ББК 66.033.141
А. Х. Зарипов
Развитие регионального «электронного правительства» как элемента реформирования государственного управления в РФ (на примере Республики Татарстан)
A. Kh. Zaripov
Development of a Regional «E-government» as an Element of the Reformation of Government in Russian Federation (the Republic of Tatarstan)
Статья посвящена опыту построения информационного общества в Республике Татарстан с помощью внедрения регионального «электронного правительства». Представлены правовые основы «электронного правительства», рассматриваются препятствия на пути создания и преимущества реализации данного проекта в Республике Татарстан.
Ключевые слова: государственное управление, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, «электронное правительство».
В современном мире процесс развития информационного общества оказывает большое влияние на функционирование систем государственного управления, поэтому важную роль приобретают информационно-коммуникационные технологии, призванные повысить эффективность работы государственного аппарата и взаимодействия его с гражданами и различными учреждениями.
Кроме того, на первый план в современном мире выдвигается борьба с излишней бюрократизацией и коррупцией на государственной службе. Главную роль в этом контексте играет создание и последующее функционирование эффективно налаженного электронного правительства. При этом его главным достижением становится рост доверия общества к власти.
Электронное правительство — это прежде всего автоматизация работы с документами, с обращениями граждан, справками, лицензиями, другими формальными актами, которые легализуют их определенную деятельность. А также это возможность гражданина отслеживать судьбу своего запроса, жалобы, предложения, требования.
Электронное правительство — это формы и методы государственного управления и оказания услуг гражданам, предприятиям и другим органам власти посредством использования информационно-коммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг и межведомственной организации, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления.
The article is devoted to the experience of construction of an information-oriented society in the Republic of Tatarstan by means of introduction a regional «Е-government». In the article a legal basis of «Е-government» is presented and the barriers in a way of creation and advantage of realization of the given project in the Republic of Tatarstan are considered.
Key words: government, information-oriented society, information and communication technologies, «e-government».
Развитие электронного правительства является важным компонентом программ построения информационного общества. На государственном уровне в России проблема построения электронного правительства первоначально была поставлена в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».
В этой связи интересным для изучения развития электронного правительства становится опыт Республики Татарстан, поскольку Татарстан стал пионером в создании электронного правительства, являющегося на данный момент одним из самых эффективно действующих благодаря постоянному контролю над реализацией данного проекта и мощной нормативно-правовой базе в области информатизации.
Первоначально в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» в Республике Татарстан (РТ) были изданы указ президента республики №УП-186 от 07.03.2003 «Об основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи» и Закон № 3-ЗРТ от 13.01.2004 «Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан». Данный указ был издан в целях качественного и эффективного информационного обеспечения населения, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, а также создания условий для развития информатизации и связи как эффективного средства информационного обеспечения процессов социально-экономического развития РТ [1]. Главными целями
Развитие регионального «электронного правительства»..
указанного Закона были: регулирование правоотношений, возникающих при формировании и использовании в Республике Татарстан информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения, относящихся к собственности республики; создание условий для ее вхождения в глобальное информационное общество [2].
С 2005 г. Республика Татарстан стала площадкой для внедрения пилотного проекта «Электронное правительство». В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан в 2005 г. было принято решение о внедрении комплексного проекта «Электронное правительство РТ».
Цель его создания — повышение эффективности государственного управления в Татарстане.
«Электронное Правительство Республики Татарстан» было создано с целью повышения качества и удобства получения государственных услуг населением, его информированности о деятельности органов государственной власти, а также для организации более быстрого и эффективного межведомственного взаимодействия государственных органов разного уровня.
«Электронное правительство» представляет собой систему, имеющую в своей структуре внутренний и внешний контуры.
Внутренний контур «Электронного правительства» — закрытая система, предназначенная исключительно для использования внутри государственного аппарата и включающая в себя программно-аппаратный комплекс, хранилище данных [3, с. 10]. Все это обеспечивает эффективное межведомственное взаимодействие.
В рамках внутреннего контура действуют следующие системы: единая межведомственная система электронного документооборота, информационноаналитическая система правительства и его геоин-формационная система.
Межведомственная система электронного документооборота обеспечивает централизованное ведение делопроизводства всех министерств, включает систему удаленных рабочих мест руководителей.
Перечень используемых в межведомственном взаимодействии типов документов определяется в распоряжении Кабинета Министров Республики Татарстан № 1882-р от 22 октября 2008 г. «Об утверждении описания обозначений типов документов, используемых в единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан».
В феврале 2009 г. президентом Республики Татарстан подписан Указ №УП-52 «О единой межведомственной системе электронного документооборота в Республике Татарстан», предусматривающий полный переход на электронный документооборот в министерствах и ведомствах. Данный указ также подтверждается постановлением Кабинета Министров
РТ № 920 от 31 декабря 2009 г. «О единой межведомственной системе электронного документооборота органов государственной власти Республики Татарстан», который регулирует деятельность по созданию единого информационного пространства между органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями республики.
Информационно-аналитическая система органов государственной власти РТ обеспечивает эффективную поддержку принятия управленческих решений посредством обработки, мониторинга и анализа данных, предоставляющих информацию о социальноэкономическом развитии Республики Татарстан.
Геоинформационная система органов государственной власти Республики Татарстан представляет собой инструмент управления информацией, позволяющий на основе созданного единого геоинформацион-ного пространства объединить базы данных ведомств и органов управления различного уровня (федеральных, республиканских, муниципальных) в целостную систему совместного пользования. Все это позволило рационально планировать и принимать эффективные решения, в том числе и для принятия решений по оптимальному управлению отдельными территориями.
Повышения эффективности межведомственной работы также удалось добиться благодаря внедрению во всех муниципальных районах республики системы видеоконференцсвязи, упростившей проведение совещаний различного уровня.
Внешний контур «Электронного правительства» представляет собой систему, предоставляющую широкий спектр необходимой для населения информации о правительстве, государственных органах республики, нормативно-правовой базе, справочной информации, событиях в республике, а также возможность использования различного рода государственных услуг посредством электронного ресурса. Внешний контур является открытым и доступным для всех категорий пользователей и состоит из ряда открытых интернет-ресурсов [3, с. 11]. Данный контур также включает в себя несколько систем: портал правительства Республики Татарстан, порталы государственных услуг, портал муниципальных образований Республики Татарстан.
Портал правительства — это совокупность официальных веб-сайтов Кабинета Министров, министерств и ведомств Татарстана, предоставляющих гражданам и бизнес-сообществу всю необходимую информацию о деятельности правительства.
На портале государственных услуг гражданам и экономическим субъектам предоставляется множество информационных материалов, а также пошаговые инструкции по получению ряда государственных услуг.
В рамках портала муниципальных образований Республики Татарстан реализован уникальный ре-
сурс — сайты всех муниципальных районов, объединенных в единую систему. Сайт каждого муниципального района содержит общие сведения о районе, его муниципальных образованиях, информацию об органах управления, различные статистические данные, тексты важнейших нормативных документов, реализуемых планов и программ. Также на сайте можно ознакомиться с новостями соответствующего района и планом организационных мероприятий.
В системе «Электронное правительство Республики Татарстан» действует интернет-приемная, с помощью которой граждане и организации могут обращаться напрямую в соответствующее их вопросу компетентное ведомство. В свою очередь, ведомства имеют возможность оперативно принимать и рассматривать данные обращения, отвечать на них.
Вся сложность внедрения в республике системы «Электронного правительства» на начальном этапе предопределила определенные барьеры, мешающие ее эффективному развитию. Главными из них являлись: отсутствие кадров, различия в целях программы между федеральным центром и регионом, недоверие государственных служащих к новой системе, недостаточность финансирования, слабая осведомленность граждан о проектах «электронного правительства» в Республике Татарстан. Однако впоследствии в основном удалось решить перечисленные проблемы и получить высокие результаты от реализации данного проекта.
Проект «Электронное правительство Республики Татарстан» способствует оптимизации процессов предоставления государственных услуг гражданам республики за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Повысилась эффективность органов государственной власти в сфере выработки и принятия решений в области социально-экономического развития Республики Татарстан.
Все это позволило в значительной степени решить проблему излишней бюрократизации, коррупции, за-тянутости принимаемых решений, произвола государственных служащих, дало возможность исполнительной власти республики контролировать органы власти на местах посредством получения жалоб и обращений граждан. Кроме того, многие государствен-
ные услуги стали предоставляться непосредственно через электронную систему, что исключает необходимость стояния в очередях при получении этих услуг.
Вместе с тем существует проблема для граждан, которые не всегда имеют возможность выхода в Интернет или не обладают навыками по владению электронными ресурсами. Однако эти проблемы повсеместно решаются путем распространения электронных терминальных устройств, а также проведением бесплатных курсов и семинаров для граждан и курсов повышения квалификации для государственных служащих.
Говоря о совершенствовании «электронного правительства» как средства государственного управления, необходимо отметить ряд факторов, препятствующих эффективному развитию программ, направленных на построение «электронного правительства» Российской Федерации в целом.
Эти факторы сводятся к следующему. Во-первых, отсутствует единая стратегия взаимодействия федерального центра с регионами по предлагаемым проектам, в связи с чем на региональном уровне реализуются отдельные локальные проекты. Этому во многом способствовало и то, что в программе были задействованы не все регионы Российской Федерации, а неоднородное развитие ее субъектов еще более усугубило ситуацию взаимодействия как с федеральным центром, так и между собой. Недостаточно усилий предпринимается в создании единой электронной архитектуры государства.
Подводя итог, следует отметить, что опыт Республики Татарстан представляет особый интерес для его внедрения в других регионах Российской Федерации. Пример относительно независимо разработанной программы информатизации региона и достигнутые на этом пути успехи подтверждают эффективность выработки самостоятельной стратегии. Однако для повсеместного запуска программы «Электронное правительство» для ряда регионов необходимо выделение средств из федерального бюджета, что должно стать одной из основных задач для повышения качества государственного управления и эффективного реформирования системы государственного управления в целом.
Библиографический список
1. Об основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи : Указ Президента Республики Татарстан №УП-186 от 07.03.2003/Республика Татарстан, № 48 (24864), 08.03.2003 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
2. Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан : Закон Республики Татарстан № 3-ЗРТ от 13.01.2004/Республика Татарстан, № 11 (25087), 17.01.2004 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.
3. Стратегия развития электронного правительства РТ // Электронный Татарстан. — 2009. — № 2 (8).