Научная статья на тему 'Об опыте организации научно-исследовательской работы в вузе'

Об опыте организации научно-исследовательской работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INTERNATIONAL INNOVATION UNIVERSITY / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / RESEARCH INSTITUTES / НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / INNOVATION AND TECHNOLOGY CENTER / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / BUSINESS INCUBATOR / RESEARCH LABORATORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна

В статье рассматриваются инновационные подходы к организации научно-исследовательской работы в вузе, внедренные в деятельность Международного инновационного университета, г. Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева-Чернышева Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of organizing a research work in a higher educational institute

The article deals with the innovative technologies in the field of research work organization at the higher education establishment, introduced into the Sochi International Innovative University activity.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации научно-исследовательской работы в вузе»

Исследование такого ранга относительно поиска информации должно осуществляться совместно с представителями СМИ, РБК. Это, полагаем, что основа стабилизации экономических процессов.

Таким образом, разработанные эконометрические модели позволяют предвидеть не только, сколько будут стоить один рубль или баррель нефти, но и исследовать зависимость между факторами и тем самым внести ясность во многие проблемы современности, в частности в укрепление курса российской национальной валюты, т.е. обеспечение выпуска более качественной и дешевой нефти. Только в этом случае национальная валюта России станет более привлекательной, престижной среди других национальных валют мира.

Плавающий курс рубля — это лишь испытание на прочность игроков, своеобразная проверка их финансовых возможностей, резервов. Мы должны осознать, что укрепление курса национальной валюты это системная проблема.

Полагаем, что Россия имеет достаточные финансовые резервы, чтобы удержать курс национальной валюты.

Литература

1. Замков О.О. и другие. Математические методы в экономике. М., Учебник. «Сервис», 2004.

2. Малугин В.А. Математика для экономистов. Учебник. ВЭО. М., «Эксимо», 2006.

3. Петров Ю.Е. Диалектика научной абстракции в математическом познании. Монография. М., МГУ 1996.

4. Хубулава Н.М. Эконометрика XXI века. М., Учебник. "Восход-А", 2010, с. 200.

5. Хубулава Н.М. Проблемы укрепления курса национальной валюты. М., Вестник УРАО, № 2, 2015. С. 117-125.

6. Хубулава Н.М., Скотченко А.С. Система измеряющих моделей ценообразования. М., Вестник УРАО, № 4, 2015 юб.изд. С. 145-152.

об опыте организации научно-исследовательской работы в вузе

Яковлева-Чернышева А.Ю.

Научно-исследовательская деятельность в Международном инновационном университете (г. Сочи) организована на основе использования инновационных технологий. В вузе сформирована и успешно функционирует целостная система организации научно-исследовательской деятельности, включающая 3 взаимосвязанных уровня: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки, внедрение результатов проведенных исследований в практику.

Фундаментальные исследования в Университете проводятся на базе 4 научно-исследовательских институтов (развития личности, экономики и управления, правовых исследований, электронных информационных технологий и технико-технологических

© Яковлева-Чернышева А.Ю., 2016

инноваций). В структуре каждого научно-исследовательского институтов функционирует ряд научных лабораторий.

Научные исследования НИИ развития личности осуществляются в рамках проекта «Разработка сетевой теории и технологий развития личности в информационно-образовательном пространстве». Руководителем проекта является академик РАО, доктор психологических наук, профессор Г.А. Берулава.

В структуре НИИ развития личности функционируют следующие научные лаборатории: лаборатория инновационных технологий в психологии, лаборатория инновационных исследований в области туризма и сервиса, лаборатория индивидуализации обучения.

Научные исследования НИИ экономики и управления реализуются в рамках проекта «Инновационные технологии экономики и управления в системе предпринимательства». Руководитель проекта — д-р экон. наук, профессор А.Ю. Яковлева-Чернышева.

В рамках НИИ экономики и управления действуют такие научные лаборатории, как лаборатория экономики предпринимательства, лаборатория бухгалтерского учета и анализа, лаборатория налогового консультирования, лаборатория менеджмента, государственного и муниципального управления.

В НИИ правовых исследований реализуется научный проект «Разработка инновационных технологий в правовой сфере». Руководителями проекта являются: канд. юрид. наук, доцент Н.В. Сплавская и канд. юрид. наук, доцент А.В. Дружинина.

В структуре НИИ правовых исследований действуют лаборатория гражданского права, лаборатория виктимологического просвещения и лаборатория семейного права, лаборатория международных отношений.

Научные исследования НИИ электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций реализуются в рамках двух проектов:

1) «Разработка инновационной электронной образовательно-управленческой среды «Электронный университет». Руководители проекта: д-р пед. наук, профессор О.А. Зимовина и старший преподаватель В.Г. Малыш;

2) «Разработка инновационных технологий и технической сфере». Руководители проекта: канд. тех. наук Т.К. Габуния и канд. тех. наук, доцент В.П. Алексеев.

В структуре НИИ электронных информационных технологий и технико-технологических инноваций работают следующие научные лаборатории: лаборатория программных разработок, лаборатория графического дизайна и лаборатория инновационных технико-технологических разработок.

В проведении исследований, осуществляемых на базе перечисленных выше научно-исследовательских институтов и научных лабораторий, принимают активное участие аспиранты и студенты Международного инновационного университета, приобретающие опыт аналитической работы, необходимый для их формирования как будущих профессионалов в сферах деятельности, соответствующих направлениям подготовки.

Для проведения прикладных исследований и разработок в Университете создан Инновационно-технологический центр. Основной целью его деятельности является разработка инновационных технологий в гуманитарной и технической сфере.

В структуре Инновационно-технологического центра функционируют следующие подразделения: Центр программных разработок; Центр инновационных психолого-педагогических разработок; Патентно-лицензионный центр; Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.

В Центре программных разработок ведется работа по формированию инновационной электронной информационной образовательной и управленческой среды «Электронный вуз», которая обеспечивает системную интеграцию традиционного и электронного образовательных пространств на всех этапах обучения и воспитания студентов. Технически указанная среда реализована на платформах 1С: Предприятие 8 и WEB. В разработанной конфигурации используется клиент-серверный вариант системы 1С:Предприятие, хранилищами данных служат Microsoft SQL Server и WEB-сервер Apache совместно с системой баз данных MySQL.

Система «Электронный вуз» — это инновационный, не имеющий аналогов образовательно-управленческий продукт, который позволяет максимально оптимизировать процессы, связанные с управлением деятельностью вуза и организацией учебного процесса на основе теории сетевого образования. Она включает следующие основные подсистемы: «Ректорат», «Деканат», «Студент», «Тестирование», «Приемная комиссия», «Канцелярия», «Отдел кадров», «Учебный отдел», «Бухгалтерия» и др.

В работе Центра программных разработок участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» и получающие опыт создания информационных систем и баз данных, CMS систем, систем электронного обучения, используемых для поддержки образовательной и управленческой деятельности МИУ

Центр инновационных психолого-педагогических разработок создан для разработки инновационных образовательных технологий, построенных на основе теории сетевого образования и теории гуманизации образования, реализованных в Концепции развития университета. Акцент в разработке учебно-методической документации делается на организацию самостоятельной и научно-исследовательской работы. В представленных технологиях реализованы метафоры «распределенного интеллекта», «общества обмена знаниями», «социального обучения». Такая распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, опосредована новым дизайном, прежде всего, через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа. Внедрение результатов исследований обеспечивает максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения, реализацию индивидуальной траектории развития мыслительных процессов личности в соответствии с индивидуальным образом мира, стилем индивидуальности, когнитивным стилем и доминирующими поведенческими стратегиями. Центр обеспечивает разработку централизованного электронного внутреннего портала, содержащего задания для самостоятельной работы, видео сопровождение ко всем темам программ и электронные информационные ресурсы.

В Патентно-лицензионном центре студенты Международного инновационного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Технология транспортных процессов», «Информатика и вычислительная техника», занимаются разработкой инновационной техники и технологий.

За время деятельности Центра преподавателями, аспирантами и студентами Университета получены патенты на полезные модели: «Носилки для спасательных работ МЧС», «Большегрузный автофургон», «Многоуровневый гараж-стоянка для автомобилей», «Грузовой манипулятор на автомобиле», «Гараж-ракушка», «Устройство для сбора опавших листьев»; патенты на изобретения: «Электроочиститель воздуха с генератором аэрозоля поваренной и морской соли и отрицательных ионов», «Устройство с комбинированным способом очистки диэлектрических жидкостей» и ряд других.

Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне специализируется на разработке инновационных технологий ландшафтного дизайна в городское пространство. В работе Центра участвуют студенты Университета, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн». Студенты, занимающиеся в Центре, разработали дизайнерские проекты студенческих кафе, а также многих других объектов города.

Внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в сферу социальной жизнедеятельности общества, область техники и технологий осуществляется в рамках деятельности бизнес-инкубатора, что обеспечивает создание условий для построения профессиональной карьеры студентов Университета, приобщения их к самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем.

В структуре бизнес-инкубатора работают следующие подразделения: консультационные центры; Центр социально-культурного сервиса; Центр развития и самореализации личности; Центр управленческих ресурсов; Центр разработки мультимедиа и веб-ресурсов; Центр разработки масс медиа ресурсов.

В число консультационных центров входят: Центр психологического консультирования, Центр правового консультирования, Центр экономического консультирования и Центры электронного консалтинга.

Центр психологического консультирования предоставляет возможность студентам МИУ получить навыки работы психолога-консультанта. В Центре осуществляется консультирование, как студентов, так и всех желающих получить психологическую помощь. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в сфере психологии.

Центр правового консультирования создан для оказания консультационных услуг в правовой сфере студентам, а также другим физическим лицам. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в правовой сфере.

Центр экономического консультирования создан для оказания услуг в сфере экономики предприятия, налогообложения и банковского дела, в том числе включающих консультации по бизнес-планированию, проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, порядку и методике исчисления и уплаты налогов и сборов, налоговому планированию, составлению налоговых деклараций и т.п. В работе Центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Экономика» и формирующие профессиональные компетенции для деятельности в сфере экономики.

В Центре электронного консалтинга студенты имеют возможность выступить в роли консультантов для других студентов. Круг вопросов, рассматриваемых в Центре

электронного консалтинга, очень широк. Так, в настоящее время в его рамках действует ряд Электронных клубов, включающих: Электронный клуб юристов, Электронный клуб экономистов, Электронный клуб управленцев, Электронный клуб специалистов сферы сервиса, Электронный клуб ландшафтных дизайнеров, Электронный клуб по проблемам информатики, Электронный клуб по проблемам транспорта, Электронный клуб по межкультурным коммуникациям, Электронный клуб психологов.

Участие студентов в дискуссиях дает возможность для свободного выражения мнения по различным проблемным вопросам. Студенты, подключаясь к обсуждению конкретной темы, дают аргументированные ответы по данной проблеме, учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения, формируют навыки делового и межличностного общения, профессиональные компетенции в сфере своей будущей деятельности.

Центр социально-культурного сервиса включает гостиничный комплекс и кафе, расположенные в корпусах Университета. На их базе у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Гостиничное дело», «Туризм», «Социально-культурная деятельность», формируются реальные практические навыки в сферах гостиничного сервиса и общественного питания.

В Центре развития и самореализации личности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», имеют возможность получить практические умения и навыки по развитию личностных и поведенческих характеристик других студентов, необходимых для их успешности в профессиональной и личной сфере.

В Центре управленческих ресурсов студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», формируют профессиональные компетенции, необходимые в работе современного руководителя.

В Центре разработки мультимедиа и веб-ресурсов студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», учатся создавать реальные коммерческие сайты.

На базе Центра разработки масс медиа ресурсов студенты учатся создавать различную видеопродукцию, газету «Сочинская молодежь», журналы, издаваемые на базе Университета.

Литература

1. Берулава М.Н. Теоретические основы современного образования: монография / М.Н. Берулава. — М.: Гуманитарная наука, 2011.

2. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 11. — С. 51-56.

3. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Бе-рулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова / / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2014. — № 10. — С. 21-28.

4. Инновационные технологии развития личности: научно-методическое пособие / Авторский коллектив. Под ред. академика РАО Г. А. Берулава. — Изд. 4-е, доп. — Сочи: НОУ ВПО МИУ 2014.

5. Концепция развития современного университета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. — Сочи: НОУ ВПО МИУ 2013.

6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина / / Высшее образование в России. — 2014. — № 12. — С. 90-97.

7. Яковлева-Чернышева А.Ю. Инновационные подходы к организации научно-исследовательской деятельности университета: научная статья/ А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, В.П. Алексеев // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — № 4. — С. 16-20.

8. Яковлева-Чернышева А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. — 2015. — № 3. — С. 153-159.

параметры оценки партнерства как маркетингового актива

компании

Ярощук А.Б., Булгаков А.Л., Скрипова Д.Ф.

В настоящее время проблема значимости и методов оценки нематериальных активов компании приобретает все большее значение, но, в то же время, остается недооцененной. В связи с ростом значимости информационных технологий, информации как актива, а также распространением все новых форм и способов передачи и использования информации, изменилось отношение к потребителю в рамках концепции неоэкономики и возросла роль нематериальных активов как ресурса, приносящего непосредственный доход. По этой причине возникла необходимость разработки метода оценки таких активов для учета непосредственной отдачи, а также для формирования корректной стратегии развития. Тем не менее, в основном, являясь неосязаемыми, но приносящими доход, такие активы не могли быть единовременно оценены, так как по сути не имели собственной внутренней стоимости, но стоимость их формировалась за счет их использования в деятельности компании. Именно поэтому необходима разработка соответствующей методологии с возможностью учета всех возникающих параметров, добавляющих стоимость активу, продукции, бренду, компании.

Определение нематериальных активов гласит, что нематериальные активы — «принадлежащие предприятиям и организациям ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Это ценные бумаги, патенты, технологические и технические новшества, проекты, другие объекты интеллектуальной собственности, арендные и другие права, называемые неосязаемыми ценностями» [3].

© Ярощук А.Б., Булгаков А.Л., Скрипова Д.Ф., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.