Научная статья на тему 'Перспектива развития электронного правительства Казахстана'

Перспектива развития электронного правительства Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / ПОРТАЛ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тайжанов Азамат

В данной работе рассмотрены вопросы, связанные с перспективой развития электронного правительства в Казахстане. Сделан краткий анализ выполненных работ по развитию электронного правительства Казахстана за 2008 2013 годы. Показаны достижения и проблемы в данной области и намечены пути дальнейшего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития электронного правительства Казахстана»

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА

Тайжанов Азамат

докторант. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Астана, Казахстан. E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной работе рассмотрены вопросы, связанные с перспективой развития электронного правительства в Казахстане. Сделан краткий анализ выполненных работ по развитию электронного правительства Казахстана за 2008 - 2013 годы. Показаны достижения и проблемы в данной области и намечены пути дальнейшего развития.

Ключевые слова: электронное правительство; экономика; портал; электронный документооборот; эффективность; инновации

Код УДК: 338.24

Annotation. The questions connected with prospect of development of the electronic government in Kazakhstan are considered. The short analysis of the performed works on development of the electronic government of Kazakhstan for 2008-2013 is made. Achievements and problems in this field are shown and ways of further development are outlined.

Keywords: electronic government; economy; portal; electronic document flow; effectiveness; innovation

В структуре современного и единого общепланетарного информационного пространства трудно переоценить роль электронных правительств различных стран с различным уровнем социально-экономического развития. В системе сложившегося миропорядка сегодня они представляют из себя тот мощный локомотив, который определяет степень преодоления информационного неравенства тех или иных государств.

В Казахстане в данном приоритетном направлении предпринимаются весьма важные усилия, которые стремительно и эффективно реализуются на практике. Так, на международном уровне высоко котируются такие электронные системы Казахстана, как интегрированная налоговая информационная система, автоматизированная служба таможенной системы и другие.

В настоящее время на портале электронного правительства Казахстана www.egov.kz, помимо услуг информационного характера, населению доступно 90 е-услуг, дополнительные сервисы (21 вид), оплата государственных сборов (21 вид), пошлин (17 видов), налоговых платежей (4 вида), штрафов за нарушения Правил дорожного движения и сервис оплаты коммунальных услуг (3 вида).

Так, в 2012 году через портал электронного правительства было выдано более 10,7 млн. электронных услуг, произведено платежей на сумму - 141,2 млн. тенге. Между тем, только за 2,5

месяца, с начала текущего 2013 года через www.egov.kz были произведены оплаты на сумму 117, 5 млн. тенге.

Отдельное внимание уделяется работе по переводу всех социально значимых услуг (СЗУ) в электронный формат. В 2013 году будет завершен перевод 100 % СЗУ (31 услуги) в е-формат, благодаря чему ожидается исключение необходимости предоставления от населения и представителей бизнеса более 40 миллионов документов в бумажном виде. В рамках информационной системы «Е-лицензирование» автоматизированы процессы подачи заявлений и выдачи электронных лицензий, сокращено количество документов, необходимых для получения лицензий. К слову, с июля 2012 года все лицензии формируются в электронном виде. Кроме того, в 2012 году было также автоматизировано 80 разрешительных документов и реализована возможность их выдачи в электронном формате, по планам на 2013 год будет оптимизировано более 200 разрешительных документов [2, с. 11].

За период с 2008 года электронное правительство Казахстана поднялось в рейтинге ООН на 43 позиции. В рейтинге ООН Е-Government 8ш^еу-2012, опубликованном в начале марта 2012 года, Казахстан занял 38-е место. Индекс онлайн услуг вырос на 10 позиций. По индексу е-участия Казахстан вместе с Сингапуром разделил 2 место.

В решении задач предоставления информации и услуг гражданам и организациям успешно реализованы базовые компоненты и создана инфраструктура «электронного правительства» и такие проекты, как выдача электронных лицензий, ЦОН-центр обслуживания населения, электронная оплата налогов и штрафов, электронный нотариат, электронная таможня, электронные государственные услуги, Са11-центр «электронного правительства».

В целях повышения эффективности Правительства Республики Казахстан реализованы такие проекты, как электронный документооборот, электронные государственные закупки, порталы государственных органов, внедряется проект е-здравоохранение, охватывающий все лечебные учреждения и всю систему управления медициной Казахстана.

Завершается реализация проектов «е-Минфин» и «е-Статистика». Государственными органами посредством инфраструктуры «электронного правительства» населению и бизнесу предоставляются 236 интерактивных и транзакционных услуг, 108 из которых представляется на портале «электронного лицензирования» и 128 - на портале «электронного правительства» [2, с. 13].

Порталом «электронного правительства» ежедневно пользуются свыше 25000 граждан. Выдано более 13,3 млн. е-справок, в том числе за первое полугодие 2012 года более 4 млн. электронных справок. В 2011 году 15% социально-значимых государственных услуг переведены в электронный формат. До конца 2013 года планируется 100% автоматизация социально-значимых государственных услуг [2, с. 13].

Для получения электронных государственных услуг населению и бизнесу выдано более 1,1 млн. электронных цифровых подписей. Информационная система «е-лицензирование» внедрена во всех государственных органах лицензиарах, 79 территориальных лицензиарах, 8 из 16 местных исполнительных органах [2, с. 14].

С 1 апреля 2012 года все лицензии центральных государственных органов формируются в электронной форме, за 9 месяцев 2012 года сформировано более 13 тысяч электронных лицензий. Утверждены планы по оптимизации 92 лицензий, по оптимизации и автоматизации 80 разрешительных документов [2, с. 14].

Созданы эталонные модели производительности, деятельности, данных, приложений, технологий и стандартов для 13 отраслей, а также разработаны методики для их заполнения и

дальнейшего сопровождения. Обеспечен перевод центральных государственных органов на электронный документооборот без дублирования документов на бумажном носителе, документов со сроком хранения до 5 лет. В рамках развития электронных акиматов реализован проект «Региональный шлюз «е-акимат» с возможностью автоматизации 20 государственных услуг.

Перспектива развития электронного правительства Казахстана как инструмента информатизации государства определяется следующими целевыми индикаторами:

1) индекс «электронного правительства» (по методике ООН) в 2017 году - в числе первых 30, а в 2020 году должен находиться в числе первых 25 стран [2, с. 24];

2) индекс удовлетворенности населения качеством предоставления государственных услуг в 2017 году должен составить 4,5 балла из 5, в 2020 году - 4,7 балла из 5 [там же];

3) индекс бюрократизации оказания государственных услуг к 2017 году - 3 к 2020 году - 1 [там же];

4) доля оказанных электронных государственных услуг по отношению к общему числу услуг, полученных в традиционном виде в 2017 году - 50 %, в 2020 году - 80% [2, с. 25];

5) доля мобильных электронных государственных услуг в общем объеме электронных услуг в 2017 году - не менее 36 %, в 2020 году - 40 % [там же];

6) доля автоматизированных функций государственных органов, из числа потенциально автоматизируемых, в 2017 году должна составить не менее 80%, в 2020 году не менее 100 % [там же];

7) доля обновленного (актуализированного) картографического материала на территории: городов и поселков точностью М1:500 - 100% в 2018 году; прочих населенных пунктов точностью М1:2000 - 100% в 2020 году; обрабатываемых земель точностью М1:10000 - 100% в 2018 году; необрабатываемых земель точностью М1:25000 - 100% в 2020 году [там же].

Современная телекоммуникационная сеть доступа и электронное правительство Казахстана будут инфраструктурой создания информационного общества. В числе значимых новых направлений развития «электронного правительства» будут решены следующие задачи. Планируется пересмотреть жизненный цикл ИКТ-проектов в сторону внедрения модульного подхода, ориентированного на короткие итерации и быстрое достижение конкретных результатов. Будут проведены мероприятия с целью устранения «входных порогов» для участия в государственных ИКТ-проектах небольших ИТ-компаний. Предусматривается разработка Единой информационно-аналитической среды государственных органов, которая станет основным инструментом согласованного проведения всех видов реформ государственного управления. Будет также выполнена ревизия и паспортизация всей социально-значимой инфраструктуры государства (инженерные сети, жилой фонд, дороги и так далее), будут созданы новые государственные базы данных. Планируется обеспечение единой национальной геоинформационной среды, которая предоставит государственным органам доступ к современному, качественному и полному геоинформационному материалу, интегрированному с объектами учета государственных баз данных.

На государственном уровне системно будет решена задача сбора и перевода в электронный вид исторических сведений для государственных баз данных, архивов и ведомственных информационных систем. На основе анализа процессов деятельности государственных и местных исполнительных органов будет определен перечень типовых информационных систем. Типовые информационные системы будут внедрены в государственных и местных исполнительных органах в рамках новой модели информатизации в виде «облачных сервисов».

Ожидается продолжение процесса сокращения и упрощения бизнес-процессов по предоставлению государственных услуг и их автоматизации. Будут автоматизированы функции

местных исполнительных органов, предусмотрена единая система нумерации и кодирования административных документов. Будет интенсивно развиваться «мобильное правительство» - одно из направлений «электронного правительства», предназначенное для оперативного представления результатов государственных услуг граждан и бизнесу посредством мобильных устройств.

Планируется продолжение работы по значительному сокращению документооборота между государственными органами путем усовершенствования регламентов их работы и внедрения Единой системы электронного документооборота (далее - ЕСЭДО). Сама система ЕСЭДО будет развиваться в сторону «облачных сервисов» и работе на мобильных устройствах. Предусматриваются меры по интеграции коммерческих и государственных систем и сервисов.

Ожидается регламентация вопросов использования лицензионного и свободного программного обеспечения. На базе Са11-центра «электронного правительства» будет создан Единый Са11-центр по вопросам оказания государственных услуг, в том числе по принятию жалоб на качество оказания государственных услуг и оповещению о статусах и готовности государственных услуг. Ожидается создание и внедрение Единого личного кабинета гражданина, предназначенный для официального информационного взаимодействия юридических и физических лиц с государственными органами и организациями по вопросам оказания государственных и негосударственных услуг, использования персональных данных, который также будет единой точкой взаимодействия граждан с государственными органами.

Планируются работы по развитию инфраструктуры записи электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП) на удостоверения личности нового образца, нацеленные на масштабное использование ЭЦП среди населения. Будет существенно увеличено количество пунктов общественного доступа к электронным услугам, а также обновлено оборудование существующих пунктов.

В 2011 году в рейтинге ООН по индексу развития электронного правительства Казахстан занял 38-е место из 190 стран мира, опередив Центрально-Азиатские страны. Развитие е-правительства в РК получило высокую оценку ООН. Согласно данным ежегодного рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству, Казахстан поднялся в мировом рейтинге с 46 места в 2010 году на 38 позицию в 2011 году. В разрезе азиатского региона в 2011 году Казахстан по данному показателю занял 7 позицию, опередив Малайзию (8 место) и Саудовскую Аравию (9 место). Среди стран Центральной Азии занимает Казахстан первое место.

Отметим, что индекс развития электронного правительства складывается из показателей развития онлайн-услуг, телекоммуникационной инфраструктуры и человеческого капитала. В частности, по индексу «развития онлайн-услуг» Казахстан поднялся с 24 на 14 позицию рейтинга. По аналогичному показателю Россия заняла 26 место, Малайзия 13 место. В отчете ООН также отражены результаты по индексу е-участия, критерии которого оценивают доступность законов, правил, информации об услугах, отражают взаимодействие между гражданами и правительством, участие граждан в процессе принятия решений. В данном рейтинге Казахстан поднялся по сравнению с 2010 годом на 16 позиций, разделив 2 место с Сингапуром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020». -Астана, 2013. - № 464. - 55 с.

2. План мероприятий по реализации государственной программы «Информационный Казахстан - 2020» на 2013-2017 годы. - Астана, 2013. - 58 с.

3. Садыков, Т.У. Методология информационной экономики: научная монография / Т.У. Садыков; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ТАСИС, 2010. - 176 с.

Журнал «Теоретическая экономика» №1, 2014 www.theoretica1economy.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.