Научная статья на тему 'Э-правительство Республики Таджикистан как эффективная технология оказания государственных услуг: состояние и перспективы'

Э-правительство Республики Таджикистан как эффективная технология оказания государственных услуг: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1187
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
э-правительство / Таджикистан / информационные технологии / государственное управление / государственные услуги / e-government / Tajikistan / information technologies / public administration / public services

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ниёзов Ансор Сохибович, Шамсов Илёсджон Сафарович

Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, получившее название «электронного правительства», определяет новый способ взаимодействия компонентов власти и гражданского общества. Сформулированы основные цели внедрения э-правительства: обеспечение свободы доступа граждан к достоверной государственной информации, взаимодействия государства, гражданина и бизнеса, обеспечение прозрачности и демократичности государственного управления. Обобщен опыт других стран по созданию э-правительства. Утверждается, что успешные модели э-правительства выступают инструментом ускорения политикоадминистративных реформ, способствуют эффективному управлению государственными ресурсами, улучшению качества государственных услуг, укреплению доверия граждан к власти. Электронные государственные услуги способствуют сопротивлению коррупции, искоренению бюрократии государственного аппарата. Анализ состояния э-правительства Республики Таджикистан раскрывает нереализованный его потенциал в сфере оказания государственных услуг. Определены основные задачи, решение которых будет способствовать полноценному внедрению э-правительства, что позволит республике войти в мировое информационное сообщество на принципах равноправного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR STATE SERVICES: STATE AND PROSPECTS

Large-scale introduction of information and communication technologies in public administration, called "e-government", defines a new way of interacting components of government and civil society. The basic purposes of the introduction of e-government are stated; they are to ensure freedom of access of citizens to reliable public information, cooperation between the state, citizens and businesses, to ensure transparency and democratic governance. The experience of other countries on the creation of e-government is generalized. It is alleged that the successful model of e-government is an instrument of acceleration of political and administrative reforms, contribute to the effective management of public resources, improving the quality of public services and strengthen public confidence in the authorities. Electronic public services contribute to the resistance of corruption and eradicate the bureaucracy of the state apparatus. The analysis of the status of e-government of the Republic of Tajikistan opens its untapped potential in the provision of public services. The main problem, the solution of which will contribute to full implementation of e-government that will allow the country to enter the global information community on the principles of equal partnership.

Текст научной работы на тему «Э-правительство Республики Таджикистан как эффективная технология оказания государственных услуг: состояние и перспективы»

УДК 352.075.7:61 (571.3)

А. С. Ниёзов, И. C. Шамсов

Э-ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, получившее название «электронного правительства», определяет новый способ взаимодействия компонентов власти и гражданского общества. Сформулированы основные цели внедрения э-правительства: обеспечение свободы доступа граждан к достоверной государственной информации, взаимодействия государства, гражданина и бизнеса, обеспечение прозрачности и демократичности государственного управления. Обобщен опыт других стран по созданию э-правительства. Утверждается, что успешные модели э-правительства выступают инструментом ускорения политико-административных реформ, способствуют эффективному управлению государственными ресурсами, улучшению качества государственных услуг, укреплению доверия граждан к власти. Электронные государственные услуги способствуют сопротивлению коррупции, искоренению бюрократии государственного аппарата. Анализ состояния э-правительства Республики Таджикистан раскрывает нереализованный его потенциал в сфере оказания государственных услуг. Определены основные задачи, решение которых будет способствовать полноценному внедрению э-правительства, что позволит республике войти в мировое информационное сообщество на принципах равноправного партнерства.

Ключевые слова: э-правительство, Таджикистан, информационные технологии, государственное управление, государственные услуги.

Состояние проблемы

В государственном управлении конец XX - начало XXI в. знаменовалось широкомасштабным внедрением информационно-коммуникационных технологий [1-3], получившим особое название - э-правительство (e-government, Internet government, digital government, online government, connected government, governance, e-management и др.). Первые его применения в практике исполнительной власти в США дали положительные результаты [2], после чего э-правительство стало массово внедряться в других странах [1, 3-6 ].

В настоящее время отсутствует единое унифицированное понятие э-правительства, поэтому существует множество определений. При всем разнообразии все они практически едины в том, что э-правительство не является дополнением или аналогом известного, традиционного правительства. Оно только определяет новый способ взаимодействия компонентов власти и гражданского общества на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг [7-9].

Исследователи в целом едины в том, что э-правительство - оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, органам государственной власти путем регламентного применения информационно-коммуникационных технологий [3, 6, 7]. Другими словами, э-правительство - это повышение эффективности государственного управления на основе прозрачного и доступного взаимодействия между его элементами (ветвями): правительством (G), гражданами (C) и коммерцией (B) (рис.).

Взаимодействие элементов государственного управления

Как видно из рисунка, взаимодействие может осуществляться как между элементами, так и внутриэлементно. Варианты взаимодействия приведены в таблице.

Матрица субсистемного взаимодействия в электронном правительстве*

Элемент G В С

G Автоматизированные системы сотрудничества в органах правопорядка и др. Информационно-справочные услуги Информационные веб-сайты органов государственной власти, системы электронных закупок. Специализированные электронные площадки по выдаче разрешительных документов Информационные сервисы для массового обслуживания. Информационные сервисы государственных образовательных учреждений

B Системы электронных госзакупок. Выполнение государственных заказов. Предоставление налоговой, статистической, таможенной и др. отчетности Франчайзинг. Оказание рекламных услуг. Взаимодействие по оптовым поставкам товаров Прямые продажи. Интернет-магазин. Продажа товаров и услуг в социальных сетях

C Уплата налогов, сборов, штрафов. Участие в опросах общественного мнения. Представление заявок, жалоб и др. обращений граждан Частные услуги. Участие в опросах и др. рекламных акциях. Участие в партнерских и спонсорских программах Интернет-биржи. Интернет-аукционы. Интернет-торги

"Составлено по [5].

Постановка задачи

В «Концепциии формирования электронного правительства в Республике Таджикистан» э-правительство определяется как «новая форма организации деятельности исполнительных органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями общественных услуг и информации о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти» [10].

Некоторые исследователи полагают, что э-правительство есть простое электронное общение власти с общественностью [8]. Такое понятие рассматривается нами как обывательское и грубо упрощенное. По нашему мнению, э-правительство есть реализация государством исполнительной власти посредством информационно-коммуникационных технологий с целью обеспечения:

- свободы доступа граждан к достоверной государственной информации;

- взаимодействия государства, гражданина и бизнеса;

- прозрачности и демократичности государственного управления [11].

Эти качества являются атрибутами э-правительства, без которых оно будет простым электронным общением.

Организация Объединенных Наций на основе веб-сайт оценки (Readiness Index) приводит 50 первых позиций (званий) государств по индексу электронной готовности правительств. Из бывших советских республик только Эстония, Литва и Казахстан входят в первые 50 стран рейтинга.

Внедрение э-правительства в любом государстве обычно встречает множество проблем и препятствий [12]. В процессе «электронизации» правительства часто бывает и так: «...принципы оказались несовместимы с фундаментальными интересами правящей бюрократии» [13, с. 253].

Современное состояние информационного общества Таджикистана выражает готовность к обоюдному взаимодействию государственного аппарата, гражданского общества и бизнеса; для общества э-правительство востребовано.

Опыт внедрения электронного правительства в Республике Таджикистан

Анализ опыта э-правительства в бывших советских республиках показывает, что в этой области нет стандартных, унифицированных процедур [14-16]. Создание э-правительства, как правило, связано с трудоемкими и капиталоемкими технологическими и организационными процедурами, ему предшествует огромная аналитическая работа. Так, в России на стадии изучения платформы для внедрения э-правительства выявилось, что из 5 634 функций государственного управления 1 468 являются избыточными, 263 - дублирующими, а 868 - требующими изменения [17].

В Российской Федерации системы э-правительства были внедрены и апробированы в двух субъектах: Республике Татарстан и Свердловской области. Но нововведения не оправдали ожиданий, чем вызвали недовольство высшего руководства РФ, назвавшего российское э-правительство «химерой» [18].

Более успешная, чем российская, казахстанская модель э-правительства, разработанная компанией «Национальные информационные технологии», была запущена в 2006 г. [19]. В настоящий момент оно оказывает около 100 государственных услуг, в его рамках проводится аттестация госслужащих республики. Казахстанская модель, по сравнению с эстонской и российской, имеет ряд особенностей, которые приемлемы в практике э-правительства Таджикистана (в частности, регламентация и процедура государственных услуг).

Информационно-коммуникационные технологии, задействованные в электронном правительстве, весьма обширны и разнообразны: телефон, факс, PDA, SMS, MMS, беспроводные сети и услуги, Bluetooth, видеонаблюдение, системы слежения, RFID, биометрическая идентификация, управление дорожным движением (примером может служить проект «Безопасный город»), э-удостоверение, смарт-карта, электронная почта, онлайн чат, мгновенный обмен сообщениями и др. [20, 21].

Наряду со сторонниками э-правительства есть немало скептиков и даже его противников. Некоторые наивно полагают, что внедрение э-правительства является панацеей от всех проблем во взаимоотношениях общества и государства. При этом следует отметить, что обычные функции исполнительной власти в э-правительстве не меняются, а всего лишь выполняются другими способами. Скептики полагают, что власть в э-правительстве может оказаться в руках малочисленного on-line сообщества, а off-line сообщество окажется в полной зависимости от него. Но опасения, что все граждане окажутся «под колпаком», а информационные технологии станут новым инструментом тоталитаризма, не имеют под собой серьезных оснований [13, 22]. Подобный скептицизм и необоснованные опасения в реалиях XXI в. - глобализации и информационного общества - являются наивными и не могут препятствовать массовой информатизации, в том числе развитию э-правительства.

Таким образом, в XXI в., когда информация реально стала предметом, а информационно-коммуникационные технологии - средством производства, меняя при этом социально-экономическую сущность современного общества, широкое их применение стало необратимой тенденцией мирового развития, а э-правительство - управленческой инновацией нового века [16, 17].

В целях повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления принципиально важно развивать взаимоотношения государства и граждан (G2C) путем массового внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, особенно принципа «Единого окна». В «Едином окне» движение документа, как ожидается, произойдет без участия гражданина, обратившегося в государственные органы.

Для полноценного функционирования э-правительства необходимы общенациональные стандарты взаимодействия его элементов (ветвей), без которых трудно представить развитие э-правительства. В государствах, имеющих большой опыт в этой области, например, в Англии, такой стандарт существует в виде шлюза государственных служб Великобритании [23], позволяющего автоматизировать обмен данными (т. е. документооборот). А взаимодействия G2G (между ведомствами разных государств) стандартизируются такими форматами, как UN ECE (United Nations Economic Commission for Europe) [24], особенно остро востребованные, например, таможенными службами различных государств.

Для э-правительства большие возможности открывают и перспективы третьего поколения средств взаимодействия - Government Gateways. В будущем эксперты считают эффективным переход правительственных автоматизированных систем управления на открытые интерфейсы на базе проекта data.gov, при котором ИКТ-инфраструктура1 заменяется внешней.

Э-правительство имеет все шансы на массовое внедрение в будущем. С развитием социальных сетей web 2.0 расширятся возможности коммуникации и появятся новые формы взаимодействия между тремя ветвями э-правительства - правительством, бизнесом и гражданами. Э-правительство как набор практических инструментов улучшения качества управления, несомненно, станет катализатором преобразования государственного сектора.

Очевидно, что э-правительство может выступать одним из эффективных инструментов ускорения политико-административных реформ. Внедрение э-правительства будет способствовать эффективному управлению государственными ресурсами, улучшению качества государственных ус-

1 ИКТ-инфраструктура - совокупность телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники, информационных систем, средств коммуникации, организационных структур, обеспечивающих их эффективное функционирование.

луг, укреплению доверия граждан к власти. Актуальность внедрения э-правительства особенно подчеркивалась в Послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли страны [25]. Однако прошедшие четыре года показали, что лицензирование более 30 % видов деятельности, государственные закупки, статистическая отчетность в республике так и не перешли на электронный формат и не стали полноценными элементами э-правительства.

В формате G2C э-правительства Таджикистана особенно эффективным может быть создание информационной системы поддержки образовательных процессов - дистантного (дистанционного) обучения. Взаимодействие G2C должно способствовать использованию Интернета для получения образовательных услуг, при котором доступ к учебным (образовательным) ресурсам представится через национальную сеть обучения. Такая сеть будет центральным элементом национальной системы интернет-обучения, включающей широкую программу для развития средств доступа в учебных заведениях, университетах, на рабочих местах, дома и в местах общего доступа.

Практика внедрения э-правительства в республике показывает, что разобщенность программ и ведомств, отвественных за различные сферы информатизации, заметно снижает ее эффективность. Например, масштабная государственная программа компьютеризации школ охватила практически все школы страны, была выполнена почти на 100 % и могла бы сыграть важную роль в повышении уровня оказания образовательных услуг не только школьников, но и (при полномасштабном и реальном вовлечении гражданского общества) других слоев населения. Однако компьютеризация изначально была нацелена на организацию компьютерных классов по дисциплине «Информационные технологии», а при таком подходе, безусловно, экономическая эффективность программы уменьшилась.

Опасения скептиков, что э-правительство в условиях социального государства, к которому стремится Таджикистан, станет инструментом тоталитаризма, когда государство превращается в «сервисную структуру» для общества, исключается из-за неэффективности тотальной слежки.

Заключение

Обобщение мирового опыта создания э-правительства позволяет сделать вывод об определенной степени его универсальности и возможности применения в Таджикистане, где имеются необходимые условия и потенциал для полноценного функционирования э-правительства: достаточная нормативно-правовая база [26-29], долгосрочная (2011-2030 гг.) «Концепция формирования электронного правительства в Республике Таджикистан» [10]. Таджикистан подписал Протокол Окинавской хартии глобального информационного общества о проблеме информационного неравенства [30], следует его принципам, систематически улучшает свои позиции в Readiness Index ООН. Имеющийся в области внедрения э-правительства опыт также способствует этому. Так, в Таджикистане еще в 2003 г., впервые в Центральной Азии, было создано э-правительство на местном уровне - два «электронных джамоата1» (в районе Рудаки и Гис-сарском районе), положительно оцененных гражданским обществом [11].

С развитием э-правительства Таджикистан войдет в мировое информационное сообщество как равноправный партнер. Однако внедрение э-правительства, вопреки прямым указаниям Президента Республики Таджикистан в Послании парламенту страны [25], идет недопустимо медленно. Главное препятствие внедрения э-правительства в республике имеет нормативно-организационный характер и заключается в отсутствии полноформатного электронного документооборота и регламента электронных государственных услуг. Внедрение э-правительства сдерживается также из-за сильного бюрократизма в органах государственной власти, на искоренение которого и направлено создание э-правительства [31].

Полноценное внедрение э-правительства в Таджикистане возможно при выполнении следующих требований:

- разработка и внедрение систем электронного документооборота и стандартов государственных услуг (в том числе электронных);

- массовая раздача электронно-цифровых подписей физическим и юридическим лицам и гарантирование государством их защищенности;

- обеспечение безопасности информационных систем и конфиденциальности информации.

1 Джамоат - местный орган самоуправления в Таджикистане

Наиболее действенным механизмом широкого внедрения э-правительства в республике, на наш взгляд, может служить расширение полномочий Совета по информационно-коммуникационным технологиям при Президенте Республики Таджикистан, сформированного в 2011 г. Опыт Южной Кореи показывает, что Совет по ИКТ имеет ключевую роль в формировании э-правительства [6, 11, 31].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Пе e-Government Imperative: Main Findings. OECD, 2003. 23 р.

2. Кристальный Б. В., Травкин Ю. В., Дрожжинов В. И. «Электронное правительство». Опыт США. М.: Эко-Трендз, 2003. 224 с.

3. Ирхин Ю. В. «Электронное государство»: теоретические, методологические и экспертно-прикладные аспекты исследования // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. науч. ст.; под общ. ред. О. Ф. Шаброва. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 121-133.

4. Павроз А. В. «Электронное правительство» и современные административные реформы // Политическая наука. 2008. № 2. С. 173-191.

5. Кузьмин Р. И. Роль и место сегмента G2B в системе электронного правительства // Политическое управление: электронный научный, информационно-образовательный журнал. 2012. № 02 (03).

6. Iriberri A., Carlos J. E-government services: design and evaluation of crime reporting alternatives // Electronic Government, an International Journal. 2013. Vol. 10, no. 2. P. 171-188.

7. Голобуцкий А. П., Шевчук О. Б. Электронное правительство. Киев: UMC-Атлант, 2002. 170 с.

8. Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре «электронного правительства». М.: ИНФРА-М, 2004. 336 с.

9. Поляков А. А. Информационные системы в управлении // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (Государство и общество). 2006. № 3. С. 23-37.

10. О концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2011 г. № 643. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80514.

11. Ниёзов А. С. Э-правительство - новый социально-политический институт государственного управления Республики Таджикистан: материалы тренинга для гос. служащих РТ. Душанбе, 2004. С. 68-79.

12. Овчинников С. А., Гришин С. Е. Причины и условия неудач внедрения электронного правительства // Вестн. СГСЭУ. 2011. № 4 (38). С. 177-180.

13. Кулик А. Н. Электронное государство в «суверенной демократии» // Труды X Всерос. объед. конф. «Интернет и современное общество» (Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г.). СПб.: Изд-во филолог. ф-та. СПбГУ, 2007. С. 212-216.

14. Кашина Е. Л. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 29 с.

15. Солодов В. В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. 26 с.

16. Юртаев А. Н. Электронное правительство: концептуальные подходы к построению. Казань: Изд. центр Казан. гос. ун-та им. В. И. Ленина, 2006. 183 с.

17. Григорьев П. В. «Электронное правительство» в политико-административном управлении современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ярославль, 2009. 192 с.

18. Дмитрий Медведев: «У нас нет никакого «электронного правительства», все это химера». URL: http://www. rg. ru/2009/02/12/medvedev-infoobshestvo-anons. html. (дата обращения: 27.01.2016).

19. Электронное правительство Республики Казахстан. URL: http://www. e. gov. kz/wps/portal (дата обращения: 11.03.2016).

20. Сарафанов В. И. Информатизация системы государственного управления России. М.: РАН. ИНИОН, 2006. 120 с.

21. Хохлов Ю. Е. Создание условий для развития информационного общества в странах СНГ. М.: Ин-т развития информац. общ-ва, 2004. 220 с.

22. Кастельс М. Социальные последствия информационно-коммуникационных технологий. М.: Изд-во ЮНЕСКО - Издат. дом «Магистр-Пресс», 2002. С. 242-252.

23. Шлюз государственных служб Великобритании. URL: http://www. gateway.gov. uk (дата обращения: 27.01.2016).

24. United Nations Economic Commission for Europe. URL: http://www. unece. org/etrades/unedocs (дата обращения: 09.02.2016).

25. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 20 апреля 2012 г. URL: http://www.president.tj/ru/node/1083.

26. Об электронном документе: Закон Республики Таджикистан: принят Постановлением Маджлиси на-мояндагон Республики Таджикистан от 31.12.14 г. № 1174. URL: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2002 (дата обращения: 27.05.2016).

27. Об электронной цифровой подписи: Закон Республики Таджикистан: принят Постановлением Маджлиси намояндагон Республики Таджикистан 25.03.2011 г. № 699. URL: http://www.mmk.tj/ru/legislation/ legislation-base/2007/ (дата обращения: 27.05.2016).

28. О Государственной программе развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2004 г. № 468. URL: rcc.org.ru.

29. О Стратегии реформирования системы государственного управления Республики Таджикистан: Указ Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 г. № 1713. URL: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/TAJ-Public-Administration-Reform-Strategy-ru.pdf.

30. Протокол Окинавской хартии глобального информационного общества о проблеме информационного неравенства. URL: http://www. iis. ru/library/okinawa/charter. ru. html (дата обращения: 27.12.2015).

31. Ниёзов А. С. Информационные технологии и эффективность государственного управления // Вестн. ин-та повыш. квалиф. гос. служащих Республики Таджикистан. 2005. № 2. С. 30-37.

Статья поступила в редакцию 01.06.2016

ИНФОРМЛЦИЯ ОБ ABTOPAX

Ниёзов Ансор Сохибович - Республика Таджикистан, 734003, Душанбе; Институт государственного управления при Президенте Республики Таджикистан; канд. геолого-минералогических наук, доцент; ведущий специалист Центра исследования государственной службы; aniyozov@bk.ru.

Шамсов Илёсджон Сафарович - Республика Таджикистан, 734012, Душанбе; Таджикский национальный университет; канд. экон. наук, доцент; зав. кафедрой информационных систем в экономике; shamsov1976@mail.ru.

A. S. Niyozov, I. S. Shamsov

E-GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AS AN EFFECTIVE TECHNOLOGY FOR STATE SERVICES: STATE AND PROSPECTS

Abstract. Large-scale introduction of information and communication technologies in public administration, called "e-government", defines a new way of interacting components of government and civil society. The basic purposes of the introduction of e-government are stated; they are to ensure freedom of access of citizens to reliable public information, cooperation between the state, citizens and businesses, to ensure transparency and democratic governance. The experience of other countries on the creation of e-government is generalized. It is alleged that the successful model of e-government is an instrument of acceleration of political and administrative reforms, contribute to the effective management of public resources, improving the quality of public services and strengthen public confidence in the authorities. Electronic public services contribute to the resistance of corruption and eradicate the bureaucracy of the state apparatus. The analysis of the status of e-government of the Republic of Tajikistan opens its untapped potential in the provision of public services. The main problem, the solution of which will contribute to full implementation of e-government that will allow the country to enter the global information community on the principles of equal partnership.

Key words: e-government, Tajikistan, information technologies, public administration, public services.

REFERENCES

1. The e-Government Imperative: Main Findings. OECD, 2003. 23 p.

2. Kristal'nyi B. V., Travkin Iu. V., Drozhzhinov V. I. «Elektronnoepravitel'stvo». Opyt SShA ["E-government". Experience in the USA]. Moscow, Eko-Trendz Publ., 2003. 224 p.

3. Irkhin Iu. V. «Elektronnoe gosudarstvo»: teoreticheskie, metodologicheskie i ekspertno-prikladnye aspekty issledovaniia ["E-government": theoretical, methodological and expert-applied aspects of the study]. Aktual'nye prob-lemypolitiki ipolitologii vRossii: sborniknauchnykh statei. Moscow, Izd-vo RAGS, 2009. Pp. 121-133.

4. Pavroz A. V. «Elektronnoe pravitel'stvo» i sovremennye administrativnye reformy ["E-government" and modern administrative reforms]. Politicheskaia nauka, 2008, no. 2, pp. 173-191.

5. Kuz'min R. I. Rol' i mesto segmenta G2B v sisteme elektronnogo pravitel'stva [Role and place of the segment G2B in the system of e-government]. Politicheskoe upravlenie: elektronnyi nauchnyi, informatsionno-obrazovatel'nyi zhurnal, 2012, no. 02 (03).

6. Iriberri A., Carlos J. E-government services: design and evaluation of crime reporting alternatives. Electronic Government, an International Journal, 2013, vol. 10, no. 2, pp. 171-188.

7. Golobutskii A. P., Shevchuk O. B. Elektronnoe pravitel'stvo [E-government]. Kiev, UMC-Atlant Publ., 2002. 170 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Danilin A. V. Elektronnye gosudarstvennye uslugi i administrativnye reglamenty. Ot politicheskoi zada-chi k arkhitekture «elektronnogo pravitel'stva» [E-public services and administrative regulations. From political task to architecture of "e-government"]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004. 336 p.

9. Poliakov A. A. Informatsionnye sistemy v upravlenii [Informational systems in management]. VestnikMosk-ovskogo universiteta. Seriia 21. Upravlenie (Gosudarstvo i obshchestvo), 2006, no. 3, pp. 23-37.

10. O kontseptsii formirovaniia elektronnogo pravitel'stva v Respublike Tadzhikistan. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tadzhikistan ot 30 dekabria 2011 g. № 643 [On the concept of formation of e-government in the Republic of Tajikistan. Resolution of the Government of the Republic of Tajikistan dated 30 December 2011 N 643]. Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=80514.

11. Niezov A. S. E-pravitel'stvo - novyi sotsial'no-politicheskii institut gosudarstvennogo upravleniia Respubliki Tadzhikistan: materialy treninga dlia gosudarstvennykh sluzhashchikh Respubliki Tadzhikistan [E-government - a new social political institute of the state control of the Republic of Tajikistan: materials for training of the government employees of the Republic of Tajikistan]. Dushanbe, 2004. Pp. 68-79.

12. Ovchinnikov S. A., Grishin S. E. Prichiny i usloviia neudach vnedreniia elektronnogo pravitel'stva [Reasons and conditions of failures of introduction of e-government]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sot-sial'no-ekonomicheskogo universiteta, 2011, no. 4 (38), pp. 177-180.

13. Kulik A. N. Elektronnoe gosudarstvo v «suverennoi demokratii» [E-government in "sovereign democracy"]. Trudy X Vserossiiskoi ob"edinennoi konferentsii «Internet i sovremennoe obshchestvo» (Sankt-Peterburg, 23-25 oktiabria 2007g.). Saint-Petersburg, SPbGU, Izd-vo filologicheskogo fakul'teta, 2007. Pp. 212-216.

14. Kashina E. L. Formirovanie elektronnogo pravitel'stva v Rossiiskoi Federatsii: sotsial'no-politicheskii aspekt. Avtoreferat dis. kand. polit. nauk [Formation of e-government in the Russian Federation: social and political aspect. Abstract of dis. cand. polit. sci.]. Moscow, 2009. 29 p.

15. Solodov V. V. Elektronnoe pravitel'stvo kak instrument transformatsii gosudarstvennogo upravleniia. Avtoreferat dis. kand. polit. nauk [E-government as an instrument of transformation of state control. Abstract of dis. cand. polit. sci.]. Moscow, 2007. 26 p.

16. Iurtaev A. N. Elektronnoe pravitel'stvo: kontseptual'nye podkhody k postroeniiu [E-government: conceptual approaches to construction]. Kazan, Izd. tsentr Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni V. I. Lenina, 2006. 183 p.

17. Grigor'ev P. V. «Elektronnoe pravitel'stvo» v politiko-administrativnom upravlenii sovremennoi Rossii. Avtoreferat dis. kand. polit. nauk ["E-government" in political and administrative control in present Russia. Abstract of dis. cand. polit. sci.]. Yaroslavl, 2009. 192 p.

18. Dmitrii Medvedev: «U nas net nikakogo «elektronnogo pravitel'stva», vse eto khimera» ["We have no "e-government", all is chimera"]. Available at: http://www. rg. ru/2009/02/12/medvedev-infoobshestvo-anons. html. (accessed: 27.01.2016).

19. Elektronnoe pravitel'stvo Respubliki Kazakhstan [E-government of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://www. e. gov. kz/wps/portal (accessed: 11.03.2016).

20. Sarafanov V. I. Informatizatsiia sistemy gosudarstvennogo upravleniia Rossii [Informational support of state control in Russia]. Moscow, RAN. INION Publ., 2006. 120 p.

21. Khokhlov Iu. E. Sozdanie uslovii dlia razvitiia informatsionnogo obshchestva v stranakh SNG [Creation of the conditions for development of informational society in CIS countires]. Moscow, Institut razvitiia informatsionnogo obshchestva, 2004. 220 p.

22. Kastel's M. Sotsial'nye posledstviia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii [Social consequences of information and communication technologies]. Moscow, Izd-vo IuNESKO - Izdat. dom «Magistr-Press», 2002. Pp. 242-252.

23. Shliuz gosudarstvennykh sluzhb Velikobritanii [Gate for State services in the UK]. Available at: http://www. gateway. gov. uk (accessed: 27.01.2016).

24. United Nations Economic Commission for Europe. Available at: http://www. unece. org/etrades/unedocs (accessed: 09.02.2016).

25. Poslanie Prezidenta Respubliki Tadzhikistan Emomali Rakhmona Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan 20 aprelia 2012 g. [Message of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon Majlisi Oli the Republic of Tajikistan dated 20 April 2012]. Available at: http://www.president.tj/ru/node/1083.

26. Ob elektronnom dokumente: Zakon Respubliki Tadzhikistan: priniat Postanovleniem Madzhlisi namoiandagon Respubliki Tadzhikistan ot 31.12.14 g. № 1174 [On e-document: Law of the Republic of Tajikistan: Adopted by the Resolution of Majlisi namoyandagon the Republic of Tajikistan on 31.12.14 N 1174]. Available at: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2002 (accessed: 27.05.2016).

27. Ob elektronnoi tsifrovoi podpisi: Zakon Respubliki Tadzhikistan: priniat Postanovleniem Madzhlisi namoiandagon Respubliki Tadzhikistan ot 25.03.2011 g. № 699 [On e-signature: Law of the Republic of Tajikistan / Adopted by the Resolution of Majlisi namoyandagon the Republic of Tajikistan on 25.03.11 N 699]. Available at: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/2007/ (accessed: 27.05.2016).

28. O Gosudarstvennoi programme razvitiia i vnedreniia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v Re-spublike Tadzhikistan. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tadzhikistan ot 3 dekabria 2004 g. № 468 [On State Program for development and introduction of information and communication technologies in the Republic of Tajikistan. Resolution of the Government of the Republic of Tajikistan dated 3 December 2004 N 468]. Available at: rcc.org.ru.

29. O Strategii reformirovaniia sistemy gosudarstvennogo upravleniia Respubliki Tadzhikistan: Ukaz Prezidenta Respubliki Tadzhikistan ot 15 marta 2006 g. № 1713 [On the strategy of reconstruction of the system of state control in the Republic of Tajikistan: Order of the President of the Republic of Tajikistan dated 15 March 2006 N 1713]. Available at: http://www.carecprogram.org/uploads/docs/TAJ-Public-Administration-Reform-Strategy-ru.pdf.

30. Protokol Okinavskoi khartii global'nogo informatsionnogo obshchestva o probleme informatsionnogo neravenstva [Protocol of the Okinawa charter of the global information society on the problem of information inequality]. Available at: http://www. iis. ru/library/okinawa/charter. ru. html (accessed: 27.12.2015).

31. Niezov A. S. Informatsionnye tekhnologii i effektivnost' gosudarstvennogo upravleniia [Information technologies and effectiveness of public administration]. Vestnik instituta povysheniia kvalifikatsii gosudarstvennykh sluzhashchikh Respubliki Tadzhikistan, 2005, no. 2, pp. 30-37.

The article submitted to the editors 01.06.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Niyozov Ansor Sokhibovich - Republic of Tajikistan, 734003, Dushanbe; Institute of Public Administration under of President of Republic of Tajikistan; Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, Assistant Professor; Senor Specialist of Civil Service Research Centre; aniyozov@bk.ru.

Shamsov Ilyosjon Safarovich - Republic of Tajikistan, 734012, Dushanbe; Tajik National University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Head of the Department of Information Systems in Economics; shamsov1976@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.