Научная статья на тему 'Об организации научно-исследовательской работы в университете'

Об организации научно-исследовательской работы в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИТУТЫ / НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / THE INTERNATIONAL INNOVATIVE UNIVERSITY / RESEARCH INSTITUTES / SCIENTIFIC LABORATORIES / INNOVATION AND TECHNOLOGY CENTER / BUSINESS INCUBATOR / INTERNATIONAL CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева-чернышева Анна Юрьевна, Беляева Екатерина Вячеславовна, Якунина Инна Юрьевна

В статье рассматривается инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности в Международном инновационном университете, раскрывается его роль в развитии отечественной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева-чернышева Анна Юрьевна, Беляева Екатерина Вячеславовна, Якунина Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION STRUCTURE FOR RESEARCH ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY

The article deals with the role of the International Innovative University in the national science development. The innovative structure for the of the organization research activities attheUniversity including research institutes, sceintific laboratories, and innovation, technology and consulting centres is considered. The university accomplishes fundamental research, applied research and development, implementation of study results into educational process and into practice. The university possesses its own business incubator for commercialization of study research and for aquiring professional skills by students.

Текст научной работы на тему «Об организации научно-исследовательской работы в университете»

90

Высшее образование в России • № 12, 2014

А.Ю. ЯКОВЛЕВА-ЧЕРНЫШЕВА, проректор по научно-методической работе

Е.В. БЕЛЯЕВА, начальник отдела науки и инновационных технологий И.Ю. ЯКУНИНА, научный сотрудник

В статье рассматривается инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности в Международном инновационном университете, раскрывается его роль в развитии отечественной науки.

Ключевые слова: Международный инновационный университет, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательские институты, научные лаборатории, инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, международная конференция

Об организации научноисследовательской работы в университете

В Международном инновационном университете выстроена многоуровневая система научно-исследовательской деятельности: 1) фундаментальные исследования,

2) прикладные исследования и разработки,

3) внедрение результатов проведенных исследований в образовательный процесс и практику хозяйственной деятельности (рис. 1).

Фундаментальные исследования проводятся на базе пяти научно-исследовательских институтов (развития личности, экономики и управления, электронных информационных технологий, правовых исследований, технико-технологических инноваций), в структуре которых функционируют научные лаборатории.

Научные исследования НИИ развития личности осуществляются в рамках проекта «Разработка сетевой теории и технологий развития личности в информационно-образовательном пространстве». Руководителем проекта является академик РАО, д-р психол. наук, профессор Г.А. Бе-рулава. В структуре института функционируют следующие научные лаборатории: методологии и теории развития личности, психологических основ сервиса и туризма, индивидуализации обучения, воспитания личности.

Научные исследования НИИ экономики и управления реализуются в рам-

ках проекта «Инновационные технологии экономики и управления». Руководитель проекта - д-р экон. наук, профессор А.Ю. Яковлева-Чернышева. В структуре института действуют четыре подразделения: лаборатория экономики предпринимательства, лаборатория проблем налогообложения, лаборатория банковского дела, лаборатория современного менеджмента.

НИИ электронных информационных технологий ведет исследования в рамках проекта «Разработка инновационной электронной образовательно-управленческой среды «Электронный университет ». Руководители проекта: д-р пед. наук, профессор О.А. Зимовина и старший преподаватель В.Г. Малыш. Здесь работают лаборатории программных разработок, мультимедиа и веб-ресурсов, графического дизайна, массмедиа- и видеоресурсов.

НИИ правовых исследований осуществляет проект «Разработка инновационных технологий в правовой сфере ». Руководителями проекта являются канд. юрид. наук, доцент Н.В. Сплавская, канд. юрид. наук, доцент А.В. Дружинина. В структуре института функционируют две научные лаборатории: гражданского права и викти-мологии.

На базе НИИ технико-технологических инноваций реализуется проект «Раз-

Из жизни вуза

91

Рис. 1. Структура организации научных исследований

92

Высшее образование в России • № 12, 2014

работка инновационных технологий в экологии и технической сфере ». Руководители проекта: канд. тех. наук Т.К. Г абуния и канд. тех. наук, доцент В.П. Алексеев. В структуру НИИ входят лаборатория инновационных разработок в сфере технических средств и лаборатория инновационных технологических разработок.

Студенты Международного инновационного университета активно участвуют в проведении исследований, осуществляемых совместно с Институтом образовательных технологий РАО на базе научно-исследовательских институтов и научных лабораторий.

Для проведения прикладных исследований и разработок в вузе создан инновационно-технологический центр, целью деятельности которого является разработка инновационных технологий в гуманитарной и технической сферах. В структуре центра функционируют следующие подразделения: центр программных разработок; центр инновационных психолого-педагогических разработок;патентно-лицензион-

ный центр; центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне.

Центр программных разработок осуществляет поддержку электронной информационной образовательной и управленческой среды «Электронный вуз», обеспечивающей системную интеграцию традиционного и электронного образовательных пространств на всех этапах обучения и воспитания студентов [1]. В техническом плане данная среда реализована на платформах 1С: Предприятие и WEB. В разработанной конфигурации используется клиент-серверный вариант системы «1С: Предприятие», использующий в качестве хранилища данных Microsoft SQL Server и WEB-сервер Apache совместно с системой баз данных MySQL. Система «Электронный вуз» представляет собой современный, не имеющий аналогов в России образовательно-управленческий продукт, позволяющий максимально оптимизировать процессы, связанные с управлением деятельностью высшего учебного заведения и организацией учебного процесса на основе тео-

Молодежный научный симпозиум «Проблемы социально-культурного развития

Черноморского региона»

Из жизни вуза

93

рии сетевого образования. Она включает следующие основные подсистемы: «Ректорат», «Деканат», «Студент», «Тестирование», «Приемная комиссия», «Канцелярия», «Кадры», «Бухгалтерия» и др. В работе центра участвуют студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная информатика» - с целью получения опыта создания информационных систем и баз данных, CMS-систем, систем электронного обучения, используемых для поддержки образовательной и управленческой деятельности.

Деятельность центра инновационных психолого-педагогических разработок связана с внедрением инновационных об-разовательныхтехнологий, построенныхна основе теории сетевого образования и теории гуманизации образования, сформули-рованныхв Концепции развития университета [2]. Акцент в исследованиях делается на организации самостоятельной научноисследовательской работы обучающихся [3; 4]. В представленных технологиях реализованы метафоры: «распределенный интеллект», «общество знания», «социальное обучение ». Соответствующая образовательная среда обеспечивает максимальный психологический комфорт для студентов в процессе обучения, реализацию индивидуальной траектории развития личности, опирающуюся на индивидуальный образ мира, стиль индивидуальности, когнитивный стиль и доминирующие поведенческие стратегии. Центр обеспечивает разработку централизованного электронного внутреннего портала, содержащего задания для самостоятельной работы, видеосопровождение ко всем темам программ и электронные информационные ресурсы.

В патентно-лицензионном центре студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Технология транспортных процессов » и «Экология и природопользование », занимаются разработкой инновационной техники и технологий. За время деятельности центра преподавателями, аспи-

рантами и студентами нашего вуза получены патенты на такие полезные модели, как «Носилки для спасательных работ МЧС », «Большегрузный автофургон», «Многоуровневый гараж-стоянка для автомобилей», «Грузовой манипулятор на автомобиле», «Гараж-ракушка». Кроме того, имеются патенты на изобретения: «Электрический очиститель диэлектрических жидкостей и газов», «Способ очистки диэлектрических средств», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на все тело человека», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на часть тела от ног до пояса человека», «Устройство для подачи микроэлементов в виде камеры, герметично надетой на часть тела от ног до шеи человека».

Центр инновационных технологий в ландшафтном дизайне специализируется на внедрении инновационных технологий ландшафтного дизайна в городское пространство. Студенты университета, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн», реализуют на базе центра интересные проекты по обустройству городских территорий, созданию благоприятной, комфортной среды. В частности, ими разработаны дизайнерские проекты студен-ческихкафе, а также многих других объектов города. На прилегающей к университету территории центром создан парк международного ландшафтного дизайна - уникальная экологическая зона с фонтанами и искусственной речкой. Декоративный сквер - прекрасный подарок вуза городу Сочи, столице Олимпийских игр 2014 г. - стал излюбленным местом отдыха студентов, горожан и гостей курорта.

Внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в социальную сферугорода, а также коммерциализация разработок в области техники и технологий осуществляются в рамках бизнес-инкубатора, деятельность которого создает условия для построения профес-

94

Высшее образование в России • № 12, 2014

сиональной карьеры студентов, приобщения их к самостоятельной постановке и решению профессиональных проблем. В структуру бизнес-инкубатора входят консультационные центры, центр социальнокультурного сервиса, центр развития и самореализации личности, центр управленческих ресурсов, центр разработки мультимедиа и веб-ресурсов, центр разработки массмедиа-ресурсов.

Консультационную деятельность осуществляют центр психологического консультирования, центр правового консультирования, центр экономического консультирования и центры электронного консалтинга.

В Центре психологического консультирования осуществляется консультирование как студентов, так и всех желающих получить психологическую помощь. В его работе принимают участие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология». Здесь они получают профессиональные компетенции для работы в сфере практической психологии, навыки работы психолога-консультанта [5].

Центр правового консультирования создан для оказания консультационных услуг в правовой сфере как студентам, так и другим физическим лицам. Обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция » могут приобрести здесь профессиональные компетенции для деятельности в правовой сфере.

Центр экономического консультирования предоставляет услуги в сфере экономики предприятия, налогообложения и банковского дела, в том числе проводит консультации по бизнес-планированию, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия, установлению порядка и методики исчисления и уплаты налогов и сборов, налоговому планированию, составлению налоговых деклараций и др. В его работе участвуют студенты, обучающи-

Заседание клуба интеллектуалов

еся по направлению подготовки «Экономика» [6].

В Центре электронного консалтинга студенты имеют возможность выступить в роли консультантов для других студентов. В настоящее время в его рамках действует ряд электронных клубов, объединяющих людей по интересам и сферам деятельности: юристов, экономистов, управленцев, специалистов сферы сервиса, ландшафтных дизайнеров, психологов. На этих площадках ведутся дискуссии по проблемам информатики, транспорта, межкультурных коммуникаций и т.д. Подключаясь в рамках электронного клуба к обсуждению конкретной темы, студенты получают возможность для свободного выражения своего мнения по той или иной проблеме, учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения, формируют навыки делового и межличностного общения, профессиональные компетенции в сфере своей будущей деятельности [7].

Центр социально-культурного сервиса включает гостиничный комплекс и кафе, расположенные в корпусах университета. На базе центра студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Гостиничное дело», «Туризм», «Социально-культурная деятельность», приобретают реальные практические навыки в

Из жизни вуза

95

области гостиничного сервиса и общественного питания.

В Центре развития и самореализации личности студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», имеют возможность получить практические умения и навыки по развитию личностных и поведенческих характеристик, обеспечивающих успешность в профессиональной и личной сфере [8].

В Центре управленческих ресурсов студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление », формируют профессиональные компетенции, необходимые в работе современного руководителя.

В Центре разработки мультимедиа-и веб-ресурсов студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Прикладная информатика», учатся создавать реальные коммерческие сайты, различную видеопродукцию. С их участием выпускается газета «Сочинская молодежь » и журналы, издаваемые на базе МИУ.

Одним из важнейших направлений деятельности университета, способствующим популяризации и внедрению результатов научных работ в практику образования, является проведение научно-практических мероприятий международного и всероссийского уровня. Так, 9 сентября 2014 г. у нас прошла традиционная международная конференция «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире».

Участников конференции поприветствовал заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, академик РАО М.Н. Беру-лава, который осветил основные задачи конференции, а именно обмен опытом и достижениями в сфере развития современного высшего образования в России и за рубежом, интеграция российского образования в мировое образовательное пространство. Целями проведения конференции являлись: исследование тенденций развития современного высшего образования; определение условий совершенствования системы высшего образования с учетом специфики информационного общества; изучение направлений развития гуманитарного, экономического, юридического и технического образования в высшей школе. С докладами на пленарном заседании выступили: чрезвычайный и полномочный посол Швейцарии в Российской Федерации Пьер Хельг, вице-президент Российской академии образования, академик Г.А. Бордовский, директор Международного центра по изучению образовательных программ, профессор Тихоокеанского университета Артур Эллис (г. Сиэтл, США), профессор университета Гавра П.-Б. Руффини (г. Гавр, Франция), академики Российской академии образования И.В. Дубровина и Н.В. Бордовская.

В заключение отметим, что в условиях реформирования системы образования внедрение в образовательную практику инновационной структуры организации

96

Высшее образование в России • № 12, 2014

научно-исследовательской деятельности, разработанной в Международном инновационном университете, имеет особую актуальность.

Литература

1. Берулава Г.А. Информационная управлен-

ческая и образовательная среда «Электронный ВУЗ»: научно-методическое пособие. Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2014.

2. Концепция развития современного универ-

ситета / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. Сочи: НОУ ВПО МИУ, 2013.

3. Бордовская Н.В. Педагогические условия

эффективности исследовательской деятельности студентов // Педагогика. 2013. № 9. С. 36-41.

4. Шмуратко Д.В. Участие студентов в фун-

даментальных научных исследованиях //

Высшее образование в России. 2013. №11. С. 37-40.

5. Дубровина И.В. Психологическая служба

образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 56-63.

6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Формирование

методологических принципов управления маркетингом в социально-экономической системе предпринимательства // Гуманизация образования. 2013. № 3. С. 43-51.

7. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая мето-

дология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. С. 29-35.

8. Дубровина И.В. Психическое и психоло-

гическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.

АвТОрЫ:

ЯКОВЛЕВА-ЧЕРНЫШЕВА Анна Юрьевна - д-р экон. наук, профессор, проректор по научно-методической работе, Международный инновационный университет, nauka.miu@mail.ru

БЕЛЯЕВА Екатерина Вячеславовна - канд. пед. наук, начальник отдела науки и инновационных технологий, Международный инновационный университет, evebelyaeva@list.ru

ЯКУНИНА Инна Юрьевна - научный сотрудник, Международный инновационный университет, nauka.miu@mail.ru

YAKOVLEVA-CHERNYSHEVA A.Y., BELYAEVA E.V., YAKUNINA I.Y.

INNOVATION STRUCTURE FOR RESEARCH ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY

Abstract. The article deals with the role of the International Innovative University in the national science development. The innovative structure for the of the organization research activities at theUniversity including research institutes, sceintific laboratories, and innovation, technology and consulting centres is considered. The university accomplishes fundamental research, applied research and development, implementation of study results into educational process and into practice. The university possesses its own business incubator for commercialization of study research and for aquiring professional skills by students.

Keywords: scientific research, the International Innovative University, research institutes, scientific laboratories, innovation and technology center, business incubator, international conference

References

1. Berulava G.A. (2014) Informatsionnaya upravlencheskaya i obrazovatel’naya sreda «Elektronnyi

VUZ» [Informative management and educational environment «Electronic University»]. Sochi: The International Innovative University Publ.

2. Berulava M.N., Berulava G.A. (Eds) (2013) Kontseptsiya razvitiya sovremennogo universiteta [The

concept of the modern university development]. Sochi: The International Innovative University Publ.

Из жизни вуза

97

3. Bordovskaya N.V. (2013) [Pedagogical conditions ofthe effectiveness of students’ research activities].

Pedagogika [Pedagogy]. No. 9, pp. 36-41. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Shmuratko D.V. (2013) [Participation of students in fundamental scientific research]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 37-40. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Dubrovina I.V. (2007) [Psychological service in education: organization and management]. Vestnik

prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Bulletin of experimental psychology of education]. No. 1, pp.56-63. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Yakovleva-Chernysheva A.Y. (2013) [Formation of the methodological principles of marketing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

management in the socio-economic system of business], Gumanizatsiya obrazovaniya [Humanization of education]. No. 3, pp. 43-51. (In Russ.)

7. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New methodology of personality development in the

information educational environment]. Pedagogika [Pedagogics]. No. 4, pp. 29-35. (In Russ., abstract in Eng.).

8. Dubrovina I.V. (2009) [Mental and psychological health in the context of psychological culture of

the personality]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Bulletin of experimental psychology of education]. No. 3, pp.17-21. (In Russ., abstract in Eng.)

Authors:

YAKOVLEVA-CHERNYSHEVA Anna Y, - Dr. Sci. (Economics), Prof., Vice-rector for scientific and methodical research, International Innovative University, Sochi, Russia, nauka.miu@mail.ru

BELYAEVA Ekaterina V. - Cand. Sci. (Pedagogics), Assoc. Prof., Head of the Scientific Department, International Innovative University, Sochi, Russia, evebelyaeva@list.ru

YAKUNINA Inna Yu. - Researcher, International Innovative University, Sochi, Russia, nauka.miu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.