Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии, применяемые при обучении бакалавров-юристов'

Современные образовательные технологии, применяемые при обучении бакалавров-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ / ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS OF TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / LEGAL CONSULTINGAND ELECTRONICLAWYERS' PROFESSIONAL CLUB / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ЮРИСТОВ / ELECTRONIC EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анна Валентиновна

В статье исследуются образовательные технологии, которые применяются в процессе обучения бакалавров-юристов и включают проведение юридического консультирования, что обеспечивает создание условий для формирования у каждого студента-юриста профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative educational technologies used in law bachelor students training

This article studies the educational technologies that are used in law bachelorstraining which include consulting on legal matters ensuring the conditions for formation professional competencies forevery law student.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии, применяемые при обучении бакалавров-юристов»

структивного взаимодействия, нахождения путей решения этнокультурных проблем на основе общечеловеческих ценностей.

Данный подход был разработан научно-методическим центром Ассоциации образовательных учреждений Горнозаводского округа Свердловской области, в настоящее время активно внедряется в процесс этнохудожественного обучения и воспитания сельских школьников Уральского региона.

Литература

1. Голошумова Г.С. Пути модернизации современного художественно-эстетического образования [Текст] / Г.С. Голошумова [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования. — 2012. — № 2. — C. 72-75.

2. Голошумова Г.С. Методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума [Текст] / Г.С. Голошумова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — № 5. — C. 16-20.

3. Голошумова Г.С. К вопросу о воспитании сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования / Г.С. Голошумова, В.В. Кузнецова, С.Г. Ежов, П.С. Ефимова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 1. — С. 155-157.

современные образовательные технологии, применяемые при обучении бакалавров-юристов

Дружинина А.В.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [1]. В связи с чем, первостепенной для образовательных организаций высшего образования является задача подготовки специалистов с необходимым и достаточным уровнем компетенций, необходимых обществу социальными и личностными качествами [10].

Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, которые являются незаменимыми в процессе подготовки бакалавров-юристов [10].

Одной из таких форм является юридическое консультирование граждан по правовым вопросам, для чего в НОУ ВПО «Международный инновационный университет» функционирует Центр правового консультирования.

© Дружинина А.В., 2016

В качестве образовательной технологии юридическое консультирование складывается из следующих этапов:

1. Первый этап предполагает лекционные занятия (проводимые в рамках следующих дисциплин: «Основы саморазвития личности», «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Тренинги делового общения», «Профессиональная этика» и др.) в ходе которых студенты изучают историю правозащитного движения, основные правила профессиональной этики: здесь формируются общекультурные компетенции и начинают закрепляться профессиональные компетенции. Студенты осознают значимость будущей профессии. Лекции включают также и правила по выработке навыков интервьюирования, консультирования клиентов, анализа материалов дела, юридическую технику письма и др. Практические умения и навыки формируются в процессе деловых игр, решения различных практических ситуаций и с использованием других педагогических приемов. Этот этап обучения, как правило, занимает 3 месяца.

2. На втором этапе студенты уже оказывают юридическую помощь по несложным делам совместно с руководителем. Занятия на этом этапе проводятся с целью закрепления полученных теоретических знаний. Именно здесь наиболее четко прослеживается связь теории и практики.

3. На третьем этапе обучения студенты самостоятельно под руководством наставников осуществляют прием граждан, ведут делопроизводство. Руководитель знакомится с делом, проверяет план работы и подготовленные студентами разъяснения; консультирует по наиболее сложным вопросам. Именно здесь в полной мере формируются профессиональные компетенции.

В процессе юридического консультирования обеспечиваются условия для формирования у каждого студента-юриста профессиональных компетенций в области защиты прав человека, устойчивых ориентиров профессиональной этики, воспитания уважения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы; происходит защита прав социально незащищенных граждан, формирование правовой культуры граждан, правовое просвещение населения [9].

Отметим, что правовая помощь населению может оказываться в различных сферах общественной жизни, в том числе, в актуальной для города-курорта Сочи рекреационной сфере [12].

Современная реальность такова, что традиционное юридическое консультирование уже не может в полной мере удовлетворять потребностям компетентностного подхода в высшем юридическом образовании. Современное юридическое консультирование — это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн-консультирование, электронное делопроизводство, ситуацию «одного окна».

Юридическое консультирование на основе электронных технологий полностью отвечает ожидаемым результатам реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденной Поста-

новлением Правительства от 15 апреля 2014 № 31: «осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; развитие сервисов на основе информационных технологий в сфере образования» и т.д. [2].

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [1].

Постоянно в рамках практических занятий должны проводиться мастер-классы, где профессионалы в сфере юриспруденции делились бы своими знаниями, умениями, навыками со студентами-юристами, вовлекая их в процесс создания и/или исследования вещей, процессов.

Уникальной активной и интерактивной формой проведения занятий является деятельность электронного профессионального клуба юристов, созданного на сайте НОУ ВПО «Международный инновационный университет» (http//www.miu-sochi. ги) в качестве инновационной формы самостоятельной работы студентов в режиме онлайн в рамках реализации теории сетевого образования [4], [5], [6].

Электронные профессиональные клубы создают мотивацию к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, позволяют приобщиться к решению реальных практических проблем [10].

Преимуществами работы студентов в электронном профессиональном клубе являются:

1. Возможность получения квалифицированной юридической помощи по интересующей проблеме от профессорско-преподавательского состава, практических работников; возможность узнать мнения однокурсников — будущих коллег.

Если обсуждение заявленной темы происходит на семинарских занятиях, то в режиме онлайн существует возможность обсудить происходящие именно в это время события, как в России, так и в мире в целом.

2. Подходящий студентам график работы, так как задать свой вопрос или ответить на уже поставленный, возможно в любое удобное время.

3. При обсуждении вопросов по предложенной тематике студент получает неограниченную возможность использования всех доступных Интернет-ресурсов.

4. Возможность самостоятельного заявления студентом темы по любым правовым вопросам.

5. Неоценимая помощь студенту в подготовке к зачетно-экзаменационной сессии, так как на обсуждения выносятся действительно актуальные вопросы, как из российской, так и из зарубежной правовой теории и практики.

6. Подготовка студента к практической деятельности: в дискуссиях по заявленным темам участвуют практикующие специалисты, занимающие руководящие должности в различных сферах общественной жизни города Сочи. Постоянно расширяется круг

субъектов правового консультирования в зависимости от категории рассматриваемого дела.

7. Возможность вступления студенту во внутривузовское профессиональное сообщество юристов, так как, выступая в электронном клубе активным участником дискуссии, студент становится частью данного сообщества.

Таким образом, организация учебного процесса должна обеспечивать непрерывное совершенствование качества преподавания: активизацию практических, самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития учащимся необходимых компетенций, развития их творческих способностей. Постоянно и системно вузами должен осуществляться мониторинг подготовки качества студентов.

Также большое значение в современных условиях должно уделяться научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава и студентов: участию конкурсах, конференциях, круглых столах, симпозиумах, семинарах и т.п. научно-исследовательских мероприятиях различного уровня и значения [11].

Инновационные технологии, используемые образовательными организациями высшего образования в учебном процессе при подготовке юристов-бакалавров, основаны на компетентностном подходе и свидетельствуют о высоком качестве выпускников, востребованных на рынке труда.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (20112020 годы) » // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».

3. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова / / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2014. — №10. — С. 21-28.

4. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 11. — С. 51-56.

5. Берулава Г.А. Методологические основы новой сетевой теории развития личности / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Гуманизация образования. — 2012. — № 1.

6. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете // Вестник Сев-КавГТИ. 2014. № 18. С. 126-129.

7. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 16-18.

8. Дружинина А.В. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении // Гуманизация образования. 2014. № 2. С. 24-28.

9. Дружинина А.В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации: Общество и цивилизация в XXI веке: тенденции и перспективы развития: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции (27 мая 2014 г. Воронеж). Воронеж, 2014. № 8 (12). С. 78-82.

10. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации ком-петентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 46-47.

11. Яковлева-Чернышева А.Ю., Беляева Е.В., Якунина И.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 90-97.

12. Яковлева-Чернышева А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. — 2015. — № 3. — С. 153-159.

актуализация образовательно-профессионального потенциала

общества

Ежов С.Г., Голошумова Г.С., Тимиров Ф.Ф., Голошумов А.Ю.

Образовательно-профессиональный потенциал общества является важнейшим источником благосостояния любой нации. Сегодня можно констатировать, что значение образования осознано мировым сообществом. Особенно это касается роли образования в инновационном развитии экономики. Современная инновационная экономика — это экономика знаний. Наиболее быстро окупаются именно инвестиции в образование: по имеющимся оценкам один доллар, вложенный в затраты системы образования в развитых странах дает в течение длительного периода не менее трех-шести долларов прибыли. Таким образом, в современной экономике капиталу и природным факторам все в большей степени отводится пассивная роль, и только человеческий капитал (накопленный населением знания и умения, используемые в различных областях) не имеет ограничений [3].

Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе профессионального, прежде всего, следует отметить его роль как мощного источника знаний, обеспечивающего культурно-образовательное развитие населения. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, профессиональное образование должно стать

© Ежов С.Г., Голошумова Г.С., Тимиров Ф.Ф., Голошумов А.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.