Научная статья на тему 'Развитие электронного клинического юридического обучения'

Развитие электронного клинического юридического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ELECTRONIC EDUCATIONAL SPACE / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICAL TRAINING / ЭЛЕКТРОННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ELECTRONIC LEGAL CLINICAL TRAINING / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / LEGAL CLINIC / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / STUDENT'S LEGAL COUNSEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анна Валентиновна

В статье рассматривается развитие электронного юридического клинического обучения в современной России в связи с совершенствованием образовательных технологий, повышением роли электронного обучения и в рамках выполнения вузами задачи по развитию информационного общества, включая внедрение и широкое использование в образовательном процессе возможностей электронного документооборота, который, наряду с функцией «одного окна» уже давно внедряют в деятельность организаций различных организационно-правовых форм собственности. Электронное юридическое клиническое обучение наряду с выполнением задачи по развитию информационного общества выполняет так же и другую важнейшую задачу оказание юридическими клиниками (созданными при вузах) качественных правовых услуг населению на безвозмездной основе в различных частноправовых сферах, прежде всего, в области гражданско-правовых, жилищно-правовых, семейно-правовых, трудовых и иных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of electronic clinical legal training

The article studies the development of electronic legal clinical training in modern Russia in connection with the improvement of educational technologies, the increasing role of e-learning. Also the training is subject to the implementation of the tasks of the universities which are concerning the development of the information society. This task includes the introduction and wider use in the educational process of the electronic docflow possibilities, which, alongside with the function «one window», has long been introduced into the activities of organizations with various organizational and legal forms of ownership. Electronic legal clinical training, alongside with the fulfillment of the task of the development of the information society, carries out another important task: the provision of high-quality legal services to the public by legal clinics (created at universities) on a free basis in various private legal spheres, primarily in the field of civil law, family law, housing law, labor law and other relationships.

Текст научной работы на тему «Развитие электронного клинического юридического обучения»

Дружинина А.В.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КЛИНИЧЕСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

О развитии электронного клинического юридического обучения стоит говорить в рамках реализации вузами федеральной государственной программы «Информационное общество» (2011-2020 годы), направленной на стремление участников к осуществлению юридически значимых действий в электронном формате, обеспечению прав и основных свобод человека, в том числе прав каждого человека на информацию, развитие различных сервисов на основе инновационных информационных технологий в сфере образования и т.п. [2]. Наряду с данной программой действует так же значимая для вузов государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы», где важным выступает «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [1].

Электронное юридическое клиническое обучение отвечает всем требованиям вышеуказанных государственных программ, так как сочетает в себе инновационные образовательные технологии, предоставление юридической значимой информации в электронном виде, направлено на обеспечение прав человека в важных сферах его частноправовой жизни: гражданской, семейной, жилищной, трудовой и др. [6].

Электронное юридическое клиническое обучение так же направлено на достижение соответствия результатов освоения образовательных программ по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) современным требованиям с учетом потребностей общества и работодателей и нормативов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФгОС ВО) [3].

В настоящее время, по направлению подготовки «Юриспруденция» (и по бакалавриату и по магистратуре) до сих пор не вступили в силу обновленные стандарты ФгОС 3+. Действует только ФгОС ВО по направлению подготовки «Юриспруденция» (уровень: подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)). Если по бакалавриату ФгОС 3+ (ФгОС ВО) принят, но вступает в силу с 01 сентября 2017 года, то для уровня магистратуры он еще не принят и действует федеральный государственный образовательный стандарт высшего

Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования» № 3/2017

профессионального образования (далее ФГОС ВПО).

Важно заметить, что и при новом и при действующих стандартах по всем уровням направления подготовки «Юриспруденция» очень значительной является доля практического обучения. Практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, который непосредственно ориентирован на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Также отдельно в качестве минимально необходимого материально-технического обеспечения для реализации магистерской программы по направлению подготовки «Юриспруденция» ФГОС ВПО предусматривает наличие у вузов помещения для студенческой правовой консультации (юридической клиники). Данный ФГОС ВПО бакалавриата не предусматривает обязательного наличия в вузах такого помещения. Однако, в разделе 7.16 этого ФГОС ВПО говорится, что необходимые по учебному плану практики проводятся в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках).

Однако при современных условиях развития информационного общества классическое юридическое консультирование в отдельном помещении при непосредственном, личном приеме граждан постепенно утрачивает свое преобладающее значение - ему на смену приходит электронное клиническое юридическое обучение с опорой на данные электронно-библиотечной системы вуза, официальные интернет-ресурсы, открытые базы с информацией правового характера [8].

Вузам, реализующим образовательные программы высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция», для обеспечения выполнения требований выше обозначенных государственных программ целесообразно на своих официальных сайтах создавать раздел «Электронная юридическая клиника», которая сможет функционировать как в режиме отрытого форума, так и в режиме конфиденциальности [7]. Причем обращение и получение квалифицированной правовой помощи будет осуществляться с помощью ресурсов электронной связи: общения в рамках форума, скайпа, путем обмена информационными ресурсами по e-mail и др. Здесь ведется как бумажный (для чего нужно отдельное помещение), так и электронный документооборот [4].

Граждане, обращаясь в электронную юридическую клинику, реализуют основную функцию «одного окна», при которой ответ можно получить из той же структуры, куда было обращение. Поэтому в отличие от многочисленных юридических контор в интернете, предлагающих свои правовые услуги, имена исполнителя и заказчика правовой услуги всегда известны, что очень важно при цивилизованном гражданском обороте.

На официальном сайте Международного инновационного университета http://www.miu-sochi.ru/ создан электронный клуб юристов: http://www.miu-sochi. m/fomm/viewfomm.php?f=10, который работает в режиме открытого форума и дает возможность обратившимся получить ответы на заданные юридические вопросы, как от самих участников форума, так и от преподавателей и практиков

таким образом, электронная юридическая клиника выступает в качестве инновационной составляющей электронного образовательного пространства вуза, дополняющей традиционные образовательные технологии в способах формирования компетенций у обучающихся различных уровней подготовки по направлению «Юриспруденция» и выполняет те важные задачи, которые ставит перед вузами российское государство: качественное оказание юридической помощи и развитие информационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы)» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

3. Дружинина А.В. Некоторые аспекты становления и развития российского юридического образования // Education sciences and psychology. 2016. № 3 (40). С. 112-116.

4. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в международном инновационном университете //Вестник СевКавРГИ. 2014. № 18. С. 126-129.

5. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации компетентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров / В сборнике: современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 46-47

6. Дружинина А.В. Юридическое образование: вчера и сегодня

// гуманизация образования. 2016. № 2. С. 18-24.

7. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В. К вопросу формирования компетенций у студентов бакалавриата в условиях инновационной образовательной среды университета // Педагогические науки и образование в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 34-46.

8. Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В. Об опыте формирования компетенций у студентов бакалавриата в условиях инновационной образовательной среды вуза // Перспективы развития психологии и педагогики в современном мире. Сочи: Международный инновационный университет, 2016. С. 97-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.