной торговли.

Один тип модели - это создание платформ для услуг электронной коммерции местными органами власти, таких как: комплексная сервисная платформа трансграничной электронной торговли Китай-Россия, платформа таможенного оформления приграничной торговли Китай-Россия, трансграничная торговля Китай-Россия, платформы государственной службы электронной торговли на границе и т.д. Такие платформы представляют таможенную политику, предоставляют деловую информацию и другие консультационные услуги и редко осуществляют конкретные торговые операции.

Другой тип модели основан на предприятиях электронной коммерции платформенного типа, таких как AliExpress, Alibaba, JD.com и Dunhuang, которые предоставляют ряд услуг, таких как продажа, оплата и логистика. В последние годы

платформы электронной торговли для импорта из России, представленные открытием продуктов Matryoshka, российских продуктов и российских предпочтений, начали выходить в Интернет, но размер рынка все еще относительно невелик.

Из-за различий и взаимодополняемости между Китаем и Россией, с точки зрения структуры ресурсов и экономической структуры, китайско-российская трансграничная электронная торговля сохраняет характеристики традиционной торговли, то есть, в основном - экспортной торговли из Китая: обуви, детских товаров и мобильных телефонов, компьютеров. В целях содействия развитию трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией обе страны произвели углубленное сотрудничество по ключевым связям в развитии трансграничной электронной торговли, особенно в области логистики [7].

Таким образом можно сделать вывод о том, что интернет-торговля - это быстро-развивающаяся отрасль, именно поэтому бизнесу в интернете уделяется особое внимание в связи со становлением ин-

формационного общества и его непосредственным вкладом в экономику. Сама по себе глобальная сеть дает возможность товарам выходить на мировой рынок торговли. Развитие сектора информационно-коммуникативных технологий также является фактором, способствующим успешному ведению бизнеса и толчком к повышению темпов экономического роста стран. Электронная коммерция активно развивается в течение двух последних десятилетий, что по сравнению со многими отраслями экономики является небольшим промежутком времени. Трансграничная электронная торговля в Китае достаточно развита, однако необходимо решать такие проблемы, как нехватка специалистов высокого уровня в сфере электронной торговли, недостаточное развитие логистики, риски оплаты и недостаточная сформирован-ность брендов товаров. Каждой стране следует предпринять шаги по содействию быстрому развитию собственного трансграничного электронного бизнеса, конкурентного с китайским, равно как и использовать возможности китайских систем типа Aliexpress для продвижения своих товаров на зарубежные рынки. [6].

Список использованных источников:

1. Решение Евразийского межправительственного совета от 19 ноября 2021 г. № 10 «О плане мероприятий («дорожной карте») по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза»: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/21ms0010/

2. Перспективы и тенденции развития электронной торговли в России: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/364433980

3. Развитие электронной коммерции в России: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/news_ru/59189/

4. Развитие электронной коммерции в условиях цифровизации офиц. сайт. [Элек

тронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-3-95-104

5. Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/85575/

6. Трансграничная электронная торговля: основа инфраструктуры или дополнительный элемент? [Электронный ресурс]. URL:

https: //www.rzd-partner.ru/logistics/comments/transgranichnaya-elektronnaya-torgovlya-osnova-infrastruktury-ili-dopolnitelnyy-element/

7. Li Siyu. Analysis of the status quo and problems of the development of cross-border ecommerce trade between China and Russia [J]. Shenzhou, 2019, (15). [Электронный ресурс]. URL https://wenku.baidu.com/view/05924407c0c708a1284ac850ad02de80d 5d80695.html

© Мондонен А.Р., Очеретяная К.Ю., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.