УДК 33
Садыков Туртубек Умутканович
доктор экономических наук, профессор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва
Тайжанов Азамат Айтбаевич
докторант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва
ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Sadykov Turtubek Umutkanovich
D.Phil. in Economics, Professor, Eurasian National University
Tayzhanov Azamat Aytbaevich
Doctoral student, PhD, Eurasian National University
THE MAIN WAYS OF IMPROVEMENT OF THE ECONOMY AND MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF E-GOVERNMENT
Аннотация:
Авторами статьи осуществлено исследование состояния и уровня инновационно-экономического развития информационных технологий в экономике Казахстана в условиях электронного правительства. Выявлены существующие проблемы в сфере электронного правительства, в том числе проблемы информационной безопасности. Установлено, что решение проблем развития электронного правительства Казахстана взаимосвязано с трансформацией его существующих подсистем и модулей в единую и целостную систему.
Ключевые слова:
электронное правительство, информационная экономика, интернет-экономика, информационные технологии, информационная безопасность, электронная цифровая подпись, виртуальное предприятие, электронные государственные услуги.
Summary:
The article examines the state and level of innovative economic development of information technologies in the economy of Kazakhstan in the context of e-govern-ment. The authors identify the challenges of e-govern-ment, including the problems of information security. The authors believe that the solution of e-government development problems in Kazakhstan depends on the transformation of its existing subsystems and modules into the unified and coherent system.
Keywords:
e-government, information economy, online economy, information technology, information security, digital signature, virtual enterprise, e-government services.
В современных условиях необходимо применение комплекса организационных, стимулирующих, контрольно-регулирующих и мониторинговых мер для совершенствования экономики и управления в условиях развития электронного правительства Казахстана. В свою очередь, электронное правительство сегодня развивается в среде интернет-экономики и становления новой информационной экономики в целом. Такой путь совершенствования современной экономики и управления можно осуществить посредством использования специально созданного подразделения электронного правительства, которое можно назвать, например, комитетом развития, мониторинга и безопасности интернет-экономики.
Такой комитет должен быть организован для того, чтобы способствовать реализации и развитию определенных моментов, среди которых: организационная и законодательная поддержка электронного государственного и частного предпринимательства; регулирование отношений между основными субъектами электронного бизнеса; развитие электронной торговли между государственными организациями и частными компаниями; обеспечение условий для безопасного функционирования различных видов электронного бизнеса; проведение электронных конкурсов на поставку товаров и услуг для удовлетворения государственных нужд; осуществление прямых государственных закупок через интернет; выполнение дистанционных фискальных функций и налогового контроля (например, оплата налогов и пошлин, заполнение гражданами налоговых деклараций через интернет); проведение согласованной тарифной политики на интернет-услуги; организация новых электронных рынков (например, рынка офшорного программирования); контроль за эмиссией и оборотом электронных денег; развитие электронных систем таможенных платежей; расчеты и выдача зарплаты (например, использование государственными служащими смарт-карт); оказание дистанционных услуг и консультаций по переобучению и трудоустройству работников, в том числе государственных служащих; осуществление комплексного мониторинга и анализа макропараметров и пропорций интернет-экономики; активное вовлечение
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 10)
населения в обсуждение разрабатываемых законопроектов и политики правительственных органов через электронную почту.
Для успешного выполнения этих задач необходимы: комплексный мониторинг интернет-экономики, исследование ее свойств, функций, сегментов, структурных элементов, критериев развития, показателей и индикаторов, а также разработка электронных концепций, программ и проектов. Дело в том, что увеличение количества государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, приводит к необходимости информирования пользователей портала электронных услуг о существующих и планируемых государственных услугах.
В государственной программе «Информационный Казахстан - 2020» указано, что посредством инфраструктуры электронного правительства продолжается решение задачи предоставления необходимой информации гражданам, бизнесу и государственным органам, проводится ежегодная оценка деятельности государственных органов по применению информационных технологий и оказанию электронных государственных услуг [1, с. 14]. В современных условиях вектор развития электронного правительства в Казахстане должен быть смещен в сторону повышения качества предоставляемых услуг. По нашим подсчетам ожидается, что количество пользователей к концу 2019 г. достигнет 1 087 тыс., а количество транзакций зарегистрированных пользователей и хранимых документов к 2016 г. возрастет до 12 206 179 440 (для сравнения: на начало 2014 г. их было 6 352 482 240) [2].
В связи с этим для совершенствования экономики и управления в условиях развития электронного правительства и повышения качества предоставляемых услуг в Казахстане необходимо провести следующие мероприятия: 1) через информатизацию завершить оптимизацию системы государственного управления; 2) достичь открытости государственных органов; 3) внедрить современные новые модели информатизации государственных органов. Движущей силой многих административных преобразований должно быть повсеместное использование государственными органами инфраструктуры электронного правительства.
Для полного решения отмеченных проблем нужно ускорить развитие портала «открытого правительства», который в том числе консолидирует данные по планированию и фактическому освоению бюджетных средств государственными органами. В таких условиях происходит широкое вовлечение граждан, общественных объединений местного самоуправления, неправительственных и иных негосударственных организаций в процесс постоянного общественного мониторинга качества оказания государственных услуг. Необходимо осуществить реализацию механизмов электронной оценки гражданами эффективности работы государственных органов, включая руководство всех уровней и органов местного самоуправления.
Результаты исследования, направленные на формирование гармоничной схемы развития электронного правительства, стали следствием проведенного научного анализа новых подсистем электронного правительства Казахстана. Данные результаты можно представить в виде следующих основных моментов и выводов. Реализованные в разное время подсистемы электронного правительства Республики Казахстан необходимо объединить в один контур и дополнить рядом новых подсистем, внедрение которых позволит создать гармоничную схему развития электронного правительства страны в целом.
Таким образом, решение проблем развития электронного правительства Казахстана взаимосвязано с трансформацией его существующих подсистем и модулей в единую и целостную систему. Трансформации и изменению подлежат следующие подсистемы системы электронного правительства РК: портал электронного правительства, шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, пункты общественного доступа, интернет-портал государственных органов, Единая система электронного документооборота государственных органов - ЕСЭДО, а также такие новые подсистемы, как внешний шлюз электронного правительства, хранилище электронных документов и Единая нормативно-справочная информация. Все перечисленные подсистемы являются органичной частью единого контура веб-портала и шлюза электронного правительства.
В частности, портал электронного правительства не сможет полноценно реализовывать государственные услуги без функционала платежного шлюза электронного правительства. Такой шлюз необходим для организации интеграции с банками второго уровня. Внешний шлюз электронного правительства нужен для организации интеграции с подсистемами, которые не имеют доступа к шлюзу электронного правительства, в частности при интеграции с системой документооборота коммерческих организаций.
Хранилище электронных документов позволит обеспечить соответствующей информацией портал электронных услуг, информационные системы центров обслуживания населения и лицензированные единые доверительные центры. Наполнение их электронными сканированными копиями и формами документов позволит сократить требования к пользователям, уменьшить бумажный документооборот и обеспечить на портале электронного правительства предоставление услуг с помощью безбумажного документооборота.
Единая нормативно-справочная информация призвана не только удовлетворить потребности всей системы веб-портала и шлюза электронного правительства единой нормативно-справочной информацией, но и обеспечить все информационные системы единой точкой доступа к единой справочной информации в рамках всего государства. Именно такой подход позволит всем структурам избежать информационных системных ошибок в регистрации справочных данных и тем самым обеспечит достоверность, полноту, своевременность передачи информации, устранит лишнее дублирование при ее получении.
В условиях единой и целостной системы портал электронного правительства страны представит собой единый ресурс, на котором в режиме онлайн будет предоставляться возможность своевременного получения услуг со стороны государственных органов, а также оплаты налогов и штрафов. Кроме того, на данном портале будет размещена исчерпывающая официальная информация о Казахстане, его правительстве, законодательстве и национальных достопримечательностях.
В большинстве случаев для возможности получения электронных государственных услуг необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП) [3, с. 8]. В соответствии с данными о количестве выданных электронных цифровых подписей, опубликованными на официальном сайте Национального удостоверяющего центра Казахстана (pki.gov.kz), по состоянию на 1 июля 2013 г. всего выдано 2 346 372 ЭЦП, из них: в 2008 г. - 2 340 ЭЦП, в 2009 г. - 105 300 ЭЦП, в 2010 г. - 316 000 ЭЦП, в 2011 г. - 478 292 ЭЦП, в 2012 г. - 455 720 ЭЦП и в 1-м полугодии 2013 г. - 988 720 ЭЦП [4].
Таким образом, проанализировав статистику по выданным электронным цифровым подписям с 2011 г. по 1-е полугодие 2013 г. включительно, делаем вывод, что наблюдается тенденция увеличения спроса на электронную цифровую подпись в среднем на 354 086 ЭЦП в год, что составляет 50 % от среднего количества выданных электронных цифровых подписей в год [5]. Следовательно, к концу 2016 г. количество выданных электронных подписей может составить 2 050 978.
Другим путем совершенствования экономики и управления в условиях электронного правительства является дальнейшее развитие так называемых виртуальных предприятий. Виртуальное предприятие не ведает отраслевых и ведомственных границ. Его создание снижает асимметрию информации, информационные издержки и прочие расходы. В глобальной сети идет конкурентная борьба между виртуальными компаниями, а также между интернет-компаниями и традиционными предприятиями. Каждая организация хочет занять большую долю рынка, что приводит к слияниям и поглощениям [6]. Наблюдается сокращение числа организаций с традиционными методами продаж товаров и услуг и увеличение количества виртуальных предприятий.
Оценивая государственное регулирование отношений информационной собственности в Казахстане на современном этапе, признаем его несовершенство. Страна находится на этапе перехода к информационной экономике. В условиях стремительно развивающегося использования информационно-коммуникационных технологий необходимо вовлечение всех субъектов отношений собственности в новую информационную экономику. Такая ситуация позволит упростить взаимодействие участников экономических отношений и даст возможность оперативно связываться между собой в информационно-коммуникационных сетях. В результате ожидается снижение трансакционных издержек и рост скорости движения капитала.
В заключение подчеркнем, что предлагаемые пути совершенствования экономики и управления в условиях электронного правительства и рекомендуемые меры по регулированию отношений интеллектуальной (информационной) собственности, а также возможные выгоды от их осуществления имеют следующий характер: совершенствование законодательства в области становления новой информационной экономики приведет к укреплению собственного производства высокотехнологичной продукции; совершенствование нормативно-справочной базы и информации приведет к уменьшению информационного неравенства; введение налоговых льгот для производителей интеллектуально-информационного продукта приведет к уменьшению уклонений от налоговых отчислений; создание казахстанского сегмента глобальной сети приведет к независимости и защите информации, передаваемой по каналам связи; создание и развитие защитного механизма на интеллектуальные продукты национальных информационно-коммуникационных технологий приведет к снижению роли теневого рынка.
Ссылки:
1. О Государственной программе «Информационный Казахстан - 2020» ... [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 г. № 464. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31324378 (дата обращения: 28.05.2015).
2. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: www.stat.gov.kz (дата обращения: 28.05.2015).
3. Об электронном документе и электронной цифровой подписи [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан № 370-II от 07.01.2003. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?filejd=200795 (дата обращения: 28.05.2015).
4. Национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: pki.gov.kz (дата обращения: 28.05.2015).
5. Комитет по статистике ...
6. Садыков Т.У. Методология информационной экономики : науч. моногр. М., 2010. 174 с.