1
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие «Электронного правительства» в Казахстане
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2015.2.9
Кушеров Нуртас Солтанович, магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: nurtas55@ gmail.com
Аннотация. Процесс формирования электронного правительства в
Казахстане - сложный и многоаспектный процесс. С одной стороны, необходимо учитывать особенности его развития, с другой -немаловажным является его внутреннее и внешнее содержание, в рамках которых идет процесс его формирования. В статье центральное внимание сосредоточено на развитии электронного Правительства в Республике Казахстан, основными признаками которого становятся открытость, доступность, мобильность, низкая коррупционная составляющая, открывающая перед населением перспективы быстрого получения услуг и повышения эффективности власти. Автором изучена практика использования разных форм электронного правительства в Казахстане и показано влияние новых информационно - коммуникационных технологий на качество государственного управления. А также в анализе выявлено причины и последствия неэффективного внедрения электронного правительства в Республике Казахстан. Ключевые слова: электронное правительство, электронное управление, информационное общество, государственное управление, электронный документооборот, информационно-
коммуникационные технологии, государственные служащие, индекс e-участия граждан, эффективность власти, интернет-порталы.
Развитие электронного правительства сегодня выступает одним из важных условий функционирования современного государства. Такая потребность особенно обострилась на фоне очевидного кризиса развития государства как бюрократической машины, выражающейся в постоянном увеличении числа государственных служащих, растущих финансовых и временных издержках1.
В то же время известно, что любые управленческие решения, не
1 Стырин Е.М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития. - М., 2012.
находящие поддержку в среде их исполнителей, обречены на определенные сложности либо вообще претерпевают неудачу. В этих условиях вопросы восприятия, а именно - сопротивление и отторжение государственной службой политики по внедрению электронного правительства, приобретают особую актуальность.
Процесс формирования электронного правительства в Казахстане -явление сложное и многоаспектное. С одной стороны, необходимо учитывать особенности его развития, с другой - немаловажным является его внутреннее и внешнее содержание, в рамках которых идет процесс его формирования.
В развитии электронного правительства в Казахстане принято выделять 3 периода.
На первом этапе (2005-2007 гг.) развитие электронного правительства в большей степени заключалось в создании инфраструктуры: веб-портала и шлюза, электронного межведомственного документооборота, удостоверяющих центров, единой среды. Также в 2007 г в постоянную эксплуатацию введены государственные базы данных физических и юридических лиц, соединенные по всей стране в единые реестры.
Второй этап (2008-2010 гг.) был сосредоточен на развитии разнообразных сервисов, охватывающих все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования государственных органов, а также на проведении полномасштабного пересмотра административных процессов. На данном этапе были внедрены такие системы, как государственная база данных «е-лицензирование», платежный шлюз е-правительства, единая нотариальная система «е-нотариат», происходила выдача электронных цифровых подписей населению.
Третий этап (2010-2015 гг.) предполагает создание в Казахстане информационного общества, охватывающего все стороны государственной деятельности и предоставления услуг.
Помимо этого, формирование инфраструктуры электронного правительства осуществляется на основе двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных контурах1.
Во-первых, это внутренний контур, который предусматривает взаимоотношения «правительство - правительство» и включает информационные системы, обслуживающий межведомственные и административные процедуры. В рамках формирования внутреннего контура электронного правительства была создана единая система электронного документооборота государственных органов, Интернет-портал государственных органов и другие проекты.
Во-вторых, это внешний контур, который охватывает взаимоотношения «правительство - граждане», «правительство - организации» и обеспечивает взаимодействие государства с гражданами и организациями. Формирование
1 Мерекешова А., Жуманов Ж. Электронное правительство: шаги на пути к его формированию в Республике Казахстан. - 2013.
Право и современные государства
2015 / № 2
внешнего контура электронного правительства потребовало создание портала электронного правительства, портала местных исполнительных органов, колл-центра, базы данных «е-лицензирование», «Регистр недвижимости», «Юридические лица», «Физические лица», «Адресный регистр» и другие проекты.
Указанные меры, предпринимаемые на протяжении последних лет, должны были обеспечить прозрачность деятельности государственных служащих, повысить эффективность документооборота и качество государственных услуг, а в целом все это должно было привести к снижению уровня коррупции.
По данным ООН, Казахстан улучшил свои показатели по качеству связи граждан с государственными структурами и служащими. Таким образом, по индексу е-участия граждан Казахстана находится на втором месте, разделяя эту строку с Сингапуром1.
Особое внимание в отчете ООН уделено ведению руководителями государственных органов собственных Интернет-блогов (primeminister.govem-тепИс), что позволяет гражданам задавать вопросы, получать ответы.
Еще одной особенностью электронного правительства являются его возможности по содействию большей вовлеченности граждан в процесс принятия управленческих решений. Основные средства, с помощью которых такое взаимодействие происходит, - это парламентский веб-сайт, который должен облегчить взаимообмен информацией между депутатами и гражданами, предоставляя подробную информацию о законодательном процессе, усилить общественный контроль за ходом государственной политики и, следовательно, повысить ответственность избранных политиков перед своими избирателями2.
Проведенный анализ показывает, что в отличие от местных представительных органов (а у некоторых вовсе отсутствуют собственные веб-сайты) большего успеха в этой сфере достиг парламент Республики Казахстан (www.parlam.kz).
Вместе с тем, следует отметить, что принцип прозрачности в деятельности государственных служащих, во-первых, может отличаться неэффективностью и, во-вторых, встречать непреодолимое сопротивление, если оно направлено на противодействие коррупции.
Примером первому служат реализуемые в государстве конкурсы по государственным закупкам в электронном виде. Цели этих нововведений замыкаются на обеспечении прозрачности конкурсов и их объективности. Опрос, проведенный среди представителей бизнес-среды, показывает, что только 6% опрошенных признают эффективность электронной формы проведения конкурсов. Иначе говоря, даже в условиях электронного формата
1 United Nations (2012). E-Government Survey 2014.
2 Bhuiya S.H. (2010). E-government in Kazakhstan: Challenges and Its Role to Development. Public Organization Review, 10(1): 31-47.
конкурсов происходят злоупотребления, не достигается конечная цель.
Свидетельством второго могут послужить безрезультативные попытки сделать всеобщедоступными декларации о доходах государственных служащих, предоставляемых в налоговые органы, путем размещения их в Интернете.
Внутренний документооборот на государственной службе. Использование информационно-коммуникационных технологий в качестве средства повышения производительности труда имеет различные проявления. Одним из них является автоматизация и упрощение процедур в государственном учреждении. Это, прежде всего, уменьшает расходы на информационные издержки, повышает скорость средств связей, расширяет их охват Именно в этих целях в 2009 г в Казахстане межведомственный документооборот был переведен в электронную форму осуществления. Сама программа стала носить название Единая система электронного документооборота (ЕСЭДО)1.
По данным государственных органов, к 2014 году электронный документооборот в центральных ведомствах достиг 100%2.
Однако результаты проведенного исследования показывают, что электронный документооборот, как правило, носит формальный характер. На это обращают внимание более 87% опрошенных государственных служащих. Причиной этому явилось нежелание руководствующего состава служащих менять привычную (бумажную) форму работы, которая годами превратилась в своеобразные «чиновничью традицию, обряд». На практике сохранился бумажный документооборот, а электронный документооборот является лишь формальным дополнением.
Вследствие этого электронный документооборот начал восприниматься как ненужное бремя, мешающее работе. Категорически против электронного документооборота выступили 68% государственных служащих. Вместе с тем, 72% опрошенных полагают, что эффективность документооборота повысилась бы при ведении его в чистом виде. Следует отметить, что в опросе принимали участие административные государственные служащие, то есть исполнители.
Таким образом, можно сделать вывод, что сопротивление электронному документообороту оказывает руководящий состав государственных служащих.
Согласно индексу оценки уровня коррупции, составленному в 2011 г. «Transparency International», Казахстан занимает 120-ое место, тогда как в 2010 г находился на 105-м, в 2009 г. - на 120-м, в 2008 г - на 145-ом.
Ухудшение ситуации с коррупцией может быть связано с различными обстоятельствами. Однако такое положение явно указывает на то, что
1 Kimberly S. Motivations for Implementing E-Govemment: An Investigation of the Global Phenomenon. Conference (04, Month 1.2, 2004).
2 Единая система электронного документооборота государственных органов.
Право и современные государства
2015 / № 2
предпринимаемые на сегодняшний день действия государственной власти
в области внедрения электронного правительства для снижения коррупции
должного эффекта не дают.
Библиографический список:
1. Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. - М., 2011.
2. Дрожжинов В.И. Региональное электронное правительство: стратегия создания, архитектура, типовые решения. - М., 2013.
3. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии. - СПб, 2013.
4. Колин К.К. Информационная цивилизация. - М., 2011.
5. Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США. / Под ред. В.И. Дрожжинова. - М., 2012.
6. КуликА.Н. Электронная демократия для трансформирующего общества России: пределы возможного. //Технологии информационного общества - Интернет и современное общество. - СПб., 2012.
7. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент. - М., 2013.
8. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. -СПб., 2013.
9. Нейсбит Д. Мегатренды. - М., 2012.
10. Пономарев С.В. Осваиваем новые электронные публичные сервисы: простые советы гражданам, как ориентироваться в электронном государстве и не только. - Пермь, 2012.
11. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г