Научная статья на тему 'Уполномоченный экономический оператор в трансграничной торговле: мировой опыт и российская практика'

Уполномоченный экономический оператор в трансграничной торговле: мировой опыт и российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Электронная торговля / трансграничная торговля / таможенное администрирование трансграничной торговли / маркетплейсы / интернет-магазины / оператор интернет-торговли / почтовый оператор. / Electronic commerce / cross-border commerce / customs administration of crossborder trade / online marketplaces / online stores / internet trader / postal operator

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук Ирина Владимировна

В работе рассмотрены рекомендации Всемирной таможенной организации и российская практика по взаимодействию таможенных администраций с компаниями, выполняющими функции уполномоченного экономического оператора трансграничной торговли, и перспективы использовании таможенных складов для нужд электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authorized Economic Operator in Cross-border Trade: World Experience and Russian Practice

The paper considers the recommendations of the WCO and the Russian practice on the interaction of customs administrations with companies serving as authorized economic operator of cross-border trade, and the prospects for using customs warehouses for the needs of electronic commerce.

Текст научной работы на тему «Уполномоченный экономический оператор в трансграничной торговле: мировой опыт и российская практика»

Правительством РФ 23 мая 2020 г. № 1388-р. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.09.2021).

6. Талимончик В. П. Информационная безопасность в контексте всеобъемлющей системы международной безопасности // Правоведение. 2008. № 2. С. 103-110.

7. Чеботарева А. А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник академии права и управления. 2016. № 1(42). С. 48-51.

УДК 339.543+339.168.8

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-60-66

И. В. ГОНЧАРУК

Уполномоченный экономический оператор в трансграничной торговле: мировой опыт и российская практика

В работе рассмотрены рекомендации Всемирной таможенной организации и российская практика по взаимодействию таможенных администраций с компаниями, выполняющими функции уполномоченного экономического оператора трансграничной торговли, и перспективы использовании таможенных складов для нужд электронной торговли.

Ключевые слова: электронная торговля, трансграничная торговля, таможенное администрирование трансграничной торговли, маркетплейсы, интернет-магазины, оператор интернет-торговли, почтовый оператор.

I. V. GONCHARUK

Authorized Economic Operator in Cross-border Trade: World Experience and Russian Practice

The paper considers the recommendations of the WCO and the Russian practice on the interaction of customs administrations with companies serving as authorized economic operator of cross-border trade, and the prospects for using customs warehouses for the needs of electronic commerce.

Keywords: electronic commerce, cross-border commerce, customs administration of cross-border trade, online marketplaces, online stores, internet trader, postal operator.

Развитие технических достижений человечества в области сотовой связи и Интернета формирует современный этап развития международной торговли

ГОНЧАРУК Ирина Владимировна, канд. геогр. наук, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

разных странах, который связан с установлением контактов между производителями и покупателями. Высокие темпы роста электронной торговли изменили структуру международной торговли розничными товарами, где уже к 2022 г. покупки в интернете составят 20 % от всего объема розничных продаж [9]. Многогранность и быстрые изменения в процессах электронной торговли, требуют от таможенных органов адекватного реагирования.

В рамках Всемирной таможенной организации (ВТамО) в июле 2016 г. была создана Многосторонняя рабочая группа по вопросам электронной торговли, для решения вопросов, касающихся электронной торговли. В июне 2018 г. этой группой были разработаны «Рамочные стандарты трансграничной электронной торговли» (далее - Стандарты) [10], которые являются продолжением «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли» 2005 г. (последняя редакция 2018 г.), заложивших основы управления интегрированной цепочкой поставок, безопасного режима торговли, партнерства между таможенными органами и бизнесом. Также Стандарты опираются на принципы о признаках трансграничной торговли, сформулированные в Луксорской резолюции 2017 г., таких как торговля физическими (материальными) товарами, формирования торговли в режиме онлайн, осуществление трансграничных сделок / поставок товаров, предназначенных для конкретных покупателей (форма торговли В2С и С2С) [11]. При трансграничной торговле товар, пересекший границу, попадает под таможенное администрирование, что позволяет рассматривать эту форму торговли, как разновидность международной и определяет ключевую роль пограничных служб в ее регулировании.

При бурном росте трансграничного рынка интернет-торговли перед таможенными администрациями встали новые задачи - это обеспечение безопасности и пресечение торговли незаконными товарами, поступающими в международных почтовых отправлениях (далее - МПО), эффективное управление рисками, эффективный сбор доходов. В Стандартах выделен ряд условий эффективного таможенного администрирования, к которым относятся:

1) предварительное информирование таможни о перемещаемых товарах для предупреждения рисков нарушения законодательства в плане запрещенных и ограниченных к пересылке товаров и возможности ускорения процесса таможенного оформления МПО;

2) автоматизация процессов совершения таможенных операций с минимальным физическим вмешательством, которая основывается на получении предварительных электронных данных, использовании системы рисков и автоматической обработки МПО в местах международного обмена с удаленным таможенным контролем;

3) использование новых моделей взимания таможенных платежей, при заключении договоров с компаниями, которые могут обеспечить безопасность поставок и сбор таможенных и иных платежей при оформлении покупки, организуя регулярный перевод денежных средств таможенному органу [10].

Внедрение в таможенную практику Стандартов связано с разработкой и принятием ряда нормативных актов на национальном уровне. В России документом,

определяющим целевые ориентиры развития таможенного администрирования трансграничной электронной торговли, является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегия 2030). Несмотря на то, что в этом документе отсутствуют конкретные ссылки на Стандарты, развитие таможенной службы предполагается с учетом «рекомендаций и стандартов Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации» [6]. Положения Стратегии 2030 и инициативы ФТС России в вопросах регулирования электронной торговли, в целом, соответствуют документу ВТамО, а включение в Стандарты ряда предложений Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области расширения концепции уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) на трансграничную электронную торговлю, рассматривается государствами - членами ЕАЭС как «общепризнанный ориентир» в развитии регулирования трансграничной торговли [4, с. 49].

В Стандартах, на основе анализа функций основных участников трансграничной торговли, даны рекомендации по регулированию и упрощению торговли, обобщившие международный опыт национальных таможенных администраций.

Так, в процессе трансграничной торговли центральным лицом является заказчик (покупатель), чьи нужды, вкусы и предпочтения формируют новые цепочки поставок. Находясь в начале цепочки, он инициирует покупку товара самостоятельно или через посредников, заказывая его (товар) на маркетплейсах или у поставщиков, заключает договор, оплачивает заказ и его оформление, доставку и оплату экспортных формальностей. В конце этой цепочки покупатель принимает заказ от поставщика/перевозчика и оплачивает, если необходимо, импортные таможенные платежи. Так реализуется форма торговли В2С и С2С.

Подробные данные о товарах заказа, их количестве, стоимости, адресе и месте поставки имеют продавец и покупатель, заказчик и маркетплейс (или поставщик), который часто сам оформляет перевозку, заключая договор со службой экспресс-доставки или использует почтовые каналы Всемирного почтового союза (далее -ВПС). При постоянно растущем количестве почтовых отправлений отдельное взаимодействие с каждым заказчиком создает большую нагрузку на таможенные органы, стоимость обработки растущего числа низкостоимостных МПО не всегда компенсируется объемом таможенных пошлин и сборов. Для усовершенствования механизма сбора прибыли при поставке большого количества дешевых и небольших посылок Стандарты, предлагают использовать институт УЭО для обеспечения достоверности таможенного декларирования и осуществления таможенного оформления МПО, регулярно перечисляя средства таможенной администрации [10].

Стандарты, основываясь на опыте Австралии и Европейского Союза, рекомендуют назначать оператором интернет-торговли крупные торговые площадки, с которыми таможенные администрации стран импорта должны заключать соответствующие договоры. В момент оформления заказа, оператор интернет-торговли должен взимать с заказчика оплату всех необходимых платежей (таможенных пошлин, и/или НДС, налога на товары и услуги), согласно законодательству страны назначения, впоследствии, перечислив эти сборы таможенной администрации страны импорта или почтовому оператору [10]. Таким образом, иностранная

торговая площадка, которая не является резидентом страны импорта, должна стать ее налоговым агентом и предоставить свою информационную базу для осуществления мониторинга товарных и финансовых потоков. Взимание с покупателя таможенных пошлин в момент покупки, включает эти платежи в цену товара, увеличивая ее, и тем самым лишает товар его конкурентоспособности. Для снижения этого эффекта и исключения превышения норм беспошлинного ввоза товаров, торговые площадки занижают цену покупки. Исследователи в России [8] и ЕС [12] отмечают, что практика занижения стоимости приобретаемых товаров носит массовый характер, что ограничивает возможность использования крупных торговых площадок в качестве операторов интернет-торговли практической реализации этой схемы регулирования.

ФТС России предлагает иное решение - регистрацию и создание складов зарубежными маркетплейсами на российской территории, с которыми можно заключать договоры об обмене данными для снижения таможенных рисков [1].

Более эффективным является взаимодействие таможенных органов с посредниками интернет-торговли, осуществляющими доставку товара покупателям -национальными почтовыми операторами и службами экспресс-доставки.

Национальный почтовый оператор - государственная или частная компания, член ВПС, устав которого гарантирует свободное обращение почтовых отправлений по единой почтовой территории, которую образуют взаимосвязанные сети, обеспечивают передачу и конфиденциальность почты и грузов адресатам, и низкое обложение товаров, предназначенных для личного пользования, пересылаемых в МПО. Почтовые операторы, в соответствии с уставом ВПС, имеют право взимать таможенные пошлины и все другие возможные сборы, предоставляя бланки CN22/CN23 в качестве таможенной декларации. Бланки наклеиваются на почтовую посылку, следуют вместе с ней, поэтому в таможенные органы информация о товаре поступает вместе с МПО и не дает возможность предварительного электронного декларирования для оценки рисков и расчета таможенной пошлины. Длительные переговоры между ВТамО и ВПС позволили согласовать вопрос о предварительном декларировании, с 01.01.2021 г. в соответствии с Совместными таможенно-почтовыми стандартами сообщения EDI ВТамО/ВПС при отправке почтового отправления за рубеж необходимо одновременно подать предварительную электронную декларацию (ПЭД). Это решение устранило большую часть ограничений, которые препятствовали цифровизации процесса таможенной обработки почтовых отправлений. На данном этапе основной задачей таможенных органов является отладка механизма обработки большого массива ПЭД, поступающих при оформлении МПО. В Стратегии 2030 контрольным показателем автоматизации таможенного оформления почтовых отправлений в рамках международной электронной торговли является доля МПО, в отношении которых поданы электронные декларации; эта доля должна составить к 2024 г. - 20 %, а к 2030 -80 % от общего количества всех отправлений [6].

ПАО «Почта России» как оператор интернет-торговли занимает почти 3/4 рынка отправок российских почтовых отправлений, в том числе более 94 % международных, самостоятельно заключает договоры с крупнейшими маркетплейсами. Договоры о сотрудничестве, заключенные с AliExpress и Joom, включают пункты

о предоставлении собственных складов для формирования заказов и контроле безопасности международных отправлений [3].

Также действующими операторами интернет-торговли являются экспресс-перевозчики, которые, заключив договор перевозки с поставщиками и получив оплату за перевозку товара, обеспечивают достоверность таможенного декларирования, осуществляют таможенное оформление МПО и оплату таможенных платежей таможенным администрациям места отправки и назначения. Наличие точной информации о товаре и его цене, по мнению ФТС России, исключает возможность контрабанды или занижения таможенной стоимости [1]. Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии создана нормативная база, обеспечивающая выполнение функций экономического оператора экспресс-перевозчиками.

В соответствии с распоряжением Совета Комиссии от 05.04.2021 «Об отдельных вопросах проведения в государствах - членах Евразийского экономического союза пилотных проектов (экспериментов) в области внешней электронной торговли товарами» продолжается работа по ускорению выпуска и быстрой доставке потребителям товаров электронной торговли. Одно из направлений этой работы -создание бондовых складов.

Бондовый склад - место, хранения транзитных грузов до их дальнейшей отправки потребителям, заказавшим товары через маркетплейсы. Особый статус бондового склада позволяет продавцам, ввезя крупные партии товаров в режиме обычного импорта, не платить НДС, налоги на хранение продукции и таможенную пошлину до тех пор, пока товар не будет куплен, а также возвращать невостребованные товары без уплаты налогов и пошлин. В момент отправки товара покупателем оплачивается таможенная пошлина, величина которой ниже, чем при обычном импорте и сбор, который должен покрыть затраты операторов бондового склада и таможни. Между маркетплейсом и покупателем появляется новое звено - бондовый склад, на котором формируется и отправляется по адресу покупателя оплаченный заказ, реализуя схему торговли В2В2С. Оператор бондового склада может полностью обеспечить безопасность отправленных товаров и правильность начисления таможенных платежей, выполняя, таким образом, функции таможенного оператора интернет-торговли [3].

В России в рамках Таможенного кодекса ЕАЭС и федерального закона от 03.08.2020 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» существует понятие «склад временного хранения» (СВХ) и «таможенный склад», но ранее их невозможно было использовать как бондовые из-за различных ограничений. Таможенная процедура «таможенный склад» могла быть закрыта только процедурой «реэкспорт» или выпуском для внутреннего потребления, но нельзя было отправить товар в адрес физического лица, или невозможно было открыть процедуру «транзит» для дальнейшего перемещения груза. Для устранения этих ограничений Правительство РФ разработало проект закона «О проведении эксперимента по совершению таможенных операций с применением таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках трансграничной (внешней) электронной торговли» [5]. В соответствии с проектом закона, ФТС России совместно с Почтой России с 1 января по 31 декабря 2022 г.

должна провести эксперимент на определенных таможенных складах, расположенных в местах международного почтового обмена, оборудованных досмотровой рентгеновской техникой. По результатам отчета о проведения эксперимента будет принято решение продлить или прекратить этот эксперимент, который неоднозначно был принят в обществе.

Идея использования бондовых складов для нужд интернет-торговли негативно была воспринята российскими производителями электроники, которые отмечали, неравенство условий для национальных производителей и добросовестных импортеров, ввозящих товар, с соблюдением всех требований Технических регламентов Таможенного Союза, и для иностранных производителей, которые будут поставлять товары в рамках электронной торговли без этих ограничений. Производство и сбор бытовой техники на территории России может стать невыгодным из-за конкуренции с ввезенными дешевыми китайскими товарами [2]. Проведение эксперимента по использованию таможенного склада для нужд электронной торговли должно выявить наиболее проблемные места, чтобы предотвратить все негативные последствия данного нововведения. Хотя в перспективе бондовые склады могут быть оптимальным логистическим решением не только для импорта и транзита товаров из Китая в ЕС, но и для экспорта продукции отечественных производителей, а также для выхода российских торговых онлайн-площадок на международный уровень.

***

Таким образом, работа ФТС России по регулированию электронной торговли творчески развивает рекомендации ВТамО, представленные в «Рамочных стандартах трансграничной электронной торговли». Разработка нормативной базы для эксперимента по использованию СВХ и таможенных складов для нужд электронной торговли, проведенная Правительством России и ФТС, может рассматриваться как дальнейшее развитие концепции уполномоченного экономического оператора интернет-торговли, предложенной ЕАЭС. Выделение товаров, перемещающихся по каналам интернет-торговли в отдельную категорию, использование отдельной декларации электронной торговли и особого порядка соблюдения мер технического регулирования даст возможность не только ускорить прохождение импортных товаров к покупателям, но, главное, используя эти каналы увеличить поставки товаров российских производителей в рамках трансграничной торговли.

Список литературы

1. Беспошлинных порогов вообще быть не должно: интервью первого заместителя руководителя ФТС Руслана Давыдова сетевому изданию «Ведомости» 19 октября 2020 г. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2020/ 10/18/843654-besposhlinnih-porogov (дата обращения: 15.01.2021).

2. Данилин П. «БОНДиана» интернет-торговли. URL: https://www.gazeta.ru/ comments/2020/11/11_a_13356439.shtml (дата обращения: 15.01.2021).

3. Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике. URL: https://e-pepper.ru/news/kak-bondovye-sklady-mogut-pomoch-pokupatelyam-pro davtsam-i-ekonomike.html (дата обращения: 27.05.2021).

4. Маслова Ж. Н. Международные стандарты электронной коммерции и перспективы их реализации в таможенной службе Российской Федерации // Вестник российской таможенной академии. 2020. № 4. С. 48-54.

5. О проведении эксперимента по совершению таможенных операций c применением таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках трансграничной (внешней) электронной торговли, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект федерального закона от 19.03.2021. URL: https://regulation.gov.ru/projects/ List/AdvancedSearch#npa=114282 (дата обращения: 27.05.2021)

6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: https://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 25.07.2021).

7. Рынок интернет-торговли в России: итоги 2020 года // Ассоциация компаний интернет торговли. URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/2021/02/Аналитика-AKOT-2020.pdf (дата обращения: 27.01.2021).

8. Цыкунов И. В. Направления развития таможенного регулирования интернет-торговли // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела в условиях международной экономической интеграции: материалы международной научно-практической конференции. Минск: Белорусский государственный университет, 2019. С. 147-153.

9. E-commerce Report Global-2020 // eMarketer. URL: https://www.ecommerce foundation.org//free-reports (дата обращения: 18.02.2021).

10. WCO Framework of Standards on Cross Border E-Commerce / Cross-Border E-Commerce Framework of Standards. URL: http://www.wcoomd.org//media/wco/ public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ ecommerce/wco-frame work-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?la=en (дата обращения: 15.01.2021).

11. Resolution of the Policy Commission o the World Customs Organization on the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce - the WCO Luxor Resolution on Cross-Border E-Commerce. URL: https://www.ifcba.org/sites/default/files/ctd_files/ Final%20-%20Policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerceen.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

12. Steven Pope, Cezary Sowinski, Ives Taelman, Import value de minimis level in selected economies as cause of undervaluation of imported goods // World Customs Journal. Vol. 8. No. 2. September 2014. URL: http://worldcustomsjournal.org/Archives/ Volume%208%2C%20Number%202%20(Sep%202014)/09%20Pope%20et%20al.pdf (дата обращения: 10.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.