Кудайкулова Х.Ш. Электронное правительство в республике Казахстан
Президентом Казахстана поставлена амбициозная задача вхождения республики в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Понятно, что эта задача немыслима без осуществления весомых шагов в сторону цифровой экономики и информационного общества, без формирования информационной инфраструктуры «электронного правительства». В 2004 г. была принята «Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы», разработанная в соответствии с Посланием Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!». Это один из первых серьезных шагов на пути развития высокотехнологичного государства.
В Республике Казахстан осуществляется серьезная работа по формированию информационного общества. Приняты и реализуются «Стратегия индустриально-инновационного неравенства до 2015 года», «Государственная программа формирования
«электронного правительства» на 2005-2007 годы», разработана «Программа снижения информационного неравенства на 2007-2009 годы».
О внедрении нового элемента в схеме взаимоотношений «гражданин-правительство» говорил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана 1 марта 2006 г.: «Специальный акцент хочу сделать на необходимости скорейшего внедрения системы «электронного правительства». Это повысит эффективность деятельности государственных органов, приведет к снижению коррупции и административных барьеров. Ускорить реализацию проекта электронного правительства. Для этого в этом году следует принять закон «О национальных реестрах идентификационных номеров» и внесение необходимых изменений и дополнении в Закон «Об информатизации». В практической реализации это выразится в том, что каждый гражданин станет обладателем универсального персонального кода, вместо множества требуемых сейчас РНН, СИК, № паспорта и т.д.» [1].
Суть электронного правительства заключается не в информационных технологиях, как таковых, а в удовлетворении потребностей граждан с учетом того, что сегодняшний мир очень широко использует эти технологии.
Создание «электронного правительства» в Казахстане имеет долгосрочную перспективу, и его реализация может быть осуществлена только в несколько этапов. Государственная программа по формированию «электронного правительства» в основном ориентирована на формирование базовой инфраструктуры е-правительства. Реализация концепции «электронного правительства» требует наличия, по крайней мере, следующих стартовых условий:
• соответствующего уровня компьютеризации государственных органов;
• определенного уровня развития рынка информационно-коммуникационных технологий в стране;
• наличия или присутствия профессионалов 1Т как у заказчиков в лице госорганов, так и у поставщиков товаров и услуг способных реализовать поставленные задачи;
• приемлемой нормативно-правовой базы;
• достаточного уровня финансирования;
• политической воли не только у главы государства, но и у всех участников этого процесса.
За реализацию этих базовых компонентов «электронного правительства», ответственен уполномоченный орган в сфере информатизации - Агентство РК по информатизации и связи. Реализация самих информационных систем, которые будут оказывать электронные услуги в интерактивном режиме, это прерогатива непосредственно государственных органов. Предусмотренный базовый перечень электронных услуг ориентирован на те госорганы, которые уже имеют некоторый уровень информатизации.
Отсюда ясно, что полномасштабный реинжиниринг административных процессов во всех госорганах - это задача последующих этапов строительства е-правительства, где должны развиться разнообразные сервисы, охватывающие все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования государственных органов. Поэтому в Программе нет таких терминов, как е-медицина, е-образование, е-культура, е-демократия и др.
В рамках создания «электронного правительства» осуществляется автоматизация деятельности государственных органов. Главным здесь является создание таких информационных систем госорганов, которые позволят предоставлять гражданину востребованные и достаточно актуальные для его повседневной жизни и работы электронные сервисы. И в этом заложена основная идея «электронного правительства» в Казахстане - это «обеспечение граждан быстрым и качественным доступом к электронным услугам государственных органов».
При разработке данной Программы был изучен опыт стран, в которых достигнуты значительные успехи в развитии технологий е-правительства: Корея, Сингапур, Эстония и другие. С учетом мирового опыта внедрение «электронного правительства» в Республике Казахстан осуществляется в четыре этапа.
Первый этап - информационный (2005-2006 гг.). Его реализация уже завершена: введен в действие веб-портал - www.e.gov.kz, 95% всех государственных органов имеют собственные веб-сайты. Ведется работа по созданию системообразующих баз данных, завершается реализация пилотного проекта по созданию единой транспортной среды госорганов в Астане. Создание ядра инфраструктуры «электронного правительства» в 2006 г. практически завершено.
Второй этап - интерактивный (2006-2007 гг.) - связан с началом реализации интеграционного периода в 2006 г. с запуска пилотных проектов по е-лицензированию, автоматизации деятельности Центра обслуживания населения и трех е-акиматов. В 2007 г. будет запущен Национальный удостоверяющий центр, осуществлено тиражирование системы е-лицензирования в 8 госорганах-лицензиярах, е-акиматов на семи акиматах, запущены системы е-таможня, е-налоги, е-статистика, е-госзакупки.
Третий этап - транзакционный (2007-2008 гг.) - предполагает создание платежного шлюза. С его помощью граждане смогут проводить самостоятельное открытие электронного счета, зачисление денежных средств из обслуживающих банков и осуществлять взаиморасчеты с бюджетом в режиме он-лайн. На этом этапе будут введены электронные паспорта граждан. Эта акция станет завершающим итогом создания Национальной идентификационной системы.
Четвертый этап (2010 г. и далее) - формирование информационного общества, при котором электронные услуги будут преобладать над бумажными и охватывать весь жизненный цикл человека.
На основании экспертных оценок для внедрения «электронного правительства» в Казахстане по планируемым мероприятиям и расчетам по реализуемым информационным системам в государственном секторе общий объем финансовых ресурсов составит:
• из средств республиканского бюджета - 51,9 млрд. тенге (включая затраты на создание единой транспортной среды государственных органов в объеме 11,9 млрд. тенге), в том числе на 2005 г. - 4,5 млрд. тенге, на 2006 г. - 25,3 млрд. тенге, на 2007 г. - 22,1 млрд. тенге;
• из средств местных бюджетов - 150,0 млн. тенге в год;
• а также частные инвестиции, гранты международных и отечественных финансовых организаций.
Но для реализации «электронного правительства», недостаточно лишь разработать программу его внедрения. Нужно также готовить людей, которые, владея компьютерной грамотностью и имея доступ к ИКТ, смогут взаимодействовать с «электронным правительством» в любой географической точке страны.
Первая ступень в формировании информационного общества - это снижение информационного неравенства. Для реализации этой задачи, Агентством РК по информатизации и связи разработана «Программа снижения информационного неравенства на 2007-2009 годы». Программа направлена на решение задач по снижению информационного неравенства, характеризующегося разным уровнем компьютерной грамотности населения и неравными возможностями доступа к современным коммуникационным технологиям.
В качестве основных действенных рычагов влияния на снижение информационного неравенства будет использовано:
• введение многоуровневой «Национальной 1Т-сертификации»;
• введение обязательности наличия национального 1Т-сертификата при приеме на государственную службу;
• введение тестирования 100% выпускников учебных заведений по информатике;
• введение предмета информатики в курсы повышения квалификации работников бюджетной сферы.
На пути к снижению информационного неравенства нужно сделать три важных шага. Первый - обучение населения. Второй - понижение тарифов на Интернет. Третий -обеспечение доступа граждан к Интернет-ресурсам.
С 1 сентября 2006 г. на 25% уменьшился тариф на услуги Интернета. Но для доступа к новым государственным интерактивным услугам людям потребуется электронная идентификационная карта (е-ГО), которая должна появиться в скором времени в рамках программы создания национальной идентификационной системы (далее НИС). С такой картой гражданин сможет зайти на портал э-правительства и получить любые справки в электронном виде, избежав утомительного стояния в очередях.
Практически 95% госорганов имеют собственные веб-сайты и предоставляют информацию населению, что говорит о том, что интернет-инфраструктура уже сформирована. Имеются сайты 32 из 34 госорганов. В настоящее время уже сформирована законодательная база. В Казахстане доля активных пользователей Интернета с начала года выросла с 2,7% до 4%. Этот показатель необходимо увеличить до 20%.
С целью предоставления равных возможностей доступа к инфокоммуникационным средствам и информационным ресурсам гражданам Казахстана планируется создание сети пунктов общественного доступа, которая позволит воспользоваться электронными услугами. В 2006 г. будет установлено 460 пунктов, 2007 г. - 726 инфокиосков. Итого будет установлено 2000 пунктов общественного доступа.
Совместно с Центральной избирательной комиссией данный вопрос рассмотрен и была достигнута договоренность о том, что ЦИК передает 1200 компьютеров, высвобожденных после выборов, в АО «НИТ». Распределяются они по регионам и на базе региональных центров АО «НИТ» организовываются курсы повышения компьютерной грамотности.
Необходимо дать людям возможность приобретать доступную компьютерную технику. Для этого, Министерством индустрии и торговли совместно с Агентством АО «Национальный инновационный фонд», АО «Национальные информационные технологии» решено начать производство доступной компьютерной техники на базе Парка информационных технологий.
И для того, чтобы люди смогли пользоваться предоставляемыми «электронным правительством» услугами необходимо уже сейчас проработать вопросы повышения компьютерной грамотности населения. С учетом существующего сегодня уровня компьютерной грамотности 5%, после реализации программы уровень компьютерной грамотности в Казахстане поднимется до 20%
Вместе с тем, на основе проведенного Агентством анализа имеется ряд проблем включающих: недостаточно актуальное и востребованное информационное содержание вебсайтов госорганов. На многих ресурсах дизайн не обновлялся в течение уже нескольких лет, у более чем 40% официальных Интернет-ресурсов госорганов отсутствует режим ежедневного обновления информации о текущей деятельности.
Интернет-ресурсы отдельных ведомств имеют устаревшую структуру, затрудняющую оперативный доступ граждан к необходимой информации, не развиты ресурсы, информирующие о порядке работы госоргана и рассмотрении обращений граждан.
В настоящее время функции обеспечения информационной безопасности разрабатываются по модели Кореи. По этой модели определение функций обеспечения информационной безопасности между госорганами, организуется путем создания специализированного госоргана, ответственного за реализацию госполитики в сфере информационной безопасности.
Рассмотрим вопросы, касающиеся ядра инфраструктуры «электронного правительства» РК - создание государственных баз данных. По проекту «Физические лица» была завершена работа по автоматизации деятельности всех 260 отделов ЗАГС с обеспечением их техникой.
В 2006 г. автоматизирована деятельность 243 паспортных столов, проводится проводится работа по интеграции с веб-порталом «электронного правительства», и другими госбазами данных, а также информационными системами министерств внутренних дел, образования и науки, чрезвычайных ситуаций.
База данных «Юридические лица» запущена в опытную эксплуатацию в Налоговом комитете, Агентстве по статистике, Комитете регистрационной службы. В течение 2006 г. будет проведена работа по взаимодействию с ведомственными системами и госбазами данных, а также веб-порталом «электронного правительства».
Проект «Адресный регистр» также был внедрен в опытную эксплуатацию в акиматах таких городов как Алматы, Астана, Павлодар, Усть-Каменогорск, Кокшетау. В течение 2006 г. планируется отработать взаимодействие с ведомственными системами и госбазами данных, веб-порталом, а также осуществить внедрение дополнительно в 6 областных и 91 районном центре.
На 2006 г. по проекту «Регистр недвижимости» запланировано, также обеспечение взаимодействия с Налоговым комитетом для актуализации состава сведений, фактически требуемых для наполнения ИС «Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения» и отработка интеграции с информационными системами Агентства по управлению земельными ресурсами, Агентством по статистике, акиматами, а также компонентами е-правительства.
Завершение информационного этапа ассоциируется с введением портала электронного правительства, как единого окна, через которое будет доступна информация веб-сайтов и электронные услуги. 12 апреля 2006 г. состоялся запуск веб-портала «электронного правительства» в Интернете - www.e.gov.kz. Веб-портал «электронного правительства»
является практическим механизмом реализации концепции предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».
В настоящее время реализовано более 900 информационных услуг, охватывающих деятельность министерства образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национальный банк. До конца текущего года планируется реализовать на портале информационные услуги всех государственных органов и завершить информационный этап формирования «электронного правительства».
В основу дизайна и структуры веб-портала положена идея «электронного правительства», которая заключается в сервисном подходе к обслуживанию граждан.
Информационные услуги сгруппированы на веб-портале в соответствии с основными жизненными циклами человека: детство, учеба, юность, семья, работа, старость, и бизнес-циклами предприятия: планирование, открытие, ликвидация. Построение структуры
предоставления электронных услуг вокруг жизненных циклов человека и бизнеса, направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимой информационной услуги.
Помимо информационных услуг на портале реализован ряд сервисов: «Электронная почта», «Сервис контактов», «Сервис календарного планирования», «Сервис подписки».
Веб-портал поддерживает три языка (казахский, русский, английский). На веб-портала «электронного правительства» реализован новостной блок, наполнение которого будет осуществляться оперативно по мере выхода новостей на веб-сайте АО «Казинформ».
Если портал «электронного правительства», является лицом внешнего контура, то основным достижением внутреннего контура 020 «правительство для правительства» -будет перевод на электронное взаимодействие между госслужащими [12].
Следующий этап - интерактивный. Начало этого этапа мы предполагаем уже в этом году внедрением первых интерактивных услуг, которые позволят получать различные справки через взаимодействие с центрами по обслуживанию населения, через Интернет. Это облегчит жизнь каждого казахстанца.
Казахстан перенимает опыт по развитию «электронного правительства» за рубежом, в частности, у Южной Кореи, поскольку эта страна сегодня входит в пятерку самых развитых стран мира по развитию «электронного правительства». Южная Корея является первой по развитию широкополосного Интернета. Мы хотим изучить и понять корейский опыт по развитию «электронного правительства», важно посмотреть, каким образом были достигнуты эти показатели.
Задачей Казахстана на современном этапе является концентрация усилий для перехода к информационному обществу через 1Т. Опыт Кореи даст нам возможность определить ориентиры, приоритеты, которые позволят проработать все необходимые задачи по построению в целом системы электронного управления.
Электронный документооборот - это первый опыт по внедрению е-управления. До конца 2006 г. е-документооборот с применением цифровой подписи будет внедрен в 54 госорганах и их структурных подразделениях. Следующей инициативой АИС РК по развитию е-документооборота является его интеграция с веб-порталом «электронного правительства» для приема обращений граждан и повышения скорости реагирования госорганов на их обращения.
Таким образом, внедрение е-документооборота позволит открыть оперативный доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений государственными
органами, а также сократить почтовые расходы по пересылке и время доставки документов адресату.
Для того, чтобы реализовать услуги е-акимата, планируется в этом году реализовать два пилотных проекта в акиматах ВКО и г. Алматы. Здесь необходима активность самого руководства акиматов, необходимо подготовиться организационно, решить вопрос создания ИТ-служб.
Основой для оказания наиболее востребованных услуг должны стать такие системы, как электронные госзакупки, электронные таможня и налогообложение, а также электронная выдача лицензий и услуги е-акиматов. Министерством финансов уже проводится работа в данном направлении, с Министерством юстиции ведутся работы над электронной регистрацией граждан и бизнеса.
Данные системы будут состыковываться с порталом посредством шлюза, который и будет являться тем программным обеспечением, которое на самом деле позволит реализовать идею оказания услуг госорганов по принципу «одного окна».
С другой стороны к порталу будут подключены информационные услуги из веб-сайтов госорганов. А доступ к этим услугам через портал, люди смогут получать как из дома со своего компьютера, так и через пункты общественного доступа и центры обслуживания населения.
С 2006 г., после прохождения обучения, присоединены к опытной эксплуатации межведомственного обмена электронными документами между собой Министерство юстиции РК, Министерство транспорта и коммуникаций РК, Министерство индустрии и торговли РК, Министерство труда и социальной защиты населения РК, Министерство образования, науки РК и Агентством РК по информатизации и связи и Счетный комитет.
С целью интеграции ведомственных информационных систем, в 2007 г. будут проведены работы по предоставление интерактивных услуг населению: прием заявлений, выдача по принципу «одного окна» различных документов (паспорта, удостоверения личности, вид на жительство иностранного гражданина и удостоверение лица без гражданства); актов гражданского состояния; свидетельства налогоплательщика (РНН физического или юридического лица); документов о праве на землю (акт на право собственности на земельный участок); свидетельства о государственной регистрации юридического лица; прием обращений граждан, а также лицензирование предпринимательской деятельности в области телекоммуникации и выдача разрешений на радиочастотный спектр.
Обязательным условием перехода на более качественно новый этап развития страны в условиях информационного века является создание и развитие качественной и всеобъемлющей инфраструктуры е-правительства для внедрения 1Т в повседневную жизнь страны, построение информационного общества и развитие экономики страны путем использования 1Т во всех секторах. Здесь особую значимость приобретает развитие е-индустрии. И именно в этих целях в Казахстане создана свободная экономическая зона -Парк информационных технологий (далее ПИТ) - АЫаи 1Т Ску. Согласно концепции развития, Парк АЫаи 1Т Су состоит из четырех дополняющих друг друга кластеров: это производственный кластер, образовательный кластер, жилой кластер и коммерческий кластер, состоящий из офисов компаний, юридических компаний, бухгалтерских фирм, РЯ-агентств, венчурных компаний и др. структур.
Он призван сыграть важную роль в развитии «электронного правительства» и снижении информационного неравенства в Республике Казахстан. Деятельность Парка национального уровня, оснащенного инфраструктурой, соответствующей мировым стандартам, нацелена на создание, укрепление и развитие 1Т-индустрии Республики Казахстан.
Функционирование Парка станет катализатором реализации Программы формирования «электронного правительства» в нашей стране, тем самым, приближая Казахстан к важнейшей цели - войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Работа Парка поможет более успешно претворить в жизнь поставленные задачи по обеспечению доступа граждан Республики Казахстан к Интернету, достижению компьютерной грамотности у 20% населения нашей страны.
В частности, деятельность и знания местных конкурентоспособных ИТ-кадров, подготовкой которых будут заниматься на базе ПИТа, в дальнейшем будут способствовать скорейшей реализации Государственной программы формирования «электронного правительства».
Обучение и повышение квалификации местных ИКТ-специалистов в соответствии с международными стандартами приведет к увеличению числа отечественных профессионалов в области ИТ-индустрии, позволив тем самым не прибегать к помощи зарубежных специалистов. Специальная экономическая зона «Парк информационных технологий» станет стартовой площадкой для такого важного процесса как удешевление техники путем создания и сборки «народного» компьютера. Производство недорогих комплектующих позволит большему числу людей приобретать технику, что также поможет реализации программы снижения информационного неравенства.
Третьим этапом, который начнется в 2008 г. станет оказание транзакционных электронных услуг госорганов. Для этого, необходимо сконцентрироваться на решении нормативно-правового обеспечения проведения электронных платежей, на создании платежного шлюза.
Так, планируется, что к 2007 г. количество школ, подключенных к Интернету, составит 100%, а уровень образования пользователей в сфере информационно-коммуникационных технологий повысится на 26,5% от числа совершеннолетнего населения Казахстана по сравнению с 2004 г.
Реализация инициатив Казахстана по снижению информационного неравенства, внедрению е-образования позволит сформировать е-общество или общество основанное на знаниях. В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития гражданского общества и е-демократии в Казахстане. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия. Это позволит перейти к динамичной, конкурентоспособной и наукоемкой экономике, развивать информационное общество, построенное на принципах демократии, создать научное, экономическое и культурное пространство при поддержке ИТ, стимулировать создание и распространение качественного наполнения казахстанской сети Интернет, а также преодолеть «цифровое и информационное неравенство» за счет предоставления равных возможностей доступа к новым средствам инфокоммуникации.
Список литературы:
1. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. 1 марта 2006 г.
2. «Государственная программа формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы». Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 г. № 1471.
3. План мероприятий по реализации «Государственной программы формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы». Постановления Правительства Республики Казахстан от 8 декабря 2004 г. № 1286.
4. Закон Республики Казахстан «Об информатизации». 8 мая 2003 г. № 412.
5. «Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 20072009 годы». Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 г. № 995.
6. Холмс Д. е-Ооу. Стратегии электронного бизнеса для государства. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
7. Андронова О., Николаев А. Электронное правительство в Европе и мире -http://www.ci.ru/inform22 01/р 06oo.htm (1.12.2006 г.).
8. www.microsoft.com.rus/government/ (1.12.2006 г.).
9. http://www.egovernment.ru/ (1.12.2006 г.).
10. Интернет сайт АО «Национальные информационные технологии» - www.nit.kz. (10.12.2006 г.).
11. Интернет сайт Агентства РК по информатизации и связи - www.aic.gov.kz. (10.12.2006 г.).
12. Интернет портал электронного правительства Республики Казахстан - www.e.gov.kz. (10.12.2006 г.).